Премия Итоги года от ...

 «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» / «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики»
Место проведения:  «Мир фантастики» №2 (Том 102)
Дата проведения:  февраль 2012 г.

В каждом февральском номере «Мир фантастики» выносит вердикт: какие произведения минувшего года войдут в историю, по каким фильмам, книгам, играм мы будем его вспоминать. Почему не в январском? Большое видится на расстоянии. Если бы мы писали итоги заранее, был бы риск упустить какую-нибудь новинку, «выстрелившую» в декабре. А «Мир фантастики» не любит упускать новинки. Особенно достойные упоминания в наших итогах года.

  1. КНИГИ ГОДА

    В книжных итогах-2010 мы не делили фантастику на отечественную и переводную. И почти во всех номинациях победили иностранцы. В этом году ситуация изменилась. Дело не в росте мастерства русскоязычных авторов, просто лучшие переводные книги оказались не первой свежести. Да, в 2011-м издательства стали больше выпускать фантастики вообще и переводной в частности. Но, к сожалению, самые яркие западные новинки года застряли где-то в дебрях книгоиздательского процесса и ждут своего часа...

    1. Фэнтези года:

      В 2011-м мы познакомились с «Драконами Вавилона», «Ночной стражей», «Последним доводом королей»... Одна проблема: от этих шедевров попахивает нафталином. Потому в категории «фэнтези» мы номинируем наши книги: постмодернистскую «попаданческую» историю, искусственно разбитую на части мета-эпопею и тёмное фэнтези. Но победил всё-таки британец со свежим романом.

      Дэн Абнетт, прославившийся новеллизаниями, решился попробовать силы как автор собственных историй, и не прогадал. «Триумф» — великолепная фэнтезийная авантюра с элементами альтернативной истории и социальной сатиры, толикой юмора и обворожительными героями. Абнетт сочинил очень развлекательную книгу — ничего серьёзного и мрачного. Но развлекать тоже нужно умеючи, и в этом британец продемонстрировал незаурядное мастерство. В 2012-м нас ждут мрачные фэнтезийные эпопеи, потому переведём пока дух и отдохнём с Дэном Абнеттом.

    2. Научная фантастика года:

      С Нф ситуация такая же, как с фэнтези. Романы Иэна Бэнкса, Нила Стивенсона и Чайны Мьевиля — жемчужины жанра, но каждому из них уже с десяток лет. Из настоящих новинок выделим долгожданное и весьма удачное возвращение Анастасии Парфеновой в фантастику, жёсткий триллер «ближнего прицела» и изящный подростковый стимпанк.

      А победил тоже стимпанк, но наш и космический. В 2011-м Вадим Панов открыл новый цикл в непривычном для себя жанре. Приятно, что опытный автор пытается экспериментировать. Главные приманки книги — яркое оформление и необычный, интересный мир. Правда, расписывая антураж и героев, Панов увлёкся и не развернул сюжет, как это он умеет. Но задел на будущее шикарный, осталось его реализовать.

    3. Мистика и хоррор года:

      Наконец-то российские авторы научились сочинять ужастики и мистические триллеры на уровне зарубежных коллег. Причём если на Западе по-прежнему эксплуатируют банальных вампиров, зомби и демонов, то наши пугают читателя с фантазией.

      В номинантах иноземцы все с теми же вампирами и монстрами, но победителем стал роман Сергея Кузнецова, посвященный непростым взаимоотношениям живых и мёртвых. Текст насыщен аллюзиями на нашу недавнюю историю, да и на современность. В итоге получилась яркая и мудрая книга, прекрасный пример того, как силён может быть «русский хоррор», отошедший

      от штампов массовой культуры.

    4. Радости и разочарования:

      Порадовало, что отечественные издательства стали выпускать больше качественной фантастики. За готовность к экспериментам особенно стоит похвалить издательство «Снежный Ком М» и серию «Эксмо» New Fiction. А главное разочарование — конец «эры Сапковского». С унылыми переводами Фляка популярность замечательного польского писателя в России рискует сойти на нет. Печалит и закрытие всех проектов издательства «Комикс», в которых рисованные истории выходили в книжном формате.

    5. Альтернативная история года:

      Нынешний триумф альтернативно-историических книг смахивает на «обманку». Ведь достоверной и научно обоснованной АИ — котёнок наплакал. Байки про «попаданцев», которые учат предков уму-разуму, — какая же это альтернатива, тем более история? Потому в номинанты угодили почти все заметные образцы жанра: очередное валентановское «Око», на удивление реалистичная история «попаданца» и научно достоверная «альтернатива».

      А победило нетипичное творение мастеров фэнтези — Веры Камши и Ника Перумова. Это первая часть дилогии, соединившей историческое фэнтези, альтернативную историю и военный роман. Мощная вещь, ближайший аналог которой — по замыслу, но не по духу, — псевдоисторические фантазии Гая Кея. На фоне сольных книг Перумова и Камши «Млава» кажется простоватой, но надо учитывать, что мы ознакомились только с зачином и самое интересное впереди.

    6. Отечественная фантастика года: (=Лучшая отечественная книга)

      В этой категории, объединяющей все фантастические направления, выбор всегда труден. Не то чтобы наши авторы ежегодно выпускали так много замечательных книг. Но из многих равных выбрать одну единственную ох как нелегко — сложнее назвать разве что книгу года.

      Наш выбор пал на роман Марии Галиной «Медведки», который выбивается из всех жанровых рамок. Перед нами, как любят выражаться критики, «литературная фантастика», то есть «мейнстрим», приправленный фантастическим или мистическими элементами. Не случайно роман Галиной был напечатан и журнале «Новый мир», куда «жанровым» авторам путь заказан. Так или иначе, «Медведки» — замечательная серьёзная книга, написанная на высочайшем уровне, в которой элементы мистики и криминального романа смотрятся вполне органично.

    7. Переводная фантастика года:

      Мы решили не руководствоваться новизной переведённых у нас книг. Всё равно отечественный читатель познакомился с ними только в 2011-м. Знатной зарубежной фантастики было немало, особенно мы выделили очередную блестящую книгу о Плоском мире и два завершающих тома разных трилогий — фэнтезийной эпопеи Аберкромби и исторической фантазии Стивенсона.

      Но больше всех голосов набрал роман Майкла Суэнвика «Драконы Вавилона», который, как это бывает с замечательными книгами, сложно однозначно классифицировать. Это и фэнтези, и научная фантастика, и детектив, и пародия... В общем, как окрестил эту книгу наш критик Владимир Пузий, — «роман-карнавал». У «Драконова нет слабых мест: сюжет, мир, герои, язык — всё достойно высших оценок.

    8. Лучшая книга для детей и юношества: (=Детско-юношеская фантастика года)

      Сюжет романа «Левиафан» традиционен для подростковой фантастики. Он, она, дружба, любовь, война, приключения, злобные враги, ненадёжные союзники и великая цель. Но автор придумал яркий, будоражащий воображение мир и познакомил нас с двумя обаятельными героями, которым хочется сопереживать. К тому же перед нами модный антураж стимпанка, да ещё с отчётливым привкусом аниме, популярного у нынешней молодёжи. Наконец, иллюстрации, украшающие почти каждую страницу. Что еще надо для отличной подростковой книги, которая так и просится в руки?

    9. Фантастический проект года:

      «Проектная» фантастика пользуется стабильной популярностью у любителей развлекательного чтения. Однако демиурги межавторских миров в последнее время решили не ограничиваться исключительно развлечением и пытаются конкурировать с фантастикой вполне серьёзной. Не у всех выходит, конечно...

      Наиболее удачным новым проектом 2011 года стала серия «Анабиоз». Её создатели попытались освежить интерес к постапокалиптике, сильно «заезженной» в проектах. Вышедшие на данный момент книги серии отличаются увлекательным сюжетом и вполне прилично написаны. Авторы «Анабиоза» пытаются не только изобразить приключения тела, но и показать нравственные терзания героев, их попытки сохранить человеческую сущность в мире, где гораздо безопаснее

      стать двуногим зверем.

  1. КИНО ГОДА

    Год назад мы назвали восемь наиболее ожидаемых фильмов 2011 года, и, что удивительно, многие из них не оправдали наших надежд. Особенно это касается дорогостоящих кинокомиксов — «Ковбоев против пришельцев» и «Первого мстителя». Зато представители независимого кинематографа преподнесли сразу несколько приятных сюрпризов. Радует, что до российского посетителя кинотеатров стали добираться не только проекты студий-мэйджоров.

     

    1. Мультфильм года:

      Этот европейский мультфильм был снят еще в 2009-м, но до России добрался только в ушедшем году. Создателям «Тайны Келлс» стоит сказать спасибо уже за то, что их творение не трёхмерное и не нужно надевать стереоскопические очки для полноты эффекта. Впрочем, «Тайна Келлс» радует не только своим неординарным подходом к анимации. Лента умудряется быть одновременно и захватывающей приключенческой историей, и философской притчей о том, что страница книги может оказаться прочнее высокой каменной стены. А это дорогого стоит.

    2. Драма года:

      На экранах главных фестивальных кинотеатров страны появляется всё больше фильмов в жанре магического реализма. Пронзительные истории о жизни простых обывателей на фоне необъяснимых с научной точки зрения глобальных событий определили один из главных кииотрендов года. Флагманами были «Меланхолия» скандалиста Ларса фон Триера и близкая к биопанку драма «Не отпускай меня» по одноимённому роману Кадзуо Исигуро. А главный сюрприз преподнесли создатели «Последней любви на Земле». В отличие от других представителей жанра, это кино не склоняет ко сну, удивляет режиссёрскими находками («шумная тишина», документальные вставки) и аккуратно заигрывает с теми чувствами, которые находятся за пределами пяти основных. Эта пронзительная история о людях, а не о катастрофе, и она вряд ли оставит кого-то равнодушным.

    3. Триллер года:

      Обычно и фильмах про разные природные катаклизмф рассказывается история о борьбе отважного человека с могучей стихией. И мало кто, кроме Стивена Содерберга, понимает, что страшнее всего смотреть на поступь апокалипсиса не глазами жертв и спасителей, а глазами самого апокалипсиса. Так наши с вами жизни выглядят ещё никчёмней. Нет главных героев, для вируса все равны. И неважно, сколько именитых звезд играют здешних персонажей, неважно, насколько герои самоотверженны: никто из них не застрахован от обыденной гибели в следующем эпизоде. Потому что вирусу, как и режиссёру, всё равно. А у зрителя от подобного эффекта вполне может развиться мизофобия — страх грязи.

    4. Аниме года:

      Прошедший год был богат на неординарные сериалы, но больше всех сюрпризов принесла малышка Мадока с подружками. Авторам удалось собрать в одном коротком сериале максимум неожиданных и удачных ходов. Нарочито милый девчачий дизайн персонажей соседствует с жуткими сюрреалистичными мирами и монстрами, трогательная история школьной дружбы заканчивается безумием и смертью, а хорошенький ушастый зверёк, исполняющий желания, оказывается не так-то прост. Главный козырь сериала — его сюжет, непредсказуемый и ведущий к финалу, впечатляющему не меньше, чем финалы «Евангелиона» и «Утены». «Мадока» — неординарное, захватывающее, яркое, стильное и трогательное аниме, которое смотришь, затаив дыхание и переживая за героев. Такое нельзя пропускать.

    5. Комедия года:

      Пока Pixar занимается высоким искусством, a DreamWorks Animation плодит бесчисленные сиквелы, Гор Вербински решил взять и утереть всем нос. Режиссер «Пиратов Карибского моря» оставил флибустьеров, набрал отличных актёров во главе с Джонни Деппом, объединил силы с каналом стильных мультиков Nickelodeon и командой по спецэффектам Industrial Light & Magic. Результат — убивающая наповал анимационная комедия, спагетти-вестерн про хамелеона, содержащий огромное количество отсылок и цитат. И что важнее исего, мультфильм способен рассмешить любого: и ребёнка, и заядлого киномана. «Тачкам 2» и «Коту в сапогах» за ним не угнаться.

    6. Боевик года:

      После успеха «Легенд ночных стражей» Зак Снайдер, казалось, больше не вернётся к гротескному и стильному кино, каким были его «Хранители». Однако он бросился во все тяжкие и создал нечто вроде нолановского «Начала», где реальностью стал сумасшедший дом, первым уровнем сна оказался бордель, а глубже уже летали драконы, бегали зомби и разъезжали взрывоопасные поезда. Со всем этим сбродом режиссёр отравил бороться похожих на кукол девушек, снабдив их пулемётами, катанами, чупа-чупсами и откровенными платьями. В итоге получился самый безумный экшен со времен «Пристрели их».

    7. Хоррор года:

      Последнее время жанр ужасов представляют всевозможные римейки, продолжения, приквелы и фестивальные работы. Но встречаются редкие исключения. Особо отличился австралийский дуэт создателей оригинальной «Пилы». За скромные деньги Ли Уоннелл и Джеймс Ван сняли «Астрал» — в чём-то комичное, в чем-то свежее и довольно пугающее путешествие на «ту сторону». Здесь всё немного не по правилам. Взбалмошные призраки строят пакости, словно троица вредных братьев Каспера. А главным злом становится черт в театральном гриме а-ля мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», слушающий ретро-песенки. Нашлось место и для старомодного музыкального сопровождения из хорроров семидесятых, и для неприкрытой пародии на жанр. И неважно, что это вольный пересказ «Полтергейста». Ведь нервы щекочет еще как!

    8. Кинокомикс года:

      От «Первого класса» не ждали откровения. Конечно, фильмы Брайана Сингера популярны, да и масштабный приквел был неплох. Но предыстория всего цикла выстрелила и десятку. Потому что режиссёр кинокомикса «Пипец» Мэттью Вон выполнил все свой обещания.

      «Первый класс» — это новый подход к экранизациям графических романов, с долей самоиронии и отточенным стилем. Немного от бондианы, немного клюквы с советскими солдатами прямиком из Hitman 2 и достойное, пусть и незавершённое сведение с сюжетом оригинальной серии. Отсылок уйма, и Хью Джекман на месте. «Роль маленькая, а денег столько же», — пошутил актёр. Ещё здесь есть гаденький Кевин Бейкон, говорящий по-немецки. Ну как тут устоять?

    9. Сериал года:

      Суровая средневековая атмосфера. Удачный кастинг и убедительная игра Шона Бина, Джейсона Момоа, Питера Динклейджа (который, похоже, станет такой же звездой, как знаменитый актёр-карлик Уорвик Дэвис). Высокие рейтинги и лестные отзывы критиков. Тринадцать номинаций на премию «Эмми» и победа в двух из них. Все это даёт «Игре престолов» право считаться успешным сериалом. Но эпохальным событием её делает другое.

      Этот сериал стал самым значительным прорывом в экранизациях фэнтези со времён джексоновского «Властелина Колец». Ещё пару лет назад никто и мечтать не смел увидеть «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина на экране. Казалось, что такой жестокий, сложный и, важнее всего, длиннющий книжный цикл нельзя впихнуть в кино- или телеформат. «Игра престолов» подарила надежду поклонникам Джордана, Уильямса, Перумова, Камши и других авторов многотомных саг. Если можно экранизировать Мартина — можно экранизировать всех.

  1. ИГРЫ ГОДА

    Игровая индустрия переживает не самые лучшие времена. С каждым годом количество дорогостоящих проектов уменьшается. К счастью, в 20111 году вышел десяток настоящих хитов, достойных внимания каждого поклонника фантастики и фэнтези. Особенно отрадно, что большинство из них представлены на нескольких платформах, благодаря чему никто из игроков не чувствует себя обделённым.

    1. Шутер года:

      Bulletstorm — прекрасный пример того, каким должен быть современный шутер. Множество запоминающихся моментов, харизматичные герои и уникальная боевая система, которая подарит настоящий кровавый праздник всем любителям пострелять. Игра проходится на одном дыхании и ничуть не утомляет. Единственный существенный недостаток — короткая одиночная кампания, которой явно не хватает, чтобы сполна насладиться ярким боевиком.

    2. Ролевая игра года:

      Размах The Elder Scrolls 5: Skyrim просто поражает. Огромный мир, где игрока ждёт невероятное количество квёстов и мест, которые можно исследовать, поначалу даже несколько отпугивает — за что браться, куда пойти? Но если сесть за игру основательно, на неё уйдут многие десятки часов. Пускай здесь нет особой оригинальности в ролевой системе или сюжете — именно великолепно созданный мир холодного Скайрима делает эту игру настолько запоминающейся и затягивающей.

    3. Экшен года:

      Приключения Тёмного Рыцаря в городе, полном психопатов, маньяков и бандиток, затягивают не на шутку. Множество побочных квестов и напряжённый сюжет подогревают интерес до самого конца. Прекрасно воссозданные знакомые персонажи порадуют поклонников вселенной Бэтмена, драйвовые и разнообразные схватки — любителей экшенов, а проработанный игровой мир восхитительно передает атмосферу загадочного Готэма. Batman: Arkham City можно смело назвать лучшей игровой адаптацией комиксов.

    4. Стратегия года:

      Замечательная экономическая стратегия от Related Designs is Blue Byte Software отправляет игрока в мир будущего, где климат Земли неузнаваемо изменился. Кто бы мог подумать, что добыча ресурсов для возрождения цивилизации может быть настолько увлекательной? Anno 2070 — тот случай, когда над стратегией можно провести многие часы. Интересные решения, такие как влияющая на развитие городов экология, делают игру уникальной в своем роде. Подобных проектов очень не хватает в наши дни.

    5. Неформат года:

      Эту игру язык не поворачивается назвать просто аркадой или шутером. Творение японских эстетов можно запросто разместить в музее современного искусства среды модных видеоинсталляций, где её невероятной красоты графика и музыка, ритму которой подчиняется творящаяся на экране разноцветная феерия, будут вполне уместны, Но в музей ещё надо выбраться, а маленькое чудо, именуемое Child of Eden, всегда рядом — достаточно протянуть руку к джойстику или контроллеру движений.

    6. Хоррор года:

      Разработчики из Visceral Games во второй раз доказали, что не может быть ничего страшнее, чем блуждать по пустынной космической станции, полной ужасных тварей, которые когда-то были людьми. Сериал Dead Space эволюционирует в верном направлении. Ещё больше галлюцинаций. Ещё больше зловещих, пробирающих до костей локаций (например, детская, в которой обитают маленькие некроморфы). Еще больше выброса адреналина при экшене, больше религиозных фанатиков и жутких тварей, способных разорвать героя на куски. Сцены расчленения выглядят настолько мерзко, что игроку хочется бороться за жизнь героя, орудуя клавишами до боли в суставах, лишь бы не видеть кровавой расправы. Именно таким должен быть первоклассный хоррор.

    7. Файтинг года:

      Серия брутальных файтингов Mortal Kombat, казалось бы, погрязла в самоповторах и окончательно сдала позиции японским конкурентам — Tekken, SoulCalibur и Street Fighter. Спасти её смог римейк, построенный на оригинальной трилогии. Никаких уклонений в глубь арены, никакого оружия и незнакомых персонажей. Как оказалось, для возвращения в высшую лигу требовалось немногое: предоставить игроку возможность снова выбрать Саб-Зиро или Скорпиона, вспомнить старые приемы и накостылять товарищу, с которым лет 10 назад коротал вечера за этой самой игрой перед старым ламповым телевизором.

    8. Паззл года:

      От второй части серии Portal не ждали откровения, но она получилась захватывающей, остроумной и креативной. Игроки со всего мира вспомнили, что такое бессонные ночи, проведённые перед экранами мониторов и телевизоров. При этом игра почти ничем не напоминает первую часть — настолько много нововведений приготовили разработчики. Отдельного упоминания заслуживает безупречная кооперативная компания, позволяющая решать головоломки вместе с приятелем. В Portal 2 продумано все до мелочей, и после финальных титров хочется только аплодировать разработчикам из Valve и себе — за то, что решил все паззлы.

    9. Настольная игра года:

      7 Wonders была обласкана едва ли не на всех конкурсах настольных игр — и не зря. Динамичный игровой процесс, возможность выбирать из массы вариантов развития и отличное оформление делают эту игру желанным гостем в коллекции любого поклонника насталок. На Западе игра была издана в 2010 году, но до российских покупателей она добралась только в 2011-м. Поэтому в нашей стране можно смело считать именно её настольной игрой года.

    10. Возвращение года:

      В этом году игроделы поняли, что зомби — это всегда круто. Нет, не те зомби, которые едят мозги, а давно умершие, и, казалось бы, безнадёжно разложившиеся игровые серии. Культовые и успешные в своё время циклы Deus Ex и Mortal Kombat начали тонуть в реке времени, утянутые грузом не самых удачных сиквелов. Но их перезапуски в 2011 году стали заметными событиями. Новые Mortal Kombat и Deus Ex получили от нас заслуженные награды и вернули интерес игроков к незаслуженно забытым сериям. Запоздалый сиквел сумасшедшей American МсGее's Alice просто позволил нам вернуться в прошлое и ещё раз пережить психоделические приключения Алисы.

      Но главным «воскрешением» 2011 года стал выход самого затянутого долгостроя в истории видеоигр — Duke Nukem Forever. 14 лет разработки, выброшенные в корзину черновики, которых хватило бы на несколько игр, насмешки, забвение, новая надежда и, наконец, релиз. Возвращение Дюка получилось пафосным — он не растерял своей харизмы с возрастом. И пусть за это время сменилось не одно поколение игроков, кое-кто из них уже успел умереть или родиться, а с лица Земли исчезло множество биологических видов. Разве не стоило ждать столько лет, чтобы снова увидеть мир глазами этого накачанного блондина?

      Увы, мир изменился, а Дюк остался прежним. Вместо долгожданного хита игроки получили просто ещё одну неплохую игру. Но мы считаем, что Дюк достоин награды хотя бы за упорство.

 

    1. Книга года:

      Ничего подобного среди наших, победителей ранее не было. «Кетополис» трудно с чем-то сравнивать, разве что с книгами еврокитайского гуманиста Хольма Ван Зайчика, да и то сходство будет чисто формальным. Эта книга выбивается изо всех рамок, не желает подстраиваться под жанры. Не научная фантастика, не фэнтези, не мистика... А что же это?

      Во-первых, это оригинальная литературная мистификация. Во-вторых, роман-мозаика в духе буриме — малоиспользуемый ныне прием композиции. В-третьих, остроумная постмодернистская игра с реальностью и мировой культурой. В-четвёртых, это визит во владения «новых странных», заставляющий вспомнить экзотические фантазии Чайны Мьевиля и Джеффа Вандермеера. В-пятых, просто хорошая литература... От «Кетополиса» веет неуловимым духом книг Александра Грина — неспроста, наверное, у этих двух творцов одинаковые фамилии.

      Есть только одна проблема: кому, собственно, мы вручим главный приз? Кто такой загадочный Грэй Ф. Грин? Придётся поломать над этим голову.

    2. Фильм года:

      На внепартийном собрании труженики «Видеодрома» затруднялись назвать фильм года, пока кто-то не предложил «Исходный код». Дункан Джонс снял самую многогранную картину о перемещениях во времени. Некоторые детали этой истории уже встречались и «Квантовом скачке», «Дежавю», «Дне сурка», «Радиоволне», «Пиджаке», «Заживо погребённом»... Где ещё? Пожалуй, в рассказах Шекли. И в то же время «Исходный код» остаётся самостоятельным благодаря ряду удачных находок, перечислять которые бессмысленно. Нужно просто увидеть.

      «Исходный код» очень близок к понятию «геймплей». Толи современный аналог фильма-квеста, то ли одна из первых ласточек, намекающих, что скоро за то или иное развитие сюжета фильма зрители смогут голосовать прямо в кинотеатре. В основе всего — постоянный рестарт событий. Герой раз за разом переживает последние минуты человека, погибшего при взрыве поезда. Его задача — выяснить, кто был террористом. Что-то не получилось? Прыгнул под поезд и перезагрузка. Сложно представить, что столь многогранная история была в чёрном списке сценариев 2007 года. Теперь же телекомпания ABC собирается снять сериал по её мотивам. «Исходный код» приятно удивляет изящной драматической составляющей. Она точно дозирована, и замечательные актёры так органично вписались в роли, что остается только аплодировать.

    3. Видеоигра года:

      В этом году свет увидели немало замечательных игр, но все они уступали по глубине, увлекательности и проработанности детищу Eidos Montreal. Легенда киберпанка вернулась, утерев нос всем тем, кто говорил, что первую часть никогда не удастся превзойти. Игру можно хвалить за возвращение интереса к киберпанку, философский подтекст на уровне «Призрака в доспехах», психологическую глубину, гнетущую футуристическую музыку а-ля «Трон: Наследие», выверенный жёлто-черный визуальный ряд, прорисовку интерьеров и другие неоспоримые достоинства.

      Но главное, Human Revolution — не очередной легкомысленный блокбастер, а настоящая Игра, серьёзная и проработанная до мелочей. Разработчики не ведут игрока по заранее заготовленному сценарию, а лишь направляют в сторону неизбежной развязки. Забрасывают в жестокий мир будущего и оставляют на произвол судьбы. Можно расстреливать людей пачками, а можно никого не убивать. Можно идти напрямик и взламывать все двери, а можно искать обходные пути. Выбор есть всегда! Благодаря такой свободе Deus Ex: Human Revolution превращается в захватывающий интерактивный фильм. После финальных титров остается лишь завидовать тем, кто только начинает знакомиться с историей Адама Дженсена.

      Действительно, революция.

    4. Музыкальный альбом года:

      Новый альбом Nightwish цопал в разряд «главных ожиданий» 2011-го в основном из-за прежних заслуг группы. Мало кто всерьёз верил в его успех. После неудачной замены вокалистки и неоднозначной пластинки Dark Passion Play казалось, что финские симфо-металлисты потеряли хватку. Но так только казалось.

      Опытный Туомас Холопайнен подкупил слушателя просто и элегантно. Во-первых, использовал не выходящие из моды игриво- загадочные мелодии и аранжировки в духе Дэнни Эльфмана. Во-вторых, максимум медленных и среднетемповых композиций, минимум «боевиков», которые могли бы отпугнуть часть слушателей. Даже голос Марко Хиеталы, обычно певшего хриплым скримингом, стал мягче и благозвучнее. И, в-третьих, фантастическая концепция. История композитора, провалившегося в мир собственных фантазий, навеянная, по словам Туомаса, картинами Сальвадора Дали, фильмами Тима Бёртона и книгами Нила Геймана. Мир творческого безумия и вечного карнавала.

      В ближайшее время выходит фильм, основанный на концепции альбома, который, возможно, станет одним из главных событий 2012-го. Теперь ждём его с твёрдой уверенностью.

    5. Комикс года:

      В 2011 году отечественным любителям комиксов было чему порадоваться. Никогда прежде на молодом (и, откровенно говоря, пока ещё толком не вставшем на ноги) российском рынке комиксов не появлялось столько любопытных новинок. Причем если доселе эту нишу осваивали буквально одно-два издательства, то в ушедшем году у них появилось сразу несколько новых конкурентов. Как следствие, никогда ещё выбор лучшего комикса года не представлялся нам настолько сложной задачей — ведь достойных претендентов было в избытке, и даже список номинантов не смог вместить всех кандидатов.

      Но в итоге почётное звание достаётся современному переосмыслению истории легендарной команды Мстителей, ставшему одной из вершин в славной карьере Марка Миллара. Шикарный и вполне самодостаточный сюжет вкупе с великолепным рисунком Брайана Хитча и отличным изданием в рамках серии «Золотая коллекция комиксов» делают двухтомник «Люди будущего» нашим победителем в борьбе за титул комикса года.

    6. Открытие года:

      2011 год принёс миру целый ряд новшеств в самых разных областях науки и техники. В частности, испанские учёные разработали оригинальный способ изготовления полых наночастиц произвольной формы (сочетая два разноплановых коррозийных процесса — эффект Киркендалла и гальваническую замену). А японцы спроектировали и грозятся выпустить на рынок фотокамеру Lytro, не требующую фокусировки, лишённую матрицы и позволяющую все установки снимка детать позже на компьютере.

      Но важнейшим результатом года мы, пожалуй, посчитаем открытие, сделанное сотрудниками института Эймса, одного из исследовательских центров NASA. В декабре они окончательно доказали существование экзопланеты Kepler-22b. Это первый случай, когда подобная Земле планета найдена в самой середине обитаемой зоны звезды. Радиус Kepler-22b больше земного в 2,4 раза, она обращается вокруг солнцеподобной звезды в 600 световых годах от нас. Из всех открытых до сих пор небесных тел это самый вероятный кандидат на колонизацизо людьми.

    7. Потеря года:

      В 2011 году нас покинули несколько замечательных фантастов, которые подарили поклонникам немало прекрасных книг: Брайан Джейкс, Сакё Комацу, Диана Уинн Джонс, Николай Чадович...

      А на самом излёте года, 21 ноября, скончалась знаменитая «матушка Перна» — американская писательница Энн Маккефри. Хотя на её счету немало интересных книг, у нас, да и за рубежом её имя плотно ассоциируется с двумя словами — Перн и драконы.В России Энн Маккефри стояла у истоков популярности фэнтези — хотя «Хроники Перна» всё же научная фантастика, в них есть средневековый антураж и, самое главное, драконы! К тому же первые «пернские» книги вышли у нас в культовой «жёлтой» серии издательства «Северо-Запад» и сразу же обрели сумасшедшую популярность.

      В 2005 году Ассоциация писателей научной фантастики Америки присудила Маккефри звание Грандмастера. Вечная память!

    8. Герой года:

      Самый яркий образ прошлого года — невозмутимый бородач с механическими руками. Искусственные у него также ноги и глаза, что менее заметно. Главный герой Deus Ex: Human Revolution Адам Дженсен настолько суров, что темные очки — обязательный атрибут крутого парня — у него встроены прямо в лицо и активируются при необходимости.

      Казалось бы, кто он такой? Не супергерой, не рыцарь, не избранный. Всего лишь... инвалид? Может быть, в этой черте, маленькой для нас, но чудовищно важной для героя, и кроется причина его обаяния. В ситуации, когда впору опустить руки если вообще есть что опустить, — он не сдаётся и идёт до конца, распутывая сеть международных заговоров. И при этом не превращается в параноика, верящего, что «они следят за нами» и «истина где-то рядом».

      Фанарта по Deus Ex и карикатур, обыгрывающих руки и очки Адама, необычайно много, а фраза «I never asked tor this» стала интернет-мемом. Похоже, персонаж «пошёл в народ» не хуже, чем Гордон Фримен или Джимми Рейнор.

    9. Героиня года:

      Что делать, если вас поместили в сумасшедший дом для особо опасных пациентов и приговорили к лоботомии? Можно поднять бунт, можно притвориться выздоровевшей. А можно провалиться в мир своих фантазии, который почему-то оказывается элитным борделем. Видимо, это был мир эротических фантазий. Ну а если не понравится и здесь, есть третий уровень реальности, в котором все взрывается, бегают зомби в противогазах и касках кайзеровской армии, летают драконы и разгуливают самураи ростом с трёхэтажный дом. Мир, похожий на дорогой видеоклип или рекламный ролик нового шутера от id Software.

      Какая из реальностей в итоге оказалась настоящей — не всё ли равно? В обоих случаях Куколка победила и проиграла одновременно. Она не пожнёт плоды своей победы, но её друзья и враги получат по заслугам. Достаточно знать это, чтобы спокойно отправляться в царство вечного забвения. Пускай эта дамочка не умеет пользоваться макияжем и выглядит как оживший манекен, зато она горой стоит за друзей и неплохо орудует мечом и автоматом. Лоботомированная проститутка убийца — наша героиня года.

    10. Злодей года:

      Хаяо Миядзаки, похоже, отличается не только любовью к маленьким девочкам (это черта всех японских мультипликаторов), но и патологическим страхом перед пожилыми женщинами. Иначе как объяснить, что каждая вторая его лента — это рассказ о борьбе маленькой девочки со злобной бабкой? Даже фильм, где Миядзаки не режиссёр, не сценарист, а продюсер, не стал исключением. Конечно, у студии Ghibli всегда есть оправдание, что их аниме — экранизация европейской книги. Хочется спросить, как в старом анекдоте: «Доктор, а где вы берёте такие картинки?»

      Служанка Хару — это доведённый до абсурда образ «злой бабки». Она преследует маленьких человечков — «добываек» — даже не из злости, а скорее из хозяйственности (паразиты же!) и жестокого любопытства. У любого человека лилипуты вызовут умиление и научный интерес. Только для старой служанки, страдающей «синдромом вахтёра», семья карликов ничем не лучше мышей или крыс, которых надо травить ядом. Чудо — это нарушение привычного порядка, а значит, с ним нужно расправиться как можно скорее.

      Самое страшное, что Хару — не ведьма или призрак, а простая старушка, заботливая по отношению к своим близким. Её логика — не логика кровожадного зла, а приземлённое мышление обывателя. Такие «бытовые» злодеи — вокруг нас. И они пострашнее, чем Тёмный Властелин с ордой демонов.

© «Мир фантастики» №2 (Том 102), 2012

 
 
Энн Маккефри
Anne McCaffrey
Книга года Коллективный автор "Кетополис: Киты и броненосцы"
Grey Ph. Green "Cetopolis: Whales & Battleships"
Ник Перумов, Вера Камша "Млава Красная"
Вадим Панов "Последний адмирал Заграты"
Сергей Кузнецов "Живые и взрослые"
Мария Галина "Медведки"
Генри Лайон Олди "Изгнанница Ойкумены"
Книги — Научная фантастика года Вадим Панов "Последний адмирал Заграты"
Анастасия Парфёнова "Ярко-алое"
Чарли Хьюстон "Неспящие"
Charlie Huston "Sleepless"
Скотт Вестерфельд "Левиафан"
Scott Westerfeld "Leviathan"
Книги — Фэнтези года Дэн Абнетт "Триумф. Герой Её Величества"
Dan Abnett "Triumff: Her Majesty's Hero"
Елена Хаецкая "Новобранец"
Людмила Астахова, Яна Горшкова "Помни о жизни"
Александр Золотько "Слепцы"
Книги — Мистика и хоррор года Сергей Кузнецов "Живые и взрослые"
Гильермо дель Торо, Чак Хоган "Штамм. Закат"
Guillermo del Toro, Chuck Hogan "The Fall"
Рик Янси "Ученик монстролога"
Rick Yancey "The Monstrumologist"
Дейкр Стокер, Йен Холт "Дракула бессмертен"
Dacre Stoker, Ian Holt "Dracula The Un-dead"
Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года Скотт Вестерфельд "Левиафан"
Scott Westerfeld "Leviathan"
Сергей Лукьяненко "Непоседа"
Рик Янси "Ученик монстролога"
Rick Yancey "The Monstrumologist"
Джонатан Страуд "Кольцо Соломона"
Jonathan Stroud "The Ring of Solomon"
Книги — Альтернативная история года Ник Перумов, Вера Камша "Млава Красная"
Андрей Валентинов "Генерал-марш"
Александр Золотько "1941: Время кровавых псов"
Владимир Коваленко "Против ветра! Андреевские флаги над Америкой. Русские против янки"
Книги — Лучшая отечественная книга Мария Галина "Медведки"
Сергей Кузнецов "Живые и взрослые"
Анна Старобинец "Живущий"
Ник Перумов, Вера Камша "Млава Красная"
Книги — Переводная фантастика года Майкл Суэнвик "Драконы Вавилона"
Michael Swanwick "The Dragons of Babel"
Терри Пратчетт "Ночная Стража"
Terry Pratchett "Night Watch"
Джо Аберкромби "Последний довод королей"
Joe Abercrombie "The Last Argument of Kings"
Нил Стивенсон "Система мира"
Neal Stephenson "The System of the World"
Книги — Фантастический проект года Серия "Анабиоз" («ОЛМА Медиа Групп»)
Серия "Обитаемый остров" (АСТ)
Серия "Анклавы Вадима Панова" («Эксмо»)
Серия "ОСТРОГИ" (АСТ)
Кино: Мультфильм года Тайна Келлc (реж. Томм Мур, Нора Твоми)
The Secret of Kells (dir. Tomm Moore)
Смешарики. Начало (реж. Денис Чернов)
Тачки 2 (реж. Джон Лассетер, Брэд Льюис)
Cars 2 (dir. John Lasseter)
Приключения Тинтина: Тайна Единорога (реж. Стивен Спилберг)
The Adventures of Tintin (dir. Steven Spielberg)
Кино — Драма года Последняя любовь на Земле (реж. Дэвид МакКензи)
Perfect Sense (dir. David Mackenzie)
Не отпускай меня (реж. Марк Романек)
Never Let Me Go (dir. Mark Romanek)
Меланхолия (реж. Ларс фон Триер)
Melancholia (dir. Lars von Trier)
Живая сталь (реж. Шон Леви)
Real Steel (dir. Shawn Levy)
Кино — Триллер года Заражение (реж. Стивен Содерберг)
Contagion (dir. Steven Soderbergh)
Области тьмы (реж. Нил Бёргер)
Limitless (dir. Neil Burger)
Исходный код (реж. Дункан Джонс)
Source Code (dir. Duncan Jones)
Супер 8 (реж. Джей Джей Абрамс)
Super 8 (dir. J. J. Abrams)
Кино — Аниме года Девочка-волшебница Мадока Магика (реж. Акиюки Синбо)
魔法少女まどか☆マギカ / Mahō shōjo Madoka magika (dir. Akiyuki Shinbo)
Уровень Е (реж. Тошиюки Като)
レベルE / Reberu I (dir. Toshiyuki Katou)
Невиданный цветок (реж. Тацуюки Нагаи)
あの日見た花の名前を僕達はまだ知らない。/ Ano hi mita hana no namae o bokutachi wa mada shiranai. (dir. Tatsuyuki Nagai)
Пингвиний барабан (реж. Икухара Кунихико)
輪るピングドラム / Mawaru-Penguindrum (dir. Kunihiko Ikuhara)
Кино — Хоррор года Астрал (реж. Джеймс Ван)
Insidious (dir. James Wan)
Пункт назначения 5 (реж. Стивен Куэйл)
Final Destination 5 (dir. Steven Quale)
Нечто (реж. Маттис ван Хейниген младший)
The Thing (dir. Matthijs van Heijningen Jr.)
Земля вампиров (реж. Джим Микл)
Stake Land (dir. Jim Mickle)
Кино — Кинокомикс года Люди Икс: Первый класс (реж. Мэттью Вон)
X-Men: First Class (dir. Matthew Vaughn)
Тор (реж. Кеннет Брэна)
Thor (dir. Kenneth Branagh)
Ковбои против Пришельцев (реж. Джон Фавро)
Cowboys & Aliens (dir. Jon Favreau)
Первый мститель (реж. Джо Джонстон)
Captain America: The First Avenger (dir. Joe Johnston)
Кино: Сериал года Игра престолов (реж. Брайан Кирк, Даниэль Минахан, Тимоти Ван Паттен)
Game of Thrones (cr. David Benioff, D. B. Weiss)
Терра Нова (реж. Джон Кассар, Карен Гавиола, Алекс Грейвз)
Terra Nova (cr. Kelly Marcel, Craig Silverstein)
Рухнувшие небеса (реж. Грег Биман, Холли Дэйл, Серджо Мимика-Геззан)
Falling Skies (cr. Robert Rodat)
Люди Альфа (реж. Ник Копус, Мэттью Хатингс, Лесли Либман)
Alphas (cr. Zak Penn, Michael Karnow)
Игры — Шутер года Bulletstorm
Crysis 2
Rage
Serious Sam 3: BFE
Игры — Хоррор года Dead Space 2
Игры — Файтинг года Mortal Kombat
Игры — Паззл года Portal 2
Игры — Настольная игра года 7 Wonders
«Цивилизация Сида Мейера»
Small World Underground
Dixit Odyssey
Игры — Возвращение года Duke Nuken Forever
Deus Ex: Human Revolution
Mortal Kombat
Alice: Madness Returns
Кино — Комедия года Ранго (реж. Гор Вербински)
Rango (dir. Gore Verbinski)
Ночь страха (реж. Крэйг Гиллеспи)
Fright Night (dir. Craig Gillespie)
Ронал-варвар (реж. Крестен Вестбьерг Андерсен, Торбьорн Кристофферсен, Филип Эйнштейн Липски)
Ronal barbaren (dir. Kresten Vestbjerg Andersen, Thorbjørn Christoffersen, Philip Einstein Lipski)
Шина (реж. Квентин Дюпьё)
Rubber (dir. Quentin Dupieux)
Кино — Боевик года Запрещенный прием (реж. Зак Снайдер)
Sucker Punch (dir. Zack Snyder)
Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес (реж. Джонатан Либесман)
Battle: Los Angeles (dir. Jonathan Liebesman)
Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны (реж. Майкл Бэй)
Transformers: Dark of the Moon (dir. Michael Bay)
Время (реж. Эндрю Никкол)
In Time (dir. Andrew Niccol)
Фильм года Исходный код (реж. Дункан Джонс)
Source Code (dir. Duncan Jones)
Живая сталь (реж. Шон Леви)
Real Steel (dir. Shawn Levy)
Последняя любовь на Земле (реж. Дэвид МакКензи)
Perfect Sense (dir. David Mackenzie)
Ранго (реж. Гор Вербински)
Rango (dir. Gore Verbinski)
Игры — Боевик года Batman: Arkham City
inFamous 2
Alice: Madness Returns
Uncharted 3: Drake's Deception
Игры — Стратегия года Anno 2070
Might & Magic: Heroes 6
Warhammer 40000: Dawn of War 2 — Retribution
Игры: Ролевая игра года The Elder Scrolls 5: Skyrim
Dragon Age 2
The Witcher 2: Assassins of King
Dark Souls
Игры — Неформат года Child of Eden
Игра года Deus Ex: Human Revolution
Child of Eden
Portal 2
Batman: Arkham City
Музыкальный альбом года Nightwish — Imaginaerum
Turisas — Stand Up and Fight
Devin Townsend Project — Deconstruction
Luna Damien — Muddlewood
Комикс года Марк Миллар "Алтимейтс. Том 1"
Mark Millar "The Ultimates. Vol 1"
Брайан Ли О'Мэлли "Скотт Пилигрим"
Bryan Lee O'Malley "Scott Pilgrim"
Кевин Смит "Сорвиголова. Дьявол-хранитель"
Kevin Smith "Daredevil. Vol 1: Guardian Devil"
Марк Миллар "Росомаха. Старик Логан"
Mark Millar "Wolverine. Vol 12: Old Man Logan"
Открытие года Открытие землеподобной экзопланеты Kepler-22b
Способ изготовления полых наночастиц произвольной формы
Фотокамера Lytro, не требующая фокусировки, лишённая матрицы и позволяющая все установки снимка делать позже на компьютере
Герой года Адам Дженсен (Deus Ex: Human Revolution)
Тирион Ланнистер («Игра престолов»)
Капитан Америка («Первый мститель»)
Фенрис (Dragon Age 2)
Героиня года Куколка («Запрещённый приём»)
Ариэтти («Ариэтти из страны лилипутов»)
Дэрин Шарп («Левиафан» Скотта Вестерфельда)
Мадока Магика («Девочка-волшебница Мадока Магика»)
Злодей года Хару («Ариэтти из страны лилипутов»)
Лорд Шен («Кунг-фу Панда 2»)
Смерть («Пункт назначения 5»)
Ричардсон («Меняющие реальность»)
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх