Термин Радио

Термин «Радио»

У папы на запястье было атомное радио, сделанное по старинке: прижми его к голове, возле уха, и радио начнёт вибрировать, напевая что-нибудь.

Р. Брэдбери. «Каникулы»


Много воды утекло с тех пор, как самый первый на Земле радиосигнал вырвался в эфир из радиопередатчика, собранного А. С. Поповым в 1886 году. Одному очень известному звездопроходцу всё же довелось обогнать этот радиосигнал на своём сверхсветовом звездолёте, забравшись в какую-то умопомрачительную космическую даль (С. Лем. «Звёздные дневники Ийона Тихого»). Выходит, ни сам Попов, ни благодарное ему человечество и не подозревали, что изобретён не только новый способ связи, но и аппарат — источник абсолютно мощного электромагнитного излучения в радиодиапазоне.

Мечтатель и художник Альбер Робида посвятил радио такую «зарисовку»: из раструба громкоговорителя, весьма похожего на колокол граммофона, на слушателя обрушивается поток новостей со всего света, скорость распространения которых, наконец, перестала быть «черепашьей». Однако Г. Уэллс слово «радио» упомянул в своём творчестве только единожды, да и то в публицистической книге «Предвидения», полагая, что военный корабль, обнаружив в море превосходящие силы противника, сможет вызвать подмогу посредством беспроволочного телеграфа. Но были у Уэллса и некие «болтающие машины» в романе «Когда Спящий проснётся».

Дальнейший толчок фантазии был дан реальным распространением радио во всём мире. Оправившись от последствий гражданской войны, Советская Россия расширила территорию за счёт союзных республик. Взгляды мечтателей устремились на Арктику и в воздушный океан. В связи с этим о перспективах радиосвязи заговорили, рисуя захватывающие картины (В. Посвольский. «14 триллионов колебаний в секунду»).

В восторженном рассказе В. Хлебникова «Радио будущего» процесс радиофикации распространился на все многочисленные советские сёла. Их население словно становится сопричастным к любому событию, о котором оповестят дикторы. Однако автор не учёл, что вместо всеведения для народа может быть только его иллюзия, суррогат, обусловленный не только физическими возможностями радиокорреспондентов, но и деятельностью цензуры, умышленным ограничением частот приёма бытовых радиоприёмников. К тому же далеко не каждый может считать себя полиглотом и даже воспринимать на слух сообщения, закодированные азбукой Морзе. Зато «пророческим» оказался роман «По ту сторону», подписанный псевдонимом В. Эфф, в котором успехи радио используются в борьбе двух миров. Как вскоре выяснилось в реальности, «миры» — они же разные социальные системы, — сделали радиотрансляции с определённым подбором информации одним из видов идеологического воздействия на противника.

А совсем незадолго до потока чаяний оптимистов, ещё в 1924 году, некоему Р. Турчанинову виделась слежка за гражданами с помощью невиданного радиофотоэкраноаппарата («Радиоэкран Х-13»).


И всё же какая-то отдушина в «железном занавесе» появилась. Оставалась ещё и вера в неограниченные, но пока ещё неоткрытые возможности радиоволн как одной из форм материи. Видимо, поэтому один энтузиаст радиодела из ранней советской фантастики изобрёл устройство, благодаря которому осязаемые радиоволны стали конструкционным материалом. «Можно создать из них в пространстве или на Земле любое сооружение, рельеф… Подобие пирамиды Хеопса, кряж Кордильер, запруду на Амазонке, крыши, предохраняющие плантации от града, пологий каток с уклоном в сотни миль, по которым без затраты энергии можно спускать транспорты грузов, обёрнутых в изолированную обмотку», — уверял некто в рассказе Л. Арабескова «Конкурс мистера Гопкинса».

На этом феерическом фоне как-то бледно выглядят и коротковолновые радиостанции с неограниченным диапазоном действия, и простенькие бытовые приборы: радиогувернёр и радиобудильник (А. Беляев. «Чудесное око»; «Лаборатория Дубльвэ»). Более эффективно потрудились на ниве радио только герои романа Ю. Долгушина «Генератор чудес», которые подбором радиочастот и воздействием их на объекты могли добиваться самых разнообразных результатов, вплоть до воскрешения мёртвых.

Совокупность этих фантазий настолько разошлась с реальностью, что сатирики И. Ильф и Е. Петров справедливо иронизировали: «В фантастических романах главное — это было радио. При нём ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет». Можно было ещё хохотнуть, распространив рассматриваемую сферу деятельности в каком-нибудь несуразном направлении (В. Ардов. «Радиофицированные ложки»). И вот уже давно миновали годы, и лишь маленьких доверчивых детей стало возможным убедить в том, что примитивная металлическая игрушка без единого диода внутри может оказаться одновременно радиоприёмником и радиопередатчиком на околоземной орбите (Е. Чеповецкий. «Непоседа, Мякиш и Нетак»).

Бытовой приёмник одного из персонажей Дм. Биленкина уловил радиоволну из будущего («Неумолимый перст судьбы»). Разумная «чёрная дыра» обратилась в радиодиапазоне к героине рассказа Дж. Виндж «Охота». В одном из фантастических миров, где до абсурда преувеличено значение принципов коллективизма, эффект хоровой речи достигается за счёт обязательной установки строенных динамиков, а вся система такого вещания получила название «трайдио» (Т. Старджон. «Мистер Костелло, герой»).

Напрасно земные радиоастрономы теряются в догадках, отчего это космос, прослушиваемый радиотелескопами, полон лишь бессмысленными шумами. И хотя одному из персонажей-радиолюбителей в рассказе Н. Орехова и Г. Шишко удача на данном поприще всё же улыбнулась, но, похоже, это была счастливая случайность. Прочим не удаётся устоять перед кознями компьютерного хлама, обиженного за то, что его вышвырнули вон в космос, и умышленно засоряющего радиоэфир (С. Лем. «Звездные дневники Ийона Тихого»). Избежать этих, а заодно и всех прочих помех можно с помощью преобразователя радиоволн в нейтрино и наоборот, как это происходит в романе П. Андерсона «Кентавры Юпитера».

Казалось бы, чем особенным может удивить современного человека рассматриваемая тема? Отсюда и интерес к ней фантастов, сошедший к нулю. Однако в истории человечества найдётся пара забываемых или малоизвестных специфических событий, достойных стать сюжетообразующими моментами для фантастических произведений.


Рисунок Ж.-М. Котэ «Радио в школе в 2000 году»

В 1928 году некто, назвавшись именем Никомо, зачитал по радио на волне 75 метров обращение Коалиционного отряда наблюдателей (КОН) к жителям Земли. Никомо на разных языках (английском, русском, испанском и китайском) по два часа читал, что в окрестностях нашей галактики якобы дрейфует гравитационный циклон, способный уничтожить жизнь на всех планетах и призвал человечество вступить в Коалицию, чтобы та смогла оказать Земле помощь в подготовке к опасному явлению. Похоже, это была шутка, но развлекался очень талантливый человек или… фантазёр! Передача велась всего один день. Об этом частично упоминалось в книге Брэда Стайгера «Встречи с чуждым» (1977) и передаче советского телевидения «HЛО: необъявленный визит» в 1990 году.

В конце 1920-х шведский геофизик К. Штермер и голландец Ван дер Поль при пересылке радиосообщений обнаружили загадочный эффект: радиоэхо. Посылаемые в небо радиосигналы возвращались эхом, словно бы какое-то тело отражало их на землю с разной периодичностью, в которой можно было усмотреть кодировку. Специалист по проблемам внеземных цивилизаций, профессор Р. Брейсуэлл из Стэнфордского университета предположил, что явление происходит из-за инопланетного зонда, тайком обращающегося вокруг нашей планеты. Но для этого необходимо, чтобы скорость его собственного перемещения превышала бы световую скорость. В оригинальной трактовке сигналов болгарские исследователи усмотрели даже контуры созвездия Льва. Но их доводы имели весьма слабые основания, впрочем, вполне годные для беллетристики.


© Р.Ю. Масленников



  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

  •   Первые люди на Луне / The First Men in the Moon  [= На Луне; Первое путешествие на Луну] (1901) [селениты живут в «подлунных» пещерах, а для коммуникации используют радио] // Автор: Герберт Уэллс  
7.73 (1039)
-
25 отз.
  •   Кракатит / Krakatit (1924) [господство над миром посредством радиостанции, сигналы которой вызывают взрывы «кракатита»] // Автор: Карел Чапек  
7.70 (69)
-
2 отз.
  •   The Radio Planet (1926) [инженер изобрел передатчик материи по радио и сам себя передал на Венеру] // Автор: Ральф Милн Фарли  
-
  •   Абджед хевез хютти…  [= Хевес-хютти] (1926) [сигналы радиостанции из затерянного мира приняты за сигналы с Марса] // Авторы: Аделина Адалис, Иван Сергеев  
7.50 (6)
-
2 отз.
  •   По ту сторону [Радиофантастический роман] (1928) [комсомольцы попадают на неизвестную планету, где все автоматизировано и управляется по радио] // Автор: Владимир Эфф  
7.92 (13)
-
3 отз.
  •   Создатель звёзд / Star Maker (1937) [«другие люди» используют радиовещание, непосредственно стимулирующее мозг для создания комбинации вкусовых, ароматических и звуковых ощущений, что порождает иллюзорные сексуальные переживания] // Автор: Олаф Стэплдон  
8.29 (207)
-
17 отз.
  •   Лаборатория Дубльвэ (1938) [бытовые приборы радиогувернёр и радиобудильник] // Автор: Александр Беляев  
6.98 (359)
-
5 отз.
  •   Зловещий барьер / Sinister Barrier  [= Миг возмездия; Расплата] (1939) [радиопередача на коротких волнах является смертельным оружием против паразитов] // Автор: Эрик Фрэнк Рассел  
7.70 (521)
-
28 отз.
  •   Узник Марса / The Prisoner of Mars  [= Tharkol, Lord of the Unknown] (1939) [описан аппарат для разговора с Марсом по радио] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
8.14 (21)
-
3 отз.
  •   Генератор чудес  [= ГЧ] (1940) [подбором радиочастот и их воздействием на объекты можно воскрешать мёртвых] // Автор: Юрий Долгушин  
7.54 (127)
-
7 отз.
  •   Академия / Foundation  [= Основание; Основатели; Фонд; Установление; Организация; The 1,000 Year Plan] (1951) [мгновенная передача ультраволновых сообщений между планетами] // Автор: Айзек Азимов  
8.55 (5249)
-
122 отз.
  •   Пески Марса / The Sands of Mars (1951) [марсианские поселенцы используют Фобос для радиосвязи] // Автор: Артур Кларк  
7.68 (507)
-
21 отз.
7.49 (194)
-
10 отз.
  •   На последнем берегу / On the Beach  [= На берегу] (1957) [атомная подводная лодка «Скорпион» отправлена на разведку в северное полушарие, откуда уже несколько месяцев приходит странный, не поддающийся расшифровке радиосигнал] // Автор: Невил Шют  
8.18 (336)
-
20 отз.
  •   Чёрное облако / The Black Cloud (1957) [земляне устанавливают контакт с обитателями Чёрного облака по радиосвязи] // Автор: Фред Хойл  
7.70 (183)
-
7 отз.
  •   Пасынки Земли / Stepsons of Terra  [= Shadow on the Stars] (1958) [передача сообщений через космос на волнах субэфира] // Автор: Роберт Силверберг  
7.10 (206)
-
5 отз.
  •   Поющий астероид / The Wailing Asteroid (1960) [станции спутникового слежения по всему миру начинают принимать радиосигналы из дальнего космоса. Сигналы состоят из повторяющихся серий звуков, похожих на игру на флейте] // Автор: Мюррей Лейнстер  
7.00 (19)
-
7.77 (62)
-
3 отз.
  •   Победить на трёх мирах / Three Worlds to Conquer  [= Завоевать три мира; Выбор смерти; Кентавры Юпитера] (1964) [для связи с Юпитером радиосигнал преобразуется в поток нейтрино и обратно, т.к. обычные радиоволны не способны проникнуть сквозь юпитерианскую атмосферу] // Автор: Пол Андерсон  
7.16 (163)
-
7 отз.
  •   Ночная прогулка / Night Walk  [= Nightwalk] (1967) [радиооборудование в нуль-пространстве не работает] // Автор: Боб Шоу  
8.07 (301)
-
15 отз.
  •   The Wizard of Anharitte (1972) [описана сверхсветовая радиосвязь] // Автор: Колин Кэпп  
5.00 (1)
-
  •   Обделённые / The Dispossessed  [= Обездоленный] (1974) [Шевек по радио передаёт свою работу послу Земли] // Автор: Урсула К. Ле Гуин  
8.14 (868)
-
49 отз.
7.85 (559)
-
14 отз.
  •   The Soul Eater (1981) [радиобуями ограждают опасные участки космического пространства] // Автор: Майк Резник  
8.00 (5)
-
  •   Свободное радио Альбемута / Radio Free Albemuth (1985) [радиопередачи с таинственного инопланетного спутника Земли организованы сверхразумным, внеземным, но менее всемогущим существом по имени ВАЛИС] // Автор: Филип Дик  
7.76 (424)
-
11 отз.
6.69 (100)
-
6 отз.
6.67 (33)
-
4 отз.
6.50 (4)
-
  •   Дарвиния / Darwinia (1998) [прекратилось радиосообщение со Старым светом] // Автор: Роберт Чарльз Уилсон  
7.08 (221)
-
19 отз.
8.33 (2467)
-
79 отз.
  •   Найденный мир (2011) [после пересечения линии Разлома в Тихом океане пропадает радиосвязь] // Авторы: Андрей Уланов, Владимир Серебряков  
7.28 (91)
-
9 отз.
8.59 (17)
-
2 отз.

Повести

10.00 (1)
-
  •   Логика империи / Logic of Empire (1941) [на Венере имеется радиостанция, чтобы поддерживать непрерывную связь с Землей] // Автор: Роберт Хайнлайн  
7.59 (651)
-
12 отз.
  •   Западня / Tangle Hold (1953) [передача мыслей, ощущений и других чувственных восприятий по радио] // Автор: Фредерик Уоллес  
6.64 (11)
-
2 отз.
7.31 (245)
-
12 отз.
  •   Поединок разумов / Meeting of the Minds  [= Поединок разума] (1960) [марсианский жук создаёт биологические приёмники в нервной системе ассимилируемой жертвы, связываемые по радио. Это радио можно запеленговать или заглушить] // Автор: Роберт Шекли  
8.19 (1353)
-
45 отз.
  •   Стажёры  [= Должен жить] (1962) [почту на космический корабль передают по радио в шифрованном виде] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.26 (3475)
-
78 отз.
  •   The Five Hells of Orion (1963) [ультраволновое радио, которое распространяет волны в миллион раз быстрее скорости света в диапазоне ста световых лет] // Автор: Фредерик Пол  
5.00 (1)
-
  •   Хищные вещи века (1965) [упоминается серьга-радиоприемник] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.42 (4388)
-
119 отз.
  •   Долина проклятий / Damnation Alley  [= Проклятая дорога] [основа одноименного романа] (1967) [в постапокалиптической Америке не работает радиосвязь] // Автор: Роджер Желязны  
8.08 (631)
-
20 отз.
7.77 (225)
-
6 отз.
  •   Фиеста отважных / Fiesta Brava (1967) [использование радиоуправляемых быков на национальной корриде] // Автор: Мак Рейнольдс  
7.19 (50)
-
2 отз.
  •   Улитка на склоне (1968) [лиловое облачко, которое окружает голову Слухача, превращает его в живой радиоприемник] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.32 (3565)
-
114 отз.
  •   В соответствии с преступлением / To Fit the Crime  [= Подлежит расследованию] [включён в роман «Вспомнятся мои грехи»] (1971) [для межпланетной связи используется субпространственное радио] // Автор: Джо Холдеман  
7.37 (299)
-
10 отз.
  •   Потеряно пятьдесят солнц / Lost: Fifty Suns  [= Ультиматум; Сто Потеряных Солнц; Проигравшие: Пятьдесят солнц; Розыск: Пятьдесят солнц; Пятьдесят потерянных солнц] (1972) [радиопередача через сеть субпространственных радиорелейных станций] // Автор: Альфред Ван Вогт  
7.11 (228)
-
8 отз.
7.18 (90)
-
5 отз.
  •   Ёжики в ночи (1988) [существо из людей с мозгами, связанными по радио] // Автор: Юлий Буркин  
6.67 (27)
-
3 отз.
6.79 (49)
-
3 отз.
  •   Остановка на Медленном Году / Stopping at Slowyear  [= Остановка на планете «Долгий Год»] (1992) [пастух управляет стадом с помощью радиоволн через приемники, имплантированные в тело каждого животного] // Автор: Фредерик Пол  
7.56 (18)
-
3 отз.

Рассказы

5.80 (20)
-
1 отз.
  •   Радиоэкран Х-13  [= Радио экран "Х-13" (Радио-повесть)] (1924) [слежка за гражданами с помощью невиданного радиофотоэкраноаппарата] // Автор: Р. Турчанинов  
6.67 (3)
-
7.00 (2)
-
  •   Голос в пустоте / The Voice in the Void (1932) [строительство межпланетной радиовещательной станции в Скалистых горах] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.12 (195)
-
8 отз.
  •   Liquid Life (1936) [общение с разумным вирусом через радиоприемник] // Автор: Ральф Милн Фарли  
4.00 (2)
-
  •   The Broadcast Murders (1937) [безумный ученый изобрел радиолуч, который может уничтожать корабли и самолеты] // Автор: Уильям Пассингем  
-
6.77 (183)
-
4 отз.
  •   Марсианин / Madness from Mars  [= Безумие с Марса] (1939) [на Луне расположена радиостанция, которая передает на Землю сообщения в диапазоне УКВ] // Автор: Клиффорд Саймак  
7.36 (469)
-
23 отз.
-
  •   Энциклопедисты / The Encyclopedists  [= Foundation] (1942) [мгновенная передача ультраволновых сообщений между планетами] // Автор: Айзек Азимов  
8.26 (275)
-
3 отз.
7.14 (159)
-
7 отз.
  •   Волновики / The Waveries (1945) [радио как средство связи примелось только до 1957 года] // Автор: Фредерик Браун  
7.60 (408)
-
15 отз.
  •   Помехи / Interference (1945) [висящее в воздухе световое кольцо блокирует все радиосигналы в огромном районе] // Автор: Мюррей Лейнстер  
6.82 (58)
-
1 отз.
  •   Спасательный отряд / Rescue Party  [= Спасательная команда] (1946) [радиосигналы с Земли были обнаружены на планете в 200 световых годах от Земли, что указало инопланетянам на существование разумной жизни] // Автор: Артур Кларк  
7.86 (526)
-
22 отз.
  •   Рулл / The Rull (1948) [подпространственное радио] // Автор: Альфред Ван Вогт  
6.88 (189)
-
8 отз.
  •   Боюсь… / I'm Scared (1951) [радиоприемник поймал передачу из прошлого] // Автор: Джек Финней  
7.49 (235)
-
14 отз.
  •   Персона грата / Man of Distinction  [= Важная персона; Знаменитость; Выдающаяся личность] (1951) [дариане выучили земной язык по радиопередачам] // Автор: Фредерик Браун  
8.08 (605)
-
24 отз.
7.55 (644)
-
18 отз.
7.01 (98)
-
2 отз.
  •   Breaking Point (1953) [несколько астронавтов приземлились на далекой планете и их приветствуют на английском языке таинственным голосом по радио] // Автор: Джеймс Ганн  
-
  •   Мистер Костелло, герой / Mr. Costello, Hero (1953) [эффект хоровой речи достигается за счёт обязательной установки строенных динамиков, а вся система такого вещания получила название «трайдио»] // Автор: Теодор Старджон  
7.02 (145)
-
10 отз.
  •   Убийца / The Murderer (1953) [героя рассказа раздражает радио, бытовая техника, умный дом и другие «железяки», от которых нет покоя] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.17 (867)
-
35 отз.
  •   Ордер на убийство / Skulking Permit (1954) [межпланетное радио на планете Новый Дилавер передало сообщение первый раз за двести лет] // Автор: Роберт Шекли  
8.67 (1544)
-
49 отз.
7.30 (794)
-
20 отз.
  •   Исследовательский отряд / Exploration Team  [= Combat Team; Отряд исследователей; Колониальная служба; Пятнистые дьяволы на планете Лорен; Боевая команда] (1956) [местоположение колонии роботов установлено через коротковолновой передатчик] // Автор: Мюррей Лейнстер  
7.67 (364)
-
14 отз.
8.43 (1033)
-
23 отз.
7.00 (7)
-
1 отз.
6.43 (7)
-
1 отз.
7.83 (870)
-
20 отз.
7.34 (178)
-
10 отз.
6.79 (279)
-
13 отз.
6.83 (84)
-
2 отз.
7.51 (109)
-
4 отз.
7.04 (58)
-
2 отз.
  •   The Radio [под псевдонимом Питер Артур (Peter Arthur)] (1960) [радиоприемник принимает программы, которые должны выйти в эфир только через час] // Автор: Артур Порджес  
7.00 (1)
-
  •   Мариана / Mariana  [= Марианна] (1960) [передача по радио иллюзорных образов, которые кажутся реальными на глаз и на ощупь] // Автор: Фриц Лейбер  
7.37 (317)
-
9 отз.
  •   Индекс Е-81 (1962) [радиосвязь между биотоками мозга работника и работодателя] // Автор: Илья Варшавский  
7.16 (187)
-
6 отз.
6.12 (52)
-
  •   О странствующих и путешествующих (1963) [на некоторых направлениях в космосе радиоприемник ловит странную передачу — «голоса пустоты»] // Автор: Аркадий и Борис Стругацкие  
8.27 (1017)
-
20 отз.
  •   Исчезновение Стива Брайта (1964) [нервная система человека принимает радиопередачи и человек превращается в радиоприемник, который невозможно выключить] // Автор: Максуд Ибрагимбеков  
6.09 (22)
-
1 отз.
  •   Лунный спорт / Moon Sport (1964) [сотрудники лунной базы возводят ретрансляторы для лунного радио] // Автор: Гарри Гаррисон  
6.65 (119)
-
4 отз.
  •   Пантеон бессмертия (1964) [души усопших вызывают магнитные бури и тем самым нарушают радиосвязь в космосе] // Автор: Илья Варшавский  
7.05 (123)
-
4 отз.
  •   Немой Милтон / Mute Milton  [= Потерянный Рай] (1966) [радиоприемник, который работает на силе гравитации] // Автор: Гарри Гаррисон  
7.29 (481)
-
15 отз.
  •   Ослик и аксиома  [= Ослик и «аксиома»] (1966) [радиоприемник величиной с песчинку; радиоприемник из деревьев и зданий] // Автор: Генрих Альтов  
7.32 (194)
-
6 отз.
  •   Лавка сновидений (1967) [привычка венериан к курению сигар препятствует распространению на Венере радио и телевидения] // Автор: Илья Варшавский  
6.99 (177)
-
8 отз.
  •   Равновесие страха / Balance of Terror (1967) [межзвездное радио, подверженное дюжине различного рода помех, предназнается лишь для передачи информации] // Автор: Джеймс Блиш  
6.77 (48)
-
3 отз.
  •   Транзистор Архимеда (1967) [пришельцы подкинули Архимеду идею транзисторного радиоприёмника] // Автор: Владимир Григорьев  
6.34 (74)
-
2 отз.
6.12 (32)
-
1 отз.
  •   Кристалл (1969) [инопланетный кристалл имеет некоторые свойства радиоприемника] // Автор: Север Гансовский  
7.14 (176)
-
11 отз.
  •   Победитель / The Winner (1970) [в тело заключенного вживляют радиоприемник, который передает в организм сигналы боли, стоит отойти от передатчика на большое расстояние] // Автор: Дональд Уэстлейк  
7.46 (394)
-
14 отз.
  •   Дорогостоящий опыт [повесть] (1971) [общение по радио с мозгом человека в теле дельфина] // Автор: Михаил Грешнов  
6.48 (49)
-
5 отз.
  •   Шутники  [= Загадка иллинов] (1971) [поиск обитаемых планет по пеленгу радиопередач] // Автор: Юрий Тупицын  
6.85 (114)
-
6 отз.
7.55 (92)
-
5 отз.
  •   Обоснование / Show Cause (1973) [все радиостанции мира передают объявление, в котором бог просит у людей обосновать существование человечества. Сигнал происходит неизвестно откуда] // Автор: Говард Фаст  
5.53 (15)
-
  •   Мы завладели людьми / We Purchased People (1974) [для ведения бизнеса инопланетяне со звезды Грумбридж приобретают тела осужденных и внедряют в них тахионные приемопередатчики быстрой радиосвязи] // Автор: Фредерик Пол  
7.00 (2)
-
6.93 (55)
-
4 отз.
  •   Неудавшееся вторжение / Invasion (1977) [внезапно заработали все радиоприемники на Земле, даже не включенные в сеть. Каждый транзистор вдруг разразился пронзительным воем] // Автор: Бёрье Круна  
6.40 (39)
-
3 отз.
  •   Третья мировая война (1977) [радиоволны как носители информации, в будущем больше не используются] // Автор: Александр Хлебников  
5.91 (32)
-
  •   Джеффти пять лет / Jeffty is Five (1977) [в присутствии ребенка неизвестно откуда появляются радиопередачи из прошлого] // Автор: Харлан Эллисон  
7.88 (411)
-
12 отз.
  •   Охота / Lollipop and the Tar Baby  [= Леденец и липучка; Леденец и смоляное чучелко] (1977) [разумная чёрная дыра общается с людьми по радио] // Автор: Джон Варли  
7.33 (65)
-
4 отз.
  •   Галлюцинация / Hallucination (1985) [с момента рождения каждый человек получает личную волну, по которой его всегда можно безошибочно найти] // Автор: Айзек Азимов  
7.21 (86)
-
3 отз.
  •   В раю мы жили на суше (1990) [пережившие катастрофу общаются через радиопередатчик с пилотом корабля, оставшимся на околопланетной орбите] // Автор: Евгений Дрозд  
7.50 (61)
-
4 отз.
  •   Этот огненный взгляд / Those Eyes  [= Let's Talk about the Flying Soucers, Buddy; Потолкуем о летающих тарелках, кореш] (1994) [эльфы слушают радиопередачи] // Автор: Дэвид Брин  
6.79 (119)
-
6 отз.
  •   Alien Radio (1995) [инопланетяне открыли на Земле радиостанцию и ведут передачу для туземцев] // Авторы: Майк Резник, Николас Дикарио  
5.00 (1)
-
  •   Взросление в Кархайде / Coming of Age in Karhide (1995) [от одного из знакомых по дому кеммера Сов узнала о работе на радио, что в дальнейшем стало ее профессией] // Автор: Урсула К. Ле Гуин  
7.52 (272)
-
4 отз.
  •   Ангелы Чарли / Charlie's Angels (2001) [изобретение радио дало возможность древнему роботу видеть сны] // Автор: Терри Биссон  
7.05 (113)
-
5 отз.
  •   Космодром [персонал космодрома пытается установить радиосвязь с пропавшей экспедицией] // Автор: Ежи Сурдыковский  
5.43 (33)
-
1 отз.

Микрорассказы

  •   Зеленая борода / Bright Beard (1961) [невероятно мощное радио способно обмениваться сигналами с планетой Венера] // Автор: Фредерик Браун  
6.38 (90)
-
1 отз.
  •   味ラジオ (1968) [люди едят безвкусную пищу, а вкус ей придает радио, которое вначале нужно положить в рот, а потом наслаждаться разными вкусами] // Автор: Синити Хоси  
-

Статьи

7.17 (6)
-
6.75 (4)
-

Прочие произведения

8.04 (26)
-
  •   Радио будущего  [= Рост будущего] (1927) [в будущем людей будут учить, лечить и воспитывать по радио; будет только одна радиоволна; люди будут слушать единые новости, читать единую книгу, любоваться общей выставкой картин] // Автор: Велимир Хлебников  
5.69 (58)
-
2 отз.



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Радиоволна / Frequency (США, 2000) [герой фильма по радио передаёт информацию в прошлое своему отцу, который умер во время тушения пожара много лет назад] // Режиссёр: Грегори Хоблит  
  •   Белый шум / White Noise (Великобритания, Канада, США, 2005) [в радиопомехах содержится информация из загробного мира] // Режиссёр: Джеффри Сакс  
  •   Свободное радио Альбемута / Radio Free Albemuth (США, 2010) [радио Альбемут с таинственного чужеродного спутника, которым владеет внеземной суперинтеллект, всемогущее существо под именем ВАЛИС] // Режиссёр: Джон Алан Саймон  
  •   Тихое место 2 / A Quiet Place: Part II (2020) [радиосигналы становятся оружием землян в борьбе против пришельцев] // Режиссёр: Джон Красинский  

Сериалы

  •   Моя мать — машина / My Mother the Car (США, 1965 - 1966) [мать адвоката после смерти перевоплотилась в старинный автомобиль и общается с сыном по автомобильному радио] // Режиссёр: Родни Амато, Дэвид Дэвис, Том Монтгомери  

Анимационные

  •   Отважный маленький тостер / The Brave Little Toaster (США, Тайвань, Япония, 1987) [радиоприемник отправляется в удивительное путешествие на поиски своего любимого хозяина — маленького мальчика] // Режиссёр: Джерри Рис  
⇑ Наверх