Премия Итоги года от ...

<< назад к описанию премии


 «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» / «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики»
Место проведения:  «Мир фантастики» №2 (Том 18)
Дата проведения:  февраль 2005 г.

Как мы и обещали в прошлом номере «МФ», главный материал февраля — подведение итогов ушедшего 2004 года. Почему редакция занялась раздачей золотых статуэток не в первом, а во втором номере за 2005 год? Во-первых, нашей экспертной комиссии (в составе редакторов, ведущих рубрик и постоянных авторов) требовалось время, чтобы осмыслить, систематизировать и сравнить прочитанное, увиденное и сыгранное. Во-вторых, многие действительно великолепные продукты, достойные не только номинации, но и победы в своей категории, появились в самом конце декабря. Было бы несправедливо их игнорировать.

«Мир фантастики», после титанической работы всей команды журнала, вынес вердикт по 32 номинациям. Редакция полагает, что «МФ» пропустил через себя весь фантастический поток 2004 года, который состоял из десятков книг, кинофильмов, игр, иллюстраций, героев и событий.

Мы продолжаем традицию, начатую еще год назад. В 2004 «Мир фантастики» собрал неплохой урожай фильмов, книг и игр — в каждом номере мы радовали читателей новыми обзорами и рецензиями. Теперь настало время подвести итоги.

Редакция журнала провела своеобразный «конкурс» среди всех фантастического произведений, попавших на наши страницы в 2004 году. Вашему вниманию представляются «лучших из лучших» по версии «Мира фантастики».

  1. КНИГИ 2004

    Ежегодно в нашей стране выходит около тысячи книг, которые можно отнести к тому или иному фантастическому жанру. Год прошедший — не исключение. Фэнтези и фантастика, книги детские и взрослые, авторы российские и зарубежные, серии новые и проверенные — все это сыпалось на отечественного читателя, как из рога изобилия. Настало время подвести итоги — найти сверкающие драгоценности среди множества недорогих самоцветов и дешевых подделок. Фантастические и фзнтезийные книги, которыми запомнился ушедший, 2004 год.

    Двенадцать месяцев назад мы присуждали «Книгу года» в четырех номинациях: отечественное и зарубежное фэнтези, российская и импортная фантастика. На этот раз номинаций десять, да и комитет по присуждению «Книги года» увеличился — в него вошли все наши постоянные авторы, чьи рецензии вы регулярно встречаете в «Книжном ряду».

    Первые четыре номинации — для зарубежных книг. Следующие шесть — для книг отечественных. В отличие от двух других разделов «Итогов 2004» — «Кино» и «Игры» — в «Книгах» мы не стали смешивать в одной номинации творчество зарубежных и русских авторов. Отечественная и иностранная проза издаются примерно в равных пропорциях, что позволило нам сделать раздельные категории и не мучиться вопросом, кто же лучше: Сергей Лукьяненко или Джоан Роулинг, Филип Дик или Ник Перумов.

    На главный литературный приз, «Книгу года», мы решили номинировать только произведения отечественных авторов. Надеемся, это решение не вызовет протестов. «Мир фантастики» — российское издание, и мы стремимся поддерживать, в первую очередь, русскую фантастическую литературу.

     

    1. Лучший зарубежный фэнтези-роман: (=Лучшее зарубежное фэнтези)

      Среди того безбрежного потока, который бесконечно изливает на российские просторы англоязычное фэнтези, книги пана Сапковского подобны цветущим островкам земной тверди. Каждая новая книга мастера неизбежно находит уголок в загадочной душе нашего читателя. Может быть, дело тут в признанном таланте автора, может быть, в его славянской ментальности, может быть, в замечательных переводах.

      «Башню шутов», первую книгу цикла, действие которого происходит в антураже Европы 15 века, трудно сравнивать с бессмертным «Ведьмаком». Они — разные, но равные по своей значимости как для творчества самого Сапковского, так и для мировой литературы. Великолепный язык, «фирменная» мрачная ирония и потрясающая увлекательность — вот те качества, которым «Башня шутов» обязана своим присутствием на вершине нашего хит-парада.

      (Рецензия на книгу — в №6 за 2004 г.)

    2. Лучший зарубежный научно-фантастический роман: (=Лучшая зарубежная фантастика)

      Просуществовавшая чуть больше года серия «Элита» издательства «Азбука-классика» чуть ли не каждой книгой дарила нам блестящий образец зарубежного фэнтези и фантастики. «Пушка Ньютона» американского писателя Грегори Киза — один из таких передовых образцов.

      Ни много, ни мало — целый мир альтернативной истории, подробно и непротиворечиво выписанный, разительно отличающийся от всего, что мы могли видеть раньше. Затягивающее, но не затянутое повествование. Уютный колорит семнадцатого столетия, знакомый нам по классической мировой литературе. Из «Пушки Ньютона» бьет новая, свежая струя, которая вряд ли определит будущее фантастики — слишком самодостаточен мир Киза — но, несомненно, займет выдающееся место в ее истории. Тем более что дочитать цикл «Век безумия», открывающийся «Пушкой», нам еще предстоит — в новом году.

      (Рецензия на книгу — в №8 за 2004 г.)

    3. Лучшая детская книга: (=Лучшая книга для детей и юношества)

      Клайв Баркер — не только известный мастер литературы ужасов, но и кинорежиссер, в том числе знаменитого «Восставшего из ада». Тем более интересно увидеть его в другой ипостаси — как автора первоклассного детского фэнтези. История обычной американской девочки Кэнди, оказавшейся на таинственном архипелаге Абарат, уже стала международным бестселлером и обошлась киностудии Уолта Диснея в 8 миллионов долларов США.

      Может быть, в сюжетном отношении «Абарат» уступает книгам о Гарри Поттере, а философское наполнение не так сильно, как в «Темных началах» Пулмана, но блестяще нарисованный яркими красками фантастический мир книги делает ее безусловным лидером в «детской» номинации. Да это и закономерно: отточенный описательский талант автора «ужастиков» и его безграничная фантазия наполнили «Абарат» атмосферой веселого сумасшествия, которая заставляет вспомнить бессмертные книги Льюиса Кэрролла.

      (Рецензия на книгу — в №2 за 2005 г.)

    4. Лучшая новеллизация:

      Ушедший год начал наше знакомство с одной из достойнейших фантастических вселенных западной индустрии развлечений — миром самой популярной на Земле коллекционной карточной игры «Magic The Gathering».

      Но первая книга объемного цикла — не просто один из лучших образцов «игролитературы», но и нестандартное фэнтези. Роман Джефа Грабба правильнее всего будет отнести к редкому ныне жанру парового фэнтези, где технология и магия идут рука об руку в окружении индустриальных пейзажей. И вместе с тем — это идеальная, на наш взгляд, новеллизация игры, тот редкий случай, когда из художественного текста не выпирает костяк правил и условностей, но в то же время не остается сомнений в первоисточнике.

      «Война братьев» — достижение не меньшее, а в чем-то даже и большее, чем легендарные «Драконы» Уэйс и Хикмэна или «Темный эльф» Сальваторе.

      (Рецензия на книгу — в №12 за 2004 г.)

    5. Лучшее продолжение отечественного цикла:

      Заключительная часть «дозорной» трилогии, которая уже завоевала всероссийскую известность, а в скором будущем, надеемся, приобретет и всемирную популярность. Чтобы понять место «Дозоров» в русской фантастике, достаточно посмотреть в наш кинематографический хит-парад — недаром по началу трилогии снят первый отечественный фантастический блокбастер.

      «Сумеречный дозор» играет в этом цикле особую роль: он не только завершает начатую несколько лет назад трилогию, но и расставляет в ней все точки над «е». Лукьяненко взял все тех же, казалось бы, в доску знакомых нам Антона Городецкого, Гесера, Завулона, вампира Костю — и показал в них новые, ранее незаметные стороны. А заодно популярно объяснил, что Иные отличаются друг от друга куда меньше, чем от обычных людей.

      В целом книга получилась куда серьезнее и жестче первых двух «Дозоров», и вместе с тем это — достойнейшее окончание знаменитого цикла.

      (Рецензия на книгу — в №4 за 2004 г., там же — интервью Сергея Лукьяненко)

    6. Лучший отечественный сборник: (=Лучший отечественный авторский сборник)

      В 2004 вышла третья книга Леонида Каганова — одной из легенд русского интернета, известного писателя и сценариста, удивительно творческого человека. Под своей обложкой «День академика Похеля» собрал все рассказы Каганова за последние несколько лет — в том числе написанные для литературных конкурсов и отмеченные известными премиями и призовыми местами.

      В каждом рассказе сборника отразился многогранный талант писателя — здесь есть весь спектр его творчества, от глубоких психологических этюдов до легковесных юморесок. Но в любом произведении Каганов находит неожиданный поворот и, разумеется, не отступает от своего выверенного многолетней практикой стиля.

      Отдельно стоит сказать об оформлении сборника — каждому рассказу предшествует небольшое авторское предисловие. Подобного у нас удостаиваются только признанные мастера малой формы — нет сомнения, что и Каганов входит в их число.

      (Рецензия на книгу — в №8 за 2004 г.)

    7. Лучший отечественный фэнтези-роман: (=Лучшее отечественное фэнтези)

      В своем новом романе Алексею Пехову удалось добиться четко выверенного баланса между многими разновидностями фэнтезийного жанра — и одновременно не превратить это смешение в безликий серый цвет. Немного «альтернативки»; в Таргере и прилегающих странах угадывается позднесредневековая Европа. Немного реалистичного фэнтези: почти все персонажи — люди, а магией владеет только Церковь. Немного детектива, немного боевика, немного эпика, немного пищи для ума...

      И потрясающий стиль — от каждой строчки романа веет остро заточенной сталью. В общем и целом, мы считаем, что в скором будущем признанным мастерам фэнтезийного жанра (также попавшим в наш шорт-лист) придется немного потесниться и пустить в свое общество ранее малоизвестного Алексея Пехова.

      (Рецензия на книгу — в №8 за 2004 г., интервью Алексея Пехова — в №11 за 2004 г.)

    8. Лучший отечественный научно-фантастический роман: (=Лучшая отечественная фантастика)

      В одном из интервью Ник Перумов признался, что пишет фэнтези во многом потому, что интересных для него книг этого жанра в России не выходит. Мы не знаем, относится ли признанный мэтр так же и к научной фантастике, но в том, что «Череп в небесах», да и вся дилогия «Империя превыше всего» стала настоящим событием, сомневаться не приходится.

      Скажем по секрету: у нас в редакции второй «Череп»: проходит под грифом «самая провокационная книга года» — никакой другой роман не вызвал такую бурю восторгов и возмущений. Впрочем, и мастерство автора, и мощная интрига, и интересные сюжетные находки ставят «Череп в небесах» ступенькой повыше остальных, в общем-то, не менее достойных претендентов. А придуманные Перумовым биоморфы — почти непобедимая самообучаемая месть вселенной тем, кто пытается ее изменить, — новое и веское слово мастера в научной фантастике вообще.

      (Рецензия на книгу — в №10 за 2004 г., интервью Ника Перумова — в №3 за 2004 г.)

    9. Лучший отечественный мистический роман: (=Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези)

      В последние годы появляется все больше произведений «мистических» жанров — городской фантастики, литературы ужасов, «вампирских» и «готических книг». Чтобы определить книгу года внутри каждого из этих жанров, нам пришлось бы непомерно расширить список номинаций. Поэтому мы решили объединить их здесь — и найти лидера в мистической фантастике вообще.

      Творчество одного из лидеров «русской готики» Олега Дивова отличается разнообразием. Он может шокировать натурализмом — и подсказать решение давно мучившей проблемы. Увлекательно описать охоту и перестрелки — а потом поймать читателя в философские хитросплетения. «Ночной смотрящий» — именно такая книга «с двойным дном». На первый взгляд — типичная для мистики борьба людей и сверхсущностей, привычные вампиры и «Хельсинги»... То, чего полно и в «Дозорах» Лукьяненко, и в «Тайном городе» Панова. Разве что проза Дивова — более жесткая и агрессивная.

      Но стоит копнуть глубже — и перед нами человек, остро переживающий кризис среднего возраста. Чем-то похожий на самого писателя, чем-то — на всякого из нас. И пока тайные организации уничтожают вампиров, герои разбираются со своими психологическими проблемами. Что найдете в этой книге вы — зависит от того, что будете искать.

      (Рецензия на книгу — в №10 за 2004 г.)

    10. КНИГА ГОДА:

      Когда русский музыкант Антон Рубинштейн выступал в Америке и имел там ошеломляющий успех, один из критиков назвал его вторым пианистом в мире. На вопрос маэстро, а кто, собственно, первый, критик ответил: «О, первых много, в каждой стране!».

      Аналогичная история произошла у нас в этот раз с Книгой года. Наши эксперты выдвигали на первое место самые разные романы из номинационного листа, но все они поместили на вторую ступеньку фантастического пьедестала «Под знаком Мантикоры» Алексея Пехова. Первых оказалось много, но в общем зачете молодой московский писатель обошел и Перумова, и Лукьяненко. На наш взгляд, вполне заслуженно: хотя «Под знаком Мантикоры» и не первая книга Пехова, именно она поставила его в один ряд с остальными претендентами на «Книгу года».

      Награждая автора лавровым венком фантастической литературы, мы желаем ему успехов в наступающем году и новых, не менее заметных достижений на ниве фэнтези и фантастики.

  1. КИНО 2004

    Для любителей кинофантастики прошедший год был полон восторгов и разочарований. К счастью, мы получили гораздо больше позитивных эмоций, чем недовольства от пустой траты денег на билет в кино. Киносезон-2004 стал примечателен тем, что количество научно-фантастических фильмов значительно превысило число фзнтези-лент, а ярких приключенческих картин вроде «Лары Крофт» или «Пиратов Карибского моря» попросту не было (следовательно, мы не рассматриваем номинацию на «лучшие приключения», которая фигурировала в февральском «МФ» за прошлый год).

    На нас накатилась мощная волна экранизаций литературных произведений, мы заработали себе хроническую трясучку после знакомства с мистическими триллерами, от души хохотали над рисованными персонажами и благодарили судьбу за долгожданный сиквел.

    Ну, а сейчас — время истины! Какой из тех фильмов был самым-самым? Кто из них действительно достоин признания?

     

    1. Лучшая экранизация:

      Самый успешный проект отечественного кинематографа, с которым знакомы все — от чукотских оленеводов до космонавтов на МКС. После его премьеры к автору одноименной книги Сергею Лукьяненко пришла всероссийская слава.

      Учитывая, что сценарий фильма разрабатывал тоже он (Сергей внес туда оригинальные сюжетные линии, которые отличаются от «книжных», но, тем не менее, являются подлинными, авторскими), мы можем смело назвать «Ночной дозор» лучшей экранизацией года.

      Обычный парень по имени Антон Городецкий случайно попадает в тайную организацию светлых магов «Ночной дозор», обнаруживает скрытые магические способности и под бодрый русский рэп принимается наводить порядок на улицах Москвы.

      Вампиры, оборотни, ведьмы, колдуны, вечная борьба добра со злом — все это густо замешано на мощных (по меркам отечественного кино) спецэффектах и подано под соусом из хорошей рекламы, В итоге мы имеем $15,5 млн. кассовых сборов и сиквел — «Ночной дозор 2», который выходит на экраны в сентябре 2005 года.

      (Рецензия на фильм — в №8 за 2004 г., рассказ о создании фильма — в №4 за 2004 г.)

    2. Лучший мультфильм:

      В 2001 году мы узнали, что «Зеленый великан» — это не только сорт садового гороха, но и обаятельный людоед (огр) по имени Шрек. Искрометный юмор, высмеивание голливудских штампов и великолепная графика — вот три слагаемых успеха этого мультфильма.

      Вторая часть похождений Шрека и принцессы Фионы, ставшей его законной женой, собрала $900 млн. в прокате и стала одной из самых коммерчески успешных мультипликационных картин за всю историю кинематографа.

      Крестная фея, Кот в сапогах (про него, кстати, сделают отдельный мультфильм), Осел, Фиона и, конечно же, Шрек — эти персонажи обеспечили полтора часа здорового смеха для детей и взрослых. У этой картины попросту нет достойных конкурентов — ее победа в данной номинации была предрешена.

      Выход «Шрека 3» назначен на 2006 год, а пока мы аплодируем лучшему мультфильму 2004 года — «Шрек 2»!

      (Рецензия на фильм — в №8 за 2004 г.)

    3. Лучшая мистика: (=Лучший мистический фильм)

      Что подарил нам молодой индийский режиссер Маной Нелиятту Шьямалан? Приличный бюджет в $60 млн., узкий спектр декораций, небольшое число умелых актеров, а главное — постоянную игру на нервах, гнетущую атмосферу, гротеск, стиль, загадку и фирменную шьямалановскую «шокирующую концовку».

      Маленькая американская деревня Ковингтон стоит посреди глухого леса, в котором обитают неведомые монстры. Их привлекает красный цвет. У них огромные когти. Они заключили с местными жителями негласный договор, согласно которому люди не вторгаются в лес, а монстры обходят их деревню стороной.

      Но на то он и договор, чтобы его кто-нибудь нарушил. Пронырливая деревенская молодежь в конце концов отправляется в лес и узнает страшную правду о себе, о своей деревни и об этих монстрах.

      Таинственный лес — самый достойный представитель мистических триллеров 2004 года, выгодно отличающийся от них своей необычной концепцией, почти что ощутимой энергетикой и тонкой игрой режиссера со зрителями.

      (Рецензия на фильм — в №10 за 2004 г.)

    4. Лучший фильм-комикс: (=Лучший кинокомикс)

      Питер Паркер — грустный ботаник с целой кучей комплексов — продолжает свое победное шествие по кинотеатрам. На этот раз героическому мутанту предстоит разобраться с обаятельным, но, к сожалению, абсолютно сумасшедшим ученым Октавиусом, а заодно расставить точки над «е» в своих амурных делах.

      «Человек-паук» — это брэнд, популярность которого сравнима разве что с «Кока-колой». Образцовый кинокомикс, эталон жанра и целая индустрия (печатная продукция, игры, мультфильмы) — вот его основные характеристики.

      Самый динамичный и зрелищный фильм среди всех номинантов — это, безусловно, «Человек-паук 2». Все $200 млн., вложенных в его создание, окупились с лихвой. На выходе мы имеем бодрую, энергичную картину для лиц разного возраста, способную порадовать не только поклонников одноименного комикса, но и менее искушенных зрителей.

      (Рецензия на фильм — в №9 за 2004 г.)

    5. Лучшее продолжение:

      Зрители, критики, да и редакция «Мира фантастики» единодушны — «Шрек 2» вышел едва ли не лучше первой части. Он с полным правом побеждает сразу в двух номинациях — «Лучший мультфильм 2004» (см. выше) и «Лучшее продолжение 2004». Кроме того, можно с достаточной долей обоснованности предсказать успех «Шрека 3». Ведь после триумфа двух частей зрители обязательно пойдут на третью. А у нас нет никаких оснований предполагать, что за 2 года ее создания команда, работающая над этим мультфильмом, потеряет свой талант и мощное чувство юмора. Ждем?

      (Рецензия на фильм — в №8 за 2004 г.)

    6. Лучший фэнтези-фильм:

      В номинации «лучший фэнтези-фильм» Гарри Поттер одерживает полную и безоговорочную победу — ведь 2004 год оказался крайне скудным на картины в жанре фэнтези. Главным критерием отбора в данной номинации служит качество «прорисовки», детализации вымышленного фэнтези-мира, а с «Гарри Поттером» здесь вряд ли кто может соревноваться (даже «Ночной дозор»).

      Третья часть приключений юного волшебника уже почти не похожа на детскую сказку — мрачный, тяжелый, бесподобно красивый фильм собрал почти $800 млн. в мировом прокате и оживил интерес зрителей к уже изрядно поднадоевшим экранизациям произведений Джоан Роулинг.

      Выход четвертой части — «Гарри Поттер и Кубок Огня» — назначен на ноябрь 2005 года.

      (Рецензия на фильм — в №8 за 2004 г.)

    7. Лучший научно-фантастический фильм: (=Лучший фантастический фильм)

      Начало 20 века: обаятельный и храбрый летчик, коварная журналистка, сумасшедший ученый, гигантские шагающие роботы, бластеры, воздушные авианосцы, космические ракеты и многое другое — все это снято на фоне голубого экрана и усеяно целым созвездием модных голливудских актеров (доктора Тотенкомпфа играет умерший актер, оживший благодаря компьютерам).

      Самая необычная и стильная кинофантастика уходящего года и, что самое примечательное, представитель малоизвестного ретрожанра «дизельпанк» — получает приз в данной номинации, поскольку крепких, умных и дорогих научно-фантастичес- ких картин было удручающе мало.

      Фильм не имел значительного успеха у массового зрителя, однако по сравнению с другими номинантами он смотрится ново, атмосферно и очень красиво.

      (Рецензия на фильм — в №12 за 2004 г.)

    8. ФИЛЬМ ГОДА:

      Впервые за 10 с лишним лет лучшим фильмом года можно с полным правом назвать отечественную картину. Это не квасной патриотизм и не желание польстить создателям «Ночного дозора». Мы с вами живем не в Буркина-Фасо. «Мир фантастики» — русский журнал, поэтому в нашем рейтинге имеет смысл оценивать прежде всего отечественный кинорынок. А здесь конкурентов у «Ночного дозора» нет.

      Он «прорубил» окно для отечественной крупнобюджетной фантастики (следующий проект подобного масштаба — экранизация романа М. Семеновой «Волкодав»), обогнал все голливудские блокбастеры и заслуженно получил титул «Лучший фильм года».

      Что здесь еще можно сказать? Ждем экранизации другой книги Сергея Лукьяненко — «Лабиринт отражений»!

 

  1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ 2004

    Прошедший год принес как разочарования, так и несколько совершенно неожиданных, сильных проектов от малоизвестных компаний. Не все, далеко не все потенциальные хиты, которые мы ожидали, появились в этом году. Некоторые вышли только под самый конец, но, к счастью, мы успели их оценить и включить в «Итоги». Поэтому будем считать, что наш материал объективен настолько, насколько это вообще возможно. Обратите внимание, что теперь мы не делим награды по игровым жанрам (экшен, ролевая игра, стратегия и т.д.), а взяли более подходящие категории для журнала «о фэнтези и фантастике во всех проявлениях».

    1. Лучшая фэнтези-игра:

      2004 год оказался крайне неурожайным для фэнтези-игр, в особенности — для ролевых. Сроки выхода ожидаемых шедевров передвигались и передвигались, а игроки все больше впадали в отчаяние. Неплохие, но одноразовые «Sacred» и «Kult: Heretic Kingdoms» быстро забылись, а остальные поделки не стоят даже упоминания. «Thief 3» хорош, но все-таки это — игра на любителя.

      Но наконец пришла Она, чтобы погрузить ценителей жанра в блаженное состояние. Забудьте о сне и еде, родных и знакомых. Мир Тьмы поглотит вас без остатка и с головой окунет в интриги бессмертных кровососов и в ночную жизнь Лос-Анджелеса. «Vampires: The Masquerade — Bloodlines» побеждает не просто из-за неявки соперников на ринг. Это было бы оскорблением для проекта такого уровня. Troika Games учла свои прошлые ошибки и смогла безболезненно совместить отличный сюжет с красивой картинкой.

      Оригинальный мир современной готики и «взрослая» тематика вполне компенсируют некоторые недостатки, а уж влияние игры на развитие жанра сложно переоценить.

      (Рецензия на игру — в №2 за 2005 г.)

    2. Лучшая научно-фантастическая игра: (=Лучшая фантастическая игра)

      Первая часть игры вышла совершенно незаметно. Без рекламы, полностью проигнорированная игровой прессой. Никому не известная компания из Владивостока и ничего не говорящее название. Только когда из уст в уста, через форумы и любительские сайты пошла настоящая «народная молва», стало ясно, что мы имеем дело с шедевром. Невероятное сочетание современных наработок и практически позабытого духа самых первых игр, когда не было деления на жанры и устоявшихся канонов.

      Продолжение ждали, но при этом боялись — а получится ли? Не пропадут ли энтузиазм и вдохновение, которые стали главной причиной успеха оригинала? Разработчики не подвели, не погнались за призрачным «массовым игроком». Сиквел — это все, за что мы любим оригинал, и нечто большее. Читайте обзор в этом номере, а нам остается только поздравить разработчиков с заслуженной победой.

      А как же «Doom 3» и «Half-Life 2»? Если научно-фантастический антураж служит лишь для создания 5 видов бластеров и разнообразных монстров, то проработанный мир «Космических рейнджеров 2» выглядит куда как симпатичнее.

      (Рецензия на игру — в №2 за 2005 г.)

    3. Лучшее продолжение:

      Чего-чего, а продолжений в этом году вышло предостаточно, даже если только считать полноценные вторые-третьи-пятые части. Что выбрать? Следование традициям оригинала или свежие решения?

      Мы за прогресс, поэтому почетный приз получает «Doom 3». Игра неоднозначная, но заставившая людей вновь говорить о id Software как о флагмане индустрии. Пусть многие не смогли принять коренные изменения игрового процесса и мрачную атмосферу, все равно это одна из самых удачных попыток «возрождения легенды». И, вне сомнения, самое известное продолжение в этом году.

      (Рецензия на игру — в №10 за 2004 г.)

    4. Лучшая компьютерная экранизация: (=Лучшая игровая экранизация)

      Несправедливо в подведении итогов забывать об одном из самых популярных жанров — стратегиях в реальном времени. Но выбрали мы «Warhammer 40000: Dawn of War» далеко не только поэтому. Яркий мир далекого будущего, местами гротескный, местами неимоверно пафосный, но все равно неуловимо притягательный. Не первый раз он попадает на экраны мониторов, но до сих пор настолько точной «компьютеризации» не было.

      Колоритные герои, яростные схватки, где один дрогнувший боец может погубить всех своих товарищей, детально воссозданные модели юнитов и техники — перечислять можно долго, но стоит ли? «Vampires: The Masquerade — Bloodlines» достается почетное второе место, все-таки вселенная Warhammer у нас более широко известна.

      (Рецензия на игру — в №12 за 2004 г.)

    5. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА 2004

      Казалось бы, выбор нелегкий: монструозные «Doom 3» и «Half Life 2» мрачной тенью нависли над остальными участниками, но и те не оставались в долгу — громким именам они противопоставили свежие идеи и ломку традиций. Многолетнее ожидание и несколько часов малоосмысленной стрельбы по монстрам — вот что получили поклонники двух самых ожидаемых игр года.

      Наш журнал не идет на поводу у красивой обертки — ведь важнее всего наполнение. Поэтому выбор редакции был единодушным. Мрачная сказка для взрослых от Troika Games недосягаемым утесом высится среди сюжетов про «злых инопланетян» и доказывает, что в играх может и должен быть внятный и интересный сценарий.

      Наверно, как и в случае с «Ночным дозором», нас привлекла связь обыденной жизни и потусторонних сил. Ведь в такой мир проще поверить, а значит, погрузиться без остатка. Это ли не главное, что нужно от игры?

 

  1. ГЕРОИ И СОБЫТИЯ 2004

    Лучшие фэнтезийные и фантастические явления — это далеко не всегда конкретные «продукты», которые можно приобрести в магазине, прочесть, посмотреть или установить на компьютер. Большинство из нас любят и ценят фантастику за ярких героев, за запоминающиеся события, за оригинальные авторские миры, за неповторимую атмосферу присутствия.

    В этом разделе фантастических номинаций редакция «МФ» назовет лучших персонажей и самые антуражные элементы произведений, оценит самые яркие и оригинальные проекты и выделит главное фантастическое событие 2004 года.

    1. Лучший художник:

      Художник — человек незаменимый в любой из фантастических форм, о которых пишет наш журнал, будь то книги, кино или игры. А потому номинацию «Лучший художник» мы не смогли внести в предыдущие разделы «Итогов года» — и она открывает последний, самый почетный раздел.

      Роман Папсуев, известный также под псевдонимом Амок — один из немногих отечественных художников, которые регулярно получают заказы от западных издательств. За рубежом он хорошо известен как иллюстратор произведений Джорджа Мартина, а в России — как автор обложек книг Веры Камши.

      Серия пропагандистских плакатов для игры «Завтра война: Вторжение клона», которая основывается на космической опере Александра Зорича — это стилизация под наглядную агитацию времен Второй мировой. У каждой из космических держав, благодаря электронной кисти Папсуева, появился свой неповторимый стиль пропаганды: плакаты Российской Директории разительно отличаются от листовок Конкордии.

      Эти работы Папсуева — отличный пример того, как художник вживается в авторский фантастический мир и привносит в него собственные идеи, которые гармонично дополняют замысел писателя или разработчика игры.

    2. Самый веселый проект:

      Вспомните, над чем вы хохотали в прошлом году. Если отбросить все смешные моменты, не связанные с фантастикой или фэнтези, то список получится короткий. У кого — в три, у кого — в две строки.

      А у редакции «МФ» список превратился вообще в единственную строчку. Потому что у команды из огра, его жены, скакуна и пушистого домашнего животного достойных конкурентов в 2004 году не было.

      Шрек обсмеял, вероятно, все сказочно-фэнтезийные стереотипы, над которыми вообще можно посмеяться в семейном мультике. А если еще не все — то обязательно сделает это. В следующей серии.

    3. Самый страшный проект:

      Чего мы боимся? Смерти. Подземелий. Темноты. Странных звуков. Безвоздушного пространства. Оживших мертвецов. Потустороннего мира. Неизвестности. Неожиданности.

      Квинтэссенция страхов — в атмосфере мира «Doom 3». Самая большая концентрация ужаса на кубический метр в истории жанра. Сердце игрока замирает несколько раз в минуту. Наиболее впечатлительные бросают играть уже через полчаса после начала. Ибо больше не могут: интересно, но слишком... неуютно.

      Вас будут пугать не монстры, а их отсутствие. И это — высшая похвала для произведения жанра «хоррор».

    4. Самый стильный проект:

      Что было бы, если бы в 30-е годы прошлого века не свернули производство дирижаблей, зато изобрели реактивные двигатели и застроили все города Земли высоченными небоскребами? Об этом «Мир фантастики» рассуждал в последнем номере за 2004 год, в статье о ретрофантастике.

      А что было бы, если бы именитому голливудскому режиссеру 30-х годов прошлого века позволили пользоваться современной компьютерной графикой? Получился бы «Небесный Капитан», снятый на 70 лет раньше своего времени. Этот фильм — блестящая стилизация под тридцатые, и это шаг в прошлое. Этот фильм — первое в истории кино с полностью нарисованным фоном и пейзажами, и это шаг в будущее.

      Так и застыл в истории Небесный Капитан: одной ногой в прошлом, другой — в будущем. Возможно, самый спорный проект 2004 года, зато без сомнения — самый стильный!

    5. Оружие года:

      Фильмы и игры способны показать внешнюю красоту оружия гораздо лучше, чем текст книги. Арбалет-пулемет, в который установили двигатель внутреннего сгорания — забавный прибор. Пушка, играющая с гравитационным полем — остроумная находка. Меч, который можно хранить в себе, а не «при себе» — практичная штука. Принцип действия убийственного «куба души» остается неизвестным. Пусть эти предметы красивы, но истинное оружие должно пугать, сеять смерть и, по мере возможности, его природа должна быть понятна зрителю и читателю.

      Непобедимые биоморфы созданы фантазией профессионального биолога Ника Перумова. Идея «боевой биомассы», которая создает монстров любой формы и размера, не нова, но только Перумов довел ее до совершенства. Природа и происхождение этого оружия — главная загадка «Черепа в небесах», которая откроется лишь на последних страницах романа. А потому здесь мы не станем раскрывать тайну.

    6. Злодей года:

      Вообразите, что вы — знаменитый профессор. Вы руководите крупнейшим внеземным научно-исследовательским центром, где параллельно изучают антигравитацию, телепортацию, теорию плазмы и останки вымершей цивилизации.

      Посреди рабочего дня к вам прилетает инспектор с нудными вопросами: «Почему не укладываетесь в сроки, на что истрачены миллионы, куда пропадают обитатели станции, зачем ведете раскопки в запретной зоне и на кой вам столько книг по демонологии?».

      Оказавшись на вашем месте, доктор Бетругер сказал инспектору: «Удвойте финансирование, пришлите новых людей и вообще — убирайтесь с моей базы!».

      Мы и представить не могли, что на пятом году третьего тысячелетия может выйти игра про ученого, который пытается на Марсе (!) открыть портал в ад (!!) и вызвать армию демонов, чтобы уничтожить Землю (!!!). Бва-ха-ха!

      Редакция «МФ», потрясенная глубиной злодейского замысла, присваивает доктору Бетругеру ученое звание Почетного Академика Марсианского Ада.

    7. Герой года:

      Кто не знает Антоху? Того самого, который «не тужит, водочку глушит, с вампирами дружит»? Городецкий то улыбается, то хмурится с киноафиш, с книжных обложек, со страниц журналов и сайтов. Лицо актера Константина Хабенского теперь представляет не только раскрученный кинофильм, но и всю литературную серию «Дозоров»: компания АСТ переиздала трилогию, и теперь ее украшают портреты героев фильма, в первую очередь — Городецкого. А еще — вот-вот будет запущена серия комиксов, и там Антон тоже вполне узнаваем...

      Если бы Ван Хельсинг дружил с вампирами, если бы физиономия Поттера не осточертела всем за три года, если группа «Уматурман» спела бы песню про доктора Фримена — у них были бы хоть какие-то шансы.

      Городецкий, дай пять! «Мир фантастики» гордится тобой!

    8. Героиня года:

      Похоже, не любят представительницы прекрасного пола фантастику. Не в том смысле, что не читают и не смотрят. Читают, смотрят, даже играют, и вообще неплохо разбираются. Но почему-то не хотят выходить в сюжетах на первый план, брать управление на себя и красоваться на обложках. Если уж на постере и нарисована некая девица, то обычно — безымянная и характером обделенная. А потому для роли настоящей Героини не подходящая.

      Список претенденток скромен, и мы попытаемся подойти с другого конца. Определим победительницу, отсеивая конкуренток. Ну, Алиса-то должна была стать Героиней-2002, с выходом первой «Обители зла». Затем покажем на дверь Лире: пожалуй, мала еще для такого звонкого титула. То же касается и Гермионы — прибережем для нее высокое звание, пока не выйдет последняя часть «поттерианы». Остается румынская девушка с внешностью актрисы Кейт Бекинсейл...

      Итак, знакомьтесь с Главной Героиней-2004! Есть, наконец, повод выучить ее имя: до этого она была просто «девушкой Ван Хельсинга». Наш букет — Анне Валериус!

    9. СОБЫТИЕ ГОДА:

      В данной номинации нет никаких вариантов — здесь все однозначно. Было немало скептиков, которые уверяли, что экранизация знаменитого романа так и не увидит свет. Во время удачного старта появились злопыхатели, которые кричали, что фильм провалился бы без поддержки «Первого канала». После рекордных сборов кинокартины, после миллионных тиражей книг, после покупки ленты Голливудом — разве вспомнят сегодня о тех, кто не верил, и тех, кто критиковал?

      «Мир фантастики» верил с первого дня. Мы посвятили «Ночному дозору» целый номер — апрельский (№4 за 2004), который сделали за полгода до выхода фильма на экраны. Никто в редакции ни секунды не сомневался в будущем успехе картины.

      «Ночной дозор» первым в нашей стране прошел путь настоящего фантастического хита: выпущена книга, снят фильм, издана настольная игра и идет разработка игры компьютерной. «Дозор» проложил дорогу другим отечественным проектам и поднял фантастику на новую высоту.

      Сегодня, подводя итоги 2004 года, мы радуемся достижениям «Дозора», триумфу съемочной команды и — особенно — заслуженному успеху Сергея Лукьяненко, творчество которого получило поистине всенародное признание.

* * *

32 номинации, 32 победителя. Итоги прошедшего года подведены. Вся аргументация изложена. Возможно, в чем-то вы не согласитесь с редакцией «МФ». И это замечательно — это значит, что у вас есть собственные убеждения и сила воли, чтобы их отстаивать.

© «Мир фантастики» №2 (Том 18), 2005

 
 
Книга года Алексей Пехов, Елена Бычкова "Под знаком Мантикоры"
Александр Зорич "Без пощады"
Вера Камша "Красное на красном"
Сергей Лукьяненко "Сумеречный Дозор"
Ник Перумов "Череп в небесах"
Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года Клайв Баркер "Абарат"
Clive Barker "Abarat"
Терри Пратчетт "Только ты можешь спасти человечество"
Terry Pratchett "Only You Can Save Mankind"
Филип Пулман "Янтарный телескоп"
Philip Pullman "The Amber Spyglass"
Дж. К. Роулинг "Гарри Поттер и Орден Феникса"
J. K. Rowling "Harry Potter and the Order of the Phoenix"
Джонатан Страуд "Амулет Самарканда"
Jonathan Stroud "The Amulet of Samarkand"
Книги — Лучшее зарубежное фэнтези Анджей Сапковский "Башня шутов"
Andrzej Sapkowski "Narrenturm"
Гай Гэвриел Кей "Дорога в Сарантий"
Guy Gavriel Kay "Sailing to Sarantium"
Терри Пратчетт "Маскарад"
Terry Pratchett "Maskerade"
Роберт Сальваторе "Служитель кристалла"
Robert A. Salvatore "Servant of the Shard"
Книги — Лучшая зарубежная фантастика Грегори Киз "Пушка Ньютона"
J. Gregory Keyes "Newton's Cannon"
Кевин Андерсон, Брайан Герберт "Батлерианский джихад"
Kevin J. Anderson, Brian Patrick Herbert "The Butlerian Jihad"
Филип Дик "Помутнение"
Philip K. Dick "A Scanner Darkly"
Майкл Крайтон "Рой"
Michael Crichton "Prey"
Стивен Харпер "Империя Немых"
Steven Harper "Dreamer"
Книги — Лучшая новеллизация Джефф Грабб "Война братьев" (по коллекционной карточной игре «Magic The Gathering»)
Jeff Grubb "The Brothers War"
Эд Гринвуд "Эльминстер. Рождение мага" (по ролевой игре D&D, сеттинг «Forgotten Realms»)
Ed Greenwood "The Making of a Mage"
Роберт Сальваторе "Служитель кристалла" (по ролевой игре D&D, сеттинг «Forgotten Realms»)
Robert A. Salvatore "Servant of the Shard"
Маргарет Уэйс, Дон Перрин "Бригада обреченных" (по ролевой игре D&D, сеттинг «Dragonlance»)
Margaret Weis, Don Perrin "The Doom Brigade"
Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла Сергей Лукьяненко "Сумеречный Дозор" (цикл «Дозоры»)
Василий Головачёв "Чёрное время" (цикл «Черный человек»)
Александр Зорич "Без пощады" (цикл «Завтра война»)
Вера Камша "От войны до войны" (цикл «Отблески Этерны»)
Вадим Панов "Кафедра странников" (цикл «Тайный Город»)
Ник Перумов "Череп в небесах" (дилогия «Империя превыше всего»)
Книги — Лучший отечественный авторский сборник Леонид Каганов "День академика Похеля"
Василий Головачев «Земля чудес»
Евгений Лукин "Портрет кудесника в юности"
Сергей Лукьяненко "Гаджет"
Андрей Саломатов "Клондайк"
Книги — Лучшее отечественное фэнтези Алексей Пехов, Елена Бычкова "Под знаком Мантикоры"
Дмитрий Володихин "Дети Барса"
Марина и Сергей Дяченко "Варан"
Вера Камша "Красное на красном"
Генри Лайон Олди "Песни Петера Сьлядека"
Ник Перумов "Война Мага: Миттельшпиль"
Книги — Лучшая отечественная фантастика Ник Перумов "Череп в небесах"
Александр Зорич "Без пощады"
Мария Галина "Глядящие из темноты: Хроники Леонарда Калганова, этнографа"
Александр Громов, Владимир Васильев "Антарктида online"
Евгений Прошкин "Магистраль"
Леонид Смирнов "Эра Броуна"
Книги — Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези Олег Дивов "Ночной смотрящий"
Сергей Лукьяненко "Сумеречный Дозор"
Андрей Николаев "Русский экзорцист"
Вадим Панов "Кафедра странников"
Кино — Лучшая экранизация Ночной дозор (реж. Тимур Бекмамбетов) (по книге С. Лукьяненко)
Вокруг света за 80 дней (реж. Фрэнк Корачи) (по книге Ж. Верна)
Around the World in 80 Days (dir. Frank Coraci)
Гарри Поттер и узник Азкабана (реж. Альфонсо Куарон) (по книге Дж. Роулинг)
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (dir. Alfonso Cuarón)
Заколдованная Элла (реж. Томми О’Хейвер) (по книге Г. Карсон-Левин)
Ella Enchanted (dir. Tommy O'Haver)
Обитель зла 2: Апокалипсис (реж. Александр Уитт) (по видеоигре компании Capcom)
Resident Evil: Apocalypse (dir. Alexander Witt)
Троя (реж. Вольфганг Петерсен) (по древнегреческому эпосу)
Troy (dir. Wolfgang Petersen)
Хеллбой: Герой из пекла (реж. Гильермо дель Торо) (по комиксам «Dark Horse»)
Hellboy (dir. Guillermo del Toro)
Человек-паук 2 (реж. Сэм Рэйми) (по комиксам «Marvel»)
Spider-Man 2 (dir. Sam Raimi)
Чужой против Хищника (реж. Пол У. С. Андерсон) (по комиксам «Dark Horse»)
AVP: Alien vs. Predator (dir. Paul W. S. Anderson)
Я, робот (реж. Алекс Пройас) (по книжному циклу А. Азимова)
I, Robot (dir. Alex Proyas)
Кино — Лучший мультфильм Шрек 2 (реж. Эндрю Адамсон, Келли Эсбёри, Конрад Вернон)
Shrek 2 (dir. Andrew Adamson, Kelly Asbury, Conrad Vernon)
Алеша Попович и Тугарин Змей (реж. Константин Бронзит)
Город колдунов (реж. Антонио Наварро)
Los reyes magos (dir. Antonio Navarro)
Полярный экспресс (реж. Роберт Земекис)
The Polar Express (dir. Robert Zemeckis)
Суперсемейка (реж. Брэд Бёрд)
The Incredibles (dir. Brad Bird)
Фантастические дни (реж. Мун-саэнг Ким)
Wonderful Days (dir. Kim Moon-saeng)
Кино — Лучший мистический фильм Таинственный лес (реж. М. Найт Шьямалан)
The Village (dir. M. Night Shyamalan)
Другой (реж. Ник Хэмм)
Godsend (dir. Nick Hamm)
Забытое (реж. Джозеф Рубин)
The Forgotten (dir. Joseph Ruben)
Изгоняющий дьявола: Начало (реж. Ренни Харлин)
Exorcist: The Beginning (dir. Renny Harlin)
Проклятие (реж. Такаши Шимизу)
The Grudge (dir. Takashi Shimizu)
Тайное окно (реж. Дэвид Кепп)
Secret Window (dir. David Koepp)
Кино — Лучший кинокомикс Человек-паук 2 (реж. Сэм Рэйми)
Spider-Man 2 (dir. Sam Raimi)
Бессмертные: Война миров (реж. Энки Билал)
Immortel. Ad vitam (dir. Enki Bilal)
Ван Хельсинг (реж. Стивен Соммерс)
Van Helsing (dir. Stephen Sommers)
Небесный капитан и мир будущего (реж. Керри Конран)
Sky Captain and the World of Tomorrow (dir. Kerry Conran)
Суперсемейка (реж. Брэд Бёрд)
The Incredibles (dir. Brad Bird)
Хеллбой: Герой из пекла (реж. Гильермо дель Торо)
Hellboy (dir. Guillermo del Toro)
Кино — Лучшее продолжение Шрек 2 (реж. Эндрю Адамсон, Келли Эсбёри, Конрад Вернон)
Shrek 2 (dir. Andrew Adamson, Kelly Asbury, Conrad Vernon)
Гарри Поттер и узник Азкабана (реж. Альфонсо Куарон)
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (dir. Alfonso Cuarón)
Обитель зла 2: Апокалипсис (реж. Александр Уитт)
Resident Evil: Apocalypse (dir. Alexander Witt)
Хроники Риддика (реж. Дэвид Туи)
The Chronicles of Riddick (dir. David Twohy)
Человек-паук 2 (реж. Сэм Рэйми)
Spider-Man 2 (dir. Sam Raimi)
Чужой против Хищника (реж. Пол У. С. Андерсон)
AVP: Alien vs. Predator (dir. Paul W. S. Anderson)
Кино — Лучший фэнтези-фильм Гарри Поттер и узник Азкабана (реж. Альфонсо Куарон)
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (dir. Alfonso Cuarón)
Ван Хельсинг (реж. Стивен Соммерс)
Van Helsing (dir. Stephen Sommers)
Заколдованная Элла (реж. Томми О’Хейвер)
Ella Enchanted (dir. Tommy O'Haver)
Ночной дозор (реж. Тимур Бекмамбетов)
Шрек 2 (реж. Эндрю Адамсон, Келли Эсбёри, Конрад Вернон)
Shrek 2 (dir. Andrew Adamson, Kelly Asbury, Conrad Vernon)
Кино — Лучший фантастический фильм Небесный капитан и мир будущего (реж. Керри Конран)
Sky Captain and the World of Tomorrow (dir. Kerry Conran)
Обитель зла 2: Апокалипсис (реж. Александр Уитт)
Resident Evil: Apocalypse (dir. Alexander Witt)
Фантастические дни (реж. Мун-саэнг Ким)
Wonderful Days (dir. Kim Moon-saeng)
Хроники Риддика (реж. Дэвид Туи)
The Chronicles of Riddick (dir. David Twohy)
Чужой против Хищника (реж. Пол У. С. Андерсон)
AVP: Alien vs. Predator (dir. Paul W. S. Anderson)
Я, робот (реж. Алекс Пройас)
I, Robot (dir. Alex Proyas)
Фильм года Ночной дозор (реж. Тимур Бекмамбетов)
Гарри Поттер и узник Азкабана (реж. Альфонсо Куарон)
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (dir. Alfonso Cuarón)
Небесный капитан и мир будущего (реж. Керри Конран)
Sky Captain and the World of Tomorrow (dir. Kerry Conran)
Таинственный лес (реж. М. Найт Шьямалан)
The Village (dir. M. Night Shyamalan)
Человек-паук 2 (реж. Сэм Рэйми)
Spider-Man 2 (dir. Sam Raimi)
Шрек 2 (реж. Эндрю Адамсон, Келли Эсбёри, Конрад Вернон)
Shrek 2 (dir. Andrew Adamson, Kelly Asbury, Conrad Vernon)
Я, робот (реж. Алекс Пройас)
I, Robot (dir. Alex Proyas)
Игры — Лучшая фэнтези-игра Vampires: The Masquerade — Bloodlines
Kult: Heretic Kingdoms
Sacred
Thief 3
Игры — Лучшая фантастическая игра Космические рейнджеры 2
Doom 3
Half-Life 2
Tribes: Vengeance
Warhammer 40000: Dawn of War
Периметр
Игры — Лучшее продолжение Doom 3
Half-Life 2
Myst 4: Revelation
Silent Hill 4
Syberia 2
Thief 3
Tribes: Vengeance
Космические рейнджеры 2
Игры — Лучшая игровая экранизация Warhammer 40000: Dawn of War (по настольной военно-тактической игре)
Star Wars: Battlefront (по кинофильмам «Звёздные войны»)
Vampires: The Masquerade — Bloodlines (по настольной ролевой игре)
Игра года Vampires: The Masquerade — Bloodlines
Doom 3
Half Life 2
Tribes: Vengeance
Warhammer 40000: Dawn of War
Космические рейнджеры 2
Периметр
Герои и события — Лучший художник Роман Папсуев (за оформление настольной игры «Завтра война: Вторжение клона»)
Владимир Бондарь (за оформление дилогии Ника Перумова «Империя превыше всего»)
Марина Клейман (за иллюстрации для коллекционной карточной игры «Берсерк»)
Олег Юдин (оформление книжной серии «Магия фэнтези»)
Герои и события — Самый весёлый проект Шрек 2 (реж. Эндрю Адамсон, Келли Эсбёри, Конрад Вернон)
Shrek 2 (dir. Andrew Adamson, Kelly Asbury, Conrad Vernon)
Герои и события — Самый страшный проект Doom 3
Герои и события — Самый стильный проект Небесный капитан и мир будущего (реж. Керри Конран)
Sky Captain and the World of Tomorrow (dir. Kerry Conran)
Герои и события — Оружие года Биоморфы (книга «Череп в небесах»)
Арбалет с бензиновым мотором (фильм «Ван Хельсинг»)
Гравитационная пушка (игра «Half-Life 2»)
Костяной меч Завулона (фильм «Ночной дозор»)
Куб души (игра «Doom 3»)
Герои и события — Злодей года Малькольм Бетругер (игра «Doom 3»)
Завулон (фильм «Ночной дозор», книга «Сумеречный дозор»)
доктор Тотенкопф (фильм «Небесный Капитан и Мир Будущего»)
Герои и события — Герой года Антон Городецкий (фильм «Ночной дозор», книга «Сумеречный дозор»)
Ван Хельсинг (фильм «Ван Хельсинг»)
Гарри Поттер (фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана», книга «Гарри Поттер и Орден Феникса»)
Гордон Фримен (игра «Half-Life 2»)
Герои и события — Героиня года Анна Валериус (фильм «Ван Хельсинг»)
Гермиона (фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана», книга «Гарри Поттер и Орден Феникса»)
Лира (книжный цикл «Темные начала»)
Элис (фильм «Обитель зла 2: Апокалипсис»)
Событие года Экранизация «Ночного дозора»
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх