18 Интеркомъ 1994 5


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 18. Интеркомъ, 1994, №5 - Париж, который построил Переслегин
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

18. Интеркомъ, 1994, №5 — Париж, который построил Переслегин

Статья написана 8 августа 2020 г. 23:37

Я вам сейчас банальную вещь скажу — только прошу не бить меня чем попало и по чему попало. Компьютерные игры в СССР появились только вместе с компьютерами. Причем не просто игры, а игры массовые, красивые и сложные. И не просто с компьютерами как таковыми, а с персональными компьютерами типа IBM PC, да еще обязательно, чтобы это были персоналки класса AT, да еще и с жёстким диском, пусть даже всего в несколько мегабайт. Ибо какие-то примитивные видео-игры на приставках, которые подключались к телевизору, в СССР были и до этого — теннис там или пинг-понг. И большие игровые автоматы были — я до сих пор помню, как в свои 12 лет я однажды целый день пускал торпеды в силуэты вражеских кораблей в автомате "Морской бой" (завезённом откуда-то из столиц в наш севастопольский Дом офицеров флота), потратив на это бессмысленное, но очень редкое для наших краёв развлечение десятка два пятнадцатикопеечных монет. И на больших ЭВМ, работающих на перфокартах, советские программисты тоже во что-то играть умудрялись, а позже и на ДВК, цельнотянутых с американских DEC. И даже на "Коммодорах" играли, которые загружались с магнитофонных кассет. Но разве это были игры? Впрочем, сам я в них (кроме автоматов) никогда и не играл. Моя самая первая компьютерная игрушка в жизни — это был развесёлый "Диггер", который загружался в IBM PC XT С 5-дюймовой дискеты болгарского производства. Причем это случилось далеко не в детстве, а в мои полные 30 лет. Впрочем, мне тогда всего-то пары дней хватило, чтобы игра эта смертельно мне надоела. Однако реальный вкус большой компьютерной игры я ощутил, лишь когда я впервые сел за "настоящую персоналку". Всего через неделю после своей игры в "Диггер" (хотя, конечно, главное, что я делал на IBM PC XT, была вовсе не эта игра, а набор текстов для грядущего альманаха "Оверсан" в жутко капризной программе "Чи-Райтер") — в марте 1990 года, в субботу (что важно), я приехал на автобусе в посёлок Пулково, находящийся на полпути к одноименному аэропорту, и, ориентируясь по заранее сообщенным мне топографическим подсказкам, пересёк дорогу, удаляясь от хорошо видимых позади куполов Пулковской обсерватории, после чего нашёл одноэтажный флигель, пристроенный к жилому дому. Вот в этом флигеле и располагался счётно-вычислительный отдел обсерватории, где работал мой будущий работодатель и компаньон Николай Ютанов. Пробившись через жестяную дверь и пройдя по Г-образному тёмному коридору, я попал в большую квадратную комнату, заставленную шкафами и столами, на которых стояли тёмные экраны советских компьютеров типа ДВК. Никого в комнате не было (потому что понедельник в субботу начинается только в сказках), и лишь в углу, возле окна, что-то странно свистело, гудело, булькало и попискивало электронными звуками. Пойдя на звук, я обнаружил стол, на котором стоял внушительный дисплей из белой пластмассы, а из-за дисплея уверенно выглядывало лицо симпатичного молодого человека, на котором играли зеленоватые и синеватые отсветы от изображения на экране. Рядом с дисплеем на столе стоял плоский белый ящик, из которого, собственно, и доносились все эти манящие электронные звуки. Молодой человек приветливо сообщил мне, что Ютанов скоро будет, а пока предложил присаживаться рядом и посмотреть на то, чем он занимается. На цветном экране монитора, радующем всем богатством красок (ибо это был вовсе не зеленоватый монохромный монитор CGA, к которому я уже даже начал привыкать, набирая тексты статей и играя в "Диггера"), передо мной расстилалось голубое небо с пушистыми белыми облаками, а внизу медленно поворачивалась далёкая зеленая равнина, видимая как будто из кабины самолёта. Так оно и оказалось — молодой человек, который, не тушуясь, представился как Штирлиц, объяснил мне, что он сидит вовсе не за компьютером, а в кабине американского истребителя-бомбардировщика типа "стелс" и в настоящее время летит в сторону Мурманска, чтобы разбомбить там какой-то важный военный завод. Так я познакомился — одновременно! — и с астрономом Александром Кривцовым, которого все обычно называли Штирлицем (спустя пару лет Саша стал коммерческим директором издательства "Терра Фантастика", и мы с ним не раз и даже не два ругались по поводу того, какие книги издательству надо издавать, а какие не надо), и с хорошим американским компьютером типа IBM PC AT, оснащенным винчестером аж в 4 мегабайта и цветным монитором типа VGA (в то время такой компьютер стоил как приличный советский автомобиль марки "Лада" или "Москвич", а то и даже как "Волга"), и с компьютерной игрой "F-19" (про которую вообще ничего рассказывать не надо после того, как ее прославил Виктор Пелевин в своей повести "Принц Госплана"). Последующие года три, весь процесс своего становления, наш компактный коллектив издательства "Терра Фантастика" (как, наверное, и вся страна) прошёл через лихорадочное увлечение компьютерными играми самых разных жанров, которые сыпались на нас тогда, как из Рога Изобилия. Однако ни журналов, ни книг, посвященных компьютерным играм, в то время еще не было (лишь в Москве можно было иногда отловить в киосках "Союзпечати" первые американские журналы на эту тематику, — но когда я их привозил из своих командировок в столицу, у меня их сразу же отбирали другие заядлые игроманы, чтобы скачать с прилагавшихся к журналам дисков демо-версии будущих игр). Короче, в этой ситуации я посчитал не зазорным, если и в моем "Интеркоме" появится специальная рубрика "Киберпространство", посвящённая фантастическим компьютерным играм. Впервые эта рубрика отметилась в 4-м номере журнала в 1993 году, когда никто иной, как Штирлиц, написал мне очень неплохой обзор военно-космического симулятора "Wing Commander", которым в ту пору переболело почти всё наше издательство. А вот в 5-м номере в бой вступила самая тяжёлая артиллерия из всех возможных, причём инициативу проявил сам великий стратег наш Сергей Борисович. А я просто взял, да и напечатал...

Ну а другие материалы из этого номера "Интеркома" вы можете посмотреть в моей авторской колонке, просто листая страницы по ссылкам.





705
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 августа 2020 г. 06:38

цитата


с хорошим американским компьютером типа IBM PC AT, оснащенным винчестером аж в 4 мегабайта и цветным монитором типа VGA (в то время такой компьютер стоил как приличный советский автомобиль марки «Лада» или «Москвич»


Винчестер на AT был в 20 Мб, а на XT — 10. В рублях такой компьютер стоил 15 тысяч, что дороже автомобиля «Волга» (9000 руб.) и примерно соответствует цене «Чайки» (17500 рублей), но «Чайка» свободно не продавалась.

цитата


на ДВК, цельнотянутых с IBM


ДВК — это не IBM, а DEC. DEC выпускал компьютеры PDP/11, в Зеленограде взяли их архитектуру, но использовали более современные комплектующие, так что это немного другой компьютер. Появились ДВК года на два раньше, чем IBM PC.

А аналоги IBM XT (EC-1840 и 1841) стали выпускать с 1986-1987 года. Там тоже более современные комплектующие: например, процессор не 8088, а 8086. Последняя модель этого ряда (ЕС-1864) вышла в 1995 году, но там собирали уже из всего импортного.

цитата

в жутко капризной программе «Чи-Райтер»


Зато там было преимущество: можно было набирать тексты разными шрифтами и самому эти шрифты рисовать. Ещё до появления Windows :-)

цитата

это был развесёлый «Диггер»


В Диггере была ошибка, которая позволяла жульничать. Можно было выкопать ямку в стене, спрятаться туда и стать невидимым для монстра, а когда монстр проходил мимо, выстрелить ему в спину. Ошибка была в том, что монстр обнаруживал диггера по цвету пикселя в определённом месте, а находясь в ямке, диггер становился неотличимым от стены.

Но всё-таки на видеоприставках были не такие уж примитивные игры, просто в СССР они были недоступны. Многие игры с приставок потом перенесли на IBM PC. Сразу на компьютере игр писалось немного, например, Тетрис.

А из компьютерных журналов в 1980-е годы был только Byte (в библиотеке МГУ он точно был). Книжки тоже были только на английском, я именно такого Кернигана&Ричи читал, а с переводчиком второго издания этой книги мы потом вместе делали компилятор с языка Си для одного хитрого процессора.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2020 г. 13:04
Ну вот видите, как Вы много знаете того, чего до сих пор не знаю я...:-D

Но, в принципе, неудивительно — к 1990-му году я был полный и законченный гуманитарий, ни за чем сложнее пишущей машинки не сидевший, — и за компьютером я оказался примерно так же, как некоторые родители учат своих детей плавать — просто спихивают их в воду, и давай выгребай как можешь. Ну вот и я — выгребал как мог. А потому, во-1-х, что НАДО, и потому, во-2-х, что интересно же. Так что игры в этом плане немало помогли мне в освоении компьютера и его премудростей.
 


Ссылка на сообщение9 августа 2020 г. 13:26

цитата chert999

за компьютером я оказался примерно так же, как некоторые родители учат своих детей плавать — просто спихивают их в воду, и давай выгребай как можешь


С негуманитариями всё точно так же. Если с большими компьютерами нас кое-чему учили, то с IBM PC все разбирались сами, поскольку он у нас появился в год выпуска (1983), и никто ничего на нём не умел. Преподаватели дали нам книжки на английском — вот и всё обучение :-)

цитата chert999

Так что игры в этом плане немало помогли мне в освоении компьютера и его премудростей.


Они ещё полезны для изучения английского языка. Играешь в какой-нибудь квест, и узнаёшь новые слова.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2020 г. 20:00

цитата ziza

Они ещё полезны для изучения английского языка. Играешь в какой-нибудь квест, и узнаёшь новые слова.


Ну, я английский учил тоже не только в школе, — а еще и списывая с фирменных рок-пластинок перечни и тексты песен. А потом еще друг у друга мы это переписывали, тоже по-английски. Это уж потом, годы спустя, в руки попали английские пэйпербэки-покетбуки фантастики, которые можно было купить за сумасшедшие деньги в Москве и Ленинграде в специальных книжных магазинах и отделах Дома книги.


Ссылка на сообщение9 августа 2020 г. 17:04
«изобретение магнетизма» — это как понимать? Эх, Семён Семёныч...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 августа 2020 г. 20:02
Понимайте, как знаете. Все вопросы — к Переслегину образца 1994 года.???


Ссылка на сообщение9 августа 2020 г. 18:30
Chi Writer — капризная программа? Вы еще MLS не видели, небось. Он, кажется, наиболее в ходу был в израильской русской общине, и по ясной причине: понимал три алфавита. Правда, ценой удвоения размера файла. А у меня тогда была машинка без харда, с картой на 4 Мб...
За ископаемого Переслегина — спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 августа 2020 г. 20:01
Слава Богу, не видел. Пожалуйста.


Ссылка на сообщение10 августа 2020 г. 22:13
«Цивилизация» — это сила!
Наверное, с год ушёл на неё. Оставался после работы в офисе, своего компьютера тогда не было (94-й или 95-й год). Тогда ещё DOSовская версия была, не под Windows.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 августа 2020 г. 13:03
А я так и не въехал в эту игру. Видать, не моего ума дело.^_^


Ссылка на сообщение11 августа 2020 г. 16:55
Как игровая платформа в 1990 ZX Spectrum был много интереснее и куда как более доступным чем IBM-совместимые решения 8-)


⇑ Наверх