"Ампир V" Экранизация романа Пелевина. Крайне противоречие впечатление от экранизации. Первый порыв был строго отрицательным, но нельзя хаять ленту, если в ней нет полного совпадения с твоими собственными представлениями о книге. Надо посмотреть второй раз, лучше на холодную голову. А какие-то эпизоды и по третьему разу глянуть. Так и сделал. Черно-бело впечатление никуда не исчезло. . Что хорошо, местами очень хорошо — это компьютерная графика. Да, этим никого не удивишь, но работа мастеровитая, множество образов получились, а титры так вообще здорово. Полет мыши на Москвой — именно показывает то, что было рассказано в тексте. Не зашла разве что картинка вампира в образе памятника-Гагарина, что пролетает сквозь пузыри людских душ, тут слишком явное противоречие между позитивным восприятием первого космонавта и негативной ролью вампира. Что пытались сделать лучше, но вышло посредственно, это то, как ужали сам роман. Тут просится четыре, даже пять часов экранного времени, а всё спрессовали до часа-сорока. Что пало жертвой? Почти весь юмор и философия, которые были в диалогах второго плана, все игры с англо-русскими сочетаниями. "Клоуны и пидарасы" уцелели, но множество остального, увы... Да, местами сокращения оправданы, и первая дегустация крови для Рамы это не безымянный айтишник, а Ганс Рудель. Воспоминания Руделя суть сквозной образ для книги, потому чем раньше они появляются, тем лучше. Но исчезло это странное чувство времени, когда Рома-Рама понимал, что им не занимаются, он предоставлен сам себе. Периоды погружения в сны сохранились, но мотивация героя для самоосмысления — убрана; Что стало провалом — это подбор актеров плюс исполнение части ролей. В книге показан Иванушка-дурачок, которого приготовили на заклание, но красна девица выбрала жизнь именно для него, а не для прошаренного и оборотистого конкурента. Потому что видела, Иванушка её любит, и эта любовь потом ей очень пригодится. А ловкий парень предаст и посмеется над ней, как все предали Иштар Борисовну и врали ей в глаза. Для этого нужны три молодых и подходящих лица. И если киношный Рама временами налазит на глобус своего книжного прототипа, то Митра и Гера — вообще не то. Тут, увы, сразу вспоминаются нехорошие истории про театральные коллективы. И не "кто с кем спит", а про сложившиеся труппы, про крепкие шайки-лейки, которые к хорошим ролям никого постороннего просто не подпускают. Или проваливают проекты, чтобы потом не оспаривали их выбор. Так и тут: Гера — это не древо жизни, она не подходит. Причем та девушка, которую Рама подцепил на улице или школьница из воспоминаний Руделя — они вполне соответствуют образам юности и жизненного порыва. Мать Ромы-Рамы, тоже легко узнаётся и её стервозная личина показан буквально за двадцать секунд... Отдельная проблема с Митрой: книжный персонаж корчил из себя Мефистофеля, но был ярким, заводным, прикольным. Пустозвон и обманка, но в привлекательной оболочке. В фильме всю живость и яркость как корова языком слизала, а попытки пыжиться и "кидать понты" — сохранились. В результате персонаж буквально рассыпается. Да и актер, исполняющий роль Рамы, весьма ходульно отыгрывает большую часть переживаний своего персонажа. Где он получился, это в сцене вечеринки, когда надо было кусать халдея. Вот там чувство превосходства читается просто отлично. Но в в других сценах почти весь внутренний мир Ромы-Рамы остается за бортом. В то, что парень влюбился, не очень верится. Большая часть вампиров ни уму, не сердцу. Бальдр с Иеговой совсем мимо. Разве что Энлиль Маратович вытягивает. Иштар Борисовна — тянет, но без фанатизма, "на троечку". Из халдеев запомнился напоказ укушенный Рамой коррупционер. Почему? Он сыграл маской, как и предыдущий Рама, который застрелился. И это плохой признак, что маски в фильме запоминаешь лучше лиц. Что снова вышло середина на половину, это демонстрация роскоши. Выпилили все марки, все громкие названия, что во многом правильно (полная противоположность "Generation П"), хотя что-то могли и оставить. Сделали неплохие интерьеры квартир. Машины, одежда, часть украшений. Но все это производит впечатление неудачной постановки "451 по Фаренгейту" — книги в кадре горят, а в гибель культуры не веришь. Так и тут: на экране видны деньги, но они еще не достигли концентрации, когда у зрителя "в зобу дыханье спирает". Вообще линию постмодерна попытались сгладить, потому картины в новой квартире Рамы вполне классические, и Бонапарт на коне — стандартный. Иногда чувствуется провал по операторской работе/монтажу. Особенно ярко это читается в контрасте сцены с укусом Ромы и сцены, где Митра проводит для него первую дегустацию. Съемка, до того многокамерная, вдруг идет лишь с одной камеры, из-за чего исчезает ощущение диалога, а монолог слишком деревянный, актер-Митра не вытягивает. Но подобные провалы видишь далеко не всегда. Напротив, временами действие пытались оживлять. Но из прошлого будто приходят ограничения советского фантастического кино: в "Солярисе" тупо не было денег и возможностей снять толстую негритянку, а тут нет денег и возможностей снять паломничество китайского даоса. Снимали то, что было под рукой: потому кавалькаду иномарок показать смогли, рукопашные поединки получились эффектными, Татарского из предыдущего фильма тоже показали. При том, что книга экранизирована относительно аккуратно — режиссер не вводил новых персонажей, не менял концовку, не старался отыскать второй третий смысл — иногда ну прям офигеваешь. Вот зачем было менять стихи, которые Брама и Митра сочинили во время дуэли? Ну чем оригинальные были плохи? . Итого: ощущение, как от половины сборочного комплекта автомобиля: хорошо, местами дорого, местами очень качественно, но машина не едет. Потому что колес нет и карданный вал куда-то делся. А когда её пытаются завести, выходит суетливая медитация. Пелевин без юмора, без постмодерна и межкультурных аллюзий, уже не Пелевин. Поэтому очень хочется, чтобы "Священную книгу оборотня" экранизировали в аниме-варианте. Условность картинки поможет пройти цензуру и раскрепостит создателей, сломает необходимость подгонять хронометраж под кинопрокат. |