Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
Стала известна дата выхода новой книги Стивена Кинга. "The Wind Through the Keyhole (Сквозняк из замочной скважины)" попадёт на прилавки книжных магазинов 3 апреля 2012 года. Книга сравнительно небольшая -- 336 страниц.
Напомним, что речь идёт о вбоквеле к самому грандиозному циклу Кинга -- "Тёмной башне". По словам самого писателя, этот том можно обозначить как №4,5. Подробнее см. здесь: http://fantlab.ru/blogarticle13014
Седьмое вручение международной литературной премии «Бронзовый Икар» «За настоящую научную фантастику» состоится в октябре нынешнего года на крымском фестивале фантастики «Созвездие Аю-Даг-2011». Премия «Бронзовый Икар» учреждена в 2005 году с целью содействия возрождению и развитию традиционной научной фантастики и предназначена для поощрения литераторов и издателей, сохраняющих, развивающих и обогащающих традиции, заложенные классиками жанра в ХХ веке.
В 2011-м году премия будет присуждаться в двух номинациях: 1. «За лучшее художественное НФ-произведение». 2. «За общий вклад в возрождение, развитие и пропаганду традиционной научно-фантастической литературы».
Шорт-лист номинации «За лучшее художественное НФ-произведение»
1. Амнуэль П. Месть в домино. — М.: Снежный Ком М; Вече, 2010. 2. Веров Я., Минаков И. Cygnus Dei. // Если. — 2010. — № 9; То же в сб.: Бозон Хиггса. — М.: Снежный Ком М; Вече, 2011 (по факту 2010). 3. Горькавый Н. Возвращение астровитянки. М.: АСТ, М.: Полиграфиздат, СПб.: Астрель-СПб, 2010. 4. Громов А. Ребус-фактор. — М.: Эксмо, 2010 + Громов А. Человек отовсюду. — М.: Эксмо, 2011 (по факту 2010). (дилогия). 5. Дивов О. Симбионты. — М.: Эксмо, 2010. 6. Дубинянская Я. Письма полковнику. — М.: Снежный Ком М; Вече, 2011 (по факту 2010). 7. Дяченко М. и С. Мигрант, или Brevi finietur. — М.: Эксмо, 2010. 8. Идиатуллин Ш. СССР™. — СПб.: Азбука-классика, 2010 9. Пелевин В. Зенитные кодексы Аль-Эфесби // Пелевин В. Ананасная вода для прекрасных дам. — М.: Эксмо, 2010. 10. Первушин А. Почтальон сингулярности // Если. – 2010. – № 2; То же (под назв.: Вертячки, помадки, чушики) в сб.: Бозон Хиггса. — М.: Снежный Ком М; Вече, 2011 (по факту 2010). 11. Прашкевич Г., Гребенников А. Третий экипаж // Полдень, XXI век. — 2010. — № 12. 12. Рубанов А. Живая земля. — М.: Астрель: АСТ, 2010. 13. Рыбаков В. Се, творю. — М.: Эксмо, 2010. 14. Стоян С. Закон сохранения. — М.: ООО «Экслибрис», 2011 (по факту 2010). 15. Хорсун М. Рождение Юпитера. — М.: Снежный Ком М; Вече, 2010. 16. Шелли М. 2048: Деталь А. — М.: Снежный Ком М; Вече, 2010 + Шелли М. 2048: Деталь Б. — М.: Снежный Ком М; Вече, 2010. (дилогия).
Как водится, не успел я поставить предыдущий обзор нездешних премий, как тут же начали приходить новые сообщения по премиям и номинациям. Однако, заставила меня всё бросить и писать этот обзор новость не по премиям, а по наиболее масштабному проекту за всю историю фантастики и фантастиковедения: третьему изданию Энциклопедии научной фантастики Джона Клюта сотоварищи. Но обо всём по порядку.
Лауреаты Мемориальных премий Кэмпбелла и Старджона
Роман Иэна МакДональда (Ian McDonald) The Dervish House (Gollancz/Pyr) стал лауреатом Мемориальной премии Джона Кэмпбелла за лучший научно-фантастический роман, обубликованный в 2010 году, а повесть Джеффри А. Лэндиса (Geoffrey A. Landis) “The Sultan of the Clouds” (Asimov’s 9/10) стала лауреатом Мемориальной премии Теодора Старджона за лучшее короткое произведение 2010 года. Оба произведения также являются финалистами премии Хьюго.
Презентация премий была проведена Центром исследования научной фантастики в рамках ежегодной Кэмпбелловской конференции в Канзасском университете, Лоуренс, Канзас, США, 7-10 июля 2011 года. У МакДональда это уже вторая премия, полученная от Центра; в 2001 году он был удостоен премии Старджона за повесть “История Тенделео”.
Обычно на этих премиях также выдают почётные грамоты за 2е и 3е место, но на этот раз о них ничего не сообщается. Другими финалистами 2011 года были:
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award
• Yarn, Jon Armstrong (Night Shade)
• Hull Zero Three, Greg Bear (Orbit)
• Zero History, William Gibson (Putnam)
• C, Tom McCarthy (Knopf)
• New Model Army, Adam Roberts (Gollancz)
• The Quantum Thief, Hannu Rajaniemi (Gollancz/Tor)
• How to Live Safely in a Science Fictional Universe, Charles Yu (Pantheon)
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award
• “Mammoths of the Great Plains”, Eleanor Arnason (Mammoths of the Great Plains)
• “Under the Moons of Venus”, Damien Broderick (Subterranean Spring ’10)
• “The Maiden Flight of McAuley’s Bellerophon“, Elizabeth Hand (Stories)
• “Flower, Mercy, Needle, Chain”, Yoon Ha Lee (Lightspeed 9/10)
• “Ghosts Doing the Orange Dance”, Paul Park (F&SF 1-2/10)
• “Dead Man’s Run”, Robert Reed (F&SF 11-12/10)
• “Troika”, Alastair Reynolds (Godlike Machines)
• “A Letter from the Emperor”, Steve Rasnic Tem (Asimov’s 1/10)
• “The Night Train”, Lavie Tidhar (Strange Horizons 6/14/10)
• “The Things”, Peter Watts (Clarkesworld 1/10)
Поздравляю Иэна МакДональда с победой! Знай наших! Я верил в него и болел за него! Среди его соперников было много прекрасных книг, достойных этой премии, но удача была на его стороне! Теперь можно и на Хьюго замахнуться! Иэн шёл к этой премии долгие годы. Начав с удивительного романа Desolation Road в далёком 1988 году (премия Локуса за лучший дебют), он постоянно номинировался на все мыслимые премии, но получал их, как правило, только дома в Британии и ещё в Германии. Надеюсь, что этот прорыв позволит ему закрепить успех и в Америке.
За почти 30 лет писательской карьеры физик Лэндис написал множество повестей и рассказов, которые принесли ему десятки номинаций, две Хьюги, одну Небьюлу, а также единственный роман, удостоенный премии Локуса за лучший дебют. Редко кому удаётся писать «твёрдую» НФ столь образно и поэтично; недаром в его копилке есть две премии Райслинг за НФ поэзию. Теперь в его активе есть и специализированная премия Старджона, присуждаемая за малую прозу. Стало быть, на подходе новый сборник; прежний-то был аж 10 лет назад!
Номинации на премии Эндевор за 2011 год
Объявлены финалисты 13й ежегодной премии Эндевор, присуждаемой за роман или авторский сборник писателя с Тихоокеанского северо-запада США (штаты Аляска, Вашингтон, Орегон).
• A Cup of Normal, Devon Monk (Fairwood)
• The Bards of Bone Plain, Patricia McKillip (Ace)
• Black Prism, Brent Weeks (Orbit US)
• Dreadnought, Cherie Priest (Tor)
• Silver Borne, Patricia Briggs (Ace)
В этом году в состав жюри входят редактор Джон Джозеф Адамс и писатели Бад Спархоук и Джо Уолтон. Лауреат будет объявлен 11 ноября 2011 года на коне OryCon33 в Портленде, Орегон, США. В прошлом году премия досталась Дэвиду Марусеку за роман Mind Over Ship, продолжение переведенного у нас Счёта по головам.
Номинанты этого года уже встречались нам в номинациях на другие премии, например, роман МакКиллип и сборник Монк номинированы на Мифопоэтическую премию, а Уикс на премию Дэвида Геммела. В своём обзоре мифопоэтических финалистов я упоминал невероятную поэтичность книги МакКиллип о музыке и бардах; некоторые фантлабовцы её уже приобрели и, возможно, прочитали. Прошу присоединяться с комментариями и рецензиями. Разноплановые рассказы в сборнике Монк повествуют о столкновении обыденного с фантастическим. Книга Уикса открывает трилогию эпического фэнтези. Это роман о власти и о цене, которую за неё приходится платить – в особенности, ни о чём не подозревающим потомкам. В своей книге Прист возвращается в мир своего знаменитого стимпанкового Костотряса (2009; премия Локуса за лучший НФ роман). Фоном повествования служит затянувшаяся гражданская война Севера с Югом. Муж главной героини погиб в плену у северян, и тут из орегонской глуши приходит известие о том, что её отец при смерти. Основу романа составляют нон-стоп приключения Мерси на пути к отцу. Кто только не встретился ей по дороге – враждебные и дружественные индейцы, партизаны южан и северян, а также простые (и непростые) бандиты всех мастей. Отдельным персонажем становится и локомотив Дредноут – чудо тогдашнего хайтека. Бриггс предлагает нам пятую (и не последнюю) книгу из серии о девушке-оборотне-койоте. Развивая мир своих героев, в этой книге автор вводит мифологию оборотней, поэтому новым читателям лучше начинать серию сначала.
На мой взгляд, реальные шансы побороться за премию есть у МакКиллип и Прист, а их книги настолько непохожи друг на друга, что вообще удивляешься, как они попали в один шортлист. На этот раз явных претендентов более одного, что усиливает интригу. Болеть ни за кого не буду, порадуюсь за любого победителя.
Энциклопедия научной фантастики будет доступна онлайн бесплатно
Третье издание Энциклопедии научной фантастики (Encyclopedia of Science Fiction, ESF) будет выпущено онлайн, а не в виде книги, в соответствии с соглашением между Victor Gollancz (структурным подразделением издательства Orion) и ESF Ltd, новой компанией, созданной авторами статей первых двух изданий книги. Контент будет доступен на www.sf-encyclopedia.com и будет бесплатным для всех пользователей, а Gollancz приобретет электронные права при посредничестве Роберта Кирби из литагентства United Agents.
Начальная бета-версия сайта будет запущена в этом году в рамках празднования 50-й годовщины издательства Gollancz, ведущего издателя фантастики в Великобритании. Начальная версия третьего издания будет содержать примерно 3 миллиона слов (заметно больше второго издания 1993 года, содержавшего 1.3 миллиона слов), примерно 12 тысяч словарных статей и более 100 тысяч внутренних ссылок, что составляет примерно 3/4 от запланированного объёма. Статьи охватывают все области научной фантастики, включая авторов, иллюстраторов, кинофильмы, музыку, игры и фэнзины. Текст будет завершён посредством ежемесячных обновлений к концу 2012 года.
Директорами новой компании ESF являются Джон Клют и Дэвид Лэнгфорд, ведущие редакторы-составители этого издания, а также Питер Николлс, который был составителем первого издания и является почётным редактором третьего издания. Грэм Слейт стал управляющим редактором издания, а также ещё одним директором компании. Он сказал, что компания была создана при "финансовой поддержке друзей проекта и научной фантастики".
Зам. генерального директора издательства Orion Малькольм Эдвардс сказал: "Мы рады тому, что смогли помочь с онлайновой публикацией этого монументального и выдающегося труда – более, чем когда-либо, единственного надежного справочника, необходимого каждому, кто интересуется НФ. Для меня, внештатного редактора того давнего первого издания, участие в реализации этого нового издания стало особым удовольствием."
Это первый раз, когда Gollancz принимает участие в публикаци ESF. О соглашении по электронным правам Эдвардс сказал: "Здесь есть тонкое отличие, мы лицензировали её и подписали договор на сетевую разработку." О том, почему Gollancz решил участвовать в проекте и сделать контент доступным бесплатно и только онлайн, Эдвардс заметил: "На будущей неделе мы планируем сделать несколько объявлений, которые это прояснят. Это не полный альтруизм." Он добавил: "Мы исследовали различные платные варианты и поняли, что ни один из них не является действительно практичным в условиях постоянного развития сети. ESF устроена совсем не так, как Википедия, контент здесь контролируется редакторами-составителями." Он отметил, что один только объем контента делает перспективу печатного издания очень неопределённой, но сказал: "Если окажется, что спрос на него есть, тогда мы рассмотрим и эту перспективу."
На вопрос, будет ли это издание когда-нибудь доступно в виде бумажной или электронной книги, Слейт ответил: "Никогда не говори никогда", но заметил, что через контент, доступный онлайн, "мы надеемся быть в более тесном контакте со всем сообществом НФ".
Когда у него спросили, сможет ли ESF заняться другими подобными проектами, он не исключил такой возможности, и сослался на то, что Клют был также одним из составителей энциклопедии фэнтези, но сказал: "Сейчас, с объёмом в 3 миллиона слов, у нас и так работы выше крыши."
От себя добавлю: я счастлив, что этот монументальный и очень полезный труд будет доступен онлайн для всех, кто читает по-английски. Надеюсь, в нём будет сказано несколько тёплых слов и о Фантлабе.
Не успел я поставить свой предыдущий пост с новостями премий (Локус и т.д.), как прилетело несколько интересных профильных новостей, в основном, по номинациям.
Медаль Карнеги досталась Нессу
Роман Патрика Несса (Patrick Ness) Monsters of Men был удостоен престижной Медали Карнеги за 2011 год. Медаль присуждается «самой выдающейся книге для детей», опубликованной в Британии. Monsters of Men является третьей книгой трилогии «Ходячий Хаос», причем первые две – Knife of Never Letting Go и The Ask and the Answer – включались в шортлисты Медали Карнеги в 2009 и 2010 годах соответственно. Таким образом, это первый случай, когда все книги серии номинировались на эту награду.
В этом году в шортлисте значились книги Мег Розофф (Meg Rosoff) The Bride’s Farewell и Маркуса Седжвика (Marcus Sedgewick) White Crow. Медаль присуждается под эгидой Института дипломированных профессиональных библиотекарей и информационщиков, а ее жюри состоит из детских библиотекарей.
«Список лауреатов Медали Карнеги простирается от Артура Рэнсома до Нила Геймана. Быть включенным в него – огромная честь для меня, такое бывает раз за всю карьеру, и я по-настоящему тронут этим,» сказал Несс. Ему предстоит получить золотую медаль и книги на 500 фунтов, которые он подарит библиотеке по своему выбору.
Лауреаты премии Прометей за 2011 год
Либертарианское футуристическое общество объявило лауреатов премии Прометей за 2011 год:
Лучший роман / Best Novel:
• Darkship Thieves, Sarah Hoyt (Baen)
Её соперниками были:
• For the Win, Cory Doctorow (Tor)
• The Last Trumpet Project, Kevin MacArdry (www.lasttrumpetproject.com)
• Live Free or Die, John Ringo (Baen)
• Ceres, L. Neil Smith (Big Head Press)
Зал славы / Hall of Fame:
• Animal Farm, George Orwell (1945)
Его соперниками были:
• Falling Free, Lois McMaster Bujold (1988)
• “‘Repent, Harlequin!’ Said the Ticktockman”, Harlan Ellison (1965)
• “The Machine Stops”, E. M. Forster (1909)
• “As Easy as A.B.C.”, Rudyard Kipling (1912)
Премия Прометей будет вручаться на Renovation, 69м Ворлдконе, который пройдёт 17-21 августа 2011 года в Рено, Невада, США. Сара Хойт и наследники Джорджа Оруэлла получат по золотой медали и почётной грамоте. Оруэлл прежде уже выигрывал эту премию в категории «Зал славы» за роман 1984 (в 1984 году, на второй год вручения премии). Скотный двор уже не раз побывал финалистом в «Зале славы», но только этот раз оказался результативным.
Что ж, я рад за победителей. Для Оруэлла это давно заслуженная награда; думаю, что все мы читали эту повесть и разделяем решение либертарианцев. Что же касается награды за роман прошлого года, я болел за Доктороу, чей роман дальше разрабатывает направление, начатое Младшим братом, но уже на новом, более высоком уровне. Победе Хойт не удивлён. Эта относительно новая писательница всё чаще стала попадать в поле моего зрения. Она родом из Португалии, фантастику любит с детства, а волею судьбы оказавшись в Штатах (вышла за американца), стала писать НФ и фэнтези на английском. С этим проблем не было – английский филолог по образованию. Её фэнтези уже номинировались на Мифопоэтическую премию. Призовой роман, судя по рецензиям, – космоопера, но из рецензий так и неясно, чем же он так привлёк либертарианцев.
Номинации на Британскую фэнтезийную премию за 2011 год
Британское общество фэнтези (British Fantasy Society) объявило финалистов Британской фэнтезийной премии (British Fantasy Award) за 2011 год. Ими стали:
Лучший роман (Премия Августа Дерлета) / Best Novel (The August Derleth Fantasy Award):
• Apartment 16, Adam Nevill (Pan Macmillan)
• Demon Dance, Sam Stone (The House of Murky Depths)
• The Leaping, Tom Fletcher (Quercus)
• Pretty Little Dead Things, Gary McMahon (Angry Robot)
• The Silent Land, Graham Joyce (Gollancz)
Лучшая повесть / Best Novella
• “1922″, Stephen King (Full Dark, No Stars)
• Humpty’s Bones, Simon Clark (Telos)
• Ponthe Oldenguine, Andrew Hook (Atomic Fez)
• Sparrowhawk, Paul Finch (Pendragon)
• The Thief of Broken Toys, Tim Lebbon (ChiZine)
Лучший рассказ / Best Short Story
• The Beautiful Room, R.B. Russell (Nightjar)
• “Fool’s Gold,” Sam Stone (The Bitten Word)
• “The Lure,” Nicholas Royle (The End of the Line)
• “Otterburn,” Jan Edwards (Estronomicon Dec 2010)
• “Something For Nothing,” Joe Essid (Catastrophia)
Лучший авторский сборник / Best Collection
• Full Dark, No Stars, Stephen King (Hodder & Stoughton)
• The Gravedigger’s Tale: Fables of Fear, Simon Clark (Robert Hale)
• Last Exit for the Lost, Tim Lebbon (Cemetery Dance)
• One Monster Is Not Enough, Paul Finch (Gray Friar)
• Walkers in the Dark, Paul Finch (Ash-Tree)
Лучшая антология / Best Anthology
• Back From the Dead: The Legacy of the Pan Book of Horror Stories, Johnny Mains, ed. (Noose & Gibbet)
• The End of the Line, Jonathan Oliver, ed. (Solaris)
• The Mammoth Book of Best New Horror Volume 21, Stephen Jones, ed. (Robinson)
• Never Again, Allyson Bird & Joel Lane, eds. (Gray Friar)
• Zombie Apocalypse!, Stephen Jones, ed. (Robinson)
Лучшая нехудожественная книга / Best Non-Fiction
• Vincent Chong, Altered Visions: The Art of Vincent Chong (Telos)
• Cinema Futura, Mark Morris, ed. (PS Publishing)
• Fantastic TV: 50 Years of Cult Fantasy and Science Fiction, Steven Savile (Plexus)
• M.P. Shiel: The Middle Years 1897-1923, Harold Billings (Roger Beacham)
• The Shrieking Sixties, Darrel Buxton (Midnight Marquee)
Лучший художник / Best Artist
• Ben Baldwin
• Daniele Serra
• Les Edwards
• Paul Mudie
• Vincent Chong
Лучшее малое издательство / Best Small Press
• Atomic Fez; Ian Alexander Martin
• Gray Friar Press; Gary Fry
• Pendragon Press; Christopher Teague
• Telos Publishing; David J. Howe & Stephen James Walker
• At the Mountains of Madness, I.N.J. Culbard (SelfMadeHero)
• The Unwritten Vols. 1 & 2, Mike Carey & Peter Gross (Titan)
Номинации также были сделаны в киношной и телевизионной категориях. Лауреаты будут объявлены на Британском фэнтезийном коне FantasyCon 2011, который пройдёт с 30 сентября по 2 октября в Брайтоне, Великобритания. Следует помнить (я и в прошлом году об этом предупреждал), что в Британском обществе фэнтези тон задают адепты хоррора и магреализма, так что более традиционное фэнтези в номинациях встречается нечасто.
Большинство номинантов в романной категории представляют новое поколение британских авторов тёмной фэнтези и хоррора, например, Гэри МакМагон, рецензии на книги которого уже встречались на Фантлабе. Его конёк – пугающая атмосфера обыденности, которая пострашнее иных ужасов; а такая среда прекрасно способствует тому, чтобы в мир ворвалось какое-то древнее зло. Адам Невилл использует одну из традиционных тем ужастиков – нехорошее место – и делает это умно и со вкусом. Роман Тома Флетчера – смесь ужастика, народных сказок и пугающего реализма, а ещё – первая книга очень перспективной серии. А роман Сэм Стоун завершает вампирскую трилогию; она подхватила эстафету Энн Райс, когда той надоели вампиры. Особняком стоит новый роман самой яркой звезды британского магического реализма Грэма Джойса. Прежде я уже упоминал, что этот новый мистический роман – о паре лыжников, которые никак не могут выбраться из заблокированной лавиной альпийской деревни. Судя по отзывам рецензентов, наиболее вероятным претендентом на премию является именно Джойс.
В категории повестей выделяется Стивен Кинг с одной из повестей из нового сборника (наиболее вероятный лауреат). Другие же авторы – молодые и относительно молодые британцы. Примечательно, что в категории авторских сборников – совершенно те же имена. И там приоритет тоже у Кинга. Однако в категории рассказов имена совершенно иные, хотя из той же новой поросли британских хоррорушников. Явный лидер там не просматривается. Тех, кто более в материале, прошу присоединяться с комментариями.
Среди антологий доминирует Стивен Джонс сразу с двумя позициями – традиционным ежегодником Лучшего ужаса за год и характерной приметой времени: зомбической апокалиптикой. Это не суммирование, это умножение двух трендов. То ли ещё будет! Ещё внимание привлекает антология под названием Конечная станция (The End of the Line) – ужастики о лондонском метро во всех его проявлениях. Лавры Глуховского кому-то не дают покоя. Лишь бы не создали проект Underground 2033!
В нехудожественной категории – всего понемножку: альбом художника Винсента Чона, книги о киношной и телевизионной фантастике, о полузабытом авторе столетней давности и о британских ужастиках 60х. Совершенно невозможно предсказать победителя – как можно сравнивать такие разные книги?!
Художников я комментировать не буду, поскольку из пятерых знаю только старого мастера Леса Эдвардса (его картинки в свое время активно юзало АСТ). Независимые издательства и журналы, специализирующиеся на хорроре мне совершенно неведомы, поэтому ещё раз обращусь за помощью к тем, кто в материале.
А напоследок – новая категория графических романов, а в ней много интересного. Во-первых, новая работа Алана Мура. Это первый явный кандидат на премию. Но не всё так просто. Хотя все остальные авторы графических историй мне неизвестны, я не поленился посмотреть в Амазоне, что они из себя представляют. Интерес вызывают практически все, особенно Горы безумия по Лавкрафту! Не думаю, что я стал бы это себе покупать, но один раз прочитал бы точно. Так что кажущееся на первый взгляд преимущество Мура весьма относительно. А еще примечательно, что графические истории выпускают не только специализированные издательства комиксов (Titan), но и солидные книжные издательства (Jonathan Cape).
Номинации на премию Санберст за 2011 год
В последние дни июня были объявлены финалисты десятой ежегодной премии Санберст за достижения в области канадской фантастической литературы.
Книги для взрослых / Adult:
• Under Heaven, Guy Gavriel Kay (Penguin Canada)
• WWW: Watch, Robert J. Sawyer (Penguin Canada)
• Chimerascope, Douglas Smith (ChiZine)
• A Taint in the Blood, S.M. Stirling (New American Library)
• Stealing Home, Hayden Trenholm (Bundoran Press)
Детско-юношеские книги / Young Adult:
• Shapeshifter, Holly Bennett (Orca)
• Plain Kate, Erin Bow (Scholastic)
• The Painted Boy, Charles de Lint (Penguin)
• Bookweirder, Paul Glennon (Doubleday Canada)
• Dust City, Robert Paul Weston (Penguin Canada)
Лауреатов объявят 14 сентября 2011 года. Каждый из них получит денежный приз в размере $1,000 и медальон ручной работы с изображением логотипа премии – вспышки солнца.
Мне очень импонирует настойчивость, с которой Канада продвигает свою фантастическую культуру. Есть две крупные премии, одна из которых (Аврора) присуждается демократичным голосованием всех участников национального кона, а другая (Санберст) – недемократичным жюри (примерные аналоги британских премий BSFA и Артура Кларка). При том, что населения в Канаде раз в 10 меньше, чем в Штатах, голос канадских писателей не растворяется среди американцев, а популярность Уилсона (который Спин), Кея, Эриксона, де Линта, Доктороу давно приобрела международный размах.
В этом году в категории книг для взрослых явный лидер – Кей с мощным фэнтезийным квазиисторическим романом, действие которого происходит в стране, более всего напоминающей средневековый Китай. Этот роман выдвигался на все мыслимые премии, правда, ни одной до сих пор не получил. Пусть ему хоть на этот раз повезёт. Соперники у него достойные, но победить их вполне можно. Сойер представлен третьим томом довольно популярной НФ трилогии WWW. Предыдущие тома трилогии на разные премии выдвигались, но лавров не снискали. Более известный как автор боевой фантастики, Стирлинг на этот раз представлен романом об оборотнях, открывающим новую серию. Рецензенты отмечают излишний садизм и натурализм, поэтому премия вряд ли ему достанется. Смит, известный прежде всего малой прозой, представлен своим вторым авторским сборником, который демонстрирует широкий диапазон тем, стилей и жанров. Тренхольм – новый автор, а этот дебютный роман выдвинут на обе канадские премии. К сожалению, мне неизвестно, чем он так хорош. В прошлом году лауреатка из «молодых и рьяных» обошла мэтра Уилсона, чей роман выдвигался на все премии. Посмотрим, какие сюрпризы преподнесёт нам этот год.
Среди авторов книг для детей мне известен только де Линт. Другие для меня – совершенная терра инкогнита. Время покажет, кто победит: класс и опыт де Линта или новации и напор молодых авторов.
Финалисты премии Sidewise за 2011 год
Объявлены финалисты премии Sidewise в области альтернативной истории за 2011 год. Лауреаты будут объявлены на Ворлдконе этого года в Рено, Невада, США.
Короткая форма / Short Form:
• Mammoths of the Great Plains, Eleanor Arnason (PM Press)
• “Alter Kameraden,” Barry B. Longyear (Asimov’s, 4/10)
• “Sidewinders,” Ken MacLeod, in The Mammoth Book of Alternate Histories, ed. Ian Watson and Ian Whates (Robinson Publishing/Running Press)
• “A Clash of Eagles,” Alan Smale, in Panverse Two, Derwin Mak & Eric Choi, eds. (DAW)
• “Goin’ Down to Anglotown”, William F. Wu, in The Dragon and the Stars, Derwin Mak & Eric Choi, eds. (DAW)
Длинная форма / Long Form
• Columbia and Britannia, ed. by Adam Chamberlain and Brian Dixon (Fourth Horseman Press)
• Red Inferno: 1945, Robert Conroy (Ballantine)
• Pinion, Jay Lake (Tor)
• When Angels Wept, Eric Swedin (Potomac Books)
Альтернативная история – сложный (под)жанр, в том смысле, что очень много усилий тратится на создание непротиворечивого и достоверного мира, как бы нашего, да не совсем. Поэтому действительно удачных альтернативок не так уж и много. Особенно сложно работать здесь в малой форме. В этой номинации выделяется повесть Арнасон, где в современной Америке бродят стада мамонтов как живой символ непрекращающейся борьбы индейцев с пришлыми европейцами. В повести есть и Сибирь, и русская революция, и ещё много всего. О других номинантах в малой категории, к моему сожалению, мне известно немного.
В крупной форме всего четыре книги. Первая – антология о том, как развивалась бы история, если в 1766 году Британия включила бы североамериканские колонии в состав королевства и представила их в парламенте. Война за независимость так и не началась бы. Девять новелл этой книги повествуют о ключевых событиях истории Британской империи и всего мира с точки зрения американцев от момента ветвления в 1766 году до наших дней. На Амазоне представлены таймлайн, перечень персоналий, очень интересные карты и множество других приложений, которые являются самой лучшей рекламой книге. В романе альтернативного историка Второй мировой войны Конроя споры о дележе Германии между победителями приводят к военному конфликту СССР и США уже в 1945 году. Рецензенты отмечают очень тщательную проработку исторического контекста, поэтому роман будет интересен любителям истории не только альтернативной. После награждения премией Джона Кэмпбелла за лучший дебют и нескольких номинаций на Хьюго и другие премии Джей Лейк выдал на-гора очень многогранную клокпанк-трилогию, завершающий роман которой представлен в этой номинации. К сожалению, не зная первых двух книг, разобраться что к чему даже в рецензии тяжеловато. И последней в номинации стоит книга профессора Сведина о возможных последствиях одного из поворотных моментов ХХ века – Карибского кризиса. Вариантов была масса – от тотальной ядерной войны до мирного разрешения, которое, к счастью, и произошло в реальности, с целым спектром сценариев между ними. Автор подробно рассматривает все возможные несостоявшиеся варианты несколько суховатым языком исторического трактата. Этой книге не хватает художественности, иначе цены бы ей не было.
Не берусь предсказывать, кому достанутся премии, поскольку не знаю механизма выбора лауреатов.
Память
И в завершение ещё вот такая новость, но не о премиях, а об увековечивании памяти. Фонд памяти Роберта Холдстока достиг своей цели. По соглашению с Woodland Trust (благотворительным фондом, занимающимся охраной и уходом за природными лесными массивами Британии) три акра леса Victory Wood возле Кентербери – между древними лесами Блин и Элленден (Blean and Ellenden woodlands) – посвящены Роберту Холдстоку на постоянной и исключительной основе; кроме того, его памяти также посвящены скамья и молодой дубок в этом лесу. В 1993 году Холдсток заметил, что «шлепок мокрого дубового листа – одно из ощущений, которые нравятся мне больше всего».
Кстати, его последний роман Avilion в этом году получил премию Чешской Академии НФ, фэнтези и ужаса. У них, стало быть, весь цикл Мифаго уже переведен. А у нас когда?
Что ж, лес теперь есть. Осталось только мифаго наглючить…