fantlab ru

Михаил Гребенюк

Михаил Гребенюк
Страна: Узбекистан
Родился: 23 июля 1924 г.
Умер: 24 июня 2002 г.

Настоящее имя:

Михаил Кириллович Ребрихин


Жанры:
Фантастика
83%
ещё >>

Михаил Кириллович Гребенюк (Ребрихин) — русский и советский писатель, поэт, переводчик.

Родился в селе Белово (Ребрихинского р-на Алтайского края). Участник Великой отечественной войны. Работал в редакциях газет «На посту» (МВД УзССР) и «Правда Востока», заведовал отделом поэзии и прозы журнала «Звезда Востока». В 1989-1990-м был сопредседателем общественной организации «Интернациональный союз», организованной журналом «Звезда Востока». Движение отстаивало равноправие всех, кто проживает в Узбекистане, независимо от национальности. Был кандидатом в депутаты Верховного Совета УзССР.

Коллега писателя Николай Красильников очень тепло отзывается о Михаиле Гребенюке, характеризуя его характер: «Представительный мужчина средних лет, выше среднего роста, плечистый, подтянутый, в роговых очках, с тёмной аккуратной бородкой, сквозь которую пробивалась благородная сталистая седина. Женолюбец, селадон, жизнелюб. К нему, как пчёлы на редкий медоносный цветок, тянулся разновозрастный женский пол. Тормозной путь молодости писателя слишком растянулся. В этом смысле Кириллычу позавидовал бы и библейский Иаков. Не зря поэт Виталий Качаев говорил, что у нас в стране «два вечно молодых человека — Ленин и Миня!». Миней он называл Гребенюка» .

Первые произведения Михаила Кирилловича, появившиеся в печати в конце 1950-х, составили книгу «Машина путает след» (1963) — сборник из трёх детективных повестей о следователе Наталье Бельской. За ней последовали продолжения — повесть «На участке неспокойно» (1966) и роман «Дважды разыскиваемые» (1974). Но в этих двух произведениях в качестве главных героев уже выступают другие работники милиции: Сергей Голиков, Лазиз Шаикрамов, Тимур Азимов. В 1970-1980-е Гребенюк продолжил эту «милицейскую серию» повестями «Клад старого мазара», «Перед вторым толчком» и «Потерпевших не было», которые были объединены курсантом школы милиции Тимуром Азимовым, проходящим практику в уголовном розыске. В 1986 году эти повести вышли отдельной книгой под названием «Обжалованию не подлежит».

Первая фантастическая публикация — юмореска «Эффект неожиданности» (1968). За ней последовала повесть «Прошедшие сквозь время» (1968), которая стала основой для написания наиболее крупного фантастического произведения Гребенюка — романа «Парадокс времени» (1978), о котором известный литературовед и знаток фантастики Всеволод Ревич написал: «В романе М. Гребенюка «Парадокс времени» («Ёш гвардия», Ташкент) мы наблюдаем своеобразную энциклопедию фантастических мотивов, которые активно прорабатывались в последнюю четверть века. Здесь есть неандерталец, улетевший с пришельцами и вернувшийся на Землю в наши дни, единые семена Разума, разбрасываемые сверхцивилизацией по подходящим планетам, гибель Атлантиды, захват Луны, летающие тарелки, теория Козырева об энергии времени и т. д. Многочисленные инопланетяне носят экзотические имена, традиционно состоящие из труднопроизносимых сочетаний русских согласных. И даже зловещие космические пираты, предводитель которых намерен оккупировать Землю, тоже уже были».

Кроме этого на счету писателя имеются и другие научно-фантастические произведения: повести «Марсианский феномен» (1970), «Вестник далёкой катастрофы» (1970), «Загадка древней пещеры» (1983).

В 1990-е предпринял попытку выпуска альманаха фантастики и детектива «Сыщики и роботы».


Примечание к биографии:

Из воспоминаний писателя Рауля Мир-Хайдарова: «О Михаиле Кирилловиче Гребенюке обязательно следует сказать отдельной строкой, и вы поймете — почему. Михаил Кириллович — участник войны, очень оригинальный человек, увлекался йогой, его часто можно было застать в кабинете стоящим на голове. Он приветствовал здоровый образ жизни — не пил, не курил, увлекался спортом и собирался прожить сто лет, не меньше. Надо отметить, что никто в этом не сомневался, он выглядел лет на двадцать моложе своего возраста, и на него частенько заглядывались молодые поэтессы.

Он был высок ростом, по-военному строен, весь в буграх мышц, как культурист. Волосы, без единой седины, зачесывал назад, чем напоминал щёголей начала ХХ века, часто улыбался, что не было свойственно его поколению. Кто-то из обиженных авторов называл его за эту улыбчивость за глаза «американцем», но кличка не прижилась, он как раз до мозга костей был русский человек. Я иногда выступал вместе с ним по линии Бюро пропаганды, но сказать, что был с ним накоротке — не могу, он мало кого подпускал к себе, отличался принципиальностью и жестким характером. Сегодня я понимаю, что без этих качеств руководить отделом поэзии было бы невозможно, на него постоянно пытались оказывать давление, и по телефону, и явочным порядком, но Кириллович оказался твердым орешком, при нем в журнале бездарям места не находилось.

Михаил Кириллович жил с семьёй в Ташкенте в районе Шумиловского городка в одном из старых военных домов. Его два сына также стали журналистами: старший работал на радио, а младший — в агентстве «Интерфакс».

Из воспоминаний писателя Рауля Мир-Хайдарова: «Не могу не сказать несколько обещанных слов о судьбе М.К. Гребенюка, он не дожил до ста лет, как собирался. Перестройка сломала ему жизнь, как и мне, как и многим русским, жившим на окраинах империи. У него было два прекрасных сына, и я обоих их знал, они — известные журналисты и работали в главных газетах республики. Я представляю, какие у них дома велись разговоры с отцом о перестройке и грядущих переменах в Узбекистане. Уж им-то сразу стало ясно, что жизнь для русских там закончилась, они раньше других поняли, что Москва, Горбачёв бросили русских на произвол судьбы. Младший сын Гребенюка и в советское время отличался острейшими выступлениями в прессе, а тут он, видимо, хотел, чтобы его статьи дошли до Кремля, и поднимал такие жгучие проблемы, что сразу попал во внимание не Москвы и Горбачева, а ура-патриотов и местной власти. Его убили через год после покушения на меня. Смерти младшего сына не выдержал даже такой твёрдый человек, как Гребенюк, вскоре с ним случился тяжелейший сердечный приступ, из которого он не выбрался. Вот такой оказалась судьба фронтовика, поэта Михаила Гребенюка».

Сортировка:

Михаил Гребенюк. Циклы произведений

7.50 (2)
-
7.50 (4)
-
7.75 (4)
-
6.00 (4)
-
7.50 (2)
-
8.50 (2)
-
7.29 (7)
-
7.75 (4)
-
6.25 (4)
-
7.00 (6)
-
6.20 (5)
-
6.25 (4)
-
6.00 (2)
-
-
8.00 (1)
-
-
7.29 (7)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-

Михаил Гребенюк. Романы

6.75 (8)
-
7.00 (6)
-
7.53 (17)
-
3 отз.
6.00 (6)
-

Михаил Гребенюк. Повести

7.33 (3)
-
7.29 (7)
-
7.33 (3)
-
  1965 Марсианский феномен [Фантастическая повесть]  
7.50 (2)
-
7.75 (4)
-
6.00 (2)
-
7.50 (4)
-
  1968 Прошедший сквозь время  [= Прошедшие сквозь время] [Фантастическая повесть]  
7.75 (4)
-
6.25 (4)
-
  1977 Ты не один, Юра [ Из дневника инспектора]  
-
5.45 (11)
-
6.20 (5)
-
6.25 (4)
-

Михаил Гребенюк. Рассказы

6.00 (4)
-
-
-
-

Михаил Гребенюк. Поэзия

-
-
-
-
  1985 Костры  
-
-
-
-
-
  1985 Причуда  
-
-
-
-
  1991 Я и бог  
-

Михаил Гребенюк. Статьи

  1963 Моя встреча со следователем [Предисловие]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1990 На полном серьёзе [Предисловие]  
-

Михаил Гребенюк. Сборники

8.00 (1)
-
-
7.67 (3)
-
1 отз.

Михаил Гребенюк. Отрывки

-
  1989 Современная трагедия [ Главы из романа в стихах]  
-

Михаил Гребенюк. Антологии

7.96 (80)
-
2 отз.
8.00 (1)
-
  1991 Окно во двор // Соавтор: Валентина Андронова  
5.00 (1)
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — milgunv

  • Куратор библиографии — milgunv



  • ⇑ Наверх