Премия Итоги года от ...

 «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» / «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики»
Место проведения:  «Мир фантастики» №2 (Том 66)
Дата проведения:  февраль 2009 г.

В февральском номере «Мира фантастики» традиционно проходят ритуальные бои, посвященные подведению итогов ушедшего года. Консольщики и компьютерщики, анимешники и ненавистники аниме, любители фантастики и фэнтези рьяно защищают собственных подопечных, пытаясь урвать для них награду пожирнее. Но вот медали розданы, синяки посыпаны мелом, первый судья соревнования Петр Тюленев отряхнул руки и удалился священнодействовать над словом главного редактора, а я представляю вам получившийся материал. Главное, о чем хочу предупредить: в этом году мы поняли, что нам тесно в рамках старых номинаций, которые существуют в журнале уже пятый год. Так что некоторые категории были пущены «под нож», а взамен мы приготовили для вас другие, больше подходящие под реалии сегодняшнего дня. Не беспокойтесь, самая «вкусная» часть статьи — «Герои и события» — осталась почти без изменений.

  1. КНИГИ 2008

    Оглядываясь на оставшийся позади год, приходится констатировать: в мире фантастической литературы не случилось ни одного по-настоящему яркого события. Все шло своим чередом: авторы честно отработали собственные амплуа, издательства выдали на-гора очередные миллионы тиражей, серии пополнились новыми вполне форматными книжками — однако шедевра, который перевернул бы представление о фантастике, не вышло ни у нас, ни за рубежом.

    Год назад, подводя итоги 2007-го, мы обнаружили, что многие достойные награждения книги не умещаются в «жанровые» номинации. Все больше хорошей фантастики выходит даже не на стыке НФ, фэнтези, мистики — а вовсе где-то между этими традиционными категориями. Поэтому на этот раз мы решили развести претендентов по объективным номинациям: отдельные романы, продолжения циклов, сборники и т.п. Впервые в истории журнала мы награждаем лучшую дебютную книгу и, как и обещали в прошлом году, комикс (в эту категорию мы занесли рисованные истории как с Запада, так и с Востока).

    В целом же 2008 год оказался довольно-таки застойным для фантастической литературы. Будем надеяться, что это лишь некий период «разброда и шатаний», после которого нас ждет неминуемое «светлое завтра». И это отнюдь не фантастика!

    1. Лучший зарубежный роман:

      «Союз еврейских полисменов» собрал почти все мировые жанровые премии последних двух лет. Однако наш выбор почти никак не связан с решениями зарубежных коллег. В 2008 году на русский язык было переведено внушительное количество книг, не менее ярких и талантливых, чем роман Майкла Чабона. Однако большинство этих произведений добирались до нашего читателя по несколько лет, и награждать их сейчас, когда они уже почти обрели статус живой классики, было бы неправильно. Поэтому мы решили ограничиться лишь теми зарубежными книгами, которые вышли на языке оригинала не позднее 2007 года, — а среди них роман Чабона уверенно лидирует.

      «Союз...» — психологический триллер, детектив, драма, действие которой разворачивается в альтернативно-историческом мире. Книгу можно назвать «этнической» фантастикой, в которой американский еврей описал вымышленное общество, заменившее государство Израиль. Хотя, конечно, подчеркнутая «еврейскость» книги — лишь дымовая завеса. Роман прежде всего о людях — их чувствах, мыслях, поступках. По сути, перед нами — так называемый мэйнстрим, замаскированный под фантастику.

      (Рецензия на книгу — в №6 за 2008 г.)

    2. Лучшая зарубежная новеллизация:

      Главная слабость новеллизаций — во всеядности фанатов. Вот серия, основанная на популярном продукте: не суть важно, фильме или игре. И чем больше поклонников у конкретной серии, тем меньше для авторов резонов напрягаться — а зачем? И так купят!

      Но некоторые писатели пытаются вырваться за флажки усредненной новеллизаторской сериальности, сочиняя просто хорошие фантастические книги без скидок на заданность базовой темы. Именно по такому пути и пошла Карен Тревис (которую отечественные горе-локализаторы переименовали в Кэтрин Трэвисс). Ее «Войны клонов» — не просто очередная спекуляция на раскрученном мире «Звездных войн». Это яркий, увлекательный роман о тяжкой солдатской судьбе, благодаря которому читатель проникает в глубь души клонов — будущих имперских штурмовиков. Они ведь, оказывается, не просто генетически сконструированные машины для убийств, а живые люди. Тем трагичнее их дальнейшая судьба...

      (Рецензия на книгу — в №12 за 2008 г.)

    3. Лучшая отечественная новеллизация:

      В этом году мы пережили настоящий вал отечественных новеллизаций — прежде всего, игровых. Вероятно, по итогам 2009-го проблема выбора встанет во весь рост, и нам придется попотеть. Пока же... Конечно, имеется великий и ужасный проект S.T.A.L.K.E.R — но если присмотреться вооруженным глазом, безо всяких скидок, становится ясно: качественные показатели написанных под этой маркой книг заметно уступают показателям количественным. Романы Василия Орехова — из лучших «сталкеровских» произведений. Но, при всем уважении к одному из родоначальников проекта, до маститого Сергея Лукьяненко ему — как Зоне до космической станции «Плюшка». Все-таки класс есть класс.

      Другое дело, что весьма вольная адаптация малоизвестной онлайновой игры, пусть даже созданная знаменитым отечественным фантастом, никак не тянет, скажем, на звание книги года. Хороший писатель сочинил достаточно увлекательную книгу — но мир тривиален, герои однообразны, сюжет предсказуем. Как бы то ни было, со своей задачей «Конкуренты» справились: хозяева Starquake получили тысячи новых игроков, а мы — лучшую отечественную новеллизацию года.

      (Рецензия на книгу — в №10 за 2008 г.)

    4. Лучший отечественный роман:

      Книги харьковского дуэта, известного как Генри Лайон Олди, почти каждый год попадают в наш шорт-лист — и нынешний не исключение. «Гарпия» — еще один кирпичик в стене цикла под немудреным названием «Фэнтези». Начинался он как нечто откровенно шутейное, однако постепенно Олди сменили тональность, став гораздо серьезнее.

      Конечно, немало в «Гарпии» и стебного, однако история приезда в людские земли представительницы покоренного ими народа разумных крылатых гуманоидов заставляет о многом задуматься. Хотя бы о таких непростых проблемах, как ксенофобия или терпимость к «инаковости» — внешней или, что гораздо сложнее, внутренней.

      Впрочем, «Гарпия» — не лучший роман соавторов. Он достаточно хорош, однако у Олдей встречались и получше. Просто они уже достигли того мастерства, когда даже не самый яркий роман написан на уровне, до которого большинству коллег — сотни верст, и все лесом. Учитывая, что на 2009-й заявлен новый яркий проект Олдей «Алюмен», что-то подсказывает — велика вероятность появления звучного иноземного псевдонима в наших «Итогах» и через год. В третий раз подряд?

      (Рецензия на книгу — в №9 за 2008 г.)

    5. Лучшее продолжение отечественного цикла:

      Цикл Вадима Панова о Тайном Городе заслуженно пребывает среди кассовых чемпионов. Причем книги Панова явно изменились к лучшему. Поначалу это были не более чем увлекательно скроенные фэнтезийные триллеры, однако с годами автор набил и глаз, и руку. Его герои, и в первых романах не самые стандартные, обрели полноценные личности, а смысловое наполнение книг давно уже не сводится к простенькому чукапову «кто кого».

      «Запах страха» поддерживает высоко поднятую планку, но... Положа руку на сердце, этой достойной книге все же изрядно повезло. Появись в истекшем году полноценное «Сердце Зверя» Веры Камши, новые «Дозоры» или «Волкодав» — и у резвого томика тайногородской серии шансов на успех было бы маловато. Да и в «личном зачете» мы бы отдали предпочтение вышедшему аккурат к новогодним каникулам внесерийному «Ручному приводу» — однако об этой книге поговорим в «Итогах 2009».

      (Рецензия на книгу — в №8 за 2008 г.)

    6. Лучший отечественный авторский сборник:

      Авторские сборники бывают двух типов. Одни состоят из произведений взаимосвязанных, пускай и очень поверхностно, другие — так, всяко-разно, собранное вместе «до кучи». Сборник маститого Евгения Лукина составлен из повестей и рассказов «баклужинского» цикла.

      Более всего это напоминает аналогичную «гуслярскую» серию Кира Булычева. Мир Лукина — собирательно-иносказательный образ современной России (Расеи?) со всей ее славой и дурью. Часто смешно, бывает — горько. Писатель виртуозно и остроумно обыгрывает расхожие образы и цитаты — из литературы и жизни. Кроме художественных произведений, нашлось в сборнике место нескольким эссе, временами довольно провокационным. В общем, весьма достойное собрание. Единственный его реальный конкурент на этот раз — сборник все тех же Олдей из все того же фэнтезийного цикла. Но и складывать все яйца в одно лукошко? Как-то оно не комильфо...

      (Рецензия на книгу — в №9 за 2008 г.)

    7. Лучший отечественный тематический сборник:

      Тематических антологий в 2008 году появилось немало. Преобладали зарубежные, однако и наших оказалось достаточно. Увы, почти все отечественные проекты влет проигрывают своим заморским собратьям. Главный недостаток — несоответствие заявленной темы наполнению конечного продукта. Причины разные, но достаточно веские, отчего отечественные составители прибегают к откровенной хитрости, максимально «размывая» базовую идею. Но даже так им не всегда удается собрать нужное количество достойных текстов.

      «Герои. Другая реальность» — чуть ли не единственное исключение, способное на равных соперничать с зарубежными аналогами. Впрочем, базовая тема тоже достаточно расплывчата — внекнижная судьба известных литературных персонажей. Но решено все крайне изящно, вплоть до абсолютной убойности. Тут вам и стилизации, и юморески, и маленькие трагедии, и гротеск. Тексты — на любой вкус, позволяющие совершенно иначе оценить явление «фанфик».

      (Рецензия на книгу — в №4 за 2008 г.)

    8. Лучший комикс:

      Вот уже второй год львиную долю выходящих на русском языке рисованных историй составляют манга, манхва, мань-хуа, америманга — восточная ипостась графико-текстового жанра. Отечественные и европейские комиксы массовыми тиражами не выпускаются, англоамериканские издаются спонтанно, от случая к случаю. Комикс Марка Миллера (все же, господа издатели, Миллара!) увидел свет на великом и могучем лишь как довесок к первому голливудскому блокбастеру Тимура Бекмамбетова. Однако первоисточник сослужил фильму медвежью услугу: после прочтения комикса становится понятно, насколько невыразительную поделку слепили господа из Голливуда на такой шикарной основе. Рисованная история всем хороша — и графическим исполнением, и сюжетом, и миром, и героями. Словом, безоговорочный лидер ушедшего года.

      А вот год наступивший обещает нешуточное противостояние Востока и Запада. С одной стороны анонсированы (и начаты) такие блестящие японские серии, как «Тетрадь смерти» и «Наруто», с другой приближается геймановский «Песочный человек». То ли еще будет...

      (Рецензия на книгу — в №9 за 2008 г.)

    9. Лучшая дебютная книга:

      Прошли те времена, когда каждое новое имя в отечественной фантастике вызывало читательский интерес. Теперь слово «дебют» прежде всего вызывает в памяти шаблонные фэнтезийные опупеи, заштампованные космооперы и потуги на юмор в духе мыльных опер. И тем более приятно, когда на этом фоне появляются такие исключения, как наш сегодняшний лауреат.

      В отличие от множества горе-дебютантов, Иван Наумов не юнец, а вполне состоявшаяся личность, и это чувствуется по книге. Его дебют получился необычным: ныне ведь молодые да ранние рвутся романы писать, да с продолжениями. А тут человек сочинил два десятка рассказов и, самое главное, рассказов неординарных да разных. Разных по содержанию, по идеям, жанрам. Впрочем, большинство произведений Наумова заставляет вспомнить классиков вроде Лема и Стругацких. Видно, что автор правильные книги в детстве читал.

      (Рецензия на книгу — в №2 за 2009 г.)

    10. КНИГА ГОДА:

      «Книгой года» впервые становится авторский сборник, что несколько необычно. О достоинствах прозы Евгения Лукина повторяться не будем. Отличный автор, замечательная книга, честь и хвала, бурные продолжительные аплодисменты, все встают и пьют шампанское. Виват!

      Честно говоря, мы до последнего сомневались: стоит ли вообще определять на этот раз «Книгу года». Так уж совпало, что в 2008-м многие заметные мастера русской фантастики взяли передышку или отметились мельком, для галочки. Абсолютного фаворита в этом году у нас нет. Точнее, есть, но у каждого — свой. А новый сборник Лукина — традиционно сильный для автора, но ничуть не лучше и не хуже остальных его книг, — побеждает лишь по сумме голосов.

      Зато уже на следующий год анонсированы заманчивые книги Генри Лайона Олди и Олега Дивова. Будем надеяться, порадуют нас достойными работами Сергей Лукьяненко и Ник Перумов. Допишет, наконец, свою неординарную эпопею Вера Камша. Может быть, блеснут новые имена, да и частые гости из мэйнстрима Борис Акунин с Дмитрием Быковым наверняка снова наведаются на фантастическое поле. Или привычные нам коммерческие авторы захотят «странного», возжелав продемонстрировать оригинальные грани своих талантов. Кто знает? На то оно и будущее, чтобы верить, надеяться и ждать!

      (Рецензия на книгу — в №9 за 2008 г.)

  1. КИНО 2008

    Даже если вы убежденный пессимист и повсюду видите знаки конца света, вряд ли будете спорить, что в плане кино минувший год был небезынтересным. Индустрия бурлила, как кастрюля с водой на плите, взрывалась сериями дорогих проектов, и еще большим количеством грозилась взорваться в следующем году. Однако, проштудировав список номинантов на первые места в итоговом хит-параде, редакция вынуждена констатировать, что достойных картин куда меньше, чем в прошлом году. Забастовка сценаристов и едва не разразившееся продолжение банкета с участием режиссеров — не из тех вещей, которые проходят бесследно. Мы же, в свою очередь, сократили количество номинаций в итоговом хит-параде: все равно из качественной научной фантастики давно ничего не выходило, мистика, повинуясь веяниям моды, почти слилась с фэнтези. К тому же чем меньше народу, тем тише драка в очереди.

     

    1. Лучшая экранизация:

      Будь нашими основными читателями чувственные девушки лет 15-19, «Сумерки» в этой номинации сразу уложили бы всех на татами. Однако пока они, оглушенные холодным очарованием Роберта Паттисона и трогательностью истории первой любви между вампиром и эмо-девочкой, поливают слезами романы Стефани Майер, читатели «МФ» проголосовали за экранизацию куда более старой, проверенной временем книжки. И мы их прекрасно понимаем: Эндрю Адамсон, автор обоих «Шреков», веников не вяжет. Его «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» — это три в одном: тут вам и эпические битвы, не уступающие по эффектности джексоновскому «Властелину Колец», и многослойная история о дружбе и преодолении собственных стереотипов, и наглядное доказательство того факта, что даже взрослея, мы остаемся детьми, которым отчаянно нужна сказка. Плюс, конечно, целый заповедник всевозможных мифических существ и один совершенно очаровательный мышонок, возомнивший себя д'Артаньяном. Хотя, строго говоря, собственно экранизация получилась неполной. Как и в первом фильме про Нарнию, Адамсон последовательно вырезает почти все библейские аллегории, которые были в новеллах Клайва Льюиса. Впрочем, не стоит записывать этот факт в минусы картины.

      (Рецензия на фильм — в №7 за 2008 г.)

    2. Лучший мультфильм:

      Редакция «МФ» тверда, аки горный хрусталь, в своем решении отдать первое место анимационному фильму DreamWorks. Пожалуй, «Кунг-фу Панда» стал венцом творчества студии, а учитывая прицел на активную штамповку сиквелов, возможно, он еще долго будет считаться лучшим в ее послужном списке. Спору нет, «ВАЛЛИ» хорош, но сильно уступает конкуренту в плане персонажей. Желание режиссера вспомнить времена немого кино и секвенций Чарли Чаплина на черно-белых экранах само по себе любопытно. Но зачем, зачем, черт возьми, он сделал большую часть действующих лиц такими непроходимыми идиотами? Ржавый робот, зачатки личности в котором — лишь глюк программы, всегда плывет по течению жизни, отдаваясь воле случая и вообще слабо представляя, что творится вокруг. В отличие от него По — человек... извините, панда действия. Да, он кажется неуклюжим и медлительным, но так ли это на самом деле? Заметьте: герой запросто балансирует с дюжиной мисок лапши в лапах и сидит на шпагате между полками. Но главное — он настоящий фанат боевых искусств, знающий теорию назубок. Это куда более состоятельная личность, которая любит помечтать и не боится стремиться к этим мечтам, а вовсе не глазеет по сторонам с выражением младенческого недоумения.

      (Рецензия на фильм — в №7 за 2008 г.)

    3. Лучший кинокомикс:

      Руководствуясь логикой, мы должны были отдать первое место в этой номинации «Темному рыцарю», похвалить остальных претендентов и перейти к следующему этапу новогодней раздачи слонов. Однако логика — категория скучная и предсказуемая, в то время как «Темный рыцарь» — плохой кинокомикс. Кристофер Нолан удалился в дебри серьезности, а вот Джон Фавро не отошел от канонов жанра. Мы считаем — правильно сделал. Его «Железный человек» — именно тот кинокомикс о супергерое Marvel, который столь истово ждали поклонники. Фильм без закидонов в сторону слезливых персонажей, идеологической пропаганды и болезненной невменяемости сценария. Сохраняя присущее жанру легкомыслие, «Железный человек» не теряет на каждом сюжетном повороте серьезность. Напротив, застолбив центральную тему о борьбе с глобальным вооружением в завязке, режиссер последовательно развивает ее, заодно с действующими лицами, чьи образы постепенно эволюционируют. Нашлось место и трагедии, и комедии — они чинно следуют рука об руку к финалу картины, не наступая друг другу на пятки. Как следствие — перед нами лучший супергероический кинокомикс, причем не только 2008 года. Об удальцах, выдуманных Marvel, никто лучше не снимал, да и Роберт Дауни-младший идеально вписался в образ. Он циничен, в меру надменен, самоуверен и отважен. Да, и еще: он — Железный человек.

      (Рецензия на фильм — в №6 за 2008 г.)

    4. Лучшее продолжение:

      Индианоманы начали бы так: «Мы ждали этот фильм...» — и погрузились бы в воспоминания потерянных лет жизни. Произнесите «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Если у вас участился пульс, значит, вы фанат захватывающих приключенческих историй о джунглях, сокровищах и затерянных храмах. Никакой серьезности, побольше юмора и самых невероятных ситуаций: внезапно обретенные дети, предательства старых друзей, артефакты, золотые подземные города, а для полноты картины — летающие тарелки.

      Чтобы превратить этот бред начинающего сценариста в гениальный фильм, нужно быть не от мира сего, причем настолько, чтобы врачи отказывались подписывать вам справку для получения автомобильных прав. Объективно оценить этот банальный и одновременно великий фильм способен лишь тот, кто живет в одной вселенной с создателями тетралогии «Индианы Джонса». Мы же можем лишь сравнивать предыдущие фильмы с нынешним, но это трудно. Допустим, что вы съели четыре устрицы. Какая из них вкуснее? Самая первая?

      Конечно, по сравнению с «Утраченным ковчегом» «Хрустальный череп» новизной не блещет. Зато доктор Джонс выглядит молодцом: у него тот тип лица, которое не старится, а лишь прибавляет в морщинах. Представьте, что эта картина вышла в 1981 году — она бы стала нейтронной бомбой, выжигающей неокрепшие мозги молодежи. Именно поэтому новый «Индиана Джонс» — лучшее кинопродолжение 2008 года. Мы хотим пятую устрицу!

      (Рецензия на фильм — в №7 за 2008 г.)

    5. Самый недооцененный фильм:

      Когда речь заходит о «Секретных материалах», любая критика натыкается на толстый панцирь брони, которым этот бренд оброс за полтора десятка лет существования. Став чем-то вроде имени нарицательного, творение Криса Картера взрастило целое поколение любителеи мистики, инопланетян и правительственных заговоров. Увы, как обычно бывает, музыка не могла играть вечно и популярность сериала практически сошла на нет. Картер, похоже, вовсе не стремится вернуть «Секретным материалам» былую славу, но хочет поддерживать их на плаву. Получается у него, надо сказать, неплохо. Жаль только, что чем больше времени проходит с момента окончания последнего сезона, тем хуже публика воспринимает его творчество. Например, «Хочу верить» утонул в шквале критики, в то время как этот фильм без пяти минут гениален — разумеется, по шкале ценностей «Секретных материалов». Он вышел на удивление сбалансированным: в нем есть и демонстрация жизни главных героев после завершения их мытарств в рядах ФБР, и знакомые персонажи, и развивающаяся по излюбленным лекалам интрига. Душевные терзания Даны Скалли, разочарованный в жизни Фокс Малдер — все, что вы могли ждать от очередной серии X-Files, в фильме есть. Словом, это идеальное зрелище для фанатов. Другое дело, что фанатов этих с каждым годом становится все меньше.

      (Рецензия на фильм — в №9 за 2008 г.)

    6. Самый очаровательный фильм:

      На этот в раз в номинации столкнулись лбами два претендента: один — металлический и на гусеничном ходу, второй — ластоногий и вечно голодный. Столкновение, однако, произошло отнюдь не с той помпой, с которой швыряют друг друга по рингу рэстлеры. Претенденты запищали, кубарем откатились в стороны и с недоумением уставились друг на друга — они вообще очень милые и трогательные. Уверены, вы согласитесь, что победу надлежит отдать маленькому роботу. Все-таки очаровательность — один из столпов, на которых держится анимационный фильм студии Pixar. Все-таки фильм Джея Рассела из семейной комедии быстро превратился в военную драму. В свою очередь, водяной конь Крузо, быстренько подметя продовольственные запасы в доме, вырос до размеров плезиозавра. Причем зверек недвусмысленно показал, что он существо своенравное и хищное, перевернув катер, едва не съев кучу народу и нарычав на своего друга Ангуса. ВАЛЛ-И по сравнению с ним — божий одуванчик, вдохновенно машущий ржавой ладошкой всему, что шевелится. Кто сможет устоять перед маленьким большеглазым тостером, сидящим ночью на куче мусора и устремившим взгляд глаз-биноклей в звездное небо?

      (Рецензия на фильм — в №8 за 2008 г.)

    7. ФИЛЬМ ГОДА:

      Даже если у судьбы изначально не было чувства юмора, то она вовремя скачала его из интернета, причем шутки выбрала самые циничные. Нет, серьезно, кто мог подумать, что фильм, занимавший последнее место в нашем списке пяти самых ожидаемых картин ушедшего года, на поверку окажется лучшим их представителем? Мы, конечно, любим Кристофера Нолана за трудолюбие и усидчивость и совершенно не понимаем тех, кто предпринимает агрессивные выпады в сторону его творчества. Однако то, что после качественного, но, объективно говоря, не гениального фильма «Бэтмен: Начало» он на-гора выдаст такое, стало для многих неожиданностью. В успешность возрождения Брюса Уэйна на больших экранах вообще мало кто верил, но вот поди же ты! Почти миллиард долларов кассовых сборов, коллективный экстаз зрителей по всему миру, беспрецедентная мера запуска в повторный кинопрокат и признание критиков — у Бэтмена есть все шансы разом заткнуть за пояс всех переселившихся на экраны героев комиксов. Если только режиссер не забьет на серию болт и не уйдет, скажем, в документалистику. В «Темном рыцаре» градус фантастичности уже заметно снижен — это больше криминальная драма с социальным и политическим подтекстом, нежели рассказ о судьбе супергероя. Доподлинно неизвестно, жаждет ли Нолан лавров Мартина Скорсезе, но цели своей, какой бы она ни была, он добивается чрезвычайно настойчиво. И заметьте еще вот что: второй год подряд фильмом года по версии «МФ» становится именно его работа. Кристофер Нолан спасет Голливуд? А чем Джокер не шутит!

      (Рецензия на фильм — в №9 за 2008 г.)

  1. ВИДЕОИГРЫ 2008

    Если бы видеоигры, как цыплят, считали по осени, то результат выходил бы плачевным: давно известно, что летом большинство игроделов греют пузо на солнышке, так что ранняя осенняя пора — второй после лета «мертвый игровой сезон». На глянцевой периодике и особенно профессиональных изданиях этот факт сказывается следующим образом: если зимой издатели бегают за журналистами с просьбой обратить особое внимание на их игру (обычно очень неплохую), то летом уже журналисты ищут — хоть один, хоть какой-нибудь, хоть самый завалящий проект, на который можно было бы положить глаз (без риска ослепнуть — и вовсе не от красоты). А теперь обратите внимание, оба «россиянина» в когорте наших игровых фаворитов — игры, выпущенные летом. Это плохо? Нет же, это отлично! Наши издатели совершенно правильно поняли, что выпускать свои проекты надо тогда, когда затихает гул «больших орудий игропрома»: тогда и шансов, что заметят, больше, и времени на вдумчивое прохождение остается предостаточно.

    Ну и еще один момент. С этого года мы перекроили большую часть игровых номинаций. Отчасти потому, что для некоторых просто не нашлось претендентов, отчасти — потому, что за прошлый год многие игровые реалии поменялись, и это надо было как-то учесть. Ну а теперь — фанфары! На церемонии Spike Video Game Award главной игрой 2008 года была признана Grand Theft Auto 4, о которой «МФ» мог сказать только в формате «других игр». Чем завершилась схватка в редакции, когда зашла речь об «Игре года» по версии «МФ», — узнаете, перевернув страницу.

    1. Лучшая отечественная игра:

      Введенная год назад ради эпического долгостроя по имени «Сталкер», в 2008-м эта номинация заиграла совсем новыми красками. «Легенда о рыцаре» хороша не только в когорте отечественных игр, она запросто выдерживает конкуренцию с любым серьезным западным проектом, бюджет которого может свалить в обморок неискушенного читателя. От авторов «Космических рейнджеров» мы вправе были ждать шедевра — и мы его дождались!

      В этой игре прекрасно все, что только можно себе представить: есть здесь и замечательный антураж фэнтези- королевства, и увлекательные задания, и возможность жениться, и болтливые духи, и — о чудо! — работает она так стабильно, будто в руках у вас не PC-игра, а тщательно вылизанный консольный проект. В общем, если развитие российского игростроя и дальше пойдет в этом направлении, никакие кризисы ему не будут страшны. В 2009-м «Легенда о рыцаре» прирастет аддоном — надо думать, на титул «Лучшего продолжения» в следующем году у нас уже сейчас есть один вполне достойный претендент.

      (Рецензия на игру — в №6 за 2008 г.)

    2. Лучшее продолжение:

      В ходе тяжелых боев на фронте номинации «Игра года», кровопролитных дуэлей на монтировках и одухотворенного перебрасывания противопехотными тортами консольная диаспора «Игрового клуба» была вынуждена уступить. Как следствие, Metal Gear 4 удостоился первого места лишь в номинации «Лучшее продолжение». Впрочем, так даже правильнее: игра слишком привязана к ранним главам истории о солдате Дэвиде с позывным Солид Снейк. Новичок, не знакомый со всеми сюжетными хитросплетениями, поймет лишь, что проект монументален, но шрапнель из шуток, гэгов, цитат и самоиронии явно пролетит мимо него. Однако этот факт нисколько не умаляет качества игры — пусть ей не хватает сбалансированности, зато так и хлещущая из каждого эпизода любовь к фанатам делает Guns of the Patriots лучшим (если не единственно возможным) финалом серии, начавшейся двадцать лет назад.

      Сразу за престарелым воякой размахивают винтовками с бензопилами удалые молодцы из Gears of War 2. Сиквел кровавого, дымного и грохочущего пулеметными очередями шутера 2006 года уступает шпионскому экшену Konami разве что масштабом постановки да глубиной сюжета. В остальном это тоже весьма достойный претендент. А вот Devil May Cry демонстрирует все признаки стагнации после ухода большинства авторов первой части — серия держится на запале 2001 года, который рано или поздно потухнет.

      (Рецензия на игру — в №8 за 2008 г.)

    3. Лучшая онлайновая игра:

      Ура, мы дожили до счастливого момента: подводя игровые итоги уходящего года, можно без смеха говорить об онлайновых проектах, выпущенных для российского рынка. И хотя о собственно российских разработках пока лучше красноречиво промолчим (скрестив пальцы, чтобы в следующем году у «Нивала» и «Сибиланта» все получилось), то о западных «онлайновых монстрах» уже можно сказать уверенно: они пришли, чтобы завоевать нас. И у некоторых это даже получается!

      Лучше всего дела обстоят у World of Warcraft — второе дополнение самой успешной онлайновой игры современности наверняка добавит в списки плательщиков еще несколько десятков, а то и сотен тысяч заинтересованных россиян. Чуть похуже дела идут у онлайнового «Властелина» — народу на официальных серверах не так много, как хотелось бы. Несколько скис «Конан» — но тут даже не в российской действительности проблема, а в том лишь, что разработчик выкинул на рынок совсем сырой проект.

      Ну а самая многообещающая новинка 2008 года — это, конечно, «Молот войны». Далеко не такой беззубый, как «Властелин Колец»; не настолько требовательный к «полному погружению», как World of Warcraft; хорошо протестированный, в отличие от «Конана», — этот проект имеет все шансы отъесть хороший кусок российского онлайнового пирога. Добавьте сюда неизбывную любовь российских игроков к сражениям с себе подобными и неплохо реализованную известную вселенную — и вы поймете, почему ключик к Warhammer Online может считаться лучшим подарком к 23 февраля.

      (Рецензия на игру — в №2 за 2009 г.)

    4. Лучшая внежанровая игра:

      Об этой игре надо знать главное: это — не игра. Перед нами концептуальный проект человека и симовода Уилла Райта, который решил немного пошуровать на поле Питера Мулинье и сделал собственный симулятор бога. Разумеется, совершенно не похожий на сериал Black or White. В начале игры мы — одноклеточное, которое пожирает все встречающиеся окрест ДНК, чтобы подрасти; второй этап застает нас за выращиванием собственного зверя (разумного в той мере, в какой была обезьяна, когда взяла в лапы палку); далее нас ждет игра в первобытнообщинное общество, затем — локальные войны

      и дипломатические союзы, и под завязку — выход в космос. И вот тут вы понимаете, что танцы, песни, выбор подходящих ушей и сексапильных ложноножек — это была лишь прелюдия, а фуга вот только еще начинается. И первым аккордом ее станет понимание своей крохотности. Своей нереальной малозначимости для этой безумной, бесконечной вселенной.

      Суть Spore — вовсе не обожаемая многими «Лаборатория существ», из которой вышло (выползло, выкатилось, вылилось...) уже несколько миллионов тварей, сформированных в меру здоровой (или совсем нездоровой) фантазией пользователей. Эта игра предлагает совсем иной способ убийства времени, который мог родиться лишь в эпоху web 2.0, когда развлечение пользователя — дело рук самого пользователя, а игра — лишь великолепный инструментарий, которым каждый волен распоряжаться, как хочет. Для многих она будет... скучна. Остальные увидят в ней будущее игр. Кто с радостью, а кто и с ужасом.

      (Рецензия на игру — в №11 за 2008 г.)

    5. Сюрприз года:

      Об жанр ужасов сломано немало кувалд и зубил, которыми труженики игропрома хотели прорубить себе дорогу к славе. Материал этот неподатлив и в обработке крайне сложен. Если учесть еще и пресыщенность целевой аудитории такого рода развлечениями, можно быстро упасть на самое дно творческого кризиса. Даже зарекомендовавшие себя знатоками виртуальных пугалок Capcom и Konami спешно переводят Resident Evil и Silent Hill на новые рельсы, отходя от старых канонов серий. Что уж говорить про другие компании, особенного опыта в создании игр-хорроров не имеющие. Таким остается лишь собирать все возможные жанровые штампы и ваять из них собственные проекты. Впрочем, практика американских киноужасов показала, что и этот способ весьма действенен. Им воспользовались разработчики Electronic Arts — и сделали не только одну из самых страшных игр последних лет, но и одну из самых достойных. Dead Space — действительно игра нового поколения с атмосферой фантастики 1980-х, реализованной посредством современных технических решений.

      Любой скажет, что ждать подобного откровения от Electronic Arts еще пару лет назад даже в голову бы не пришло. Погрязшая в сиквелах и эксплуатирующая спортивную тематику компания чуралась новых идей. Однако острая нужда в не просто хороших, а отличных играх заставила гиганта-издателя пойти на эксперимент. Результат не смогут оценить лишь самые черствые.

      (Рецензия на игру — в №1 за 2009 г.)

    6. Неформат года:

      Обратите внимание, номинации «Формат года» у нас нет; подразумевается, что все остальные игры похожи. Ну не идентичны, конечно, просто опытный игрок и без подсказок разберется, где тут и что надо строить или обводить в рамочку, когда отступать, добывать ресурсы или, скажем, проводить какое-нибудь особенно убойное комбо.

      Так вот, обычному игроку поначалу в «Тургоре» будет тяжелее, чем среднестатистической домохозяйке на кухне космического корабля. Все его навыки, все рефлексы здесь не годятся ни к черту. А играть на самом деле очень просто, надо лишь понять всю необычность игровой механики, научиться слушать, думать и уверенно орудовать мышью. Нет, не целиться и не охотиться за пикселями! Просто... рисовать.

      Безжизненный Промежуток умирает, и лишь Цвет, которым наполнены сердца игрока, способен ненадолго оживить его. Звучит бредом, пока не раскрасил первое серое засохшее дерево. После, сидя в радужном, ожившем саду, как-то вдруг понимаешь, что этот момент запомнится куда лучше, чем бесконечные анекдоты в Припяти или постепенно отрастающие у главгероя рога. Грустно-лиричная раскраска с ненавязчивым философским смыслом; завораживающая притча о неземном голоде и всепоглощающей алчности; шанс раскрасить Вечность — каждый волен дать Тургору свое определение. И все они будут правильными. И это здорово.

      (Рецензия на игру — в №6 за 2008 г.)

    7. ИГРА ГОДА

      Первым претендентом на получение короны в этой категории (в хронологическом порядке) была наша, русская «King's Bounty. Легенда о рыцаре». И красоваться бы ей на вершине, если б не одно но: чарты мировых продаж с катастрофическим упрямством игнорируют отечественные игры. Так что пока «Легенде» достается заслуженная корона лучшей российской игры, а мы все в редакции «МФ» с нетерпением ждем, когда же российский игропром станет настолько велик, что наши проекты будут конкурентоспособны не только по качеству самого продукта, но и по уровню пиара, рекламы и дистрибуции.

      Ну а лавровый венок 2008 года, как мы и предполагали год и месяц назад, забирает игра, которую истинные фанаты ждали долгих десять лет. Которая успешно прошла мучительное перерождение и в совершенно новом для себя антураже оказалась такой, как нам и хотелось: атмосферной и стильной. Третья часть игры, которая стала синонимом слова «постапокалипсис», игры, которая вырастила целое поколение истинных ценителей ролевых искусств, игры, которая подняла планку качества компьютерных ролевок на невероятно высокий уровень, становится «Игрой года 2008» по версии «МФ». Конечно же, это Fallout 3.

      А если в Fallout 4 (ожидаем в 2011 году) еще и учтут все замечания, которые мы высказывали в адрес третьей части, специально для нее обязуемся завести категорию «игра десятилетия». Гип-гип, ура!

      (Рецензия на игру — в №1 за 2009 г.)

 

© «Мир фантастики» №2 (Том 66), 2009

 
 
Книга года Евгений Лукин "Бытиё наше дырчатое"
Борис Акунин "Квест"
Виктор Косенков "Не плачь по мне, Аргентина"
Виктор Точинов, Наталья Резанова "Герои. Другая реальность"
Ольга Громыко "Белорские хроники"
Сергей Лукьяненко "Конкуренты"
Книги — Лучший зарубежный роман Майкл Шейбон "Союз еврейских полисменов"
Michael Chabon "The Yiddish Policemen's Union"
Чайна Мьевиль "Нон Лон Дон"
China Miéville "Un Lun Dun"
Дэн Симмонс "Террор"
Dan Simmons "The Terror"
Дж. Р. Р. Толкин "Дети Хурина"
J. R. R. Tolkien "The Children of Hurin"
Исаму Фукуи "Матрица террора"
Книги — Лучшая зарубежная новеллизация Карен Трэвисс "Войны клонов" (по одноимённому мультфильму)
Karen Traviss "The Clone Wars"
Кит Р. А. Де Кандидо "Тибериумные войны" (по видеоигре Command & Conquer)
Keith R. A. DeCandido "Command & Conquer: Tiberium Wars"
Деннис О'Нил "Бэтмен. Тёмный рыцарь" (по одноимённому фильму)
Dennis O'Neil "Batman: The Dark Knight"
Роберт Сальваторе "Король орков" (по настольной игре «Dungeons & Dragons»)
Robert A. Salvatore "The Orc King"
Джеймс Сваллоу "Полёт «Эйзенштейна»" (по настольной игре Warhammer 40000)
James Swallow "The Flight of the Eisenstein"
Маргарет Уэйс, Трейси Хикмэн "Драконы Повелительницы Небес" (по настольной игре Dungeons & Dragons)
Margaret Weis, Tracy Hickman "Dragons of the Highlord Skies"
Книги — Лучшая отечественная новеллизация Сергей Лукьяненко "Конкуренты" (по онлайновой игре Starquake)
Дмитрий Казаков "Встречный бой" (по настольной игре «Звёздный десант»)
Дмитрий Казаков "Вторжение Химеры" (по настольной игре «Звёздный десант»)
Василий Мельник "Линия огня" (по видеоигре S.T.A.L.K.E.R.)
Сергей Чекмаев "Пепел обетованный" (по онлайновой игре TimeZero)
Книги: Лучший отечественный роман Генри Лайон Олди "Гарпия"
Борис Акунин "Квест"
Виктор Косенков "Не плачь по мне, Аргентина"
Дмитрий Быков "Списанные"
Марина и Сергей Дяченко "Медный король"
Роман Папсуев "Чародейский Источник"
Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла Вадим Панов "Запах Страха"
Андрей Белянин "Казак в Аду"
Елизавета Дворецкая "Ярость ночи"
Елизавета Дворецкая "Чёрный камень Эрхины"
Марина и Сергей Дяченко "У зла нет власти"
Александр Зорич "На корабле утро"
Алексей Пехов, Елена Бычкова "Жнецы ветра"
Алексей Пехов, Елена Бычкова "Искра и ветер"
Книги — Лучший отечественный авторский сборник Евгений Лукин "Бытиё наше дырчатое"
Кирилл Бенедиктов "Точка Лагранжа"
Ольга Громыко "Белорские хроники"
Владислав Крапивин «Бриг «Артемида»
Генри Лайон Олди "Три повести о чудесах"
Ник Перумов «Я, Всеслав»
Книги — Лучший отечественный тематический сборник Виктор Точинов, Наталья Резанова "Герои. Другая реальность"
Василий Владимирский, Павел Молитвин "Лунный пёс"
Вера Камша, Ник Перумов, Элеонора Раткевич, Сергей Раткевич "Наше дело правое"
Владислав Львович Гончаров "Первый удар"
Владислав Львович Гончаров "Священная война"
Андрей Синицын "Убить чужого"
Андрей Синицын "Спасти чужого"
Книги — Лучший комикс Марк Миллар "Особо опасен"
Mark Millar "Wanted"
Ричард Кнаак "Земли призраков"
Jae-hwan Kim, Richard A. Knaak "Ghostlands"
Мисахо Кудзирадо, Кортни Лав, Диджей Милки «Принцесса Аи»
Рон Каульферш "Ван-Вон Хантер"
"Van Von Hunter"
Книги — Лучшая дебютная книга Иван Наумов "Обмен заложниками"
Дмитрий Колодан "Другая сторона"
Наталья Метелёва "Добровольная жертва"
Ника Ракитина "Гонитва"
Ніка Ракіціна «˜˜˜Ганітва»
Татьяна Устименко "Сумасшедшая принцесса"
Наталья Щерба "Быть ведьмой"
Кино — Лучшая экранизация Хроники Нарнии: Принц Каспиан (реж. Эндрю Адамсон) (по серии книг Клайва С. Льюиса)
The Chronicles of Narnia: Prince Caspian (dir. Andrew Adamson)
Я — легенда (реж. Френсис Лоуренс) (по одноимённому роману Ричарда Матесона)
I Am Legend (dir. Francis Lawrence)
Путешествие к Центру Земли (реж. Эрик Бревиг) (по роману Жюля Верна)
Journey to the Center of the Earth (dir. Eric Brevig)
Сумерки (реж. Кэтрин Хардвик) (по циклу романов Стефани Майер)
Twilight (dir. Catherine Hardwicke)
Спайдервик: Хроники (реж. Марк С. Уотерс) (по роману Холли Блэк и Тони ДиТерлицци)
The Spiderwick Chronicles (dir. Mark Waters)
Город Эмбер: Побег (реж. Гил Кинан) (по книге Джин Дюпро «Город Эмбер»)
City of Ember (dir. Gil Kenan)
Телепорт (реж. Даг Лайман) (по роману Стивена Чарльза Гулда)
Jumper (dir. Doug Liman)
Вавилон Н.Э. (реж. Матьё Кассовиц) (по книге Мориса Дантека «Дети Вавилона»)
Babylon A.D. (dir. Mathieu Kassovitz)
Мой домашний динозавр (реж. Джей Расселл) (по книге Дика Кинг-Смита «Водяной конь»)
The Water Horse (dir. Jay Russell)
Кино — Лучший мультфильм Кунг-фу Панда (реж. Марк Осборн, Джон Стивенсон)
Kung Fu Panda (dir. John Stevenson, Mark Osborne)
ВАЛЛ·И (реж. Эндрю Стэнтон)
WALL·E (dir. Andrew Stanton)
Вольт (реж. Байрон Ховард, Крис Уильямс)
Bolt (dir. Chris Williams, Byron Howard)
Феи (реж. Брэдли Рэймонд)
Tinker Bell (dir. Bradley Raymond)
Хортон (реж. Джимми Хейуорд, Стив Мартино)
Horton Hears a Who! (dir. Jimmy Hayward, Steve Martino)
Игорь (реж. Энтони Леондис)
Igor (dir. Tony Leondis)
Кино — Лучший кинокомикс Железный человек (реж. Джон Фавро)
Iron Man (dir. Jon Favreau)
Невероятный Халк (реж. Луи Летерье)
The Incredible Hulk (dir. Louis Leterrier)
Хэнкок (реж. Питер Берг)
Hancock (dir. Peter Berg)
Особо опасен (реж. Тимур Бекмамбетов)
Wanted (dir. Timur Bekmambetov)
Темный рыцарь (реж. Кристофер Нолан)
The Dark Knight (dir. Christopher Nolan)
Хеллбой II: Золотая армия (реж. Гильермо дель Торо)
Hellboy II: The Golden Army (dir. Guillermo del Toro)
Кино — Лучшее продолжение Индиана Джонс и Королевство xрустального черепа (реж. Стивен Спилберг)
Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull (dir. Steven Spielberg)
Хроники Нарнии: Принц Каспиан (реж. Эндрю Адамсон)
The Chronicles of Narnia: Prince Caspian (dir. Andrew Adamson)
Мумия: Гробница Императора Драконов (реж. Роб Коэн)
The Mummy: Tomb of the Dragon Emperor (dir. Rob Cohen)
Дневники мертвецов (реж. Джордж А. Ромеро)
Diary of the Dead (dir. George A. Romero)
Астерикс на Олимпийских играх (реж. Фредерик Форестье, Тома Лангманн)
Astérix aux jeux olympiques (dir. Frédéric Forestier, Thomas Langmann)
Кино: Самый недооцененный фильм Секретные материалы: Хочу верить (реж. Крис Картер)
The X-Files: I Want to Believe (dir. Chris Carter)
Кино: Самый очаровательный фильм ВАЛЛ·И (реж. Эндрю Стэнтон)
WALL·E (dir. Andrew Stanton)
Фильм года Темный рыцарь (реж. Кристофер Нолан)
The Dark Knight (dir. Christopher Nolan)
Железный человек (реж. Джон Фавро)
Iron Man (dir. Jon Favreau)
Хэнкок (реж. Питер Берг)
Hancock (dir. Peter Berg)
Кунг-фу Панда (реж. Марк Осборн, Джон Стивенсон)
Kung Fu Panda (dir. John Stevenson, Mark Osborne)
ВАЛЛ·И (реж. Эндрю Стэнтон)
WALL·E (dir. Andrew Stanton)
Индиана Джонс и Королевство xрустального черепа (реж. Стивен Спилберг)
Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull (dir. Steven Spielberg)
Хеллбой II: Золотая армия (реж. Гильермо дель Торо)
Hellboy II: The Golden Army (dir. Guillermo del Toro)
Игры — Лучшее продолжение Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots
Gears of War 2
Davil May Cry 4
Fable 2
Soul Calibur 4
Fallout 3
Игры — Лучшая отечественная игра King's Bounty. Легенда о рыцаре
Тургор
Sublustrum
S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо
Отель «У погибшего альпиниста»
Игры — Лучшая онлайновая игра Warhammer Online: Age of Reconing
World of Warcraft: Wrath of the Lich King
Age of Conan: Hyborian Adventures
Lord of the Rings Online
Игры — Лучшая внежанровая игра Spor
«Тургор»
Sublustrum
Valkyria Chronicles
Игры — Сюрприз года Dead Space
Игры — Неформат года «Тургор»
Игра года Fallout 3
King's Bounty. Легенда о рыцаре
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots
Spor
Dead Space
Gears of War 2
Assassin's Creed
Prince of Persia
Герои и события — Самый весёлый проект Вольт (реж. Байрон Ховард, Крис Уильямс)
Bolt (dir. Chris Williams, Byron Howard)
Кунг-фу Панда (реж. Марк Осборн, Джон Стивенсон)
Kung Fu Panda (dir. John Stevenson, Mark Osborne)
Астерикс на Олимпийских играх (реж. Фредерик Форестье, Тома Лангманн)
Astérix aux jeux olympiques (dir. Frédéric Forestier, Thomas Langmann)
Рон Каульферш "Ван-Вон Хантер"
"Van Von Hunter"
Dvar — Zii
Герои и события — Самый страшный проект Макс Брукс "Мировая война Z"
Max Brooks "World War Z: An Oral History of the Zombie War"
Монстро (реж. Мэтт Ривз)
Cloverfield (dir. Matt Reeves)
Приют (реж. Хуан Антонио Байона)
El orfanato (dir. J.A. Bayona)
Dead Space
Moonspell — Night Eternal
Герои и события — Самый стильный проект Patapon
«Тургор»
Судный день (реж. Нил Маршалл)
Doomsday (dir. Neil Marshall)
Роман Папсуев "Чародейский Источник"
Художественный альбом «Берсерк»
Герои и события — Оружие года Меч Фростморн (World of Warcraft: Wrath of the Lich King)
Многоствольный пистолет («Хеллбой 2: Золотая армия»)
Перчатка Нерона (Davil May Cry 4)
Герои и события — Транспортное средство года Мак-5 («Спиди-Гонщик»)
«Аксиом» («ВАЛЛ·И»)
Звездолёт орков («King's Bounty. Легенда о рыцаре»)
Корабль-дракон (Джеймс Уорд «Корабельный маг Хальцион Блисс»)
Герои и события — Монстр года Хищный мусор (Чайна Мьевиль «Нон Лон Дон»)
Тварь («Невероятный Халк»)
Монстр («Монстро»)
Подземный червь (Gears of War 2)
Коллективный разум (Dead Space)
Герои и события — Злодей года Джокер («Тёмный рыцарь»)
Император Хан («Мумия: Гробница Императора Драконов»)
Ликвид Снейк (Metal Gear Solid 4)
Кейн (Command & Conquer)
Артес (World of Warcraft: Wrath of the Lich King)
Герои и события — Герой года Хэнкок («Хэнкок»)
Индиана Джонс («Индиана Джонс и Королевство xрустального черепа»)
Тони Старк («Железный человек»)
Старкиллер (Star Wars: The Fource Unleashed)
Нэсс (Адексей Пехов «Жнецы ветра», «Искра и ветер»)
Герои и события — Героиня года Харухи Судзумия («Меланхолия Харухи Судзумии»)
Ева («ВАЛЛ·И»)
Кэмерон Филлипс («Терминатор: Битва за будущее»)
Фэйт (Mirror's Edge)
Фокс («Особо опасен»)
Гарпия Келене Строфаде (Генри Лайон Олди «Гарпия»)
Лена Лапина (Марина и Сергей Дяченко «Ключ от королевства»)
Герои и события — Лучший музыкальный альбом Mechanical Poet — Eidoline: the Arrakeen Code
Avantasia — The Scarecrow
Ayreon — 01011001
Dvar — Zii
Judas Priest — Nostradamus
Событие года Успех книжной серии S.T.A.L.K.E.R.
«Еврокон» в Москве
Запуск в России мировых фантастических телеканалов
Возвращение «Индианы Джонса»
Новый мультсериал по «Звёздным войнам»
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх