Новые Люди Икс Гранта


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Angvat» > «Новые Люди Икс» Гранта Моррисона. Том 1.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Новые Люди Икс» Гранта Моррисона. Том 1.

Статья написана 9 июня 14:54

Информация об издании на сайте:

https://fantlab.ru/edition381417


Прежде чем начать обозревать данный комикс, я все же позволю себе довольно обширное вступление. В целом я не люблю супергеройские комиксы. На то есть ряд причин, но прежде всего, что в популярных сериях толком ничего не меняется. Чтобы ни случилось, кто бы ни погиб, скорее всего очередной автор/редактор/маркетолог все откатит для исходного состояния или еще каким-то образом обесценит все достижения и жертвы героев.

Правда есть одно солидное исключение, которое также страдает от всех болячек подобных комиксов, но мне нравится и все тут. Люди Икс. Это неоперабельная и не поддающаяся логике любовь вопреки, пронесенная из детства с того самого мультсериала «Фокс» и в какой-то мере сохранившаяся до сих пор. Засим комиксы по ним я как начал читать лет 14 назад, так и полистываю до сих пор. Начинал с Ultimate-серии и в целом об этой вещи у меня сохранились довольно теплые воспоминания, так как это был вообще мой первый комикс подобного формата, и даже «Ультиматум», который не пнул только ленивый, помнится тогда не произвел на меня особо негативного впечатления. Затем я стал читать то, что было актуально на тот момент в основной серии, а тогда это была «Мессианская Трилогия» (Messiah Complex/War, Second Coming) и опять-таки впечатления были положительные. А вот уже когда я принялся читать что там стало выходить после «Второго пришествия», тогда и наступило первое серьезное разочарование во франшизе и супергеройских комиксах в целом. Было стойкое ощущение, что авторы вообще не понимают, что делать с глобальным сюжетом дальше, засим мутантская мессия превратилась в глупенькою девочку с автоматом, почившие принялись воскресать вообще без каких-то внятных объяснений, а проблема с вымиранием мутантов решилась очередным роялем из кустов размером с небоскреб. И теперь-то я понимаю, что в супергероике оно плюс-минус везде так, но первый раз, как говорится, было особо неприятно. Тем не менее, хоть иногда читать комиксы по «Иксам» разных лет я не перестал, просто решил для себя, что энные серии/арки/работы конкретных авторов легче воспринимать как отдельные вещи «в себе», а не части единой франшизы, где все равно уже все под десять раз отменяли и переделывали. А недостатки познаний, когда герои все же будут ссылаться на вещи, с которыми я не знаком, буду компенсировать пробелы просто немного покопавшись в Сети.

И вот почему-то так вышло, что работы Моррисона по «Людям Икс» по большому счету обошли меня стороной (хотя его труды так-то в кругах любителей считаются культовыми), и до сего года знакомство с ними было весьма фрагментарное. Но недавно, как говорится, сошлись все звезды: после «Людей Икс 97», где одна из серий была по мотивам (сильно по мотивам) его истории я снова вспомнил про Моррисона, а тут еще оказалось, что в прошлом году его на две трети издали на русском (последней трети нет и не будет, потому что не продлили лицензию), к тому же первый том по стечению обстоятельств мне достался практически даром.

Что же касается других работ Моррисона, то я знаком с ними, но совсем немного. На уровне, что, например, когда выходили сериалы Doom Patrol и Happy, я немного полистал первоисточники, плюс с концепцией Кассандры Новы как злодейки я уже был знаком, засим приблизительное понимание того, что от этого автора можно ждать, у меня было. Плюс я понимал, что «Иксы» — это не какой-нибудь Hellblazer, и тут все же свои фантазии на определенные темы авторам нужно попридержать. Но Грант все равно нашел, чем меня удивить, правда не сказать, что везде в положительном ключе.

Что ж, с присказкой. Наконец, почти разобрались, переходим непосредственно к сказке. Однако сперва небольшое предупреждение. Так как комикс начал выходить в 2001 году, я думаю все, кто хотели его прочитали или хотя бы в курсе, примерно, о чем там, но опять-таки могла и быть тысяча причин, почему вы, как и я, до сих пор этого еще не сделали. Засим предупреждаю: в тексте будут СПОЙЛЕРЫ различной степени тяжести, дабы о некоторых вещах можно было бы без опаски поговорить более предметно.

Всего в первом томе как бы три арки, но они все имеют единый сюжетный стержень. Начинается все с достаточно известной арки E for Extinction, где Моррисон вводит новую злодейку, ту самую Нову, которая всего за пару страниц умножает население многострадальной страны мутантов Геноши с помощью новой модели стражей практически на ноль. И так как я уже видел «Люди Икс 97», то местный вариант геношского геноцида показался мне совсем каким-то блеклым, будто бы автору просто хотелось как можно быстрее избавиться от ненужной концепции и пойти дальше. В серии «Remember It» данный момент показан куда ярче, да и там мутанты все же дают дикому стражу отпор, логично же предположить, что среди 16 миллионов найдутся те, кто с помощью способностей сумеют отбиться, пусть даже ценой своей жизни. Моррисону же все это просто неинтересно, он и про диких стражей тут же забывает, они у него просто исчезают из повествования практически навсегда, их потом только небезызвестный Джосс Уидон в своих Astonishing откопает. К слову, о любви Уидона покопаться в том, что осталось от Моррисона. Здесь же появляется такой глубоко несчастный персонаж, девочка-гот Negasonic Teenage Warhead. Она несет на себе ровно две малюсенькие функции – сделать отсылку на песню и умереть на следующей же странице, чтобы Эмма Фрост, что выжила благодаря своей вторичной мутации ака алмазное тело (да, это тоже Моррисон придумал) смогла печально выйти из развалин с ее телом. Уидон ее ненадолго как бы воскресит, чтобы пошутить над ее нелепым именем, сделать определенную сюжетную штуку и через пару выпусков снова вернуть в небытие. Ну в арке «Некроша» ее возвращают только для того, чтобы просто еще раз убить. А потом, насколько я знаю, от нее вообще ничего кроме имени и не осталось, так как после очередного возращения ее полностью переделали, чтобы она соответствовала тому, что показали в фильмах про Дэдпула. Вот уж действительно персонаж «третий труп слева» …

Но вернемся к тому, что Моррисону все-таки интересно. А интересна ему Кассандра Нова, злая сестра-близнец профессора Ксавье, его полный антипод. Истории о доппельгангере, мягко говоря, не новы, но тут Моррисон просто выдавил педаль с этой темой в пол, представив Нову как этакую метафизическую-даму антихриста, которая не просто хочет разобраться с профессором, а изничтожить все, чем он дорожил, на глобальном уровне, еще и солью сверху посыпать. Первая арка разрешается тем, что Эмма Фрост присоединяется к Людям Икс, причем если не насовсем, то очень надолго (я комиксов по Иксам, что выходили где-то после 2014-го, касался мало), Нову как бы побеждают, но на самом деле нет, все оказывается частью ее дьявольского плана, который приходит в действие.

Есть еще пара стилистических вещей, которые ввел Моррисон. Он сменил героям костюмы, чтобы те выглядели более сурово и под тогда недавно вышедший фильм Сингера, комментируя смену облика устами героев, что наконец-то они уже выглядят не столь нелепо. К слову, тот же в который раз поминаемый Уидон опять сменит одежку героям, мотивируя это тем, что герои в черных кожанках не взывают у людей доверия. А, еще Зверь тут стал больше котиком, чем обезьянкой, и это даже как-то объясняется его вторичной мутацией, но ей-Богу, я уже повидал столько интерпретаций знакомых героев в зависимости от авторов, что меня бы в данном случае устроило и вообще отсутствие каких-либо объяснений. Я художник, я так вижу. Рисунка мы, к слову, еще коснемся, но ближе к концу.

После первой арки в качестве перебивочки у нас идет ежегодник, и к нему у меня целый ряд претензий. Сделать подачу материала вместо вертикальной горизонтальной несколько креативно, но это просто банально неудобно, когда тебе приходится во время чтения вращать книжку туда-сюда во время чтения. (Да и в целом мне его продали уже второй раз, его еще в перевод той же Комильфо X-Force: Sex and Violence как бы бонусом вставили). Также тут появляется новый персонаж Ксорн, иии… как говорится кто знает, тот знает, оставим его проблемы до разборов последующих томов (если у меня таки будет желание их сделать), здесь же он не столь важен и нужен только в качестве эдакой deus ex machina ближе к финалу. Ну и новые антагонисты, так называемые «Люди У». Это такие товарищи, которые так хотят стать мутантами, что пересаживают себе мутантские же органы. Могло, наверное, концептуально выйти что-то интересное, но не вышло. Получились в итоге очередные «злодеи месяца», религиозные недофанатики, которые мутантов не просто убивают, но и на органы разбирают, что в целом мало чего меняет. Зато у злодея-китайца довольно креативная способность, хоть в энной мере и достаточно мерзкая.

Вторая арка, собственно, посвящена противостоянию с теми самыми «Людьми У» и вводит еще парочку новых персонажей (ну и Новы там немного тоже есть, куда ж в этом томе без нее). Противостояние мало того, что неинтересное, так и выглядит довольно нелепо. Почему в разгар антимутантских волнений школу у вас защищает всего одна героиня? Где там какие Гамбит, Шельма, Гроза и еще куча персонажей? Я, конечно, понимаю, что ответ будет что-то вроде «сейчас мертвы по общему канону/в соседней серии/просто неинтересны Моррисону», но все равно выглядит максимально нелепо. К слову, эти самые «У» показались даже последующим авторам настолько неинтересной концепцией, что после Моррисона про них кажется вообще никто толком и не вспоминал. Даже злодей Бастион во «Втором пришествии», собирая свою антимутантскую армию и привлекая в нее чуть ли ни хулиганов, которые у мутировавших бабушек кошельки отбирали, про данных товарищей вообще и не заикался…

Что же касается новых персонажей и развитие отношений между ними, то это скорее заделы на последующие события, что будут освещены уже во 2-м томе. С мальчиком-птицей Клювом и девочкой-мухой Ангел нас здесь только знакомят, у них есть энная роль в сюжете, но не то чтобы особо большая. Также они хорошо служат для концепции мутантов-неудачников, которой авторы комиксам об «Иксах» в принципе не то чтобы часто касаются, но она получит полное развитие уже дальше, так что тут я на ней подробно останавливаться не вижу смысла. Плюс еще начиная с ежегодника у нас закладывается несколько шизофренический любовный треугольник Циклоп-Джина Грей-Эмма Фрост (а вообще любовный ромбик, если еще и Росомаху вспомнить…) и здесь получает свое энное развитие, но полностью цвести и пахнуть опять-таки начинает несколько дальше. Да, и для понимания того, почему Циклоп охладел к Джин, и кто там над ним «ранее в сериале» наругался мне таки пришлось лезть в Сеть, но это был чуть ли не единственный такой момент, в остальном, к чести, Моррисона его произведение вполне самодостаточно.

Ну и говоря про условную вторую арку нельзя не вспомнить широко известный в довольно узких кругах 118-й выпуск, где вроде бы чуть ли ни на каждой странице спрятано слово «секс». В переводе, к слову, оно местами пропало, так, например, складывалось из букв на плакатах. Кому интересно покопаться в этом Моррисоновском креативе, вот статейка на тему:

https://uncannyxmen.net/miscellaneous/sex...

Также в этом выпуске впервые появляются Стэпфордские кукушата, это такие девочки-телепаты, пока еще пятерняшки. И в отличие от птицы и мухи, энное развитие они уже получают и в этом томе, например, в следующей арке уже есть мини-сюжет, когда одна из этих барышней попыталась встречаться с парнем (что само по себе непросто, когда 4 твои сестренки у тебя постоянно в голове), так еще и первая любовь оказалась с подвохом, причем, как многое в этом комиксе, в довольно психоделичном ключе. Лично мне кукушата казались всегда довольно милым и забавным персонажем/персонажами, и я бы с удовольствием почитал бы про них какой отдельный комикс в стиле мелодрамы (а Люди Икс и так во много та еще мыльная опера, так что и изгаляться пришлось бы не сильно) или ситкома, а не вот то все, что там дальше с этими бедняжками понаделали.

И наконец последняя арка посвящена полноценному противостоянию с Кассандрой Новой. Выпуск, посвященный ее, так сказать, происхождению вообще почти без слов, причем не то чтобы совсем оригинальный прием, но и не то чтобы часто встречающийся. Да и нарисовано все, скажем так, креативненько. Еще тут Моррисон достает с дальней полки еще и межзвездную империю и громит заодно и ее. Не так глобально и в попыхах, как несчастную Геношу, но тоже без души, почти весь разгром где-то за кадром и просто проговаривается несколькими репликами. Да и вторжение обманутых Новой шиарцев выглядит немного нелепо, они сами по себе довольно нелепы (так один из них – просто пародия на Супермена), так еще и значительная часть Иксов все еще «в отпуске», из тех, кто остался, многие из-за козней Новы, скажем так, приболели, а засим противостоят инопланетным захватчикам в основном три с половиной инвалида, и, как ни удивительно, в общем-то худо-бедно справляются. Кассандра подается как некая сверхгениальная злодейка, что продумала все на несколько ходов вперед, но ее некоторые финальные детали плана как это обычно бывает шиты довольно белыми нитками, из-за чего он и сыпется в определенный момент. Плюс и побеждают по большому счету ее, по сути, все тем же роялем с небоскреб, хоть на сей раз довольно психоделичным, здесь типичная ситуация, что автор противопоставил героям столь мощного противника, что каких-то вменяемых способов победы над ним просто не придумал. Зато свою смысловую нагрузку антипода Ксавье злобная лысая тетя отрабатывает от и до и, по сути, с окончанием тома точка ставится и в ее истории. И дальше, насколько мне помнится, она нигде особо и не использовалась, ибо тут из нее уже сразу выжато все, что можно. Только в каких-тот альтернативных реальностях (в том числе и самим Моррисоном ближе к концу цикла), да еще сколько раз уже поминаемый здесь Уидон достал ее так сказать из коробочки, поигрался немного, да и положил, где взял.

Немного о рисовке. Про необычные 118 и «немой» номера уже говорил, а так рисовка как по мне довольно ровная: ни восторгаться ей особо, ни плеваться от нее особо не хотелось. Разве что местный стиль и в совокупности с подачей порой навевали на мысли, что я читаю очередной комикс покойного импринта «Вертиго» от ДС, а не «Людей Икс от Марвел». Какой-то прям полной жести здесь, разумеется, нет, но все же не самые приятные вещи местами в наличии (например, парень, вырезавший глаза однокласснику, правда там все в затемненной рисовке), да и попадающиеся тут и там фразочки о том, как десятилетний пианист искал на полу свои отрубленные руки или как Эмма Фрост обучает своих подопечных насылать на врагов навязчивые эротические фантазии настраивают, так сказать, на нужный лад. Есть еще пара нюансов касательно картинок. К местному мачо-Росомахе с волосатой грудью навыкат пришлось сколько-то привыкать, ну и лица у местных героев порой так перекашивает, что выражают они явно не ту эмоцию, которую должны. Так одна из кукушат на свидании выглядит словно на соседнем кадре собирается не поцеловать парня, а то ли перейти к куда более серьезным действиям у всех на виду, то ли вообще сотворить с ним нечто совсем уж зловещее.

Пара слов об издании. Хорошая твердая обложка, с переводом здесь вроде все в порядке (поговорим о переводе во втором томе), допов в виде альтернативных обложек/эскизов мало, и они не особо интересные, ну да и ладно.

По итогу имеем хоть и местами неровный, но весьма примечательный комикс как в рамкам франшизы, так и как нечто отдельное. Первый том можно вообще просто брать и изучать и без продолжений, как было сказано, здесь есть вещи, что получают раскрытие или продолжение дальше, но в целом это почти самодостаточное и вполне законченное произведение. Странно конечно, что я прежде до него так и не добрался, учитывая сколько раз про Моррисона слышал и сколько всего мною было пролистано по Иксам до, но может оно и к лучшему. Как оказалось, вроде бы хорошо знакомой франшизе еще есть чем меня удивить.

А второй том уже ждет своего часа. Так что еще увидимся. Может быть…



Тэги: Люди Икс


564
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх