ТАЙНА Nowa Fantastyka 182


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ТАЙНА (Nowa Fantastyka 182 (275) 8/2005). Часть 9
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ТАЙНА (Nowa Fantastyka 182 (275) 8/2005). Часть 9

Статья написана 7 декабря 2022 г. 00:12

12. В рубрике «Кино и фантастика» на стр. 37—38 размещена статья Анджея Питруса/Andrzej Pitrus, которая называется:



ЧУЖИЕ, КОТОРЫХ МЫ ХОРОШО ЗНАЕМ

(Obcy, których dobrze znamy)

Роман Герберта Уэллса «Война миров» (“The War of the Worlds”, 1897) целое столетие служил сюжетным образцом контакта с внеземными формами жизни, где более высокоразвитые от нас существа прилетают на Землю с целью ее захвата.

Пришельцы из космоса стали великолепным кинематографическим развлечением. Специальные эффекты позволили представить обитателей отдаленных планет, предлагая зрителям образы, ограниченные лишь технологиями и бюджетом. Мотив контакта с другой цивилизацией стал также метафорой, позволяющей облачить в одежды фантастики сути, имеющие мало чего общего с научными предположениями о сложных формах жизни в отдаленных участках космоса.



Зло, надвигающееся из СССР

Воистину взрывной интерес к теме принесли 50-е годы, когда НФ-кино стало одним из важнейших и популярнейших жанров. К этому времени «киноужасы» (в варианте, известном по продукции студии “Universal” 30-х годов или студии “RKO” 40-х годов) в результате естественной эволюции утратили коммерческий потенциал и их производители искали новые решения. Скрещивание horror-а и НФ оказалось именно тем направлением, которое им требовалось. Фильмы вроде «Мухи» (“The Fly”, 1958) Курта Ньюмана отвечали запросам потребителей, ищущим как эмоциональное напряжение, так и научное объяснение.

НФ-кино 50-х годов отвечало также вызовам действительности – популярное кино впервые оказалось идеальным отражением напряжений в политической и социальной сферах. Гангстерские драмы 30-х годов «осваивали» времена хозяйственного кризиса, а фильмы о захватчиках с Марса стали ответом на фобии, связанные с угрозами со стороны СССР и коммунистической идеологии. Что интересно, в этих фильмах показывалась прежде всего идеологическая война, и в гораздо меньшем объеме – вооруженная конфронтация. Зачастую пришельцы с враждебного Марса – не случайно красной планеты – были лишены зрелищного телесного воплощения: классическим примером может служить фильм «Вторжение похитителей тел» (“Invasion of the Body Snatchers”, 1956) режиссера Дона Сигела, в котором захватчики овладевают сознанием землян.

Кино времен холодной войны ныне зачастую смотрится лишь с усмешкой. Большинство кинопродукции тех времен – сущее барахло с любой точки зрения: примитивным спецэффектам сопутствуют тривиальные послания, близкие к лозунгам с пропагандистских плакатов. В то же время это кино особым образом существенное – именно благодаря фильмам типа «Захватчиков с Марса» (“Invaders from Mars”, 1953) режиссера Уильяма Камерона Мензеса установился канон представления Чужих, которому соответствуют также фильмы, поставленные спустя много лет после окончания холодной волны.

Представители внеземных цивилизаций являли собой отражение определенного видения мира, отношения к тому, что не известно и непонятно. Случалось также, что НФ-стратегии 50-х годов возвращались почти неизменными, хотя зачастую в измененном контексте. Достаточно вспомнить фильм «Война миров – следующее столетие» (“Wojna światów — następne stulecie”, 1981) режиссера Петра Шулькина, события которого весьма неоднозначным образом увязывались с польской действительностью 80-х годов.

(Окончание следует)



Тэги: кино


68
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 декабря 2022 г. 09:22
В кино 1950-х самое шикарное — постеры и плакаты.

Фильмы бесхитростные, прямолинейные, там добро — это то что за жизнь, зло — это то что убивает и мешает людям. Всё дидактично, без неоднозначности и морального релятивизма.


⇑ Наверх