Шамиль Идиатуллин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > Шамиль Идиатуллин «Возвращение "Пионера"»: Не футурошок, а ностальгия
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Шамиль Идиатуллин «Возвращение «Пионера»»: Не футурошок, а ностальгия

Статья написана 11 ноября 2023 г. 20:23

Шамиль Идиатуллин «Возвращение "Пионера"»

Роман «Возвращение "Пионера"» Шамиля Идиатуллина вышел во всех отношениях вещью спорной и неоднозначной. Несмотря на то как лихо, закручено, а порой и поэтично он написан, в нем есть и сильные стороны, и слабые. Ситуация сложилась таким образом, что о плюсах можно говорить без особых спойлеров (на уровне аннотации), а вот о минусах, увы, так не получится. Поэтому, чем ближе вы продвинетесь к концу этого текста, тем больше шансов, что поймаете спойлер. Имейте это в виду. А еще в самом конце будет достаточно объемная цитата из романа. По одной простой причине: слишком уж она хороша, чтобы не поделиться ею даже с теми, кто не захочет читать саму книжку.

Начнем с сюжета. Есть такой мем про Юрия Гагарина и наше настоящее: мол, Юра, мы все про...ли (глагол варьируется от просто грубого до матерного). Собственно, все «Возвращение "Пионера"» в него и укладывается, только не обзывательно, а описательно. В 1985 году группу детей отправляют в этапное космическое путешествие. В его ходе происходит накладка, из-за которой юные космонавты возвращаются на Землю уже в 2021 году. Для них прошли считанные минуты, для страны — тридцать шесть лет. В общем, у ребятишек случается натуральный футурошок: прекрасное далеко слишком уж жестоко.

Шамиль Идиатуллин ловко и даже изящно справляется со сложностями в реализации такого сюжета. Безусловно, в путешествие должны были отправить детей, так как именно детская реакция на наше настоящее будет в нужной степени радикальной и непримиримой. Может быть, взрослым многое и не понравилось бы, но принятие произошло бы достаточно быстро. Поэтому автору пришлось обосновать то, почему в космос запустили именно детей. Вышло несколько анимешно, но по сути всякая подростковая фантастика (а именно от нее отталкивается Идиатуллин) несколько анимешна. Пришлось повозиться с самой технологией путешествия, чтобы герои без всякой внешней помощи и по возможности незаметно могли вернуться домой. Да, здесь Идиатуллин слегка перемудрил, но в рамках самого текста вышло интересно и даже небанально. Опять же реакция просто детей на открывшиеся им перспективы была бы не самой конструктивной для книги, потому в путешествие отбирали прямо-таки вундеркиндов, суперодаренных детишек. Есть, конечно, некоторый цинизм в том, что на амбразуру в буквальном смысле кинули лучшие активы страны, собственно, ее овеществленное будущее, так вроде бы умные взрослые не должны делать. Тут бы включиться этическому и чисто тактическому вопросам, но автор лукаво уходит в сторону. Когда ему удобно, он отдает повествование в руки одному из избранных пионеров, когда наступает неловкий момент, просто играет в молчанку. Ну, а кроме того этот аспект лишний раз обращает текст к традиции пионеров-героев, которых тут вспоминают, кажется, все. И вот это как раз хорошо, так как подчеркивает преемственность «Возвращения "Пионера"» по отношению к советской подростковой остросюжетной прозе.

Разумеется, этот роман Шамиля Идиатуллина вырос именно что из той самой советской прозы про смелых детей, которые борются со всем плохим и за все хорошее. Автор очень точно поймал дух таких книжек и перенес в свой текст. Добавьте сюда еще и советскую подростковую кинофантастику: «Москву — Кассиопею», «Отроков во Вселенной», «Большое космическое путешествие». Сами пионеры-герои порой вспоминают первоисточники-вдохновители своей истории. Показательно в этом смысле, что в самом начале мы можем прочитать: «Ну вот я и в книжке, подумала Инна, вставая в строй. Осталось понять, Конан Дойл это или Бронте». Так и хочется ответить Инне, что про этого писателя она не знает, он сейчас примерно одного с ней возраста. Не забыт даже «Незнайка на Луне» Николая Носова, и забыт, конечно, не мог быть, учитывая основную тему книги.

При этом, как уже должно было стать ясно, перед нами далеко не оммаж всей этой уже ушедшей культурной традиции, перед нами, прежде всего, деконструкция, причем тонкая и полная нюансов. В книжке про юных космонавтов, если ее писали в тех самых 1980-ых, вряд ли один из главных героев взял бы да и сказал, что «боится до усрачки». Такое слово просто не пропустили бы в детскую книжку. В подобных книжках не играли бы так нарочито с точкой зрения автора: часть романа написана от первого лица, часть от третьего, до конца непонятно, зачем Идиатуллину понадобился такой подход к подачи материала. Да, так можно рассказать о том, что неизвестно рассказчику, но в данном случае это почти не требуется. Оставил бы повествование от первого лица, можно было бы добавить некоторой нелинейности, ничего текст не потерял бы. Разве что это маркер того, что это вам не то, в смысле, что это вам не роман из времен СССР, это все-таки современная проза. Добавьте к этому, что герои оказываются абсолютно беспомощны по отношению к своему грядущему. Они бы должны устроить революцию, победить всех врагов, наказать злодеев, помочь пострадавшим от злобной поступи капитализма. Ничего этого не случится, героям предстоит лишь пассивно наблюдать, выражать свое неприятие нового мира, ну, еще немножко побарахтаться в попытке к бегству. Пионеры-герои из 1985-го в 2021-м перестали быть героями, из реальности литературной они оказались в реальности настоящей. И последний штришок в этой деконструкции: «Возвращение "Пионера"» это, конечно, текст не для детей, он для взрослых, тех взрослых, которые помнят далекий уже закат Советского Союза. «Редакция Елены Шубиной», вообще-то, детские книги не публикует, что должно намекать с самого начала. И да, это, конечно, в очередной раз актуальная социальная проза, пусть и напялившая на себя маску фантастики. Хотя как раз актуальность и социальности в советской подростковой прозе всегда была, но, конечно, не такого градуса.

Итак, вот они плюсы: очевидный и простой сюжет; бодро написанный текст; удачная стилизация, которая не совсем стилизация, а деконструкция; описания нашего времени через призму восприятия детей другой эпохи; фантастика с социальным посылом; в конце концов, персонажи хорошие, говорят иногда не так, как дети, но им положено, ведь они вундеркинды.

А теперь о минусах.

Точнее о том, как журналист победил писателя.

Уже одного того, что дети из 1985 года столкнулись с реалиями 2021-ого, пропустив все, что было между, является прекрасной основой для отличной вещи. Учитывая то, как ловко, прицельно, порой саркастично Идиатуллин описывает дни сегодняшние, со всеми их маркерами (от бесполезных масок на шее до Яндекс-доставки), не нужно ничего иного. Могла бы получится очень тонкая, но при этом многозначная вещь. Пионеры-уже-не-герои постепенно познавали бы дивный новый мир, сталкивались бы с разными казусами, принимали бы боль, что родственников и близких больше нет, пытались бы встроиться в новые реалии (кто-то успешно, кто-то нет, можно даже было бы устроить попытку самоубийства одного из них), взрослели бы, находили бы и положительные моменты в новой жизни, а еще пришли бы к пониманию, что просто так ничего не бывает, что появление России образца 2021 года, в общем-то, закономерно, что семена нашей действительности просыпаны в прошлом, где и проросли. Надо сказать, что о последнем речь в романе все-таки заходит, но как-то уж очень осторожно. Там намек (эта девочка слишком много думала о материальном благосостоянии), тут намек (а вот этот мальчик мечтал о загранпоездке), вот и здесь намек (даже один все-еще-пионер-герой хочет славы и премий). Этот вопрос автор не проговаривает громко, не бьет наотмашь. Орать, кричать, греметь и бить он начнет ближе к финалу романа, когда в пространство повествования ворвутся плохие полицейский, когда начнется государственный произвол, когда героев упекут в интернат. Чернуха, да. Чернуха, которая рифмуется с тем, что мы видим в либеральной прессе. Вот это все автора явно интересует больше, чем внутренний мир его героев, и то, как они видят свое будущее-настоящее. Надо признать, что автор не выкатывает упоминаний реальных лиц, реальных инцидентов, то есть не превращает свою книгу в очередную статью из «Коммерсанта». Но от этого легче не становится. Наверное, Идиатуллин хотел сделать свою историю жестче и актуальней. Но надо понимать, что гораздо жестче и актуальней было бы, если б пионеров-не-героев, вообще, никто не заметил, если б они просто затерялись в толпе, не потому что хотели бы этого, а потому что их не желали принимать всерьез. А тут прямо каждый полицейский в маленьком провинциальном городке вдруг думает о том, что теперь-то продаст важные советские технологические секреты самому Илону Маску.

Внимательный читатель, вообще, достаточно быстро заметит, что автор играет с сюжетом в поддавки. Сперва за пионеров-героев, потом за наше настоящее. Попав в 2021 год, они достаточно быстро находят того, кто их все-таки ждал. Получают все, что нужно для жизни. При этом не просто достаточно быстро, а сверхбыстро. То случайно произошло, это случайно повернулось — и вот уже все в порядке. А затем также быстро ситуация сменяется на противоположную. Ладно, в начале все это было условностью, так удобней. Но потом автор вынужден заставлять персонажей что-то делать, но при этом даже не удосуживается объяснить их мотивацию. Вот, скажем, ситуация с Денисом. Этот Денис оказывается внуком одного из тех, кто отправил пионеров-героев в космос. Оказывается, дедушка завещал их дождаться. Денис дождался. Не особенно удивился. Помог, чем мог. А потом взял и нарвался на полицейских, причем так нарвался, что это повлекло за собой вскрытие квартиры, обнаружение в ней странных детей... В общем, поступочек его оказался резонансным. Так вот — читатель не получает даже намека на то, почему Денис так поступил. Абсолютно тупой поступок персонажа в свете того, какая на нем теперь ответственность. Тут бы дать его прошлое, тут бы хоть что-то через него проговорить. Например, Денис проникся тем, что познакомился с такими славными ребятами из прошлого, и захотел сам быть на них похожим. Да, объяснение это глуповато, но хоть что-то. Нет-нет-нет, ничего подобного на страницах этого романа вы не найдете. Автору надо было, персонаж сделал. И это просто самый яркий пример, если покопаться, кое-что еще точно сыщется.

Зато да — жестче и актуальней.

А в итоге — прямолинейней и манипулятивней.

Но порой все-таки журналист отступает перед писателем (ладно-ладно, не порой, а очень даже часто), и мы можем прочесть, например, вот такой абзац: «Елки зеленые, палки каленые, подумал Антон, даже не удивившись, что вспомнил вторую часть поговорки, которую не слышал лет сорок. Олег же ничего не смотрел. Ничего не слышал. Ничего не знает. Он не смотрел «Назад в будущее», «Звездные войны» — настоящие, а не те, против которых надо было выступать на уроках мира, — «Крестного отца», «Полицейскую академию», «Горячую жевательную резинку», «Пилу» и «Мстителей», «Тома и Джерри» и фильмы с Джеки Чаном, «Игру престолов», «Санта-Барбару» и «Просто Марию», вообще ни одного сериала и мыльной оперы. Он не играл ни в одну видеоигру, ни на компьютере, ни на плойке, ни на «Денди», — ни в «Доту», ни в «Ассасин крид», ни в танчики, ни в «Принца Персии», «Вольфштайн» или «Диггера» с «Арканоидом». Он не слышал «Нирвану», «Рэдиохед», Адель, «Эйс оф бейз», «Ласковый май», Земфиру, «Комбинацию», «Аквариум», Летова и даже Цоя — и «Битлз» с «Ролинг Стоунз», скорее всего, тоже не слышал, разве что в фортепианных переделках для «Утренней почты». Он не видел видеокассет, дискет и дивиди. Он не пробовал «Инвайт-плюс», «Доктор Пеппер» и «Доширак», суши и лазанью, «Кэмел» и шмаль — ну это как раз славу богу. Он не знает, что такое водочные очереди и талоны, выдача зарплаты продукцией, бартер, толлинг, мечта о карьере валютной проститутки, спекуляция ваучерами, МММ, Чумак и Кашпировский, закошмаривание бизнеса и братковские аллеи на кладбищах. Он не верит в Бога и не верит, что в него всерьез могут верить люди младше шестидесяти. Для него шестьдесят — это глубокая старость, не потому, что он мелкий, а потому, что в его время, три дня назад, так и было. Он не знает почти ничего про Горбачева, Ельцина и Путина, и даже про Сталина и Хрущева особо не знает, потому что про них начали усердно говорить в перестройку, а к восемьдесят пятому году Сталин был усатый черт из самых скучных эпизодов кино про войну, а про ГУЛАГ, особые тройки, расстрел в Новочеркасске и карательную психиатрию все старательно не помнили. Он не знает про Чернобыль и «Челленджер», про Карабах и Донбасс, про Югославию и Грузию, про Беслан и «Норд-Ост», про 9/11 и 911, про пончики и копучино, про кофеварки и микроволновки, про Таиланд, трансвеститов, ЛГБТ, новую этику, новых русских, «нью балансы», новую экономику, сырьевую иглу, зависимость курса рубля и наполняемость бюджета от цены на нефть, про экономические кризисы и политические протесты, про все разрешенное, все запрещенное и все, что еще будет запрещено».

«Возвращение "Пионера"» могло бы быть не только про детей в космосе, подвиг ради человечества и всякое такое, оно могло бы быть и про все это. А еще про то, что в советском прошлом было не только хорошее, а в российском настоящем есть не только плохое. А получилось про то, что мир лежит во зле, все продано, хуже быть не может, есть, конечно, маленькая надежда на улучшение, но слишком уж призрачная, а еще «Пломбир» был вкусней. Позиция эта весьма популярна в определенных кругах нашего общества, вот она — ЦА «Возвращения "Пионера"». Правда, стоило ли ради выражения такой идеи заниматься всей этой деконструкцией и городить сложные фантдопущения — не ясно. Наверное, все-таки нет, ведь получилась же очевидная стрельба из пушки по воробьям.





1117
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 ноября 2023 г. 21:57
цитата Igor_k
а в российском настоящем есть не только плохое.
Два раза ха.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2023 г. 22:08
Это справедливо для любой страны и любого периода истории.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2023 г. 10:31
Сдаётся мне, что вы как раз из ЦА рассматриваемой книги)))


Ссылка на сообщение12 ноября 2023 г. 08:08
Не буду с вами спорить, потому что для спора нужна свободная площадка.


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 04:19
внезапно не согласна с тем, что автор не смог соединить вектор, ведущий из проблем прошлого в проблемы настоящего. Имхо, напротив, как раз этим книга и интересна — тем, как ребята, встретив какую-нибудь очередную хрень в духе «Незнайки на луне» — приглядываются и понимают, откуда в их собственной реальности оно выросло, какие были семена у этих триффидов. Письмо бабушки, которого внук не может прочесть. Проблема менструаций. Проблема невозможности оспорить решение старшего. Там прям мордой же каждого провезено.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 11:06
Пардон, я не говорю, что автор не смог соединить проблемы настоящего с корнями из прошлого. Он просто делает это тихонько, а вот про уродский сегодняшний мир орет во всем горло.
Это раз.
Из приведенных вами примеров годится только про то, что внук не знает родного языка бабушки. Все остальное — типичные подростковые проблемы, часто индивидуальные, никак не про то, как прошлое породило настоящее. Более того, вся эта история с менструацией как раз о том, что Инна манипулирует противником тем, что якобы не может об этом говорить. У Инны точно еще нет никакой менстурации, причем она знает об этом явлении, знает, что его надо стесняться и знает, как обернуть в свою пользу.
А корни проблем по классике в том, что все хотели джинсы. И заграничную газировку. Уж на эту тему у Идиатуллина слишком часты упоминания, даже как бы незаметные.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 12:44
Просто из интереса, а не все подростки хотят иметь джинсы? Или не все подростки вне зависимости от времени любят газировку? А в 80-е... Как раз в те годы был тем самым подростком, могу что-нибудь вспомнить, но рецензия из литературы уходит в политику, а спорить с политическими воззрениями, по мне, абсолютно бесперспективно, вне зависимости от того чьи они автора или рецензента. Впрочем, так же как и рассуждать о ЦА.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 21:29
Подростки хотят того, что в обществе считается крутым для подростков. В том числе внутри самого подросткового сообщества)))
И да, в самой рецензии, если и есть какие-либо мысли автора рецензии по всяким внекнижным вопросам, то только в последнем абзаце. Все остальное — трансляция того, что автор рецензии вычитал у Идиатуллина.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 22:15
Например.
цитата Igor_k
Чернуха, которая рифмуется с тем, что мы видим в либеральной прессе.

Но то, что вы прочитали может отличаться от того, что писал автор. Так сказать, восприятие окружающей действительности отличается. Вы транслируете то, что вычитали — замечательно. Просто, по рецензии видно, что для рецензента книга весьма злободневная и трансляция выходит однобокой.
И вы, кстати ушли от ответа о газировке и джинсах, в том числе в 80-х в Советском Союзе. Ну, это и понятно. Автор романа в этом точно более компетентен.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 23:12
От вопроса про подростков я не уходил. Да, возможно, вы посмотрели в моем профиле дату моего рождения. И теперь можете сказать, что, мол, мал я, чтобы оценивать достоверность передачи ментального портрета подростка 1985-го. Но не буду додумывать, что вы имели в виду. Я, как мне кажется, вполне определенно ответил на данный вопрос.
Разумеется, мы транслируем то, что вычитали. Так-то оно так. И да, книга вполне злободневна, вот только, думаю, не для меня одного. Так что, так-то оно так.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 07:42
Все так. Я посмотрел и профиль рецензента, и автора. Про 80-е с точки зрения подростка — автор мог написать. Рецензент ни про джинсы, ни про газировку — нет. Так что, именно так.
Возвращаясь к общему. Рецензия, по мне, слишком политически направленная. Возможно, лет через ...цать, роман будет видеться немного по-другому.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 09:01
Лет через ... дцать для понимания этого романа нужны будут развёрнутые комментарии.
Исходя из вашей логики, как же тогда воспринимать тексты написанные, например, в начале XX века? Тут в 1980-ых только родился и уже не можешь проникнуться джинсами и газировкой? А там...
Какой роман, такая и рецензия. Увы) Это про политическую ангажированность.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 09:48
Ок, не убедили совсем, но за ответы (или их отсутствие) — спасибо.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 10:51
То есть вот это был не ответит про подростков: «Подростки хотят того, что в обществе считается крутым для подростков. В том числе внутри самого подросткового сообщества)))»?
Я, вообще, этот момент у Идиатуллина на веру беру, что вот подросткам и джинсов хотелось, и газировки. Что вполне естественное, если в обществе они ценились и были определенным маркером. Это в моем сознательном детстве стали чем-то обыденным, хотя хорошие джинсы все так же оставались маркером достатка.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 13:04
Ну, честно хотел завершить дискуссию. Вы ответили просто общей фразой, применимой к любой ситуации, но сами вначале прицепились (обратили внимание) на джинсы и газировку.
Просто загуглите фото подростков 80-х. Посмотрите, как часто на них дети/подростки в джинсах. Свои воспоминания оставлю при себе:).
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 15:30
Раз хотели завершить дискуссию, значит, завершаем;-)
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 18:57
Простите, но ваше толкование ситуации с менструацией это жуткий фэйспалм. Все там реально. Девочка знает о явлении, но не умеет его предсказывать и не приучена к нему готовиться. Эту ситуацию (началось не дома, ты в дикой панике но помощи можешь попросить только у другой женщины, иначе СМЕРТЬ ПОЗОР КОНЕЦ СВЕТА)проходили 80% советских девочек, она абсолютно верибельная
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 21:26
Простите, но вы, как мне кажется, не очень внимательно читали роман. У Инны не началась менструация, так как, пардон, в том-то и суть, что у нее не начался еще пубертат. Если бы начался, то в финале ее, как и взрослых полицейских, размазало бы, не смогла бы она вместе с пацанами нормально находиться в поле рядом с их космическим кораблем. Так что, есть только один вывод: она, зная про такие вещи, имитировала ситуацию, чтобы обмануть противника.
Ну, тут еще стоит задать вопрос: а насколько много современных девочек смогут легко попросить помощи в такой ситуации у любого человека, да хоть у мужчины? И более того — это мне интересней всего — как это связано с тем, что СССР развалился и есть у нас теперь такая Россия, которую нами описывает Идиатуллин?
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 00:11
Я примерно понимаю, каким образом вы пришли к такому выводу, но не согласна.
Девушка ПОСЛЕ первой менструации вполне могла пройти полет по одной из ТРЕХ причин (я не знаю, какую именно из них имел в виду Идиатуллин, думаю, что вероятнее всего — вторую, впрочем его можно и спросить)
1. Выход на пубертат, то есть на уверенно высокий уровень гонадотропных гормонов, у мужчин и женщин происходит не по одинаковому сценарию, мужской пубертат — обвал, а женский — постепенно густеющий пунктир. У девочки вполне могла пройти первая менструация, после чего на срок полгода-год может ничего дополнительно не происходить.
2. Есть вероятность, что критичен не пубертат как таковой, а фертильность. Тут схема та же, только разница еще и в том, что у северянок из хронотопов без избытка витаминов в пище фертильность может отставать от установления менструаций лет на пять-шесть.
3. Есть вероятность, что женщин оно просто вообще не берет. В тексте ни слова о том, что это дело проверяли на взрослых женщинах.

Есть еще, конечно, вероятность, что тут Идиатуллин зевнул, но она имхо очень маленькая


насчет попросить помощи у случайного человека. У женщины — примерно любая девочка подросток, мне доводилось спасать девочек попавших в такой конфуз, четыре раза в жизни. Это, извините, обычно в общественном туалете происходит, и по понятным причинам встретить там мужчину маловероятно. Кроме того, шанс, что у мужчины есть с собой спаснабор на подобный случай, исчезающе мал, а вот у женщины фертильного возраста (и первых десяти лет позже) — близок к 100%


Третье. Как это связано. Если страна заявляет о равенстве и товариществе, а по факту обыденные физиологические потребности 51% взрослого населения являются табуированной темой, то тут что-то не так, не находите? Ладно попросить помощи у посторонних дядек (логично что нельзя), вопрос почему категорически нельзя попросить помощи у собственных друзей, с которыми пуд соли уже доедаешь?
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 01:11
Безусловно, было очень интересно ознакомиться с вашим пониманием данного эпизода романа.
Для меня тут ключевым являются несколько моментов:
1. В самом начале нам говорится, что у героев слишком мало времени для подготовки, так как пубертат у них вот-вот наступит. При этом автор не тратит времени на то, чтобы сообщить о тех или иных нюансах его наступления. Хотя мог бы парой фраз или намеков. Следовательно мне, как читателю, не надо ничего усложнять. Следовательно мне, как читателю, надо воспринимать ситуацию предельно прямолинейно. Возможно, автор не хотел переусложнять и без того достаточно сложную конструкцию фантдопущения. Потому я, как читатель, и предполагаю, что Инна просто симулировала.
2. Инна, не смотря на то, в какую неприятную ситуацию гипотетически попала, успела свистнуть телефон. Как мне кажется, это была ее основная цель. Причем создается впечатление, что она далеко не случайно его умудрилась утащить. Опять же поэтому я считаю, что она просто разыграла спектакль.
3. А помощи у своих товарищей, если ваша версия верна, она не могла попросить, так как она с ними была разделена.
Но третье так — в сторону сказано.
А табуированных тем было много. Причем это было характерно не только для СССР. Вот только СССР распался, а другие страны нет. Поэтому мне вот кажется, что вряд ли именно такие вещи становятся причиной столь масштабных геополитических катастроф.
В этом отношении гораздо интересней, что Линар не может прочитать письмо своей бабушки. Вот это как раз говорит о гораздо большим. Хотя на уровне общего сюжета это исключительно его личная травмирующая проблема. Но да, это симптом.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 01:24
Я бы сказала, что с бабушкиным письмом вам просто понятнее. А вся совокупность «это неинтересное женское» проблем советского времени — на которую эта сцена указывает, ну как бы не резонирует у вас (что не удивительно)

В общем, про симуляцию вы в чистом виде придумали, извините
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 10:54
Эх, беда!
Выше выясняю, что не могу правильно понимать текст, так как не взрослел в 1980-ые. Теперь выясняю, что не могу правильно его понимать, так как по половой принадлежности мужчина.
Тем не менее, вы не убедили меня в том, что Инна не симулировала. Может быть, у этого эпизода и есть социальный подтекст, но, право слово, с сюжетной точки зрения он нужен совсем для другого. Чтобы утащила телефон. А тот уже станет инструментом в подготовке побега.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 07:24
Ася, у Инны не было менструации. Она так отвлекала полицейских. Потом по тексту никаких указаний на ощущения менструации нет.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 09:02
Нам не верят)))
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 09:33
У Аси сейчас три часа ночи, проснется — ответит, наверное.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 06:23
камрадес, я спросила Идиатуллина.

все было.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 07:29
Ася, ну так нечестно(
Значит, надо еще спросить у абыя, почему после полицейского участка ощущения менструации как рукой сняло. Прокладки не как анальгетики же работают.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 15:58
Это я вам без всякой авторской помощи, как эээ инсайдер проблемы скажу.

Мощный стресс сбрасывает болевую чувствительность, и может дать сильный спазм — то есть будет бешеное кровотечение двумя-тремя приступами, после чего боль и кровотечение резко остановятся. Не советую пробовать это на себе, конечно, но механизм совершенно адекватный
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 08:55
Было, значит, было.
Значит, я переусложнил интерпретацию. А вы правы.


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 09:47
Я уже писал где-то в соцсетях, что это — сорокинский текст. В нем показаны не мыслимые люди, а «буквы на бумаге», типовые персонажи одного журнального формата, попавшие в другой журнальный формат.
В начале мы видим супер-пионеров из журналов «Пионер» и «Костёр», в типовом советском фантастическом сюжете про спасение планеты, но затем случается непредвиденное, и буквы из «Пионера» попадают на страницы газеты «Коммерсантъ». Поэтому супер-пионеры видят не реальность России, а реальность «Коммерсанта» — хорошие бизнесмены, плохая полиция, хорошие протестующие, плохая полиция.
Никаких вопросов, почему вдруг полиция плохая, а бунтари хорошие, у персонажей не возникает, они ведь не настоящие советские подростки, а куски черно-белого дискурса пионерских журналов закатного СССР. В точности как в «Тридцатой любови Марины», где поведение героини зависело от окружения, они мгновенно встраиваются в не менее черно-белый дискурс «Коммерсанта» и отыгрывают уже коммерсантовский сюжет.
А домой супер-пионеры возвращаются, поскольку все-таки они созданы для благодатного формата превозмогающего героизма в пионерских журналах, а не для создания мелких инфоповодов в оппозиционных СМИ. Их придумали, чтобы Землю спасать, а не полицейские участки взрывать.

Поэтому у истории никакого продолжения быть не может. Она закольцована — герои просто вернулись в журнал «Костёр», где их, вероятно, ждёт прохождение по тому же кругу бесконечное число раз.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 10:13
У Сорокина они бы летели в цистерне ассенизационной машины, по глаза в жидком говне. А пионеры весь полёт насиловали бы пионерку во все отверстия и проковыривали бы новые.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 10:46
Ну так не Сорокин же писал, а писатель политических романов Шамиль Идиатуллин.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 10:58
Не обязательно, но очень вероятно что-то вот в таком вот духе))) Все-таки у Сорокина порой обходится и без этого. В «Манараге», например. Но я читал далеко не все у Сорокина, возможно, и еще что-нибудь найдется.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 10:57
Допустим, фашистский полицейский участок пионер-герой просто обязан попортить)))
А в целом ваша интерпретация мне нравится, хотя я не стал и не стану именно так этот текст рассматривать. Потому что это не Сорокин, а Идиатуллин. А сорокинские тексты пишет исключительно Сорокин, для которого порой языковая игра все остальное перевешивает. Хотя, безусловно, и у него не без политики.


⇑ Наверх