Нерешаемое уравнение


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Нерешаемое уравнение Бога
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Нерешаемое уравнение Бога

Статья написана 15 октября 2021 г. 06:49

Реликт (роман-эпопея), Василий Головачёв, 1979-1995

https://fantlab.ru/work12374

Яков умный!

«Реликт» Василия Головачёва – роман-эпопея в шести книгах, изданных с 1979-го по 1995-й годы. Есть ещё два романа: «Абсолютный игрок» 1999-го и «Мегаморф, или Возвращение Реликта» 2009-го годов, а также тематическая антология «Реликт 0,999» по итогам конкурса «Мир Хроник Реликта» для молодых авторов, вышедшая в 2010-м году. Здесь эти два романа и антология учитываться не будут, поскольку действие первых начинается спустя тысячу лет после окончания сюжета основного романа-эпопеи, а вторая написана не В. Головачёвым. Для освещения моей концепции достаточно первых шести книг.

Если сопоставить эти шесть книг с реальной отечественной историей, а именно с перестройкой, станет чётко видно деление на три эпохально значимых блока:

1) «Непредвиденные встречи» 1979-го и «Пришествие» 1982-го – СССР;

2) «Возвращение блудного конструктора» и «Дети вечности» 1991-го – перестройка;

3) «Контрразведка» и «Закон перемен» 1995-го – постперестроечная Россия.

Разумеется, создавались произведения раньше, чем были изданы, но даже при допущении в два-три года сходится и по датам, и по отражённой действительности.

Для романа «Реликт» эти три блока показательны, соответствуя автору советскому (Головачёв-1), переходному (Головачёв-1.2) и российскому (Головачёв-2). Далее на примере «Реликта» я кратко опишу характерные черты и основные особенности каждого из периодов. Рискну предположить, что они применимы также и ко всему творчеству В. Головачёва. В конце я выделю некий общий мотив и выдвину предположение относительно того, что автор желает донести до читателя в своём постперестроечном творчестве.

Головачёв-1

Мы честно не веруем в бога —

Откуда берется тревога?

Друзья, почему вы скорбите

На звонкой планете своей?..

Мы плавно летим по орбите,

Одни мы над миром владыки, —

Нам зверь подчиняется дикий

И травы зеленых полей.

//Тарловский М. А., «Огонь».

В художественной реальности «Реликта» Головачёва-1 хочется жить. Я, человек 1982-го года рождения, читаю её, как волшебную сказку. Стабильное, благополучное, всесторонне развитое будущее. Вместо армии и внутренней службы – спасатели и безопасники. Благоденствующее в ладу с Землёй и совестью человечество вышло во главе с гениальными учёными и отважными первопроходцами в далёкий космос. Каждый начальник беспокоится и заботится о подчинённых, чувствует вину и добровольно несёт ответственность. Текст изобилует сращённой с высшей математикой теоретической физикой, но благодаря ясности слога автор добивается иллюзии понимания самых сложных вещей даже у полных профанов и гуманитариев.

Однако на общем позитивном и жизнеутверждающем фоне уже у Головачёва-1 заметна характерная особенность: автора можно назвать агностиком. Мир для него принципиально непознаваем. Любой опыт субъективен и ограничен возможностями субъекта, и потому познание объективной реальности, её законов, пределов и абсолютов невозможно. Наука в романе развивается не по дням, а по часам, скачкообразно продвигается гениальными прозрениями теоретиков и героическими прорывами практиков, но это всего лишь представления человечества. Наивные попытки одной из основанных на углероде и не так давно осознавшей своё существование форм жизни объять необъятное.

Применительно к роману – произошло случайное открытие планеты Тартар с её обитателями, случился контакт с Серыми Призраками, а следом была обнаружена и доставлена для изучения на Марс спора Конструктора. Все три встречи показали примеры разума негуманоидного типа. Если коротко по сюжету, то не лезьте корявыми руками и с дурной головой туда, куда не просят и чего не понимаете. И себе хуже сделаете, и другим. Идеализированное общество советского будущего оказалось не титаном и даже не карликом у него на плечах. Слабый невнятный писк и возню человечества только-только начали замечать старшие братья по разуму. Да и родственники ли они нам и друг другу вообще? Как ни странно, комплекс неполноценности и депрессию такая концепция в исполнении В. Головачёва не вызывает. Наоборот, появляется уверенность в том, что всем нам есть куда стремиться.

Головачёв-1.2

Ясна и поныне дорога —

Откуда же наша тревога?

Друзья, почему вы скорбите,

О чем сожалеете вы?…

Ах, понял: о тягостном быте,

Где люди — рабы иль торговцы,

Где мелкие особи — овцы,

А крупные хищники — львы!..

Я знаю — наступит минута,

Когда остановится смута,

Когда, как покорные звери,

Мы сядем у дома того,

Кто в новой поднимется вере,

Кто, в знак небывалой затеи,

Пылающий факел идеи

Над голой взовьет мостовой.

//Тарловский М. А., «Огонь».

В мире Головачёва-1.2 жить уже опасно, но всё ещё можно. Появляются ощущение внешнего, неотвратимо приближающегося агрессора и уверенность в том, что во власти и руководстве есть оборотни и предатели. Частный, почти мещанский быт обретает значимость и обрастает рюшечками. В некогда монолитном коллективе общества появляются индивидуализм и эгоизм. Одновременно с этим возрождаются оккультное мракобесие и религиозная истерия как следствие коллективного стресса. Оказалось, что далеко не каждая личность способна принять непознаваемость вселенной в качестве стимула к постоянному развитию и самосовершенствованию.

В романе появляется существо, обладающее божественными возможностями, но Богом не являющееся. Вылупившийся из споры и ушедший без спросу Конструктор вернулся – точнее, возвращается – но какой-то странный. Никому не отвечает и ничего не просит, но само его приближение подобно вселенскому апокалипсису. Одной только своей массой он уничтожает звёзды. На что окажутся способны его желание, волеизъявление и деяние? Одновременно из среды людей выделяется особая, ставящая себя выше всех каста имморалистов, назвавшаяся предвестниками Конструктора – К-мигранты. Слишком похожая на средневековое духовенство и «предвестников» перестройки группа вредителей, активно разделяющая деятелей и производителей, истинных вождей в любой из сфер деятельности и простых исполнителей.

Здесь фишка В. Головачёва – высокоморальное поведение и непротивление злу злом. По утверждению комиссара Службы безопасности Аристарха Железовского, этот момент нужен и жизненно важен именно нам, представителям добра. Однако все персонажи, кого ни возьми, мастера боя, паранормы и сверхчеловеки. Поэтому, с точки зрения банальной логики, здравого смысла и опыта, экшен третьей и четвёртой книги романа выглядит фантастическим мультсериалом для младшего школьного возраста. Безопасники ловят диверсантов и чуть-чуть мутузят, а после воспитывают, грозя пальцем, и отпускают. На деле научный агностицизм Головачёва-1 сменяется агностицизмом теологическим Головачёва-1.2. Веры нет, любая религия высмеивается как мистика, но без её культурно-этической составляющей, оказывается, жить невозможно. Даже гипотетического Бога просто так убивать нельзя: «Наука, как известно, безразлична к морали. Но только до тех пор, пока ее объектом не становится разум…» //А. и Б. Стругацкие, «Беспокойство».

В целом наблюдается странное объединение противоположностей: частной наивной простоты и глобальных квазинаучных откровений. Если утрировать, то могучие герои комиксов Marvel пытаются спасти мир советского будущего от антигероев Marvel, шкодливых адептов грозно молчащего Бога. Теоретическая физика здесь едет уже не на высшей математике, а на непризнанных большинством учёных гипотезах и чуть обновлённых эзотерических учениях. Кажущаяся простота и ясность слога теряются. В тексте появляются славянские имена собственные и нарицательные, а в сюжете – криптоисторические и религиозно-мистические видения. До того где-то там занимающиеся своими странными делами инопланетяне-негуманы проявляют себя в ближнем космосе и творят что-то непонятное и невероятное, но, кажется, прямо не вредят человечеству. Люди, за исключением К-мигрантов и перекованных ими товарищей, несмотря на осознанную разность всё ещё действуют сообща, а силы и ресурсы Земли кажутся неисчерпаемыми.

Головачёв-2

Спасите наши души!

Мы бредим от удушья.

Спасите наши души,

Спешите к нам!

Услышьте нас на суше –

Наш SOS всё глуше, глуше,

И ужас режет души

Напополам!

И рвутся аорты,

Но наверх – не сметь!

Там слева по борту,

Там справа по борту,

Там прямо по ходу

Мешает проходу

Рогатая смерть!

//В. Высоцкий, «Спасите наши души».

Вымышленный мир Головачёва-2 изощрён, смертельно опасен и страшен, как тайны мадридского двора. Описывается ещё более далёкое и технически развитое будущее, буйно расцветшее новыми формами свободы и самовыражения. Дикарское телоукрашательство, прилюдное обнажение, свободный секс и уйма без толку уходящего личного времени для каждого отдельно взятого индивида. Традиции семьи и брака поддерживаются в основном лишь «аристократией» — реликтами прошлого, лично заставшими ещё открытие Тартара, и их потомками. В обществе стали нормой индивидуализм, эгоизм, имморализм, чётко обозначилась и постепенно накаляется дифференциация по всем возможным признакам. Народ и лидеры окончательно разобщены, тотальное недоверие власти и её представителям. Марионеточное правительство управляется извне и занимается геноцидом собственного народа. Человечество разделено на условно-национальные эгрегоры, причём исламский и азиатский объединились против славянского.

Действие последнего блока романа подано в виде хитросплетений игры на выбывание на земном и вселенском планах бытия. Пока земляне путаются в собственных спецслужбах, вычисляя и пытаясь обезвредить многоходовые действия двойных и тройных агентов, в космосе и социуме также творится что-то странное. Повсюду, от межпланетного вакуума до полянки брянского леса, появляются и разрастаются таинственные кристаллы – нагуали. Не пойми что, но не из нашего мира, и действуют на нашу вселенную разрушительно. Меняется всё, от коллективной психики и здоровья детей до фундаментальных физических постоянных. Реальное жизненное пространство постоянно изменяется и неуклонно сокращается, зато в обществе возникает увлечение свёрнутыми пространствами и прочей подменной виртуальной реальностью, Майей.

Научный и теологический агностицизм первых двух периодов сменяется у Головачёва-2 чем-то похожим на смесь буддизма, даосизма и конфуцианства на псевдославянской закваске. Появляются волхвы, просветлённые, урождённые ратные мастера и память предков. Им противостоят исламские террористы, низведённое до уровня агрессивного быдла общество, а также инопланетяне – теперь человекообразные – рептилоиды и даже один крабоид. Многострадальная теоретическая физика на этот раз переплетается с микробиологией. Оказывается, в нашу вселенную-клетку проникла вирусная инфекция, или мейоз с митозом намечаются, или рак. Одновременно некие непредставимо могущественные существа из нашей и соседней вселенных взялись играть мирами во что-то, чего не понять даже китайскому трёхмерному шахматисту и создателю Книги Перемен. Текст откровенно перегружен наукообразными новообразованиями. В сюжете сама реальность становится ирреальной, и ясно только то, что ничего не ясно, и что человечество хочет наперекор всему выжить, хотя и само не понимает, зачем и кому это надо.

Не послать ли нам… гонца?

Лейтмотивом романа-эпопеи «Реликт» я хочу выделить посланника. Не берусь утверждать, что это мотив всего творчества В. Головачёва, но он точно есть в циклах «Евангелие от Зверя», «Регулюм» и «Смутное время». Когда вокруг всё плохо и в перспективе только хуже, человечеству требуется донести весть до Высших. Трактовать мотив посланника можно по-разному.

Во-первых, это перекладывание ответственности на других. Во-вторых, признание собственной несостоятельности. Одно может дополнять другое, и оба варианта выглядят достаточно мерзко вместе и по отдельности. Всё равно что маме нажаловаться. Вкупе с частыми у автора открытыми финалами романов и циклов такое бытовое понимание может вызвать у читателя неприятие вплоть до полного отторжения. К слову сказать, обычно и вызывает.

Мне не хочется верить настолько примитивной трактовке мотива в духе современной прикладной психологии. В. Головачёв – агностик, а ещё его причисляют к неоязычникам. В язычестве же любого толка человеческая жертва изначально рассматривалась именно как добровольный посланник от верующих божеству, призванный донести и передать некую просьбу. Вспомните славянское ПравоСлавие от Головачёва и жертвенность его героев. Вспомните прописанные в фольклоре всех славянских народов и русской литературной традиции хождения к царю и Богу за правдой. Вспомните, наконец, фильм Валерия Чикова «Не послать ли нам… гонца?» 1998-го года.

Именно внутри недогматической религии с неперсонифицированным божеством кажущийся разброд творчества Головачёва-2 получает системную организацию. Но проблема в том, что автора, похоже, не устраивает полностью ни одна из существующих конфессий. Вероятно, он занимается конструированием собственного «вероисповедания», объединяющего науку, философию, культурно-этические принципы, боевые и духовные практики на базе славянской криптоистории.


Опубликовано на странице романа: https://fantlab.ru/work12374#response430281

Если кому интересно, то вот ещё:

— собственно рецензия на трилогию В. Головачёва «Евангелие от Зверя» https://fantlab.ru/blogarticle73859

— рецензия-фельетон на дилогию В. Головачёва «Регулюм» https://fantlab.ru/blogarticle74036





1198
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 10:05
Спасибо за текст! Разложили по полочкам то, что я недавно (не всё, но многое) читал позёвывая:-)
Ваша рецензия — отдельное и самодостаточное произведение, лишь навеянное произведениями Головачёва. Увидели там то, что многие, возможно пропустят.
Я вот как-то не увидел там особого агностицизма. Возможно, не сильно вчитывался.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 10:22
240580
Яков умный! :-D
 


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 10:30
240580
А если серьёзно, то я уже предполагаю, что салочки спецагентов и диверсантов вторичны у В. Головачёва. Первичны как раз философия Времени и «нового вероисповедания» а-ля славянский Конфуций.


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 11:00
Великолепный анализ! Я гляжу, вы конкретно взялись за творчество Головачева. Благодаря вам, я впервые за многие годы обратил на него внимание: тут оказывается есть, о чем поразмышлять. :beer:
А насчет псевдо-религиозности творчества Головачева вспоминается фраза Рона Хаббарда «Хочешь разбогатеть — придумай религию». Только ее нужно перефразировать: «Хочешь издавать книги — придумай религию». Думается, почитателей творчества Головачева привлекают отнюдь не литературные достоинства его произведений.
А вот «спецслужбистская» составляющая творчества Головачева напомнила мне еще об одном авторе — Кирилле Еськове. Тот тоже — просто помешан на спецслужбах. Но у него произведения — не в пример литературней. Кстати очень рекомендую его «Последнего кольценосца» и «Чиста английское убийство».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 21:06
avsergeev71
Спасибо!

цитата avsergeev71

Думается, почитателей творчества Головачева привлекают отнюдь не литературные достоинства его произведений.
Ну, помнится, некий Моисей, он же Мойше Рабейну, вообще был косноязычным 8-)

За Еськина отдельное спасибо! «Последнего кольценосца» в своё время не стал читать, посчитав фанфиком. Сейчас вношу в папирус! :beer:
 


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 21:31
Ну это фанфик и есть, только вывернутый наизнанку и очень талантливо написанный.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2021 г. 17:08
avsergeev71
Получается, первичное сито не обмануло уже тогда... Ладно, раз талантливо написанный и литературно развитый — пускай будет в папирусе. Спасибо за честность! :beer:
 


Ссылка на сообщение17 октября 2021 г. 17:46
Я и сам фанфики не долюбливаю. Но тут — случай особый. «Последнего кольценосца» я бы назвал скорее апокрифом «Властелина колец».
 


Ссылка на сообщение18 октября 2021 г. 05:39
avsergeev71
Понял.


Ссылка на сообщение20 октября 2021 г. 11:32
Поздравляю с окончанием глубокого анализа, а, главное, с полученными конкретными выводами.
Все по полкам, обосновано и понятно.
К теме посланников. У ВВГ есть роман Посланник. Ничего особенного, почти. Кроме того, что главный герой — танцор).
Очень нехарактерно для боевой фантастики. Как и какой-то из Ромашиных — супер волейболист. А ещё в романе про Джинна — альпинист.
Вообще за одно только такое разнообразие профессий главных героев у автора стоит вспоминать его произведения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 октября 2021 г. 15:13
Episiarsh
Спасибо!

Посланник, гонец, добровольная жертва, письма Богу — понятия одного плана. Чую, что цикл «Посланник» будет автофанфиком, чем-то вроде цикла «Регулюм». Читать не стану — чувствую, у меня передоз текстов В. Головачёва. Добью «Смутное время» и хватит.

Мне кажется, не разнообразие «профессий», а физкультура в разных проявлениях. Важна общая физическая подготовка, чтобы сделать Воина. Как у китайцев, физическая культура — часть общей философии жизни, не только тело.


Ссылка на сообщение21 октября 2021 г. 11:03
В здоровом теле — ....
Все сами знают что ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2021 г. 15:19
Episiarsh
Я разное слышал :-D


Ссылка на сообщение22 октября 2021 г. 08:51
Спасибо!
Ну, не знаю, не знаю... Тут как раз тот случай, когда анализ интереснее предмета анализа.
Помню, как мы читали Головачева в девяностые, как он тогда воспринимался. Даже по молодости лет и по бескультурью:-) В лучшем случае, это «Черная кошка» в НФ-обертке. Или что-то вроде А. Бушкова, но с меньшим цинизмом (тот, кстати, поделал похожую эволюцию в творчестве).
Мой друг забавно прозвал роман «Посланник» — «Сиськоглазый» — из-за характерной картинки на обложке. Лютый бред, хотя образы некоторых миров впечатляют. Но тут, думаю, влияние модельных наркотиков, а не фантазии;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 октября 2021 г. 10:00
vfvfhm
Спасибо, что читаете! :beer:

Думаю, что «образы некоторых миров» — влияние всё же не наркотиков, а Юрия Петухова и иже с ним.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2021 г. 18:58
Вот, кстати, еще один пропущенный мною в свое время гений. Только отрывок романа в какой-то «желтой» газетенке тридцать лет назад читал, в детстве. У нас в городской библиотеке есть его собрание сочинений. Все посматриваю на него, но побаиваюсь брать. Но если уж он даже на Головачева влияние сумел оказать, надо пробовать, хоть в исследовательских целях:-)
Успехов в творчестве!:beer: Читаю всегда с удовольствием и пользой.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2021 г. 07:39
vfvfhm
У меня знакомство с Петуховым тоже началось в библиотеке 90-х. Но после прочтения нескольких номеров его журналы перестали выдавать лицам до 18 лет ) Нашлась одна бдительная библиотекарша ) В итоге впечатления остались, а фамилию автора и даже название журнала заклинило напрочь. Хорошо, здесь добрый человек напомнил!


⇑ Наверх