fantlab ru

Все отзывы на произведения Грега Бира (Greg Bear)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  20  ] +

Грег Бир «Смертельная схватка»

Jaelse, 17 августа 2014 г. 02:26

Наверное, лучшее описание межзвёздной войны в мировой фантастике. Обычно авторы, взявшись описывать очередные «звёздные войны», просто экстраполируют реалии сегодняшней войны на далёкое будущее, только давая в руки воюющим сторонам оружие помощнее. Бывает, что и написано всё достаточно занимательно, и автор старается проявить какую-никакую изобретательность по части придумывания технологий будущего, однако, замени звездолёты на танки, лазерные пушки на автоматы и т.п. — ничего по сути не изменится. «Смертельная схватка» же — единственное произведение из тех, что довелось прочесть, где автор попробовал нарисовать картину принципиально ИНОЙ войны, с использованием вооружений и тактики, которых сейчас нет даже даже на уровне прогнозов «а вот через много-много лет...» Такого количества идей каким-нибудь Коулу с Банчем хватило бы на двадцатитомный цикл (и ещё осталось бы). Бир же умудрился всё это богатство уместить в 150-страничню повесть, причём повесть эта не столько о войне, сколько о любви.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

Solnechnaja, 24 июня 2014 г. 15:20

Вот это да! Никак не ожидала, что «Корпус-3» станет одним из сильнейших читательских впечатлений за последнее время. Я вряд ли могу причислить себя к фанатам научной фантастики, а тем более книг, рассказывающих о космосе. Ну совершенно не моя тема. К приключениям на дальних планетах, где мало внимания уделено межзвездным перелетам, я отношусь спокойно. Но вот космический корабль, затерянный в необъятных просторах вселенной – нет уж, увольте. Тем удивительней то, что мне вообще попалась эта книга.

О научной составляющей романа – обо всех этих подробностях строения космического корабля, происхождении чудовищ, его населяющих, о планетах и звездах – я рассуждать не буду. Достаточно сказать, что для человека, далекого от этой тематики и никогда не проявлявшего к ней особого интереса, текст не превращается в нагромождение непонятных терминов и заумных идей. Грег Бир выдает информацию по кусочкам, и изложено все предельно ясно. И вообще та составляющая книги, которая собственно и относится к научной фантастике, вынесена на периферию романа. Это лишь декорации для сюжетной линии главного героя – Учителя.

Читатель следует за ним с самого его первого пробуждения, и этот путь – поиск своей собственной личности, попытки разобраться в нагромождении лжи и полуправды – вот то, чем книга цепляет с самых первых страниц. Своеобразный стиль – от лица героя, который понимает не больше, а иногда даже и меньше, чем мы, подкупает и завораживает. Несмотря на откровенно фантастические злоключения, которые выпадают на долю Учителя, ни разу не возникает ощущения надуманности, фальшивости происходящего. Не говоря уже о сумасшедшей динамике повествования, которое лишь ненадолго останавливается для того, чтобы дать героям несколько мгновений для осмысления происходящего, а затем семимильными шагами несется к финалу.

И вот о финале нужно поговорить отдельно. Потому что если само произведение читается как фантастический триллер, то завершается оно в лучших традициях фантастики социальной, не скатываясь при этом в дидактизм и морализаторство. Автор закономерно сводит всю информацию, которую мы получаем в процессе чтения, к ответу на важнейшие вопросы человечества. Всегда ли цель оправдывает средства? Готовы ли мы, во имя своих «благих» намерений, уничтожать как подобных себе, так и чуждых нам существ? К каким извращенным зверствам мы можем прибегнуть, чтобы достичь заветной цели? И согласны ли мы на то, чтобы заглушить голос своей собственной совести, подавив его ложными воспоминаниями и устремлениями? Безусловно, радует тот факт, что Грег Бир на все эти вопросы отвечает отрицательно и завершает книгу на светлой ноте. Пока в человеке, как бы он ни выглядел и для чего бы ни был создан, остается его Человечность, остается и надежда на счастливое будущее, на торжество гуманизма в самом его лучшем смысле!

«Корпус-3» — замечательный роман! В высшей степени увлекательный, а главное – он напоминает о том, кто мы есть и к чему мы должны стремиться. Вывод, может, и не самый оригинальный, но иногда очень полезно посмотреть на себя в зеркало и вспомнить – что значит быть Человеком. И особенно это актуально ввиду событий, которые происходят сейчас в мире. Остается только надеяться, что есть еще люди, которые помнят о том, что совесть – это «готовность пожертвовать чем-то ради общего блага… Мечтами, планами. Личным». И тогда, возможно, наступит день, когда прекратятся конфликты и все мы будем понимать и уважать друг друга.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Грег Бир «Город в конце времён»

MarchingCat, 5 августа 2012 г. 18:01

В аннотации вон как всё просто. Книга в разы сложнее. Интеллектуальная фантастика, эпос-головоломка, апокалипсис, отстоящий от нашего времени на триллионы лет, с вкраплениями мифологий от индуисской до греческой. Масса аллюзий и логических загадок, которые должен решать сам читатель.

Жесть, одним словом. Но жесть гениальная и НЕ запредельная.

Во время чтения романа, я периодически явственно ощущал, как у меня мозг шевелится.

Роман категорически НЕ рекомендуется читать тем, кто считает врешинами литературного искусства в фантастике книги из серии Сталкер или авторов по типу Алекса Орлова да Ливадного с Крузом.

Рекомендуется к прочтению тем, кто любит и понимает Воннегута, Симмонса, Уотса, Бэнкса. В общем, для кого книги — это не просто способ тупо убить время.

------------------------------------------------------

цитаты из книги:

«Всё, что вам известно — ложь.»

«На них надвигалось нечто, доступное восприятию, но не логическому объяснению.»

«Сойти с ума в таком месте — дело бессмысленное, будто зажечь спичку внутри суперновы.»

«Самые лучшие повести начинаются посредине, затем возвращаются к началу, после чего переходят к концу, которого никто не мог предвидеть. Порой, когда возвращаешься к середине, история меняется вновь.»

Оценка: 10
– [  11  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

ужик, 24 января 2017 г. 12:40

На мой взгляд, «Корпус-3» сложно оценивать объективно. В основу интриги положен этический вопрос, к которому каждый отнесется по-своему, а значит, и впечатление о книге сложится свое, субъективное. )))

Фантастика середины ХХ века подарила нам множество имен и множество сюжетов, которые так или иначе используются и современными авторами. «Космический ковчег», пожалуй, один из них.

Но в середине ХХ века мало кто из писателей-фантастов задумывался об ограниченности ресурсов и их экономии. Слетать на Сатурн, чтобы посмотреть концерт, отправится на Меркурий ради партии в шахматы — обычная практика для их героев.

А наше общество помешано на экономии.

Интересно, сколько драгоценных ресурсов можно сэкономить, если погрузить весь экипаж «космического ковчега» в анабиоз? Отпадает необходимость отапливать и освещать весь корабль, задумываться о поддержании уровня знаний у будущих поколений, чьи, возможно, далекие потомки таки достигнут нового мира. Не нужно держать на борту земных животных, ведь их можно вырастить перед посадкой... И ведь экономить можно целыми столетиями!

Но что если что-то все же пошло не так, корабль несется сквозь космос неведомо куда, ты просыпаешься — вокруг полная неразбериха, собачий холод, лязгающие переборки в коридорах, жажда и голод, меняющаяся сила тяжести, штабеля замерзших тел...

Ты ничего не помнишь, с трудом отличаешь Сон от яви...

И тебе, чтобы выжить, придется разбираться что же все-таки произошло.

Несмотря на некоторые недостатки, вроде немного экзотического смешения жанров, мне история очень понравилась. Читается легко, быстро и живо.

Ну и... Есть над чем подумать. )))

Оценка: 10
– [  10  ] +

Грег Бир «Город в конце времён»

osipdark, 9 июля 2014 г. 13:50

Очень необычный, в хорошем смысле, роман. Первое, что я прочитал из книг Бира и пока единственное.

Немногие авторы рискуют заглянуть в столь далекое будущее (такое вспоминается лишь в философско-научном романе Стэплдона «Создатель звезд», и то, там только десятки миллиардов лет), когда даже сама Вселенная начнет превращаться в прах и тлен, когда она станет настолько огромной, что в ней не будут видны звезды и галактики. Это не сотни миллиардов, и сотни триллионов лет, где Человечество стало богами. Богами, которые гибнут от явления, уничтожающего обычное время и пространство.

Прекрасный гибрид мифологии и науки, качественно написанный, с новыми удивительными идеями.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Грег Бир «Королева ангелов»

magister, 22 января 2019 г. 23:45

Во-1-х, хотелось бы отметить: это утопия [редкий жанр].

Во-2-х, contra Гаков, пару слов в оправдание поэта: он не маньяк-убийца, напротив — совершив преступление, пришел к лучшему другу и попросил его помочь разобраться в себе, а нанотехнологии используются для проникновения во внутренний мир личности.

В целом роман — футурологическая панорама, видение Грега Бира о том, как изменится мир через 100 лет.

Приправленное детективным сюжетом и историей о несостоявшемся первом контакте.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

serpe, 7 ноября 2017 г. 20:09

Довольно специфичный роман. Сеттинг принято считать надоевшим, но не бывает хороших и плохих сеттингов, а бывает хорошее и плохое исполнение, так что на этом о сеттинге закончим. Роман нас уводит в бездны трансгуманистического и постчеловеческого безумия со всей его безразличной жестокостью. Люди — это инструменты, и наш ГГ является точно таким же инструментом, движимый каким-то невнятным инстинктом, подсаженным извне, который он даже не может проанализировать, т.к. вокруг с самого начала творится какая-то жесть, и времени на раздумья вообще нет. Объяснений в тексте нет, мы видим мир глазами этого чувака и точно так же ничего не понимаем. Все вокруг меняется, опоры нет, притяжения нет, системы отсчета нет, смена обстановки опережает героев — и это, надо заметить, интересная фишка, вызывающая у читателя эффект полнейшей дезориентации, уж не знаю, намеренно или случайно, но интересно. Фабула неожиданно отдаленно напоминает то ли библейские мотивы, то ли другие легендарные, но почти на неосознанном уровне. И это тоже интересно, особенно если учесть, как это вообще соотносится с логикой развитя системы (корабля), с ее аварийными алгоритмами и основной миссией. С некоторым ужасом я наблюдал, как такие обычные ценности, как гуманизм, отправлены на свалку, как корабль ведет борьбу за живучесть в бездне космоса... И хотел бы я посмотреть на его создателей, кстати. Очень изощренное изобретение, этот корабль.

Учитывая все эти переживания, должно быть понятно, что с реализмом, с логикой сюжета там порядок. Единственное, что напрягает — чрезмерная описательность, которая вызывает перегрузку мозгов.

Читал у этого автора «Город в конце времен», совершенно не впечатлило. Но «Корпус-3» — весьма!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Грег Бир «Город в конце времён»

neky, 14 июля 2011 г. 00:52

Книга просто потрясающая, сравнима с «Гиперионом» Симмонса. Но да, это непростое чтение. Бир — писатель, обладающий большой эрудицией, и принципиален: не упрощает лексический состав и семантические конструкции в угоду «массовому» читателю; к тому же ещё и филолог. Да, сюжетные линии запутанны (но не спутаны!). Плюс безжалостные экскурсы в квантовую физику. В общем, не буду удивлён низким оценкам — я понимаю, что эта книга не всем по зубам. Но есть же книжки попроще, где всё разжёвано, и их много (причём есть и неплохие). Не желающим биться в кровавых конвульсиях над энциклопедическим словарём и просто предпочитающим более лёгкое чтение рекомендую взять в руки их.

P.S.:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бир несколько вольно обошёлся с индуистской мифологией. В тексте указывается, что Брахма как бы спит, но на самом деле сутки Брахмы длятся всего лишь 8,64 миллиарда лет. Приведённые временные масштабы сопоставимы скорее с продолжительностью жизни Брахмы — чуть более 311 триллионов лет.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Грег Бир «Смертельная схватка»

ceh, 7 апреля 2007 г. 03:13

Очень необычное произведение. Очень странное, тревожное, бередящее душу. И, должен подчеркнуть — очень не легкое для чтения. Но мыслей здесь, в достаточно небольшой по объему повести, заложено столько, что вполне хватило бы на большой роман.

Что происходит с обществами, которые пытаются предать забвению собственную историю. Какую цену приходится платить за победу в войне? А если эта цена — потеря самоидентификации и коллективное безумие? А кроме того, Бир сумел очень хорошо и точно описать психологию и мотивы абсолютно чуждого человечеству инопланетного разума. Это одна из лучших попыток в мировой фантастике описать нечто подобное.

«И люди сражались с сенекси до тех пор, пока различия между ними не стерлись окончательно».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

vam-1970, 26 декабря 2020 г. 16:24

Перед чтением просмотрел отзывы о романе — много посредственных. Но прочитав, высший балл! Надо было бы заглянуть поглубже в смысл сюжета. Снова Бир меня восхитил. Романы ему удаются получше и намного, чем малая форма.

Много философии и открытой и закрытой, до которой надо додуматься. По порядку — на Земле некая безысходность, и человечество посылает звездный ковчег с единственной целью -спасти и размножить род людской. На любую планету , пригодную для жизни. Автор отображает малый временной срез жизни обитателей корабля на момент уже развернувшейся трагедии на борту. Мастерски и с ужасом. И более ничего. Как бы заглянул через окно -иллюминатор и увидал их жизнь.

И первый вопрос сюжета — насколько техника способна выжить в экстремальных условиях? Мы проектируем и создаем механизмы кажется столь надежные из металла и пластика, но запаса жизни у них нет — любой отказ металла и цепь передачи информации и , следовательно, управления всем и вся прерывается. Или как в представленном романе начинает сбоить программа из-за попадания корабля в зону вспышки сверхновой и получаются уже новые непредсказуемые следствия из этого -корабль стал порождать монстров и уничтожать экипаж. Этому посвящена большая часть повествования. У живого существа же в основном функции дублируются в каких -то объемах.

Второй вопрос- есть аксиома жизни во вселенной- ...«задача любого живого организма -выжить любой ценой..». Перед экипажем корабля стоит задача — любой ценой выжить и развить далее человеческую цивилизацию, даже если на новой планете уже есть цивилизация. Программа зачистки планеты вплоть до нуля. Для этого корабль оснащен соответственно. И приходит на память нечто похожее из истории нашей планеты- почему вдруг исчезли динозавры? Не была ли в то давнее время проведена зачистка Земли? Тем более, что в отложениях иногда находят некоторые предметы , не соответствующие той эпохе. Автор этой темы касается часто, но не навязчиво, и в итоге свел всё к наличию совести у экипажа .

Третий вопрос- немного религиозный — человечество не доверило людям корабля полностью решать судьбу чужих цивилизаций. Прогнозируя, что все-таки могут уничтожить разумные и даже ещё не развитые чужие цивилизации, корабль оснастили (трудно подобрать слово) неким духом, который пробуждает в людях совесть и это качество души должно стать главенствующим при принятии решений о колонизации планеты.

Вот так, а с первого взгляда — ужастик.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

JohnNorrik, 17 января 2016 г. 22:42

Недавно прочитал данное произведение. До этого откладывал его до лучших времен, так как возлагал на него огромные надежды в плане «духовной пищи»,

Так вот, ожидал я качественной твердой фантастики, интересную идею, немного плоских персонажей (рассказ все таки).

Получил же я (помимо всего этого) очень много «пищи» для размышлений, и сам рассказ не слабо так напугал меня.

Как по мне, очень яркое и качественное произведение, если вникать в которое, пугает не хуже (а возможно и лучше) трудов Лавкрафта и антиутопий Оруэлла, и захватывает не хуже Азимова или Вэнса.

Конечно же, есть неточности, но как мне кажется, если вы не генетик или биолог, вы их не особо то и заметите.

Читал на одном дыхании и потом долго был под впечатлением. Высший бал, однозначно.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Грег Бир «Город в конце времён»

vam-1970, 24 декабря 2020 г. 18:00

Огромный толстый том , роман, полный сюрреализма. Сотни триллионов лет в будущее. Интеллектуальная , элитарная фантастика. Издан на русском впервые в серии «Сны Разума», что полностью соответствует содержанию романа, даже удивительно. Очень затянутое повествование, но благодаря таланту автора невозможно прервать чтение, настолько интрига тянет внимание до самого финала.

Редкое произведение ,где оценки от 1 до 10.

Я его читал под гипотезой, которую никто никогда не переведет в разряд доказанных — ...«наш мир вселенных, если их все тысячи расположить в пространстве и посмотреть на структуру , получившуюся в результате, то она является полной копией скана разреза живой материи...». То есть, мы являемся микрочастицей живого организма, которым является Жизнь или Вселенная.

С точки зрения этой гипотезы все живые организмы стареют, умирают , а потом сгнивают, превращаясь в нечто вроде праха. Вот такую картину нам и отобразил Бир в своем романе — очень логично- через сотни триллионов лет вселенная должна прекратить своё существование, но как, если она живая? Умереть и сгнить! Вот это гниение -чёрный Хаос в романе или Тифон- и отображает автор. Ужасно, трагично для живых, правдоподобно.

Автор добавил мифологии, фэнтэзи, неразгаданных даже в финале загадок и получил интеллектуальную фантастику. Для меня Грег Бир в этом романе показал свою небывалую высоту как писатель , не боящийся самых невообразимых тем.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

vitmusica, 9 января 2014 г. 09:38

Очень хороший роман, в котором удачно совмещены современный триллер, оригинальность изложения и моральный вывод.

Ссылки на современные фильмы космической тематики (которых, к сожалению, недостаточно много) и компьютерные игры вполне резонны. Но главной заслугой этой книги является именно её финал. Именно представление о моральной составляющей характера колонизаторов с Земли и есть главная «изюминка» этой книги, которая как триллер заслуживает оценку «хорошо», но как посыл к поколениям заслуживает несомненную оценку «отлично».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

vam-1970, 28 декабря 2020 г. 10:46

Лауреат Хьюго 1984 года и Небьюла 1983 года.

Произведение -предостережение. 37 лет назад прозвучало, хотя тогда только начинали мечтать о таких технологиях, а сейчас, как известно, полным ходом ведутся разработки нановрачей. Может ли человечество контролировать с гарантией 100% компьютерные технологии? Как показывает опыт борьбы с вирусами в программах- нет!!! Поэтому опасность настолько велика, что и представить невозможно. Автор убедительно и очень подробно описывает сам процесс захвата тела человека нановрачами кажется бы с благой целью и что из этого вышло. И ещё одну мысль заложил в сюжет и отобразил в финале — как сообщество индивидов цивилизация обречена в стратегическом плане, только единый организм может далее пойти по просторам Галактики с благой целью. Но будет ли эта цель благой для остальных цивилизаций? И почему до сих пор нас не посещают инопланетяне?

Оценка: 10
– [  5  ] +

Грег Бир «За небесной рекой»

vam-1970, 19 мая 2017 г. 15:50

Прекрасный удивительный роман!Как у ранее мной прочитанных произведениях Грега Бира научная фантастика тесно переплетается с психологической линией сюжета. Поэтому остаётся после прочтения отличное послевкусие от написанного. Роман заставляет думать после закрытия книги....

Пришельцы похитили японского военнослужащего во время второй мировой войны и 400 лет держали под экспериментом. И выяснили за 400 лет, что наша раса им не опасна, т.к. не имеет свойств ,опасных для их расы и, следовательно, не может быть угрозой.Только вот чем неопасна?....отсутствием чтения мыслей?...телекинеза?..., гипноза?....Догадываться надо читателю.

Выяснили, что неопасны и отпустили японца, а он тем временем успел влюбиться, жениться и после пояснения инопланетян, что он свободен -потерял мир, измерение наше и жену. Такая тоска в конце произведения....

Оценка: 10
– [  5  ] +

Грег Бир «Смертельная схватка»

Бывший, 26 ноября 2013 г. 21:27

Бесконечно прекрасная повесть о любви в бесконечно далеком будущем, когда само понятие человечества в современном понимании уже не существует. Автор мастерски описал реальность мира для которого знакомые нам понятия «государство», «культура», «личность» и прочие являются анахронизмами, требующими адекватного перевода. В этом далеком мире из века в век повторяется один и тот же сбой программы. Представитель генетической линии А встречая представительницу генетической линии Б (мало похожие и не гуманоидные в общем то линии) неизменно испытывает к ней необъяснимые эмоции, которые просто невозможно исправить.

Написанная типичным для Грега Бира сухим безэмоциональным языком повесть стала тем редким образцом когда эмоциональное переживание вызывает именно описываемая почти архетипичная ситуация любви в совершенно невообразимых декорациях.

Любителям фантастики о далеком будущем рекомендуется в качестве настольного пособия.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Грег Бир «Все имена можжевельника»

Гвардеец, 15 июля 2010 г. 21:40

А на мой взгляд — крайне необычная идея! Какую изощрённую фантазию надо иметь, чтобы придумать такую совершенно безумную ситуацию! Аннотация, кстати, должна полностью состоять из одного большого спойлера, так как раскрывает весь замысел рассказа, к которму автор понемногу подводит читателя и чем дальше — тем интересней. Раскрываемое на последней странице положение вещей впечатляет, единственный выход у экипажЕЙ суперкорабля которому уже шесть тысяч лет —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
снова и снова подставлять себя под удар вражеского оружия, чтобы в конце концов вернуться на свою Землю и в своё время
. !

Грег Бир в очередной раз блеснул нестандартным сюжетом! Твёрдая десятка.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Грег Бир «The Wind from a Burning Woman»

Borogove, 11 января 2021 г. 14:05

Какое-то время назад мы с приятелем, тоже любителем НФ, развлекались, придумывая каждому фантасту своего «ангела»-философа. Например, у Азимова им мог бы быть позитивист Огюст Конт, у Ф.К. Дика – очевидно, епископ Беркли, у Хайнлайна – Томас Мальтус и т.д. Если продолжить эту аналогию для Грега Бира, то мне приходит в голову либо Майстер Экхарт, либо Блез Паскаль. Даже скорее второй – оба были мистиками, но в отличие от Паскаля (и Грега Бира), Экхарт наукой не особенно интересовался.

К чему я, собственно, это? Удивительно, как Биру удаётся совмещать твердую НФ с интересом к мистико-религиозным и эзотерическим мотивам. Мы, читатели, вроде как привыкли, что раз твердая НФ – то либо атеизм Питера Уоттса, либо агностицизм. А у Бира – нет, не проповедь и не агитка, а именно его личное осмысление символов религии: перерождения, воскрешения, творения и бессмертия.

Сборник практически идеален как по содержанию, так и по композиции, где каждый следующий рассказ сложнее и многограннее предыдущего. Единственная просто крепкая вещь – «Petra», все остальные чудо как хороши (все названия буду писать по-английски, т.к. читал в оригинале).

“The Wind from a Burning Woman” — история о терроризме, простая, но мудрая: грех лежит на одних, взрывают себя другие, безвинно гибнут третьи.

“The White Horse Child” – современная миракль-сказка, которыми так увлёкся Нил Гейман несколькими годами позже. Те, кому нравятся «Океан в конце дороги» и «Осторожно, триггеры» будут удивлены, насколько совпадают мотивы Геймана с этим рассказом Бира.

“Petra” – твердое фэнтези на католические темы о жизни общины внутри грандиозного собора.

“Scattershot” – сюрреалистическая фантастика о перевоплощении, сексе, войне полов и обретении своего пути. Ближайший аналог из знакомых мне – «Гиннунгагап» М. Суэнвика.

“Mandala” – грандиозная повесть о том, как изгнанникам почти удается обрести потерянный человечеством рай внутри умных городов. На самом деле, и изгнанники не те, кем кажутся, и города «не шибко умные», и рая уже не случится. Грустная и многогранная вещь. Прочел её дважды, всякий раз от нарисованных Биром образов захватывало дух.

“Hardfought” – еще одна сложная вещь, построенная по принципу история внутри истории внутри истории с очень четкой моралью о том, откуда берутся войны и насколько познание несовместимо с агрессией. А заодно – это грустная история о любви в космосе. Чем-то похоже на линию «бродяг» в «Гиперионе» Симмонса (давнего друга Бира, кстати), только лаконичнее и сложнее.

Что сказать в заключении? Читая Азимова или Силверберга или Дика, все равно чувствуешь, что писали люди из прошлого века (хотя и блестящие!). Грег Бир, похоже, один из первых авторов, который писал так, как пишут фантастику более молодые авторы сейчас. Честное слово, прочти я тот же «Hardfought» в каком-нибудь сборнике Дозуа за 2010-ые годы, ничуть не удивился бы. Это одно из самых приятных моих литературных впечатлений за прошлый год.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Грег Бир «Камень»

vam-1970, 15 декабря 2020 г. 11:35

Номинант Всемирной премии фэнтези 1983 года и Небьюла 1982 года.

Грег Бир всегда меня потрясает своей необычностью.Неподражаемый сюжет.

На чем держится мораль мира? Откуда эта мораль появилась у обезьян, переросших в человека? Что будет , если держателя этой морали убрать?. Не секрет ведь, что все религии мира формируют мораль общества.А если Бог умрёт, то что будет? — вот исследования автора. Много символизма в сюжете.

Сюжет для большого романа, настолько глубоко заглянул автор в поисках истины.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

bakunian, 17 мая 2016 г. 16:11

Прекрасный рассказ в числе прочих, раскрывающих потрясающий «мир человека», до конца непознанный и неизведанный. Кстати, человечество вплотную подошло к созданию «капсулы, перемещающейся по кровеносной системе». Глотайте хирурга, как провозгласил Г.Гуревич в свое время.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

Гуляшик, 1 июня 2010 г. 16:56

Прочитала сегодня еще один рассказ Грега Бира «Музыка, звучащая в крови». Я помню, как брат очень давно читал его мне (опуская некоторые ненужные десятилетнему ребенку подробности). Помню, как меня все это впечатлило. Помню, что было интересно и фамилия автора запомнилась на десяток лет вперед. Помню...

Сегодня, повторюсь, я его перечитала — все понятно и интересно, хоть и сложно описано. Но главный вывод можно сделать такой: ВСЕГДА НАДО ДУМАТЬ О ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ, какими бы гениальными не были твои идеи и их воплощения. Мы не в праве поступать так, как нам заблагорассудится, имея дело с неизведанным, с тем, что может стать гораздо сильнее (не физически — морально и интеллектуально) нас, с тем, что может поглотить нас, не оставив и следа нашей индивидуальности. Всегда... надо думать...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

ceh, 5 апреля 2007 г. 02:21

Это классика. Must read. И этим все сказано.

А кроме того, еще одна оригинальная идея на тему — почему Космос молчит? (хотя рассказ, конечно, совсем не об этом)

«Землю никогда не посещали пришельцы из космоса. Да и зачем им это?

Ведь в каждой крупинке песка можно найти Вселенную...»

Оценка: 10
– [  3  ] +

Грег Бир «Камень»

Bachman, 5 декабря 2023 г. 14:31

Совершенно блестящий кафкианский рассказ! Что он делает в антологии киберпанка (хотя так можно сказать и о многих других рассказах) — абсолютно непонятно.

Густая атмосфера огромного старого затхлого собора, пережившего гибель Господа, с людьми, ютящимися в этом испещренном тайными лазами мире, снова разделившимися по разным признакам (дети плоти и второсортные дети камня), уродливое внешне существо, ищущее свет и истину, люди, вершащие правосудие, отгородившись от внешнего мира пыльной завесой, безнадега и смирение, тайный замысел и мечты о светлом будущем.

Текст буквально сочится метафорами и образностью — можно углядеть в нем постапокалиптическую притчу или сюрреалистическую антиутопию, кому как удобнее.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Грег Бир «Сёстры»

vam-1970, 28 декабря 2020 г. 10:52

Номинант Небьюла 1989 года.

Автор затронул интересную тему — как стать красивым внешне и способным внутри человеком. ??? Не секрет, что многие страдают комплексом неполноценности в силу некрасоты внешности. Все стали красивыми или почти все , кто захотел -через рождение в пробирке и внесение генетических изменений в организм. Но к чему это может привести? А привело к социальной напряженности в обществах людей( школах, например) и к смерти миллионов детей из-за неизученности вмешательства в геном. И если первую проблему автор предложил как решить( через заповеди Библии), то вторая проблема осталась на суд читателей.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Грег Бир «Blood Music»

Сказочник, 18 июля 2009 г. 23:58

Леди и джентльмены,

Просто потрясающий роман, безусловно достойный премий, но почему-то ни одной не получивший. Совершенно оригинальное и захватывающее описание новой ступени развития человечества как разумных микроорганизмов, с собственной моралью и этикой.

Такие дела.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Грег Бир «Чума Шрёдингера»

vam-1970, 27 декабря 2020 г. 19:24

Кот Шрёдингера — мысленный эксперимент, предложенный австрийским физиком-теоретиком, одним из создателей квантовой механики, Эрвином Шрёдингером. Автор эксперимента хотел показать неполноту квантовой механики при переходе от субатомных систем к макроскопическим.

Грег Бир же сделал иронию вместе с юмором, обыграв эту теорию. Мне она и ранее казалась как бред ученых. Несогласие с ней -это невозможность решать теории микрокосма , ведя отсчет с макрокосма .Представьте , что наше Солнце это квант или даже кварк, находится во вселенной микрокосмоса, её движение может быть определено с учетом гравитации ? Может, вполне определенно, но точка отсчета должна находится в этой же вселенной.

Бир поиздевался над учеными да еще и подначил их — если некоторые уж слишком безответственны и тупы как личности, то надо проводить эксперимент над всем населением планеты. Перебрал, скажете? Нет, яркий пример -академик Сахаров с его водородной бомбой. Благо опомнился к концу жизни.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Грег Бир «Касательные»

vam-1970, 14 апреля 2018 г. 15:31

Рассказ — лауреат премий Хьюго 1987 года, Небьюла 1986 года и премии Сэйун 1994 года. Многие в отзывах недоумевают, за что премии — мол, рассказ не заслуживает. Но 3 премии престижные!!Стоит задуматься. Скорее всего — рассказ философско-социальный. Гениям на нашей планете становится неуютно, т.к. накладываются всякие дурацкие ограничения на человека в зависимости от страны нахождения. Как и здесь — ты кореец, но молчи(это за мальчика Пола). Ты гомосексуалист — даже за решётку(это за Питера -расшифровщика кодов системы Энигма фашистской Германии). И остается путь для талантов один — сбежать в четвертое измерение, благо они его и открыли.

Рассказ -предостережение правительствам. Не будете ценить таланты, останетесь без них.

Так что премии заслуженны.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Грег Бир «Божья кузница»

vam-1970, 1 ноября 2017 г. 11:31

Цикл из двух романов.В первом «Чужие» уничтожают Землю безпричинно для читателя. Мрачная картина. Во втором романе дети уцелевших землян при помощи высокоразвитой цивилизации летят к миру «Чужих» уничтожать его. Много загадок в сюжете оставил автор.Кто такие «Чужие» и «Помощники землян»? Причина уничтожения Земли? Можно это считать и недостатком романов — спешка автора и нехватка страниц, так и успехом -должна быть интрига после прочтения книг.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Грег Бир «Судебная машина»

vam-1970, 22 мая 2017 г. 16:24

Одно из самых талантливых произведений!Автор замахнулся на саму суть существования Вселенной.

Один абзац рассказа приведу:

«В данной реальности, системы которой управляются временем и подвержены изменениям, конечный успех этики невозможен.Безразличие вселенной- её бессознательная и беспощадная жестокость — умножается за счёт необходимости того, что устаревшие мысли и жизни, давая место новым,должны гибнуть».

Это закон конкуренции для всех видов существ во Вселенной.

И так существовала Вселенная 12 миллиардов лет, пока не появились Ученики и сказали — этот Закон неверен!,

давайте уничтожим всю Вселенную и начнем жизнь с чистого листа, но без конкуренции и , следовательно, жестокости естественного отбора.

Для подтверждения правильности своего решения Ученики и Учителя вызывают из глубины миллиардолетий запись человека, нашего современника в качестве судебной машины.

Рассказ проникнут глубоким психологизмом и трагедией.

Я привёл только один Закон -в рассказе много следствий из этого Закона, весьма интересных по философии размышлений.

Один из них -всякое стремление к совершенству бесполезно.

Любая динамическая система имеет лимитированный доступ к ресурсам и лимитированное время на достижение своих целей.

Наблюдаемый закон:Цели различных организмов, в том числе подобных другу другу , не могут полностью совпадать.

Да что перечислять -советую прочесть.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

Сказочник, 10 декабря 2007 г. 12:49

Если не ошибаюсь, самое титулованное произведение автора. Классическое и, в то же время, весьма необычное. Прочитано на одном дыхании. Странно, что на территории нашей Великой и Необъятной не очень широко известно.

Такие дела, леди и джентльмены.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Грег Бир «Смертельная схватка»

Сказочник, 10 декабря 2007 г. 12:49

Очень сложно, очень красиво, действительно достойно того, чтобы считаться шедевром научной фантастики. Хотел подарить эту книгу другу на день рождения, но зачитался и пришлось подарить ее немного позже. Друг понял.

Такие дела, леди и джентльмены.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Грег Бир «Путь всех призраков»

vam-1970, 12 января 2017 г. 11:28

Входит в цикл «Путь». Автор замахнулся на очень сложную тему в фантастике -откуда Вселенная и Разум? Для меня это всегда интересно и захватывает. Но писать ТАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВСЕГДА СЛОЖНО -МНОГО НОВЫХ ПОНЯТИЙ НАДО ВНОСИТЬ. Автор переборщил сильно -многое не от мира нашего. Но замысел и сюжет великолепен.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Грег Бир «Планета-бродяга»

Kawado, 8 июня 2007 г. 00:37

В некоторых случаях необходимо написать роман между эпизодами, таким образом познается вся глубина саги. Альтернатива «Ученика Джедая», только уже с Анакиным в главной роли, и Оби-Ваном в роли мастера. Уйма приключений и сражений, что не может не радовать. Книга получилась интересной и хорошим «скрытым» дополнением постПризрачной Угрозы

Оценка: 10
– [  0  ] +

Грег Бир «Corona»

Kawado, 8 июня 2007 г. 00:49

Читал давненько на английском, но к сожалению уже не помню о чем книга. Но из всей серии StarTrek небыло еще ниодной книги, которая бы мне не понравилась. Поэтому смело могу поставить десятку

Оценка: 10
– [  21  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

primorec, 30 мая 2014 г. 06:18

Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла./Словарь Брокгауза и Ефрона/

Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом./Словарь по общественным наукам/

Совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия. Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности./Википедия/

Вам какое нравится определение? Потому что это исключительно важно для прочтения этого романа, который, в сущности, является размышлением о значении Совести для Человечества, поданном в форме рассказа об одной фантастической трагедии.

Внешне — это «обычная» история о корабле-ковчеге, в который обречённые на гибель земляне вложили все свои надежды. Очередная наивная мечта о далеком рае, не выдержавшая испытания пространством и временем.

Внешне все выглядит именно так. Наш герой, которого все именуют Учителем, просыпается лишенным памяти посреди хаоса обреченного на гибель корабля/ Что-то пошло не так, и вместо обещанного триумфа Человека — упадок, бессмысленные смерти и неизвестность. Мир Корабля-ковчега, который должен быть теплым и уютным для семян жизни, которые он несет через Космос, превращается в вечную войну за существование — холод, голод, неизвестные враги, игры пространства и гравитации. Все против героя и его товарищей, даже собственная память и чувства. И невозможно определить, где правда, где ложь. кто друг, кто враг, есть ли еще цель или все бесполезно и бессмысленно.

Как может выжить Человек в таком мире? И вообще, останется ли он Человеком в том понимании, которое мы вкладываем в это слово? Вот такие вопросы поднимает небольшой роман.

Наш герой Учитель, несущий знания всего человечества, один из тех, кому суждено не просто разгадать загадки гибнущего корабля, а отыскать опору и предназначение для всех людей. Опору не материальную, а духовную. В том самом понятии Совести, с которого я начала рассказ об этом романе.

Вот, что интересно. Человечество, отправившее в полет своих детей, предстает изначально аморальным в своих целях и методах. И на самом Корабле продолжают творится ужасающие вещи. Оттого все действие в романе становится для героя поиском того элемента, черты, идеи, чувства, которые могли бы оправдать Человечество в глазах неведомых судей и самих себя. И это не Любовь. Есть в романе пугающий образ Матери, которая творит невообразимые вещи, прикрываясь Любовью — к своей родине, расе, дочерям, мужчине, профессии, вере.

Но есть неведомый, недостающий элемент, который, по мнению героя, должен все исправить . Совесть. Та, которая «нравственное сознание» и «оценка добра и зла». Та самая, неуловимая и непредсказуемая, которая будоражит и жжет, не дает спать и гонит вперед в поисках несуществующих ответов.

Вот о чем я прочитала в этом романе. Эта книга не для всех. Она для тех, кто ломает голову над нравственным выбором героев Лема и Стругацких и слушает «Иные песни» Дукая. И поэтому закончу с того, с чего начала. Еще одним определением Совести, которое мне нравится больше всего.

Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития/Толковый словарь Даля/

Оценка: 9
– [  21  ] +

Грег Бир «Город в конце времён»

FixedGrin, 18 ноября 2011 г. 23:36

Неожиданная для Бира книга — квазинаучное фэнтези ходжсонианского оттенка. Временами создается явственное ощущение, что консультант НАСА просто поиздевался над эсхатологическими сюжетами, обретшими новый импульс в западной фантастике в первое десятилетие нового века, когда вдруг стало ясно, что Вселенная устроена, мягко говоря, совсем не так, как представляли раньше.

Действие разворачивается в двух временных слоях: Сиэтле недалекого будущего, где двое подростков-бродяжек видят сны о последнем городе умирающей Земли, если не всей Вселенной, а также в самом этом городе, именуемом Кальпа, где двое ... хм, они уже не люди в привычном нам смысле слова... исследователей, задействованных в каком-то страшно важном проекте по отражению внешней агрессии, в свою очередь, маются видениями о безмерно далеком прошлом. В индийской системе времяисчисления слово кальпа (कल्प) задействовано для обозначения самой большой единицы времени — 4.32 млрд лет, но Бир дает понять, что даже такой солидный срок — просто мгновение ока в масштабах странствий менял снов. Не уверен, что такая аналогия здесь применима, но персонажи романа вполне могли бы представлять разные аспекты единой надмировой личности Брахмана, измеряющего кальпами дни своей жизни.

Интересно, впрочем, что хотя реальность снов, по-видимому, существенно доминирует над реальностью бодрствования, события преподносятся через призму восприятия тех личностей, для которых данная эпоха выступает родной. Довольно сложно понять, какого мнения об американском мегаполисе древности Джебрасси и Тьядба, обитатели последней цитадели человечества, — или как воспринимают Кальпу подростки, вынужденные в реальной жизни таскать за собой странные талисманы, более всего сходные с каменными фетишами «времени видений» австралийских аборигенов.

Как известно, в индуистской космологии мир гибнет в огне или, как исключение, в водах первозданного хаоса. А вот жителям Кальпы приходится посложнее. Их махапралая сопряжена с разрушением самой структуры реальности, причем даже носителей этой «вероятностной чумы», захватившей уже почти все пространство дряхлой Галактики, обнаружить не так просто — даром что кошки, как всегда, чуют нечисть за версту. Мир Джебрасси и Тьядбы сдвинулся примерно в том же смысле, в каком это произошло в мультиверсуме Темной Башни или в Зонах Посещения из «Пикника на обочине»: здесь отменяются все прежде действовавшие физические законы, и Волк из темноты, не дожидаясь Фимбульвинтер, «великанской зимы», рыщет на самом пороге людского жилища.

Кальпа прописана красочно и убедительно, — есть, конечно, намёки на то, что жизнедеятельность этого города обеспечивает машина Типлера, а куда же без них в эпоху, когда сами звезды уже устали светить, но в целом декадентский оммаж Бира Ходжсону, Муркоку и Вэнсу получился вполне конкурентоспособным. Хуже с линией подросткового комикса про супергероев. Откровенно говоря, я так и не понял, что это было. То ли бастарды королевской семьи Амбера, изъятые Павлом Шумилом на свет путем кесарева сечения, хакнули корневой каталог игры «Трон:Наследие», то ли Бэтмен 1965 года выпуска отстучал тамтам на магнитных барабанах мэйнфрейма в платоновской пещере идей.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Грег Бир «Город в конце времён»

Deliann, 21 августа 2013 г. 17:36

Книги по простоте понимания и восприятия бывают разные. От самого простого уровня, где все авторские усилия идут на создания образов и ощущений (в тех редких случаях, когда надо пошевелить мозгом, все обычно разжевывается в максимально простую кашицу и скармливается читателю ложечкой), до самого высокого уровня, где писатель создает идею и рассказывает о ней на привычном для себя языке, а читательское недопонимание значения не имеет (хочется понять — напрягай мозг, словари, энциклопедии, а для некоторых книг неплохо бы и научную степень иметь в своем багаже). К ярчайшему примеру этого высокого уровня я отношу прежде всего «Радугу тяготения» Т. Пинчона. И поверьте, «Город в конце времен» далеко не так мозголомен и сложен для восприятия. По сути, читать его была легче, чем «Ложную слепоту», хотя последнюю тоже нельзя отнести к чему-то запредельно сложному. Я не говорю, что роман Г. Бира прост. Нет, просто для понимания необходимы желание, усилия и время.

Представьте гигантское полотно. Фантастическую картину-мозайку, демонстрирующую нам одновременно и конец времен, и причины этого конца, и все другие вероятностные возможности для преодоления/отмены/принятия конца. Сложно правда? Зато воображение потрясено, разум восхищен. А теперь попробуйте приглядеться к мелким деталям, абстрагируясь от цельного восприятия картины. Людей много, но все они как то плохо прорисованы, различных идей и сценок тоже много, прорисованы бедно, двумя-тремя штрихами, да и непонятны некоторые из них, хоть под лупой разглядывай. А теперь представьте, что весь масштаб вы не видите и вам нужно его понять и осмыслить, изучая эту громадную картину по сантиметру, желательно, запоминая все, что видели. Вот примерно так роман Г. Бира и читается.

Перед нами две временных линии, которые связаны между собой снами и разделены триллионами лет. В близком будущем, в Сиэтле живут Джек и Джинни, способны прокручивать интересные фишки с параллельными реальностями в духе героев «Хроник Амбера» Желязны. Есть в этом времени еще и Дэриел, но его способности немного иные. Бонусом ко всему, Джек и Джинни во снах видят очень далекое будущее и город Кальпу, город в конце времен, который изо всех сил сопротивляется надвигающемуся Хаосу. В Кальпе живут Джебрасси и Тиабда, которые тоже видят сны о городе в ином времени. О Сиэтле близкого нам будущего. У героев конечно же есть свои цели и задачи, которые, однако, служат не более чем поводом. Поводом для преподнесения читателю все новых и новых витков фантазии. В Кальпе фантазия богаче, увиденное там надолго откладывается в памяти. Сиэттл больше напоминает мистико-комиксовый триллер, который был бы интересен, если бы не картонные герои. Ну а про использованные элементы различных мифологий и сплав их с квантовой физикой я лучше промолчу. Не хочу портить будущим читателям удовольствия от копания в различных справочниках.

Книгу сложно кому-то порекомендовать и я скажу так: попробуйте прочитать первые страниц 30-50. Если вам понравилась атмосфера, читайте дальше, если нет — лучше не стоит себя мучить.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

aiva79, 8 февраля 2021 г. 23:31

Жуткая история, пробирающая до мурашек. И этим она восхитительна. Я никогда не страдала от отсутствия фантазии и с визуализацией образов у меня тоже вроде как все в порядке, поэтому предложенные автором новые формы существ, их возможности перестраивать организм-носитель, выстраивать связи — все очень живо представилось в голове. А момент, когда один из героев принимает ванну в розовой воде и говорит, что тут миллиарды отправленных в неизвестность «астронавтов», осваивающих пространство и финал истории с трансформацией главного героя и его жены — это запомнится мне надолго. При всех этих нарисованных образах, эта всеж история об ответственности и о том, что важно не заиграться в экспериментах и опытах даже, если подопытный ты сам.

Отзыв получился занудным, но я до сих пор под впечатлением и шутить пока не хочется.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

sergej210477, 31 января 2018 г. 19:01

Книга очень напоминает компьютерную игру. Какую-нибудь космическую коридорную стрелялку-бродилку. Например «Dead Space”, «Pray», или подобные, их море. Обычно, для меня сравнение литературного произведения с игрой говорит не в пользу первого. Но, не в этом случае. Роман отличный.

Сюжет довольно прост, но в то же время, в двух словах его не опишешь. Герой просыпается на космическом корабле без памяти. И чтобы выжить, как совершенно точно написано в аннотации, он должен вспомнить, как выжить. И дальше начинается его поход по кораблю. Некие монстры пытаются его убить, автоматические системы готовят смертельные ловушки. Как говориться, «налево пойдёшь, коня потеряешь, прямо пойдёшь — убит будешь». Каждый поворот коридора грозит гибелью, а оставаться на месте — верная смерть. Куда идти и зачем герой сам тольком не знает. Постепенно, он начинает вспоминать и догадываться о своём предназначении. После, герой встречает других существ, которые тоже не вполне понимают, что случилось. И сюжет становится все сложнее и интереснее. Впрочем, рассказать вкратце об этом трудно, нужно читать книгу.

Первое, что приходит на ум, роман психологически довольно сложен, хотя и интересен. Автор смог сделать так, что читатель буквально вживается в образ главного героя. И ему вместе с ним приходится заново познавать окружающую реальность — вспоминать слова, их смысл, учиться говорить и мыслить целостно. Это достаточно трудно, нужно привыкнуть к такому стилю повествования. Но это и захватывающе.

Во-вторых, книга очень атмосферная. Огромный корабль, каждый отсек и коридор подробно и ярко описаны, благодаря чему читатель видит все своими глазами. Все образно и кинематографично. Лично мне приходит на ум сравнение с романом А. Кларка «Свидание с Рамой». Гигантские, величественные и грандиозные масштабы корабля, бесконечный чёрный космос.

А с середины романа, ненавязчивый, динамичный, но довольно простой рассказ о попытках героя всего лишь выжить, превращается в сложную, порой философскую историю, с попытками обосновать и оценить моральные ценности персонажей и всего человечества в целом.

Короче, мне понравилось, хотя это довольно сложное чтение. Поставил бы и высший балл, но есть ещё и «Пасынки Вселенной» Хайлайна, которые я ещё не читал.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Грег Бир «Город в конце времён»

Al_cluw, 9 августа 2015 г. 00:25

«В начале было слово.»

Ух, какая мощная книжища получилась! Я раньше не читал Г.Бира, не попадался он мне почему-то. Но вот в «Снах Разума» познакомился. Заглянув предварительно на страничку автора, аж удивился — вон сколько у него романов, и даже участие в азимовской Академии. Теперь непременно буду следить за возможными изданиями у нас его книг.

По поводу романа — сложно, но вместе с тем и интересно, хотя на мой взгляд еслиб чуток покороче (страниц так на 200), то было б совсем хорошо. Невероятно эпическое полотно вышло, в какой-то степени сродни Симмонсу. И перевод хороший. Заметил, что местами действие несется семимильными шагами, местами притормаживает, но в целом держит накрутку сюжета на уровне. Много отсылок к пантеону индуисткой мифологии (знаком слабо), но это интерес вызывает.

В романе 2 основных временных слоя — наше время, Америка (а как же без американцев то) и невероятно удаленный в будущем город Кальпа. Кстати, название романа сразу навело на Муркока и его «Танцоров на краю времени». И у Бира на мой взгляд отлично получилось показать Конец Времен, мрачный и безысходный антураж города будущего с его непонятными кастами и странными персонажами, вторжением Хаоса и походом пилигримов к таинственному городу Натараджа, вереницей невероятных монстров в пределах Хаоса и артефактами, доставшимся людям и пра-людям от цивилизации шенян. Очень оригинально придуманы скачки во времени — пряди, как объясняют некоторые персонажи романа. Вполне логичны Спящие, вернее те, кто видит «сны». И .. лучше самим прочитать, очень много всякого автор наворотил в книге.

В общем, подитожу — читал долго (больше месяца), но оно того стоило. Книга заставляла шевелиться серое вещество, и не исключено, что захочется ее перечитать. Для тех, кого не пугает сплав сложной НФ и фентези, да большой объем — самое оно. Очень доволен этим романом. Почти шедевральная эпопея, твердая 9.

Да, и бесспорно, что «В начале было слово».

Оценка: 9
– [  14  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

elya, 24 мая 2015 г. 12:46

Кому как, а меня рассказ продрал до печенок. Пугает именно реальность угрозы. То, что сейчас видится как нестыковки, неубедительность легко объясняется годом написания. Чуть подправить с точки зрения современных нано-, ИИ, биотехнологий и вуаля — практически завтрашнее будущее. Самое страшное то, что достаточно малости: чьей-то беспечности, тщеславия, заботы о прибылях, неумения и нежелания заглянуть дальше одного шага. Страшный суд, в котором человечество за свои пороки приговаривается хуже, чем к смерти.

Огорчило вначале, что самый главный виновник легко отделался — просто умер. Но, на самом деле, надо задуматься всем: чья вина в том, что решения принимаются безответственными людьми. «Да, я обыватель, я мало на что могу повлиять. Не могу, не хочу... Пусть решают за меня.»

Оценка: 9
– [  14  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

palenbash, 4 февраля 2014 г. 12:21

Да, концепция произведения конечно не нова. На тему космических путешествий длиной в несколько поколений написано, снято великое множество картин, да и компьютерных игр тоже хватает. Однако, я считаю, это не значит что тема исчерпана. Тема глубока и невероятно интересна, тем более что в ближайшие столетия человечеству придется решать такие задачи.

Оценивать данное произведение нужно именно в своем сегменте. Это не космоопера или эпик. События происходят в довольно ограниченном пространстве, хоть и довольно внушительного космического корабля. Кстати, сам корабль заслуживает отдельного внимания, он, если можно так сказать — один из героев романа. Представьте себе космический полет длиной в 500 лет в доселе неисследованном пространстве и далеко не самое важное что нас ждет в конце путешествия, намного важнее что может случится во время него. И Бир показывает нам свое видение такого путешествия.

Мне кажется, как и в любом произведении, многие ответы лежат между строк. Пытливый ум всегда найдет объяснение, а не будет говорить что автор что то ему не до рассказал.

«Корпус-3» — прочитал на одном дыхании. Очень атмосферное произведение, проблем с визуализацией образов и событий у меня лично не возникло.

Моя рекомендация: Высокая!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Грег Бир «Мандала»

Нескорений, 18 июля 2016 г. 09:58

К сожалению, творчество Г. Бира гораздо популярнее на Западе, чем у нас, большинство его работ ещё ожидают своих переводчиков. Достаточно только посмотреть на список премий, которых удостоился этот писатель, чтобы понять — его ценят не только критики, но и читатели. Многим нашим любителям фантастики знаком его рассказ «Музыка, звучащая в крови» в которой он показал себя нестандартным выдумщиком, настоящим генератором нетривиальных идей. «Мандала» — первая из двух повестей, которые легли в основу романа «Крепость камня» (The Strength of Stones), который еще не переводился на русский. Памятуя о «Музыке, звучащей в крови» я изначально ожидал чего-то необычного, захватывающего дух и распаляющего воображение — сразу скажу, автор здесь не подвел, с самого первого предложения (!) становится понятно, что надежды были не напрасны.

Действие происходит в 3451 году на планете с необычным названием Бог-Ведущий-Битву, колония землян на этой планете существует на протяжении 1300 лет, основой колонии изначально были сотни автономных высокотехнологичных городов, оснащённых искусственным интеллектом. На каком-то этапе что-то пошло не так, и города стали воспринимать своих обитателей враждебно, в итоге люди были вынуждены покинуть современные поселения, основать примитивные экополисы и одичать до состояния дикарей. Главный герой — юный кузнец по имени Джошуа, страдающий от врожденного мужского бессилия, чтобы исцелиться он должен попасть внутрь города, для него операция — это последний шанс стать полноправным членом общества, а не презираемым изгоем. Предложенный автором квест — классическая инициация, обогащенная множеством аллюзий.

Религиозно-мифологический компонент повести даёт наибольший простор для размышлений. На поверхности лежит известный мотив утраченного рая, грехопадения и искупления. Изначально герой оценивает свои шансы на успех, используя категории греховности/чистоты. Имя Джошуа — искаженный вариант имени Иисус, при этом напрямую говорится, что его профессия, а также особая отметина на теле — признаки Каина, т.е. сразу идёт отсылка к братоубийству, разрушению — образ главного героя крайне противоречивый. Очень необычно автор обыгрывает сюжет об Адаме и Еве, обретенном рае. Само название города — Мандала — обозначает «божественный» статус этого поселения, отделенного от реального мира непреодолимыми препятствиями, здесь же скрыт и психологический символизм мандалы, как средства познания себя, открытия собственного «я».

Согласно традициям ряда примитивных народов Земли юноша должен пройти символическую инициацию, чтобы стать мужчиной, здесь же получается, что Джошуа проходит инициацию в прямом, физическом смысле, т.е. автор сознательно меняет местами категории верха и низа, обыденного и сакрального, вызывая у читателя виртуальное головокружение. Не осталась без внимания и тема Нижнего Царства, в роли которого выступает Шеола — разветвленная сеть заброшенных технологических туннелей, где царит мерзость запустения и скрываются многочисленные опасности. Несмотря на название повести, отсылок к буддизму не так много, гораздо больше внимания уделяется темам, взятым из иудаизма, католического христианства, а также общим для разных народов мифологическим мотивам, в итоге получаем уникальный сплав эзотерики и киберпанка.

Для того, чтобы получить удовольствие от чтения необязательно глубоко заходить в философско-мистические дебри, наличие ярких описаний внутреннего устройства городов, неожиданные сюжетные повороты, меняющие представление об окружающем мире и героях, позволяют рассматривать произведение и в качестве просто приключенческой фантастики. Единственный минус, который несколько ухудшил общее впечатление — невнятная концовка, оставляющая чувство неясности, неопределенности дальнейшей судьбы героев, их соплеменников и самодвижущихся городов, но судя по всему этот недочет исправлен в романе, который расскажет, что было дальше. Всё же в первую очередь повесть хочется рекомендовать любителям нестандартной фантастики, обогащенной религиозно-философской глубиной, эта категория читателей получит гарантированное удовольствие.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

Jackdaw, 15 декабря 2008 г. 16:40

В аннотации к этой короткой повести писалось, что Бир подвергает инверсии взгляды Стэплдона о том, что цель сверхразума – звезды. Вполне может быть, только вот идеи для сюжета он черпал совсем из других источников: теорию «макрокосма-микрокосма», вытекающую из нее идею о боге и его творении, как внутренне присущему ему, предложили еще античные и средневековые философы, великие мистики Востока; она отразилась и в многих работах их более современных последователей, в частности поэта Уильяма Блейка, — фраза из его стихотворения закрывает финальным аккордом это произведение.

Но давайте детальнее. Сознаюсь, после сереньких «Касательных», я подошел несколько упрежденно к прочтению еще одной обласканной наградами истории Бира. И поначалу мои худшие ожидания только подтверждались: сколь шаблонны там персонажи, столь и диалоги не блещут остроумием; да и строго научный язык, казалось, обедняет столь поэтическую и вдохновляющую воображение идею. Но с раскрытием темы и развитием сюжета эти минусы совсем нивелировались грандиозностью и двусмысленностью происходящего. Все процессы реальности, смоделированные на одном, абсолютно чуждом нам уровне, с точностью, но в уменьшенном временном масштабе копируют эволюцию жизни и цивилизции (в т.ч. в будущее) и на другом, более близком нам. Развязка поражает своей тематической многоплановостью и символизмом, ведь пусковой механизм развития – такое знакомое нам стремление к познанию и обучению — неизбежно приведет к пересечению этих уровней. Тогда выход к новым горизонтам кому-то принесет совершенно невероятные плоды, а кому-то — участь, равнозначную гибели или забвению…

Оценка: 9
– [  8  ] +

Грег Бир «Moving Mars»

Borogove, 14 марта 2023 г. 15:19

Премия Небьюла за 1994 год (роман обошел «Одинокий октябрь» Желязны и «Зеленый Марс» К.С. Робинсона) — это не кот начхал. А при этом ни одной рецензии на Фантлабе. Непорядок! Исправляем.

Аннотация может создать впечатление, что перед нами история революции а-ля «Луна жестко стелет», с анархистами, пламенными бунтарями и пафосом новых горизонтов. Вообще нет. Даже где-то «Марс» Бира — антитеза романтике Хайнлайна. Что же это за книга?

Как мне видится, Грег Бир за 80-ые годы успел стать настоящим профи в нескольких сюжетах:

* описание планетарных катастроф, порой на грани сюрреализма (Молот Бога, Эон)

* сочетание личных драм с событиями колоссального масштаба (Музыка в крови, опять Молот Бога)

* описание трагичных лав-сторис, очень красивых и щемяще-обреченных (За небесной рекой)

Все эти мотивы получили свое развитие в «Марсе», в котором как в матрешке история студенческого бунта оказывается «завернута» в историю любви и расставаний двух очень разных людей -> которая в свою очередь «завернута» в историю большой политики -> которая оказывается частью войн изобретений и совсем уж космогонических прозрений героев. Первый пласт — наименее интересен, на уровне средненькой повести из антологий Г. Дозуа. Второй — при скудости изобразительных средств оставляет пронзительное впечатление, как набросок карандашом, в котором больше скрыто, чем нарисовано. Третий — «политика» — описан подробно и со вкусом. Это — настоящая политика, не только «грязное дело», но и конфликты, трения, соревнование весов. По сюжету немного похоже на то, что было бы если бы США конца XVIII века были колонией самих же себя образца века XXI-го. Крайне познавательно, советую прочесть всем, кто хочет чему-то в политике научиться. Ну а четвертый, самый фантастический, пласт — это то, что Бир знает как делать лучше всех коллег своего поколения — от Дэна Симмонса до Дэвида Брина. Невероятные концепции, жонглирование мирами и изменение законов физики волею человека. Космический ужас в его исполнении дает сто очков вперед любому автору хоррора.

Заслужена ли премия? Безусловно, хотя есть ощущение, что «Марс» был чуть-чуть написан «под премию». Расстановкой «фигур» Бир занимается очень неторопливо. Прежде чем события начнут греметь, пройдет три «интро». (Зато уж когда грянет... ух!) Я предпочитаю из этого цикла совсем не похожую на него «Королеву ангелов», психопатический технотриллер про личность и ее границы. Но и Moving Mars — сам по себе хорош, как тессеракт, где самые мелкие события вдруг выдвигаются на первый план, чтобы потом уступить место новым мотивам — и так до конца книги. Хорошая пища и для эмоций, и для мозгов.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Грег Бир «Божья кузница»

gavniamra, 22 сентября 2013 г. 23:47

Жесткий, без дешевки, многоплановый роман с психологически проработанными и вызывающими сочувствие героями. Книге четверть века, и она читается скорее как альтистория, чем как фантастика, не потеряв при этом качества и правдоподобия. Сценарий контакта, описанный автором, мрачен, но роман все равно гуманистичен, и автор задает много важных вопросов. Мотивация и истинная природа инопланетян так и остаются во многом загадкой, но книга скорее не о них, а о нас. Бир явно не понаслышке знаком с американской околонаучной бюрократией, и не закрывает глаза на недальновидность, склочность, и косность многих представителей рода человеческого. Тем не менее, его общий вывод о спосбности людей, несмотря на все недостатки, адаптироваться, взаимодействовать, и выживать, оптимистичен.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Грег Бир «Корпус-3»

daleko13, 24 января 2020 г. 13:40

Поначалу повествование казалось суховатым, но затем затянуло. Желание узнать разгадку тайн, опасные испытания группки искателей истины и описание грандиозных интерьеров звездолёта держали до самого конца. Но больше всего понравилась атмосфера романа, сюрреалистическая, гипнотизирующая, несколько напоминающая фильм «Куб». Бывает, что интрига и загадочность нагнетаются-нагнетаются, а разрешения не получают, но это не тот случай: в конце даны достаточно чёткие ответы на большинство вопросов. В целом, книга неординарная, талантливая, её можно читать и как космические приключения и как философскую притчу

Оценка: 9
– [  7  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

fant-laborant, 26 июня 2019 г. 23:01

Увлекательный рассказ, разве что в начале перегружен специальной терминологией. Я сначала пытался читать, потом откровенно пропускал абзацами.

Не будучи специалистом в области микробиологии, сделаю предположение, что исходные «биочипы» могли развиваться не обязательно в человеке. Подошли бы любые более-менее крупные организмы. А если пойти в дилетантских предположениях ещё дальше, то и в сточной канаве или той же канализации — была бы хоть какая-то пища.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если подумать об этом, исчезает драматизм идеи трансформации человечества в некий глобальный сверхорганизм. И нет никакого суперчеловечества — есть вышедший из под контроля лабораторный эксперимент Верджила Улема, в результате которого искусственно выведенные твари сожрали всё живое на планете (включая людей) и установили своё безраздельное господство.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Грег Бир «Музыка, звучащая в крови»

vve, 28 декабря 2009 г. 09:18

Рассказ очень понравился, образец классики НФ. Отцами-основателями жанра «киберпанк» принято считать Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга, но их знаковые романы «Нейромантик» и «Схизматрица» возникли не на пустом месте. Почва для них была подготовлена, в том числе такими блестящими рассказами, как «Витки» Саберхагена и Желязны» и «Музыка, звучашая в крови» Грега Бира.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Грег Бир «Чума Шрёдингера»

mindCreatOr, 6 июля 2007 г. 13:33

Бир пишет действительно твердую-НФ, в которой часть «Н» играет очень большую роль... За что я его очень люблю.

Рассказ замечательный, причем весьма реалистичный (в том плане, что на людях очень просто проводить подобные эксперименты, причем они об этом знать не будут) . Ждем рассказа про демона Максвелла или мышь Эйнштейна=)

Оценка: 9
⇑ Наверх