Натан Бэллингруд


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Натан Бэллингруд «Странность»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Натан Бэллингруд «Странность»

Статья написана 2 сентября 20:27

Аннотация:

1931, Нью-Галвестон, Марс: четырнадцатилетняя Анабель Крисп отправляется через пустоши Странного мира, чтобы найти банду Сайласа Мундта, укравшую голос её матери, уничтожившую её отца и оставившую ей только жажду мести.

С тех пор как мать улетела на Землю, чтобы заботиться о своей больной матери, дни в Нью-Галвестоне Анабель проводила в школе, а ночи — в закусочной своего немногословного отца, с Уотсоном, семейным кухонным комбайном и посудомоечной машиной — её единственным компаньоном. Когда наступило Безмолвие, а связь и поставки с Земли в колонии на Марсе прекратились, жизнь, казалось, застыла в зловещем предчувствии до той ночи, когда напали Сайлас Мундт и его банда.

Роман Баллингруда одновременно напоминает о мечтах об Америке, описанной в «Марсианских хрониках» Рэя Брэдбери, и о суровых реалиях жизни на фронтире из «Железной хватки» Чарльза Портиса. В нём Анабель стремится отомстить на фоне измученного и озлобленного мира, сопровождаемая Кухонным Комбайном, пьяным космическим пилотом и самой крутой женщиной на Марсе.




До прибытия первого человека на Марс в 1864 году красный бог войны оставался холодным мертвым камнем, погребенным в песках, и лишь ветры пели ему похоронную песню. Но с приходом колонистов: смельчаков, шахтеров и военных — вглубь, к сердцу планеты потянулись колодцы шахт. Чудодейственный минерал, прозванный Странностью, после переработки на земных заводах оживлял механические Автоматы и дарил им некое подобие разумного поведения. Однако, когда наступила Тишина, рассеянные по Марсу горстки колонистов оказались брошены на произвол злого рока.

Роман "Странность" — это дебют в крупной форме Натана Бэллингруда, прежде публиковавшегося исключительно с рассказами и повестями. Причем довольно неплохими, если посмотреть на послужной список, ведь он дважды становился лауреатом премии имени Ширли Джексон, а кроме того дважды номинировался на Британскую и Всемирную премии фэнтези. Тем интереснее оценить, насколько удачной оказалась его проба пера в большем масштабе. Как признается сам автор в послесловии, идея зародилась у него давным-давно, однако дальше нескольких сцен дело не шло. Потребовалась многолетняя поддержка близких и друзей, чтобы завершить роман.

Первую скрипку в меланхоличной марсианской симфонии Бэллингруда играет лиричная стилизация под приключенческие романы и вестерны рубежа 19-20 веков. Помимо А. К. Дойла и Генри Хаггарда, которых упоминает сама главная героиня Анабель Крисп, на ум сразу приходит фантастика Уэллса и Верна. В них отважные и чуть наивные герои вырываются из рутины и отправляются в странствия по просторам неизведанного, вооружившись верой в силу научного знания, но при этом не чуждаясь эмоций от созерцаний и открытий. Однако в "Странности" неспешная экспозиция растягивается почти до середины истории, заставляя читателя погрязнуть в быту застрявших в безвременьи и неопределенности Тишины, будто насекомые в янтаре, жителей Нью-Галвестона.

Вторым по счету, но отнюдь не по важности, в игру вступает психологический хоррор. Сначала мотивы пугающей марсианской чужеродности и странности — во всех ее смыслах — едва различимы. Но едва Анабель Крисп отправляется в путь, как инаковость все чаще пробирается между строк, кружит вальс с песчинками и зорко выглядывает между валунов. Обезумевшие боевые Автоматы Великой войны, одержимые своими галлюцинациями или верованиями культисты. В какой-то момент контуры самой реальности размываются, рождая причудливые и жуткие картины.

Несмотря на юность нашей героини и рассказчицы, Анабель Крисп, история максимально далека от клише янг-эдалта. Действительно, сообразно своим четырнадцати годам Анабель ведет себя то по-детски импульсивно и вздорно, то по-взрослому рассудительно и стойко, однако элементы становления ее характера уместно вписаны в канон приключенческого романа-вестерна. Тем более, что Анабели и так уже пришлось повзрослеть и разделить ответственность за семейный бизнес — небольшую закусочную — с отцом, когда Тишина разлучила ее с матерью, улетевшей на Землю.

Впечатления от романа во многом определятся читательским отношением к его стилю и манере повествования. Медитативный и созерцательный, он опирается на выдержанные в оттенках сепии визуальные образы, на атмосферу неизбывной тоски и утраты, на дрожь при столкновении с непостижимым и зловещим чудом, которое манит к себе людей, как мотыльков на зеленые огни. Редкие вспышки драйвого экшена едва ли перевешивают общую размеренность. А в финале автор не ставит перед собой задачи раскрыть оставшиеся тайны — ответы на некоторые вопросы мы так и не узнаем. Они так и останутся сокрыты в шепоте марсианских призраков, в снах механических Автоматов, в сиянии зеленых глаз и ощущении уюта от чтения Конан Дойла в палатке посреди пустыни.

Итог: тягучий и размеренный сплав психологического хоррора с марсианским вестерном.

Моя оценка: 8/10





1038
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 сентября 20:44
Спасибо! Я что-то до сих пор не решил брать или нет.
Я не очень люблю хоррор, даже вот такой, в сплаве
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 сентября 20:54
цитата Karavaev
Я что-то до сих пор не решил брать или нет.
Я не очень люблю хоррор, даже вот такой, в сплаве

Я вот чистый хоррор недолюбливаю, и он отвечает мне взаимностью:Р А в смешении с другими жанрами наоборот воспринимаю его, как острую специю.

В данном случае то, что Бэллингруд — все-таки больше хоррорщик, ощущается сильно, да, но без мясных деталей. Хотя судя по отзывам, он в рассказах не тяготеет к мозгам-крови-кишкам. Но если вычеркнуть хоррор из романа, то... останется меланхолия и вот такие... триллерные? элементы:
цитата
Мы предпочитаем считать призраков обитателями тьмы, но здесь они кишели в ржавом свете солнца. В стороне возникали фигуры, обычно одинокие, но иногда маленькими группами, слишком далекие, чтобы я могла разглядеть хоть какие-то черты. Время от времени я замечала вершины башен или длинные, громоздкие сооружения, превосходившие высотой любое здание, которое я видела в своей жизни; мной овладевало подобие благоговейного ужаса, а потом эти сооружения исчезали, точно унесенные порывом ветра.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 21:31
да вот же, так-то я в Иной фантастике прочел уже все, кроме двух книг и вот этой новинки.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 21:46
Что забавно, меня в «иной» серии по большому счету до «Странности» все скорее разочаровывали, даже несмотря на относительно приемлемые оценки.
Радека не смог продраться дальше первых десятка страниц. Макдональд, Кэтлинг, Матушек — то, да не то. Значительные части романов вызывали исключительно отторжение.
Впрочем, я еще значительные надежды возлагаю на Маклауда и Каньтох, сдержанно надеюсь на лучшее с Холлом. 8-)
 


Ссылка на сообщение2 сентября 23:19
Та же ситуация. Разочарование. И Кэтлинг, и Радек ничем не впечатлили
 


Ссылка на сообщение3 сентября 10:00
После Каньтох и Маклауд сверим часы;)
 


Ссылка на сообщение3 сентября 19:19
цитата Green_Bear
судя по отзывам, он в рассказах не тяготеет к мозгам-крови-кишкам


Баллингруд к вирд-фикшн относится, это смесь «странной», вычурной прозы со сверхъестественными ужасами. Расчлененкой там чаще всего и не пахнет)
Да и вообще сводить хоррор к кровокишкам и прочему такому — довольно старый и нелепый стереотип) Классический хоррор вообще без крови-кишков. Кровь-кишки пошли с 80-х, когда сплаттер начался, но это совсем особый поджанр.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 20:17
цитата Бедлам
Баллингруд к вирд-фикшн относится, это смесь «странной», вычурной прозы со сверхъестественными ужасами. Расчлененкой там чаще всего и не пахнет)

Тем лучше для широкого круга читателей. Буду иметь в виду.
цитата Бедлам
Да и вообще сводить хоррор к кровокишкам и прочему такому — довольно старый и нелепый стереотип) Классический хоррор вообще без крови-кишков.

То, что хоррор многообразен, мы оба — и я, и Karavaev отличным образом знаем. Моей целью было подчеркнуть, что «Странность» по крайней мере не триггернет именно таким образом моего собеседника, который выше уточнил, что хоррор не очень жалует.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 20:55
цитата Green_Bear
Моей целью было подчеркнуть, что «Странность» по крайней мере не триггернет именно таким образом моего собеседника


Понял)


Ссылка на сообщение2 сентября 20:53
Большое спасибо! Вам доверие великое, но и хочется и колется. Одно из главных препятствий: а в книге есть вообще объяснение, каким макаром люди на Марсе оказались в 1864 году и как там выжили? Или это был 1864 год Космической Эры?8-):-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 сентября 20:58
цитата vfvfhm
а в книге есть вообще объяснение, каким макаром люди на Марсе оказались в 1864 году и как там выжили?

Я нарочно очень жирно намекаю через Верна и Уэллса, какой научно-технический уровень у людей;)
Никаких инженерных деталей или обоснований, просто шестеренки и провода, просто летающая «тарелка» с неким топливом, наследующая старинному прототипу от гениального изобретателя. Тчк.
Как бы космический стимпанк, но без пара. Или марсианский Фаллаут без атомной энергии)))
Иными словами

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

ничего не объясняется, просто дается как факт, что люди словно на телегах переправляются на этих тарелках-блюдцах на Марс
 


Ссылка на сообщение2 сентября 21:10
Спасибо за разъяснения! :beer: Ох еще смутнее на душе стало:-) Буду думать... Хорошо, что люблю это дело:-)))
 


Ссылка на сообщение2 сентября 21:20
цитата vfvfhm
Ох еще смутнее на душе стало

Ну я лично мало кому вот так рискну твердо рекомендовать обязательно читать роман. Он все же нишевый, на любителя в сочетании двух тематик. Мне такое чтение зашло, хотя до середины я был скорее разочарован отсутствием ярких событий и интриг. Потом напряжение сгустилось, да. И завертело уже, закрутило.
цитата vfvfhm
Хорошо, что люблю это дело

:beer:
У «Странности» есть еще один большой плюс — небольшой размер. Если даже не зайдет, то страдать будете недолго:Р
Это вам не «Оникромос», где читать надо весь немалый кирпич «от и до», а потом с немалым шансом разочароваться окончательно к финалу :-)))
 


Ссылка на сообщение3 сентября 00:21
цитата Green_Bear
Это вам не «Оникромос», где читать надо весь немалый кирпич «от и до», а потом с немалым шансом разочароваться окончательно к финалу

А вот за это отдельное спасибо! А то чуть было не...:-) Слишком много есть что читать важного и нужного, чтобы было время еще и на эксперименты с сомнительным результатом.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 10:03
цитата vfvfhm
А то чуть было не...

Я долго колебался, писать ли на него рецензию, будет ли она востребована и кому-то интересна. Но камрад
skravec679 уже выдал базу, что называется. С его мнением я солидарен практически на 99%.
цитата vfvfhm
много есть что читать важного и нужного, чтобы было время еще и на эксперименты с сомнительным результатом

Ну пока у меня получается читать по 12-17 книг в месяц, могу себе позволить самые разные эксперименты)))
 


Ссылка на сообщение3 сентября 11:05
Везет людям! А я и читаю меньше, и половина из этого — редактура того, что мне самому совершенно не интересно. Поэтому строже приходится относится к выбору. За ссылку на базу спасибо!:beer:
 


Ссылка на сообщение3 сентября 14:00
аналогично «Аэлита» А.Толстого или «Первые люди на луне» Г.Уэллса, там тоже садились в шарики и летели на планеты, причем в дореволюционное время, факт, и суть не в том, как они перемещаются, это можно пропустить, главное что было после того, как они высадились, вот в том и весь интерес ))
цитата
Никаких инженерных деталей или обоснований, просто шестеренки и провода, просто летающая «тарелка» с неким топливом, наследующая старинному прототипу от гениального изобретателя


Ссылка на сообщение2 сентября 21:14
Спасибо! Если сплав, то берём)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 сентября 21:20
:beer:


Ссылка на сообщение2 сентября 22:32
Интересно ))
Вероятно ещё одна книга в копилку «надо прочитать».
Буду рада, если победит в клубе (надеялась на Дукая, но с ним вероятно опять без шансов, так что уже читаю сама).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 10:15
цитата Lilian
Интересно ))
Вероятно ещё одна книга в копилку «надо прочитать».

:beer:
Под настроение «Странность» может прекрасно зайти, если не ждать ураганного экшена.
цитата Lilian
Буду рада, если победит в клубе (надеялась на Дукая, но с ним вероятно опять без шансов, так что уже читаю сама).

Надеюсь, в случае победы смертельно разочарованных «Странностью» будет немного)
А Дукай... он прекрасен сам по себе, конечно. Поэтому опять же не знаю, имеет ли смысл рецензировать его, когда ты либо восхищаешься и проникаешься им, либо почти бросаешь на середине. Но в личке обсудить его буду всегда рад:)
 


Ссылка на сообщение3 сентября 12:09
Смысл рецензировать есть всегда ))
Обсудим, непременно.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 18:43
цитата Lilian
Смысл рецензировать есть всегда ))

Я подумаю над этим:)
цитата Lilian
Обсудим, непременно.



Ссылка на сообщение2 сентября 23:18
Спасибо за рецензию. Однозначно, теперь буду читать.
ЗЫ. Кстати, вспомнился «Марс, 1939» В. Щепетнёва и до́быча русиновой породы на тамошнем Марсе...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 10:22
цитата razrub
Спасибо за рецензию. Однозначно, теперь буду читать.
:beer:
цитата razrub
Кстати, вспомнился «Марс, 1939» В. Щепетнёва и до́быча русиновой породы на тамошнем Марсе...

Не читал, возможно, даже доберусь когда-нибудь. Но тема Марса широкая, написано там много интересного. Из редких вещей мне нравятся вещи из археологического цикла Володихина, который скрестил цивилизации Междуречья с марсианской мистикой.


Ссылка на сообщение3 сентября 20:49
Должно быть похоже на «Десятку Лоу» Старк Холборн, только почти без стрельбы и получше написано.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 20:56
Ага, я их тоже в похожие у нас на ФЛ проставил, чуток поразмыслив 8-)
Совпадают: мотив безрассудного путешествия-квеста, пыльная и скалистая пустыня, сверхъестественные аномалии, в которых искажается реальность, юные героини, элементы вестерна.

Есть и различия, конечно. «Десятка Лоу» больше схожа с Сайкс «Семь клинков во мраке», поскольку затрагивает тему военных преступлений, вины и возмездия, а героини у них обладают сверхспособностями — в отличие от абсолютно обычной девочки-подростка Анабель.


⇑ Наверх