Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 19 мая 04:50  
цитировать   |    [  ] 
цитата count Yorga
Татьяна Михайлова со своими учениками, переводят цикл Финна

count Yorga , прекрасная новость, будем ждать.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миротворец

Ссылка на сообщение 23 мая 19:50  
цитировать   |    [  ] 
Вопрос к знатокам о странностях процедуры избавления от греха. Индра предательски убил брахмана-асуру Намучи, вдобавок к величайшему греху убийства брахмана нарушив клятву дружбы (важный мифологический сюжет, упомянут и в "Махабхарате", и в "Рамаяне") и очистился омовением в Ганге, с интересной подробностью:
"Осквернённого убийством Индру
Боги и праведные риши
Омыли из кувшинов водою
И очистили от содеянного греха.
Зарыв в землю грех бога" ("Рамаяна" 1, 24).
Историю Ореста приводить не требуется, но вот как его очистили от матереубийства:
"Поместив его здесь" (в отдельной палатке, чтобы не оскверниться), "они" (жители Трезены) "совершали над ним обряды очищения и кормили его до тех пор, пока он, освободившись от тяготевшей на нём скверны, не стал чистым. …Из очистительных жертв, которые были зарыты недалеко от палатки, вырос лавр" (Павсаний "Описание Эллады" II, 31).
Кто знает, что это за "зарывание греха" или "зарывание очистительной жертвы", и есть ли аналоги в других традициях?
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


активист

Ссылка на сообщение 26 мая 11:19  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
Вопрос к знатокам о странностях процедуры избавления от греха. Индра предательски убил брахмана-асуру Намучи, вдобавок к величайшему греху убийства брахмана нарушив клятву дружбы (важный мифологический сюжет, упомянут и в "Махабхарате", и в "Рамаяне") и очистился омовением в Ганге, с интересной подробностью:
"Осквернённого убийством Индру
Боги и праведные риши
Омыли из кувшинов водою
И очистили от содеянного греха.
Зарыв в землю грех бога" ("Рамаяна" 1, 24).
Историю Ореста приводить не требуется, но вот как его очистили от матереубийства:
"Поместив его здесь" (в отдельной палатке, чтобы не оскверниться), "они" (жители Трезены) "совершали над ним обряды очищения и кормили его до тех пор, пока он, освободившись от тяготевшей на нём скверны, не стал чистым. …Из очистительных жертв, которые были зарыты недалеко от палатки, вырос лавр" (Павсаний "Описание Эллады" II, 31).
Кто знает, что это за "зарывание греха" или "зарывание очистительной жертвы", и есть ли аналоги в других традициях?


А мне кажется, тут всё просто. Правда, моё "кажется" будет носить характер предположений, но как по мне, они вполне логичны.
Технология очищения от скверны убийства, примененная на Оресте, описана там же в "Орестее" — это омытие кровью свиньи. Это стандартный протокол, сам же Орест говорит, что проходил эту процедуру неоднократно. Ну, трудно было человеку при должности в те времена прожить жизнь, не убив на её протяжении пяток человек. Особенность конкретно этой ситуации в том, что он очищался от убийства матери. Этот грех, похоже, воспринимался непростительным и несмываемым, но парадокс был в том, что убить Клитемнестру велел Оресту лично Аполлон, выступая гарантом того, что страшный грех будет смыт в его святилище. Но ситуация сложилась новая, непонятная, беспрецедентная. Эринии игнорируют проведённый ритуал очищения и преследуют Ореста, он прибегает к арбитражу Афины, которая весьма озадачена — это что же получается, создан прецедент, что смыт несмываемый грех? Орест на этом судилище ведёт себя уверенно, морда кирпичом — его позиция в том, что ему делегирована воля богов по осуществлению справедливого дела. Афина склоняется на сторону оправдания Ореста, но заметьте, чего она при этом побаивается: что обида неудовлетворённых Эриний реализуется в виде бедствий: чумы, мора, засухи. После принятия положительного решения по делу Ореста, Эриний приходится дополнительно умилостивлять.
Пролистаем теперь ту же "Орестею" выше, от "Эвменид" к "Хоэфорам". Там есть тот же мотив бедствий, которые могут обрушиться на живущих, если где-то осталось "не обезвреженное", "не нейтрализованное" злодеяние, и его злая энергия. Так и написано: из окровавленных костей Агамемнона, если он не будет отомщён, вылетят девы мщения и устроят живущему ад на земле. Это, кстати, никому ничего не напоминает? Да, да, оно самое: "Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Дажьбожа внука. Вступила девою на землю Трояню..." и далее по тексту. Та же самая жутковатая картинка Девы-Обиды, встающей непосредственно из тел неотомщенных соратников, и идущей сеять бедствия. Я не первый раз замечаю, что у автора "Слова о полку Игореве" проскакивают элементы знакомства с античной классикой. Жалко, не делал выписок, но точно что-то попадалось по тексту "Илиады" и платоновского "Государства". Я, конечно, принимаю как нечто неизбежное и непостижимое тот факт, что СоПИ написано на Руси никак не позже XV века, но знакомство его автора с древнегреческой литературой в оригиналах не укладывается вообще ни в какие парадигмы. Кстати, этого вроде бы никто до меня и не замечал, что и неудивительно — имею убеждение, что филологи выбирали для себя специализацию по древнерусской литературе не затем, чтобы изучать много языков, много и вширь читать, а наоборот, затем, чтобы не иметь нужды делать ни того, ни другого. Я легко представляю себе доктора филологических наук, чьей блестящей защите по Древней Руси никак не повредило незнакомство с трагедиями Эсхила.
Но я отвлёкся.
Итак, имеем тезисы:
1. не от всякого зла можно очиститься;
2. не нейтрализованное зло грозит бедами живущим на земле;
3. разновидностью такого зла может быть насильственная смерть человека;
4. зло может выйти непосредственно из человеческого захоронения и пойти гулять по миру.
И вот эти карточки, разложенные перед нами на столе, складываются в ещё одну хорошо известное мифологическое представление, особенно подробно разработанное у восточных славян. Это заложные покойники. Люди, которые либо погибли "нехорошей" насильственной смертью (включая самоубийство), либо носители страшного неотмываемого греха (колдуны, ведьмы). И мы знаем, что захоронение таких людей делалось с особыми предосторожностями, чтобы мертвец не мог вставать и вредить после смерти, а также быть причиной бедствий типа заморозков, засухи, эпидемий. Эти меры предосторожности могли выражаться в манипуляциях с трупом, направленных на его иммобилизацию в случае оживания (отрубание ног, головы, втыкание кола, захоронение лицом вниз) и в особом способе захоронения (в оврагах, болотах, либо на специально отведенных участках, которым определили быть "спецполигонами" для локализации некрогенного зла — подобно "земле горшечника" в Евангелии). Имелось также представление, что зло не может нейтрализоваться потому, что таких покойников "не принимает земля"; земля вообще может даже оскорбиться, что в неё закопали такую мерзость.
Вернёмся теперь к началу, к омытию кровью свиньи. Ну вот омыли убийцу кровью, очистили его, а ведь по логике, теперь смытая скверна перешла на кровь жертвенной свиньи, и на саму её тушу. Куда её теперь девать? Будь это благодарственная жертва, всё очевидно, тук на сожжение, мясо на стол трапезы. Через стихию огня и через желудки участников ритуала благодатная жертва поступает на пиршество к богам. А эту свинью теперь ни есть, ни сжигать нельзя — это скверна, которую дико даже представить себе в качестве предложения богам, и сжигать которую значит оскорбить стихию огня. Стихию земли, как мы уже знаем, тоже такие "подарки" оскорбляют. Экспериментировать с двумя другими стихиями в старину на Руси тоже не решались, выбирая для захоронения зла те места, которые ни одна из стихий, возможно, не признает за свои: болота (места, гиблые в принципе и изначально), овраги (любой овраг это бывшее русло исчезнувшей реки, т.е. ничейное место, откуда вода ушла, а земля на ее место не пришла) или антропогенные локусы (перекрестки дорог, траншеи-скудельницы).
Я не знаю, как точно был устроен у греков "полигон" для отходов, остающихся от очистительных жертв. Кроме зарывания, теоретически можно ещё выносить их за белые таблички населённого пункта и там выбрасывать на корм диким зверям и птицам — но что делать с кровью, пролитой прямо на месте ритуала, и содержащей скверну в наибольшей концентрации? Видимо, их всё-таки с определёнными предосторожностями зарывали. Возможно, с целью сбора и захоронения крови ритуал выполнялся в какой-то специально вырытой яме, также из текста Павсания очевидно, что захоронению подлежали также отходы организма очищаемого за некий карантинный период. И если вместе с отходами ритуала на "спецполигоне" при святилище зарывался какой-то обыденный грех, типа бытового убийства, то процедура считалась отработанной и безопасной. Но в случае Ореста речь шла об очищении от неочищаемого греха, уникальном случае, продавленном двойным божественным лобби; и поэтому, вероятно, Павсаний с таким нажимом говорит о том, что на месте зарывания очистительных жертв вырос лавр. Это значит, что земля приняла и трансформировала в живое растение грех Ореста, а значит, он прощён в грехе матереубийства полностью и по существу, даже пускай в порядке исключения.
То же самое, полагаю, означает и фрагмент в "Рамаяне". Ситуация очень похожая — грех совершен очень серьёзный, из числа несмываемых, но тут он совершён даже не по воле бога, а непосредственно богом. Особый случай. Вы ещё не написали, что перед очищением, Индра испытывает текстуально точно такие же мытарства, какие по Эсхилу уготованы тому, кто должен был, но "не закрыл гештальт" злодеяния — он гоним по свету и мучается от голода. А после омытия греха в определенной местности, земля на этом месте не стала проклятой, а наоборот, получила божественное благословение и в дальнейшем процветала. Это точно такая же метафора того, что стихия земли приняла и переработала зарытую в неё гнильцу, а значит подтвердила исчерпанность инцидента.
Точно так же с заложными покойниками. Каких-нибудь бедолаг, сгоревших от водки или задавленных бревном, на Руси ведь хоронили в оврагах далеко не всегда. Так бы кладбища были пустые, а овраги наоборот, полны костей до краёв и с горкой. Но если случались бедствия, то одним из объяснений было то, что кого-то из недавних покойников не принимает земля, его надо выявить, выкопать и переложить в то место, где он не будет оскорблять силы природы. При отсутствии же бедствий следовало полагать, что всех покойников за последнее время земля приняла в переработку, даже если за ними и водились какие-нибудь грехи. Земле виднее.


авторитет

Ссылка на сообщение 30 мая 10:28  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
Вопрос к знатокам о странностях процедуры избавления от греха. Индра предательски убил брахмана-асуру Намучи, вдобавок к величайшему греху убийства брахмана нарушив клятву дружбы (важный мифологический сюжет, упомянут и в "Махабхарате", и в "Рамаяне") и очистился омовением в Ганге, с интересной подробностью:
"Осквернённого убийством Индру
Боги и праведные риши
Омыли из кувшинов водою
И очистили от содеянного греха.
Зарыв в землю грех бога" ("Рамаяна" 1, 24).


На мой взгляд, эта традиция получила продолжение, правда, преломленное с учетом времени, у другого арийского народа — иранцев. Очищение коровьей мочой от соприкосновения с трупом. Также выселение женщин в отдельные жилища, больше похожие на шалаши или палатки на период "женских недомоганий".
Опять же традиция выставления тел на дахме, глиняном или земляном курганоподобном возвышении для очищения их и последующего перемещения костей в оссуарии. Впрочем, эта традиции, скорее всего, была перенята от народа "Магов", то есть изначально не относилась к иранским.

На эту тему есть интересная работа: Мейтарчиян М.Б. " Погребальные обряды зороастрийцев" (книга есть в Сети)


миротворец

Ссылка на сообщение 30 мая 15:46  
цитировать   |    [  ] 
AndT , спасибо, очень полезные сведения.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


активист

Ссылка на сообщение 1 июня 14:59  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
на специально отведенных участках, которым определили быть "спецполигонами" для локализации некрогенного зла — подобно "земле горшечника" в Евангелии

цитата Bansarov
При отсутствии же бедствий следовало полагать, что всех покойников за последнее время земля приняла в переработку, даже если за ними и водились какие-нибудь грехи. Земле виднее.

Продолжим тему.
Нашёл интересные штрихи в дополнение к написанному про "землю горшечника".
Как известно, "земля горшечника" (иначе называемая Акелдама) — это реальное место близ Иерусалима, которое было куплено и обустроено священниками Иерусалимского храма на гонорар Иуды Искариота за предательство Христа, который он перед самоубийством принёс и бросил на пол перед священниками. Топографически Акелдама находится в долине Еннома, где впавшие в язычество нечестивые цари Иудеи приносили человеческие жертвоприношения, а после запрета этой практики долина благодаря своей дурной славе превратилась в свалку, куда помимо мусора, вроде бы, выбрасывали ещё и павший скот и трупы казнённых преступников. Слово "Енном" в другой транскрипции звучит как "Геенна", семантика этого слова восходит именно к образу отвратительной свалки, на которой разлагается (и, возможно, время от времени собирается в кучи и сжигается) всякая непотребщина. Кстати, знаменитого козла отпущения, после возложения на него грехов народа Израиля, полагалось выгнать в пустыню за пределы Иерусалима. Уж не в долину ли Еннома его выгоняли?
Другое слово, относящееся к дурной славе этого места — Тофет. Это ветхозаветное слово, которым теперь археологи называют места карфагенских жертвоприношений с последующим захоронением урн с останками жертв, там же на месте. Ветхий Завет однозначно локализует местный, иерусалимский Тофет в долине Еннома.
Образ складывается вполне цельный. Надо сказать, долина Еннома до сих пор не подверглась застройке, сохранив качества пустыря и свалки прямо в центре плотной застройки исторической части современного Иерусалима, в 700 метрах от Стены Плача. По краям долины — несколько кладбищ разных, не иудейских конфессий. В южной части долины раскопан некрополь I века н.э., где судя по археологическому материалу хоронили проезжих "гостей столицы", прибывших в Иерусалим из иудейских общин Ливана и Малой Азии и умерших в дороге. Тоже понятно — человек чужой, приехал из языческого окружения, так достаточно ли крепко он придерживался веры в единого Бога и закона Моисея? Может быть, лучше похоронить его как иудея, но не в хорошем месте, а где-нибудь с краешку того гиблого оврага? Напомним, что в Евангелии жрецы храма назначают "земле горшечника" быть кладбищем для странников. Блестящий случай корреляции между письменным источником и археологией.
Правда, если кто-то сделает по интернету беглый поиск, то может воскликнуть: тут какая-то натяжка, пишут, что в этом некрополе были богатые престижные захоронения, в частности первосвященников Анны и Каиафы! Такой факт был бы сильным ударом по всей выстраиваемой теории, поэтому я изучил вопрос. Это оказалась экскурсоводческая байка, из того разряда, когда в любом селе Поволжья уверенно покажут место, где останавливался лагерем Иван Грозный во время похода на Казань, и что название-то селу дал Иван Грозный лично. Так и здесь — если гробница, значит, первосвященника, меньше не предлагать. Да, условно богатые склепы в долине были. Но в том из них, где сохранилась органика, оказались останки человека, больного проказой, и его семьи — а наверно, излишне говорить, какое у иудеев было отношение к прокажённым. Все же помнят историю Иова, как и фильм "Бен-Гур", где прокажённым женщинам ещё при жизни пришлось перебираться жить в пещеру. Тот склеп, который показывают в качестве "гробницы первосвященника Анны" (и который местные жители, скорее всего арабы, приспособили под загон для скота), выглядит величественно только на спекулятивных реконструкциях, и не может быть гробницей первосвященника по простой причине: Иосиф Флавий описывает (XII, 2) стену, построенную римлянами с целью блокады защитников Иерусалима, и там в качестве одного из ориентиров используется гробница Анны. И хоть тресни, гробница по этому описанию должна быть к северу от долины Еннома, где-то рядом с гробницей царя Давида — вот это подобающее место. А предположительная гробница Каиафы найдена археологами вообще в другом месте. Иерусалимский жилой район Абу-Тор расположен на холме, чей северный склон спускается как раз в долину Еннома, называется "Горой Злого Совещания" и изрыт склепами, а южный склон называется "Лес мира" и спускается в абсолютно другую сторону, к современной улице Daniel Yanovski St. Вот в этом лесу и нашли гробницу с оссуарием, кости в котором, как хотели бы верить энтузиасты, принадлежат нескольким поколениям семьи первосвященника. В общем, предположения о наличии в долине Еннома гробниц иудейской знати не выдерживают проверки, а что касается отдельных склепов повышенной комфортности, то неужели не было в Иерусалиме богатых идолопоклонников и богатых прокажённых?
Кстати, русский паломник Василий Позняков, которого мы ниже ещё упомянем, однозначно написал про Акелдаму, правда про своё историческое время: "А иерусалимца никакого в этом селе не похоронят". Вот так, не то что первосвященника, а никакого!
Здесь уточним, что в этих склепах хоронили людей не навечно. После истлевания покойника, его кости переносили в оссуарий.
А вот дальше совсем интересно. Это всё пока было про иудаизм. Если открыть карту и посмотреть современную долину Еннома, то единственным строением, находящимся во всей этой долине, причём не с краешку, а прямо по центру, окажется женский православный монастырь св.Онуфрия Великого. Предание, бытующее в Иерусалимской православной церкви, гласит, что стоит этот монастырь непосредственно на Акелдаме, том самом участке, обустроенном на 30 сребренников Иуды. Древние склепы есть и на территории монастыря, и по всему южному склону долины (т.е. на юг от современной автодороги "Гай бен Енном", проходящей по дну долины), который называется Горой Злого Совещания. Монастырь находится на этом же южном склоне.
Древнерусский игумен Даниил в XII веке посещал Святую Землю и написал об этом, насколько знаю, первый в истории отечественной литературы травелог. В параграфе, посвященном "земле горшечника" (у него она называется "Село Скудельничье", скудельник — это и есть горшечник, отсюда и название во многом аналогичных по функции общих могил-скудельниц на Руси), он подтверждает, что назначение Акелдамы с евангельских времен не поменялось, умерших на Святой Земле паломников хоронят на этом участке, причём бесплатно — эта бесплатность вызывает у игумена такой восторг, что она на разные лады повторяет эту подробность три раза. Но для нас сейчас важнее другой сделанный игуменом акцент — он называет Акелдаму "святым местом". Как? Место, осквернённое человеческими жертвоприношениями, затем использовавшееся как городская свалка, скотомогильник и кладбище для лиц, чья конфессиональная принадлежность (а то и личность) была не установлена, да ещё с таким провенансом, как "обустроенное на деньги Иуды от продажи Христа" — и вдруг "святое" по словам православного? Правда, сам же Даниил комментирует источник "святости" места — оно "выкуплено кровью Христа". Это его версия, но есть и другая, более частая, связывающая парадоксальный факт святости Акелдамы с именем св.Онуфрия.
Святой Онуфрий был пустынником, жившим и подвизавшимся непосредственно в Акелдаме. Православные иконы изображают его без одежды, нагота его прикрыта листьями и бородой, почти достигающей земли, и жил он непосредственно в гробницах на склоне горы. Вот по этой более частой версии, именно св.Онуфрий своим молитвенным подвигом и поменял статус Акелдамы, сделав её святым местом. Технический смысл этой святости не раскрывается в официальном житии св.Онуфрия (в редакции В.О.Ключевского по Четьим-Минеям св.Димитрия Ростовского), но я нашёл эфемерную статью со старого сайта Соловецкого монастыря, сохранившуюся только благодаря wayback-машине, где со ссылкой на "предание, сохраняющееся на Святой Земле" говорится, что св.Онуфрий "вымолил у Бога всех погребённых в Акелдаме" (а в другой версии, "отмолил Акелдаму у Бога", со ссылкой и вовсе на путеводитель по Святой Земле, правда, изданный под редакцией М.В.Бибикова). За неимением лучшего источника, будем считать, что в устном предании Церкви такой факт действительно существует, тем более что в дальнейшую логику рассуждений он ляжет железно.
В христианское время и западные, и восточные паломники утверждали, что чудесное свойство гробниц Акелдамы в том, что тело покойного в них невероятно быстро истлевает до сухих костей (вплоть до утверждения о 24 часах на весь процесс). Вариацию этого утверждения мы встречаем в травелоге Василия Познякова, написанном в XVI веке — он пишет, что тело мёртвого человека, положенное в гробницах Акелдамы, 40 дней сохраняется мягким и без трупного запаха, а по истечение 40 дней, в одну ночь тело превращается в скелет, а плоть превращается в некую "голубую землю". В Средние Века грунт из Акелдамы вывозили на европейские кладбища, именно благодаря славе о его чудесном свойстве разлагать тела быстро и без трупного запаха, надеясь импортировать это его полезное свойство. Один учёный муж из Италии даже ставил в XIX веке эксперименты, закапывая в грунт из Акелдамы трупы животных (с отрицательным результатом, который однако не стал для него поводом усомниться в чудесных свойствах, которые этот грунт проявляет непосредственно на месте его происхождения). Ещё один русский паломник, монах из Саровского монастыря о.Мелетий, изучал свойства гробниц Акелдамы во время своего визита в Иерусалим в 90-х годах XVIII века. Сей сын эпохи Просвещения (на базе монастыря которого аккурат в это время работала нелегальная фабрика по копированию списков "Путешествия из Петербурга в Москву") с научной дотошностью осмотрел 16 января 1794 года три мёртвых тела, недавно захороненные в склепе в Акелдаме, а затем их же повторно 18 марта того же года. Точность указания дат, возможно, преследовала цель показать, что прошло уже свыше 40 дней. Автор отмечает, что за два месяца "они ещё вовсе не истлели, и состав человеческий не разрушился, но мокрот уже никаких и запаху не было". Почему-то этот результат не вызвал у паломника особого энтузиазма, он даже упрекнул западных путешественников в распространении пустых басен, хотя сам вообще-то тоже наблюдал явление, для православного человека символичное и неординарное, в виде постепенного превращения мёртвого тела в честные мощи. Здесь вспомним, что монахи на Афоне судили о том, хорошим ли монахом был покойный, по тому, насколько эффективно и "гигиенично" скелетируются его останки. Плохим симптомом считалось, если извлеченные через три года из могилы останки покойного не истлели полностью, имеют отталкивающий вид и запах. В этом случае за умершего возносились особо интенсивные молитвы, как за грешника, нуждающегося в молитвенной помощи.
Вот мы и разобрали проблему, почему Акелдама — "святое место". Основанием для этого является поверье о чудесном свойстве земли в этом месте — якобы в устроенных там гробницах тела покойных (причём бывших при жизни не угодниками Божьими, а вообще не пойми кем) истлевают эстетично и невероятно быстро. Для человека с традиционными паттернами мышления, это означало, что волшебная земля в этом месте принимает всех, даже тех, кого другая земля, возможно, не приняла бы, отвергла бы. А это в свою очередь означает, что эта локация обладает благословением (или властью) перерабатывать, аннигилировать погребённые в её пределах зло, скверну, грех. У Павсания символом переработки зла является лавр, прорастающий из отходов очистительного ритуала, проведённого в отношении матереубийцы. Земля согласилась поглотить и рекультивировать зарытый в неё грех, и дала этому знамение.
Отсюда непосредственно происходит древнерусский феномен скудельницы/божедомки. Это участки, отведённые под похоронные "спецполигоны", где хоронили в братских могилах тех, кого некому было хоронить (нищих, странников, неустановленных лиц), а также жертв массовых эпидемий, самоубийц и людей, умерших не по-христиански. Тактическая цель состоит в том, чтобы прах, несущий на себе тяжесть любого нечестия, был локализован на минимальном участке земли, с целью её минимального осквернения. Упование же, оно же стратегическая цель — в том, чтобы Мать-Земля всё равно не отказалась от оскверняемого участка, а по безграничной своей мощи переработала то зло, с которым люди, по слабости своей, не справились сами, и смогли только зарыть его в землю.
Дочитавшим до конца — домашнее задание. Подумать над этимологией и семантикой слова "саркофаг" :)


магистр

Ссылка на сообщение 11 июня 13:33  
цитировать   |    [  ] 
По моему, очень любопытное издание:
цитата
Дерево песен: Испанская песенная поэзия — Arbol de canción: Сancionero popular español (антология на испанском и русском языках).
Центр книги Рудомино. Стоит 1063 руб.

Издательская аннотация:
В этом двуязычном издании собраны лучшие образцы испанской народной лирики от ее начала до середины прошлого века. Здесь представлены все жанры испанских народных песен, начиная с древнейших. Это вильянсико, коплы, сегидильи, все разновидности канте хондо, свадебные песни и погребальные плачи, детский фольклор и колыбельные. Книга знакомит читателя с лирическим фольклором всех районов Испании. Некоторые тексты даются в сопровождении нотных записей. Издание включает вступительную статью ко всей книге и статьи, предваряющие каждый раздел. Тексты сопровождают Комментарий и Приложение, где описаны Календарные праздники Испании, Цветовая символика и Символика растений, а также дана Библиография. В качестве иллюстраций использованы рисунки традиционной испанской керамики или их фрагменты.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 июня 13:26  
цитировать   |    [  ] 
–––
солнцеворот вышел в июнь


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 июня 01:36  
цитировать   |    [  ] 
Издательство МИФ выпустит книгу Нины Живловой Кельтская Мифология https://www.mann-ivanov-ferber.ru/catalog...


миротворец

Ссылка на сообщение 17 июня 07:35  
цитировать   |    [  ] 
count Yorga
И даже не в серии "От и до"? o_O
Неожиданное решение, но поддерживаю двумя руками!
P.S. Я после того, как увидел "Мифы окаменелостей" и "Мифы "Ведьмака" в планах, решил было, что в эту "От и до" теперь пихать будут вообще всё подряд.
Страницы: 123...188189190191192    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх