Николай Чадович отзывы

Все отзывы на произведения Николая Чадовича



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 297

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6 

«Евангелие от Тимофея»
–  [ 18 ]  +

Argumentator, 09 сентября 2009 г. в 21:38

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: эта книга основательно испортит вам настроение! Она от корки до корки пропитана пессимизмом. Осторожно!


Берет за душу. Смесь фантазии, небольшой толики абсурда и изрядного количества суровой реальности человеческих взаимоотношений превращает этот роман в нечто вроде фентезийной антиутопии. Сам по себе мир романа вторичен (люди важнее... а люди там такие же, что и в реальности), но даже этот «вторичный» мир производит впечатление. Трагичности — не меньше, чем у Шекспира. Сатиричности — не меньше, чем у Лема. По духу очень напоминает не только упомянутую ниже «Улитку на склоне» АБС, но и «Многорукого бога далайна» Святослава Логинова. Достойно прочтения.

Лично мне особенно запомнились две песни из этого романа... страшные, но правдивые.

Дальнейшие книги цикла хороши, но чем дальше — тем меньше в них «жизненности» и больше развлекательности.

Оценка : 10
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 16 ]  +

arcanum, 21 ноября 2017 г. в 01:18

Мощная социальная фантастика слегка закамуфлированная под некое подобие фэнтези. Причем, закамуфлированная довольно небрежно – хотя и стилистически безупречно. Видеть в нем лишь «твердое фэнтези» могут только те, кому тот социально-политический императив и символизм, которыми авторы насытили роман, как серпом... по нежно лелеемому идеалу. А вот с Платоновым аллюзии – действительно к месту. Еще конечно же Стругацкие в базисе (как же без них?), и некие отголоски Лазарчука с его «Опоздавшими»... хотя это вряд ли — писали-то почти одновременно. Скорее, ощущение некоего витающего в воздухе общего настроения, которым дышали авторы.

Общность препарируемой проблематики бесспорна. Неприятие той душной совковой атмосферы, всеобщей серости и усредненности, тоталитарного низведения человека до бессловесного винтика в системе государственного механизма, протест против этого расчеловечивания — что «Евангелие», что «Опоздавшие к лету» Лазарчука просто кричат об этом. У дуэта белорусов на эту тему есть еще прекрасная повесть «Стрелы Перуна с разделяющимися боеголовками» (еще более жесткая и суровая). Благо писалось все под наисвежаишими ощущениями от проживания в самой счастливой на свете стране, «где так вольно дышит человек». Вспоминаются опасливые перешептывания диссидентов из перестроечного фильма: «Только представь, что сделали – пустили под эти строки кадры: лагеря, лагеря, колючая проволока...». В мире Тропы, куда некогда выбросило типичного «гомо советикуса» Тимофея до колючей проволоки не доросли, но привнесенные им на новую почву законы тоталитарного социума усвоили прекрасно. Замени рубку ветви гигантского дерева на строительство Беломорканала — разница окажется практически неощутима. И с этой грязью предстоит уже столкнуться новому «попаданцу» — Артему. Здесь он человечен, многомерен и психологичен, как ни в одном из последующих романов цикла. Настоящая, живая и думающая личность, без толики суперменства. Жаль, что дальше авторы пошли по пути превращения его в бессмертного сверхчеловека (хотя в «Клинках максаров» это еще не режет глаз – но они сработаны уже в более жанрово-фэнтезийном ключе).

Первым впечатлением от прочитанного было тотальное ощущение безнадеги и угнетающей мерзости бытия. Опять же, не забываем о социальной сути «Евангелия» — аллегория, конечно, аллегорией, но угнетающая советская действительность лезет сквозь нее, как вата сквозь дырявое лагерное одеяло. Впрочем, не совком единым — примерно о том же писал в конце 19-го века Сологуб в своих «Тяжелых снах». При этом, однако, по завершении книги осталось некое светлое ощущение — не все потеряно, выход есть, где-то там впереди брезжит слабый лучик надежды. Авось бессмертные Фениксы помогут.

Так или иначе, «Евангелие» остается одной из ярчайших книг новой постсоветской фантастики — и что немаловажно, прошедшей испытание временем.

Актуальности эта книга ничуть не потеряла, мало того — и это в общем-то печально, в свете нарастающего в стране мракобесия — становится все более актуальной.

Оценка : 8
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 16 ]  +

montakvir7511, 20 января 2017 г. в 16:57

Впервые слышу, чтобы этот роман тандема сравнивали с СССР и его социальными закидонами. Собственно — «у кого что болит, тот о том и говорит». Выбрось навсегда из головы то, что тебе неприятно или отвратительно, и очищенный от груза негатива твой разум сам начнёт творить вокруг тебя обновленную, хотя и не обязательно улучшенную реальность. Не нравится «совок»? Забудь о нем и не пихай его в свои рассуждения по поводу и без. Роман — твердое фэнтези, яркое и оригинальное, какое отношение варварский и жестокий мир Тропы имеет к Советскому Союзу, совершенно непонятно. Это называется — натянуть кота на глобус. По поводу корней и комсомольских строек — спасибо, посмеялся.

Касаемо произведения — первое чтение в первом доступном журнале фантастики произвело просто неизгладимое впечатление. Странный, колоссальный новый мир. Люди, звери. Невероятные по размерам деревья, каждое равно отдельной планете. Великолепно тогда читалось.

Сейчас...даже не знаю. Как бы не устарела эта вещица, нивелированная до самого низа сотнями и тысячами идейных подражателей, не имеющих и доли таланта Брайдера и Чадовича. Орды попаданцев, созданные легионами писателей-халтурщиков, из которых минимальной индивидуальностью обладает в лучшем случае каждый сотый. Загадили тему...

Попробуем перечитать на досуге как-нибудь. Первый роман цикла гениален.

Оценка : 9
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 16 ]  +

nibbles, 28 сентября 2009 г. в 13:02

Мрачность и пессимизм «Тропы» — следствие времени, в которые она писалась — мутная эпоха «лихих девяностых». Как черно-белые фотографии того периода — дождь, слякоть, холод. И вся та грязь, что выплывает на поверхность человеческих отношений во все смутные времена. И отсутствие надежды.

Безусловно, написано достоверно, качественно и профессионально, но из-за этого — читать еще тяжелее.

Оценка : 9
«Дисбат»
–  [ 13 ]  +

duke, 23 декабря 2008 г. в 18:30

Из 19 совместных романов писательского тандема Чадовича и Брайдера «Дисбат» имеет самый низкий рейтинг на фантлабе. Начинал читать поэтому с опасением. Тем приятнее было обнаружить, что лично мне книга понравилась с первой страницы. Стиль немного напомнил лукинский – тот же юмор, те же уколы в сторону прошлого советского наследия и та же легкость (а ля баклужино). Единственное, чего не доставало, это хоть какой-нибудь глубины. Практически «однослойная» история, написанная чудеснейшим языком в приключенческо-юмористическом ключе. Персонажи – пальчики оближешь! Сюжет увлекательный, правда, в конце действие немного стало провисать. И финал немного странный, имхо. Это из минусов.

По мне так «Дисбат» — (почти) идеал развлекательной литературы. И чтобы понять заранее, понравится книга или нет, не надо сильно углубляться в «процесс» — достаточно прочитать всего пару первых страниц (редкий случай).

PS И незаслуженно обойдена вниманием читателей, всего-навсего 32 оценки… теперь уже 33 :)

Оценка : 8
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 11 ]  +

drugndrug, 21 апреля 2020 г. в 18:08

Я очень хорошо помню этот томик. На обложке – обезьяноподобное существо на выступе под сенью ветвяка занебника, а в просторах бескрайней Прорвы парит косокрыл. И название — “КЛИНКИ МАКСАРОВ”. Мне тогда было пятнадцать лет, я жил в ту пору на окраине Вселенной, на помойке цивилизованного мира, а до этих краёв книжные новинки доходили крайне редко. Разумеется, я в эту книжку втюрился. Я задался целью купить её. Цена была непомерной, мать отказалась выкладывать за неё такую сумму. Я где-то подзаработал немного и добился своего – не сразу, но книга стала моей. Конечно, я испытал разочарование, я ждал от неё большего, немного другого. Я тогда был одержим знаменитым янтарным сериалом Желязны, в любом произведении в жанре фэнтази я искал что-то эмберское.

В этом томике были два романа из цикла “ТРОПА” – “Евангелие от Тимофея” и “Клинки максаров”. Я добросовестно начал читать первый роман. Он мне сразу не пришёлся по душе, в нём я не увидел ничего фэнтазического. Я тогда прочитал начало, потом полистал середину и стал читать конец. Именно две последние страницы мне и нравились в этом романе – когда болотник Шатун, ставший Всевидящим Отче, напутствует главного героя, которого высшие неведомые силы – Незримые и Фениксы – отправляют на Тропу – загадочный мир, вбирающий в себя частички всех существующих миров.

Когда мне стукнуло семнадцать лет и я начал увлекаться рок-музыкой, я стал “врубаться” в произведения братьев Стругацких и Рэя Брэдбери. “Евангелие…” неожиданно подняло свой престиж в моих глазах, я понял, что это – выдающееся произведения постсоветского периода. Я начал его перечитывать и зачитывать до дыр, восхищаясь, как авторы мастерски вписали в параллельный фантастический мир реалии человеческой жизни — то, что окружает вокруг и присутствует одновременно внутри нас, но по своему нравственному несовершенству и глубокому невежеству мы этого не хотим замечать. Нельзя отрицать того, что в данном романе можно усмотреть критику против идеологии и быта советского времени. Ведь Брайдер и Чадович родились и выросли в эпоху СССР, другого мира они не знали, и описывали недостатки человеческого общества сквозь призму недостатков советского общества. Это было характерной особенностью почти всех советских писателей, которые в своих фантастических произведениях пытались донести до читателей слова о настоящих и главных истинах нашей жизни.

Я с трудом могу отвести “Евангелие…” к жанру фэнтази. Современное название для данного направления – “попаданцы”. Но к огромному обилию всевозможных опусов, которые в издательской среде и на разговорном писательском жаргоне все, кому не лень, относят к этому направлению, этот роман не имеет никакого отношения. Его ценность и несомненные достоинства превосходят само это направление. С жанром фэнтази “Евангелие от Тимофея” роднит наличие в нём как раз-таки тех двух последних страниц, которые мне так нравились в юности. Мне кажется, изначально этих двух страниц не было, их авторы приписали позже. Мне кажется, что “Евангелие от Тимофея” писался, как роман без всякого продолжения – видно по тематике и сюжету. Это уже потом авторы связали его с идейным замыслом Тропы, и, естественно, вставили эти две страницы, дабы сюжетно связать с остальными романами всего цикла. Это моё предположение.

“Евангелие от Тимофея” очень не похож на своих “потомков” – на романы “Клинки максаров”, “Бастионы Дита” и “Губитель максаров”. И уж тем более не похож на “Злой котёл” и “Хозяева Острога”. И совсем никак не может быть связан с трилогией о ватажниках из Талашевска. “Евангелие от Тимофея” у меня на отдельном месте, я его рассматриваю как один роман без продолжения. Если бы была моя воля, я выставил бы этому шедевру десять “десяток”!

Оценка : 10
«Миры под лезвием секиры»
–  [ 11 ]  +

NikolaSu, 10 апреля 2012 г. в 09:28

Авторы не устают поражать меня своей фантазией!

Тут и бунт в зоне, и гонки на бегемотах, и монахи в противогазах, и каинопоклонники в Эдеме, и мент в застенках инквизиции, и многое многое другое! Все это очень органично перемешано и сдобрено фирменным едким юмором авторов. Жуткое перемежается смешным и от этого становится еще страшнее и смешнее.

Получил огромное удовольствие от романа.

Оценка : 10
«Клинки максаров»
–  [ 11 ]  +

kkk72, 15 марта 2009 г. в 21:58

Путешествие Артема по Тропе продолжается. Из одной антиутопии он попадает в другую. Только если «Евангелие от Тимофея» изображает общество, в котором личное полностью принесено в жертву коллективному, то в «Клинках максаров» все наоборот. Максары, обладающие сверхспособностями, почти начисто лишены какой-либо морали, ведут непрерывные войны друг с другом и жестоко угнетают своих рабов. Это — один из первых романов в отечественной фантастике о сверхлюдях. Да и биологические изменения человека, его постепенное превращение в нечто иное, показаны весьма убедительно. Вся история наполнена довольно мрачной атмосферой жестокости, предательства, убийств. Так что одна из задач книги — развенчание «сверхчеловека» — достигнута весьма убедительно. Ну а главный герой сделал очередные шаги по превращению из человека в нечто иное.

Оценка : 7
«Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви»
–  [ 10 ]  +

Lartis, 08 января 2010 г. в 23:41

В свое время Ю.Брайдер и Н.Чадович плотно сотрудничали с Всесоюзным творческим объединением молодых писателей фантастов (ВТО МПФ) и минским литературно-издательским агенством «Эридан». События, связанные с историей возникновения, расцвета и разрушения этих издательских монстров (в книге замаскированы соответственно под ТОРФ и «Эпсилон»), передаются в романе сквозь призму восприятия начинающего фантаста Жмуркина, ставшего членом ТОРФа, и излагаются с издевательским юмором. Для продвинутого любителя фантастики со стажем не составит труда разгадать, кто именно скрывается за «говорящими» фамилиями Самозванцев, Чирьяков, Савлов, Топтыгин или Кишко. Образы директора-администратора Верещалкина, постоянно голодного трезвенника-новеллиста Гофмана-Разумова, небесталанного хулигана из Сибири Вершкова, сотника Бубенцова – автора нескончаемой эпопеи «Синдбад возвращается в Багдад» и многих других участников не таких уж давних событий получились у авторов убийственно похожими на реальных людей. Замечательно описана деятельность Жмуркина в «Эпсилоне» на ниве адаптирования для отечественного потребителя произведений короля западного детектива Руби Роуда (прозрачный намек на Джеймса Хедли Чейза, бесконечное собрание сочинений которого выпускалось «Эриданом»). Пишущий эти строки знаком со многими действующими лицами романа (правильнее сказать – с их прототипами), участвовал в семинарах ВТО МПФ, бывал в гостях у «Эридана» и может подтвердить: так все и было. Ну, или почти так.

Подробнее здесь:

http://www.rusf.ru/ko/parad/010904_1.htm

Ещё подробнее — здесь:

http://www.sf.perm.ru/lavka_kritic4.shtml

Оценка : 9
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 10 ]  +

видфара, 14 августа 2008 г. в 13:03

Тимофей, фуфайка и поваренная книга. Простой рецепт для сюжета! А ведь помнится до сих пор. Что уж говорить о запредельных занебниках и их несчастных обитателях... Чувствуются в тексте братья Стругацкие со своим Лесом в «Улитке...» Но там притча, а тут почти пророческая сатира. Классный роман. Сериал я дальше внимательно не читал, хотя задумку в целом оцениваю на твёрдое «хорошо». А начало и вовсе отличное! Иногда мне кажется, что для многих моих сограждан поваренная книга уже стала Библией...

Оценка : 10
«Клинки максаров»
–  [ 9 ]  +

Necrov, 24 апреля 2021 г. в 08:02

Мир, который получился у авторов (я имею в виду страну максаров) выглядит как вывернутая наизнанку злая версия Джаспера из «Чакры Кентавра» Ларионовой.

И тут, и там есть разумная раса, состоящая из небольшого количества особей, которые разбросаны по всей стране и очень редко пересекаются друг с другом. И те, и другие имеют слуг, которые обеспечивают их существование. И, наконец, обе расы практически неуязвимы и отношения между собой выясняют только на мечах. Но это общая схема. Дальше начинаются различия:

1. Мир. Если Джаспер называют зелёным, то название страны максаров говорит само за себя — Чернодолье. Буйная зелень превращается в бесплодную равнину, покрытую пеплом.

2. Взаимоотношения. Джасперяне, хоть и живут изолированно друг от друга, но не враждебны друг другу и иногда встречаются на общих праздниках или важных государственных собраниях. Внутри семьи у них в основном хорошие отношения.

Максары же люто ненавидят друг друга, в том числе и собственных потомков и собираются вместе почти исключительно, чтобы свести друг с другом счёты.

3. Прислуга. Джасперяне пользуются услугами роботов-сервов, которые выполняют за них практически всю работу по обслуживаю их поместий и наследных владений.

Максары конструируют себе рабов — мрызлов, которых изготавливают из частей тел живых организмов, в том числе и человеческих. Мрызлы не только прислуга, но и разведчики, и воины, и т.д.

4. Мечи. Для джасперян мечи — благородное дуэльное оружие.

Мечи максаров — практически единственное оружие, которым можно уничтожить другого максара. Соответственно и применяется оно только среди себе подобных.

Также сохранились легенды о том, что раньше максары были благородной расой, которая достигла небывалых высот во многих сферах, но со временем выродилась в жестоких, самовлюблённых одиночек. Так что вполне можно предположить, что это джасперяне, попавшие на Тропу и со временем выродившиеся.

Что же касается самого романа, то написан он хорошим языком, читается вполне приятно. Несмотря на то, что больший упор тут сделан на действие, роман по-прежнему содержит довольно серьёзные идеи. По сути Брайдер с Чадовичем продолжают исследовать человека, облечённого властью, и то, как эта власть может изменить человека. Наверное, ключевую мысль этого романа можно сформулировать так: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Джон Эмерих Эдвард Дальберг-Актон, английский историк и политик). Осторожно! Дальше спойлеры!

В семье, как говорится, не без урода. А тут в одном из семейств максаров их объявилось целых два: Адракс и Ирдана, дед и внучка. Вполне можно поверить в то, что дед при помощи внучки хочет свести счёты с сыном, но то, что происходит дальше (я имею в виду предсказание пришествия Губителя Максаров), как-то слабо укладывается в господствующие идеи. Максары, хоть и терпеть друг друга не могут, но строго следят, чтобы род не прерывался. Наследник должен быть.

Ирдана в свою очередь тоже ведёт себя странно, хотя над нею Стардах потрудился качественно, но почему-то не вытравил до конца все человеческие чувства. Получается, что Ирдана максар-недоделок. Вместе с тем она уже вполне сноровисто и профессионально усовершенствовала Артёма, даже снабдила его иммунитетом к мысленному воздействию. Как-то странно смотрится проповедь «любви, которая сильнее зла» из уст соавторов, явно не склонных к излишним сантиментам (в творчестве, как минимум).

И что мне ещё показалось странным и не вполне реалистичным. Так называемые рудокопы, которые должны были перерабатывать огромные объёмы земли и никогда не пользующиеся своими прежними тоннелями. С такими темпами, они давным давно должны были выесть всё едва не до самого центра земли и провалить в тартарары не только землю максаров, но и жестянщиков, и черепах, и прочие приграничные области.

В целом, достойное продолжение «Евангелия от Тимофея». Наверное, эти два романа — лучшие во всём цикле.

Оценка : 9
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 9 ]  +

VovaZ, 02 февраля 2016 г. в 17:14

Вот значит, здесь и тогда родился мир тропы...

Первый роман цикла, в принципе, задал тон всем последующим. Ведя героя из мира, в мир, авторы получают площадку за площадкой для творческого миротворения.

Последующие миры тропы будут весьма печальные, опасные и неуютные. Первый созданный мир, естественно, не отличается в лучшую сторону. Враждебная, смертоносная фауна.

Трудный для выживания климат. Однако люди и здесь ухитряются не только жить, но и отравлять жизнь друг другу, истребляя себе подобных куда активнее сил природы.

Сюжет, начавшись с квеста, со второй половины романа переходит в политический памфлет, полный горькой иронии.

Драйв сценизма, как и во всём цикле тропы, значительно снижен. Авторам гораздо важнее колорит сцен, персонажей и событий, нежели захватывающее действо.

Образы героев очень живы, колоритны и жестоки.

Роман, как я уже писал, полон горькой иронии и безнадёжной морали. Думаю, авторы писали не без влияния лихих событий в стране начала 90-х годов.

Читается не слишком легко, требует опыта и усидчивости.

Оценка : 8
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 9 ]  +

LAN, 26 мая 2008 г. в 08:21

Несомненно, одна из вершие российской фантастики девяностых. Начало самого масштабного сериала авторов и, безусловно, самая лучшая его часть. Острая социальная фантастика, действие которой протекает в крайне необычном, тщательно выписанном мире. Главная мысль романа — законы общественного развития везде одинаковы. И один человек, какими бы благими не были намерения и как велика не была бы его власть, бессилен что-либо изменить...

Оценка : 10
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 8 ]  +

ratveg, 19 января 2017 г. в 09:25

К 389955.Книга хорошая, никаких особых аллюзий искать не надо полагаю. И вообще, не надоело Советский Союз и Россию пинать и в каждой книге искать «обличения»?Бред ваш про то что в России жизнь человека ничего не стоит читать противно и неприятно, как будто руку случайно в чан с дерьмом окунул.

«Евангелие от Тимофея»
–  [ 8 ]  +

mogzonec, 18 июня 2013 г. в 10:49

Очень качественная фантастика, появившаяся в годы рассвета у нас НФ литературы и заката страны. Написано интересно, динамично, интригующе. Действие захватывает, необычный мир впечатляет, метания главного героя заставляют внимательно следить за происходящим. В романе есть все — приключения, размышления, психология, и, что самое главное, ирония. Роману двадцать лет, но он легко и увлекательно читается сегодня. Всегда радует то, что у нас есть добротная фантастика, а не только у англо-американцев.

Оценка : 8
«Фальшивомонетчик»
–  [ 8 ]  +

БорЧ, 09 июня 2013 г. в 23:40

Сначала рассказ читается как абсолютно реалистическое произведение о временах «переразвитого социализма» и человеке, который (как пелось в старом советском телесериале) «кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет». Причем реализм тут настолько реалистичен, что во времена социалистического реализма (вот такая ступенчатая тавтология выстроилась) этот рассказ «литературоведы в штатском» несомненно квалифицировали бы как «гнусный поклёп на социалистическую действительность».

А затем авторы добавляют к реализму малую толику фантастического элемента — буквально чуть-чуть, как коньяка в кофе... И самое интересное, что повествование от этого не становится таким уж фантастическим, а наоборот — приобретает ещё больший колорит реалистического звучания, становясь ещё более трагически-насыщенным.

Оценка : 9
«Телепатическое ружьё»
–  [ 8 ]  +

БорЧ, 09 июня 2013 г. в 23:38

Какое-то странное у меня сложилось впечатление, что, не смотря на занимательность сюжета и живость языка, это некая «фантастика ради самой фантастики» — тут фантастический сюжет; фантастические действующие (если их можно так назвать) лица; фантастические обстоятельства... И совершенно фантастическое отсутствие понимание мной смысла всего этого повествования (((

Что это? Антимилитаристской направленности «приключюха»? Да, но изложение столь сюжетно фантастично, что эта направленность как-то уже и не воспринимается. А сами приключения столь нереальны (если можно так сказать про фантастику вообще), что уже воспринимаются не как «приключения», а как некий набор телодвижений героя. Так что в целом (по крайней мере для меня) получился занимательно изложенный фантастический сумбур с туманной концовкой и неясной целью приключенческого повествования.

Или, может быть, я просто слишком много ждал от рассказа, давшего название всей книги? Или своим сюжетом рассказ невольно сравнивался с вершинами творчества Шекли и Азимова?

Оценка : 7
«Посёлок на краю Галактики»
–  [ 8 ]  +

БорЧ, 09 июня 2013 г. в 23:38

У меня сложилось впечатление, что авторы изначально просто писали рассказ «о провинциальной жизни» небольшого посёлка. Повесть получалась что называется «крепкой», но на дворе стояла «эпоха перемен», изголодавшиеся читатели скупали пачками ещё недавно недоступную фантастику... Вот авторы и решили внести в свою повесть некий инопланетно-фантастический элемент — на котором, с одной стороны, вроде и строится весь сюжет, но, с другой стороны, ничто не мешало бы заменить в сюжете «незваных гостей» посёлка на какую-нибудь местную фольклорно-сказочную братию или, скажем разумно-говорящие деревья.

Мне кажется, что суть повести, написанной живым и сочным языком, от этой замены совершенно бы не пострадала. И отдельный респект авторам за эпизод с лектором-фантастом, он на уровне с незабвенным: «Но если взять телескоп и посмотреть вооруженным взглядом... То мы уже видим две звездочки... три звездочки... четыре звездочки... Но лучше всего конечно пять звездочек».

Оценка : 8
«Щепки плахи, осколки секиры»
–  [ 8 ]  +

NikolaSu, 09 сентября 2012 г. в 07:25

Третий роман послабее первых двух. Действие местами перегружено тяжеловатыми рассуждениями. Сюжет потерял былую легкость и озорство. Некоторые шутки и байки уже не вызывают улыбки — пустые скабрезности.

В начале книги действие несколько провисает, я уже думал бросить читать, но вернулся Артем и вызволил ватагу из многомерной тюрьмы — и дальше действие вроде раскачалось.

Не нашлось в третьем романе места экскурсам в прошлое героев, которые были изюминкой первых двух книг.

Видимо авторы сами поняли, что трилогию пора сворачивать и порешили по ходу действия половину главных героев.

Оценка : 8
«Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви»
–  [ 8 ]  +

NikolaSu, 21 февраля 2012 г. в 21:12

К таким романам нужно лепить предисловие или послесловие для тех «кто не в теме». Чтобы разъяснить неискушенному читателю, кто из авторов скрывается под каким псевдонимом и что за семинары имеются в виду.

Жанр романа болтает из стороны в сторону — сначала это юмористическая фантастика с глобальным замахом, к середине и далее — сатирический капустник, переходящий в мелодраму, а в конце так и вовсе очень печальная драма.

Но написано смешно, этого не отнять.

Оценка : 8
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 8 ]  +

Kriptozoy, 27 января 2008 г. в 22:15

Роман — чудо! Роман — откровение! Роман (да и весь цикл) — запредельная фантастика!

Это произведение для тех, кто любит читать между строк. Что ни фраза, что ни ситуация, то повод для размышления, анализа и проведения параллелей.

Это произведение для тех, кто любит замечательную, качественную русскую фантастику. Ведь не случайно этот цикл издан издательством «Эксмо» в серии «Шедевры отечественной фантастики».

Мир этой книги поражает воображение. Он прописан до мельчайших деталей. Он завораживает и пугает. Он не оставляет равнодушным. Мир — взгляд через призму фантастики на нашу жизнь в прошлом и настоящем.

Роман, положивший начало самому моему любимому циклу (из отечественных) «Тропа«!

И куда Тропа приведет Артёма? И кем он станет в конце своего пути?

Оценка : 10
«Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви»
–  [ 8 ]  +

Ank, 10 марта 2007 г. в 18:00

Подозреваю, молодым читателям книга будет совершенно неинтересна. Основная её часть во многом автобиографична, описывает 80-90-е годы и постоянно отсылает к реалиям тех лет. А вот людям постарше, особенно прошедшим Советскую Армию и знающим схемы хищений социалистической собственности, здесь есть над чем задуматься и посмеяться.

Вторая половина книги – большой ребус. Здесь и ВТО МПФ, и «Румбы фантастики», Казанцев, Павлов, Щербаков и Медведев, Пищенко, Бушков, Звягинцев и Кудрявцев. И все под псевдонимами, даже издательство «Эридан» и сами Брайдер и Чадович.

Оценка : 8
«Евангелие от Тимофея»
–  [ 7 ]  +

Necrov, 24 апреля 2021 г. в 08:01

Роман, который стал стартовым для цикла «Тропа». К сожалению, концовка производит впечатление, чего-то совершенно чужеродного и искусственного. Даже не знаю, что тому виной: фатальное неумение авторов писать концовки или же пришедшая чуть позже идея сделать этот роман первой частью цикла. Мне всё-таки кажется, что изначально роман писался как отдельное произведение. В частности, только здесь упоминаются «пролазы» — люди, которые отправляются исследовать сопредельные пространства. Ни в одном из последующих романов цикла ни малейших намёков на них нет. Артём остаётся единственным пролазой на весь цикл. Возможно, я ошибаюсь, и в Злом Котле или Остроге он с кем-то из них всё же встретится, но как-то не уверен в этом (на данный момент я эти два романа ещё не прочитал).

Мир, который рисуют авторы в «Евангелии от Тимофея» сразу же мне что-то напомнил. Не знаю, насколько справедливо предположение, но в «Тёмной горе» Геворкяна был подобный мирок, где тоже росли огромные деревья, внутри которых жили обезьяноподобные твари. Разумеется, мир, описанный Геворкяном повторяет этот только в общих чертах, но вполне возможно, что это отголосок «Евангелия», что-то вроде дружеского поклона товарищам по цеху.

«Евангелие от Тимофея» задаёт общую направленность цикла (сюда же можно включить и подцикл «Миры под лезвием секиры»). Исследование природы власти и того, как она влияет на человека. Тут вводится идея о том, что человек очень распространённый тип жизни во вселенной авторов и, в принципе, несмотря на какие-то индивидуальные различия, которые прослеживаются от мира к миру, обладает вполне определённым набором черт, близких к земному виду Homo Sapiens. Этот тезис даёт возможность не вдаваясь в излишнее описание видовых особенностей конструировать разнообразные социальные строи.

В первом романе цикла на Вершени построено что-то вроде теократического общества с элементами рабовладения. Плюс к тому практически прямо реализуется тезис В.И. Ленина о том, что «любая кухарка может управлять государством». Собственно, весь имеющийся государственный строй вырос на базе измышлений работника столовой. В итоге получилась какая-то безумная помесь «коммунизма» и рабовладения, сдобренная изрядной долей эрзац-религии. Войны по большему счёту в этом мире носят религиозный характер. С одной стороны жители Вершени пытаются навязать болотникам свою «истинную веру», а с другой стороны воюют между собой, выясняя, какие Священные Письмен священней и истинней.

Проблема управления государством совершенно неподготовленным к этому человеком продолжается уже самим Артёмом. Для Тимофея жители Вершени были чем-то вроде живых солдатиков, которыми он мог распоряжаться по своему усмотрению: убивать, сгонять с места и т.д. Его интеллектуальный уровень прекрасно характеризуют слова «Настоящего Языка» типа «морда», «башка» и пр. Артём же оказывается практически неспособным справится с этой задачей из-за своего мягкосердечия и излишнего человеколюбия.

Несмотря на некоторую затянутость и неторопливость повествования, читается роман, хоть и не быстро, но на одном дыхании. Давно не читал ничего такого, что заставило бы меня забывать о времени.

Оценка : 10
«Клинки максаров»
–  [ 7 ]  +

drugndrug, 21 апреля 2020 г. в 18:18

В ходе чтения у меня сложилось впечатление, что именно с этого романа начинается цикл “Тропа” – путешествие человека по удивительному и многообразному миру, вбирающего в себя частицы всех существующих миров, в поисках Изначального мира – этакого эквивалента земного эдемского сада. Первый роман этого цикла – “Евангелие от Тимофея” – произведение само по себе самостоятельное, со своей идейной основой, очень сильно, на мой взгляд, отличающейся от сюжетной фабулы всего цикла. “Евангелие от Тимофея” – это, скорее всего “мягкая” фантастика социального характера, фэнтази в этом блистательном опусе почти нет.

Если оставить “Евангелие от Тимофея” в стороне от всех остальных романов “Тропы”, то “Клинки максаров” мне кажется самым удачным и получившимся произведением данного цикла. Невозможно придраться к чему-либо, авторы постарались на славу, из под их пера вышло одно из лучших произведений отечественного фэнтази. Оно заметно выделяется из общего хлама фэнтезической беллетристики, в нём есть содержательность. Я на дух не переношу книг, где только одно действие, которые напичканы героями разных мастей, без устали калечащих и убивающих друг-друга – холодным, горячим, жидким или ещё каким-либо видом оружия (в том числе, и всякими магическими способами). Помимо действий (приключений, схваток и постельных сцен) должны быть РАЗМЫШЛЕНИЯ. У персонажей должны быть мозги (а не просто одна верёвочка внутри черепной коробки от одного уха к другому), должно быть мировоззрение, персонажи должны быть личностями, которые переживают и любят, страдают и ненавидят. Помимо действий в книге должно быть столкновение идей, хотя бы подобие этого. Вот в романе “Клинки максаров” это в полной мере выражено: с одной стороны – человеческое мировоззрение главного героя, гуманистическое, с набором понятий о добре и зле, справедливости и высшей цели — а с другой стороны – мировоззрение максаров, зиждущееся на жестокости, изуверстве, вседозволенности, извращениях… В этом отношении очень показателен диалог Артёма и старого максара Адракса во второй части романа. Он раскрывает во всей красе тот мир, в который занесло главного героя и в котором он теперь должен выжить.

В общем – шедевр! На все сто!

Оценка : 10
«Тропа» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

drugndrug, 04 апреля 2020 г. в 19:22

Недавно был в Доме Книги на Невском, глядел на книжные полки в отделе научной фантастики и фэнтази, заполненные по большому счёту отборной и примитивной макулатурой. Жанр «фэнтази»… как же тебя легко низвести до низкосортного чтива и преподнести читателю в остывшем, постном и невкусном виде. Особенно это так удаётся нашим русскоязычным авторам. И серьёзный вклад в это низведение вносят такие «фэнтезические патриархи», как, например, Ник Перумов.

Из всего отечественного фэнтази на меня настоящее читательское впечатление произвела тетралогия «Тропа» Юрия Брайдера и Николая Чадовича. Есть, правда, ещё две книжки («Дорогой товарищ король» и «Там, где нас нет» Михаила Успенского), но они не на одном стилистическом уровне с «Тропой».

В «Тропе» сразу бросается в глаза то, что первая часть «Евангелие от Тимофея» сильно отличается от трёх последующих: «Клинки Максаров», «Бастионы Дита» и «Губитель Максаров». Первая часть совсем другая, в ней поставлены иные тематические задачи, она стоит обособленно от остальных трёх, это совершенно самостоятельное и отдельное произведение и её связывают с последующими тремя частями лишь несколько последних страниц. Мне кажется, авторы сначала и не думали ни о каких-либо продолжениях, они писали «Евангелие от Тимофея» как законченную повесть с твёрдой точкой в конце. Скорее всего, это потом они дополнили эту повесть теми несколькими страницами, чтобы главного героя повести «плавно» переместить во вторую часть — «Клинки Максаров». И, по-моему, зря. «Евангелие от Тимофея» прекрасно выглядело бы как отдельное самостоятельное произведение, а тетралогия ничуть не пострадала бы, превратившись в трилогию. Но… авторы посчитали иначе. Разумеется, им, наверное, тогда было виднее.

«Тропа» — один из лучших образцов русскоязычного фэнтази, достойна особого внимания и многократного прочтения. И весьма прискорбен тот факт, что последующая за «Тропой» трилогия о ватажниках из Талашевска, а потом две повести «Злой котёл» и «Хозяева Острога» никак невозможно поставить в один ряд с «Тропой», ибо единственное, что им светит – те самые книжные полки, заполненные отборной и примитивной макулатурой. Увы! – талант имеет свои границы, а вдохновение способно покинуть автора. А, может, дело не в таланте и вовсе не во вдохновении, а в обязательствах, указанных в контракте с издательством. Это тоже может послужить весомым объяснением низкого качества последующих за «Тропой» произведений.

Оценка : 10
«Ад на Венере»
–  [ 7 ]  +

Нескорений, 23 мая 2018 г. в 07:55

Эта повесть Брайдера и Чадовича с первых страниц сигнализирует о принадлежности к «перестроечной» прозе. Атмосфера безнадежности, распада, полный мрак и отчаяние — всё это здесь присутствует в полной мере, равно как и робкая надежда на что-то светлое. Авторы органично соединили два явления — новомодное на тот период увлечение деструктивными религиозными культами и трещащую по швам тоталитарную идеологию. Между этими извращенными формами человеческой общественной организации они ставят знак равенства и имеют на это все основания. Каждый может почувствовать себя на месте главного героя и осудить или одобрить его финальное решение. Актуальности данное произведение, увы, не утратило и в наши дни — что в плане идеологии, что по уровню веры в шарлатанов и чудотворцев наше общество осталось на прежнем уровне.

Действие разворачивается на просторах Венеры. Главный герой, бывший астронавт по кличке Хромой, оказался среди членов религиозного сообщества Заоблачный Храм. Согласно учению этой секты на Венере находится ад, после очищения в котором праведники попадают в рай — на Марс, и там и там у Храма есть собственные поселения. Осознав всю лживость псевдорелигии, Хромой принимает решение сбежать из Компаунда, но деваться с подводной лодки особо некуда, как известно. Его ещё преследуют иллюзии, что где-то там, на Марсе действительно процветают райские кущи, вот туда надо стремиться, подальше от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников. Первым шагом к бегству логично предположить выход за пределы Компаунда с целью осмотреться и найти способ навсегда покинуть этот постылый мир лжи и лицемерия.

У местного Храма все черты стандартной секты — апелляция к слепой вере, неукоснительное подчинение проповедникам и внутренняя иерархия, промывка мозгов, жесткое подавление любого инакомыслия. Теперь попробуйте мысленно перечислить самые яркие признаки государственного режима в той же Северной Корее, получается аналогия до степени смешения. Недаром религия и политика тесно дружат испокон веков. Зло в повести довольно схематично, лишено индивидуальности, что лишь подчеркивает то, что под любой личиной и во все времена та власть, что не от Бога, стремится окружить себя сакральным ореолом. Авторы писали с натуры, аналогии с реальностью проводятся предельно просто и чётко. Жанр антиутопии и тёмной НФ для раскрытия темы подходит как нельзя кстати, позволяя сделать акцент на психологию и депрессивную атмосферу.

Даже само название поселения сектантов — Компаунд — символизирует, ведь в одном из значений перевода — это лагерь. Представьте себе ползучий гулаг, до отказа набитый покорными рабами, внимающими пафосным речам своих духовных лидеров — по сути это и получится Компаунд. О том, что происходит на Марсе в тексте прямо не говорится, но несложно догадаться, что там «всё то же, что у нас», таким образом нет никакой разницы между серым настоящим и «светлым» будущим. Инстинкт заставляет главного героя бежать оттуда подальше, но холодный разум безжалостен — нет никакой надежды, некуда бежать, и всё же остается иррациональная вера в чудо, в какого-то волшебника, пусть без вертолета, но с отрядом «голубых касок». Однако в жизни чудес не бывает и свобода добывается только кровью через боль и пределы возможностей.

Небольшой объём повести, по сути она не длиннее среднего рассказа, не оставляет места для раскрытия отрицательных персонажей или же галереи характеров «униженных и оскорбленных». И всё же образ Хромого получился удачно, авторы показывают нам процесс становления героя, который от аморфной установки «пора валить» постепенно переходит к осознанию ценности свободы, к пониманию императива самопожертвования, который может даже в ситуации «один в поле не воин» даровать антагонисту лавры духовной победы. Пробуждение героя-одиночки в ситуации, когда народ безмолвствует — это ядро драматического психологизма практически каждой антиутопии, есть оно и в данном произведении, но вот от правильного финала зависит многое. Если у того же Оруэлла финал демотивирует, то здесь напротив — и это очень важно для читателя.

Оценка : 8
«Первые шаги по Тропе: Злой Котёл»
–  [ 7 ]  +

vlad-svs, 13 мая 2017 г. в 13:34

Абсолютно проходная книга на один раз, повествующая о приключениях, иногда забавных, иногда опасных главного героя. В отличии от первого романа цикла «Евангелие от Тимофея», все очень ровно и сбалансировано. Социальные вопросы не поднимаются. Тема, положенная в основу сюжета интересна, хоть и часто эксплуатировалась ранее. Но выписано все скучновато, а интрига романа настолько очевидна почти с самого начала, что озарение, настигшее героя чуть ли не на последней странице, заставляет сильно усомниться в его умственных способностях. Да и сам герой превратился в какую-то картонку. Смерти, убийства, трагедии, на которые мы смотрим его глазами, вызывают у него не больше отклика, чем прием пищи.

Отдельно не понравилось, что первые шаги по сути — тысячепервые и что там было ранее, после прощания с миром занебников, неизвестно.

Оценка : 5
«Щепки плахи, осколки секиры»
–  [ 7 ]  +

VovaZ, 30 января 2017 г. в 14:26

В заключительном романе подцикла «Миры под лезвием секиры» авторы, как уже было сказано, попадают в безусловную ловушку усложнённости сюжета и чрезмерного объёма текста.

Здесь мы встречаем психоделический «загробный» мир, действующий по иным законам природы. Продолжение квеста. Линию гражданской войны, жестокую и мрачно-героическую. Множестов батальных сцен. Через некоторое время, сюжетная линия теряет цельность, интрига заходит в тупик. Причём привычной авторам «палочки-выручалочки», с переводом финала в следующий роман цикла, здесь применить, естественно невозможно. И финал выходит размытым, невыразительным для столь длинного повествования.

Из положительных признаков сюжета можно отметить традиционно богатую фантазию авторов. Много социальной иронии.

Сценизм в фирменном, неторопливом стиле. Драйв, в основном, «на уровне». Утомляющих затянутых сцен меньше, чем в предыдущих романах. Однако, ближе к финалу видим потерю уровня сценизма, авторы явно устали от собственной идеи.

Герои по-прежнему живы, колоритны. Их образы динамично развиваются. По уровню этой динамики, можно угадать, какой герой интересен авторам, и доживёт до конца романа, а от кого придётся избавиться.

Роман проочёлся с некоторым затруднением, но в результате , понравился.

Оценка : 8
«Миры под лезвием секиры»
–  [ 7 ]  +

VovaZ, 30 ноября 2016 г. в 13:55

Итак, тропа миров добралась до СССР.

Должен сказать, вдоволь поводив своего героя по чужим мирам, авторы не пощадили родину человечества. Появление вечного странника на Земле сопроводилось катаклизмом, неизменно встречающим его в любом мире, только гораздо круче. Сместилось, сломалось и перемешалось всё — континенты, эпохи, законы физики, причинно-следственные связи.

Таким образом, жанр сюжетной интриги в этом романе лучше всего попадает под определение «Технотьмы». Герои выполняют некий квест, или серию квестов, происходящих в пост апокалиптических условиях, с использовании остатков человеческой техники, знаний и культуры.

Сюжет не прост, и не вполне линеен. Авторы, прерывая основную линию, производят длительные экскурсы в прошлое, подробно исследуя судьбу 3-4 главных героев. События становятся цельными и понятными не раньше середины романа. Уровень фантазии высок.

Сценизм высок и колоритен. Сцены и антураж «психованного мира», попавшего под секиру богов, вполне удались. Диалоги в привычном для автора стиле.

Образы героев живы, объёмны и колоритны. На мой вкус многовато блатного контекста.

Повествование наполнено социальной иронией.

Роман, в связи с упомянутыми экскурсами в историю жизни персонажей, вышел несколько затянутым, однако прочёлся с большим интересом, и доставил удовольствие.

Оценка : 8
«Клинки максаров»
–  [ 7 ]  +

VovaZ, 07 июля 2016 г. в 13:42

Второй (по времени написания) роман из цикла тропы. Тогда, на волне зарождения новой российской фантастики читался совсем не плохо. Сегодня попался мне вновь, и был перечитан. Уже меньший восторг, но в принципе благосклонно.

Сюжетная линия несколько напоминила цикл Джека Вэнса «Умирающая Земля». Блуждание по ужасному миру с ужасными обитателями. Другое дело иронической фантазии Вэнса здесь не встретить. Роман, как и вся серия Тропы наполнен безнадёжным трагизмом и жестоким трешем.

Сценизм несколько снижен, напоминая традиции старой американской фантастики, когда замысел превыше драйва и колорита сцен. Вообще, уровень фантазии авторов вполне доставляет.

Образы героев вышли лаконичные, но вполне живые и колоритные.

Вообще, роман понравился. Рекомендую, в качестве своеобразной «вехи» русской НФ.

Оценка : 8
«Миры под лезвием секиры»
–  [ 7 ]  +

Грант, 10 июня 2016 г. в 20:09

Изложенное здесь является только моим мнением, которое можно минусовать и плюсовать. Но надеюсь, что с чем-то читатели согласятся.

Итак. Здесь мы имеем крутой постапок, замешанный с боевиком и элементами квеста-приключения. Я бы назвал это dark_social. Эта книга помогла мне осознать, почему я не люблю этот жанр, как и дарк фэнтези. Но по порядку.

Среди достоинств книги — отличная фактология, знание множества жизненных процессов и именно фактов, знание человеческой натуры и психологии, своеобразный стиль. Когда идёт биографическое повествование, авторам оно удаётся, как и в «Косте Жмуркине». Удаётся даже лучше описаний мира Отчины. Ну и среди достоинств, может быть, боевые элементы.

К сожалению, эти боевые элементы почти неотделимо смешаны с жестокостью и немножко чернушными элементами. А я — гуманист. И я не люблю, когда с людьми в книгах происходят жестокие вещи. И пусть всё это делается для того, чтобы впечатлить даже не особо восприимчивого читателя. Но в стремлении к этой цели авторы не удерживаются ни от каких средств. Я понимаю, что не мне их судить за оскорбление чувств верующих, как бы одиозно ни звучала эта формулировка в наше время. Оскорбление религиозных символов судить не мне. Но всё шло неплохо до чисто физиологических моментов. Я имею в виду бегемота и гипс. Вот, натолкнувшись на эти моменты, я понял, что книга, к сожалению, почти не ушла от чернухи как таковой. Потому что я считаю, что физиологические моменты (я не имею в виду секс) — это не то, на чём нужно заострять внимание к человеку как к существу. Ну а муравейник вообще... «оказался соломинкой, переломившей спину верблюда».

Я не знаю, буду ли читать цикл дальше. Если вы не любите жестокость и некоторые чернушные элементы, то я бы от чтения предостерёг. Но во многих других местах книга вызывает интерес. Так что читать её можно как мерило, как пробный камень: вызовет раздражение — ну, значит, и не ваше. Понравится — «догоняйтесь», ибо на вкус и цвет. Мне скорее не понравилось. Даже несмотря на то, что цель у героев квеста вроде бы достойная, помочь сотоварищу.

Оценка : 3
«Тропа» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

Кропус, 29 ноября 2015 г. в 00:39

В целом отличный цикл. Вот только после «Плахи и Секиры» авторы явно не знали, что дальше делать с героем и какова в отношении него цель предвечных. (Говорят на прямой вопрос на каком-то конвенте сказали, что истинная цель его пути ведома только предвечным). Поэтому вернулись к начальным временам по хронологии цикла. «Злой котёл» и «Хозяева острога» написанный после «После плахи и секиры» по внутренней хронологии книг находятся, если я правильно понял, между «Евангелием от Тимофея» и «Клинками». А жаль. Теперь мы так и не узнаем, что же такое начало из-под Земли вылезать.

Оценка : 10
«Планета Энунда»
–  [ 7 ]  +

БорЧ, 09 июня 2013 г. в 23:40

Картина пост-ядерного апокалипсиса «двойника» Земли. И грядущей помощи пострадавшим, спешно планируемой гуманными (но очень уж абстрактно-гуманными) землянами. Какие-то прекраснодушно-неземные (как князь Мышкин у Достоевского) земляне у автора получаются — собирающиеся «всё исправить» во всепланетарном масштабе, но при этом — имеющие в столовой своего звездолёта вполне себе современный нам пожарный щит с пресловутым «штатным топориком». Коим (топориком), при возникшей (по собственному непрофессиональному безалаберному разгильдяйству) драке с аборигеном, землянин и не замедлил воспользоваться. По назначению — в смысле по голове аборигену.

Так и вертится на языке сакраментальная мысль, к которой (по моему скромному мнению) должен был бы прийти в результате этой потасовки (вполне себе живой на следующий день) абориген: «И эти люди — собираются учить нас не ковырять в носу?».

Оценка : 7
«Порядок регистрации»
–  [ 7 ]  +

БорЧ, 09 июня 2013 г. в 23:40

Рассказ в лучших традициях мировой классики юмористической фантастики. Очень напомнил своей стилистикой старые/добрые рассказы Роберта Шекли. И при этом никакой «вторичности» — сугубо наши/отечественные реалии со всемогущей бюрократией, очередями в присутственных местах и неизбежным выводом главного героя

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А пошло оно всё к чертям собачьим

Вот только за 20 лет со времени написания рассказа подход к приёму в ассоциации изменился от «какие у нас общие цели» (как в рассказе) на «когда вы заплатите нам членские взносы» (как в реальности 10-х годов XXI века).

Оценка : 8
«Ад на Венере»
–  [ 7 ]  +

beskarss78, 22 января 2011 г. в 20:06

Читал повесть в сборнике «Слушайте, звёзды». Тогда был очень и очень впечатлен — с отечественной «анти-утопической» фантастикой в таком разрезе совершенно до того не сталкивался. Меня поразила совершенно иная установка героя (как сейчас могу сказать — не социалистическая), и еще удивило, что даже в таком аду есть собиратели каких-то там кристаллов, коллекционеры.

Но финал повести характерен даже и для сегодняшней жизни: пережил тысячу невзгод, нашел потеряный корабль, прилетел на другую планету — но там такая же жуткая потогонная система.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Хватай тачку, пока тебя не загнали под землю, на урановые рудники»

«Хозяева Острога»
–  [ 7 ]  +

fanfant, 28 апреля 2010 г. в 00:10

По правде говоря прочитав первые произведения авторов по циклу Тропа я никак не ожидал увидеть главного героя Артема в таком свете как в этих рассказах( котел и острог). Авторы явно переборщили с пошлостью и как мне кажется очень сильно отступили от того духа который был заложен в первых произведениях про Тропу. Выходу таких произведений как Котел и Острог возможно способствовало повальное увлечение в начале 2000-х годов мелкопошлой и ширпотребной литературой, однако от авторов Клинков Максаров я честно ожидал большего ,а» первые шаги по Тропе» получились уж больно неудачными и только испортили мое впечатление о книгах из данного цикла. Уж лучше бы этих рассказов-довесков небыло бы вообще... очень жаль:-( оценку ставлю минусовую -3

«Посёлок на краю Галактики»
–  [ 7 ]  +

Вадим Панов, 14 ноября 2009 г. в 15:34

Великолепный рассказ! Черт! Даже не знаю что еще добавить ??? Зоркий глаз автора, внимание к мелочам, обычная повседневность и... фантастика.

Оценка : 10
«Бастионы Дита»
–  [ 7 ]  +

Kriptozoy, 17 июля 2009 г. в 23:10

Когда-то давно, когда я любил фантастику не меньше чем сейчас, но ещё не обладал достаточно обширной библиотекой, такой как сейчас, так вот когда-то давно книги из цикла «Тропа» я перечитывал постоянно, при любом настроении и при информационном голоде любой степени интенсивности. В то время я только начинал открывать для себя всю обширность зарубежной фантастики (уже достаточно хорошо зная существующую отечественную), которая постоянно приятно удивляла и дарила новые впечатления, именно тогда, или чуть раньше я открыл для себя творчество великого Стивена Кинга, но несмотря на всё это четыре романа про путешествующего между мирами человека (тогда ещё четыре) оставались стабильно среди самых верхних мест топа.

А роман «Бастионы Дита» занимает среди них совершенно особое место. И не случайно. Как часто говорили в интервью писатели-соавторы, несмотря на то, что эти книги объединены одним, и даже не условным, циклом, каждый роман они стараются писать совершенно по новому, не повторяясь, всякий раз создавая совершенно новый и оригинальный мир — очередной мир, сильно нуждающийся в спасении. И это заявление писателей абсолютно не голословно. Ведь действительно, от книги к книге меняется стиль, темп и ритм повествования, фэнтезийность сменяется фантастичностью, социальность сменяется апокалиптичностью, а легкий и увлекательный слог порой сменяется драматизмом и более чем не надуманными размышлениями главного героя в его мыслях, диалогах, или же авторской прямой речи. Да что там говорить, романы разнятся даже в том, что порой рассказ ведется от первого лица, а порой описываются приключения Артема в третьем лице. И от книги к книге нарастает какой-то надрыв, какой-то драматизм, словно бы дело вот-вот приблизится к кульминации, до которой на самом деле ещё очень и очень далеко. А главный герой становится всё взрослее, возвышается над собой и проходит буквально сквозь жар огня, чтобы возродиться подобно Фениксу и пойти дальше, вдаль по Тропе, проложенной перпендикулярно между мирами.

«Бастионы Дита». Роман, от которого действительно захватывает дух. Помню, когда я впервые прочитал очень глубокий, многоплановый и многоуровневый роман «Клинки Максаров», я тогда подумал, что авторам нужно будет сильно постараться, чтобы продолжение было хотя бы на уровне. Но когда я открыл «Бастионы Дита» и стал читать, мои сомнения тут же развеялись. Да, авторы сознательно каждую книгу цикла пишут по разному. Но неизменным остается одно — огромная увлекательность и яркий, узнаваемый стиль и язык авторов. Которые так заставляют работать воображение и кипеть эмоции, что перевести дыхание во время чтения очень и очень сложно.

На этот раз зона развития действия романа гораздо более локальная, чем в предыдущих двух. Внутри и снаружи стен маленького городка под названием Дит, живущего по столетья назад придуманным Заветам, учащим праведности и правде. Но для пробуждения в жителях естественной, или искусственной праведности и верности своим канонам используется страх смерти. В буквальном смысле этого слова. Главному герою предстоит в этот раз понять много нового в людских отношениях, ощутить две стороны одной монеты — честность и подлость, и их в чем-то равноправие. Предстоит пройти путь длиной во много миль и во много лет, пройти сквозь пространство, умереть, воскреснуть и увидеть самого себя, тем самым замкнув круг огромной временной петли, которую сам же и построил. Познать всю трагичность любви и во имя добра принести в жертву себя и других людей.

А авторы в который раз задаются вопросами, которые являются ни больше, ни меньше основой человеческого бытия. Они простые — что есть Бог? что есть добро и что есть зло? можно ли во имя великих целей проливать кровь невинных людей? что есть свобода и чем она является для каждого из нас? И так далее. Да, это часто звучащие вопросы, но ответы на них не так-то легко получить и не так-то легко услышать даже в самом себе.

И ещё. Несмотря на обилие крови, черноты, коварства и зла на страницах этого романа, он не оставляет после себя негативного впечатления. Наоборот, читая его словно учишься чему-то. И это несомненно яркая черта всего творчества авторов, одних из лидеров фантастики «четвертой волны» нашей страны.

Оценка : 10
«Миры под лезвием секиры» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

LAN, 12 декабря 2008 г. в 22:23

Эти ныне незаслуженно забытые романы Юрия Брайдера и Николая Чадовича я прочитал около 10 лет назад, но многие сцены и герои до сих пор стоят у меня перед глазами.

Небольшой советский городок с ближайшими окрестностями перенесен в параллельный мир, где соседями его жителей оказываются представители разных эпох развития человеческой цивилизации — древности, средних веков и далекого будущего... Какие типажи, какие коллизии столкновения людей разных цивилизаций, какой мир. Какой сочный, звучный, интересный, богатый язык.

И за всем этим наблюдает (и иногда вмешивается) уже ставший сверхчеловеком Артем — главный герой легендарных романов «Евангелие от Тимофея» и «Клинки Максаров».

Особенно удались авторам вставные главы, рассказывающие о прошлом главных героев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Единственное, что портит цикл — несколько невнятный и скомканый финал.

Всем рекомендую, а сам я в ближайшее время обязательно перечитаю эти книги.

Оценка : 10
«Первые шаги по Тропе: Злой Котёл»
–  [ 7 ]  +

Kriptozoy, 24 февраля 2008 г. в 22:12

За что мне нравятся книги сериала «Тропа», так это за то, что в них не только идея фантастическая, но и герои, ситуации, миры и за то, что они АБСОЛЮТНО оригинальные.

Роман получился превосходный. Интересный, насыщенный приключениями и имеющий великолепный сюжет. Очень идёт повествованию легкий, динамичный, иронический стиль, в котором оно ведется.

Позади у Артема осталось множество миров. Он окреп, возмужал, приобрел много навыков и умений, а также поумнел. Очень интересно наблюдать, как он находит выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

И ещё... Нет! «Тропа» не перестала быть социальной фантастикой. Просто это уже не так бросается в глаза, как, скажем, в «Евангелие от Тимофея». Здесь нужно больше читать между строк и проводить параллели. В нескольких словах: два народа, казалось бы противоположные во всём, враждуют между собой на протяжении множества и множества поколений, много много лет. Они утратили свои корни, смысл существования и на протяжении всей своей жизни готовятся к последнему столкновению. Вот оно происходит. И что же? Одно перерождается в другое, оказывается, что оба народа, так сказать — ветви одного и того же дерева. И даже их учителя, их пророки являются одним и тем же человеком. Ничего не напоминает?

Оценка : 10
«Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви»
–  [ 7 ]  +

LAN, 18 декабря 2007 г. в 23:15

Очень умная, очень добрая и очень грустная книга. Да, по мотивам жизни фэндома. Но книга совсем не про это. Книга про нашу жизнь, про жизнь простого человека на фоне исторических событий второй половины ХХ века. Книга про любовь. Книга про путь к счастью.

Юмористические сцены (прекрасно написанные) органично оттеняют общий ход повествования.

Прекрасная книга превосходных авторов. Как я завидую тем, кто будет читать ее впервые.

Оценка : 10
«Клинки максаров»
–  [ 6 ]  +

drugndrug, 03 апреля 2020 г. в 19:32

Недавно был в Доме Книги на Невском, глядел на книжные полки в отделе научной фантастики и фэнтази, заполненные по большому счёту отборной и примитивной макулатурой. Жанр «фэнтази»… как же тебя легко низвести до низкосортного чтива и преподнести читателю в остывшем, постном и невкусном виде. Особенно это так удаётся нашим русскоязычным авторам. И серьёзный вклад в это низведение вносят такие «фэнтезические патриархи», как, например, Ник Перумов.

Из всего отечественного фэнтази на меня настоящее читательское впечатление произвела тетралогия «Тропа» Юрия Брайдера и Николая Чадовича. Есть, правда, ещё две книжки («Дорогой товарищ король» и «Там, где нас нет» Михаила Успенского), но они не на одном стилистическом уровне с «Тропой».

В «Тропе» сразу бросается в глаза то, что первая часть «Евангелие от Тимофея» сильно отличается от трёх последующих: «Клинки Максаров», «Бастионы Дита» и «Губитель Максаров». Первая часть совсем другая, в ней поставлены иные тематические задачи, она стоит обособленно от остальных трёх, это совершенно самостоятельное и отдельное произведение и её связывают с последующими тремя частями лишь несколько последних страниц. Мне кажется, авторы сначала и не думали ни о каких-либо продолжениях, они писали «Евангелие от Тимофея» как законченную повесть с твёрдой точкой в конце. Скорее всего, это потом они дополнили эту повесть теми несколькими страницами, чтобы главного героя повести «плавно» переместить во вторую часть — «Клинки Максаров». И, по-моему, зря. «Евангелие от Тимофея» прекрасно выглядело бы как отдельное самостоятельное произведение, а тетралогия ничуть не пострадала бы, превратившись в трилогию. Но… авторы посчитали иначе. Разумеется, им, наверное, тогда было виднее.

«Тропа» — один из лучших образцов русскоязычного фэнтази, достойна особого внимания и многократного прочтения. И весьма прискорбен тот факт, что последующая за «Тропой» трилогия о ватажниках из Талашевска, а потом две повести «Злой котёл» и «Хозяева Острога» никак невозможно поставить в один ряд с «Тропой», ибо единственное, что им светит – те самые книжные полки, заполненные отборной и примитивной макулатурой. Увы! – талант имеет свои границы, а вдохновение способно покинуть автора. А, может, дело не в таланте и вовсе не во вдохновении, а в обязательствах, указанных в контракте с издательством. Это тоже может послужить весомым объяснением низкого качества последующих за «Тропой» произведений.

Оценка : 10
«Дисбат»
–  [ 6 ]  +

dxbckt, 14 сентября 2018 г. в 19:16

Еще одна комментируемая книга из моей библиотеки (им.ввиду «Дисбат»)... Данный опус был написан видимо еще в те времена когда каждый автор создавал «мир под себя», а не «продолжал очередную СИ другого автора или издательскую линейку». Данная точка зрения кому-то может показаться не правильной, однако сейчас (субъективное мнение) очень редко встречаются авторы «выдумывающие свои собственные миры и вселенные» (за исключением маститых и всем известных авторов, создающих по заказу издательства «новые форматы») — гораздо проще «дополнить уже имеющийся ряд» очередным произведением, написанном в рамках того или иного жанра или подвида СИ. Так вот... «старые произведения» (с 90-х по начало 2000-х) как правило «формировались с нуля» и выстраивали мир (свою собственную вселенную) только согласно личным предпочтениям и возможностям автора... Если кто вспомнит пестрые обложки фантастических и фентезийных изданий того времени (имеются ввиду в первую очередь отечественные авторы) то почти в каждом из них, на развороте была «собственная карта мира», собственный язык, слова, обозначения и т.п. Сейчас такое почти не встречается и книги выстраиваются на полке согласно теме, серии или издательству... Плюс данного подхода — несмотря на то или иное авторство, очередная книга написана «в привычных тонах», где меняются только «персонажи и экшен», а все начиная обложки и сюжета направлено «на раскрытие уже оговоренных законов» той или иной СИ. Данная же книга (слава богу речь дошла и до нее) как уже раньше говорилось написана в самостоятельном жанре, который кому-то может показаться лишь очередным представителем «привычно-фентезийного» Лукьяненковского «Ночного дозора». Однако мне лично показалось, что данная книга «весит гораздо больше» и по праву принадлежит к высшему разряду фантастики... Единственное, жаль что она не окончена (по сюжету подразумевается наличие продолжения), а учитывая смерть одного из соавторов, так и вообще... И даже несмотря на эти факты рекомендую ценителям отечественной фантастики, поскольку приданная атмосфера и метаморфозы произошедшие с ГГ, намного превосходят по своему уровню, все то что мы уже привыкли видеть в очередной размалеванной СИ с «супермагучимвоиномимагом» в одном лице, на обложке.

«Тропа» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Gamrin, 23 июня 2017 г. в 23:15

Отличный в целом цикл в жанре «мультиверс-оперы с мультиверсумом теории струн и М-теории», увы, загубленный тремя обстоятельствами:

1). После «Бастионов Дита» в книгах становится слишком много грязи, тошнотворно описанных жестокостей и «чернухи с порнухой» в самом плохом смысле. Те же «Клинки», названные Николаем Юсовым «хардкором» — мягкая и добрая книжка. О морали и любви. Хоть детям давай (если б не две эротические сцены). «Хардкор» по-настоящему там после «Бастионов Дита».

2). К поздним книгам герой становится «неубиваемым» и всемогущим. Как Тринадцатый у Тармашева. Сопереживать ему становится неинтересно.

3). ИМХО, сам герой сгубил цикл, перестав подчиняться авторам. Артемий Борисович — ужасающий русский кухонный интеллигент в самом чудовищном значении этого поведенческого паттерна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собственно, это видно уже по завершающей трети «Клинков», когда «хороший, светлый и правильный» Артемий _морально_ полностью проигрывает спор «плохому и страшному» Стардаху. Аргументы Артемия столь беспомощные и детские, что начинаешь «болеть за Стардаха» — тот кажется не просто более сильным, но и более положительным парадоксальным образом.

Начиная с четвёртого романа и далее ГГ заслоняется более сильными характерами второго плана — Смыков, Стардах, дон Хаймес, Хавр, да ДАЖЕ абсолютно негуманоидный Иннокентий — которые на фоне тряпочного Артёма, либо слишком поздно принимающего решения, либо не принимающего их вообще, смотрятся очень выигрышно. И даже «убирание» интересных личностей авторами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— убить «плавящей чумой» Стардаха, взорвать на мине Смыкова, разделить Артёма с Иннокентием
— не особо помогает ГГ. С определённого момента начинаешь читать ради второстепенных героев исключительно.

А в финале «Губителя максаров» Артемий совершает НАСТОЛЬКО «чудаческий» с буквы М метагалактических масштабов поступок, что «обурел» даже Хавр. Оба соавтора прекрасно поняли, _что_ Артём сделал, потому и вложили в уста Хавра те слова, что он сказал. И, видимо, Юрий Михайлович с Николаем Трофимовичем сами не зная как вытащить героя из той «вилки» со 100%-но катастрофическим исходом, куда он сам себя загнал логикой решений оf the Russian kitchen intellectual, сначала бросили цикл, переключившись на юмористический «Особый Отдел», а потом и померли оба. :(

Это называется авторы сами себя загнали в ловушку и «внутренняя логика придуманного героя перестала подчиняться замыслу авторов» — вымышленный мир вышел из под контроля и начал диктовать свои правила.

«Первые шаги по Тропе: Злой Котёл»
–  [ 6 ]  +

perom, 20 октября 2016 г. в 09:28

    До Злого Котла прочитал первые три книги по хронологии написания авторами — «Евангелие от Тимофея», «Клинки Максаров» и «Бастионы Дита». Мне показалось что эти произведения на порядок выше данной части цикла и в художественном и в содержательном плане.

    Книга называется «Первые шаги по Тропе», однако в тексте достаточно ссылок на то , что герой по ней уже предостаточно побродил.

Стиль повествования постоянно скатывается в совершенно не свойственный первым книгам дешевый юморок, абсолютно не смешной и быстро набивающий оскомину. В отличии от Евангелия, Клинков и Бастионов герой на данном участке своего пути ничего не приобретает, никак не изменяется ни духовно ни физически. Просто ряд приключений «ни к чему».

«Хозяев Острога» еще не читал, но если они в таком же стиле написаны, луше пропущу их и начну «Миры под лезвием секиры».

Оценка : 6
«Против течения»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 03 марта 2015 г. в 11:15

Далеко не первый рассказ авторов на тему путешествий во времени, темпоральных возмущений и временных парадоксов. И, к сожалению, почти все они написаны очень небрежно — время для Брайдера и Чадовича всего лишь декорация для создания цепочки приключений. Причем приключений не то, чтобы увлекательных, не то, чтобы правдоподобных, не то, чтобы несущих какую-то мысль.

Вот и в случае этого рассказа — на что не посмотри, все в нем выглядит наивно-примитивно-шаблонным. Темпоральные возмущения? Сразу и не поймешь, всерьез пишут авторы или это стеб: общество, не имея своих ресурсов, тащит все – полезные ископаемые, дерево, продукты – из прошлых веков и получает за это в настоящем…. Как вы думаете что? Оказывается, современный мир при этом может абсолютно не меняться, просто иммиграционная служба (аналог службы времени) каждый день для дезавуации возмущений просчитывает, кто из живущих в нем внезапно оказывается лишним, а где кого наоборот надо добавить… Ну, ладно, посчитаем, что это просто не очень удачный авторский прием для создания более увлекательного произведения. Но увлекательности, как раз-то, в рассказе и нет. Есть довольно поверхностное и довольно традиционное изложение событий на уровне «он пошел!», «он сделал», «он оказался», причем обильно сдобренное явными нелепостями. Чего только стоит то, что у авторов во всех местах и во все времена люди разговаривают на одном и том же языке.

Ну и финал – может быть при первом взгляде эффектный, но, вообще-то, просто глупый. Во-первых не одна власть никогда не дойдет до мести инсургенту – его просто уничтожат. А во-вторых, как-то не вяжется серьезная тема фашистских концлагерей с этим достаточно слабым и чисто развлекательным рассказом.

Оценка : 3
«Тропа» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Dragon fly, 28 января 2015 г. в 23:15

Шикарный цикл, шикарный язык изложения. Мне лично очень близок, читается легко. Миры, сами истории, герои..все замечательно. И очень жаль, что продолжения не будет...

Оценка : 10
«Визит инспектора»
–  [ 6 ]  +

БорЧ, 09 июня 2013 г. в 23:41

Эх, хрустальная мечта любого руководителя чтобы только такие инспектора к нему приезжали: и в реалиях твоего дела он не соображает ничего, и на все воздействия его на тебя — тебе глубоко чихать. И хоть жрать он горазд, хоть сырой картошки, — в три горла; но от одной рюмки спиртного — помрёт сразу, биохимия у него такая. А главное: что он там начальству в итоге не доложит, — аукнется тебе это только лет эдак через шестьсот...

Мечта была бы, а не инспекторская проверка любого уровня. И не работа бы — а сплошное удовольствие. Знал, чувствуется, кто-то из авторов о чём пишет — вот и помечтал от души )))

Оценка : 8
«Следы рептилии»
–  [ 6 ]  +

БорЧ, 09 июня 2013 г. в 23:40

Абсолютная несопоставимость течения биологического времени, — когда (по сюжету рассказа) инопланетный разум озаботился гибелью своей экспедиции и прибыл наказать виновных, а на Земле к этому времени уже сменилась не одна геологическая эпоха — как-то разрушает восприятие рассказа. Какие могут быть угрозы о возмездии всей планете, когда «каратели» живут в других порядках ритма времени и «наказание» произойдёт столь же нескоро, как они «спохватились» и срочно прибыли для «разбора полётов»?

И совсем уж недоумение вызывает как при такой разнице в скорости биологического времени пришельцы ухитряются вести диалог с человеком.

ЗЫ: Хотя, наверное, я подхожу к восприятию этого рассказа слишком «сегодняшне». Не стоит забывать, что он написан почти 30 лет назад.

Оценка : 7
«Ад на Венере»
–  [ 6 ]  +

БорЧ, 09 июня 2013 г. в 23:38

Есть такая старая присказка-правило: «Хорошо там, где нас нет...» А эта небольшая повесть — хорошая иллюстрация к часто забываемому окончанию этого правила: «... но только до тех пор, пока мы туда не ухитримся добраться.»

Может быть сегодня эта повесть и рискует (ставшему уже избыточно привередливым современному читателю) показаться несколько простоватой по своему сюжету, — но для конца 80-х годов, да к тому же для только недавно начавших публиковаться авторов, — это был вполне ощутимый успех и несомненная и весомая «заявка» для дальнейшего развития творчества этого писательского тандема.

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6 



⇑ Наверх