Кэтрин Мур отзывы

Все отзывы на произведения Кэтрин Мур (C. L. Moore)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 742

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»

«Все тенали бороговы…»
–  [ 28 ]  +

irakez, 29 ноября 2011 г. в 05:42

Это один из самых первых НФ рассказов, прочитанных мной в жизни. Отец посоветовал :) Я несколько дней не могла прийти в себя, мне почему-то хотелось получить такие же игрушки и улететь на другую планету. Сейчас читаю комментарии про «грустный конец», а он мне тогда показался самым прекрасным на свете.

С детской точки зрения захватывающие приключения и возможность увидеть космос, другую планету, другой мир даже без возможности вернуться обратно — это мечта. Они просто не задумываются о том, что когда-то захочется вернуться, о родителях, друзьях, и обо всех других вещах, которые намертво приколачивают взрослых не то что к Земле, а к своим городам, улицам, уютным квартиркам и привычным офисам. Это не жестокость. Это просто отсутствие страха (потерять что-либо — близких, привычную жизнь, и т.д.) и жизненного опыта. Подумайте, разве мы БОИМСЯ потерять близких, потому что так ангельски милосердны и альтруистичны? Нет, мы БОИМСЯ, потому что знаем, что НАМ будет без близких плохо. Поэтому все эти разговоры про «жестокость» — обыкновенное взрослое лицемерие.

Детям к прочтению обязательно, им понравится.

Оценка : 10
«Профессор накрылся»
–  [ 23 ]  +

Dentyst, 06 августа 2010 г. в 12:58

Они Хогбены, других таких нет.

И в жизни нет и в литературе нет. Немного недалёкие сверхчеловеки «от сохи». Им дано много, только они не понимают насколько много, и просто пользуются этими Божьими (или радиационными) дарами не подозревая о своей исключительности. Единственное желание этого странного семейства — чтобы их оставили в покое другие добропорядочные обыватели, от которых (по мнению Сонка) Хогбены вовсе и не отличаются. Ну действительно, что странного в том, что память начинает подводить в том что было больше ста лет назад. Что удивительного в ружье, которое не надо перезаряжать. Правда сами изготовители его не знают, как оно работает. Главное, что работает, как надо. Ну вот с невидимостью, ввиду юного возраста, слабовато; да и для левитации ещё подрасти надо. А в остальном — семья, как семья. Дедушка — хранитель житейской мудрости, малыш Сэм — как всякий грудничок всё время спит, иногда покрикивая, когда потревожат. Папуля любит выпить лишку домашней маисовой, а мамуля (как положено) всегда этим недовольна... Ну правда — всё, как у всех... И чего этим прохвессорам из города от деревенских горцев понадобилось?

P.S. С тех пор, как мне в руки попал номер «Вокруг света» с этим шедевром Каттнера прошло лет 35, не меньше. Техника шагнула далеко вперёд. Я нашёл в нете текст в переводе Евдокимовой (по-моему идеальный) и закачал в телефон. Теперь Хогбены всегда со мной. Порой я достаю их оттуда (как они прохвессора — из бутылки) и заново обследую...

        А телефончик-то ма-а-ахонький!

Оценка : 10
«Лучшее время года»
–  [ 20 ]  +

stogsena, 22 марта 2008 г. в 15:35

Конечно, сейчас ни для кого не новость, что автор опубликованного в сентябре 1946г. короткого рассказа «Vintage Season» Lawrence O'Donnel на самом деле андрогин, объединяющий 30-с-небольшим-летних порнографа Генри и его шифгретор, любительницу рыцарских романов Кэтрин Мур. Можно даже, пользуясь программами, наподобие созданных Creator&Co, вычислить, что «Лучшее время года» почти целиком написала Кэтрин, как это указано в биографической статье на fantlabе.

Но вот откуда, из каких высот пришла авторам (или только Кэтрин?) идея рассказа? Фотографии из детства, где ты стоишь с одноклассниками, которых уже нет? Но им не так много лет... Недавно окончившаяся вторая мировая? Но Генри не учавствовал в боевых действиях... Куда как логичнее, если бы она создала рассказ позже, после 1958г., зная, что Генри убъет та самая сердечная недостаточность, которая сохранила его для нее в войну. Словно кто-то другой, из нашего с вами будущего, рассказал ей об этом... Сам собой напрашивается простой вопрос, доведись вам побывать там, в 1946 — вы бы рассказали? Или смотрели за любящей тридцателетней парой отстраненно, как прекрасные герои «VS» из прекрасного далека? И что смогли бы изменить?

О послевкусии, том самом, за которое на fantlabe и ставят 10, уже все точно сказал Ny. По силе этого послевкусия рассказ лично мне напоминает «Дверь в стене» Уэллса, но штучка андрогина О'Доннелла куда как жестче — просто не прожуешь. И ни SF Hall of Fame, ни retrospective Nebula Award (Retrieved from «http://scifipedia.scifi.com/index.php/Vin...») ничего не подсластят...

Оценка : 10
«Лучшее время года»
–  [ 17 ]  +

Groucho Marx, 29 ноября 2016 г. в 17:23

Для меня это — лучший рассказ Каттнера и Мур.

Банальность жестокости, наслаждение чужим горем, игра в сочувствие, эстетизация катастрофы — все эти замечательные качества массовой культуры конца ХХ века в нашем столетии превратились чуть ли не чуму цивилизации. И эта тенденция была подробно проанализирована авторами рассказа ещё в середине ХХ века.

В общем, понятно, что источником идеи «Лучшего времени года» были книги, подобные «Прощай, Берлин» Ишервуда и «Праздник, который всегда с тобой» Хэмингуэя, в которых богатые американцы с наслаждением вдыхают воздух Европы, погибающей от отравления последствиями Первой Мировой войны. Американских туристов бодрила и очаровывала агония разорённой Европы. А когда на горизонте замаячил призрак фашизма, американцы вернулись к себе домой, обогащённые прекрасными воспоминаниями. Из этого и вырос рассказ Каттнера и Мур, написанный уже после Второй Мировой и дорисовавший имевшуюся тенденцию до беспощадно злого гротеска.

А сейчас, во времена туристического бизнеса, когда билеты продаются лучше всего на те курорты, с которых ещё не успели убрать трупы погибших от природных катаклизмов или террористических актов, «Лучшее время года» воспринимается почти реалистически. Во всяком случае, неотразимо убедительно.

И, думаю, этот рассказ сильно повлиял на творчество Дж.Г.Балларда.

Оценка : 9
«Ярость»
–  [ 17 ]  +

Bizon, 12 марта 2014 г. в 15:03

Этот роман показывает, что Генри Каттнер был не только мастером рассказа, но мог создавать и романы-шедевры.

О чем этот роман? отнюдь не о колонизации дикой планеты, не о разделении человечества на касты. В первую очередь, — как бы пафосно это не звучало, это роман о силе человеческого духа, о тех героях-одиночках, способных развернуть историю вспять, о людях которых принято называть Мессией. Они появлялись в разные времена и в разных странах, их деяния отражены в учебниках истории. Роман показывает историю будущего.

Сэм Рид не согласен со своим бытием, он еще не понимает, что уникален. Порой кажется, что он бросает вызов самому себе — и вопросы трансформируются со временем: из кто я? выходит могу ли я? и наконец — завершу ли я начатое? Поначалу, как всегда бывает, он борется с бедностью, добивается определенного положения в обществе, стремительно взлетает во властной иерархии. Не многие способны после чувствительного падения подняться снова и уже гораздо выше. Он доверяет только своей интуиции, — которая говорит что никому верить нельзя. Нужно лишь сделать ставку на определенных людей и вовремя сменить коалицию. Политические интриги и хитросплетения достойны исторических и детективных романов. Беда только в одном: такие люди появляются и исчезают выполнив свою Миссию...

такова правда жизни, и автор учел этот факт. Больше всего меня впечатлило как Сэм обнаружил и грамотно разыграл казалось бы небьющуюся карту Бессметрных: время... Они могут выжидать бесконечно долго, пережидать развитие ситуации, разыгрывать многоходовые комбинации в десятки лет. А Сэм гениально лишил их этого козыря! Он довел время принятия решений до дней, а после часов и даже минут.

Но как и в жизни есть скрытые правители, эдакие серые кардиналы, которых никто не знает... кто они? Швейцары, посудомойки, а может обыкновенные садовники?

Рекомендую этот роман к прочтению всем, а особенно историкам, психологам и политикам. Из золотого века фантастики это одно из лучших произведений.

Оценка : 9
«Все тенали бороговы…»
–  [ 17 ]  +

Oddman, 22 января 2012 г. в 19:16

В основе рассказа лежит небезынтересная идея о своеобразном мышлении детей. Общеизвестно, что маленькие дети, особенно младенцы, как губки, вбирают в себя любую новую информацию, но воспринимают они её совершенно иначе, ибо изначально их разум — пустой сосуд, жаждущий, что его чем-нибудь заполнили, да и оказывает она на них куда большее влияние, чем на взрослых. Но что, если дать детскому сознанию толчок в несколько ином направлении, чем люди привыкли, заполнить разум содержимым, которое нормальным взрослым покажется абсолютно непонятным и странным? Дети поймут, любая тарабарщина для них имеет свой смысл, считают Генри Каттнер и Кэтрин Мур. Особенно если эта самая «тарабарщина» — уникальный метод обучения, случайно попавший к нам из будущего. Под его влиянием процесс становления сознания детей меняется, они начинают видеть мир в другом ключе, получают знания, недоступные их родителям. События, которые за этим могут последовать, сложно предугадать...

Вообще, в целом рассказ порадовал, чувствуется особый стиль Каттнера, да и влияние его жены также ощущается. Пожалуй, немного не хватает только фирменного юмора, как в рассказах о Гэллегере и Хогбенах. Интересный поворот сюжета, связанный с Кэрроллом и его «Алисой» (надо же было ТАК объяснить эту песенку), диалоги супругов Парадин, характеры которых, быть может, списаны с характеров самих авторов, игрушки с их невероятной свойствами — всё это предельно увлекает и интригует, рассказ в достаточной степени качественный.

Конечно, ему присущи некоторые условности. Неужели игрушки из далекого будущего можно спутать с их аналогами 20 века? Почему родителям с первого взгляда (и потом, в течение 3 месяцев) не стало понятно, что они имеют дело с продуктом более развитой цивилизации? Как так совпало, что именно дети нашли Коробки? Ну и, как обычно, под рукой всегда оказывается нужный специалист — в данном случае, детский психолог. Но все эти детали не столь очевидны, на них вполне можно не обращать внимания. Также мне показались непонятными и недостаточно очевидными некоторые выводы психолога, да и помимо этого попадаются трудные для восприятия не-специалиста моменты. В остальном же рассказ прекрасен, читать однозначно стоит.

Оценка : 9
«Все тенали бороговы…»
–  [ 17 ]  +

kira raiven, 31 мая 2009 г. в 15:33

Рассказ не просто «зацепил» меня, он запомнился навсегда. Один из самых ярких рассказов — и по впечатлению во время чтения, и по длящемуся по сей день, уже более 10 лет, ощущению мастерства рассказчиков, их замысла. Тема детей, их потенциальных возможностей, вдруг переплетается с темами безнадежности для родителей. Льюис Кэрролл и строки из Алисы, всегда звучащие таинственно и необычно, сплелись с канвой рассказа и дополнили ощущением могущественной... правды. Создалось впечатление от фрагмента истинной реальности, вдруг повернувшегося к нам своей гранью, чтобы, навсегда исчезнув, один раз ослепить яркой вспышкой мгновенного и навсегда впоследствии упущенного понимания некоей сути.

Слова многое значат. Исследования в области психологии, филологии и магии скажут одно и то же — в слове заключена сила. Есть ли у детей такая возможность — управлять тем, что нам неподвластно?

Я помню, что мне было ужасно жаль родителей. Но вот что интересно: детей это (чувства родителей) вообще не волновало ни разу.

Думаю, что для меня дети в этом рассказе — это реальность, окружающая нас, я же, читатель, нахожусь на стороне родителей, и эти стороны несовместимы. Реальность — это живой и развивающийся мир и вселенная, а я пытаюсь по-прежнему удержаться за свои представления о нем и остаться в своих косных рамках. Опасность рядом (мне кажется, поэтому так тревожно) — они уйдут, и будет там все, там будет юная и бурлящая новая жизнь, а вот меня там не будет.

Или буду — если успею, как ее брат, если я смогу...

Оценка : 10
«Лучшее время года»
–  [ 17 ]  +

Narizhna, 30 января 2009 г. в 18:23

Рассказ удивительно красив — и это главное, что я могу о нем сказать. Многие, как я посмотрю, ужасаются равнодушию путешественников во времени и т.д., но мне кажется, что именно в этом и состоит отличие обыденного взгляда от гениального: сами авторы воспринимают это равнодушие как данность, эти люди уже целиком чужды нам, и их равнодушие тоже чуждо нам и не может быть нами понято, и они страшны, холодны, но невообразимо прекрасны в своей чуждости. Мне кажется, чувства главного героя очень тонко и подробно раскрывают и эту непреодолимую пропасть, и эту невообразимую прелесть, которой он не в силах противостоять.

Кроме того, произведение завораживает идеальной кинематографичностью повествования: сразу очевидно, что такой текст грех не экранизировать. Надо будет посмотреть, что там вышло, хотя меня терзают смутные сомненья...

Оценка : 10
«Все тенали бороговы…»
–  [ 16 ]  +

Тиань, 28 октября 2014 г. в 17:34

По мере взросления мы усваиваем традиционные для нашей культуры знания и тем самым ограничиваем свои возможности непосредственного познания мира. Чем более образован человек, тем прочнее он привязан к своей системе пространственно-временных координат. Такова основная мысль этого рассказа.

Возможность непосредственного познания сохраняют маленькие дети и некоторые безумные, поскольку мозг их свободен от научных мемов конкретной цивилизации. Они видят вещи такими, как есть, могут воспринимать чуждую нам логику и совершать действия, которые мы считаем невозможными, потому что в рамки нашей логики они не укладываются.

В рассказе замечательно передана атмосфера чуждой логики в диалогах и поведении детей, которая для взрослых выглядит полной бессмыслицей, при том, что взрослый человек пытается увидеть эту чуждую логику, понимая, что она там есть. Но все равно не видит. Конфликт отцов и детей, доведенный до абсурда, до разных миров и времен.

Рассказ весьма любопытный, тревожащий. Автор приоткрыл перед нами дверь во что-то огромное, непонятное, пугающее и прекрасное. Оно, наверное, есть. И мы даже можем понять, что оно есть, и увидеть отдельные его проявления в нашей системе координат. Но выйти за пределы своей координатной сетки, увы, не можем. Нет для этого подходящих понятий и символов.

Оценка : 8
«Лучшее время года»
–  [ 16 ]  +

kkk72, 22 апреля 2009 г. в 13:30

Наверное, из всего творчества Каттнера этот рассказ — самый лучший. И, видимо, немалую роль в этом сыграла его супруга Кэтрин Мур. Авторам удалось как-то очень тонко показать красоту этого удивительного времени. Но до чего же хрупкой оказывается эта красота. Настоящие цели пришельцев из будущего оказываются совсем другими, чем представлялось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Люди из будущего поселяются в прошлом, чтобы насладиться зрелищем ужасного бедствия.
И это черствое равнодушие, этот цинизм задевают всерьез. Как это пророчество близко к реальности! Очень неожиданный переход от лирического повествования к описанию трагедии. Рассказ заставляет всерьез задуматься и о бренности нашего существования, и об ответственности, и о взаимопомощи.

Оценка : 10
«Лучшее время года»
–  [ 16 ]  +

Ny, 15 октября 2007 г. в 05:01

Совершенно инфернальный рассказ. Хоть уже и читал его, но впечатление он оставляет неизгладимое даже после второго раза. Такое холодное равнодушие, рождённое привычкой и воспитанием, как у Сенбе и его соотечественников, не может не ужасать. Каттнер показал обратную сторону медали хронофантастики — нежелание вмешиваться у тех, кто может. Вещь действительно мастерская.

Оценка : 10
«Все тенали бороговы…»
–  [ 15 ]  +

Zlata.24, 13 марта 2019 г. в 12:43

«Иду я, голову озонтив

От дождевеющей воды,

И, мозг стихами пробальмонтив,

Глазю на девные следы»

Ох, сколько же эмоций вызвал этот потрясающий рассказ! А сколько ассоциаций возникло! Но самое главное: авторам удалось выбить меня из реальности, заставив глубоко задуматься о шаблонности нашего мира. И вот уже мысли различной степени безумности теснятся в моей бедной головушке, ломая устойчивые взгляды на окружающий мир и нанося непоправимый урон моей психике)). Не все, конечно, так страшно, но слишком многое говорит о серьезности поднятой темы.

«Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно»

Дети... Наши маленькие почемучки и великие подражатели. Ведь это мы, взрослые, объясняем им устройство мира, навязывая свое видение и свое мышление. Ведь и нас так когда-то учили, и наши дети будут учить так своих детей. А ребенок впитывает знания, как губка. И чем меньше он будет знать об окружающем мире (т.е. чем младше дите), тем успешнее «внедрить» иное представление. Что, собственно, и показали нам авторы в своей фантазии с простым сюжетом: из далекого будущего (и возможно, из другой вселенной) в наш мир попадает коробка с детскими развивающими игрушками...

Бесподобная развязка убеждает нас в очевидной беспомощности при столкновении с непонятной логикой чужой цивилизации. И родители, и детский психолог видят назревающую проблему, но не могут понять и предотвратить ее. А детям просто любопытно. Они не боятся нового и не задумываются о последствиях. У меня тут же возникла ассоциация с рассказом Л.Каганова «Хомка» (кто читал, тот поймет). Но Каганов преподнес детские эксперименты, на мой взгляд, грубее и «топорнее». Здесь же — более изящно и ювелирно.

Оценка : 10
«Все тенали бороговы…»
–  [ 15 ]  +

Marian, 04 сентября 2012 г. в 08:27

Читала в детстве. Очень запоминающийся рассказ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Брат с сестрой нашли коробку с игрушками, в порядке эксперимента заброшенную в прошлое человеком... ну, человеком. Из будущего. Обычные обучающие игрушки, развивающие, как сказали бы современные родители. Но штука в том, что эти самые «люди будущего» явно живут в каком-то ну очень другом мире. И логика у них какая-то ну очень другая. Настолько, что ее можно назвать нечеловеческой. Игрушки соответствующие, и учат они тому, что в нашем мире — или в нашу эпоху — считается безумием. И вот эту-то логику безумия легко усваивают брат с сестрой, слишком мало знающие об окружающем мире, чтобы опыт подсказал им, что вещи и люди не исчезают в никуда. И находят путь в иное измерение, и уходят.

Жутко там не это. Жутко то, что родителям действия детей, мало-помалу осваивающих «логику Х», напоминают обыкновенный бред. Безумие, в котором дразняще проступают обрывки смысла, который ни один нормальный — или взрослый — человек никогда не ухватит за хвост. И даже обнаружив, что в детской бессмыслице, в раскладывании камушков по полу, в бессвязном лепете действительно скрывался путь КУДА-ТО, родители не смогут повторить его. Им уже поздно.

Оценка : 8
«Ярость»
–  [ 15 ]  +

elninjo_3, 17 ноября 2011 г. в 19:41

Мне кажется, что это просто идеальный роман для экранизации и совершенно непонятно, почему этой экранизации до сих пор не произошло! Отличная социальная фантастика после которой хочется заняться делом и прекращать прожигать свое бесценную жизнь. Идея того, что человечество движется вперед по пути прогресса усилиями отдельных личностей-лидеров, которым нечего терять и которые могут поставить все на карту ради великой цели, уходит еще к всеми нами любимому (или не всеми) Родиону Раскольникову. Каттнер, конечно, не Достоевский, но создал просто замечательную книжку с каким-то невероятным темпом на каждой странице. Трудно описывать что в ней хорошо и что плохо, но когда ее закрываешь, остается уникальное послевкусие, которое я не чувствовал никогда после прочтения других произведений!

Оценка : 10
«Ярость»
–  [ 14 ]  +

FixedGrin, 02 ноября 2019 г. в 22:20

Сокращенный вариант заметки для Medium (https://bit.ly/2WA2bgw).

Дуэт Генри Каттнер/Кэтрин Мур у русского читателя не снискал особой популярности: возможно, виною тому индоктринация циклом о Хогбенах, многие решили тогда, что творчество Каттнера и Мур есть комедия, хотя в действительности такое предположение — трагедия. И, например, «Ярость» не переиздавалась на русском с 2006 года, а переводчиков не меняла и того дольше, с 1992–93.

У экспертов Флибусты™ можно встретить мнение, что низкие котировки Каттнера/Мур и «Ярости» на русском книжном рынке отчасти связаны и с выбором очень старомодной Венеры как места действия книги. Эта гипотеза не лишена логики: из работ Золотого века и более раннего периода, где планеты Солнечной системы описаны в согласии с безнадежно устаревшими представлениями об их физической географии, широкую популярность сохраняет разве что Барсумский цикл Берроуза; впрочем, «Джон Картер» уверенно попадает в топ-десятки всевозможных рейтингов самых провальных блокбастеров за новую и новейшую историю Голливуда.

Когда Каттнер начинал работу над романом, об окутанной вечными облаками Венере не имелось никаких достоверных сведений, до запуска первых советских зондов еще должно было пройти лет двадцать. Если бы события книги происходили в другой планетной системе или хотя бы имелся намек на терраформирование Венеры, то все могло бы выглядеть несколько уважительней.

Но ведь, кроме альтернативной Венеры с ее роскошными джунглями, смертоносными флорой и фауной да водными океанами, ничего противоречащего потенциальной картине развития внеземной колонии XXI века в «Ярости» нет. (В книге заявлен XXVII век, но следует сделать поправку на ощутимую стагнацию венерианского подводного социума, так что за шестьсот лет, как и в Средневековье, технологии могли почти не измениться.)

Зато есть (в 1947-м) трехмерная видеосвязь, направленная гравитация, редактирование генома человека и животных, сложносочиненные наркотики и сильные независимые женщины, словно сошедшие со страниц развитого киберпанка, а главное — фрик-антигерой, который внешностью не поменяется и с дьяволом, силой воли же — с любым божеством погибшей Земли.

Оставалось девять лет до встречи Гулливера Фойла с “Воргой”, тринадцать — до турпохода Язона дин Альта на Пирр и двадцать — до прибытия Сэма Калкина сотоварищи на Мост Богов с исчезнувшей Уратхи.

Оценка : 10
«Все тенали бороговы…»
–  [ 14 ]  +

Croaker, 02 декабря 2010 г. в 20:20

Такие рассказы не стоит читать, их надо воспринимать. Вопрос в том — исчезает при прочтении голубая бусина или нет? Если второе, начинаете задаваться вопросами о вероятности удачного соседства с шибко умным психологом или о странном выборе методы для эксперимента со временем. А вот если таки исчезает, то даже и не знаю... смиритесь со своей детскостью. Перечитал. Двадцать что ли лет назад бусина исчезала быстрее.

Оценка : 10
«Привет от автора»
–  [ 13 ]  +

strannik102, 31 декабря 2014 г. в 04:39

Мастерски закрученная история. Автор сразу берёт события за рога и заставляет их нестись с изяществом и скоростью утыканного бандерильями матёрого быка во время корриды. Никаких рассуждалок или размышлялок, сплошные догонялки и обгонялки — формат рассказа не позволяет вольготно раскидываться словом по бумаге и мыслию по древу.

Сюжет невероятно прост и кажется буквально плоским. Вроде бы, чего там, прочитал и забыл! Только почему тогда имя этого писателя навсегда вбито золотыми буквами в фундамент здания Фантастики и вышито золотой нитью в одежды этой прихотливой, своенравной и капризной барышни?

Свойственные Генри Каттнеру тонкий мягкий юмор, невероятная лёгкость языка, виртуозное владение сюжетом, мастерское создание ярких запоминающихся образов и персонажей, умение сделать финал не по шаблону, закрутить и поддержать интригу — в общем, всё это делает чтение весьма приятным занятием.

Так что, если у вас внезапно возникли пара часиков ничем не занятого времени, вдруг образовалась лакуна между двумя солидными обстоятельными вдумчивыми романами или занимательными весёлыми повестями, — неважно что там у вас произошло, — но тогда можете смело брать в руки этот рассказ и увлечённо читать, улыбаясь на происходящее и заодно на то в своём реале, что заставляет вас морщить лоб и кусать губы.

Оценка : 9
«Ярость»
–  [ 13 ]  +

k2007, 02 сентября 2014 г. в 09:03

Короткий, яростный роман о человеке, которого жизнь сжигала изнутри, который для достижения собственных целей готов был идти по головам и трупам, но который, однако, был необходим человечеству, нужна была его неукротимая жизненная сила, его готовность не остановится ни перед чем. И эти качества сильные мира сего использовали полностью. Когда появилась потребность в инструменте, наделенном силой и волей, главный герой как раз пришелся ко двору.

Очень хорошая книга

Оценка : 8
«Лучшее время года»
–  [ 13 ]  +

Fedoro4ka, 18 января 2011 г. в 13:15

Совершенно японское любование отцветающей сакурой, увядающей красотой и прочими заведомо обречёнными на скорую гибель мотыльками

Потрясающе красивое и потрясающе же трогательное

Запоминается не сюжетом и не героями, а атмосферой и этим самым — ну вы знаете — натянутым чувством «Это было лучшее из времён»

Ностальгия по уже уходящему — заведомо и объективно лучшему чем то что приходит на смену — выгрызает из читателя живую эмоцию не отпускает до конца рассказа. Да и после конца тоже.

Весь рассказ в целом нацелен наверняка выбить эмоцию из читателя. У каждого так или иначе заканчивалось в жизни что-то хорошее — хоть лето, хоть каникулы, детство, любовь, продолжите-сами.

Именно зацепку за приятные воспоминания об ушедшем осуществляет Каттнер

Успешно осуществляет, несмотря на почти бесчестную простоту и беспроигрышность приёма — красиво всё равно

Мастер, мастер!

Оценка : 9
«Ярость»
–  [ 13 ]  +

kira raiven, 04 июля 2010 г. в 20:26

   «Ярость» — очень запоминающийся роман Каттнера. Сэм — некая интригующая фигура, которая призвана раздражать устоявшуюся реальность. Я почему-то, дочитав до конца, ярко представила себе эту сцену пробуждения, но при этом передо мной предстало лицо одного известного мне человека, потом этот образ сменил другой, и я поняла, что рефлексия продолжается. Именно эта книга мне как-то навязала обращение к моим реалям. Сделать с этим ничего нельзя и, наверное, не надо. Все-таки Каттнер пишет в очень яркой индивидуальной манере, и его творчество пробуждает к жизни некие новые модели и образы. Раз сформировав к ним свое отношение, прямо со страниц книги отправляешься в дальнейший свой путь по нашему миру с моделями восприятия и действий.

    Почему-то мне навсегда запомнилась встреча Сэма и незнакомки в синем. Я помню как была восхищена тем, с каким стилем Автор ввел этот персонаж в роман, каким неизъяснимо притягательным и совершенным он сделал облик Бессмертной, женщины очень красивой, очаровавшей Сэма своей красотой и элегантной надменностью. «Ее лицо выражало ту изящную утомленность, которая была нынче в большой моде. Сэм не мог знать, что как раз она и изобрела этот стиль и что ее изящество и утомленность были естественными, а не напускными».

    Насколько этично жить рядом с обычными людьми, будучи бессмертным? Здесь у Автора очень интересная трактовка, и все так изложено, что картина мира не искажается, и все стоит на своих местах. Попытки взглянуть на этот вопрос предпринимались и раньше, но у Каттнера она предельно органична. А все это потому, что он в центр событий ставит именно этот вопрос и конфликт. Люди остаются людьми, вне зависимости от того, сколько лет было у тех или этих на образование и подготовку.

   Книга написана очень интересно, читается на одном дыхании, и эмоции присутствуют как по мере прочтения, так и в конце. А эпилог — он предсказуем, но тем не менее, в хорошем смысле ожидаем.

   Прочитав эпилог, я задумалась и стала улыбаться тому, что мои аналогии про мужчин, которых мне напомнил образ Сэма, были весьма точны. Они мне кажутся некоей бомбой замедленного действия, а ярость — чувством, которое полыхает с одним и тем же накалом всегда, просто не всегда они разрешают окружающим это заметить. И теперь иногда, когда в их жизни определенное затишье (что, впрочем, бывает редко), а подступает время перемен, мне хочется подойти и сказать: «Сэм проснулся».

Оценка : 8
«Лучшее время года»
–  [ 12 ]  +

Сказочник, 27 июля 2020 г. в 16:12

На сегодня, это однозначно лучшее произведение, которое я читал у авторов, как сольно, так и совместно. Действительно весьма точно передают то, как могут вести себя путешественники во времени с их извращенной и весьма гибкой моралью. Весь мир — театр, а все мы в нем... декорации? Получается, что так. Безропотные декорации, которые не в силах что-либо изменить, как ни старайся.

Оценка : 10
«Робот-Зазнайка»
–  [ 12 ]  +

senso_inglese, 15 декабря 2013 г. в 17:27

Прочитал рассказ по рекомендации, как «классику на все времена».

[Осторожно, спойлеры]

Очень слабо. Фактически, НФ в рассказе отсутствует, а есть этакая сказка-фэнтези с классическими масками-персонажами. Распределение героев по архетипам — короли двух враждующих королевств (руководители телекомпаний), принц (сын одного из них) и принцесса (дочь другого). Герой-протагонист — маг (изобретатель, при этом он не способен объяснить суть своих изобретений — авторский прием «изобретатель был пьян, поэтому ничего не помнит») с «вызванным» им «джинном» (джинн архетипически подходит более всего — в самом произведении это робот, способный к гипнозу и манипулированию людьми).

Суть конфликта — одно королевство нападает на другое, оба короля пытаются заручиться поддержкой мага (придворные маги = штатные научно-исследовательские отделы волей автора рассказа воспринимаются королями-президентами как что-то заведомо более слабое, чем «маг»). Маг для решения проблемы защищающегося короля «вызывает джинна», но, так как делает это в состоянии алкогольной интоксикации, то ничего про это не помнит, с «джинном»/роботом обращаться не умеет. Хитростью выведав «секрет» «джинна», подчиняет робота своему контролю (робот не по Азимову, законы роботехники здесь не действуют) и добивается перелома в войне между «королевствами». Защищающееся «королевство»-телекомпания побеждает и полностью уничтожает конкурента.

Возможно, автор хотел написать что-то смешное, своего рода водевиль. То есть этакий набор юмористических сценок и скетчей, просто на потеху публике. Это могло бы объяснить картонность персонажей и совершенно различное их поведение (по стилю, характеру) в отдельных эпизодах (то главный герой ведет себя как hard boiled детектив, то — как инфантильный и капризный ребенок), а также разъяснить отличия в описании мира в разных сценках (то один из президентов описывает судебную систему как продажную и купленную конкурентами, то внезапно как неподкупную и честную).

Какая-либо содержательная часть в отношении изобретений, упомянутых в рассказе, полностью вынесена за пределы рассказа, зато вставлено модное тогда «подсознание» — якобы главный герой постоянно пьет, все изобретения делает в бессознательном состоянии, поэтому ничего не помнит (и читатель может только догадываться, в чем заключается научная коллизия, описанная в рассказе), зато можно много раз упомянуть ключевое слово «подсознание».

Интерес в рассказе представляет разве что прогноз о развитии телевидения (полностью не оправдавшийся), которое тогда только-только начинало развиваться.

Оценка : 3
«Шок»
–  [ 12 ]  +

sanchezzzz, 13 октября 2013 г. в 15:19

Рассказ безнадёжно устарел, даром что ему ни много ни мало 70 лет. Его идея «ужаснуть и шокировать» на данный момент никак себя не показывает. Общий принцип «шоковой терапии» как метода лечения некоторых заболеваний психики (конечно, не в том виде, каким его видел и знал Каттнер в 1943 году) давно уже мало кого не только не шокирует, но и многими психиатрами признан как действенный. Да, и до сих пор нередки случаи побочных эффектов от применения электросудорожной терапии (ЭСТ; так правильнее), но, наверняка, положительных сдвигов больше.

Каттнер, несомненно, хотел показать опасность применения малоизученного метода лечения, который сейчас не состоит в родственных связях с простым электрическим разрядом в мозг, но свёл всё приблизительно к мигающей неоновой надписи “Danger !”. А я не поверил. Ну и потом, персонаж из будущего в принципе не вызывает сочувствия по поводу применения к нему ЭСТ: с его-то мыслительно-телекинетическими способностями мог вполне противостоять эффекту терапевтических разрядов, это раз. Во-вторых, естественно, в его далёком будущем практика применения ЭСТ должна быть не только гуманной, но и вовсе безболезненной. Думается мне, что психиатрия как отрасль медицины не станет топтаться на месте, используя методы середины двадцатого века. В-третьих – и это главное – а чего ужасаться и переживать и за персонажа 1953-го года Мэннинга Грегга? Если верить рассказу, дыра будет открываться и закрываться ещё 2 недели, уж сбежать при случае всяко-разно сможет. В общем, не тронуло.

Единственное, что привлекло в рассказе, так это перевод и в частности манера речи пришельца из будущего. Забавно смотрелись все эти его «а стачно меня зажало», «простите преладно», «ургентно важное» и «премильно хэлло». Они «преладно» разбавляли перенасыщенную серьёзностью и страхом историю и «премильно» и «нечудо» улыбали.

Может, я слишком строго отнёсся к рассказу, но «так бывает повсегда», когда нет веры происходящему.

Оценка : 7
«Железный стандарт»
–  [ 11 ]  +

StasKr, 17 декабря 2020 г. в 17:30

Плохой и глупый рассказ, отбивающий у меня желание знакомиться с творчеством Генри Каттнера и Кэтрин Мур. Для того, чтобы пояснить свою точку зрения придётся раскрыть значительную часть сюжета данного произведения. Осторожно, СПОЙЛЕРЫ!

«Железный стандарт» нелеп чуть более чем полностью. Прилетевшие на Венеру астронавты бездумно обменивают всю свою еду на местные лакомства, причём в таких количествах, что не успевают их съесть! В результате полученные деликатесы сгнивают, а у них самих не остаётся провизии для пропитания. Стоп, а разве люди старше хотя бы десяти лет от роду себя так ведут? Нет не ведут, просто авторы с первых же страниц ради своей «блестящей» сюжетной идеи (о ней позже) приносят в жертву достоверность характеров персонажей и логику их поведения.

Туземцы требуют в качестве оплаты железо, а астронавты трагически заламывают руки и пытаются прожить сбором милостыни. Простите, а на корабле совсем нет железа? Ну, хотя бы в сплавах с другими металлами? В конце концов рассказик написан в 1943 году, так что для большинства читательской аудитории было очевидно, что межпланетная ракета должна состоять из крепчайшей стали. Ну и если даже сами земляне оказались настолько тупы, чтобы разобрать какую-нибудь переборку между отсеками и обменять её на еду, то коварные венериане были просто обязаны предложить это сделать. Но нет, логика снова оказалась принесена в угоду «гениальному» авторскому замыслу.

Кстати, а о чём на самом деле этот рассказ? Представители европейской цивилизации прибывают в далёкую страну. Данная страна является полностью самодостаточной и путешественникам нечего им предложить, поскольку аборигены за свои товары имеют наглость требовать не стеклянные бусы, а драгоценный метал. Что делать почтенным джентльменам? Разумеется, сыграть на слабостях аборигенов и предложить им такой товар, от которого невозможно отказаться и тем самым убить экономику этой далёкой страны. По «странному» стечению обстоятельств таким товаром оказывается некое вещество, которое влияет психику и физиологию туземцев…

В общем перед нами классическая история начала опиумной торговли. Американцы в роли англичан, Империя Цин в роли Венеры и кофеин в роли опиума. Результат один и тот же: обогащение ушлых путешественников и начало проблем в экономике аборигенов. Венерианские профсоюзы плохи и часть местного чиновничества не прочь освободиться от их диктата? О, у них очень скоро появятся все возможности для этого. Правда они быстро обнаружат, что земляне плотно обосновались на их планете и уже на полном серьёзе рассматривают её как свою собственность, но это будет уже совсем другая история…

Итог: нелепое и несмешное произведение. Никаких достоинств у «Железного стандарта» мною не обнаружено. Учитывая год создания, накину рассказику лишний балл, хотя и этого для него будет много.

Оценка : 3
«Жил-был гном»
–  [ 11 ]  +

jolly-fellow, 30 ноября 2017 г. в 12:39

Это рассказ о профсоюзном работнике забредшем в шахту и превратившемся в гнома.

Сразу предупрежу что на моё мнение наверное сильно влияет образование горного инженера, опыт работы в шахте, знание шахтёрского фольклора про Шубина (посмотрите в Википедии) и рождение в семье профсоюзного работника угольной промышленности. В общем первую половину рассказа я от всей души ржал не переставая потому что автор явно знал толк в профсоюзных работниках и шахтёрах. Я просто представлял описанные ситуации в реальных лицах. Рассказ написан очень динамично и нигде не тормозит до самого конца. К сожалению во второй половине рассказа от автора ушла муза и рассказ перестал быть смешным и интересным, а внятный финал автор вообще не смог придумать.

Складывается такое впечатление, что у автора накипело на тему профсоюзов и возникла красивая идея рассказа, он начал писать не имея плана, воодушевлённый этой идеей, но как её красиво развить и закончить придумать не смог.

Оценка : 8
«Маска Цирцеи»
–  [ 11 ]  +

glupec, 04 декабря 2015 г. в 18:20

    Чуть-чуть ехидства, чуть-чуть отсылок к «культур-мультуре», неизвестных ггерою (он ведь оказался в альтернативной вселенной), но зато вполне понятных для современного читателя (чего стоит один только веселый философ Панург, который и у Стругацких в «Сказке о тройке», между прочим, пару раз промелькнул... 8:-0) Потом еще все эти «странные» сравнения: мозг = коллоид, и Золотое Руно = коллоид. Следовательно, Золотое Руно -- это огромный мозг без тела. Созданный непонятно кем, некоей цивилизацией «предтеч». А вы чего ждали от Каттнера -- традиционной героики с мечами, что ли?! Ну так вот, получите и распишитесь: Аполлион, Цирцея, «Арго», мечи, магия, экзотика античного Юга -- все присутствует. Только сдобрено изрядной порцией троллинга.

    Хотя... в принципе, и обычная героика здесь есть. Правда, строго дозированная -- Каттнер знает, где отпускать фантазию на волю, где писать то, что ХОЧЕТСЯ, а где -- то, что НАДО по сюжету. «Огромные ворота, скрипнув, открылись, чтобы нас впустить. Миновав их, мы вступили в коридоры шириной с городские улицы и такие же многолюдные: их заполняли аристократы и жрецы, а также солдаты в доспехах из чистого золота, судя по виду... Девушка-нубийка, совсем юная, улыбалась мне. На прелестном лице, словно из полированного черного дерева, сверкали жемчужные зубы.

...Ее [= комнату жреца] окружало кольцо белых колонн, между которыми царила темнота, как в портале, через который я только что прошел. Вверху плавали облака, слегка розоватые, словно тронутые первыми лучами рассвета или заката. Они медленно двигались, а между ними я видел голубой мозаичный потолок, на котором подобно звездам сверкали яркие точки...»

    В общем, вы поняли: одно другому не мешает -- постмодернистские «приколы» мирно соседствуют с мелодраматичной красивостью, и даже получается в итоге интересно:

«Пифон-Дерево пило и пило [=кровь], постепенно впадая в сонное вампирическое оцепенение, а его полузмеиные корни всасывали сок, пролитый из наших живых тел».

(Если кто забыл -- Пифон, по мифу, дракон, охранявший сад. Каттнер делает вид, что в первый раз об этом услышал: «А ну, как дракон -- это сам сад и есть?» (Бред? Ну конечно, бред. Но до чего же сочные и вкусные образы вышли из этого бреда, черт побери...)

   Нет... я не могу сказать, что это лучшая вещь Мастера. В чем-то она банальна, в чем-то даже пошловата. Но как эксперимент, как смелая попытка скрестить классическую ф-зи а ля Говард и «новую волну» -- без сомнений, получилось удачно.

Оценка : 8
«Железный стандарт»
–  [ 11 ]  +

Bizon, 25 февраля 2015 г. в 03:40

Рассказ то не сколь юмористический сколь экономический. Точнее он о переходе плановой экономики на рыночную. Обратите внимание принцип построения общества на Венере: каждый человек на рабочем месте имеет конкретную выработку (норма/час), его продукция отправляется дальше по циклу, где ее потребность ограничена той самой рассчитанной выработкой, и т.д. пока до дойдет до покупателя. По сути есть расчет и на покупателя — сколько и какой продукции ему нужно в определенный временной отрезок. Ничего не напоминает? Это ж один в один плановая экономика СССР, когда все предприятия были увязаны в единую цепь, и никто не мог менять поставщиков и рынок сбыта. Учитывая, что продавать без вступления в местные гильдии тоже невозможно, то вариантов выживания остается не так много. Хотя странно, что землян просто не выгнали приняв спешно какой-нибудь новый закон. Однако автор решает и эту проблему, сообщив, что законы на Венере не менялись в течении столетий.

Рассказ — предвестник перестройки, к тому же очень смешной.

Оценка : 9
«Лучшее время года»
–  [ 11 ]  +

drenay, 11 ноября 2012 г. в 21:07

Читал этот рассказ после более знаменитого цикла Катнера «Мы-Хогбены».За хогбенов могу сказать-потрясающе,превосходно.Этот рассказ тоже прекрасная вещь,но сравнивать,что лучше очень сложно.Тем более,что приключения хогбенов-это юмористические,веселые рассказы.Произведение «Лучшее время года»-это своего рода фантастическая трагедия и здесь больше философских мыслей чем приключений.

Очень сложный,трогающий «за душу«рассказ о том как существа путешествующие во времени появляются на Земле всего лишь для того,чтобы проследить за ее гибелью.Их не интересуют проблемы людей,они напоминают людей идущих в кинотеатр для того,чтобы посмотреть на очередное зрелище,только вживую.Сенбе-великий Сенбе,ты ведь можешь изменить прошлое,настоящее и будуще.Но ты Жесток и тебя больше всего занимает переложение некоторых форм бедствий на язык своего искусства.Ты существуешь по своим законам,а остальные для тебя всего лишь дилетанты,твои марионетки- и погибающие люди в том числе.

Рекомендация: высокая!

Оценка : 9
«Ярость»
–  [ 11 ]  +

Helix, 11 августа 2011 г. в 12:25

     Хорошее название. Именно ярость начинаешь ощущать, прочитав последнюю страницу. Яркая картина мира, «мудро» управляемого кучкой пресытившихся всеми удовольствиями бессмертных аристократов, неспособных ничего изменить к лучшему, (а зачем? им же и так хорошо!), но зато прекрасно планирующих интриги, рассчитанные на десятилетия. Колоссальная энергия и талант Сэма Харкера приводят его к победе, но плоды этой победы целиком достаются расчетливым негодяям, а ему не позволяют даже жить! Дескать молодец, хорошо для нас поработал, а теперь спи до тех времен, пока у нас опять не возникнет трудная проблема. У..у, гады!

Оценка : 8
«Лучшее время года»
–  [ 11 ]  +

be_nt_all, 06 марта 2010 г. в 14:53

Очень сложно писать об этой повести не раскрывая сюжета, а прятать под тег «спойлер» весь отзыв как то тоже не правильно. Предупреждаю устно.

Хотя пару предложений, не раскрывающих сюжет написать всё же можно. Прочитав рассказ, я взглянул на гендерное распределение оценок, и меня совсем не удивило, что женщинам он понравился больше. Рассказ прямо-таки пропитан эротизмом и ощущением уходящей красоты.

Именно уходящей, поэтому катастрофичность финала не была неожиданной.

Финал запрограммирован даже в самом названии, лучшим может быть только то, что уже не повторится. Я почти не буду здесь касаться темы морали и ответственности — этот рассказ (в отличие от некоторых, более поздних, научно-фантастических произведений на похожую тему) совсем не об этом. Нужно быть очень-очень сильным человеком, чтобы пытаться противопоставить мораль сходящей лавине

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
особенно когда эта лавина для тебя — исторический факт

Таких в повести нет. А бог времени Хронос и подавно стоит вне всякой морали, ещё древние греки знали что это безжалостное чудовище, убивающее своих детей. Хэппи-энд здесь был бы, мягко говоря, неуместен.

А так мы имеем — отличную трагедию с чувственным ароматом и долгим послевкусием.

p.s. И не думаю что это вещь только Кэтрин Мур. Мужского начала там тоже хватает. В общем, как написал stogsena — автор этой повести — андрогин, объединяющий... Ну, вы поняли.

Оценка : 10
«Все тенали бороговы…»
–  [ 11 ]  +

Вертер де Гёте, 24 февраля 2008 г. в 12:20

Стихотворение из «Алисы в Зазеркалье» наиболее известно в переводе Орловской, в таком виде стало уже «фактом русской литературы», так что рассказ вполне мог бы называться «Хрюкотали зелюки»... Хороший рассказ . Интересна мысль о том, насколько отличается от нашего мир, который видят дети, с незамутнённым ещё стереотипами сознанием. То, как авторы ловко связывают сюжет с «Алисой в зазеркалье» — прародительницей всей современной фантастики- тоже порадовало.

Оценка : 9
«А как же ещё?»
–  [ 10 ]  +

Writ-ovich, 01 мая 2020 г. в 18:21

Короткий и очень смешной рассказ о неудачном контакте между инопланетным разумом и мексиканским темпераментом.

Соль рассказа, на мой взгляд, в том, что обстреливающие друг друга враги-приятели принимают начиненного чудесами морализирующего инопланетянина за янки со всякими городскими фокусами и поэтому не верят ему: «Знаем мы вас! Сначала установите мир, а потом нашу нефть захватите».

В 1953 году, когда был написан рассказ, американцы еще не имели того миротворческого опыта, который они получили в Ираке и Югославии, поэтому трудно сказать. осознавал ли сам Каттнер. до чего призыв в духе «Миритесь немедленно. а то убью обоих!» отражает их стратегию в международных отношениях.

Оценка : 9
«Лучшее время года»
–  [ 10 ]  +

jolly-fellow, 17 августа 2017 г. в 16:17

Совсем не понравилось. Особенно не понравилась сама идея произведения — представить человечество будущего поголовно как бессердечных, циничных скотов, упивающихся зрелищем миллиардов смертей под чай из галлюциногенов и психоделическую музыку. Туристы едут в прошлое посмотреть на разрушение и смерть городов. И не для того чтобы ужаснуться и научиться как никогда не повторять подобное, а чтобы насладиться разрушениями и страданием. И никто из них не видит в этом ничего плохого и даже не в состоянии понять почему это плохо.

Ну и ещё он очень затянутый и занудный. То, что гости — инопланетяне или из другого времени можно легко догадаться на пятой минуте чтения, но автор тянет с признанием этого почти до самого конца, и поэтому интрига превращается в унылую тягомотину, а герои в тугодумов не желающих признать очевидное.

И последнее что сильно достаёт — главный герой почти всё произведение провёл под действием мощных галлюциногенов которыми его поят странные гости. Настолько мощных что он не может вспомнить целые дни и многие часы, а остальное время его глючит как после LSD но это всё совершенно не кажется ему странным и он радостно дует следующую чашку «волшебного чая» чтобы приторчать и несколько часов «посмотреть ковёр» вместе с гостями. За всю книгу у него не возникло элементарной мысли спросить у них документы, поинтересоваться в полиции что это за странные люди, а ведь он сдаёт им дом и сам спит в нём вместе с ними. Короче говоря всё это выглядит совершенно ненормально.

Оценка : 3
«Ярость»
–  [ 10 ]  +

Gourmand, 10 мая 2015 г. в 10:42

Перевод Олди не понравился. Хорошо, что у меня под рукой был и другой перевод, Волкова. С удовольствием перечитал.

Несколько «повествовательный» роман, и сюжет не особенно закручен, но как эпопея, как «этапы колонизации планеты» — очень неплох. Вообще, авторы очень грамотно показали одну простую вещь: чем негостеприимнее внешние условия, тем скорее человек готов к изоляции и медленному вымиранию. Да, Сэм — негодяй каких мало, но как иначе людей расшевелить?

Есть о чём подумать-поразмышлять. Спокойные, невозмутимые, дающие народу то, что он хочет, Бессмертные, которые тем самым ведут человечество к гибели, или харизматичный, то обожаемый толпой, то проклинаемый ею, демагог и прожектёр, мошенник Сэм Рид, который вытолкнул человечество на поверхность, а затем и к звёздам, и тем самым спас от безмятежного угасания под Куполами.

Лидеры нужны разные.

Приличный роман, но не выдающийся.

Оценка : 7
«Все тенали бороговы…»
–  [ 10 ]  +

sanchezzzz, 19 октября 2014 г. в 18:00

Есть такие произведения, которые приходят к разумению, минуя сердце. Этот рассказ из этого разряда. И всё то в нём хорошо: выписанный, грамотный, умный и даже по-своему интересный, а вот на душу не ложится, и тем более не греет её. Слишком он правильный и разжёванный. Авторы почти не предлагают читателю других впечатлений от рассказа, кроме как: родителей жалко – дети уникальны – психолог умный – некоторые игрушки опасны, ну, ещё пару-тройку других.

Теория насчёт особенной формы восприятия детьми действительности, поведанная со страниц, практически бесспорна, — вот прям до жути, до коликов. Ну, скажите, кто в здравом уме будет спорить с тем, что у детей особое мироощущение? Загвоздка в том, что теория не всегда совместима с практикой. Одно дело строить каркас из логичных в общем-то размышлений в голове детского психолога, другое – помочь родителям и защитить самих детей в реальности. Каким бы умным профессионалом ни был детский психолог из рассказа, какими бы ни были понимающими и любящими родители, — эти взрослые всё равно не смогли бы уберечь, спасти, защитить Скотта и Эмму. Тут можно только печалиться тому, что так всё закончилось; но, и надеяться, что дети всё же попадут в «лучший из возможных миров», в мир умный, чувствующий и детский. В свой мир.

В целом же рассказ слишком академичный, с заранее расставленными акцентами. Он суховат и лишен притягивающих «красивостей», из-за которых порой возникает желание перечитывать знакомые произведения. А одной идеи, которая прозрачна, ясна и понятна, к сожалению, мне было мало.

Оценка : 7
«Ярость»
–  [ 10 ]  +

primorec, 27 июня 2012 г. в 05:33

Есть такие люди, которые заставляют идти вперед все Человечество, вся жизнь которых — ради победы над непреодолимыми обстоятельствами и решение не решаемых задач. Такой Сэм Рид — скрученная пружина ярости, которая когда-то «заставила выползти на сушу первых позвоночных», а затем провела Человечество через все опасности эволюции.

Стоит сказать, что Сэм — не идеальный герой. Он вор, мошенник, убийца и аферист. И все его прекрасные качества — только для одного — достижения собственных интересов, среди которых — власть и месть не на последнем месте. Но его упорство, мужество и находчивость — на фоне полного безволия и равнодушия обитателей умирающих Куполов — вызывают настоящую симпатию и заставляют по-настоящему переживать за него. Сэм Рид, да и другие герои — смешение «положительного» и «Отрицательного» — и потому по-человечески понятны.

Если уж быть точным, то в «Ярости» нет «положительных» героев в привычном понимании/как и во многих произведения Каттнера/. Полное неприятие вызывает холодная жестокость и прагматизм Бессмертных, использующих простых людей в качестве пешек в своей долговременной игре. Но в равной мере неприятны бессилие, неспособность к действию и покорность «простых» людей. Даже мечтающий о колонизации Роб Хейл не гнушается обманом, двойной игрой и предательством. Но все они также способны и на любовь, преданность своим близким, ненависть и первобытную Ярость, которая переполняет Сэма, и которая присутствует во всех людях в той или иной степени.

Но все же приятно осознавать, что все мнящие себя великими Игроками Бессмертные тоже лишь пешки в руках еще более опытного Кукловода и это — всего лишь простой фермер, работающий во Вселенной, как в своем огороде, и заботливо выращивающий новое Человечество, сберегая полезное, выпалывая ненужное и старательно сохраняя полезные качества — эту самую доисторическую Ярость.

И радует открытый финал. Сэм вновь проснулся, но уже с знаниями о том, кто он на самом деле и кто такие окружающие его люди, какие цели они преследуют. Но Ярость осталась с ним: вновь готова вырваться на свободу и двигать Человечество. Куда?

Оценка : 8
«Все тенали бороговы…»
–  [ 10 ]  +

Narizhna, 26 января 2009 г. в 22:46

Очень люблю этот рассказ, он разворачивается просто с кинематографической ясностью. Когда я прочла его впервые, то сразу же зарылась в Интернет в поисках снятого фильма — и была очень удивлена, узнав, что фильма-то и нет. Позже оказалось, что тогда как раз снимали «Последнюю Мимзи вселенной», поставленную по мотивам рассказа (хоть я и не нахожу эту постановку удачной).

Рассказ очень подкупил меня тем, что раскрывая тему «отцов и детей», автор(ы) занял позицию детей. Мне кажется, грустная концовка (грустная ли она, если на то пошло?) и была способом если не отомстить на страницах текста взрослым за все то непонимание, которым они убивают в детях творчество, индивидуальность, подлинность, то во всяком случае предупредить тех, кто способен принять предупреждение. В фильме, кстати, этот конфликт между взрослыми и детьми непростительно сгладили; его создатели фактически заставили Каттнера сделать то, чего он делать не хотел — пойти на социальный компромисс и стать на сторону «отцов», где, так сказать, и место взрослому человеку. Этим постановка-то мне и не понравилась.

Оценка : 8
«Лучшее время года»
–  [ 10 ]  +

zmey-uj, 15 июля 2008 г. в 09:14

Рассказ достаточно провокационный, стоит только задуматься, как же они должны были поступить. А вы бы стали изменять то, что уже произошло, если бы вдобавок это изменение угрожало вам самим? Здесь скорее не про сытого и голодного, а про свою рубашку, которая ближе к телу. Или про то, что человек, пытающийся влезть в забитый автобус, не похож на того же человека, когда он уже там. Снаружи думается: «Места много, можно же потесниться!», а внутри — «Куда они лезут, уже места нет».

Сам-то герой тоже принял участие в трюке, который проделал соперник его гостей. Вот и получается, что цинизм пришельцев — это закономерное следствие черт характера их предков.

Оценка : 9
«Ярость»
–  [ 9 ]  +

Сказочник, 04 сентября 2020 г. в 10:47

Очень атмосферный и по-настоящему эпичный роман. Это втиснутая в небольшое по объему сага, события которой вполне можно было бы растянуть на целый цикл-сериал. Однако Каттнер всегда славился тем, что умел вовремя остановиться.

По своей атмосфере, роман очень напоминает случившийся спустя 35 лет киберпанк... Или же предшествовавшие киберпанку романы Филипа Дика. Здесь есть место и социалке, и приключениям, и психологическим переживаниям героев. И всему этому веришь.

Это действительно шедевр фантастической литературы. Не меньше.

Оценка : 9
«Лучшее время года»
–  [ 9 ]  +

Writ-ovich, 02 мая 2020 г. в 12:27

Замечательная повесть, в которой Генри Каттнер и Кэтрин Мур показали себя не только мастерами по части создания интересных сюжетных линий, но и незаурядными художниками, которым удалось передать тонкое очарование обреченного мира.

Авторы, как это часто бывает у выдающихся фантастов, оказались еще и провидцами. Разве не превращаемся и мы в общество бездушных созерцателей, готовых вместо оказания помощи снимать на свои смартфоны уличные трагедии?

Оценка : 10
«Ярость»
–  [ 9 ]  +

Bookers, 09 июля 2019 г. в 08:54

Первый раз прочитал роман лет 20 назад. Понравился. Перечитал сейчас. Отношение почти не изменилось. Сюжеты, где ГГ противостоит системе, просто обречены на успех. А в этом романе ГГ, стремясь к собственному благополучию, мимоходом ещё и спасает человечество от вымирания. Это естественно даёт дополнительную эмоциональную поддержку читателя.

В книге одна главная сильная сюжетная линия. И есть второстепенная, лишь слегка дополняющая первую — терраформирование, подчинение (в данном случае — уничтожение) враждебной природной среды, создание приемлимых условий жизни для землянина.

В отличии от первого чтения, в этот раз возникли раздумия о диктатуре как таковой. Да, иногда она бывает во благо, особенно если помнить теорию о процентном отношении думающих людей и ... (тут долго пытался подобрать определение так, чтобы не обидеть. Не смог.) ... остальных как 20/80. Этих 80 нужно вести. Всегда. И тут все зависит от цели. Но и давать всю власть одному человеку надолго непозволительно. Как известно, развращает. Поэтому автор поступил очень правильно, вовремя убрав ГГ от возможности влиять на последующие события. Да, осталась ещё диктатура Бессмертных. Но в новых условиях её влияние ослабнет.

Хотелось бы прочесть и продолжение романа, тем более концовка обещающая. К сожалению, автор решил остановиться на этом. Возможно, он был прав. Часто продолжения унижают главную книгу.

Оценка : 9
«Все тенали бороговы…»
–  [ 9 ]  +

ash945, 06 января 2019 г. в 21:10

Рассказ просто изумительный!

Идея проста — реализация мастерская. Поначалу даже улыбаешься в некоторых местах, а потом приходит понимание, что это все всерьез и становится уже жутковато. И веришь...

И все эти картинки, которые вспыхивают в сознании по мере чтения, остаются там навсегда. Дети, странные игрушки, недоумение и непонимание родителей, перерождение и исчезновение.

Просто блестяще! А ведь написано это 75 лет назад.

Оценка : 10
«Все тенали бороговы…»
–  [ 9 ]  +

URRRiy, 26 мая 2017 г. в 17:09

Твердый научно-фантастический рассказ на основе идеи реализации у ребенка, «не искаженного логикой мира» мощных потенциальных возможностей. Действительно, у всех нормальных родителей всегда вызывает интерес, что думает и как воспринимает окружающих их маленький детёныш. Видимо на этом фундаменте авторы — известные фантасты и к тому же супруги и создали свой замечательный рассказ. Помню, что когда в детстве прочитал его, очень надеялся, что есть продолжение про мир из которого забрасывались артефакты.

Рекомендую.

Оценка : 10
«Планета — шахматная доска»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 13 августа 2016 г. в 16:24

В этом романе содержатся практически все идеи, которые позже использовал Филип Кинред Дик. Можно сказать, что это матрица, с которой Дик скатывал свои шедевры. Однако, при всём при том, романы Дика замечательные, а книжка Каттнера и Мур остаётся, как ни парадоксально, своего рода «литературным памятником эпохи». Этот роман так и остался там, в 40-х годах ХХ века.

«Планета шахматная доска» — динамичная, яркая, с массой замечательных идей и оттенком параноидального безумия, но... какая-то недотянутая. Это общий недостаток романов Каттнера. У него было замечательное воображение, он опережал современную ему НФ лет на двадцать, однако был, мягко говоря, посредственный писатель и, при всём темпераменте, не умел выжать из своих великолепных идей литературный максимум.

Оценка : 7
«Профессор накрылся»
–  [ 9 ]  +

Gourmand, 14 декабря 2014 г. в 20:28

Читал в переводе Евдокимовой (где прохвессор). Очень понравилось. Язык ровный, простонародный, но без сильного акцента на это.

По сути. Традиционная американская глубинка а-ля Клиффорд Саймак. Видимо, достаточно типичный образ для дотелевизионной эры. Маленький город с шерифом, который боится связываться с Хогбенами, хотя и подозревает их в неоднократных убийствах. Вокруг городка фермы.

Сами Хогбены — деревенщина со сверхспособностями. Целая семейка таких обалдуев — интуитивных инженеров, алкашей-невидимок, взбалмошных левитаторов и ещё-много-чего-подобного. Без человеческой морали. Способные на любые злодеяния, лишь бы их оставили в покое. Показателен в этом смысле первый же эпизод с убийством братьев Хейли. В чём их вина? Выглядывали, высматривали, шпионили за Хогбенами. Вердикт — уничтожить.

Профессору в этом смысле повезло. Дедуля не дал санкции на крутые меры. Хотя... ещё не известно, что лучше.

При всём при том рассказ юмористический, безусловно. И к семейству Хогбенов испытываешь определённую симпатию. Действительно, ну чего лезете? Оставьте монстров в покое. Глядишь, и убивать никого не придётся.

Оценка : 9
«Ярость»
–  [ 9 ]  +

oleg19602, 25 августа 2014 г. в 22:14

  Роман читал в 90-х годах.Приятно удивила изощренная фантазия автора.И только много позже узнал, что написан он был в далеком 1947 году.Разительный контраст с советской фантастикой того времени, пищущей, в основном, о чем — то вроде «лунного трактора».По — моему, роман и сейчас ничуть не устарел. И пусть вас не смущает,что речь идет о Венере, ведь это не более, чем прием и дейсвие могло происходить где угодно.

Оценка : 9
«Все тенали бороговы…»
–  [ 9 ]  +

god54, 01 сентября 2013 г. в 15:12

Прекрасный рассказ. И опять авторы порадовали нас очередной оригинальной идеей. Я уже не говорю про фирменный литературный стиль. Казалось бы что здесь такого, ну попали игрушки из будущего в наше время. Ан, нет. Авторы так повернули это все через противопоставление взрослой и детской логики, что начнешь задумываться, а не являются ли они психологами или психиатрами по совместительству. Хотя скорее они являются точным отражением фразы, что писатель — это писатель душ человеческих. Одним словом вполне хороший рассказ.

Оценка : 8
«Лучшее время года»
–  [ 9 ]  +

Yazewa, 27 июня 2010 г. в 18:26

Красивый, яркий, острый и горький рассказ. Потрясающий. Не чем-нибудь, а просто: потрясающий. Цепляющий как-то очень глубоко и действительно оставляющий послевкусие. Очень талантливая работа...

Анализировать не хочется. Читайте и — чувствуйте.

Оценка : 10
«Ярость»
–  [ 9 ]  +

Вадим Панов, 13 ноября 2009 г. в 15:27

Один из лучших романов «золотого века» фантастики. История неукротимого Сэма, человека, способного перевернуть любой мир. Человека, которого боятся, и человека, без которого мир погибнет. Что нужно, чтобы идти вперед? Ярость.

Оценка : 10
«Профессор накрылся»
–  [ 8 ]  +

amak2508, 26 июля 2022 г. в 18:41

Ах, каким необычным, каким интересным выглядел этот рассказ, опубликованный в августовском номере журнала «Вокруг света» за 1967 году. И куда всё это делось сегодня.... Начинаешь читать — очень простенько, очень наивно и, увы, уже совсем не смешно. Да и с литературной точки зрения оказывается написано довольно корявенько. Вот что делают более полувека развития жанра и открывшийся доступ к сокровищам мировой фантастики :).

Однако и нынче эта вещица всё равно достойна уважения — хотя бы за то, что была первопроходцем, открывшим совершенно новую тему, а то и направление в мировой фантастике.

Оценка : 5

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 11 12 13 14 15   (+10)»



⇑ Наверх