автор |
сообщение |
Papyrus
гранд-мастер
|
15 октября 2010 г. 23:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Тема открыта для обсуждения проводимой на сайте работы по разделению короткой прозы, представленной на сайте и обозначавшейся до этого как «повесть/рассказ», на повесть и рассказ. Об общих подходах к такому разделению см. в авторской колонке «Глас админа»: http://fantlab.ru/blogarticle10253 Конкретные вопросы по отнесению того или иного произведения к повести или рассказу целесообразнее задавать админу – куратору автора – в личку, в этой теме предполаагается обсуждать сами критерии такого разделения. Хотя отдельные, спорные произведения, возможно, будет интересно обсудить и на форуме. Особо обращаем ваше внимание – инфу и замечания имеет смысл отсылать после того, как такое разделение по автору проведено и в библиографии появились отдельные разделы повесть и рассказ. Слать инфу о том, что такой-то повесть/рассказ является рассказом (или повестью) – не нужно, кураторы работают с библиографиями авторов комплексно. Если у писателей, присутствующих на сайте, есть желание произвести такую разбивку у своих произведений – милости просим. Если у пользователей, составлявших библиографии, сохранились наработки и есть желание – можете подключиться к работе. Если кто-то ещё хочет попробовать себя в роли библиографа – можем предложить желающим попробовать провести такое разделение у некоторых авторов не из топ-списка. Важно: В любом случае, прежде чем приступать к работе – согласуйте это с куратором библиографии или задайте вопрос в этой теме.
|
––– Почему только фантастика?! Ответ: Мы считаем, что лучше идеально сделать что-то одно, чем всего понемногу и посредственно. |
|
|
|
uden74
миротворец
|
16 октября 2010 г. 00:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Очень хорошее начинание. У меня есть еще одно предложение, которое я уже когда-то выдвигал. Одновременно с разделением на повести и рассказы привести к одному формату другие названия произведений (которые пишутся в квадратных скобках). А то некоторые написаны в кавычках, некоторые без, перечисление нескольких названий идет и через запятую и через точку с запятой. Я думаю, эту работу можно будет сделать параллельно.
|
|
|
GPX
миродержец
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
16 октября 2010 г. 09:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата uden74 А то некоторые написаны в кавычках, некоторые без, перечисление нескольких названий идет и через запятую и через точку с запятой. Я думаю, эту работу можно будет сделать параллельно.
Правильный формат — через точку с запятой, без кавычек, кроме случая, когда кавычки часть названия
|
|
|
chiffa
философ
|
|
antilia
миродержец
|
16 октября 2010 г. 12:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата GPX цитата Papyrus Если кто-то ещё хочет попробовать себя в роли библиографа – можем предложить желающим попробовать провести такое разделение у некоторых авторов не из топ-списка. Можно попробовать Алексея Калугина?
Да, конечно. Спасибо за помощь!
|
|
|
Крафт
гранд-мастер
|
16 октября 2010 г. 17:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Глас админа принято решение о постепенном переходе от искусственно образованного типа произведения «повесть/рассказ» к делению произведений на повесть и рассказ А вообще, откуда ноги растут у этого искусственного образования? Помнится, когда я первый раз попал на сайт, был этим немало удивлён. Могу сделать Кублицкую и Лифанова, которых составлял.
|
––– Делай, что должно, и будь, что будет... |
|
|
Dogmat-iGwt
философ
|
16 октября 2010 г. 18:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
а вдобавок к вопросу Крафта, откуда выросли ноги у нынешнего разделения? То есть, что это фактически изменит в структуре сайта? Интересуюсь только как потребитель, потому что если, действительно, перемены коснутся рекомендаций и рейтингов, то буду очень этому рад...
|
––– Suum cuique. |
|
|
Papyrus
гранд-мастер
|
16 октября 2010 г. 20:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Крафт, Dogmat-iGwt, chiffa Да просто всё. Довольно сложно бывает различить повесть это или рассказ, особенно для иностранных авторов, у которых это часто объединено в понятие Shortfiction. Поэтому в своё время решили короткую прозу не разделять и ставить условное обозначение повесть/рассказ. В результате в одном разделе оказались и повести – некоторые не на одну сотню страниц – и рассказы на несколько страниц. Поэтому, накопив некоторый опыт и выработав критерии от которых можно оттолкнуться, решили всё же отделить одно от другого – несмотря на сложность задачи и большой объём работы. Что же касается разделения рейтингов, рекомендаций скажу пока так: Разделение короткой прозы на повесть и рассказ в библиографиях даст возможность сделать такое разделение в рейтингах и рекомендациях.
|
––– Почему только фантастика?! Ответ: Мы считаем, что лучше идеально сделать что-то одно, чем всего понемногу и посредственно. |
|
|
Крафт
гранд-мастер
|
|
badger
миротворец
|
16 октября 2010 г. 20:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Крафт Могу сделать Кублицкую и Лифанова, которых составлял.
Возражений нет А я потом быстро внесу изменения в библиографию.
|
––– "В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг
|
|
|
Fadvan
философ
|
|
Крафт
гранд-мастер
|
16 октября 2010 г. 20:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата badger Возражений нет А я потом быстро внесу изменения в библиографию.
badger, Алексей, а я уже и заявки отправил: № 10451 и 10453 Оперативно работаем (тем более, что конкретно у них работы не так и много; с ужасом и уважением представляю объём работы, который предстоит админам)
|
––– Делай, что должно, и будь, что будет... |
|
|
saddlefast
философ
|
18 октября 2010 г. 14:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Малопродуктивная идея, так как нет однозначных критериев, благодаря которым можно было бы отнести произведение к повестям или рассказам. Как раз логично оставить термин "повесть/рассказ".
|
––– — Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты |
|
|
kerigma
миротворец
|
18 октября 2010 г. 15:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата saddlefast Малопродуктивная идея, так как нет однозначных критериев, благодаря которым можно было бы отнести произведение к повестям или рассказам. Как раз логично оставить термин "повесть/рассказ".
+1 если автор сам не определил или в издании не написано, как это оценивать?) По размеру — далеко не всегда получается правильно.
|
––– Шпенглер & Инститорис |
|
|
Mierin
гранд-мастер
|
18 октября 2010 г. 17:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Есть устоявшиеся понятия, определения и повести, и рассказа. Все-таки, это разные вещи. Так же можно говорить о путанице между повестью и романом, взять, к примеру, тургеневские романы, которые по объему — повести, но по емкости — романы.
цитата ПОВЕСТЬ – один из видов эпического рода художественной литературы; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развёрнут, чем роман. Специфически русский термин, обозначающий повествовательное произведение. «Повесть это тат же роман, только в меньшем объёме… Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватило бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить её и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Её форма может вместить в себя всё, что хотите, – и лёгкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жёсткую игру страстей» (В.Г.Белинский). «Повесть подобно рассказу, нередко принимает форму как бы устного рассказывания, стремится в буквальном смысле слова «поведать», а не изобразить, в объективной, «безличной» манере. Таковы «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Первая любовь», «Степной король Лир» Тургенева. Повесть тяготеет к хронике, она в сравнении с романом более спокойна, эпична, нетороплива» (В.В.Кожинов).
цитата РАССКАЗ – малый эпический жанр, в основе которого изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Отличается от повести меньшим объёмом, кратковременностью изображаемых событий, малым числом действующих лиц. «В основе рассказа лежит обычно какой-то отдельный жизненный случай, повествование, которое характеризуется «замкнутостью» (имеет начало и конец) и в котором достаточно полно раскрываются черты изображаемого события или человеческого характера» (Н.А. Гуляев). «Свои особенности построения имеет малая эпическая форма – рассказ. Ёмкость детали и глубина подтекста как принципиальные качества малой эпической формы были основаны в истории литературы сравнительно поздно. Но особенно ярко возможности рассказа раскрываются в литературе ХIХ–ХХ вв., в творчестве Пушкина, Мериме, Мопассана, Чехова, О’Генри, Хемингуэя, Паустовского и др.» (Л.В. Чернец).
|
––– Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята. |
|
|
drogozin
миротворец
|
18 октября 2010 г. 21:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Наконец-то. Очень нужный апгрейд. А как вносить коррективы? Заявками? Или в личке куратору автора?
|
––– ...когда круг времён завершится и эльфы вернутся назад. |
|
|
Papyrus
гранд-мастер
|
18 октября 2010 г. 21:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата saddlefast Малопродуктивная идея, так как нет однозначных критериев, благодаря которым можно было бы отнести произведение к повестям или рассказам. Как раз логично оставить термин "повесть/рассказ".
О том что однозначных критериев, а есть неоднозначные — достаточно подробно сказано в авторской колонке (см. ссылку в первом сообщении). Замечу также, что нет и однозначных критериев, отделяющих романы от повестей. Получается, что надо было бы остановиться на варианте — роман/повесть/рассказ? А если ещё привести примеры, когда нельзя сказать однозначно — рассказ это или эссе, рассказ или сказка и т.д.?
|
––– Почему только фантастика?! Ответ: Мы считаем, что лучше идеально сделать что-то одно, чем всего понемногу и посредственно. |
|
|
Papyrus
гранд-мастер
|
18 октября 2010 г. 21:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата drogozin А как вносить коррективы? Заявками? Или в личке куратору автора?
Можно и так, и так. Только не забывайте предварительно связаться с куратором библиографии автора, чтобы не сделать двойную работу.
|
––– Почему только фантастика?! Ответ: Мы считаем, что лучше идеально сделать что-то одно, чем всего понемногу и посредственно. |
|
|
archivsf
авторитет
|
18 октября 2010 г. 23:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Хочется поделиться некоторыми мыслями по поводу проблемы "рассказ / повесть". Библиографией занимаюсь давно и потому это мне очень знакомо. Для точного определения понятий, сначала проясним разницу между повестью и рассказом.
«Большой энциклопедический словарь» (1991) на 244-й странице дает такую трактовку «Рассказ – малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. – и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа». Википедия добавляет: «Рассказ – это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию».
Далее читаем в БЭС на 160-й странице: «Повесть – драматический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий – эпизодов». И уточняем в «Википедии»: «В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. Сюжет повести практически всегда сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства».
Т.е. различие между повестью и рассказом в своей основе не количественное, а качественное. Но об этом уже мало кто помнит, а веление времени заставляет разделять эти два вида литературных произведений именно количественным путем. И в англо-американской фантастике (и всей литературе) все обстоит именно таким образом.
Роман (novel) должен содержать более 40 000 слов Большая повесть (novella) – 17 500-40 000 слов Короткая повесть (novelette) – 7 500-17 500 слов Рассказ (short stories) – до 7 500 слов
Все строго и очень просто.
Остается только последний – и самый важный – вопрос. Как нам, простым смертным (не издателям, редакторам и авторам произведений), глядя в книге на творение писателя-фантаста страниц эдак на 30-40, точно определить – перед нами рассказ или повесть?
Да никак мы не определим. Количество знаков можно посчитать только примерно (считаем количество знаков в одной строчке, умножаем на количество строчек на странице и умножаем на количество страниц).
И к тому же есть и другая проблема. Нередко (особенно в прошлые десятилетия) перед произведением почти всегда проставлялось – «рассказ» это или «повесть». Но объем такого произведения иногда не соответствовал его отношению к видовой принадлежности. Вспомним хотя бы «Повести о Ветлугине» Леонида Платова. Каждая из двух повестей – «Архипелаг Исчезающих островов» и «Страна Семи Трав» – по своему объему тянет на солидный роман. Или другой пример – повесть Мюррея Лейнстера «Исследовательский отряд» (1956), которая «весит» 40-50 книжных страниц, в своем первом русском издании позиционировалась как «научно-фантастический рассказ» (Отряд исследователей / Пер. А. Стависской // Научно-фантастические рассказы американских писателей. – М.: Издательство иностранной литературы, 1960 – с.162-208).
Все вышеизложенное сводится мной к тому, что при составлении библиографий авторов часто невозможно определить вид произведения. Лично я это делаю «на глаз» – до 40 страниц книги или журнала типа «Если» именую повестью, менее 40 – рассказом. Хотя четко понимаю, что иногда ошибаюсь. А что делать?
Для полной ясности в этом вопросе необходима издательская помощь, которая бы заключалась в проставлении перед произведением его принадлежности к рассказу или повести. Ведь издатели четко знают количество знаков.
А пока этого не будет, придется делать такое разделение с погрешностями. Или выдумать другой способ различия между повестью и рассказом.
Но это уже совершенно другая история...
|
|
|