Не могу назвать себя фанатом сплаттерпанка, но временами, когда классический хоррор начинает уже приедаться, мне хочется почитать что-нибудь более кровавое и острое на язык. И вот в такой момент очередного выбора мой взор обратился к сборнику произведений Чендлера Моррисона "Ибо мы грешны", который открывает роман "Внутри я мёртв".
Скромный по объему текст рассказывает историю отношений безымянного ночного охранника из благотворительной больницы Престона Дроуза и работающего там же врача-акушера по имени Хелен Винчестер. Но не думайте, что речь идет об обычном любовном сюжете. Как раз таки наоборот. А виной тому весьма болезненные наклонности мужчины и женщины. Дело в том, что ему по кайфу предаваться плотским утехам с бездыханными девичьими телами в морге, а ей — поедать трупики почивших младенцев. В общем, как говорится, "встретились два одиночества". И итог этой встречи предугадать заранее будет очень не просто...
В предисловии к сборнику автор предупреждает, что проложил для нас "путь через ад". На брутальный дух книги также намекает и ярко-красная метка "шок-контент", красующаяся на обложке. Соответственно, держа два этих факта в голове и приступая к роману, я ожидал какого-то мощного буйства извращенной фантазии, а получил... да по сути пресную историю про двух почти что маргиналов, которые периодически проводят вместе досуг, ибо они способны худо-бедно общаться только друг с другом.
Нет, конечно, есть в повествовании и несколько жутких по смыслу эпизодов, но поданы они вскользь и без вводящих в ступор подробностей. Иными словами, впечатлиться и нервно поерзать в кресле при чтении у вас вряд ли выйдет.
Но несмотря на посредственную сплаттер-составляющую, роман мне все-таки понравился. Во-первых, я проникся тем как автор показал изменения, происходящие в характерах центральных персонажей в результате их взаимодействия. А во-вторых, меня зацепил мрачный с оттенком черного юмора финал, который прекрасно вписался бы в какой-нибудь хоррор-альманах типа "Баек из склепа".
Таким образом, к рассказам Моррисона я перешел в достаточно приподнятом настроении, но продлилось оно не долго. Честно говоря, не горю желанием освещать перипетии каждого текста, ибо большая их часть — это какие-то нелепые огрызки потенциально интересных сюжетов. Поэтому отмечу только действительно удачные произведения: "На полпути от крика к плачу" (жесткая зарисовка на темы ревности и раздвоения личности) и "Контрабанда" (прикольная фантастика о бегстве землян из лагеря временного содержания на чужую планету).
Отдельно хотелось бы выделить сегмент "Гора с плеч", но не потому что он крутой, а потому что он мог бы быть таким, если бы писатель не поленился сделать его развязку более внятной. А так мы имеем лишь неплохую постапокалиптику, которая кончается на понятной, но все же дурацкой ноте. Тогда как хотелось бы увидеть справедливое возмездие в отношении одного мерзкого беспринципного персонажа. Ну, что есть, то есть.
В целом, как вы уже догадались, вторая часть сборника Чендлера Моррисона оставила меня равнодушным. Так что спасибо издательству "Феникс" за труды, но без прочей малой прозы автора я вполне проживу. А вот с его романами я бы, пожалуй, ознакомился.
Оценки:
"Внутри я мёртв" — 7/10.
Рассказы — 3/10.