Под знаком спирали, или Сверхъестественное расследование/Перевал террора
Аляска. Приходит время полярной ночи. В один из первых темных дней на научной станции Тсалал близ поселка Эннис происходит ЧП. Приехавший на станцию развозчик еды обнаруживает, что все ее сотрудники — восемь ученых — бесследно исчезли.
За расследование берутся шеф полиции Энниса Элизабет Денверс и патрульная Эванджелин Наварро. Пропажа людей выглядит крайне странно и сразу же оказывается окутана густым мистическим флером.
Вдобавок, находка, сделанная на станции, прямо указывает на связь нового дела с убийством активистки, произошедшим шесть лет назад.
И это далеко не последний сюрприз, ждущий полицейских во время долгой ночи.
Настоящий детектив (1-й сезон, 2-й сезон, 3-й сезон) стал одной из первых ласточек (наравне с Фарго), предвещающих расцвет малого экрана.
Четвертого сезона ждали с нетерпением. Оправдались ли ожидания? Отчасти, хотя нюансов хватает.
НД 2024 года до краев переполнен мистикой. В предыдущих сезонах потустороннее гостило, когда меньше, когда больше, но всегда без фанатизма. Четвертый сезон временами напоминает натуральный хоррор, сплетая приветы от Нечто и Перевала с ледяным ужасом Террора. Делая мистические арки одними из сюжетообразующих. Направляя, побуждая героев, порой прямо приводя их к ключевым находкам. Фонтанируя галлюцинациями, ошарашивая видениями, наполняя голову потусторонними голосами.
Поражает свежий сезон студеной полярной атмосферой (в духе уже упомянутого Симмонса). Бескрайнее темное пространство, небольшое озеро света в виде тусклых огоньков поселка. Долгая ночь, не позволяющая увидеть солнце неделями, а то и месяцами. Пустые улицы с редкими прохожими. Массивные машины, типа внедорожников или пикапов, никаких изящных пижонистых легковушек. Постоянно падающий с неба снег, заносящий дома. То медленно кружащий в свете фонарей, то несущийся с дикой скоростью. Ветер, свистящий поземкой и ревущий бураном, останавливающий жизнь вне домов. Остов вмерзшего в лед судна. Укрытый снежными сугробами до половины трейлер. Огромные пушистые псы. Слой инея на любом металле. Передвижная хижина на льду, с лункой внутри, где рыбаки часами ждут крупную рыбу. Арктические цены на еду в магазине. Коренные жители этих мест инупиаты (о них позднее).
Добро пожаловать на Аляску!
Актерские работы стараются не уступать антуражу.
Элизабет Денверс (Фостер). Уставшая, немолодая дама с кучей морщин и проблемами со зрением, пережившая трагедию, сильно изменившаяся после утраты, не до конца пришедшая в себя. Трудоголик, не оставляющий мысли о деле ни днем ни ночью, требующий того же от помощника. Хороший полицейский, не умеющий уживаться с людьми, сосланный с повышением на Аляску. Сексуальная террористка, переспавшая со всеми мужиками, которые «не успели убежать». Умная, циничная, саркастичная дама, умеющая ставить нужные вопросы и учащая этому умению окружающих. Умению, помогающему думать, вместе искать нестандартные подходы к делу. После детской психотравмы не верящая в бога. Рационалистка, иронизирующая над мистикой. Не любящая Битлз. Сражающаяся с приемной дочерью-подростком.
Отличный образ, несколько напоминающий персонаж Уинслет. Фостер еще могет.
Патрульная Эванджелин Наварро (Рейс). Наполовину инупиатка, родившаяся в Бостоне, вернувшаяся на Аляску уже взрослой. Служившая в армии, побывавшая в горячих точках. Экс-полицейская, чрезмерно близко к сердцу принявшая убийство 6 лет назад. Переведенная в патрульные (аналог внутренних войск, похоже, именно они приводят граждан в чувство в случае беспорядков). Крутой боец, способный в мгновение скрутить буяна. Забравшая в Эннис психически неуравновешенную младшую сестру, которой ставили самые разные диагнозы от биполоряки до шизофрении. Считающая, что на их семье лежит проклятье. Молящаяся богу, когда одиночество становится нестерпимым.
Рейс, которая аж никак не является профессиональной актрисой, выглядит в кадре вполне терпимо (Лопес могла бы взять у нее пару уроков), за редкими исключениями, играет на твердую четверку.
Обе главные героини свободные (кто сказал одинокие?) женщины, без нормальных семей, максимум с любовниками/любовницами без обязательств. Познавшие непростые жизненные обстоятельства. Погруженные в работу и воспоминания. Восприимчивые к потустороннему.
Второстепенные образы также на уровне.
Помощник Денверс, коп-«новичок» Пит (Беннетт). Восхищенный «юный падован» своей шефини, старающийся угнаться за трудоголизмом Лиз. Поимевший из-за этого проблемы с молодой женой.
Его отец Хэнк (Хоукс), скептический бывший шеф полиции до приезда Денверс. Забросивший занятия музыкой, ждущий в гости невесту по переписке.
Одна их жительниц Энниса Роуз (Шоу). Решительная женщина, не так давно похоронившая мужа. Отличающаяся способностью видеть мертвецов.
Капитан полиции Тед (Экклстон). Нынешний любовник Денверс с политическими планами. Лямур не мешает Теду вставлять Элизабет палки в колеса, и опасаться ее профессиональных качеств.
У каждого своя небольшая (или большая) фишка, персонажи запоминаются, влияют на события, создают недурной фон для происходящей истории.
Теперь о нюансах.
-Сериал «по винця» переполнен чрезмерными и нарочитыми социальными акцентами. Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды, влияющее на здоровье, а также генетику людей и животных. Коварные богачи, эксплуатирующие недра, портящие воду, уничтожающие рыбу и прочую живность. Научные забавы с вещами, которые мы до конца не можем понять, способные привести к непредсказуемым последствиям. Беды коренных народов, на этот раз не привычных нам североамериканских индейцев («Убийцы», «Эхо»), а изначальных жителей Аляски – инупиатов. Теряющих национальную идентичность, отравленных шахтами белого человека, рожающих мертвых детей. Сражающихся с корпорациями под лозунгом: «Мы были здесь раньше вас, и будем после».
-Без непременной повестки, понятное дело, не обойдется. Акцент на прекрасном поле, сильные, независимые дамы, девушки-лесбиянки, бисексуальные отношения, домашнее насилие, женское сестринство, которое не стоит дразнить никому из оглашенных самцов.
-Откровенно не хватает привычных для НД временных прыжков. «Ночная страна» ведет одну генеральную линию партии, отвлекаясь лишь на краткие врезки воспоминаний, мистические глюки, и один более-менее обширный флеш-бек. Маловато.
-Перебор с мистикой не дает развернуться нормальному детективному расследованию, отвлекая героев и зрителя сверхъестественным вмешательством. Да, к финалу часть вопросов получат вполне земные ответы, однако ряд потусторонних элементов, причем напрямую влияющие на сюжет, так и останутся в подвисшем состоянии (например, как все же появилась языковая находка, позволившая связать преступления?). Общий мистический ход мысли постановщиков понятен: прошлое, тянущее нас назад, влияющие на настоящее и будущее, усталость от потерь, желание окунуться в покой, давящее все сильнее с каждым прожитым годом, каждым похороненным близким человеком. Но градус мистики все же стоило понизить.
Эрго. Четвертый сезон НД оказался до дрожи антуражным, с недурными актерскими работами. А вот с мистикой и социальными темами вышел перебор.
Режиссер: Исса Лопес
В ролях: Джоди Фостер, Кали Рейс, Кристофер Экклстон, Джон Хоукс, Фиона Шоу, Финн Беннетт, Анна Ламбе
Вигрир — Поле битвы, земля павших королевств, место, где сражались и гибли боги. Расколотый на части и возродившийся мир, пропитанный кровью, полный чудовищ и Порченых — потомков мертвых богов. А также жаждущих власти вождей и прочих суровых людей, привыкших убивать и умирать. Зачастую ведомых местью за своих погибших близких.
Именно этой дорогой идет Орка – мать, старающаяся отыскать сына.
Варг – совсем недавно презренный трэлл, а сейчас один из Заклятых кровью, ищущий убийцу сестры.
Лишь дочь ярла Эльвар, избравшая собственную стезю воительницы, не жаждет возмездия, ее прельщает слава.
Пути этих троих: обычных людей, кружащих в кровавом водовороте сражений, убийств и воздаяния, на первый взгляд, не связаны между собой. И вряд ли они смогут изменить мир.
Но что если так только кажется?
Британец Джон Гвинн не первый год занимается созданием фентези. Немудрено, ведь жизнь юного Джона, активно колесившего по миру с отцом-военным, была плотно связана со Страной Фантазией. Первый его роман (он же единственный вышедший донедавна на русском)
увидел свет в 2012 году, и зачинал цикл классического фентези. «Злоба», кстати, отхватила премию Дэвида Геммела за лучший фэнтезийный дебют.
Нашим сегодняшним героем Гвинн открывает следующий цикл, вдохновленный культурой викингов, а также «Беовульфом и Рагнареком».
The Shadow of the Gods оказывается чертовски атмосферным, будто перенося нас во времена суровых норманнов (неудивительно: автор плотно занимается реконструкцией того периода). Правда, в этом мире Рагнарек уже случился. Сей факт вводит в книгу основную порцию магических элементов и фантдопущений.
Здешние небожители три сотни лет назад сошлись в схватке не на жизнь, а на смерть. С привлечением «порченых» потомков и обычных людей. Сошлись до того удачно, что выбили друг дружку под корень (почти). Из-за чего? Да как обычно – ревность и кровная вражда. После Рагнарека старый мир закончился, а в новом мире без богов (почти), обнаружились свеженькие особенности.
В первую очередь – чудища из бездны Везен. Тот еще бестиарий. От шаловливых фенч, любящих зубы теннуров, или ночные вирмов — червей в кинжал длиной, до волков ужаса, никс — подводных тварей русалочьего типа, троллей и огромных морских змеев. Практически все они не прочь отведать человечинки, и доставляют жителям Вигрира немало неприятностей. Зачастую смертельных. Плюс духи деревьев и забавные живые артефакты, как, к примеру, говорящая голова великана.
А как вам останки богов, служащие самой надежной защитой от этих самых везен?
Здешний пантеон включал в себя исключительно зооморфных богов, от Волка до Крысы. Главный – несусветных размеров змей Снака.
А что, очень удобно – заимел скелет экс-небожителя или хотя бы отдельную кость – и живешь припеваючи, на чудищ поплевывая с высокой колокольни. Если костомаху не раздобыл, приходится рунами обходиться, но они послабее будут.
Хит сезона – огромный город, построенный в черепе того самого Снаки. А что – если его скелет растянулся через весь Вигрир, став основой огромного горного кряжа, в черепе такого существа действительно можно строить мегаполис. Жаль, только солнечного света в таком городке маловато – только то, что через глазницы попадает.
Во вторую – обращение гомо сапиенсов с Порчеными. Людьми, в которых течет гнилая кровь мертвых богов. В наличии классические берсерки – потомки бога-медведя Берсера, Порченные с кровью Волка-Ульфира, Гончей-Гундура, Крысы-Ротта и других богов. Если верить сказкам — существуют даже драконнорожденные, ведущие свой род от Драконицы Лик-Рифа. Только вживую их никто не видел. Пока. Порченые в крайних случаях способны к частичному обращению. Славятся скоростью, силой, нюхом – всеми качествами, перенятыми от родителей-богов.
Вот только судьба их в Вигрире незавидна. Ведь они находятся на положении рабов, чья преданность достигается отнюдь не пряником. А с помощью увесистого кнута. Ошейников из осколков цепи, некогда сдерживающей Ульфира. Есть даже специальные дружины, «сшибающие монету» на отлове и продаже Порченых власть имущим, формирующим из тех команды телохранов.
А исландский тут натуральный язык силы. Именно на нем отдаются команды трэллам-Порченым, да и заклинания произносят на нем же.
Магией нас автор не обделил. Ее два вида – в исполнении Гальдурманов, людей, посвятивших годы обучению и шлифованию колдовского мастерства. И ведьм-Сейд, способных к волшбе благодаря крови самого Снаки, Отца богов.
Следующей приятной стороной Тени становится антураж викингов. Социально здешние обитатели делятся на четыре категории. Высший слой – ярлы со своими дренграми – профессиональными воинами-дружинниками. Свободные бойцы-наемники, шныряющие на драккарах туда сюда, занимающиеся отловом Порченых, добычей артефактов, охраной, сражениями, за кого заплатят. Простой свободный люд – торговцы, мастеровые, владельцы ферм. И рабы-трэллы.
В целом картина мира Гвинна списана с северян 8-11 веков. Непременные бражные дома, где от пуза пируют ярлы или хевдинги со своими воинами. Повседневная жизнь на драккаре, быт и отношения в дружине викингов. Молодецкие забавы — танцы на веслах. Морские сундуки для хранения одежды и брони, закупка добра для воина (и это не только оружие). Снаряжение викингов в бой, их приемы сражений. Знаменитая стена щитов. Похороны с оружием в руках. Непреложная традиция забирать доспех и шмотки убитого противника (трофеи-дело святое). Местное вече – альтинг. Хольмганга — поединок для разрешения споров в кругу, осененном прутьями орешника. Кровные долги – работающие в обе стороны, как в смысле мести за убитого родича, так и беспрекословной обязанности спасшему тебе жизнь. Поэтичные сказания скальдов. Похороны с оружием в руках. Клятва на крови, скрепленная рунами и словами силы. Тяжелая доля рабов, их абсолютно бесправное положение. Прям как у норманнов в гостях побывал. За атмосферу Гвинну респект.
Здешний мир до ежиков суров и жесток. Власть имущие традиционно свиньи – жаждут лишь захапать побольше власти, считая всех остальных прахом под ногами (хотя вынуждены держать покер-фейс и «следить за базаром»). Потому что каждый свободный товарищ (а также его жена) вооружен и готов бросить обидчику вызов в круг. Трэллам несладко, но и свободный в любой момент может расстаться с жизнью. Мало вам робяты, различных чудищ, так и человек человеку, по-прежнему – волк. Очень жизненно, знаете ли.
Основных линий в романе три штуки, по числу главных героев. В каждой нас ждут сюрпризы той или иной степени важности.
Орка – женщина-воин, причем из лучших. Та, кому легко убивать, это дело она умеет и любит. Просто поддающаяся ярости, в бою не обращающая внимания на собственную целостность. Мститель, вцепившийся в след врагов с цепкостью бультерьера. Готовая на что угодно, лишь бы вернуть сына и уничтожить всех виновных в его похищении. Типаж мстителя до последнего.
Варг – еще один мститель, но с нюансами. Трэлл, потерявший сестру, ищущий виновного в ее смерти/исчезновении. Ставший одним из отряда наемников, попробовавший на вкус жизнь вольного викинга. Серьезно раздумывающий над тем, как быть дальше – до упора идти по пути возмездия, потеряв новый статус и товарищей, или погодить, не опережая события. Человек, через которого мы знакомимся с путем воина, ведь до поступления в ряды Заклятых кровью Варг не имел дела с серьезным оружием, обходясь кулаками. Он частенько косячит при вхождении в воинский мир, но достаточно быстро учится. Эта линия отправляет героя и читателей в квест на далекую окраину, где нечто убивает людей.
Эльвар – воительница в еще одной наемной команде викингов — Лютая рать. Дочь вождя, сбежавшая из дому, решившая самостоятельно завоевать воинскую славу и имя. В этой арке нас ждет легендарный поход к сказочному великому ясеневому древу. Месту, где жарче всего бушевала битва павших богов и где должно быть немало различных плюшек (и тарашек).
Да, время от времени линии две наемные линии путаются в восприятии, быт и проблемы воинов изрядно схожи. Но с этим «багом» можно смириться.
Как нетрудно догадаться, герои пересекутся, правда, в этой части не все (второй том цикла уже есть на английском, третий в работе).
«Тень богов» в меру динамична, создана в режиме умеренно коротких глав, не дающих позабыть что происходило с другим героем, находящимся сейчас вне поля зрения. К финалу романа ставки повышаются, переводя происходящее из категории частных разборок в разряд судьбоносных событий для всего мира.
Хватает кровищи, поединков, стычек, смертей. Разве что привычных нам по фентези больших сражений мы не увидим. Количество бойцов в здешних битвах исчисляется десятками, а не сотнями или тем паче тысячами. Дык у норманнов особо большие рати чаще всего и не сталкивались. Тут не подкопаешься.
Эрго. Приятное скандинавское фентези с шикарным норманнским антуражем, как бытовым, так и мифологическим.
Привет из Трансильвании, или Кровавое расследование
Около депрессивной немецкой деревушки (да, есть и такие) близ польской границы, пара ночных рыбаков обнаружили невообразимое. Гору тел высотой в два метра, составленную из сотни с лишним трупов. Большинство покойников почти полностью обескровлены.
Полиция стоит на ушах, журналисты сотрясают воздух заголовками о маньяках, ритуальных убийствах и наследниках графа Дракулы.
Для работы над делом привлекают уроженца здешних мест комиссара Роланда Войта, и представителя польской полиции Станислава Заяка. Третьим активным участником расследования становится Магдалена Кринг, подруга юности Роланда, внезапно вернувшаяся в деревню. Дочь человека, на заброшенном поле которого возвышалась страшная находка.
Личности погибших установить невозможно (за единичными исключениями), зацепок минимум. Но с каждым днем Мег все яснее понимает, что груда мертвецов крепко накрепко связана с событиями двадцатилетней давности. Когда младший брат Мегги оказался среди трех пропавших вследствие жуткого паводка.
После шикарной Тьмы немецкий телепродукт сделал весомую заявку на привлечение внимания к себе любимому.
Oderbruch, к сожалению, серьезно уступает лидеру, но может порадовать парой-тройкой приятных моментов.
Атмосферой сериал явно тянется к своему старшему брату, и это депрессивное сходство идет на пользу. Забытая богом, захолустная деревенька на «краю карты» с неполной сотней жителей. Мрачноватая атмосфера запущенности, булькающие болота, буянящая, сносящая плотину река, густые леса, пустые, осенние поля. Хтоническим настроением на Топи смахивает.
Второй фишкой проекта становятся игры со стариной Хроносом. Постановщики активно чередуют современность с событиями 20-летней давности, когда сегодняшние скучные и усталые персонажи были молодыми, «и чушь прекрасную несли». Фактически нам подарят два сериала по цене одного. Флеши полнокровные, частые и обширные. Есть даже серия, действие которой полностью происходит в 1997.
Вовсю пользуются создатели сериала и модным приемом перещелкивания времен (активно используемым, к примеру, в Женщинах и Призраках). Причем в Oderbruch идут дальше, не просто красиво и уместно совмещая переключения времен, а перенося героев из современности в прошлое. Связан этот прием с Мег (за одним исключением), которая регулярно наблюдает за собой юной, присутствуя в кадрах из былого (видная зрителю, но незримая для персонажей).
Приятно.
Необходимость второй линии с девушкой-сироткой, попавшей в странную школу-интернат, где от студентов требуется регулярная сдача крови для больниц, крайне спорная. Ничего существенного эта арка не добавляет – так, заполняет некоторые лакуны и дает чуток мяса сюжету. Можно было и обойтись, заменив парой диалогов.
Детективная линия слишком рано, для искушенного зрителя, вскрывает виновников преступления (поговорим о них в конце под спойлером). Что не есть гуд. Да и банальность злодеев изрядно огорчает. Но хотя мы слишком рано догадываемся, а к экватору и точно узнаем, что произошло, вопросы «кто именно», «как», «зачем» и «что дальше» остаются с нами гораздо дольше. Тем паче, виновников аж никак не одна штука. А самый Большой Злодей скрывается и вовсе до финала. Со временем происходящее меняет уровень с локального на глобальный, добавляя сюжету размаха и саспенса. Жаль экшена в сериале буквально пара неловких сцен на десяток секунд, да и бюджетом Одербрух похвалиться не может, что видно сразу. Все очень скромно, на натуре, без претензий.
Напряжение нельзя назвать идеальным, но на твердую четверку постановщики отработали, цепляя зрителя на крючок любопытства, создавая и поддерживая болезненное ожидание развязки. Основной сюжетный «вот это поворот» читается, хотя некоторые нюансы смогут вас удивить. Жаль, личность главгада угадывается достаточно просто.
Да и актеры не особо впечатлили.
Наиболее активная роль у Магдалены Кринг (Шух). Девушка, несущая ответственность за отрешенного брата-подростка. Женщина, после его потери, кардинально сменившая жизнь. Завязавшая с работой в полиции, бойфрендом, родителями, бежавшая свит за очи. Подсевшая на таблетки. Угнетаемая чувством вины. Не оставившая затею разобраться с гибелью младшего. Бойкая девица, готовая к изрядным рискам. Непреклонно идущая к своей цели.
Роланд (Крамер). Полицейский, которого привлекли к делу из-за его места рождения. Смурной, безэмоциональный, апатичный. Не простивший Мег бегства из его жизни.
Заяк (Грегорович). Стильный польский пижон в костюме и галстуке с коробкой выглаженных рубашек. Влекомый серьезной, на грани паранойи, страстью.
Беда в том, что шлейф роли у всех персонажей создан коряво. Мы увидим молодые версии героев, практически без раскрытий характеров. Взрослые протагонисты также будто висят в вакууме. Нам не покажут ни чем они живут (кроме дочерей Роланда), ни увлечений героев, ни их внутреннего мира. Чем занималась Мег прошедшие 20 лет? Чем зарабатывала на жизнь? Отчего не возвращалась раньше? Как дела у Роланда с женой? Отчего возникла маниакальная страсть Заяка? Нет ответов.
Что не сильно способствует качественному сопереживанию.
Эрго. Не шибко оригинальный, но атмосферный детективный хоррор.
Как нетрудно догадаться по обескровленным телам, злодеями в сериале выступают кровососы (банально, Хоботов!). Вариантов изображения этих созданий, даже за последние годы, кинематограф подогнал нам немеряно (вспомним хотя бы «Штамм», «Доктор Сон», «Революцию», «Чепелуэйт», «Полосу»). Oderbruch посвящает массу времени психологической и этической стороне вопроса, делая вампиров источником и примером моральных этюдов. Первое, что бросается в глаза – прямые, железобетонные сравнения вампиров и наркош. Один в один, что неоднократно демонстрируется на протяжении сериала. Голод, делающий из человека животное, заставляющий творить жуткие вещи, идти на что угодно, чтобы добыть дозу, сожаление после ее принятия, ломка при попытке соскочить. Прям по учебнику.
Далеко не все кровосиси жаждут быть убивцами и суперхищниками. Один напрочь отказывается от людской влаги, пробавляясь лишь кровью животных, следит за малейшими проявлениями зверя у близкого своего, стремясь прекратить злодеяния. Другой – терзается, совершая убийства, и пытается уйти «в завязку». А ведь есть люди, любящие монстра, несмотря на все его грехи. И чувствующие себя при этом весьма паршиво.
Правда, имеются и классические злодеистые упыри, считающие обычных гомо сапиенсов овцами, а себя волками. Забирающими кровь по праву сильного.
Здешние кровопийцы, по их же словам – не клыкастые живые мертвецы, а люди с генетической болезнью, распространенной по всей планете. В наличии не слишком любящие друг друга семьи-кланы. Те, что нам покажут в сериале, появились, чтобы вы не сомневались, из Трансильвании. Потребление крови дает им сверхсилу, долголетие, медленное старение. Выпил кровушки – горы можешь свернуть (кровь как магическая «манна», нужная для сверхусилия). Давно не причащался – слабеешь, и крышу рвет со страшной силой (вплоть до неконтролируемой агрессии при виде порезанного пальца жертвы). Но есть нюансы – все вышеописанное относится в первую очередь к людской кровушке. Жидкость, добытая из вен животных, выступает слабым заменителем, позволяя не протянуть ноги, не замедляя старения, да и суперсилу можно использовать ограничено. А главное – вызывает у вампов жуткую желудочную боль.
Имеются у наших наследников Дракулы правила, напечатанные в антикварной книге, не Маскарад, но что-то масочное имеется. А вот никакой солнце/чесноко/крестобоязни нет и в помине. Из любопытного – женщин вампирского рода не было уже около века, вампиры потихоньку вымирают.
В общем, как я уже сказал, ничего нового или особо интересного нам не покажут. Даже жаль.
Возвращение в Батиару, или «Крестовый» поход возмездия
Принимая заказ на убийство, купец и корсар Рафел бен Натан и его партнерша Надия бинт Диян оказывались в своеобразной западне. Исполнишь – можешь попасться на месте содеянного. Не исполнишь – разозлишь заказчиков, одних из самых опасных людей, встречавшихся Рафелу на пути.
Но кто бы мог знать, что само убийство померкнет по сравнению с тем, что унесет исполнитель с места злодеяния. Двумя предметами, способными оказать влияние на судьбы многих и многих людей.
Гай Гэвриел Кей («Гобелены Фьонавара», «Изабель») книга за книгой плетет перед нами очаровательное полотно своего мира Джадда – изрядно похожего и неуловимо отличающегося от нашего.
«Моря» стали фактически срединой условной трилогии, начатой «Блеском минувших дней», «Детьми Земли и Неба», основное действие которых происходит в Батиаре (непосредственно Моря связанны с Блеском, откуда перекочует часть важных героев, а хронологически события «Морей» располагаются между «Блеском» и «Детьми»).
По местной Италии, на наши деньги примерно 14-15 веков, читателя и героев помотает изрядно. Мы посетим различные города-государства, каждое из которых по-своему выживает в этом непростом мире. Возобновим знакомство с людьми, берущими на щит эти самые города и становящиеся там владыками.
Одним из главнейших фишек книг Кея является потрясающая атмосферность и погружение в эпоху. Мы на себе прочувствуем религиозные разборки между джадитами и ашаритами, нелегкую долю местного богоспасаемого народа – киндатов. Опасность ночных улиц. Прелесть полных лодок каналов Серессы и гостеприимство ее палаццо. Отведаем пищи в таверне и на званом ужине. Попробуем на зуб непростые отношения внутри западных государств монотеистов-солнцепоклонников. Их контакты с извечными восточными врагами, поклоняющимися звездам. Мельком заглянем в покои халифов. Побываем на верфи, строящей лучшие суда в мире. Пройдемся по палубе боевой галеры и торговой каракки. Поучаствуем в интригах, затеваемых Верховным религиозным лидеров джадитов, жаждущим вернуть утраченный Город Городов. В подготовке крестового похода. Наведаемся в женский монастырь, а точнее обитель Дочерей Джадда. Приобщимся к деятельности Гурчи Завоевателя, после захвата Сарантия, действующего более гибридными путями.
А вот внешним действием романы Кея похвастать не могут. Как и описанием поединков со сражениями. Хотя внутреннее напряжение происходящего частенько может дать фору самым отвязным боевикам. Вспомним хотя бы сцену покушения на халифа.
Следующим преимуществом становятся качественные, живые и располагающие персонажи, обладающие мощным шлейфом роли.
Главных героев у нас в этот раз двое, причем даме достается больше «экранного времени», чем ее напарнику.
Надия бинт Диян, она же Ления Серрана. Еще ребенком похищенная ашаритскими корсарами. Купленная «добрым почти во всех отношениях» господином, воспитавшим из нее телохранительницу, обучившим владению ножом и коротким мечом, параллельно пользовавшимся ее женскими прелестями. До определенного момента, пока Надии это все не надоело. Умная женщина, способная не только к смертоубийству, но и к чтению и счету. Подобранная Рафелом, со временем ставшая его напарником и партнером по бизнесу. Как торговому, так и корсарскому. Упорно избегающая возвращаться на родину в Батиару, где возможно остался ее младший брат. Придавленная чувством вины и стыдом за рабскую часть своей жизни.
Рафел бен Натан. Купец и корсар. Представитель угнетаемого народа киндатов, в детстве вместе с соплеменниками изгнанный из места рождения. Больше мыслитель, чем верующий. Много читающий, с философским складом ума. Как и все представители того времени не гнущающийся замарать руки, особенно убийством неверного. При этом хороший, тонко чувствующий, местами мудрый человек.
Второстепенные персонажи, или те, кто в этом романе на заднем плане, понятное дело, получают меньше авторского внимания, но тоже выходят на славу.
Курафи ибн Русад – пленник при дворе Верховного патриарха. Раина Видал — королева киндатов, ее невестка красавица Тамир.
Отдельное спасибо за встречу со старыми знакомцами — одноглазым Фолько д`Акорси – кондотьером и правителем одного из городов. Целительницей Еленой. Герцогом (временным) Серессы Лучино Конти. Его секретарем Гвиданио Черра. Ставшим, как и в «Блеске» одним из рассказчиков, причем в нескольких временных линиях.
Даже те, кому достается буквально ничего текста, как-то ученый из Сарантия Арсений, или юный корсар Айаш, оставляют в душе у читателя значимый след. Не в последнюю очередь благодаря посмертным главам. Второплановые герои здорово расширяют локацию романа, напоминая, что мы видим лишь кусочек огромного мира, что повествование не ограничивается лишь Надией и Рафелом, рисуя судьбы людей, находящихся на грани фокуса рассказываемой истории. Дают возможность Кею поговорить с читателем на отвлеченные темы, поближе показать психологию гомо сапиенсов того времени.
Персонажи у Кея, даже живущие в разных концах света, частенько связаны друг с другом, далеко не всегда напрямую, порой свершают косвенное воздействие на судьбы других персонажей. Наочно показывают выверты Судьбы и сплетение доль.
Стоит отметить легкую мистическую нотку, оказывающую минимальное действие на сюжет, но добавляющую в блюдо остроты. В наличии даже сцена прямиком из настоящего фентези. Редкость для Гая.
Эрго. Еще одна страница из завораживающего мира Джада. В фокусе Батиара, «Корабли» тесно связаны с «Блеском», менее тесно с «Детьми».
Матрешечный полет, или Теория? Да тут натуральный заговор!
В 60-е года, в разгар Холодной войны Америка задумалась, что человечеству неплохо было подстелить соломки. Тайком отправив к Проксима Центавра корабль поколений, который должен добраться до цели примерно через век.
Проходит 50 лет. На борту около 600 душ, которые работают, женятся, растят детей и умирают. Замкнутое пространство корабля накладывает свой отпечаток. Психологический кризис, усталость, социальное расслоение, неверие в успех миссии, разочарование молодежи, родившейся на борту и не видевшей Земли. Гордое «Вознесение» все больше напоминает гнездо гадюк в космосе.
Но что если ситуация гораздо запутаннее, чем кажется пассажирам космолета?
Не слишком известный, но небезынтересный проект, напоминающий мастерски сколоченную матрешку. Слой внутри слоя, внутри слоя, многие из персонажей что-то скрывают, частые нежданчики. Эдакий разговорный триллер с сюрпризами.
Основная линия – корабль.
Тут нас ждут классические «пауки в банке», полные важных социальных и психологических этюдов. Модель земного социума в миниатюре, право слово.
Социальное расслоение нижних и верхних палуб, за полвека практически закрепившееся в ДНК. Верхние презирают нижних, «второй сорт» в ответ копит пролетарскую ненависть, бухает, дерется, и готов на бунт. Дорога наверх как бы открыта (кастовая система такая древняя дикость, что вы!), но тех, кто смог выбиться в люди, буквально единицы.
Политическая грызня возле кормушки кресел капитана и советников. С улыбочками, иносказаниями, расшаркиваниями. Использованием интриг, подстав, любого промаха, грязного белья, неудачно сложившихся обстоятельств, гибели невинных. «Тонкий европейский политик» во всей красе.
«Стюардессы» — аналог гетер, правда трубой пониже и дымом пожиже. Работа, куда могут податься девушки, не отличающиеся ничем иным кроме внешности. «Секс как валюта» — это про этих прекрасных дам.
Создание семей не по любви (как така любов?) а по велению компьютера, подбирающего максимально генетически подходящих партнеров. Что уж говорить о рождении ребенка, которое возможно только в случае смерти кого-то из 600 (а об устранении неизбежных на море случайностей (как мы позднее узнаем – не всех) заботятся противозачаточные импланты). Супружеские измены, мягко говоря, не приветствуются (исключая секс со стюардессами), можно на щелчок пальцев потерять работу, малейшее уважение и опуститься на самое дно.
Что любопытно, по мнению постановщиков, замкнутое в консервной банке общество, не знавшее «гражданских прав, сексуальной революции, вьетнама, 11.09 и геев», сможет генерировать мощные научные открытия. В общем-то, логично, для полета отбирали отнюдь не дураков, а гены не пропьешь.
Психологические размышления на тему выбора, которого лишили своих потомков начавшие перелет. Нашим путем, выбранным еще до рождения. Судьбы, над которой мы не властны. Попыток искать смысл в том, что под рукою. Депрессий, потому, что «наши жизни нам не принадлежат». Возвышения общественного и принижения личного, ведь мы «частички необходимые для выживания целого».
Сокрушений по поводу населения Земли, не ценящего тех великолепных вещей, которые находятся в их распоряжении – синего неба над головой, природы вокруг, морских и речных волн. Того, что кажется само собой разумеющимся, и того что оказывается чертовски ценным, когда люди лишены этих элементарных вещей.
Теорий заговора, столь популярной в 60-е, заставляющей вас недоверчиво относиться к любым словам и действиям власть предержащих. Игр с генетикой и евгеникой.
Добавляют картине прелести техника и наряды 60-х. Центр отдыха всего корабля — пляж-бассейн с большой направленной лампой типа солнце, зеленым задником, нарисованным небом, и парой гордых пальм.
Вторая линия показывает нам Землю начала 2000-ных. Тех, кто пафосно называет Вознесение «Спасательной шлюпкой человечества», снимая сливки с действий команды. Продолжая меж тем заниматься ведомственной грызней, выясняя, кто самая главная жаба в болоте.
Обе линии тесно переплетаются, активно взаимодействуют, создавая довольно гармоничную картину «Вознесения».
Главной фишкой сериала становится напряжение, не побоюсь этого слова натуральный саспенс, окутывающий коридоры и каюты «Вознесения». Ожидание больших неприятностей. Крепнущее понимание, что с этим полетом что-то серьезно не так.
В наличии редкие всплески экшена, типа драки охраны с рабочими, радиационного шторма или финальной перипетии. Их, к сожалению, совсем немного, что может отпугнуть изрядную часть зрителей.
Интрига, чья пружина закручивается все сильнее с каждой серией. Всплывает оружие, контрабандой доставленное на борт. Таинственный субъект в маске, которому нипочем радиация. Начинается детективное расследование первого за 50 лет убийства. Набирают обороты поиски того кто изничтожил местную Лору Палмер и того, кто пронес на борт пистолет. Все больше пророчеств издает местная малолетняя Кассандра, из странноватой девчонки превращающейся во что-то большее, как минимум в матерого экстрасенса.
Актеры работают на крепком среднем сериальном уровне. Телевизионные проекты, вобравшие в себя цвет Голливуда, уже будоражат умы масс («НД», «Фарго»), но Ascension так с кастом не свезло. Лицедеи, за редчайшими исключениями, модельной внешности, а вот будущих обладателей Оскара среди них не заметно.
Капитан корабля Уильям (Ван Холт ). Невозмутимый мужик, «герой пожара», остановивший огненную смерть на корабле и получивший за это капитанское кресло. Не большого ума разгильдяйский дядечка, полагающийся в паучьей борьбе на свою супругу. В процессе затеявший постельные игры с одной из ее подопечных (и, похоже, не только). Ох, зря он это!
Его жена Виондра (Хелфер ). «Эгоистка, манипулятор, хищница». Глава тех самых стюардесс. Дама не первой молодости, сохранившая красоту и сексуальность. Настоящий политик, дарящий нам такие перлы, как «я буду политиком, чтобы ты мог оставаться у власти» или «нет ничего серьезнее твоего электората». Интриганка, бессердечная стерва, испытывающая, тем не менее, нежные чувства к своему муженьку-дуболому.
Первый помощник Аарон (Пи Белл). Выходец с нижних палуб, карьерист, при этом любящий докапываться до истины, невзирая на лица, и топтаться по мозолям (как это коррелирует, решайте сами), креатура Уильяма. Потенциальный претендент на пост капитана, правда, для этого ему понадобиться изрядно подрасти над собой.
Нора (Байерс ), дочь главного медика корабля. Девушка, частенько непреднамеренно оказывающаяся около ключевых событий на корабле.
Криста (О`Брайен). А вот и наша Кассандра. Юница, утверждающая, что ее сны, это больше чем сны, и которая, как мы видим в процессе, действительно обладает неясными до самого финала способностями.
Харрис (Беллоуз). Сын ученого, запустившего проект, и курирующий его на Земле после болезни родителя. Одержимый «Вознесением». Еще один герой, имеющий немало скелетов в шкафу, предпочитающий отстраненность в работе (как минимум одно исключение их этого правила нам покажут), и утверждающий что «корабль сам все исправит».
Стоукс (Картер), вершина местного дна, король нижних палуб. Не простивший несправедливости и измены командования корабля. Ведь отец Стоукса был помощником капитана, и Стоукс считал этот пост своим. Резкий (порой чересчур) пацанчик, привыкший решать дела насилием.
Серий в проекте всего 6 штук, причем те, что показывали по ТВ, насчитывают всего по полчаса каждая, в расширенном варианте нас ждет уже по 45 минут в эпизоде.
Задел на продолжение оставлен неплохой, вот только мы его вряд ли увидим. Даже жаль.
Эрго. Любопытный социалогическо-параноидальный триллер полный напряжения и теорий заговора. А вот актерские работы и минимум экшена к достоинствам проекта не отнесешь.
Режиссер: Майрзи Алмас, Ник Копус, Роберт Либерман, Винченцо Натали, Стивен Уильямс (II)