Седобородые маги и зловещие предсказания, добрые эльфы и злобные драконы, отважные герои с волшебными мечами и темные властелины, ведущие неисчислимые рати орков. В дискуссии о фэнтези участники Петербургской фантастической ассамблеи / IV Российской Встречи Фантлаба попробуют разобраться как происходило развитие этого фантастического жанра, где проходит граница между магическим реализмом и фэнтези и, наконец, куда фэнтези движется сейчас. Тезисы:
XX-й век — становление фэнтези;
"Героика" — не только Конан;
"Эпик" — "Властелин колец", клоны и антиклоны;
Фэнтези, как приключенческая фантастика — не выделяемая традиция;
Science fantasy — а фэнтези ли?
Что такое магический реализм (фэнтезийные и реалистические элементы);
Авторы, пишущие в стиле магреализма — классики и современники;
Магреализм на Фантлабе: принципы подборки авторов;
Что за поколение выросло в англоязычном фэнтези за минувшие десять лет;
Молодая поросль западного фэнтези – наследники Джорджа Мартина?
Вор, мошенник и убийца – герой нашего времени;
Судьба переводных авторов на книжном рынке США и Великобритании;
Почему, когда в России словосочетание «молодой талантливый автор» превратилось в уничижительное клеймо, молодые англоязычные авторы теснят с пьедесталов мэтров жанра.
Литературные критики: беспристрастные рыцари без страха и упрёка, посвятившие себя особому виду искусства, — или кучка паразитов, кропающих хвалебные или ругательные рецензии за деньги издательств? Необходимость критики, её классификация, отношения критиков с писателями и читателями, как стать критиком и ещё много всего интересного — чтобы ответить на эти и множество других злободневных вопросов, мы пригласили настоящих профессионалов своего дела, опубликовавших не один десяток критических материалов. Тезисы:
А нужны ли рецензии?
Объективность vs. личное мнение;
"Заказная" рецензия и с чем её едят;
Типы рецензий, стили написания и прочая классификация;
Рецензент и его "тараканы";
Рецензия и отзыв;
Рецензия как искусство;
Где их, окаянныя, публиковать;
Куда фанткритику пойти учиться?
"Человек собаке друг, это знают все вокруг": взаимоотношения рецензента и писателя.
Доклад «Мифы журнала «Полдень, XXI век» (Н. Романецкий)
Журнал "Полдень, XXI век" вряд ли нуждается в особом представлении: это название как минимум слышал всякий любитель фантастики на постсоветском пространстве. Однако за годы существования вокруг "Полдня" скопилось изрядное количество мифов, догадок и всякой противоречивой информации. Правда ли, что Борис Стругацкий сам читает все рукописи? Может ли новичок напечаться в "Полдне"? По каким принципам формируется редакционный портфель? На вопросы ответит и о журнале расскажет ответственный секретарь редакции, писатель Николай Романецкий. Основные тезисы доклада:
История создания журнала и его главные задачи;
Принципы работы с авторами и рукописями и типичные ошибки авторов при оформлении рукописей;
Существующие мифы о журнале и работе редакции и реальная ситуация в области ошибочных представлений;
Ответы на вопросы присутствующих.
Доклад "НФ-возрождение: первые шаги, первые успехи"
В 2008 году два писателя-фантаста Я. Веров и И. Минаков объявили о необходимости возрождения научной фантастики на русскоязычном литературном поле. Тогда же к ним присоединился А. Первушин, доказывающий необходимость возрождения НФ с начала века.
НФ-возрожденцы (как называют эту группу некоторые критики) полагают, что НФ является стержневым направлением в фантастике (и даже вектором преемственности), которое с одной стороны генерирует новые фантастические идеи и допущения, а с другой — может быть использовано в качестве мерила «качественности» творчества того или иного автора. Согласно этому определению, фантаст, не способный написать грамотный НФ-текст, скорее всего, пришел в жанр случайно. НФ-возрожденцы полагают, что причины утрата интереса к НФ со стороны современных российских писателей связаны прежде всего с нежеланием фантастов серьезно работать, повышать свой образовательный и культурный уровень. Новое поколение писателей, приходящих в жанр, глядя на «старших товарищей», считает такую ситуацию нормой и с самого начала не желает писать НФ, сосредоточившись на историях об альтернативных «попаданцах», космодесантниках, аномальных з.о.н.а.х. и юмористической фэнтези. Это привело к дроблению жанра, к утрате ориентиров пишущими и читающими и, как отмечает В. Владимирский, к исчезновению в России фантастики в том виде, в каком она существовала ранее и продолжает существовать в Европе и США. При этом происходит снижение литературного качества и переизбыток производства.
С самого начала своего существования НФ-возрожденцы подверглись ожесточенной критике за свою деятельность; многие из их призывов и лозунгов были превратно истолкованы и даже обращены против них. Тем не менее первые задачи, которые ставили перед собой НФ-возрожденцы, решены. Внимание фэндома привлечено к проблеме отсутствия качественной НФ. Созданы площадки для литературной учебы (фестиваль «Созвездие Аю-Даг», романный семинар в Партените — Г. Гусаков, С. Позднякова). Определились площадки для публикации новых НФ-текстов (серия «Настоящая фантастика» издательства «Снежный ком — Москва» — Г. Гусаков, журнал «Наука и жизнь» — Л. Синицына, журнал «Российский космос» — А. Первушин). Определились и направления литературной деятельности НФ-возрожденцев: Я. Веров пишет сегодня рибофанк, А. Первушин — фантастику «ближнего прицела» на стыке научной фантастики и научно-популярной литературы, М. Хорсун и Д. Федотов — твердую НФ, М. Шелли — киберпанк, Н. Горькавый — «детскую» НФ. Есть и перспектива — Г. Гусаков отмечает, что в «самотеке» всё больше приходит текстов, написанных в рамках твердой НФ и киберпанка. Читателей ждут новые интересные тексты и новые имена.
Круглый стол «Отечественная фантастика и фэндом в 70-80-90-х»
И вот ещё одно прелюбопытное мероприятие: круглый стол, посвящённый советской и постсоветской фантастике и околофантастическим общественным явлениям. Алан Кубатиев, Андрей Ермолаев, Николай Романецкий и зашедшие на огонёк мэтры отечественного фэндома станут рассказывать о том, как оно было когда-то:
Кто пришёл в фантастику в 70-е годы, и кто остался сейчас;
Чем была фантастика для авторов поколения 70-х;
Как складывался журнал "Миры", и почему он не выжил;
Чем был и чем не был московский семинар писателей-фантастов;
Советский фэндом в конце эпохи застоя: клубы, "Великое кольцо", первый советский конвент "Аэлита";
Разгром "Гелиоса" в 1983-м как последняя попытка "задавить" КЛФ-движение;
Начало Перестройки, возникновение ВТО и "Школы Ефремова", отношение к ним со стороны КЛФ; первые попытки объединения ("Совет представителей" и т.п.);
Новые фензины и их значение;
Первая (и последняя) Всесоюзная конференция КЛФ в Киеве (1988 год);
Новые конвенты и премии (ИПК, Волгакон, АБС-премия, Странник, Зиланкон);
Развал СССР, капиталлизация России, и угасание деятельности КЛФ на этом фоне;
Место и роль семинара Бориса Стругацкого в отечественной фантастике и фэндоме (краткая история, принципы работы и внутренняя структура, нынешняя ситуация, творческие и организационные итоги работы за время существования).
Попытки снимать некоммерческое кино в России продолжаются...
Для всех любителей фантастического кино мы подготовили небольшой подарок. Короткометражный фильм "Небо видело всё" — специальная премьера для Фантлаба.
"Шел 2020 год, после войны мир разбился на множество осколков, разделяя семьи, друзей, близких и даже врагов. Крупные города перестали существовать, скоро отголоски войны придут и в наш маленький город..."
Кроме кинопоказа мы планируем встречу со съемочной группой и рассказ о том, что же такое съемки некоммерческого фильма.
С тех пор, как первый человек увидел первый сон, началась битва за царство грез. Мы пытались перенести ночные видения на папирус, пергамент и бумагу; мы рассказывали о них друг другу, упрощая и обедняя увиденное. И все-таки сны оставались неуловимы: поделиться ими оказалось намного сложней, чем радостью или горем. Слова против них бессильны. Тени, обитающие в наших головах, не клюют на словесную наживку.
Но вот в начале прошлого столетия отыскались люди, говорящие с неведомым на его же языке. Они побывали в стране снов и вернулись с моментальными снимками – и мы впервые смогли увидеть ее чудеса, не закрывая глаз. Эти люди называли себя сюрреалистами.
С тех пор сообщение между реальностью и ее старшей сестрой ни на миг не прерывалось. Вслед за живописью и скульптурой под знамена этого союза встала анимация. И застывшие образы ожили.
Это высшая степень свободы, которая доступна сюрреалисту. Нет такой фантазии, которой умелые руки не смогли бы воплотить на экране. И мы расскажем вам о тех, кому это удалось лучше всего.
Сальвадор Дали, Рене Магритт и Макс Эрнст вам уже знакомы. Познакомьтесь же с теми, кто продолжал их дело на целлулоиде и в цифре – Владиславом Старевичем, Рене Лалу, Яном Шванкмайером и другими мастерами.
...И не забудьте отключить сознание на время сеанса: тем, кто видит сны наяву, оно без надобности.
Heavy Metal — не только музыкальный термин, но и поджанр фантастики (смесь фэнтези, научной фантастики, эротики и трэша). Причем поджанр мультимедийный, он включает в себя комиксы, графические новеллы, романы, мультфильмы и фильмы. Мало кому известно, что к этому жанру относятся такие известные фильмы как «Чужой» (комикс «Чужой» вышел в журнале НМ одновременно с фильмом) и «От заката до рассвета».
Тезисы доклада:
Рождение термина, жанра и фильм «Голый ленч»;
История развития культуры HМ. Журналы НМ (Франция), НМ (Америка) и НМ (Швеция), 1984 год, Симос, Эпик, Зона 84 и др… Влияние на культуру НМ Роберта Сильверберга и Харлана Эллисона;
Значимые художники НМ — Мёбиус (Жан Жиро), Энки Билал, Филипп Друлетт, Мило Манара, Филип Каза, Корбен, Саймон Бисли...
Джулия Стрейн — лицо НМ;
Кристофер Раули — базовый автор НМ;
Мультфильмы НМ.
Предполагается показ слайдов и фрагментов мультфильма «Арзак» Мёбиуса и мультфильма «Тяжелый металл».
Помимо "рабочей" части Ассамблеи, включающей многоразличные доклады, презентации и круглые столы, будет и "развлекательная" часть, куда — помимо пивной вечеринки в первый день, шашлыков "по-фантлабовски" во второй и экскурсии по городу в третий — мы добавили немного музыки. Вас ждут концерты двух музыкальных коллективов и дискотека. Подробности — ниже.
Концерт фолк-группы "Tam Lin"
Музыканты "Tam Lin" играют главным образом традиционную музыку, кельтскую и не только, и песни они исполняют на языках оригинала. Впрочем, помимо народной музыки есть у "Tam Lin" и песни собственного сочинения, стилизованные под фолк. Интересный момент: в этом коллективе играет кое-кто из фантлабовцев.
Их концерт будет проходить в пятницу, 12-го августа, в одном времени и пространстве с пивной вечеринкой. Пиво и фолк, как правило, весьма тяготеют друг к другу.
Кое-что из репертуара группы вы можете послушать прямо сейчас:
Акустический концерт фолк-сити-банды "Где-то рядом"
Второй концерт будет потише — в акустике: две гитары, флейта и вокал. Он будет проводиться в субботу, во время шашлыков "по-фантлабовски".
Группа "Где-то рядом" собралась три года назад. Они играют весёлые и грустные, быстрые и медленные, очень разные песни на стихи, написанные Виктором Сунчелеевым, создателем, лидером и вокалистом группы, "лысоватым, седоватым и — говорят — харизматичным дядькой, у которого на концертах в руках нет ничего, кроме микрофона". Вот как сами музыканты характеризуют своё творчество: "Наши песни для всех, ибо в наших песнях нет ничего эмоционально или умственно недоступного. Наши песни для тебя, если кроме себя для тебя в мире есть ещё где-то что-то интересное. Например, где-то рядом".
Ну и, наконец, — дискотека. Про неё я не могу сказать ничего особого: дискотека и дискотека. Но куда ж без неё? Она будет проводиться в пятницу до глубокой ночи, сразу после концерта группы "Tam Lin". Если вы хотите узнать подробности или уточнить репертуар — обращайтесь к Насте SnowBall.