Термин Звукозапись

Звукозапись

«То у вас собаки лают, то руины говорят…»

В. Высоцкий. «Письмо в редакцию…»


Рисунок С. К. Хандли

Звукозапись — фиксирование звуков на постоянный носитель с целью последующего их воспроизводства. Вот, пожалуй, то, чего мы не находим в древних мифологиях (разве что миф о нимфе Эхо). Зато этот процесс встречаем у таких первопроходцев фантастики как Ф. Рабле и Р. Распе в виде байки о замёрзших, а затем оттаявших в тепле звуках.

Заметим, что идея естественных носителей фонограмм исторически старше, и это нашло своё отражение в фантастике прошлых лет. Первыми живыми звукозаписывающими устройствами стали… «говорящие» попугаи, веками из поколения в поколение передающие иногда ценную информацию (П. Амнуэль, Р. Леонидов. «Несколько поправок к Платону»).

Среди предтеч уходящих в прошлое виниловых грампластинок и магнитной ленты обнаруживаются: камни или кристаллы (Э. Махмудов. «Голос Земли»; Г. Альтов. «Голубая раковина»), глиняная посуда, густо испещрённая особыми бороздками (И. Хобана. «Голос прошлого»).

Фантастическая история звукозаписи прослеживается со времён средневековья (И. Берковец. «Аутосонидо»).

В современники грамзаписи следует записать восприимчивый к магнетизму корпус затонувшей субмарины (Е. Войскунский, И. Лукодьянов. «Аландские каникулы»). Только для прослушивания таких специфических записей требуются фантастические обстоятельства. А иногда на звукозаписывающей аппаратуре обнаруживаются «голоса» звёзд или даже «чёрных дыр» (П. Амнуэль. «Далёкая песня Арктура»).

Последним словом в истории фантастической звукозаписи, видимо, стали фонны — миниатюрные розовые кубики, размером с игральных собратьев (В. Бабенко. «Проклятый и благословенный»). Однако, звукоряд предпочтительнее совмещать с видеорядом, оттого даже относительно компактные фонны, придуманные здесь автором, можно считать морально устаревшим изобретением.


© Р.Ю. Масленников




  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

7.65 (779)
-
26 отз.
  •   Пересмешник / Mockingbird (1980) [звукозапись через диктофон на металлические шары] // Автор: Уолтер Тевис  
7.14 (50)
-
5 отз.
  •   Корвус Коракс [под псевдонимом Лев Гурский] (2019) [техника звукозаписи не была изобретена, и в XXI веке для звукозаписи используют птиц, попугаев и воронов] // Автор: Роман Арбитман  
7.06 (33)
-
5 отз.

Повести

  •   Песни далёкой Земли / The Songs of Distant Earth (1958) [земляне оставили талассианцам записи с богатым наследием Земли, накопленным за прошедшие столетия. Но самым большим богатством стала музыка, песни далёкой Земли] // Автор: Артур Кларк  
7.70 (304)
-
11 отз.

Рассказы

  •   Граммофон веков (1919) [звуки запечатлеваются в виде особых невидимых бугорков на предметах, вблизи которых они раздаются. Бугорки эти сохраняются в течение веков и новые отпечатки звуков слоями ложатся на старые] // Автор: Ефим Зозуля  
7.12 (41)
-
2 отз.
  •   Ужас в чужих измерениях / The Dimensional Terror (1953) [мужчина записывает звуковые колебания на осциллограф и находит такую частоту, какую осциллограф не распознает] // Автор: Гарри Уолтон  
6.88 (8)
-
  •   Двенадцатая дорожка / Track 12  [= Месть] (1958) [учёный занимается микрозвукозаписью: записывает, например, падение иглы или звук деления клетки] // Автор: Дж. Г. Баллард  
6.64 (69)
-
5 отз.
  •   Голос прошлого / Glasul trecutului (1963) [для записи звука используется глиняная посуда, густо испещрённая особыми бороздками] // Автор: Ион Хобана  
5.86 (7)
-
  •   Аутосонидо / Autosonido (1966) [в 1530 году мастер Агиляр изобрёл аутосонидо — первый аппарат для записи голосов и музыки] // Автор: Иржи Берковец  
6.35 (59)
-
2 отз.
  •   Непрочный, непрочный, непрочный мир…  [= Непрочный, непрочный мир; Этот непрочный, непрочный, непрочный мир…] (1966) [недолговечная пластинка — после десяти проигрываний музыка превращается в визг циркулярной пилы] // Авторы: Борис Зубков, Евгений Муслин  
7.70 (251)
-
11 отз.
  •   Несколько поправок к Платону (1966) [«говорящие» попугаи, из поколения в поколение передающие ценную информацию] // Авторы: Павел Амнуэль, Роман Леонидов  
6.80 (25)
-
1 отз.
  •   Аландские каникулы (1967) [запись звука на восприимчивый к магнетизму корпус затонувшей субмарины] // Авторы: Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов  
6.64 (47)
-
1 отз.
  •   Тень императора (1967) [звуки в пространстве остаются навечно, их можно извлечь и расшифровать] // Авторы: Александр Абрамов, Сергей Александрович Абрамов  
6.75 (86)
-
1 отз.
  •   Голос Земли (1968) [чтение звуков прошлых эпох с камней] // Автор: Эмин Махмудов  
6.44 (9)
-
  •   Талисман (1973) [звуковые волны, воздействуя на окружающие предметы, оставляют свои следы. Их можно извлечь и услышать голоса прошлого] // Автор: Александр Хлебников  
5.43 (46)
-
1 отз.
  •   Голубая раковина (1976) [для записи звука используются кристаллы] // Автор: Генрих Альтов  
6.00 (8)
-
6.10 (70)
-
3 отз.
6.47 (94)
-
5 отз.
  •   Кому это нужно? (1980) [по клочку бумаги с несколькими написанными строчками, можно воспроизвести голос написавшего их человека] // Автор: Кир Булычев  
7.85 (236)
-
5 отз.
  •   Прошу тебя, припомни… (1982) [описан прибор для записи информации, скрытой в глубинах мозга. Информация выводится в виде звуков] // Автор: Людмила Жукова  
5.44 (39)
-
1 отз.
  •   Охотник на зеркала  [= Память до востребования, или Охотник на зеркала] (1987) [описан прибор виброизлучатель, который уничтожает звукозаписи на расстоянии в 200 километров] // Автор: Сергей Анатольевич Смирнов  
5.26 (27)
-
2 отз.
6.96 (27)
-
2 отз.



⇑ Наверх