В два слова
Унылое дерьмо
В десять слов.
Хороший писатель должен вести людей. Идти на поводу денег стыдно.
В много слов. И, внимание, дальше будут спойлеры. Поэтому, если не хотите, можете не читать.
Профессор Лэнгдон должен … впрочем, что он должен я напишу в конце.
Я начал знакомство с Дэном Брауном, как, наверное, большинство из вас, с “Кода Да Винчи”. Хотя серия про удивительного профессора начинается с “Ангелов и демонов”. И первые книги они действительно круты. Полны загадок, полны идей. Интригуют и держат до конца в неведении. Может, это не высокоинтеллектуальное чтиво и место им в метро по дороге на работу, но это реально хорошая беллетристика.
В первых четырех книгах серии речь идет чаще всего об истории, о конспирологии, о загадках древности и часто о всяких полумертвых сообществах … ну, вы знаете… такое древнее сообщество со странным названием, которое тайно пытается править миром, вставьте нужное. В отличие от них, “Происхождение” это книга якобы о науке.
Вылупляется из яйца гений, удивительно одаренный разом во всем, эдакий Илон Альбертович Хоукинг и пытается довольно своеобразным способом решить проблему происхождения человечества и спрогнозировать то, к чему мы придем в будущем.
Гениальный ученый создает не менее гениальный компьютер, который просчитывает все на свете и это предлагается скушать читателю. Безошибочность расчетов принимается религиозным образом за абсолютную истину. Априори. По вкусу сюжет напоминает пластмассовую яичницу. В качестве финала расчеты компьютера предсказывают наше будущее. Заодно отвергают бога, как факт. Конечно, корчит рожи из-за кулис бог из машины, но только рожи. В итоге — тягостная нудятина в духе дешевых футуристических статей, предсказуемая примерно с пятнадцатой страницы. Раньше за Брауном такого не наблюдалось.
Что еще? Происки злобного испанского королевского дома и невнятной католической религии против столь же невнятных откровений гениального ученого оборачиваются дешевым пшиком. Вовсе никто никому ничего дурного не собирался сделать. Сплошное недоразумение. Как это становится модным в современном кино и литературе, хорошие сражаются с хорошими, чтобы стать еще лучше. Единственный бяка в романе тоже оказывается обманутым, но изначально исключительно хорошим человеком. Мир на всех парах летит в гармонию толерантности, доброты и розовых соплей.
На этом фоне раввины, ездящие по субботам на автобусе и адмиралы испанского флота в отставке, влачащие нищенское существование (пенсии адмиральские, видимо, для них не положены) кажутся детским лепетом. Фрагменты, больше всего напоминающие цитаты из Википедии. И штампы, штампы, штампы …
Зато все галочки расставлены. Поклон либерализму — есть. Поклон толерантности — есть. Поклон ЛГБТ — пожалуйста. Мультикультурализму — вот он. Иногда складывается такое ощущение, что книга писалась ради этих галочек. И зеленых бумажек. А все остальное — вторично.
Если вы ждете умных мыслей, загадок, интересных исторических фактов, то это есть. Но его, как снега в Израиле. Кое-где и очень редко. В отличие от предыдущих книг серии.
И, в завершение, профессор Лэнгдон. Вечный инфантильный всепобеждающий герой с невнятной сексуальной ориентацией. Пятую книгу подряд этот, в общем-то неглупый, спортивный, эрудированный и очень привлекательный человек встречает на своем пути крайне незаурядную, красивую, умную женщину и беспомощно ее упускает, оставаясь свободным до следующей книги. Поэтому профессор должен либо умереть, ибо давно пора, либо немного повзрослеть и завести нормальные отношения с женщиной. Либо уже поменять психолога. Пора бы.
В общем, беда писателя, который реально умеет хорошо в своем жанре и создает реально крутую серию романов, но не может остановиться и продолжает выжимать из первоначальной идеи все, что только можно. А уже не выжимается.
И, в заключение, вопрос. Профессор Лэнгдон удивительно напоминает Джеймса Нольнольсемовича Бонда. За одним исключением: он никого не … ну вы поняли. Или я что-то путаю. Действительно, кто-то помнит, лишился ли девственности профессор Лэнгдон на протяжении пятикнижия Брауна?
© Юрий Супоницкий
#Книги_без_наркоза