Творчество Романа Суржикова


Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

Творчество Романа Суржикова

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 2019 г. 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.

Книги на Озоне:
1. "Стрела, монета, искра" https://www.ozon.ru/product/polari-strela...
2. "Лишь одна звезда" https://www.ozon.ru/product/polari-lish-o...
3. "Кукла на троне" https://www.ozon.ru/product/polari-kukla-...
4. "Янмэйская охота" ожидается...
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


магистр

Ссылка на сообщение 31 января 2023 г. 03:28  
цитата radio_cinema
Итого — увы, я боюсь, что слишком много осталось на последний том, чтобы получилось хорошо

Как получится, узнаем об этом в свое время. Неизбежны какие-то варианты, которые понравятся одним и разочаруют других.
Но хуже этого только сдаться и оставить цикл недописанным.
цитата radio_cinema
Пусть уж лучше останется самым лучшим незавершенным циклом русскоязычного фентези.

Это просто насмешка какая-то и бессмыслица. Жизнь человек проживает до конца, сколько ему отпущено. Литературное произведение имеет свою жизнь. Оставить недописанным — это как самоубийство. Или поражение в бою.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


авторитет

Ссылка на сообщение 19 февраля 2023 г. 06:38  
Здравствуйте, уважаемые знатоки Полари. Не подскажите, кто такая Кейтлин-Карен из Янмэйской охоты, не могу понять? "Люди и боги" ещё не читал, пусть будет спойлер, но хочется знать.


философ

Ссылка на сообщение 21 февраля 2023 г. 10:52  
цитата svdoc
Здравствуйте, уважаемые знатоки Полари. Не подскажите, кто такая Кейтлин-Карен из Янмэйской охоты, не могу понять? "Люди и боги" ещё не читал, пусть будет спойлер, но хочется знать.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Жена Менсона, Карен Лайтхарт


магистр

Ссылка на сообщение 25 февраля 2023 г. 17:21  
цитата Stan8
Жизнь человек проживает до конца, сколько ему отпущено. Литературное произведение имеет свою жизнь. Оставить недописанным — это как самоубийство. Или поражение в бою.

Ха-ха, позволю себе вклиниться в дискуссию и заметить, что оставить недописанным — это как раз-таки очень в стиле жизни, она и есть недописанная книга, блин. И смерть всегда обрывает тебя на полусло

По сабжу:

Читаю Суржикова, ну довольно увлекательно, живо, легко читается — нооо легковесно.
И это ни в одном глазу не Мартин, да.


миродержец

Ссылка на сообщение 25 февраля 2023 г. 18:43  
цитата Frontier
Читаю Суржикова, ну довольно увлекательно, живо, легко читается — нооо легковесно.
И это ни в одном глазу не Мартин, да.

По счастью, да.


активист

Ссылка на сообщение 13 марта 2023 г. 13:55  
Записал обзор на первую книгу цикла. Замечательная вышла история.


авторитет

Ссылка на сообщение 30 мая 2023 г. 18:44  
В связи с ночной атакой беспилотников на Киев, автор остался без дома. Не думаю что это позитивно скажется на сроках завершения цикла. Хорошо хоть живой остался.


магистр

Ссылка на сообщение 31 мая 2023 г. 13:06  
"Остался без дома" — это не совсем так. Автор и семья его, к счастью, живы и не пострадали, квартира цела, но требует ремонта (выбитые окна). Многоэтажному дому в целом серьёзно досталось — верхние два этажа разрушены и/или сгорели.
–––
+7(996)730-00-00, Telegram https://t.me/crealist


новичок

Ссылка на сообщение 30 июня 2023 г. 15:12  
Добрый день. Очень понравился цикл Полари, дошла до тома 1 Люди и боги, и при чтении первых глав, складывается ощущение, что я пропустила какой-то том, так как разворачиваются события таким образом, что не понятно, а почему они возникли (не буду их описывать, иначе спойлер). Большая просьба подсказать, верно ли я соблюдаю хронологию чтения: прочла "Янмэйскую охоту", далее интерлюдии — "Теперь ты колдун", "Те, кого мы прощаем " и даже "Цену страха" и только потом перешла к "Люди и боги". Но при этом начало у "Люди и боги" такое, что не понятно почему все это происходит, в предыдущих книгах при завершении одной и начала другой все было логично и понятно.


философ

Ссылка на сообщение 30 июня 2023 г. 16:04  
цитата Anail
Большая просьба подсказать, верно ли я соблюдаю хронологию чтения:

Все верно.
–––
YNWA


новичок

Ссылка на сообщение 30 июня 2023 г. 16:17  
Аnisette, спасибо за ответ.


новичок

Ссылка на сообщение 2 июля 2023 г. 10:01  
Роман выложил рассказ "Конфидентка" на сайте freedlit и написал, что планирует публиковать там "Великое древо"


авторитет

Ссылка на сообщение 23 июля 2023 г. 19:33  
Автор опубликовал первые три главы заключительной книги "Тень великого древа". Первые две бесплатные.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 июля 2023 г. 19:55  
читать по главам на любителя. Дождемся уж всего финала


миротворец

Ссылка на сообщение 24 июля 2023 г. 14:57  
Значит осенью можно начать перечитывать.


философ

Ссылка на сообщение 27 июля 2023 г. 19:19  
Ребят, кто читал "Янмэйскую охоту" книга заканчивается на Свидетель — 6 и

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

словах "Ты Бог
?
Читать только начала, просто чтобы уточнить
–––
...и я героев не встречала в этой жизни...(с)


философ

Ссылка на сообщение 27 июля 2023 г. 21:21  
цитата ворчун Гамми
Читать только начала, просто чтобы уточнить

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Он залился краской и долгую минуту собирался с духом,
а затем шепнул одно слово – то самое, которого она ждала:
— Бог…
–––
YNWA


философ

Ссылка на сообщение 28 июля 2023 г. 18:06  
anisette да, у меня не точная цитата. Спасибо🙏
–––
...и я героев не встречала в этой жизни...(с)


миродержец

Ссылка на сообщение 14 августа 2023 г. 23:54  
Роман Суржиков делится возможными творческими планами:
цитата Мои фэнтезийные проекты
Меня часто спрашивают: «Есть ли жизнь после Полариса?» Иными словами – как далеко простираются мои творческие планы. Вот я и решил написать пост, дающий ответ на это.
Начнем, собственно, с Полариса. «Тень Великого Древа» точно станет завершающей книгой главного сюжета. Не исключено, что позднее ностальгия и фантазия побудят меня написать короткий сиквел о дальнейших судьбах героев (условно – «Четыре свадьбы и двое похорон»), либо приквел о Праматерях (условно – «Спасительная звезда»). Но это не относится к главному сюжету и явно будет не сразу после «Тени». Окончив главный сюжет Полариса, я перейду к какому-нибудь иному миру.
А к какому? На данный момент я еще не выбрал, поскольку спектр вариантов богат и заманчив, разбегаются глаза.
Задуманы 2 фэнтезийных проекта и 4 не-фэнтезийных. Вот что они представляют собою.

Проект Ф1: КОЛОДЦЫ

На этом витке Вселенской спирали бушуют Наполеоновские войны. Пушки, гусары, шомпольные ружья, фрегаты и первые паровозы. Два государства насмерть бьются меж собою. Одно – дико ортодоксальная рабовладельческая империя, другое – прогрессивная держава со странной формой управления, не известной в земной истории. На кону стоит священный город, в коем некогда родился Открыватель Колодцев.
На свете существуют обычные колодцы, а также – особенные, с заглавной К. Глядя в Колодец, можно увидеть картины совсем иного мира, населенного сказочными тварями. Попасть в тот мир нельзя, связаться с ним невозможно, однако видения в Колодцах мистическим образом влияют на мир людей. Потому Колодцы – важный стратегический ресурс, ради которого ведутся войны и плетутся интриги.
Один из героев командует артиллерийской батареей и прокладывает путь если не к победе, то хотя бы к вершинам карьеры. Другого нанимают, чтобы раскрыть заговор первых лиц державы, и делается это, как ни странно, для блага самих же заговорщиков. Ну, а третий продает свои услуги как великий знаток Колодцев, но на деле еще только пытается понять их сущность.
Говоря в общих чертах, Колодцы – это масштабное героическое фэнтези, замешанное на всемирной тайне. То есть, книга того же жанра, что и Поларис.

Проект Ф2: БАРДЫ

В отличие от предыдущего проекта, здесь у нас правильное магическое фэнтези. Мир похож на античный Египет или Китай. Никаких технологических чудес нет и в помине, зато повсеместно присутствует волшебство. Концепция магии — оригинальна и поэтична; собственно, в ней самая соль. Магия пронизывает все сферы мироустройства, попадается на каждом шагу, однако не создает ни Мэри Сью, ни роялей в кустах. Могущество колдунов ограничено одним прелюбопытным свойством мироздания.
Главный герой – уважаемый человек: маг-мумификатор. Он прекрасно зарабатывает, превращая тела клиентов в нетленные мумии и обещая возврат к жизни через 1111 лет. Но однажды по стечению обстоятельств он становится членом банды расхитителей гробниц – и, сам того не желая, выходит на след древней тайны.
Во всех мирах моей фэнтезийной спирали мироздания имеются древние тайны. Тайна мира Бардов такова, что для ее раскрытия придется узнать кое-что о смерти, многое — о волшебстве, и очень многое – о поэзии.
О не-фэнтезийных проектах – в следующем посте.
(с) АТ


миродержец

Ссылка на сообщение 16 августа 2023 г. 12:00  
Роман Суржиков продолжает делиться возможными творческими планами:
цитата А вот что у меня на уме, кроме фэнтези
Проект Н1: ЗРАДА

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Военные события по очевидным причинам не оставляют меня равнодушным. Хочется отразить в тексте свои впечатления и мысли о войне, но при этом не уходить в сухую документальщину, а построить яркий художественный сюжет на историческом фоне. Поэтому «Зрада» будет детективом. Отца главной героини СБУ обвиняет в измене родине и бросает за решетку. Он настаивает на своей невиновности. Главная героиня возвращается из эмиграции в Украину для того, чтобы оправдать отца. Встретиться с ним не удается, однако девушке передают карту памяти из отцовского телефона. Все, что там есть, — набор фотографий из разных точек и периодов войны. Героине предстоит пройти по следу из «хлебных крошек», собрать цепь событий из отрывочных кадров и раскрыть преступление. А заодно – понять, какою на самом деле была русско-украинская война.


Проект Н2: НЕВЕЗУЧАЯ КРЫСА

А это – чистой воды сай-фай. Представим себе пост-информационное общество. Информационная эра как смогла изуродовала человечество. Реальный, объективный мир перестал иметь значение. Забыты такие унылые понятия, как «правда», «факт», «мировоззрение», «убеждение», «вера». Собственно, мышление как процесс тоже устарело: в нем нет нужды, поскольку любую мысль можно скачать из сети. Люди живут согласно трендам в интернете, берут оттуда веру, убеждения, мировоззрения и т.д. (меняя их каждый день, согласно моде).
Существует множество разумных видов: традиционные люди, люди в телах киборгов, люди в облаке, животные с мозговыми имплантами, животные в облаке, ИИ в облаке, ИИ в теле киборга и т.д. Все ко всем, естественно, супер-толерантны, у всех есть множество прав, защищенных законом. Потому понятие «человек» как таковое стало архаикой. Теперь паспорт человека получает любой, кто способен пройти тест на гуманистичное мышление. Иными словами: кто сможет доказать психологу, что мыслит как человек, — тот и считается человеком.
Главному герою, однако, не повезло. Он – генно модифицированная крыса с ай-кью под 180, холерик, чайлдфри, асексуал. Казалось бы, никаких причин, чтобы такой развитой крысе отказали в человеческом гражданстве – но это случилось. Находиться на Земле (переполненной котиками) бесправному крысу попросту опасно. Он находит себе работу на удаленной колонии, где пытается все-таки «стать человеком», а для этого – разобраться в устройстве безумного мира. Крыс становится первым ученым-исследователем в мире, где объективное знание уже несколько веков как перестало кого-либо интересовать.

Проект Н3: МАСТЕРСКАЯ

Не слишком одобряю сюжеты в духе «писатель пишет о писателях», но один раз позволю себе попробовать и это. Действие происходит в реальном современном мире. Существует Мастерская — цех по производству бестселлеров. Обычно писатели работают в одиночку, максимум – по двое. Но в Мастерской трудится целая команда: архитектор персонажей, проектировщик сюжета, мастер диалогов, специалист по боевкам и т.д. У каждого своя сфера, в которой он – талант. Главная героиня – амбициозная и одаренная девушка – едва ли не чудом попадает в этот звездный коллектив, чтобы проложить свой путь к вершинам.
Здесь не будет ни войн, ни мистики, ни магии; будет остросюжетная часть, но совсем крохотная. Главная соль этого сюжета – исследование процесса творчества. Я хочу показать, как жизнь и творчество влияют друг на друга, чего стоит создать шедевр, чем приходится жертвовать, чему учиться, под каким углом смотреть на мир. Если вы любите фильм «Восемь с половиной» Феллини, то поймете мою задумку: «Мастерская» — это тоже искусство об искусстве, только не в кинематографе, а в литературе.

Проект Н4: АРХИТЕКТУРА РОМАНА

Как написать роман? Примерно так же, как построить собор.
Аналогия прослеживается как в ключевых элементах, так и в мелких деталях. Буквально во всем – от несущих колонн и арочных сводов до горгулий и мозаичных окон – роман подобен собору.
Что мы видим, когда окидываем собор первым взглядом? «Вот это да!» – только и думаем мы. Дух захватывает от громадности строения, от величия масштаба, от множества шпилей, башенок, скульптур, окошек. За внешним великолепием совершенно теряется ясность. Трудно даже понять, как устроено это чудо, какова его форма, где входы и выходы. Сложно отличить несущие конструкции от декоративных, основу – от внешних прикрас. То же самое происходит и с хорошей книгой: чтение захватывает, мы даже не понимаем причину интереса, не задумываемся о частях сюжета и устройстве текста, просто ныряем с головой.
Однако книга – в точности как собор – имеет фундамент и несущие конструкции, стены и кровлю, интерьер и декоративные элементы. Она строится по правилам архитектуры, весьма важным, хотя и скрытым от глаза. Суть проекта Н4 – написать книгу с разбором этих правил.

Проект Н5: ПРОДОЛЖЕНИЕ ФЕРЗЯ

До недавнего времени я рассматривал вариант написать еще один детектив в продолжение книги «Ферзь – одинокая фигура». Для тех, кто не читал: это психологический детектив-триллер в антураже современного Киева. Там существуют так называемые пси-тэ – мастера прикладной психологии, способные видеть людей буквально насквозь. Паре пси-тэ доводится расследовать чрезвычайно сложное дело: череду убийств, замаскированных под суицид.
Книга была задумана в 2004 году, а написана в 2011. Я был молод и не особо опытен ни в психологии, ни в литературе. Потому вышло далеко от шедевра, однако сама задумка меня радует по сей день. Потому время от времени посещала меня идея: сделать продолжение «Ферзя» — со всем нынешним опытом и зрелым цинизмом.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Но война нарушила этот план. Ведь сценой-то является современный Киев, то есть, грозных реальных событий никак не обойти вниманием. Но задуманный сюжет очень плохо накладывается на военное время: говоря грубо, выйдет смесь «Молчания ягнят» и «Рядового Раяна». Не гармонично, к сожалению.
(с) АТ
Страницы: 123...4243444546...606162    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх