Мини дискуссия о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Мини-дискуссия о приключенческой фантастике 1969 года: письма читателей
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мини-дискуссия о приключенческой фантастике 1969 года: письма читателей

Статья написана 12 апреля 20:14

На статьи Всеволода РЕВИЧА «Приключений ради...» и Ивана ЕФРЕМОВА «Да, ради приключений!» в «Литературной газете» откликнулись читатели.


Еще о приключениях


Читатель обсуждает...

Статья И. Ефремова «Да, ради приключений!» («ЛГ», № 11, 1969) вызвала ряд читательских откликов.

Читатели поддерживают И. Ефремова, высказавшегося за развитие советской приключенческой литературы, за широкое издание книг приключенческого жанра. Как верно подчеркивается в одном из писем, вошедших в сегодняшнюю подборку, мы – за такую приключенческую литературу, которая активно способствует делу коммунистического воспитания.

***

Я согласна с И. Ефремовым, что приключенческая литература помогает формировать характер и вкусы юноши, а иногда и предопределяет его жизненный путь. Если бы можно было провести опрос среди ныне известных геологов и географов, авиаторов и моряков, то большинство из них ответили бы, что в молодости увлекались такой литературой. Да и только ли в молодости? Мне 63 года и я с увлечением читаю Хейердала, Кусто.

Хочу сказать еще вот о чем: года три-четыре назад выпускалось много книг о путешествиях. Они не залеживались на полках, их расхватывали. Почему же теперь сократили их издание? И почему пренебрежительно относится к ним критика? Критики охотно пишут о малозначительных стихах и прозе и, похоже, вовсе отказываются судить о приключенческом жанре.

Н. БУТКОВСКАЯ. ЛЕНИНГРАД.

***

Я полностью поддерживаю выступление И. Ефремова. Верно, что мы очень мало печатаем классическую переводную приключенческую литературу. Да и книги такого жанра, принадлежащие советским авторам, тоже издаются в недостаточном количестве.

В книжных магазинах – особенно в провинции – вы не найдете произведений А. Грина, И. Ефремова, Г. Тушкана, А. Казанцева. Когда они появляются, их раскупают мгновенно. То же относится и к книгам А. Дюма. Жюль Верна, Майн Рида, Джека Лондона. А таких авторов, как Хаггард, Буссенар, Жаколио, Эберс, молодежь и вовсе не знает.

Приключенческий жанр воспитывает благородные качества – смелость, любовь к природе. Хорошая приключенческая книга – подарок, она помогает жить...

Виктор ГАЛКИН, рабочий. БЕРДЯНСК.

***

Горячо и энергично выступил И. Ефремов в защиту приключенческого жанра. Целиком присоединяюсь к автору, когда он вспоминает о месте и значении приключенческих книг в литературных увлечениях подростков, их значении в формировании юношеских характеров. Интересов будущих инженеров, ученых, мореплавателей и землепроходцев. Соглашаюсь с его уважительным отношением к приключенческой литературе – особенно с тем, что «пора поставить критику, занимающуюся так называемыми «второстепенными» жанрами на строгую научную, марксистско-диалектическую основу...

Итак, я согласен с И. Ефремовым в главном — в признании равных прав приключенческого жанра с иными жанрами на современном Парнасе. Однако чувствую необходимость и поспорить.

И. Ефремов резко отвергает «установку» В. Ревича, автора статьи «Приключений ради...», — «ради приключений не стоит писать, а тем более печатать книги». Известный писатель-фантаст, автор многих остроприключенческих по форме произведений, заканчивая свою статью, еще раз заявляет «Я бы провозгласил здравицу за приключения для приключений...»

Но приключения приключениям рознь. И я не за приключения ради приключений. Во всяком случае, не за всякие. А только за те, которые формируют в подростке благородный, честный, прямой, мужественный, стойкий и – обязательно – идейно-зрелый характер. Характер советского человека, умеющего, говоря словами самого И. Ефремова, «и романтически мечтать и добиваться своего во имя мечты, соответствующей коммунистическим идеалам».

Да, да, это пишет сам И. Ефремов. Но тогда... значит, безосновательны мои претензии к нему?

Нет, «приключения ради приключений» — броская, запоминающаяся, но скользкая дефиниция. И хотя она, по сути дела, находится в несомненном противоречии со всем остальным, что сказано в статье самого И. Ефремова, но высказанная столь уважаемым писателем подобная формулировка может кое-кого ввести в заблуждение, сбить с толку.

В исходной принципиальной своей позиции автор статьи «Приключений ради...» В. Ревич все-таки прав. Приключения нашим читателям (особенно юным) нужны прежде всего ради воспитания в них, читателях, лучших человеческих качеств на примерах приключенческих книг, отвечающих духу нашего гуманизма, идеалам социальной справедливости, идеалам активной борьбы с угнетением, злом, преступлениями против человечества.

А. КУЗНЕЦОВ. ВОЛЬСК Саратовской области.


«Литературная газета» от 11 июля 1969 года (№24). Стр. 6.





616
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 апреля 21:01
Интересно, автор последнего письма, написавший: «Приключения нашим читателям (особенно юным) нужны прежде всего ради воспитания в них, читателях...» видел когда-нибудь живого юного читателя (любящего, чтобы его воспитывали) или о них только в книжках читал?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 апреля 21:45
цитата psw
видел когда-нибудь живого юного читателя (любящего, чтобы его воспитывали)
Речь о том, чтобы персонажи вдохновляли на всë перечисленное. Как Павка Корчагин вдохновлял молодëжь 30-х годов.
 


Ссылка на сообщение14 апреля 07:49
Ну, я, к примеру, начитавшись в детстве булычевской «Алисы», вполне серьёзно собирался работать в космосе — в школе специально записывался на кружки и секции, которые были бы полезны в будущих приключениях (от самбо и плавания до первой помощи и основ экологии). Как раз недавно прошли испытания «Бурана», журналы взахлёб писали о планах экспедиций к ближним планетам. Я прикинул, что успеваю закончить ВУЗ к началу первых межпланетных полётов. И очень беспокоился, что придётся конкурировать с сотнями других, более подготовленных ребят.
Поэтому да, книжки действительно мотивировали приключениями к некоему самовоспитанию и «боевой подготовке». Пусть даже в такой наивной форме.
 


Ссылка на сообщение14 апреля 08:33
Это понятно. Но вы все же читали о приключениях ради самих приключений, а не ради воспитания в себе каких-то лучших человеческих качеств. В интересе к приключениям нет идеологии как таковой, в американском палпе 30-х жажды приключений не меньше (хотя идеологии туда пихали не меньше, чем у нас).
 


Ссылка на сообщение14 апреля 09:48
Это смотря с какого конца заглядывать...
Если брать школьника-подростка, то он через приключения мечтает о всём сразу — от всемирной славы до девичьих восторгов. Если же брать общество, то оно вполне сознательно через приключенческую литературу «загружает» новое поколение теми вещами, что актуальны в рамках культурно-социального окружения и насущных хозяйственных потребностей. Если я вижу, что самый успешный «приключенец» это не просто очередной сорви-голова, а парень который выйдет из любой ситуации с прибытком, благодаря, в первую очередь, своей подготовке и знаниям, да ещё если такой типаж всячески поощряется обществом... то именно воспитание нужных качеств и навыков станет желаемым приоритетом. Грубо говоря: хочешь быть крутым — умей им быть, учись. И воспитание качеств становится самоцелью.
У американцев приоритет несколько иной — там, начиная от Майна Рида и кончая Робертом Хайнлайном, во главе угла природная сильная личность (причём, он такой с рождения, всегда первый, всегда лучший) с тонким, как у лисы, чутьём на выгоду и железными кулаками — человек, готовый воевать со всем миром за свой кусок счастья. Как там писал Джек Лондон: здоровая всепобеждающая натура, истинный сын белой расы. У него генетически уже всё есть.


⇑ Наверх