Когда маленькие девочки не с


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «PanTata» > Когда маленькие девочки не с розовыми бантиками
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Когда маленькие девочки не с розовыми бантиками

Статья написана 16 сентября 11:47
Когда что-то страшное происходит со взрослыми, мурашки бегут по коже. А если герои хоррора дети, у читателя невольно возникает когнитивный диссонанс. Маленькие мальчики и девочки должны жить в радости и довольствии, им по определению положены красивые игрушки и много веселья, но никак не ужасы наяву!

Вот только писатель Павел Беляев, работая над своим произведением для подростков «Потапыч», решил иначе. Его главная героиня Вика не носит розовых бантиков и платьиц в оборочках. Ее «ночная рубашка — вся изодранная и в крови, а на ногах стоптанные мужские боты.... Она была вся в чём‑то измазана, а волосы на голове слиплись и потеряли цвет». Вместо куклы Барби в руках у девочки зловещего вида плюшевый медведь. А вместо парка аттракционов ее досуг проходит в больнице, куда вместе с ней проникло нечто пугающее, чего взрослые не видят, во что они не верят, а значит, детям самим придется бороться с этим чем-то, превратившем стены в пути перемещения, а окна — в средства передачи информации.

Не тратя время на сантименты, описания и лирические отступления, Павел Беляев срывается «с места в карьер» и сразу нагоняет жуть на читателя, который оказывается выдернут из своей карамельной реальности и попадает в место, где никто никогда не хотел бы оказаться. Вокруг стерильная больничная атмосфера, встревоженные ровесники и нечто такое, от чего кровь в венах превращается в лед. И чем дальше — тем больше! «Топоток маленьких ножек — или лапок? — то чуть стихал, то возобновлялся с новой силой. В какой‑то момент к нему действительно добавился едва уловимый писк. Он доносился словно откуда‑то издалека, как из другого мира. Или просто наши стены были достаточно толстыми, чтобы заглушать голоса тех, кто в них жил...»

Книга кажется страшной даже взрослому читателю, который вдруг во всей красе видит собственную зашоренность и не готовность встретиться лицом к лицу с неизведанным, сверхъестественным, борьба с чем требует определенного фатализма, жертвенности и героизма. Он видит себя одним из тех «слепых» персонажей которые во имя собственного покоя не замечают и не хотят слышать, отрицают и не придают значения.

Подростки же более восприимчивы к тому, что наукой не доказано, и так не только на страницах. У них не остается иного выбора, кроме как поверить каждому слову Павла Беляева, который умеет быть убедительным. Он пугает и в то же время приятно удивляет, показывая, на что мы порой способны, если нас вытащить из зоны комфорта. В итоге он дарит море эмоций, «по ходу пьесы» меняет безнадежность на надежду, проводит читателей по самой грани, отделяющей нормальность от безумия, и таким образом помогает проработать переживания, накопившиеся за день, что психологи считают очень полезным.

«Потапыч» — мрачноватая книга, так диктуют каноны жанра. Но перегибов, которые сделали ли бы ее исключительно взрослой на страницах нет. Никакой избыточной жестокости и кровавой детализации при наличии высокого напряжения, закрученной интриги и качественного саспенса.


Издательство «Союз писателей», Новокузнецк





320
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх