Первоисточник: телефильм Джона Ньюланда «Не бойся темноты» 1973 года.
Маленькая проблемная девочка по имени Салли Хёрст приезжает в гости к своему папе Алексу (Гай Пирс) и его девушке Ким (Кэти Холмс). Троица поселяется в старинном доме, который они планируют отреставрировать и выставить на продажу. Очень скоро они обнаруживают, что у дома имеется потайной подвал с высокими сводчатыми потолками. Внимание Салли привлекает печь, из которой доносится жуткий шепот. Голоса влекут девочку, и она пытается подружиться с теми, кто живет в темноте, игнорируя Ким и ее попытки сблизиться с капризницей.
Наверное, впервые Гильермо дель Торо настолько сильно разочаровал в качестве сценариста/продюсера. Если вы все же видели рекламный ролик, сам фильм можно и не смотреть — все самое лучшее вы уже получили.
Сюжет банален и предсказуем. Любопытную идею напрочь удушили занудством и глупостями. И хотя очевидна попытка закопаться в любимые темы дель Торо (никем не понятый ребенок, таинственное древнее зло, сама суть которого способна поразить до глубины души, проблемная семья), здесь они кажутся просто ненужным беременем ветхой истории.
Актеры изображают совершенно несимпатичных персонажей-имбецилов, которые ведут себя как угодно, но только не как полагается нормальным людям — их глупость просто зашкаливает! Гай Пирс выглядит усталым и апатичным, Кэти Холмс — пресной и статичной, а страдания маленькой Бэйли Мэдисон не вызывают ни капельки сочувствия — такое ощущение, будто ее даже не пытались сделать симпатичной, показав пронырливого и капризного ребенка, которого хочется как следует отшлепать.
Но кого следует в первую очередь поставить в угол, так это режиссера: Трой Никси не только плохо работает с актерами, но и упускает практически все возможности напугать зрителя. А главные бяки, мышеподобные «зубные феи», эти лавкрафтианские «крысы в стенах», у него получились вовсе не страшными. Интересными — да, но не страшными. Уж скорей они вызовут улыбку. Разве что особо брезгливый зритель наморщит носик. Но порой маленькие морлоки смотрятся уж больно очевидно компьютерными, и это печалит.
И, все же, что-то хорошее в этом фильме есть, и это работа художника-постановщика — декорации просто шикарны! Деревья ветвисты, подвал готичен и по-мрачному красив, сам дом изобилует резной мебелью, дверями и витражами, которые невольно вызывают вздох восхищения. Это единственная составляющая фильма, которая работает на все 100 и тянет на себе всю картину.
Итог: Нестрашный фэнтезийный ужастик, которым напугать можно только детишек. И то не всех. Сказки братьев Гримм на порядок страшнее.
Это интересно
Хотя этот факт никак не афишировали, «Не бойся темноты» — это римейк одноименного фильма 1973 года.
В этом фильме Гильермо дель Торо можно увидеть в эпизодической роли — это пассажир на самолете, который сидит за Салли.
Руны, начертанный на подвальной печи, означают «Бойся».
Действие фильма происходит в Провиденсе, родном городе Говарда Филлипса Лавкрафта, чей рассказ «Крысы в стенах» подозрительно смахивает на сюжет фильма.
Тот самый трейлер:
Цитата фильма — зубные феи хвастаются крутостью своего терпения
цитата
Кто-нибудь снова придет.... они нас освободят... мы переждем, мы дождемся... пускай это будет не скоро... ведь мы можем ждать вечно.
Впервые опубликовано в журнале "Мир фантастики" (ноябрь, 2011).
PS: Оригинал 1973 года великолепен! Несмотря на устаревшие эффекты, он смотрится по настоящему жутко. Даже без аллюзий на Лавкрафта.
1982 год, Антарктида. Группа норвежских учёных находит огромное НЛО, потерпевшее крушение много тысячелетий назад. Более того, обнаружен пилот летающей тарелки. Норвежцы вызывают подкрепление в лице американского палеонтолога Кейт Ллойд (Мэри Элизабет Уинстэд), ведь инопланетянина необходимо бережно извлечь изо льда, изучить... Но у твари свои планы: оттаяв, ожив и вырвавшись на свободу, космический гость погружает учёных в пучину кошмара.
Кинематограф полон парадоксов. В 1982 году на экраны выходит мрачный, пессимистический фильм ужасов Джона Карпентера «Нечто» — картина, стоившая Робу Боттину, мастеру по гриму и спецэффектам, душевного здоровья, а режиссёру — работы (его уволили со студии Universal). Но со временем «Нечто» обрел культовый статус и до сих пор остаётся одним из самых страшных хорроров. Комиксы, фигурки, компьютерная игра-сиквел, и, наконец, то, чего так долго ждали и боялись поклонники — приквел.
Почему боялись? Да кто сможет переплюнуть шедевр Карпентера? Разве можно достичь той же шокирующей достоверности при помощи компьютерной графики? Да и вообще, какие ещё американцы на норвежской станции? Более того, место Курто Расселла заняла Мэри Элизабет Уинстэд, тогда как в фильме 1982 года весь актерский состав — мужчины...
Но не так страшен черт, как его рисуют. Точнее, наоборот — в новом «Нечто» львиная доля экранного времени принадлежит пришельцу, и его метаморфозы поражают: к примеру, зрители узнают, как появился ужасный труп со сросшимися головами, фигурирующий в картине Карпентера. Скептики будут ворчать, что куклы, грим и роботы из первого фильма намного убедительней компьютерных тварей, но следует отдать должное цифровым кудесникам — порой их фантазия бьёт через край!
Режиссёр махнул рукой на психологизм оригинала и использует кошмарную тварь на полную катушку — некоторые моменты смотрятся неприятно, жутко и даже пугающе. Это одновременно и красит, и портит сиквел, ведь у Карпентера переживаешь за каждого героя, они живые и очень человечные, а здесь это всего лишь статисты, ужин для пришельца.
Не обошлось и без банальной голливудщины: балом правят американцы, способные пешком преодолеть десятки километров снежной пустыни, а норвежцы... они просто есть. Также улыбку могут вызвать приключения на борту летающей тарелки — привет «Томминокерам» Стивена Кинга!
Но, в общем и целом, картина оставляет довольно приятное впечатление: создатели искренне пытались создать достоверную предысторию, и недочётов не так много, как ожидалось. Смеяться тут не с чего; фильм держит в постоянном напряжении. И если вы ходили в кино с любимой девушкой, то это отличный повод показать ей нетленное продолжение 1982 года, за который она никогда бы одна не села.
Итог: Поклонники оригинала останутся довольны, а «чайники» просто посмотрят один из самых жутких ужастиков последних лет.
Это интересно
«Нечто» Джона Карпентера собрало слабую кассу из-за того, что было фильм был выпущен одновременно с «Инопланетянином» Стивена Спилберга. Враждебной твари Карпентера зрители предпочли белого и пушистого пришельца Спилберга.
Хотя в титрах первоисточником указан рассказ «Кто идет?», главным источником вдохновении для создателей приквела послужил фильм 1982 года.
В «Нечто» 2011 года есть несколько прямых цитат из фильма Карпентера: разговор у костра, разведённого из горящего инопланетянина, тест на выявление инопланетянина, и в одном из диалогов обыгрывается известный слоган: «Человек — самое теплое место для того, чтобы спрятаться».
Цитата фильма — учёные демонстрируют эрудицию:
цитата
— Зачем оно покинуло корабль?
— Искало местечко потеплее.
— ...и, очевидно, не нашло.
Впервые опубликовано в журнале "Мир фантастики" (ноябрь, 2011).
PS: почитать о комикс-сиквеле можно здесь, а обзор почти всех воплощений Нечто — здесь.
PPS: Ваш Покорный Слуга перевел на русский рассказ Питера Уоттса "The Things", и речь в нем идет о событиях фильма Карпентера глазами пришельца. Преинтересное видение у товарища, должен сказать! В самом ближайшем будущем буду знать, примет ли рассказ какой-то из русскоязычных фантастических журналов и сообщу об этом в своей колонке. А пока держите за меня пальцы крестиком, ОК? Если вам интересно прочесть рассказ, конечно же
Это стоило посмотреть хотя бы ради фантомной ностальгии — с эпохи видеосалонов мне об этом фильме говорили, но я его так и не видел. Общий контур сюжета как-то не будировал — ну, проваливается современное подразделение сил самообороны Японии в эпоху самураев, ну, ввязываются они с танками и автоматами в разборки между даймё — и что? Фрейдистская популярность сюжета о "попаданцах" у отечественной публики тоже как-то не стимулировала к просмотру.
В общем, ожидался адский трэшак, но кино внезапно оказалось не без достоинств и даже не без некоторой философической глубины. Откровенных и очевидных сценарных и постановочных глупостей это не отменяет (в числе которых не только неисчерпаемость бензина и боеприпасов в эпоху Сэнгоку, но и сверхзатянутость основного боевого эпизода). Тем не менее, над жанровой бездной фильм всё-таки держится, каким-то киношным чудом в неё не сваливаясь.
Возможно, ключевую роль в этом сыграла не слишком-то "попсовая" мотивация персонажей. Как оказалось, для очень многих из них связь с современностью иллюзорна, мир XX века их мало чем привлекает и удерживает. Кровавая эпоха Воюющих Царств куда вернее соответствует натуре лейтенанта Ёсиаки Иба, чем время вегетарианских манёвров против условного противника и ядерный пепел совсем не условной Хиросимы в памяти. Личных привязанностей у него нет, обязательств перед родной эпохой он не чувствует (и это всерьёз давит ему на психику), а за его спиной почти зримо маячит тень Мисимы. Для трэшака такие навороты, согласитесь, сложноваты, чисто жанровое кино обычно играет по более простым правилам.
Так или иначе, лейтенант решительно вмешивается в события эпохи Сэнгоку — сначала уговариваясь тем, что хамский "антиисторический" демарш вынудит духов времени выправить явную кривизну и вернуть его подразделение в XX век, но затем всерьёз ставит на "чёрный передел" истории и принимает на себя миссию по её решительному перекраиванию.
Фильмом хорошо иллюстрировать выморочность идеи "футорошока" — история подтверждает, что японцы издавна любую пришлую новинку перенимали влёт, — что конницу, что огнестрел, — почему бы им не "ассимилировать" точно так же танк, вертолёт или джип? Знание, даже поверхностное, японской истории XVI века тоже здорово способствует восприятию сюжета: подоплёка отношений великолепного Кагеторы (то есть, Уэсуги Кэнсина) с не менее великолепным Такэдой Сингэном и известные по хроникам эпизоды их столкновений обыграны в фильме довольно прозрачно (Сингэн, кстати, вообще скрупулёзно "списан" с собственных портретов), что придаёт внешне простому сюжету пару дополнительных измерений.
И хорош, конечно, финал, который выглядит более чем традиционным и закономерным и для японского киномейнстрима, и для эпохи Сэнгоку, но совершенно чужероден для жанрового "трэшака". Добавим к этому совершенно ясные ниточки, которыми в фильме связаны образ современной девушки, ждущей возвращения одного из солдат, и образы прорывающейся в XX век традиционной Японии...
Букет противоречий и камелий, однако. Но — интересно.
Действие фильма начинается в конце 70-х годов ХХ века в Японии. Во время учений японской армии, группа военных, ночью, во-время передислокации попадает в аномальную зону, после чего попадает во времена самураев, когда япония была в состоянии междуусобных войн, шел передел территорий. Командир одного...
Мстители – это проект мечта, проект, чье звучание отзывается в сердце любого, кто когда либо был заинтересован в комиксах, кто в детстве бегал по ларькам, стараясь собрать полную подборку выпусков “Человека-Паука” или “Людей Икс”. И сейчас даже не важно, какой из персонажей был для вас любимым много лет назад. “Мстители” это не столько фильм про команду необычных людей, сколь история о том, что и почему заставляет людей на протяжении многих и многих лет следить за судьбами выдуманных супергероев на глянцевых страницах комиксов.
Джосс Уидон (Баффи, Ангел, Светлячок — мне нужно продолжать?) все же удивительный человек. За последние годы зритель уже довольно близко познакомился с основной линейкой студии Marvel, благодаря серии фильмов, представляющих того или иного героя. Изначальная идея – показать насколько индивидуален каждый из участников нынешней команды, срабатывала не всегда, но в целом срабатывала, что позволяло приносить производителю деньги, а зрителю – удовольствие. Уидон сработал блестяще, сумев не только скомпоновать всех героев в одну сплоченную команду, но и параллельно успев раскрыть характеры каждого из “Мстителей”. И если раньше для каждого из героев на развитие уходил, как минимум, один фильм, то Уидону, оказалось достаточно этого одного фильма, для того, чтобы раскрыть их всех.
Во многом ему как раз помогли вышеупомянутые фильмы, благодаря которым зритель должен был бы не потеряться среди многообразия супергеройских лиц. Но даже если отбросить в сторону этот опыт, то запутаться в происходящем будет довольно сложно – не ввиду сюжетной простоты в целом, но за счет тщательной проработки каждого из героев команды. Уидон плавно представляет зрителю всех героев по очереди, и каждое из этих “первых” появлений уже вовсю работает на раскрытие характеров – не только за счет серий коротких флэшбеков, но и с помощью чудесных Уидоновских диалогов.
Уже второй раз за последнее время (первый раз был на Титанике в 3д) я убеждаюсь в том, что когда режиссер фильма отвечает еще и за сценарий – это идет фильму на пользу. Не каждый, конечно, умеет писать сценарии, да еще делать это хорошо; но благодаря такому сплаву режиссеру гораздо проще работается – ему не надо объяснять “как и что”, все события и так уже выстроены у него в голове. И сейчас, после выхода “Мстителей” на экран, хочется вспомнить “Светлячка”, а заодно ткнуть изрезанный сценарий “Миссии Серенити” в лицо продюсерам, с яростным воплем “Вы поняли, ЧТО вы тогда сделали?”.
В этот раз Уидону дали развернуться – и результатом стал прекрасный сценарий (и фильм), в котором развитие сюжета и развитие героев связывается одной нитью, а масштабные спецэффекты и разрушения не создаются по принципу Майкла Бэя “крушить, еще больше крушить” – акцент на них вообще гораздо меньше, чем упор на угаранный экшн, которому сюжетное многообразие героев только помогает.
Как можно уже было заметить по предыдущим работам Уидона, большой ставкой в его идеях и сценариях, являются персонажи. Сюжет тоже играет немаловажную роль – но какой может быть сюжет без хорошо созданных героев? В “Мстителях” Джосс продолжает гнуть свою линию – и с бесконечным задором неустанно обыгрывает классические киношные ситуации на свой фирменный лад. Разговоры между героями пестрят разнообразными подколами и шуточками, причем масштабные разрушения и битвы вовсе не мешают им вспоминать минувшие дни, и отвешивать едкие комментарии. В какой-то момент так и хочется перефразировать одного персонажа из фильма, радостно вопя “Они живые! Живые!”, по отношению к героям. За счет веры в эти характеры, за счет гармоничного сочетания участников сюжета, и собственно, самого развития действия, создается невероятное ощущение динамической живости происходящего. В этот раз, как это часто бывает, диалоги не сбивают динамику фильма, а вовсе наоборот – увеличивают ее.
Конечно, главная концепция фильма "по Уидону" проста — те непохожие друг на друга люди и нелюди, которые поначалу не могут найти общий язык, ближе к финалу, конечно же, учатся работать в команде – пускай склочной, ворчащей, но команде. Но честно приложив руку к сердцу – да какая, к черту, разница — насколько проста или сложна идея? На мой взгляд, к двери с названием “Мстители” подошел бы только такой ключ – он прост, но понятен, и, одновременно, захватывающ.
Можно еще долго распространяться по поводу технических терминов, обсуждая мощные спецэффекты или невероятно активную камеру. Можно еще долго говорить об актерских талантах Роберта Дауни мл. или Марка Руффало….но я не буду этого делать. Все это в фильме хорошо — хорошо, но в этом случае, для меня это — не главное. Те люди, кто не особо заинтересован комиксами вряд ли получат схожий с фанатом эффект после фильма, но во всяком случае они уж точно смогут оценить фильм не только с точки зрения технической, но и сценарной стороны. Что до остальных….
Глядя на себя сейчас со стороны, я думаю о том, что вот – фанаты дожили до дня “Мстителей”. Все те, кто грезил этим еще с детских лет. У нас таких фанатов меньше (хотя в утро рабочего четверга зал был полон) – зато я даже представить боюсь, что нынче твориться в Америке, где люди с яслей растут на историях про этих героев. Сейчас я понимаю, что фильм вышел, и ничего сверхмасштабного не произошло – мир не перевернулся. Но я совру, если скажу, что глупая улыбка на моем лице, с которой я глядел на прохожих в метро, была неискренней. Мои слова, пожалуй, подтвердят аплодисменты и смех из зала. Да – манипулирует на самых простых чувствах. Да – про летающих мужиков в костюмах. Да – пафосно. Но фильм несет с собой запах краски из старых ларьков, которых нынче мало. Ощущение детства – не наигранного, не опошленного, а того самого, в котором у тебя загорались глаза во время чтения новой истории. Мир не перевернулся, о да – но глаза снова горят, и может быть….. может быть, он стал чуточку другим.
Дилан Дог (Брэндон Рут) — частный сыщик, специалист по паранормальным делам. Он играет на кларнете, носит черный пиджак, синие джинсы, красную рубашку и пользуется успехом у слабого пола. Но когда к нему обращается обворожительная Элизабет Райан (Анита Брием), он и сам не может сказать «нет». Новое дело — это что-то особенное: расследование смерти отца Элизабет, уготовило Дилану ждет встречу с вампирами, оборотнями, зомби и хранителем врат самой Преисподни.
Италия. Комиксы. Мега-кумир локального масштаба — Дилан Дог, чьи похождения разошлись тиражом в 50 миллионов экземпляров. «Огромный потенциал для нового блокбастера,» — так, должно быть, думали голливудские киноворотилы, покупая права.
Первой экранизацией «Дилана Дога» был арт-хаусный «Делламорте Делламоре» Микеле Соави — сегодня этот фильм является культовой классикой. Но в отличии от итальянского коллеги, Кевин Манро взял прицел на как можно более широкую аудиторию — разве Дилан не достоин славы черепашек-ниндзя?
Хотя вместо зеленого квартета у нас всего лишь дуэт, он уже успел примелькаться зрителям благодаря «Возвращению Супермена»: в новом фильме Брендан Рут и Сэм Хантингтон играют практически тех же персонажей — это супергерой и его незадачливый помощник, который постоянно путается под ногами и устраивает клоунаду.
Создатели фильма и не пытаются быть серьезными — когда герои отправляются на поиски приключений по ночным улицам Нового Орлеана, бравый Дилан косит нечисть подобно Шварценеггеру в «Коммандо»: световые пули разят толпы упырей, серебряные кастеты расшвыривают оборотней, и зомби укладываются ровными штабелями... Порой возникает ощущение, что смотришь одну из серий «Баффи — истребительницы вампиров», и чувство только усиливается, когда блондинка Элизабет тоже берется за оружие. Грим вампиров не отличается оригинальностью — уж больно сильно он напоминает упырей из «От заката до рассвета» и «Пропащих ребят», а главное чудище кажется двоюродным братом финального босса из «Diablo». Где-то мы это все уже видели...
Но при всей вторичности и простоте, «Хроники вампиров» вовсе не плохи! Конечно, это не фильм из разряда «must-see», однако у него получается передать зрителю то благодушное веселье под соусом из черного юмора, которым славились телесериалы 90-х. В самом начале фильма Дилан тоскует по былым временам, и его можно прекрасно понять.
«Хроники вампиров» сойдут к просмотру даже детишкам, ведь создатели фильма умудряются задать довольно неглупый вопрос: кто же настоящий монстр — ночные твари или человек, без разбора сносящий им головы?
Интересные факты
Единственное появление комиксов «Дилан Дог" в России состоялось в 2007 году, когда на прилавках появился «Рассвет живых мертвецов" от Green Cat Publishing House.
Известное американское издательство Dark Horse Comics выпустило семь томов «Дилана Дога». Обложки для них нарисовал именитый Майк Миньола («Хэллбой») В 2009 году, перед предполагаемым выходом экранизации, шесть первых томов издали одной книгой.
Одного из вампиров в фильме зовут Склави. Тициано Склави — имя писателя, который придумал «Дилан Дога» и написал всю серию комиксов.
Опубликовано в журнале "Мир фантастики", декабрь 2011