– Иди, иди, – сказал вслед ему Абдулла. – Хороший дом, хорошая жена… Что еще надо человеку, чтобы встретить старость?..
«Белое солнце пустыни», кинофильм 1969 г. и одноименный роман-новеллизация 1971 г.
«Игра киллера» (2024) – второй фильм режиссера Джей Джей Перри после вышедшей на Netflix «Дневной смены» (2022) с Джейми Фоксом про вампиров. Несмотря на отсутствие упырей и других сказочных чудищ в новом фильме – он получился не менее нереалистичным, чем предыдущий.
Сюжет повествует о благородном киллере Джо Фладе, который на очередном задании встречает прекрасную Мейзи – балерину на излете карьеры, влюбляется в нее и собирается уйти вместе с ней «на пенсию». Планы Джо нарушает неутешительный диагноз – он смертельно болен, жить ему осталось мало, а краткий остаток своих дней он проведет в вегетативном состоянии. В силу обстоятельств главный герой решается на весьма замысловатый способ добровольного ухода из жизни – заказывает себя конкурирующей группировке. И хотя вскоре выясняется, что диагноз поставлен ошибочно, а сам Джо спешит отменить заказ на себя, взявшаяся за работу начальница киллеров отказываться от нее не спешит: никакого бизнеса, это личное. Теперь Джо предстоит сразиться с несколькими группами киллеров и наемников разной степени штатной укомплектованности (от одиночек и дуэтов до целых отрядов) на пути к мирной жизни с возлюбленной.
Главную роль в фильме исполняет Дэйв Батиста (громила-невидимка Дракс из кинотрилогии о «Стражах Галактики» Джеймса Ганна и Глоссу «Зверь» Раббан Харконнен из недавней «Дюны: Часть вторая» Дени Вильнева). Актер внушительных габаритов и недюжинного драматического таланта (достаточно посмотреть эпизод с ним в «Бегущем по лезвию 2049» (2017) того же Дени Вильнева) не всегда выглядит впечатляюще в боевых сценах (за редким исключением – как, например, в «Армии мертвецов» (2021) Зака Снайдера, где Батиста прекрасно показал себя и как драматический актер и как актер боевика) и зачастую смотрится беспомощно в сценах комедийных, с которыми куда лучше справляются его бывшие коллеги по рестлингу, а ныне тоже актеры – Дуэйн Джонсон и Джон Сина. Поскольку в «Игре киллера» Батисте досталось и то, и другое, и третье, его роль получилась неровной.
София Бутелла (главная героиня «Мятежной Луны» (2024) Зака Снайдера) – обворожительная и живая, порхает на сцене и разит главного героя в самое сердце (в начале фильма), а супостатов – в голову (ближе к концу фильма). Сама бывшая танцовщица, Бутелла играет Мейзи не только мимикой и выражением глаз, но и всем телом – позами и движениями. Образ получился цельный, хорошо сыгран и украшает собой фильм.
Оскароносный сэр Бен Кингсли («Список Шиндлера» (1993) Стивена Спилберга и «Смерть и девушка» (1994) Романа Полански) предстает в роли куратора и близкого друга главного героя – Цви Рабиновича по прозвищу «Раввин» (да, среди продюсеров «Игры киллера» есть и продюсер «Счастливого числа Слевина» (2005), в котором Бен Кингсли играл криминального авторитета с точно таким же прозвищем). Выдающийся актер достойно смотрится даже в комедийном боевике, изображая своего персонажа в зависимости от ситуации комичным, заботливым, отстраненным и опасным – не столько угадывая тон той или иной сцены, сколько задавая его самостоятельно.
Постаревшая, но все еще неувядающая Алекс Кингстон (Ривер Сонг из телесериала «Доктор Кто») играет боевую подругу Цви Рабиновича. Появляясь в нескольких коротких эпизодах, она искрит и зажигает – по крайней мере тогда, когда сценаристы не подсовывают ей избитые и пошловатые монологи.
Из других заметных лицедеев можно упомянуть Пом Клементьефф («питомец и урод» Мантис из кинотрилогии о «Стражах Галактики» Джеймса Ганна) – главную злодейку фильма, а также Терри Крюса (бывший футболист и бодибилдер; играл в первых трех частях «Неудержимых» с Сильвестром Сталлоне и снимался в юмористической рекламе Old Spice) – одного из бывших коллег-киллеров Джо.
Роли прочих коллег-киллеров преимущественно отдали спортсменам и мастерам боевых искусств – бывшим и действующим каскадерам вроде Дэниэла Бернхарда (дебют в кино в 1996 в главной роли «Кровавого спорта 2», из свежего – эпизодические роли в «Никто» (2021) Ильи Найшуллера, «Красное уведомление» (2021) и «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» (2023) на Netflix), помимо которого среди охотящихся за героем Батисты можно увидеть Марко Сарора (в х\ф «Джон Уик 4» играл Чиди), который изображает киллера-танцора Ботаса, Скотта Эдкинса (в х\ф «Джон Уик 4» играл Киллу) – один из шотландских братьев Маккензи, Миклоша Лукаша ст. (дублер Хавьера Бардема в обеих частях «Дюны» Дени Вильнева) – оба брата-мотоциклиста, Люси Корк и Шейну Уэст – тусовщицы Джинни и Тоня. Еще есть действующий рестлер – Дрю Гэлловэй (он же Дрю Макинтайр) – второй из братьев Маккензи.
Удивляться обилию спортсменов и каскадеров в фильме не стоит, ведь и сам режиссер (обладатель черных поясов по тхэквондо и хапкидо), несмотря на то, что за плечами у него всего две работы в качестве постановщика фильмов, в кино давным-давно попал именно через ремесло каскадера. Именно он был дублером персонажа Джонни Кейджа в х\ф «Смертельная битва» (1995) Пола У. С. Андерсона, а в продолжениях экранизации видеоигр уже «сыграл» сам, исполнив роли Скорпиона, Сайрэкса и Нуб Сайбота в «Смертельная битва 2: Истребление» (1997) и Саб-Зиро в телесериале «Смертельная битва: Завоевание» (1998 – 1999).
Пойдя по стопам уже зарекомендовавших себя режиссеров-каскадеров – Чада Стахелски (снял все 4 фильма о Джоне Уике, 1-й – совместно с Дэвидом Литчем) и Дэвида Литча («Взрывная блондинка» (2017) с Шарлиз Терон и Софией Бутеллой, «Быстрее пули» (2022) с Брэдом Питтом и «Каскадеры» (2024) с Райаном Гослингом и Эмили Блант), Перри пытается выстраивать в «Игре киллера» мир, в котором персонажи живут по определенным правилам игры – наподобие мира «Джона Уика», однако не преуспевает, уделяя делу построения мира недостаточно времени и внимания в повествовании и не озаботившись наличием в фильме таких важных атрибутов, как достопримечательные места или запоминающийся реквизит (вроде отеля «Континенталь» и золотых монет, которыми пользуется Джон Уик и ему подобные).
У «Игры киллера» есть литературный первоисточник – одноименный роман 1997 года, автором которого является беллетрист Джей Бонансинга. За переработку романа в сценарий отвечали Джеймс Койн и Рэнд Рэвич, наиболее известный провалившимся в прокате фильмом «Жена астронавта» (1999) с Джонни Деппом. Получившийся сюжет комедийного боевика, по умолчанию не претендующий на какие-либо литературные лавры и кинонаграды, во многом перекликается с сюжетами пары фильмов крепкого ремесленника и творца боевиков категории «Б» – Джо Карнахана, в которых охочим до вознаграждения наемникам и убийцам наперегонки нужно добраться до конкретного человека, а также с комиксными страданиями Скотта Пилигрима, противостоящего бывшим ухажерам своей новой возлюбленной, но в «Игре киллера» – «бывшие» это уже коллеги самого главного героя: непосредственно участвующие в «игре» Лавдал, банда Кояна, братаны Лангош (мотоциклисты), братья Маккензи (шотландцы, на английскую речь с шотландским акцентом которых в кино пускают английские же субтитры), тусовщицы Джинни и Тоня, Ботас и группа наемников (военных преступников – охранников главной злодейки) со стороны.
Несмотря на всю вторичность развлекательного сюжета, нельзя не отметить важный социальный посыл фильма, который может затеряться за обилием трюков и перестрелок: получив страшный диагноз, сперва следует перепроверить его у других врачей, а в случае подтверждения – не сдаваться раньше времени, руководствуясь нравоучениями Цви Рабиновича: «Поступим вот как. Объедем всех врачей. Если скажут, мол, все безнадежно, пойдем в горы и найдем шамана. Надо бороться. Бороться за жизнь.».
С визуальной составляющей фильма все неплохо, но не все гладко: кино изобилует интересными решениями (повторением интересных решений, подсмотренных в других фильмах), которые в итоге так и не выстраиваются в единую стилистику, а скачут от эпизода к эпизоду, внезапно то появляясь и повторяясь, а то бесследно исчезая. Как будто фильм хочет показать как можно больше трюков не только в драках и перестрелках (которые поставлены и сняты на вполне достойном уровне), но и в операторской работе и монтаже.
Стильно и динамично – в первой половине фильма – выполнены переходы между сценами профессиональной деятельности Джо и его мирной жизни с Мейзи: кадры убийств сменяются танцами, а затем рука, казалось, тянущаяся к телефону, уже хватает пистолет.
Со временем фильм все больше и больше становится китчевым – и когда ему перестает хватать цветовой палитры и гардероба персонажей, он начинает если не ломать, то пошатывать пресловутую «четвертую стену», или вписывая прозвища соперников главного героя в мизансцену, или даже не стесняясь выводить их огромными стилизованными надписями прямо на экран, родня «Игру киллера» с комедийными кинокомиксами.
Наигравшись с представлением эпизодических супостатов (при этом тратя на их представление зрителю времени порой не меньше, чем на расправу главного героя с ними), примерно с середины фильма его создателей увлекает – до злоупотребления – техника разделенного экрана, одновременно демонстрируя происходящее в двух, в трех и даже в пяти локациях!
Весь этот «кинематографический винегрет», не претендующий на серьезность, смотрится легко (как, впрочем, легко и забывается после просмотра), представляя собой аттракцион, участникам которого позволили повеселиться самим, показав не только себя лицом, но и свое лицо в кадре тоже (каскадеры стали актерами), и развлечь зрителей кроваво-комедийным боевиком.
«Игра киллера» (2024) – водевильный вариант кинофраншизы «Джон Уик» с Киану Ривзом и, пожалуй, не самое удачное подражание одновременно фильмам Джо Карнахана – «Козырные тузы» (2007) и «День курка» (2019) – о ворохе разношерстых наемных убийц, пытающихся добраться до одного человека, и кинокомиксу «Скотт Пилигрим против всех» (2010) Эдгара Райта, у которого, слегка переиначивая, как будто заимствуется фабула о необходимости победить «бывших» (здесь – бывших коллег: семь групп злых киллеров), чтобы воссоединиться со своим любимым человеком.
Ситуацию спасают некоторые актеры на второстепенных ролях (в первую очередь – сэр Бен Кингсли), несерьезность подачи повествования и временами удачный юмор, а также броский и залихватский подход к съемкам и монтажу ряда сцен, отчасти компенсирующие (маскирующие?) недостатки постановки этого комедийного боевика, снятого бывшим спортсменом и каскадером, а теперь – начинающим кинорежиссером.
И точно также, как в 1990-х, когда Перри сам подменял актеров в боевых сценах, сейчас он подменяет своими китчевыми постановками – кино, рассчитывая, что за трюками и другими броскими элементами фильма зритель не заметит подмены. И временами ему это удается.