Пятый фильм франшизы "Заклятье" и второй спин-офф "Заклятья 2". Хронологически первый фильм франшизы.
В двух словах. В древнем монастыре в Румынии вырвалось на волю жуткое зло, демон Валак.
1952. Монастырь Санта-Карта , Румыния. Две монахини открыли некую дверь. Молодая спросила "Вы уверены, что мы поступаем правильно?" Старшая ответила: "У нас нет выбора. Только реликвия может спасти нас".
Старая монахиня погибла. Молодая выбралась из подвала и повесилась.
В Ватикан вызывают священника Берка, бывшего военного капеллана. Кардинал говорит священнику "Данный случай очень редкий. Секреты, хранящиеся в этом монастыре, не являются нашими".
Священник и юная послушница отправляются в Румынию. Но местные жители даже говорить о монастыре, который находится в глухом горном районе, боятся.
Герцог, владелец замка, в котором сейчас находится аббатство, был колдуном и чернокнижником. Он пытался открыть ворота ада, но был убит рыцарями. С тех пор монахини непрерывно молятся, чтобы врата оставались закрытыми.
Надпись на дверях, ведущих в катакомбы под монастырем "Дальше Бога нет".
Священнику, послушнице и помогающему им местному жителю придется вступить в схватку со вселенским злом.
Актерский состав. Это второй полнометражный фильм английского клипмейкера Корин Харди. Первый — ужастик "Из тьмы" (2015).
В фильме снялись звезды и известные актеры номинант на Оскар мексиканец Демиан Бишир (отец Берк), младшая сестра Веры Фармиги Таисса Фармига (сестра Айрин) ("Американская история ужасов", "Небо и земля"), бельгиец Йонас Блоке (Френчи) ("Она", "Частные уроки", "Малавита"), Бонни Ааронс (демоническая монахиня) (сыграла демона Валака в четырех фильмах франшизы "Зааклятие", "Адская поездочка"), румынская актриса и модель Ингрид Бису (сестра Оана) ("Бладрейн", "Бойня", "Мир боли", "Сказки золотого века", "Злое"), североирландский комик Майкл Смайли (епископ Паскуале) ("Адский бункер", "Зомби по имени Шон", "Руки-ноги за любовь").
Почему смотреть стоит (плюсы). Хороший актерский состав, замечательные декорации и места съемок — снимали в Румынии. Авторам удалось сгустить атмосферу ужаса над проклятым монастырем.
Авторы постарались "проработать" характеры героев, "создать им фон", что сказалось на темпе развития сюжета.
Отец Берк показался мне церковным вариантом Индианы Джонса.
Почему смотреть не стоит (минусы). Критики остались фильмом недовольны (в большинстве). И первое "Заклятие" было вторичным. Здесь авторы ничего принципиально нового не предлагают. Зловещие монахини неоднократно встречались и ранее. Сразу вспоминается легенда из "Старой крепости" Беляева и испанский малоизвестный и не слишком удачный ужастик "Монахиня" (2005). Сценарий к нему написал Жауме Балагуэро, видная фигура каталонского кинематографа ужасов.
Фильм абсолютно предсказуем.
"Энтертаймент Уикли" назвал "Проклятие монахини" младшим братом "Заклятия".
Итог. Мрачный готический ужастик с хорошими актерскими работами. Его кассовый успех обеспечил выход прямого продолжения.
Фильм предсказуем, но обладает очень мрачной готической атмосферой, что многое искупает.
Многие пишут о скуке. Мне скучно не было. Фильм не особо выдающийся, но следить за событиями в удаленном монастыре было небезынтересно.
Скажем так, многого ждать не стоит, но в общем, неплохо.
Отношение к фильму во многом определяется его принадлежностью к вселенной "Заклятия".
Прочел в одном комментарии перед просмотром картины "Некоторые путают экзистенциальный мрак с недостатком освещения".
АР " Фильм "Монахиня" настолько окутан мраком, что временами превращается в кошмарную абстракцию. Вы почти перестаете понимать, что именно происходит, как сестра Ирен падает в лабиринтную бездну".
О создателях. Идею сценария придумал создатель вселенной "Заклятия" Джеймс Ван (он же был режиссером второго состава). Сценарий написал Гари Доберман, уже работавший во вселенной "Заклятия" — "Аннабель" и "Аннабель 2".
Оператор — бельгиец Максим Александр, нередко снимавший ужасы: "Кровавая жатва", "У холмов есть глаза", "Зеркала", "Капкан", "Кислород" (все — Александра Ажа), "Сайлент Хилл 2", "Парковка", "Проклятье Аннабель: Зарождение зла".
С одной стороны — эффектные образы, попытка показать необычную вариацию природы.
С другой — убираем слой "сильных героинь", убираем слой ретрофутуризма в технике, убираем слой явных несообразностей в поведении людей, и что остается? Некая претензия на понимание природы и отличный биодизайн.
Поэтому ожидания вроде как оправданы, но при этом обмануты.
Надо разбираться в чем тут фокус.
.
Фабула: стандартная робинзонада на другой планете. Упали в нескольких капсулах, осмотрелись, вызвали основной корабль, добрались до места посадки, кто-то смог улететь на челноке (бросив остальных), кто-то остался в новом мире.
И тут же к фабуле возникает громадный вопрос: сколько лет бедствующие космонавты были на планете? Меньше года? А ведут себя в тамошних дебрях чрезвычайно уверенно, как заправские лесники. Даже если они проходили какую-то предварительную подготовку, то все равно сложно поверить, что они знают назубок реакции десятков и сотен видов живых существ, чтобы вот так спокойно лезть в брюхо местной корове или отпугивать стаю хищников свистком на палке? Это в "Перевале" (повести Кира Булычева) — с момента катастрофы прошло уже больше пятнадцати лет, и дети успели вырасти. Да и то, про местную флору-фауну понимали далеко не всё. А тут? Имхо, этот разрыв допустили сознательно, чтобы проще было раскрывать фокусы местной живности.
.
Персонажи: сильные женщины, неуверенные в себе мужчины и мужчины уже пожилые. Гендерность по разнарядке. Ну, посчитаем это современной условностью, модой, вроде париков XVIII-го столетия — чудаковато, но "пойдите на Кузнецкий, там все в лаковых штиблетах".
Однако, если перед нами мир будущего, то ничего нового там по сравнению с современностью не показано. Как будто бы Мерсье, автор книги "Год две тысячи четыреста сороковой" прибыл из времен Людовика XV в 25-й век — а там все равно все ходя в накладных париках :)
Типичным оммажем к творчеству известной писательницы выглядит имя одной из героинь — Урсулы (но фамилия персонажа не Ле Гуин :).
Отдельный момент это местный телепат-хищник, который начинает манипулировать одним из колонистов, заставляет его охотиться, все больше отъедается на такого рода диете, а в финале эпически получает по морде от разумного робота, после чего снова становится маленьким и относительно (!) симпатичным. Ничего не напоминает? Миядзаки. Существо ведет себя точно как Безликий из "Унесенной призраками".
.
Техника: ретрофутуризм, когда представления о звездолетах откатываются на уровень фантастики 1970-х:
— компьютеры — существуют, но при этом — ноль самостоятельности везде, кроме как в телах роботов. Транспорт на орбите не занялся саморемонтом и не задался вопросом, "где экипаж". Жестко приземлившись на планету, звездолет (!) не выпустил облако поисковых дронов, не оборонял периметр, вообще ничего. Блин, даже в "Чужом-4" уже была относительно живая система управления кораблем "Отец". А тут помощником человека выступает единственный робот;
— ничего, похожего на нанотехнологии, на прямую работу с молекулами — и близко нет. В идеале колонисты должны располагать средствами анализа той живности, с которой им приходиться сталкиваться. Считывай они ДНК, расшифровывай биомеханику, тогда всё было бы куда объяснимее...
.
Описание жизни на другой планете. Я бы разделил его на форму и содержание.
Форма тут просто бомбическая. Десятки видов живых существ, каждое со своим поведением, с внешностью, своей "фишкой", которую оно использует в местной биоте. Отлична игра с разными масштабами. Снимаю шляпу перед рисовальщиками, которые за счет не самого богатого визуального ряда (это не "Аркейн"), смогли вот так передать сложность местных экологических связей. Симбионты и паразиты вышли тут особенно крутыми. Меня впечатлил крошечный организм, который рождался просто чтобы совместить пестик и тычинку в громадном растении, а потом умирал, прямо в цветке, и растение-роща дышало вместе с умирающим симбионтом. Получилась эпическая и пронзительная экранизация анекдота: "Боже, а в чем был смысл моей жизни? — Ты жил, чтобы передать соль на вечеринке тридцать лет назад"... Только за это сериал стоит смотреть и просто учиться.
А вот содержание — все то же, из второй трети прошлого века. Биосфера, равновесие, взаимопроникновение, сотрудничество со всем живым. "Слово для леса и мира одно" и почти "мы с тобой одной крови". Характеристики жизни и техники фактически трансформируют тела под относительно быстрый обмен информацией. Телепатия у животных. Формы паразитизма на пришельцах из других миров, которые не мгновенно разрушают их тела, не приводят к жутким аллергиям, а скорее напоминают мгновенно сконструированный симбиоз. И почему в наших джунглях все больше кровососы и глисты, а там все так относительно (!нескольких сожрали!) чистенько? И, конечно, техно-биологическое взаимодействие, когда плесень не испортила микросхемы робота, а сделала его более развитой и гуманной личностью. То есть ДНК и двоичный код подошли друг другу безо всякой серьезной подгонки... Ну а люди и киборги (появился новый вид разумных существ) будут как-то совместно жить во вселенной.
.
Вывод: перед нами вариация фильма, которому надо было появиться в 1960-х. Это почти что альтернативная постановка "Неукротимой планеты" Гаррисона...
Но сериал слишком откровенно вырастает из единственного удачного ролика 2016-го, когда в начале появился дизайн, а потом к нему взяли обычную фабулу, политкорректных героев и, конечно, старые представления об экологии.
Да, "Неукротимую планету" можно рисовать хоть завтра.
Недавно легендарному «Доктору Кто» стукнуло 60 лет, в честь чего сериал получил три специальных эпизода — которые к тому же ознаменовали старт новой эпохи, автором которой выступает знакомый фанатам сценарист Рассел Т. Дэвис. Казалось, что потенциал у истории будет отличный, однако результат оказался довольно хаотичным.
Пять мрачных историй за пять лет — таков результат контракта, подписанного Майком Флэнеганом с сервисом "Netflix". А точкой в этом долгом пути стал проект "Падение дома Ашеров", чья премьера состоялась в минувшем октябре. Что ж, давайте посмотрим, чем решил порадовать нас Майк перед тем как уйти на "Amazon Studios", где вполне вероятно он займется экранизацией фэнтези-эпопеи Стивена Кинга "Тёмная Башня".
Итак, сериал, в основу которого лег известный рассказ Эдгара Аллана По, повествует о семье богачей, сколотивших состояние благодаря фармацевтическому бизнесу. Вернее, сколотили его Родерик и Мадлен, а все остальные (читай, многочисленные дети Родерика, которых он успел наплодить за свою долгую жизнь) являются тупо прихлебателями, которые ждут не дождутся, когда наступит час делить наследство.
Однако судьба распоряжается таким образом, что вместо пожилых Ашеров на тот свет один за другим начинают отправляться наследники их империи. И теперь, пока тот самый "дом" не упал окончательно, необходимо выяснить, что за сила ответственна за все эти смерти. Вот только Родерик и Мадлен не догадываются, что ответ на данную загадку следует искать не в настоящем, а в прошлом их рода.
Говоря про Ашеров, я не просто так назвал их богачами, а не аристократами, хотя первоначально мне на ум пришло именно это слово. Суть в том, что на аристократов семейство, придуманное Флэнеганом, никак не тянет. И ладно, если бы некоторых отпрысков Родерика наделили скверными характерами. Но нет, буквально все младшие Ашеры вышли законченными мразями, коим совершенно нереально сопереживать. Хотя возможно это было сделано специально: дескать, вот к чему приводят огромные деньги и вседозволенность. Если так, то выражаю создателям шоу свое почтение. Герои у них получились хуже некуда.
Причем, это заслуга именно Майка и его соавторов, ведь в первоисточнике Эдгара По отсутствовали все эти маргиналы. Понятно, что была цель превратить скромный рассказ в сценарий на восемь эпизодов, но стоило ли добиваться поставленной цели, раздувая хронометраж за счет сюжетных арок толпы крайне отталкивающих людей — большой вопрос. Правда, нельзя исключать, что на образы персонажей мог повлиять тот же "Netflix", чьи проекты несут на себе явные отпечатки инклюзивности, толерантности и прочих модных веяний.
В пользу последнего предположения говорит тот факт, что в интервью сайту deadline.com Флэнеган признался, что одной из причин его ухода из "Netflix" стали изменения, произошедшие на сервисе за последние годы, и ему захотелось продолжить трудиться где-нибудь в другом месте. Иными словами, Майку надоело снимать шоу, которые должны обязательно укладываться в жесткие рамки нынешней западной повестки.
Если же отбросить сомнительных героев, то перед нами окажется стандартная работа Флэнегана: атмосферная, тягучая, местами занудная и с обязательными клиффхэнгерами в финале каждого эпизода. В общем, всё как и в предыдущих творениях режиссера. И да, на хоррор Майк уже давно подзабил (что печально), поэтому ничего кроме пары-тройки вялых скримеров в истории Ашеров вы, к сожалению, не найдете.
Естественно, знакомиться с сериалом или нет, решать только вам. Но лично я не стал бы тратить на него время. Лучше пересмотреть "Призраков дома на холме" или "Полуночную мессу". Вот там Майк действительно выложился по полной. А "Падение" — не более чем пункт в его контракте, перед которым теперь появилась жирная галочка. И о чьем существовании вполне можно забыть как о неприятном сне.
Оценка: 5/10.
P.S. Итак, 2024-й уже на подходе, а посему я спешу поздравить всех Лаборантов...
С Наступающим Новым Годом!
Пусть он принесет с собой только счастье, радость и красоту!
Сериал прошел давно. О нем только ленивый не писал. Я — ленивый. Я не писал.
А некоторое время назад посмотрел. Что ж…
10 из 10 вряд ли. 9 точно. И приготовьтесь к некоторому количеству спойлеров, если вы не в курсе о чем кино. К сожалению, без этого дела — никак. К счастью, это не помешает. Я знал сюжет, но смотрел с удовольствием. Потому что мне было важно не то, чем закончится, а то, как. И как это будет подано. Думаю, вы понимаете разницу.
Итак. Община сатмарских хасидов в Бруклине. Эти ребята, сатмарские хасиды — крутые антисионисты. И живут в своем мире, наглухо закрытом от остального. Настолько закрытом, что иногда кажется, какой-нибудь эмигрант из Нигерии будет больше понимать в том, как устроен мир, чем хасид, живущий внутри общины в Нью Йорке. Молодая женщина, Эсти, бежит из мира сатмарских хасидов в Берлин к своей матери, которая много лет назад сделала то же самое: сбежала. Муж пускается по следу, чтобы вернуть беглянку. Все. Почти что рассказ о Золушке.
Жизнь в ортодоксальной общине — сложная штука. По крайней мере, авторы сериала четко дают это понять. Много правил, еще больше неписаных законов. Больше нельзя, чем можно. Если есть выбор между “может быть” и “нельзя”, чаще выбирается второе. И, в то же время, есть лазейки. Всегда почти есть лазейки. Меня потрясли две вещи — раббанит, дающая уроки сексуального образования и “у путешественников другая Тора”. Что, разумеется, фигня. Тора одна.
Есть вещи, которые просто понять. Если ты родился в определенных условиях, ты воспринимаешь их, как нечто естественное и тебе нужно много любознательности и много мужества, чтобы сменить все вокруг. Шагнуть в неизвестность. Проще оставаться в рамках того, к чему привык. Пусть не очень комфортно, если ты вообще задумываешься о таких вещах. Зато безопасно. Или, по крайней мере, есть иллюзия безопасности и комфорта.
Эсти Шапиро делает шаг за пределы своего знания. Туда, где нет ничего, понятного и известного ей. Только неизведанное. Есть люди, которые приходят к религии в силу своих убеждений. От атеизма делают шаг к полной его противоположности. Они идут вполне известной и проторенной дорогой. Они знают, что будет в финале, да нет. Они что за каждым поворотом дороги будет знают. В отличие от тех, кто выбирается из совершенно замкнутого на себе мира и уходит в неведомое. Это не восторженная ода ни тем, ни другим. Просто объяснение того, как все устроено.
Шира Хаас в роли Эсти просто бесподобна. И про это много чего можно писать. Поэтому поставлю точку. Посмотрите — убедитесь сами.
Вообще все почти играют прекрасно. Кто меня потряс (потому что от Ширы Хаас ожидал восторга), это Амит Рахав в роли мужа Эсти, Янки Шапиро. Как бы, да, кино про Эсти, но у нее есть муж. Который страдает, который сходит с ума, который ее любит. И который, да, однозначно, пожалуй, самая весомая причина ее побега. Парень просто отжигает в своей роли. И ведь персонаж такой несимпатичный. Маменькин сынок, уверенность в себе на уровне минус бесконечность. Быть может, единственный раз в жизни решается сделать самостоятельный шаг, принять решение, не руководствуясь жестко впаянными в него с детства ограничениями. И крайне неудачно.
Есть в сериале некоторые минусы, нестреляющие ружья, притянутые за уши решения. Западное общество идеализированно, слишком много розовых пони скачут по просторам фантазии сценаристов. Профессор, который реально помогает Эсти, разумеется, араб. Единственная студентка, которая говорит реальные вещи, но на грани фола буквально, разумеется, израильтянка. Но все складывается удачно. Золушка сбегает от принца, туфелька никому не нужна, и кое-какие штуки таки да превращаются в тыкву. Ибо поделом.
Хорошее кино. Наезд на религиозных евреев? Да нет. Я не заметил. Все преломляется через Эсти, да, она бежит из одного мира в другой. Но в том мире, что она покидает, большинству обитателей комфортно. Почему — вопрос к ним, не ко мне. Кстати, пишут в сети, что мир этот преподнесен нам в “Неортодоксальной” удивительно точно. Спасибо и за это.
Что в итоге? Эсти — сильная женщина. Она берет свою судьбу в руки. И творит чудо. Маленькое, свое, личное чудо. Ведь на самом деле чудеса случаются. Надо только понять, что это — твое чудо. С каждым из главных действующих лиц в сериале происходит маленькое волшебство. С Эсти, с Янки, с его кузеном Мойше, с Робертом, которого случайно встречает в кафе в Берлине Эсти, с ее матерью Лией. Каждый получает свое чудо. Но не каждому хватает ума и сердца, чтобы это понять. Как в жизни.