Михаил Харитонов Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Михаил Харитонов. Обсуждение творчества»

Михаил Харитонов. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 1 сентября 2020 г. 17:50  
Я хочу посвятить эту тему памяти и обсуждению литературного творчества писателя-фантаста Михаила Харитонова, (псевдоним политика и публициста Константина Анатольевича Крылова) безвременно ушедшего от нас 12 мая сего года. Requiescat in pace.

Признаюсь, изначально я относился к его прозе очень скептически. Причём не даже не к тексту, а к самому факту её наличия. По-моему мнению политики, чьи произведения представляли бы кроме партийного или исторического ещё и какой-то литературный интерес перевелись где-то к середине XX века, с повсеместным усыханием классического образования и естественным сходом на нет его последствий. Посему я воспринимал прозу этого человека наряду с воспоминания различных крепких хозяйственников о том, сколь крепко они хозяйствовали, литературными опытами отставного главы администрации президента и мемуарами уважаемой супруги другого (чернокожего) президента на тему её становления как сильной женщины. Поверхностное знакомство с малой прозой Харитонова (бОльшая её часть опубликована в двухтомнике издательства «Владимир Даль») не добавило симпатий, хотя и антипатий не усилило.

Должен, однако, признать, что я ошибся – к своему немалому удовольствию. Харитонов оказался писателем более чем одарённым и – что не маловажно – человеком весьма и весьма образованным литературно. Его главный талант – в построении крупных форм. Это писатель-тяжеловес, обладатель грандиозной мускулатуры, сообразных ей мощнейших лёгких и долгого дыхания. Если в малой прозе он попросту не успевает развернуться (только ползамаха сделал, а текст уже сдавать! как так!?), то не стоит принимать корпулентность за беспомощность. Построение изощрённых, полифонических конструкций, сложных стилизаций требует кубометров пространства. Человек-оркестр нуждается – в первую очередь – в хорошей акустике. Поэтому я не рекомендовал бы дегустировать творчество этого человека, руководствуясь принципом «по пояс, но не с головой», тут надо пускаться во все тяжкие и начинать сразу с книг, чей размер недюжего читателя может и оттолкнуть.

Настоящая – полновесная – проза Крылова начинается с малоизвестной (незаслуженно) повести «Развращение». Я мало что скажу о ней, оставив читателю всё удовольствие первого знакомства. Скажу только, что здесь впервые Харитонов продемонстрировал фирменную «матрёшечную» структуру повествования, сделав частью виртуозного обмана даже свои, остающиеся за текстом, но достаточно известные политические убеждения (столкнувшись в первых же строчках с реалиями некоей жесточайшей оккупации и повсеместным ношением паранджи читатель, настроившийся на определённый политический лад, будет очень удивлён уже к финалу первой главы – дальше больше).
Затем следует монументальный «Факап», написанный в жанре романа-деконструкции по материалам братьев Стругацких (талантливых писателей совсем другой темы и стилистической манеры). И завершает эту условную трилогию фантастическая антиутопия «Золотой Ключ», увы, волей судеб оставшаяся незавершённой. Но именно «Золотой Ключ» принёс автору позднее литературное признание и тиражи. Насколько мне известно, третий том с незавершённой – теперь уже навсегда – серединой, готовится к выпуску вдовой писателя и его издателем В. Левенталем (ждём так же анонсированный и – по словам соавтора – практически дописанный роман в тандеме с писателем и палеонтологом Кириллом Еськовым).

Увы, содержание этих вещей практически всё теряет в пересказе. Как можно пересказать «Золотой Ключ» — одновременно являющийся парафразом сказки Алексея Толстого, (которая сама по себе парафраз), и биопанковой антиутопией в стиле барокко, шпионским романом и религиозным трактатом о Грехопадении и последовавшем Потопе? Было бы ошибкой воспринимать этот роман, как тератологически-раздувшийся шарж-однодневку, высмеивающий сетевую полубогему. Игра в угадайку с отдалёнными тусовочными прототипами тамошних персонажей — самое скучное, что есть в романе Харитонова, тогда как реалии его безумного химерического мира, населённого бесхозным биологическим оружием, обретшим самостоятельность и живущим теперь столь же химерическим сплавом культуры, выморочно унаследованным от погибших хозяев – настоящее лакомство для читателя. Но если бы меня попросили выбрать из трёх произведений любимое – то я бы (после некоторых раздумий) назвал бы таким «Факап». Гигантский параквел по Стругацким "Факап" — вещь со сложнейшей сюжетной архитектурой, выстроенной по образцу масонского посвящения: каждая следующая ступень обезображивает и отрицает то, что фундаментировало предыдущую. Создать такую нарративную конструкцию очень сложно, Крылову удалось это сделать ни разу не оступившись. Более того, само по себе написание серьёзной, тонкой прозы на заведомо-пародийную тему («Что такое советская власть? Советская власть есть нерушимой блок масонов и рептилоидов» — спойлер, впрочем, малопонятный до самого конца романа) представляет собой литературную задачу очень непростую. Харитонов справился с ней на зависть хорошо.

Сим заканчиваю и предлагаю других читателей, почитателей, доброжелателей и недоброжелателей творчества Харитонова перейти к обсуждению. "Нечитателям" же предлагаю прочесть что-то, поменять статус и присоединиться.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


философ

Ссылка на сообщение 1 сентября 2020 г. 21:24  

цитата Грешник

Гигантский параквел по Стругацким "Факап"
И как знак качества, даже если читатель не знаком с Полднем, роман читается понятно и легко.


миродержец

Ссылка на сообщение 1 сентября 2020 г. 22:12  
Мне у него больше малая форма нравится: "Лёд", "Юбер аллес" (рассказ, не роман), "Карантин. У нас это невозможно", "Горлум и Ласталайка", "Аполлон-11"... Ну и ещё кое-что по мелочи.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 сентября 2020 г. 23:04  
Светлая память талантливому писателю и политику. Самое лучшее, что мной прочитанное за последние годы это эпопея «Золотой Ключ, или Похождения Буратины», а "Успех" это просто :cool!:


авторитет

Ссылка на сообщение 2 сентября 2020 г. 00:17  
Читал у него только шерлокианские прозамы.
Неплохие, да.
–––
Чтение книг - опасная вещь, но полезная, как динамит.


философ

Ссылка на сообщение 2 сентября 2020 г. 00:29  
Так жаль, что писатель ушел от нас в самом расцвете своего творчества. Я очень надеюсь, что кто нибудь из хороших писателей допишет "Золотой ключик".


магистр

Ссылка на сообщение 2 сентября 2020 г. 10:41  

цитата printd

И как знак качества, даже если читатель не знаком с Полднем, роман читается понятно и легко.

Да, это вообще пробирный камень таких вещей. Если деконструкцию можно читать в полном отрыве от...эээ...конструкции, без каких-либо потерь.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


миротворец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 11:43  
Безусловно, Михаил Харитонов заслуживает личной темы на ФЛ. Но, как и опасался я семь дней назад, когда уважаемый Грешник ее открыл, автор широким массам практически не знаком. Увы, увы и еще раз увы. Самое известное его произведение, если судить по количеству оценок на ФЛ, рассказ «Маленькая жизнь Стюарта Кельвина Забужко» – 152 оценки. Дальше следует «Факап» – 122, рассказ «Долг» – 119, «Путь Базилио» – 106, рассказ «Горлум и Ласталайка» – 100 и… и все. Остальное даже лаборанты читали не просто менее ста раз, но заметно менее!
Увы, увы и еще раз увы.
И это притом, что в малой прозе Харитонова встречаются изумительные вещи, романы – все четыре, включая соавторский «Юбер аллес» – просто отличны («Факап», так вообще, на мой взгляд, шедевр), а его статьи позволяют смело говорить о Харитонове как об одном из сильнейших эссеистов нашего времени.
И все это – рассказы, романы, статьи – не просто написано блестящим языком (ну, не будем кривить душой, исключения, конечно же, есть, но они крайне редки))), но заставляет думать и вызывает диаметрально противоположные мнения.
И, да. Не бывает авторов без огрехов. Даже любимых авторов не бывает без произведений, которые «не зашли». Для меня такими у Харитонова стали повести и рассказы Шерлокианы. Еле осилил один, оценив на четверочку, остальное даже не смог долистать, не то что дочитать.
В общем, печально, что Харитонов ушел от нас, так и не достигнув мало-мальской известности. У него все для этого было, не хватило главного – времени…
Всем настоятельно рекомендую, благо, практически все есть в свободном доступе. Не пойдут романы – возьмитесь за рассказы. Встанет поперек горла/морали/совести/еще чего-то))) «Базилио…» – попробуйте «Факап». Напугал объем? Вернитесь к рассказам.
Нравится короткая документальная проза? К вашим услугам статьи Харитонова…
Попробуйте. Думаю, как минимум, семь из десяти читателей что-то свое в его наследии не просто найдут, но высоко оценят.
Грешник А голосовалку не хотите прикрутить?


миротворец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 12:02  

цитата Грешник

Как можно пересказать «Золотой Ключ» — одновременно являющийся парафразом сказки Алексея Толстого, (которая сама по себе парафраз), и биопанковой антиутопией в стиле барокко, шпионским романом и религиозным трактатом о Грехопадении и последовавшем Потопе?


цитата

В определённом смысле «Буратина» — христианский роман. Так как автор использовал именно христианскую картину мира. Если быть совсем точным – католическую.

Это может показаться странным и нелепым. У нас «христианский роман» ассоциируется с чем-то слащавым, нравоучительным и глупо-прямолинейным. В «христианском романе» должны быть невинные девицы, ясноглазые отроки и чудотворные иконы, герои в решающие моменты цитируют «Деяния Апостолов», а в финале все дружно уходят в монастырь. Ну да, ничего такого в «Буратине» нет. И не будет. Я имею в виду другое: использование в построении сеттинга и сюжета христианских представлений о мире и человеке. В этом смысле книжки К.С. Льюиса про Нарнию — христианские, хотя ни Христос, ни христианство там не упоминаются. Точнее, это там есть, но в очень косвенном виде. Лев Арслан – это не Иисус, а в лучшем случае его очень отдалённое подобие. Однако представление о спасении и искупительной жертве эти книги дают – а это представления именно христианские. Ну вот и «Буратина» — что-то вроде того. Как минимум: совершаемые героями грехи – это христианские грехи (о чём подробнее ниже), а иногда проявляемые добродетели – это христианские добродетели.

Почему именно католицизм? Ну, во-первых, у меня и выбора-то не было. «Буратина» — это всё-таки криптофанфик по «Буратино» Толстого. То есть по довольно сложному тексту, являющемуся фанфиком по «Пиноккио». То есть по книге католической и масонской. Католической, я имею в виду, по языку: сам-то автор прежде всего масон. Но язык образов у него католический, как и жанровая форма нравоучительной сказки. Во-вторых, я в известной мере знаком с доктриной (хотя бы Фому Аквинского прочёл, и в «Кодекс канонического права» заглядывал). В-третьих, с внешней точки зрения (я сам не католик, я благоверный и им останусь) именно католицизм вызывает наибольший интерес. «Вещь продуманная», в отличие от — -


https://krylov.cc/blog/2017/11/05/14379/

цитата george1109

рассказ «Маленькая жизнь Стюарта Кельвина Забужко» – 152 оценки


цитата

Мэрька ещё хвастала, что её отец он командовал Сводной Карательной Группой и сам сжёг напалмом пятьсот москалей на Майдане Незалежности в Киеве. Это было когда казнили всех киевских москаликов.

Сейчас, конечно, такими вещами гордиться не принято, потому что мы теперь Цивилизованная страна. Но, с другой стороны, это часть нашей истории, которую мы должны уважать. И к тому же как ещё мы смогли бы избавиться от дикости москалей, если в одном Киеве их была так много? Хотя жечь тоже плохо, даже москалей, достаточно просто повесить или там утопить. Но тогда другие москали не испугались бы так сильно, и могли осмелиться вредить.

«Маленькая жизнь Стюарта Кельвина Забужко», 2003 год.

george1109, если что, из на удивление даже отсутствующего на фантлабе, рекомендую Неполживые истории.
Стоит начать с неожиданно актуальной в эпоху ковида Притчи о чистых руках 2011 года. Начинается так:

цитата

Давным-давно в земле Уц, что в стране Нод, в отдалённом селении, жил осторожный человек. Был он от природы наделён умом и добротой, так что в другом месте и в другое время мог бы прослыть праведником. Но жители земли Уц презирали ум и добро, а восхищались лишь тёмными пророчествами и бессмысленной жестокостью. Поэтому они гнушались умными и добрыми людьми, а если те были слишком назойливы – изгоняли их в пустыню Гад.

Осторожный человек не хотел стяжать на себя ненависть и презрение ближних. Ещё больше он боялся пустыни Гад. Поэтому он каждый день говорил какую-нибудь смешную глупость и делал какую-нибудь мелкую гадость. Но этого не всегда хватало, и время от времени приходилось творить настоящее зло. Однажды близкий друг сказал ему – «ты чересчур умён», и человеку пришлось на него глазах задушить нищенку и украсть её медяки, чтобы очистить себя от подозрений. В другой раз жена сказала ему – «ты слишком добр» — и ему пришлось у неё на глазах изнасиловать ребёнка, чтобы восстановить спокойствие в семье. Но вообще-то он старался жить он тихо и незаметно, не делая большого зла и не привлекая излишнего внимания.

Однажды в страну Нод пришла болезнь. Люди умирали от страшной боли в желудке, а лица их становились синими. Никакие лекарства от этой хвори не помогали. Напрасно жрецы закалывали на алтарях юных дев и истязали юношей, вымаливая у богов пощаду и милость. Болезнь свирепствовала, трупы гнили в канавах, трупы лежали на улицах, и смрад разлагающейся плоти накрывал города.

Дошла болезнь и до земли Уц, добралась она и до селения, где жил осторожный человек. В селении начали умирать люди. Умерла и жена осторожного человека, его дети умерли тоже, у него на глазах. Умерли и все его друзья, и все недруги тоже умерли, один за другим.

И осторожный человек впал в отчаяние и забыл свою осторожность. Он обратился с мольбой к богам земли Уц – пусть они укажут средство от болезни.

В ту же ночь ему явился бог. Лик его был светел, а рога сияли, словно Утренняя Звезда и Вечерняя Звезда, за спиной же его реяли грозные сонмы ангелов.

Осторожный увидел бога и заплакал о своей участи.

- Тебе ведомо, — сказал он, глотая слёзы, — я просто хотел прожить свою убогую жизнь спокойно. Но у меня больше нет сил смотреть на страдания людей. Укажи мне средство от болезни, и я проповедую его, и пусть меня считают мудрецом и праведником, будут презирать и смеяться надо мной, а потом изгонят в пустыню Гад.

Бог расхохотался.

- Что ж, — сказал он, отсмеявшись, — слушай: болезнь заводится от мельчайших существ, невидимых глазу, которые живут в гнилом и тухлом. Но для того, чтобы заразить человека, они должны попасть в желудок. Достаточно хорошенько вымыть руки перед едой, и вредоносные существа не войдут в тебя. Также нужно мыть руки после туалета, чтобы испражнения не проникли в рот: в них тоже есть невидимые существа. Иди и проповедуй это людям. Они тебя услышат и поверят тебе, — и он опять рассмеялся.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 12:29  
Очень хочется издание "Факапа" в бумаге, эх мечты :-(, да и другие сетевые публикации тоже


миротворец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 12:29  
crn
Спасибо. Ссылку взял :beer:


миродержец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 12:33  
Я лично жду анонсированный Еськовым их совместный роман. Это должно быть интересно и надеюсь не так многословно.ю как сольные романы Харитонова.


миродержец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 13:54  

цитата crn

с неожиданно актуальной в эпоху ковида
А как по мне, то ещё актуальнее "Карантин".


активист

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 14:56  
Рассказы Харитонова некоторые неплохи — Невеста и Как бы. Остальное проходная чернуха сильно на любителя


миротворец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 15:01  
Читал один рассказ "Свет", неплохо.
–––
Уже -А. Журавлев "Летающие жирафы, мамонты-блондины...
Читаю:Д.Аннандейл "Мортарион. Бледный Король"


миродержец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 16:17  

цитата new71

проходная чернуха сильно на любителя
ну вот я не большой любитель чернухи, однако "Развращение", под завязку набитый извращениями, сексом с чужаками, пытками в процессе, издевательствами, зашел на ура.
Ибо есть идея и есть конечный результат, а все эти садомазоприбамбасы и нужны для достижения этого результата.
–––
22.10.2015. Сегодня мне захотелось сдохнуть.


миротворец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 16:44  
Что касается умеренной чернухи -- клип, который как сам автор говорил еще недавно, в тему «Буратины».


авторитет

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 17:18  
Надо же. Тему открыли первого сентября, а я в тот же день вспомнила автора и пошла перечитывать любимое. Вот и не верь после этого в общее поле разума.
Вчера закончила Факап и заодно разыскала приквел к нему — Дырка в голове. Исключительное удовольствие.
Уже перед сном открыла Развращение и решила не дочитывать, очень все мрачно. Но раз советуют, то сделаю усилие.
Большая потеря.
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


миротворец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 17:45  

цитата Miya_Mu

Вчера закончила Факап и заодно разыскала приквел к нему — Дырка в голове.

Я надеюсь, вы читали незаконченное, увы, приложение к Факапу   — "Подвиг или неудачная диверсия?" ?

Обратите также внимание на вики писателя, к пример, со статьи
http://haritonov.wiki/Строгов,_Дмитрий_Ис...


миродержец

Ссылка на сообщение 8 сентября 2020 г. 21:20  
А мне его малая проза не пошла совсем, тогда как Факап, Юбер аллес и сага про Котега пришлись по душе. Факап уже и перечитать в следующем году собираюсь
Страницы: 123...678    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Михаил Харитонов. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Михаил Харитонов. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх