Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 января 01:08

Фейсбук вдруг напомнил мне об одном моём старом посте на тему новых фант-идей, которые никто так и не использовал. Переношу его сюда копипастом с намёком для тех, кто слишком уж серьёзно относится к теме "Новые фантастические идеи" на форуме Фантлаба.

22 л. — 19 к. — 5 р.

8 лет назад

Ваши воспоминания

Андрей Чертков

31 декабрь 2015 г.

Поделился/-ась с Доступно всем

Продолжая тему о литературных снах, заявленную не так давно...

Так вот, пару недель назад приснился мне сон, будто бы я подписался написать роман под названием "Бесплатных пикников не бывает" — в продолжение, само собой, повести "Пикник на обочине" известно каких авторов. И будто бы для этого романа я там, во сне, придумал ход, который не использовал до сих пор ни один из многочисленных сиквелистов-фанфикеров.

#Времяучеников

Действие книги происходит в 80-х годах 20 века. Главный герой романа, некий советский ученый, имени которого я уже не помню, выдвинул гипотезу, благодаря которой он смог заручиться поддержкой руководства Международного института внеземных культур, который и ведает изучением Зон Посещения. А суть гипотезы заключается в том, что самое главное в Зонах — это не всевозможные артефакты и аномалии, а следы и остатки тех транспортных средств, благодаря которым и состоялось это самое Посещение. Мол, из всего корпуса артефактов и аномалий нужно выделить все эти "транспортные следы" и изучать их в первую очередь, потому что это позволит проложить путь к звёздам. И вот теперь, пользуясь своим карт-бланшем, главный герой колесит по всем филиалам Института и прилегающим к ним Зонам Посещения и общается там с местными учеными, администраторами и сталкерами: шесть частей романа — шесть Зон (как и было указано в первоисточнике). Одна из них — широко известная Хармонтская Зона где-то в Канаде. Другие пять: одна — в сибирской тайге на берегу Байкала; другая — на тихоокеанском атолле где-то в Микронезии (при этом бОльшая часть Зоны находится в лагуне под водой); третья — в одном из оазисов в пустыне Сахара; четвертая — среди ледников Гренландии; наконец, пятая — в джунглях Амазонки в развалинах заброшенного индейского города. В процессе перемещения по этим шести Зонам и изучения общих для них всех явлений наш ученый приходит к парадоксальному выводу, что не было на самом деле никаких шести инопланетных кораблей, прилетевших из радианта Пильмана и одновременно приземлившихся в шести местах на Земле. А была всего лишь одна-единственная капсула из полупроницаемого силового поля, внутри которой находилось свернутое пространство с иными, чем на Земле, физическими законами. Так что эта силовая сфера, прилетев из космоса (или выскочив из подпространства "темной энергии"), сначала ударилась о Землю в одном месте, сбросив там часть своего артефактно-аномального содержимого, затем отскочила, отрикошетив, и, как плоский камень, выпекающий "блинчики" по воде, запрыгала дальше и ударилась о Землю еще пять раз, пока не отлетела обратно в подпространство. Ну а чем этот роман должен был в итоге закончиться, я, уж извините, совсем не помню.

Короче — с Новым годом вас, дорогие мальчики и девочки с планеты Земля! Желаю вам всем новых тайн, загадок и чудес, но обязательно — только хороших, и ни в коем случае не плохих! Будем! Даёшь!


100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 4 года (04.07.20 — 01.01.24)


Статья написана 25 декабря 2023 г. 04:01

Копипост из Фейсбучного архива:


В ЭТОТ ДЕНЬ

1 год назад

Андрей Чертков

24 декабрь 2022 г.

Поделился/-ась с Ваши друзья


Время от времени, то и дело, я обращаюсь мыслями к тому обстоятельству, которое для меня до сих пор довольно-таки болезненно. А именно — почему я так и не стал писателем (или сценаристом), хотя почти всю свою сознательную жизнь я находился рядом с литературой, а какой-то немалый кусок жизни — еще и совсем рядом с кинематографом.

И вот сейчас я наконец сформулировал: чтобы стать Писателем (а особенно — Успешным Писателем), нужно обладать двумя очень важными свойствами личности. Во-первых, нужно иметь сильный Литературный Зуд. А во-вторых, нужно иметь мощный Литературный Дар, который, в свою очередь, можно разложить на несколько компонентов.

Так вот, если у человека есть неумолимый Литературный Зуд (то есть, он всё время хочет выдумывать и писать какие-то литературные истории), но этот Зуд не подкреплён у него ярко выраженным Литературным Даром, то на выходе получается писучий полуграмотный графоман — типа небезызвестных Владимира Щербакова, Дмитрия Де-Спиллера, Эрнста Малышева, Юрия Петухова или Саши Кругосветова. И таких "авторов" сейчас очень много в отечественной фантастике — практически все "сточкеры", "попаданцы" и всякая там "фэнтезня" написаны преимущественно ими, хотя и в этих невообразимых бумажно-электронных пёстро-обложечных "Альпах" можно отыскать и довольно-таки приличные книги, чьи авторы помимо Л-Зуда обладают еще и Л-Даром. В раннем "Сточкере", например, таким автором был несомненно Василий Орехов, который на самом деле Василий Мельник (и он же — в других жанрах — Василий Мидянин). Можно назвать и еще другие имена, и много, но это уж — вы как-нибудь сами.

Ну а если у человека есть Л-Дар (или какие-то отдельные компоненты Л-Дара), но нет Л-Зуда — то есть, писать он, вообще-то, может, но не хочет, — тогда из такого человека получается редактор, критик, публицист, филолог, журналист, — Но Не Писатель.

Ну так вот — применяя эту формулу к самому себе, я могу сказать, что у меня есть отдельные компоненты Литературного Дара (скажем, есть стиль и язык, случаются интересные и необычные фантастические идеи, но при этом совершенно нет умения вытаскивать из этих идей замысловатые сюжеты и запутанную интригу, нет острой жизненной наблюдательности и цепкой памяти на мелкие детали, нет, наконец, внимания к персонажам и к обстановке... ну и хватит об этом). Ну а главное — у меня совершенно нет Литературного Зуда. Даже когда ко мне приходит вдруг какая-нибудь мощная оригинальная идея, и я пытаюсь во что-то ее превратить, то я пишу чуть ли не из-под палки, буквально заставляя себя и совершенно не увлекаясь самим этим процессом, который я забрасываю всегда на довольно ранней стадии. Ну какой же из меня писатель? Да никакой. Поэтому свои лучшие идеи я пытаюсь приспосабливать к своим более одарённым в литературном плане друзьям; и бывает даже, что они их берут, и из этого получается вдруг нечто интересное и даже значительное. Ну, вроде одной повести у Сергея Лукьяненко и одной повести у Александра Житинского. Но это совершенно отдельная история, к которой, надеюсь, я скоро вернусь. Я как раз сейчас перечитываю эти две повести, которые в первый (и в последний) раз я читал примерно 17 лет назад.

Кстати, к этому посту в Фейсбуке было еще и где-то под сотню комментов моих многочисленных литературно одарённых френдов, но вот копипастить их сюда я, пожалуй, всё же не буду. А по сути вопроса у меня пока всё.


100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 4 года (Каталог — 04.07.2020 — 25.12.2023)


Статья написана 10 декабря 2023 г. 21:34

Вот уже полгода не писал я сюда новых колонок, а значит, есть смысл вернуться-таки на Фантлаб, благо и повод появился — 3 дня назад, 7 декабря, я выложил на Фэйсбуке/Мордодыре пост про литературно-сюжетный замысел, который я обдумывал потихоньку-полегоньку последние года 3, наверное, и вот теперь я его додумал наконец-то, да более или менее подробно сформулировал. А значит, можно просто скопипастить его и сюда, благо теперь это уже и труд совсем небольшой.



Пост в Фэйсбуке:



И всё-таки надо заканчивать пересказ сюжета так и не написанного романа "Спасатели" — который также называется "Я не Я", или "Я=mc2" ("Я равно ЭмЦэКвадрат"), а то я вдруг умру неожиданно, и тогда идея (сюжет/интрига) этого замысла так и останется никому не известной.

В двух словах повторю то, что я уже рассказывал ранее под хештегами #Сюжет_для_романа_АЧ и #ИТПРЭ (где И — это идея, Т — текст, П — проект, Р — резонанс, Э — экранизация: эта формула, на мой взгляд, раскрывает основные компоненты по-настоящему значимого, бестселлерного и, может быть, даже этапного фантастического романа, который все читают или про который все знают или наслышаны — как некогда про романы братьев Стругацких или Стивена Кинга, а сейчас — про романы Гарри Поттера... сорри, про романы Джоан Роулинг, конечно, ну и про некоторые романы... ну, скажем, Виктора Пелевина).

Итак, некий таинственный товарищ (которого мы назовём здесь "гуру" или "сэнсеем") при помощи поиска по блогам в разных соцсетях отыскивает небольшую группу людей в возрасте 50+ и 60+, которые сами про себя рассказывали в своём блоге, что когда они были молодыми — ну, то есть, примерно 40 лет назад, а еще точнее — в 1984 году, — у них погибли близкие им люди в таком же возрасте, как и они сами — 10+ или 20+. Причем они не умерли от неизлечимых болезней типа рака, а именно что погибли в результате трагического и случайного происшествия, которое, в принципе, можно было бы и предотвратить, если б знать заранее. Вот именно на это и упирает "сэнсей", когда собирает всю эту группу в своём интернет-видеочате, — на то, что он знает способ, при помощи которого всё ещё можно предотвратить трагедию, случившуюся в таком уже далёком прошлом.

Способ этот на самом деле довольно прост. Сначала нужно написать на бумаге короткое чёткое письмо самому себе — размером не больше страницы, — письмо, в котором содержится инструкция с простыми действиями, как не допустить этого происшествия. Например, главному герою, которого я собирался списать с самого себя, это была бы инструкция о том, как не допустить, чтобы его лучший друг детства в этот злосчастный день — 1 сентября 1984 года — так и не уехал бы за город на подводную охоту в одиночку (с которой он так и не вернулся, — о чём я уже не раз здесь рассказывал), а провел этот день вблизи от главного героя. И так должен сделать каждый участник чата — а всего их, ну скажем, человек 7. И потом, написав такое письмо, каждый "спасатель" должен тщательно изучить его глазами, чтобы эта страничка крепко-накрепко отложилась в зрительной памяти у каждого, и в нужный, чётко определённый момент — для всех одинаковый, где бы они ни находились, — предварительно подготовив себя при помощи определённых напитков и препаратов, а также определённой музыки (ну, скажем, Бетховен или "Пинк Флойд"), — они все должны были одновременно мысленно навалиться на "барьер времени", чтобы прорвать его (ну, примерно так, как это делают африканские и азиатские иммигранты, которых белорусская или российская власть принуждает прорывать границу соседней страны — Польши или Финляндии), а прорвав его, отправить своё письмо самому себе в прошлое — в ту ночь, которая предшествовала трагическому происшествию. Таким образом письмо это должно было присниться тому молодому человеку (или девушке), кем 40 лет назад был данный "спасатель". И если он/она воспримет это письмо всерьёз, если он/она запомнит его и будет действовать по "инструкции из будущего", то появляется шанс, что его/её близкий человек, погибший в следующий день, на самом деле не умрёт.

И вот тут-то и возникает вопрос, который "спасатели" задают "сэнсею": А как мы узнаем, что письмо дошло до адресата, было прочитано и применено, как и было сказано? — "А вот это, — говорит "сэнсей", — вы обязательно узнаете. Сами, без моей помощи".

И главный герой действительно очень быстро узнаёт, что письмо сыграло свою роль. Просто на следующий день он просыпается в своём собственном теле, но 40-летней давности — том самом, кем он был когда-то, когда он был юн и дурашлив. И каким-то образом герой понимает, что за спасение человеческой жизни, которая должна была исчезнуть безвозвратно из потока времени, но так и не исчезла, а продолжила своё плавание, Мироздание всегда вручает награду — Оно возвращает "спасателя" в тот самый момент, когда это произошло, и даёт ему шанс прожить эти 40 лет заново, исправляя все те ошибки, которые были за эти годы совершены — как большие, так и маленькие.

И вот тут-то и начинается главный сюжет этого романа (если бы он был написан). Во-1-х, не происходит полного замещения прежней личности главного героя — "старик" просто становится как бы наездником на личности самого себя в прошлом. Тот "юнец" продолжает жить так же, как это и было раньше, но теперь у него есть "наблюдатель", который смотрит его глазами и слышит его ушами, но (пока еще) не может управлять этим телом, — он может только давать советы самому себе молодому. И вот эти мысленные диалоги между 62-х-летним старцем и 23-х-летним молокососом, которые живут в мозгу одного и того же человека, — по поводу самых разных событий и происшествий того времени, да еще и при участии того парня, который не погиб в том прошлом, а так и остался близким другом главного героя, — должны были составить значительную и очень важную часть романа. Кроме того, я ведь собирался списать этого героя с себя, а я тогда был начинающим школьным учителем истории, к тому же недавно изгнанным из комсомола за слишком большую любовь к фантастике, да еще и накануне той самой Перестройки, которая стала раскручиваться буквально через год после этого происшествия — в 1985 году. К сожалению, после инсульта у меня довольно сильно ослабла память на мелкие детали прошлого, поэтому все эти события — и школу с целой кучей разных классов, где я работал, — от 4-х до 8-х и даже 10-х (на подмене других учителей, что случалось неоднократно), — и своё бурное увлечение рок-музыкой и пластинками (а также магнитными записями) той далёкой эпохи, и даже свои тогдашние клубы любителей фантастики (а у меня их было три), — я помню только в самых общих чертах, а все мелкие и очень важные детали этого прошлого у меня из памяти куда-то испарились. И это одна из тех важных причин, почему я так и не взялся за написание этого текста, — мне бы пришлось выдумывать — и, разумеется, с грубыми и глупыми ошибками, — те вещи, которые я должен был бы брать просто из своей памяти, чтобы описывать их живыми и реальными. Но увы, я их почти не помню.

А теперь дальнейший сюжет. Во-2-х, главный герой понимает, что здесь, в этом 1984 году, почти одновременно с ним, оказались еще несколько человек из будущего, переселившиеся в тела молодых себя, — но не все, конечно, а только те, которым всё-таки удалось своими письмами спасти тех людей, которые должны были погибнуть в прошлом. Но он о них знает совсем немного, и по этим данным отыскать этих "спасателей" крайне сложно, — тем более, что никакого интернета и никакой сотовой связи в 1984 году не было даже в зародыше. Впрочем, для упрощения ситуации можно оговорить, что все "спасатели" в 1984 году жили в одном месте — в Крыму или даже в одном Севастополе, — и это очень сильно упростит задачу поиска, а также объяснит, как же они все вместе умудрились прорвать "барьер времени", — а просто они прорывали его в одно время и в одном месте, а иначе это было бы невозможно. "Сэнсей" всё просчитал правильно. И вот тут-то возникает 3-й элемент сюжета. Главный герой понимает наконец, для чего так называемый "сэнсей" собрал в своём видеочате всю эту кодлу больных стариканов. А просто потому, что "сэнсей" откуда-то знал рецепт, как прорвать "барьер времени" и написать письмо самому себе в прошлом для спасения кого-то близкого и получения награды за это, — но в одиночку он не мог это сделать, ему была нужна масса, действующая одновременно и вполне определённым способом — ну, скажем, от 5 до 10 человек — чем больше людей, тем надёжнее "прорыв". А это значит, что "сэнсей" сейчас тоже где-то здесь, в этом 1984 году, и теперь надо понять, какой же у него был тайный замысел, что он хотел изменить, оказавшись в теле себя молодого?

Ну так вот, из пучка этих сюжетных линий, судеб и загадок и можно было бы составить роман с закрученным и парадоксальным сюжетом. Но я его так и не написал и уже не напишу — хотя вот придумал в самых общих чертах. Ну а вам — как? Можно ли эту идею раскручивать в этих направлениях, или же она изначально неоригинальная фигня? Как думаете?


Реакция фейсбуковых френдов

(30 лайков; 55 комментов):




Статья написана 24 мая 2023 г. 15:50

Среди многочисленных недавних выплесков нашей неугомонной "фантастической" самодеятельности на Ютубе я бы особо выделил два ролика, где пересказываются две самые легендарные повести Братьев Стругацких и довольно-таки развязно анализируются их многочисленные экранизации. Автор — какой-то художник комиксов под ником FStrider, юноша довольно-таки забавный (на мой взгляд), но с очевидными недостатками: во-первых, у него частенько каша во рту; во-вторых, материал, который он пересказывает, он знает далеко не идеально; ну а в-третьих, он несколько неумеренно использует порой ненормативную лексику. Но и всё равно — его ролики оставили у меня какое-то странное приятное послевкусие. В комментариях к этому посту вы можете попытаться объяснить, в чём тут дело, — если, конечно, и вам эти ролики тоже зашли, — или же, наоборот, активно не понравились.



100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 4 года (Каталог — 04.07.2020 — 24.05.2023)




Статья написана 27 февраля 2023 г. 13:20

Собственно, заголовок полностью исчерпывает всё содержание настоящей колонки. И всё таки — подробнее. Вчера известный кино-Ютуб-блогер по прозвищу GreenGrass опубликовал свой очередной (а по моим расчетам — так и вовсе 234-й) видеоролик, посвященный в данном случае производственной и прокатной истории сверхпопулярной в недавнем прошлом киберпанк-франшизы "Матрица", созданной сценарно-режиссёрским дуэтом братьесестёр Вачовски. Ну и подвёл итог всей этой завораживающей истории, означающий, что Матрица наконец умерла и теперь уже вряд ли когда-нибудь возродится. Да и слава Богу, наверное, — ведь не так уж приятно служить для будущего ИскИна батарейкой, — и это не слишком достойный финал для всей человеческой цивилизации и технического прогресса:





100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 3 года (Каталог — 04.07.2020 — 23.02.2023)





  Подписка

Количество подписчиков: 82

⇑ Наверх