Роман “Темный лес” является второй частью трилогии китайского фантаста Лю Цысина о противостоянии Земли и мира Трисоляриса и прямым продолжением книги “Задача трех тел”.
Я не знаю, что подтолкнуло автора к написанию второй книги, быть может, он планировал сразу трилогию, или же успех первой был хорошим стимулом, но “Темный лес” однозначно стоило написать и получился он куда удачнее, чем “Задача трех тел”.
Итак, дано: в мире, вращающемся по абсолютно непредсказуемой траектории вокруг трех солнц одновременно, существует цивилизация. Вернее, там существовали сотни цивилизаций, не выживших в диких условиях, когда сразу за зимой почти абсолютного нуля может наступить такое лето, что кровь в тени натурально закипает. Условия, в которых никакое живое существо не выдержит. Но, наконец, одна из этих цивилизаций достигла такого технологического уровня, что смогла не только не погибнуть, но и задуматься о полете в космос на поиски другого мира для себя. В этот исторический для себя момент трисоляриане получили сигнал от Земли типа “Привет ребята, мы тут”, и начали готовиться к экспансии.
Людям тоже стало известно о готовящемся нападении, правда, отложенном более, чем на четыреста лет: звездолеты трисоляриан могут двигаться со скоростью около одной десятой световой, с учетом разгона и торможения как раз за четыреста пятьдесят лет или что-то около этого они и прилетят устраивать локальный конец света в Солнечной системе.
Это диспозиция.
Теперь об исполнении.
Что меня однозначно поразило — это НФ-идеи автора. Не хочу делать спойлеры больше, чем это нужно, но такое ощущение, что продуманность этой компоненты романа на голову выше, чем в первой части трилогии. Если “Задача трех тел” была добротной НФ, то здесь мы имеем дело с одним из лучших образчиков жанра. Да, есть ляпы, нестыковки, но их меньше, они меньше мешают и не бросаются в глаза.
Сюжет. Захватывающе. Здесь тебя берут в оборот сразу, первый роман делает свою работу по подготовке читателя основательно, и ты уже осведомлен о том мире, куда автор сунул своих героев, поэтому можно рвать с места в карьер почти, как “Феррари”, а не, как “Лада-Приора” (медленно и печально). Сюжет нелинеен, местами показался мне предсказуемым, но это не портит общее ощущение. Опа — я угадал, что сделает Лю Цысин за следующим поворотом своей чудесной истории. Так это же здорово: я его просчитал. Я почти такой же умный, как он.
Да, опять, есть ляпы. Но они относятся больше к тому, как автор пытается показывать род человеческий. И в этом он — большой патриот Китая, к остальным же довольно безжалостен. Может, так и надо?
Я уже встречал недовольные отклики на то, что мир спасают китайцы и почти все значимые персонажи тоже не шведы. Русскому человеку было бы приятнее видеть в книге Владимиров и Александров, а американцу Джонов и Фрэнков, но книга-то была изначально написана на китайском и для китайцев. Поэтому все объяснимо. Кроме того, мне не так важно, кто спасет мир. Главное, чтобы он не облажался при этом.
Род человеческий автор показывает очень карикатурно. Не знаю, в чем причина: попытка угодить вкусам читателя, или неумение сделать это хорошо. Я склоняюсь ко второму варианту, но это лишь догадки.
Стандартные, почти карикатурные и мыслящие категориями пропагандистской литературы для начинающих коммунистов империалисты-американцы. Подпевающие им британцы и (чуть меньше) прочие европейцы … это уровень одноклеточных. Единственный (кажется) русский персонаж в книге вызывает симпатию, эдакий отец-мудрец, который все понимает, но ничего толком сделать не может. Еще крайне занимательный персонаж — президент Венесуэлы. Он словно сошел с фотографии, где обнимался с Фиделем Кастро на фоне неуемно буйной фантазии о построении светлого будущего в одной отдельно взятой очень латиноамериканской стране. Черт побери, все это комикс. Туповатый, наивный, может, вполне съедобный, но не на таком праздничном столе. Мы абзацем выше говорили о “Феррари”, так вот, это будет “Феррари”, но с деревянными сиденьями, да и, пожалуй, колёсами. Ехать можно, но не слишком удобно пятой точке.
ООН и дискуссии в нем, способы принятия решений в звездном флоте — это на уровне второго класса средней школы, причем дети в нем не очень развитые. С легким отставанием в развитии. Такое ощущение, что эта часть истории просто ложится под сюжет, как красная ковровая дорожка под ботинки залетного министра третьеразрядной страны. Кое-где на дорожке пятна и моль ее, местами погрызла, но идти можно. Я в какой-то момент просто сказал себе: “Кончай тупить, не зацикливайся на этом. Читай дальше и получай удовольствие от других вещей”. Потому, что с такими стратегами, как те, что движут человечество в книге, дойти можно только в задницу.
Одна из основных идей книги — так называемый проект “Отвернувшиеся”. Очень странный подход. Мы возьмем четверых очень умных дядек и дадим им неограниченные ресурсы и деньги. Пусть они придумают что-нибудь эдакое, секретное, против ужасных трисоляриан. А то у инопланетян везде на Земле глаза и уши, сохранить от них в тайне можно только то, что находится у человека в голове и чем он ни с кем не поделился. Именно поэтому мы будем потом требовать отчета у этих самых Отвернувшихся практически перед всем белым светом. Чтобы глаза и уши увидели и услышали наверняка.
К каждому Отвернувшемуся окопавшиеся на Земле коллаборационисты прилагают так называемого Разрушителя. Т.е. Человека, который проникнет в коварные планы Отвернувшегося и их раскроет на благо инопланетных завоевателей. И вот приходят по одному ко всем Отвернувшимся злые Разрушители и говорят: “Ха-ха! Я твой Разрушитель! Я разгадал твои планы, ты собирался поступить так-то и так-то”. И что мы видим? Цвет человечества, самые крутые дяди (тёть почему-то в Отвернувшиеся не пустили, непорядок!), как только им раскрывают в глаза их планы, тут же сдуваются, как куклы из сексшопа, из которых выпустили воздух и признаются в своем поражении. Это как понимать? Одна попытка, и самый крутой человеческий воин духа задирает лапки? Все типа? Второй попытки не будет? При всех своих духовных и интеллектуальных достоинствах они не продумали, что первый блин может выйти комом? За что их тогда брали?
Все эти вещи вызывают сильный диссонанс. Лю Цысинь думает за лучшие умы человечества, за правителей и сильных мира, но делает это недостаточно качественно. Как бы … нам опять выкатывают “Приору” и пытаются убедить, что это лучшее, что создал всемирный автопром. Вот не верю.
А во что верю?
В парадокс Ферми. И в концепцию Темного леса. Вообще, это жуть, если вдуматься. И, прочитав книгу, я смотрю на звезды над головой совершенно иначе. Без романтизма. Со страхом.
Темный лес — это очень страшная, очень мрачная и реалистичная картина, которая прекрасно и ужасно подходит к идее множественнности цивилизаций. Эта концепция, как объяснение парадокса Ферми*, быть может, не нова, но пугает до одури. Лю Цысиню здесь удалось не просто подать некую идею, но сделать её живой, страшной и почти реальной. Именно в этом я вижу руку настоящего мастера.
А ещё очень прикольно и очень не по-европейски выведен главный персонаж — Ло Цзи. На фоне традиционного подхода европейцев к решению проблем, он мыслит и действует, как человек восточной ментальности, его подходы необычны для нас, европейцев, и наблюдать за его действиями, почти равнозначно встрече с обитателем иного мира. Это второй персонаж трилогии после Да Ши, который объемен, многогранен и по-своему очень привлекателен. Эта пара движется через весь роман, делая его выпуклее и добавляя ярких красок. И это кроме того, что решения Ло Цзи действительно оригинальны, нестандартны и срабатывают. Но, что самое важное, автору удалось показать, как нелегко даются персонажу его победы. Может быть, то, как Ло Цзи преодолевает свои личные преграды, и делает его таким притягательным и заставляет нас следить за его приключениями от начала романа и до конца.
Несколько слов в заключение. Это хорошая книга. При всех ее несомненных недостатках, плюсов в ней гораздо больше и она заслуживает того, чтобы не просто быть прочитанной, но занять место в списке лучших книг десятилетия.
* Для тех, кому лень гуглить, парадокс Ферми заключается в том, что за время существования Вселенной в ней должны были возникнуть миллионы цивилизаций. Но мы их почему-то не видим. Значит, либо наше понимание природы, либо наши выводы, ошибочны.