Виктор Колупаев отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Колупаева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 239

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«Качели Отшельника»
–  [ 1 ]  +

ArtTrapeza, 21 января 2024 г. в 09:16

Как уже не раз писал, я падок на истории про загадочные планеты. Этим история и запомнилась. Читал (впервые лет пятнадцать назад) и перечитывал в антологии «Фантастика 72», поэтому не знаю, существуют ли у повести другие редакции. По атмосфере мне чем-то напоминает Лема времён «классической трилогии» («Эдем», «Солярис», «Непобедимый»), «Мягкие зеркала» Сергея Павлова, возможно, раннего Головачёва. Но чётких аналогов для меня нет (не так то уж много я фантастики читал). С одной стороны при перечитывании уже нет той интриги, но с другой становятся более ясными моменты, непонятные при первом прочтении. Возможно, история заслуживала бы более подробного раскрытия, например, те же «призраки». И, кстати, почему улетавших на встречу с «Варшавой» не предупредили о проведении эксперимента такого масштаба? Ну и да, наверно, написано суховато, но так то ж повесть. Захочу ли я когда-нибудь прочесть «Качели Отшельника» в третий раз? Сейчас мне кажется, что нет.

Оценка : 6
«Защита»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 11 января 2024 г. в 10:14

Небольшие повести пишутся, как правило, с какой-то одной, единственной целью: познавательной, развлекательной, донести до читателя некую важную или интересную мысль или заставить его встряхнуться эмоционально, переживая за главного героя/героиню. Виктор Колупаев в своей небольшой повести (порядка 70 страниц) попытался объять необъятное, наполнив её сразу всем и до отказа.

Здесь и любопытная фантастическая идея о возможности человека пообщаться с самим собой/своим подсознанием, и интереснейший рассказ о том, как функционировали НИИ и КБ в советское время и происходила защита выполненных тем, и великолепная зарисовка о том, с чего начинались работы по распознаванию и оцифровке речи (как здесь не вспомнить неутомимую Алису с наших смартфонов, легко распознающую любую нашу самую корявую речь и споро отвечающие на наши самые глупые вопросы самым приятным голосом), и, даже, очень неплохая лирико-любовная линия, созвучная его же прекрасной повести «Случиться же с человеком такое!».

И, что самое поразительное, автору удалось органично соединить всё вышеперечисленное в один увлекательный сюжет — чтение, может быть, и не самое лёгкое, но интересное. Нельзя сказать, что в повести нет некоторых слабостей — например, не очень понятно, как это можно было неправильно подключить аппаратуру, разработанную в рамках защищаемой темы, перепутав городские и междугородние телефонные линии (!) — но за многочисленными достоинствами произведения они остаются практически незаметными.

Оценка : 9
«Сократ Сибирских Афин»
–  [ 2 ]  +

mr_logika, 27 декабря 2023 г. в 20:35

«Следить за речами философов древности в современных декорациях и под соусом доброй иронии — другого подобного в нашей литературе просто не было и нет.»

Из отзыва

«Так выпьем же за диалектику!

За диалектику всем было пить не привыкать.»

Колупаев «Сократ Сибирских Афин»

«Вот ты и смотри, Сократ, ...»

Колупаев «Сократ Сибирских Афин»


Немалое мастерство автору потребовалось (к вопросу о мастерстве я ещё вернусь), чтобы слушателям было почти невозможно понять, что им читают (если предположить, что чтец не предупредил их заранее), — какой-либо из «Диалогов» Платона (ну, скажем, «Критон») или пародию на него. Вот отрывок из такого диалога (Часть первая, Глава двадцать восьмая):

«— Милый Критон, — ответил Сократ сокрушённо, — разве тебе неведомо, что к любому делу большинство людей непригодно и ничего не стоит, серьёзных же людей и во всех отношениях стОящих очень мало. Не кажутся ли тебе прекрасными делами художественная гимнастика, честная торговля, свободная журналистика, военная стратегия?

— Конечно, кажутся.

— Ну, а разве ты не замечаешь, что большинство людей, берущихся за эти дела, достойны лишь презрения?

— Да, клянусь Зевсом, ты говоришь сущую правду.»

Ну и зол же был автор на окружающую его действительность в последние годы ХХ века! Ведь так оно и было тогда. Какие-то люди, занимавшие высокие посты и совсем недавно носившие в карманах партбилеты, разрушали нашу армию и флот, разворовывая матчасть, публиковали в СМИ разнообразную клевету на порядочных людей, торговали оружием и наркотой? Ладно, не спорю. Но причём тут художественная гимнастика? При чём тут Ирина Винер, Алина Кабаева, Ляйсан Утяшева и многие другие прекрасные наши тренеры и спортсменки? Почему из огромного количества видов спорта автор ужалил устами Сократа самый красивый из них? Не отношения ли с прекраснозадой обобщённой (или коллективной) Каллипигой послужили тому причиной? Может быть, это надо считать доброй иронией? Ну, как говорят мои знакомые академики, — тут всё В ЗАВИСИМОСТИ. Короче говоря, если автору надо было, чтобы читатель на него по-крупному рассердился, то он мог бы и остановиться на достигнутом. Но не останавливается, продолжая во множестве генерировать разнообразные глупые шутки* и образцы словоблудия типа 16-й главы первой части.

Хотя это и нечто необычное, но читать подряд трудно. Впечатление такое, что автору постоянно хочется покрыть густым матом то, о чём он пишет с несколько недотягивающим до остроумия юмором. Ему не до смеха, но он пытается эту эмоцию как-то изобразить, и очень часто это заканчивается неудачей.

Невозможно не процитировать ещё один отрывочек из 27-й главы второй части, где идёт совершенно не пародийный, если не учитывать его полнейшую неуместность, разговор о насущном, близком к жизни (это всё та же очередь за хлебом, но он уже кончился). И вдруг, как гром среди ясного неба:

« — А кибернетика и генетика — дерьмо, — уже разогреваясь возвестил тот же голос.

— А как же! — обрадовался я. — Дерьмо и есть!

Тут все начали обсуждать свойства дерьма и сошлись на том, что кибернетика и генетика — дерьмо именно собачье, а не, к примеру, коровье. Я было чуть не предложил человечье, и вовсе не из-за его качества, а только из-за количества, но вовремя одумался. Может, диалектическое говно выше, чем деидеологизированное собачье?»

К чему это всё опять вспоминать? Можно было найти кучу более злободневных поводов, чтобы поговорить о сравнительных характеристиках дерьма. Все эти глупости о генетике с кибернетикой уже всем надоели, уже давно (я говорю сейчас о времени написания книги) всем ясно, где было дерьмо, а где наука, и вот опять! И совершенно не к месту. Как будто автор сам об этих вещах только вчера узнал. Вот уж действительно мудрая книга!

Не спасает даже постоянное поглощение дикого количества алкоголя всеми героями этой фантастической пародии. Не пьёт, пожалуй, только Ксантиппа, и дети. Автор же, напившись до бесчувствия, падает в бассейн, где самое место для воспоминаний о его работе в дельфинарии. Межеумович так и вовсе не просыхает, время от времени провозглашая что-то вроде вот этого:

« — Кончилась сраная Перестройка! — воскликнул материалистический Межеумович. — Да здравствует развитой социализм, от которого и до коммунизма рукой подать!»

Сократ, способный пить сколько угодно без последствий, почему-то называет формулу Е = mсквадрат фитцджеральдовской, не возражая при этом против авторства Эйнштейна. Это, видимо, тоже шутка. Надеюсь, только я её не понял.

Заканчивая, обращусь ещё раз к вышеупомянутому диалогу Платона «Критон».

Цитирую Платона «Избранные диалоги» ХЛ, 1965 г. перевод Михаила Соловьёва:

Критон Сократу: «В твоём распоряжении моё имущество, и я думаю, его будет достаточно. Если, наконец, заботясь обо мне, ты думаешь, что не надо тратить моего достояния, то здесь есть чужеземцы, которые готовы за тебя заплатить; один из них — Симмий фиванец — уже принёс необходимые для этого деньги. То же самое готов сделать Кебет и ещё очень многие.

[...] Что касается меня, так мне стыдно и за тебя и за нас, твоих близких, если станут думать, что всё это произошло с тобой по какому-то малодушию с нашей стороны. [...] Вот ты и смотри, Сократ, как бы кроме беды, не было бы и позора для нас с тобой. Всё-таки подумай, — впрочем, думать уже некогда, а нужно решить, решение же может быть только одно. ... Право, Сократ, послушайся меня и ни в коем случае не поступай иначе.»

Теперь несколько строк из Колупаева:

« — Ты, Сократ, можешь вполне располагать моим имуществом, и я думаю, что его будет достаточно. Если, наконец, заботясь обо мне, ты думаешь, что не нужно тратить моего имущества, то вот твои иноземные друзья, которые здесь, готовы помочь. Один уже здесь — Симмий из Сибириса. (Колупаев очевидным образом ухудшил перевод Соловьёва — примечание моё). [...] — Что касается меня, Сократ, то мне стыдно и за тебя, и за нас, твоих близких, если станут думать, что всё это случилось с тобою по какой-то скаредности с нашей стороны. Вот ты и смотри, Сократ, как бы всё это не оказалось не только вредным, но и позорным для нас с тобою. Однако, подумай. Вернее, впрочем, что и думать-то уже некогда, а нужно решать. И решение может быть только одно. Но умоляю тебя всячески, Сократ, послушайся меня и ни в каком случае не поступай иначе.»

(опять хуже, чем у Соловьёва)

Такое же сопоставление я мог бы привести ещё одно (а может и больше, но одно точно), но желающие могут это сделать самостоятельно при наличии в библиотеке сочинений Платона, а цитаты довольно большие.

Есть ещё один древний оратор, который в отличие от Сократа, выдуманного Платоном, существовал на самом деле. Это Исократ (возможно, Платон просто немного упростил имя этого человека), и его Колупаев тоже цитирует в своей книге, без ссылок, разумеется, но при этом более тщательно меняя перевод. Приведу два отрывка из речи Исократа «Панегирик» в переводе К. М. Колобовой (человек, интересовавшийся античными ораторами, мог найти этот перевод в приложениях к журналу «Вестник древней истории» за 1965 — 1969 годы).

Отрывок первый:

«Такая война лучше мира, она скорее похожа на священное посольство, чем на поход; она полезна и для тех, кто стремится к мирной жизни и кто мечтает о войне. Одни могли бы спокойно извлекать пользу из своего добра, другие — приобрести большие богатства за чужой счёт.»

Отрывок второй:

«Мы даже не доставим неприятностей городам, производя у них набор воинов, что теперь, при нашей войне друг с другом, для них в высшей степени тягостно: ведь гораздо меньше будет желающих остаться на родине, чем таких, которые предпочтут принять участие в походе. Какой юноша, какой старец настолько равнодушен к славе, что не захочет вступить в это войско, возглавляемое афинянами и лакедемонянами, в войско, которое собирается ради свободы союзников и отправится в поход по воле всей Эллады для отмщения варварам? А какие молва, память, слава должны стать уделом людей, отличившихся в великих делах, и при жизни, и после смерти!»

Теперь соответствующие места из «Сократа Сибирских Афин» (говорит Исократ, часть первая, глава семнадцатая.)

Первый отрывок:

« — Это единственная война, которая лучше, чем мир! — гремел оратор. А ведь на вид-то был уже совсем стар и немощен. — Похожая больше на лёгкую прогулку, чем на поход, она выгодна и тем, кто хочет мира, и тем, кто горит желанием воевать. Те смогут открыто пользоваться своим богатством, а эти разбогатеть за чужой счёт.»

Второй отрывок:

«Нам даже не придётся обременять города воинскими поборами: желающих отправиться в этот поход будет гораздо больше, чем тех, кто предпочтёт остаться в доме. Найдётся ли кто-нибудь столь равнодушный, будь то юноша или старик, кто не захочет попасть в это войско с сибирскими афинянами во главе, снаряженными от имени Сибирской Эллады, чтобы союзников избавить от рабства, а персов заслуженно покарать? [...] А какую славу стяжают при жизни, какую посмертную память оставят те, кто отличится в этой войне!»

Для такого способа сочинения художественной литературы мастерства, на мой взгляд, требуется уже значительно меньше, чем может показаться неподготовленному читателю.

Интересно, что в комментариях кандидата философских наук доцента С. В. Буренкова пояснению принципа цитирования автором Платона (об Исократе и говорить нечего, знает ли вообще о нём этот комментатор?) места не нашлось. Такой принцип цитирования, без ссылки на источник, имеет неприятное название, которое не хочется здесь приводить. Всё же книга не из одних глупостей и левых цитат состоит, она большая и достоинств в ней тоже немало.

*) Тут можно привести много примеров. Вот парочка:

« ... воздух — это очевидно, тут и припоминать нечего — есть испарение и расширение воды; мало того, сам огонь не может быть зажжён, не может сохраняться и поддерживаться без помощи и содействия влаги. Я видел также, что те жидкие масла, при помощи которых поддерживается трепетная жизнь пламени и огня, являются своего рода состоянием зрелости и сгущения воды.»

Это мне напомнило не менее идиотскую, но серьёзную, не пародийную физику воздуха из «Орды встречного ветра». У Колупаева приведённый «размышлизм» об огне (как он отличает огонь от пламени, осталось его секретом) даже и на пародию не похож.

А зачем «Диалектику природы» «Отца и Основателя» называть «Дианетикой природы»? Это и на пародию не похоже, и на шутку. Несколько ближе к шутке, правда, на мой юмор, не остроумной, располагается название работы другого «Отца и Основателя» (тоже с неназванной фамилией) — «Материализм и эмпириокретинизм». Автор в это время стоит в огромной очереди за хлебом, люди, как обычно в такие моменты, обсуждают философские и физические проблемы пространства и времени, хлеба может не хватить на всех (и он действительно скоро кончился); так что голодному автору просто не до шуток. Древнегреческую Трою он переименовал как-то совсем уж непредсказуемо и даже, на мой взгляд, не совсем прилично — в Пердячинск. Ну, хоть Новотроицком бы назвал. Сибирский юмор, однако ...

И такова вся книга. Кажется, она целиком написана в огромных очередях то за хлебом, то за водкой.

Оценка : 7
«Толстяк» над миром»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 27 августа 2023 г. в 21:58

Мне встречался отзыв на эту книгу в котором утверждается, что тот кому не нравится текст, наверняка сам хочет стать Неприметным. Так вот, я Неприметным точно стать не хочу. но вещь мне не понравилось. Могу даже точно сказать почему. Видимо у меня слишком рациональный ум, и прешельцы разъезжающие на механических скакунах и заряжающие арбалеты-лучимёты лучами из колчанов, меня что-называется не бодают. Как хорошо написал Массаркаш (предыдущий рецензент) это могло бы пройти в небольшом рассказе. (У Лема есть рассказ в Кибериаде, где одного из рыцарей подстреливают антиматерией из пищали, то был самострел на комету поставленный) .

И ещё, почему так много людей видят в этом тексте аллюзию на СССР? Спецслужбы (неприметный) есть в любом обществе. Но каждый видит, в меру своего разумения.

Оценка : 4
«Жилплощадь для фантаста»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 02 августа 2023 г. в 18:36

Как уже водится, повесть у Колупаева получилась довольно необычной, мало похожей на традиционную фантастику — эдакое психоэмоциональное повествование с мозаикой из реальности и вымысла. И здесь сразу надо сказать, что понять и проникнуться повестью будет трудновато, не прочитав предварительно его же другую повесть «Фирменный поезд Фомич» — слишком много в тексте отсылов именно к этому произведению.

Вещь у автора действительно получилась своеобразная: есть в ней моменты, которые реально хороши, есть то, с чем можно поспорить или не согласиться, а есть и то, что выглядит довольно искусственными вставками в текст (и это, к сожалению, как раз те фантастические вставки, в которых наш герой путешествует в прошлое и будущее).

Итак, что понравилось. В первую очередь это зарисовка, в которой герой, которому недавно твёрдо пообещали квартиру, а затем дело с ней как-то застопорилось, идёт к чиновнику выяснять в чём же здесь дело, понимая и боясь того, что ему сейчас откажут окончательно. Тут Колупаев сотворил просто маленький психологический шедевр. Понравились и многочисленные абзацы и эпизоды, рассказывающие о «творческой кухне» писателя, то есть о том, как рождаются и создаются произведения — это тоже очень интересно.

А вот финальное решение героя отказаться от «виртуальной» четырехкомнатной квартиры выглядит совершенно неубедительным — предлагаемые читателю объяснения явно несостоятельны. Кстати, с автором можно бы было поспорить о том, насколько тяжело жить вчетвером в двухкомнатной квартире. Спору нет — расписано всё Виктором Колупаевым вполне убедительно. Но вот я большую часть своей жизни прожил приблизительно в таких же условиях — в двухкомнатной «хрущёвке» со смежными комнатами и кухней в пять квадратных метров. И особо не страдал. Думается, всё дело здесь в том, знают люди или нет, как удобно жить на большой жилплощади. А не зная этого и понимая, что им ничего в плане расширения не светит (7 квадратов на человека :)), в голову тяготы такого общежития просто не берутся. Да и ведь все жили приблизительно также....

Оценка : 8
«Поющий лес»
–  [ 5 ]  +

namida_himemia, 16 июля 2023 г. в 20:03

Этот рассказ я прочла в детстве в старой книге из библиотеки моего папы, который в юности очень зачитывался фантастикой.

И помню что меня тогда восхитила удивительная доброта и грусть этой истории. Так мягко и так человечно. Для меня Колупаев — это наш Брэдбери.

И конечно пятиногая зеленая корова запомнилась на всю жизнь!

Оценка : 10
«Настройщик роялей»
–  [ 1 ]  +

Буба, 08 мая 2023 г. в 08:25

Так себе сказочка, красивая, но какая-то не ровная. Видно, волшебник могущественный, со специфическим чувством юмора и похоже ремонт клавишных лишь хобби. Проблемы он не решает а так, играется, заметая мусор под ковер. Вот если бы он вправил мозги злобной мамаше и излечил от алгоголизма компашку была бы действительно польза, расти в семье алкоголиков та ещё радость. Да и дети все как на подбор, легко принимают все сомнительные дары, и волшебные и конфетные.

Но отдельно идея закупоривания шумопроизводящих давольно интересна. Сейчас кто чего только не изобретает, проявил бы кто-нибудь смекалку, сварганил какой такой приборчик, нажал кнопочку и не слышно какофонистов, гигантскую шумовую проблему бы решили.

Оценка : 7
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 3 ]  +

Неизвестный Ч., 31 марта 2023 г. в 19:50

Дослушал «Фирменный поезд «Фомич» Виктора Колупаева. Едут в поезде с фантасмагориями, решают моральные дилеммы 70-х годов прошлого века. В 70-х прочёл бы залпом, небось, а сейчас всё вспоминался застойный анекдот про паровоз, который подает гудки, но никуда не катится. Не очень исполнитель, нудноватый какой-то. Не очень стиль — рыхлый, много лишних слов, ненужных повторов, объяснений очевидного. Не очень фантазия — все клише научной фантастики предыдущих десятилетий (пришельцы, путешественники во времени, перемешанные реальности, научные эксперименты, материализация желаний (сбыча мечт)), поданные в ироническом ключе... но юмор тонет во всём вышеперечисленном. Роботов, правда, нет. Трагедийная линия Зинаиды Павловны какая-то... дежурная. Не очень вдохновляющ основной посыл — свои мечты заведомо ниже интересов большинства (какие? каких? какого?). Финальный призыв быть лучше и жить ради будущего правилен, но наивен. Мне симпатичен Виктор Колупаев как человек (и как автор «Толстяка над миром», которого я опасаюсь перечитывать, дабы не растерять очарования первого прочтения), но как автор «Фомича» (и рассказов в стилистике городских сказок) он целиком остался в прошлом. Впрочем, я с ним не прощаюсь.

Оценка : 6
«Дзяпики»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 20 марта 2023 г. в 09:42

Очень зло и очень ядовито, но, к сожалению, в основном правдиво и даже почти не преувеличено. Те, кому посчастливилось в советское время поработать в НИИ и КБ, да, впрочем, и не только в них, наверняка найдут в этой повести много узнаваемого и даже родного. Ну а страницы, посвященные командировочному процессу, так это вообще шедевр. Конечно же в реальности всё это выглядело не так явно, но на то ведь и сатира.... :)

Но злая сатира отнюдь не единственное достоинство этой о-о-очень ядовитой вещицы, посвященной путешествию наших современников в 12-е тысячелетие до н.э. — она ещё и интересна. А практически детективный сюжет заставляет читателя с нетерпением проглатывать всё новые и новые страницы для того, чтобы наконец разобраться — кто, что, где и почему....

К сожалению, у повести оказалась несчастливая судьба: в 1974 году, когда она была написана, её просто невозможно было опубликовать, а в 1992, когда в стране сменилась общественно-политическая формация, она стала уже неактуальной. Но читается эта вещица и сегодня просто великолепно. Сможете найти — обязательно прочитайте, не пожалеете.

Оценка : 8
«Вдохновение»
–  [ 4 ]  +

Tullma, 21 февраля 2023 г. в 00:20

Какой же шикарный рассказ! Поразительно, что настолько может захватить рассказ практически не имеющий сюжета. Это просто зарисовка двух моментов из жизни — один о прошлом художника и второй о его настоящем, текущем моменте. Рисуя художник вынул из своей души переживания, испытанные им в детстве, перенёс их на картину и случилось некое «волшебство», он наполнил своё произведение не сюжетом, он написал само чувство. Каждый человек видит это чувство, но мозг интерпретирует его по-своему. Люди, которые видят на полотне лишь смутные тени — не испытывали этого чувства, но другие — видят тот момент в своей жизни, что стал для них ключевым.

Ну а описание событий из детства особенно трогает за душу. Вот это произведение надо было включать в школьную программу, а не «о чем плачут лошади» Абрамова, хоть рассказ этот с точки зрения воспитания и не плох, но всё же мораль поверхностная. А у Колупаева действительно есть над чем задуматься. Преодоление себя и своих слабостей, забота о других, умение найти точку опоры, когда всё вокруг пошло прахом, плюс, конечно, ужасы войны. Определенно читать и взрослым, и детям.

Оценка : 9
«Билет в детство»
–  [ 5 ]  +

Ctixia, 20 февраля 2023 г. в 00:17

Великолепная коротенькая зарисовка буквально в несколько сценок. Мужчина отправляется на поезде в свое детство — есть такое направление на местном вокзале, чтобы повидаться с самим собой. Разные люди пользуются этой возможностью, с разными целями, но наш герой особенно волнуется — ведь детства своего он не помнит.

Финал весьма неожиданный и даже трагичный. Недосказанность оставляет пространство читателю на размышления, а поворот событий оказывается еще более фантастичным, чем темпограммы в прошлое.

Оценка : 9
«Звёзды»
–  [ 3 ]  +

Tullma, 23 января 2023 г. в 22:16

Замечательный душевный рассказ. Честно говоря, мне тут видится ещё и осуждение евгенистических теорий, ведь автор осуждает подбор пар по генетике.

Вспомнился сразу американский фильм «Эквилибриум», где люди отказались от эмоций и один из правительственных агентов так же предал эти убеждения в пользу любви и чувственности. Здесь так же главный Охотник как оказалось уже давно «эмоциональный преступник», умело скрывавшийся от общества и обрекавший других «преступников» на смерть. В конце он так же трусливо «сбегает» (обойдусь без спойлеров), не вызывает сочувствия, но скорее жалость. Эмоциональный рассказ о чувствах и эмоциях.

Оценка : 9
«Самый большой дом»
–  [ 5 ]  +

Tullma, 23 января 2023 г. в 21:34

Читаю и плачу. Вроде всё хорошо закончилось, и девочка получила то, о чем мечтала... но за этим всем скрываются жуткие страшные эмоции родителей, ведь они не знают в итоге получилось у них или нет, это вечные муки сомнений и жуткая боль одиночества.

Оценка : 9
«Качели Отшельника»
–  [ 6 ]  +

Zofo, 10 декабря 2022 г. в 00:48

Трудно поверить, что «Качели Отшельника» написал Виктор Колупаев: мне казалось, что это неплохой автор на ниве Рэя Брэдбери, здесь же — типично жанровая, «твёрдая» фантастика, причём текст совершенно лишён авторской индивидуальности и написан так топорно и невыразительно, что невозможно даже понять, на каком языке — это вполне мог бы быть перевод.

Шаблонные персонажи — истеричная девушка, герой-любовник, а прочие отличаются друг от друга только именами — ведут себя, как в дурной сентиментальной повести времён Карамзина: без конца меняются в лице, стискивают кулаки, взволнованно кричат и разражаются слезами, а сталкиваясь с необъяснимым — полагают себя сумасшедшими. Окружающие их странности и противоречия герои старательно не замечают и значительно уступают по умственным способностям среднему читателю. Из-за литературной немощи повествование, несмотря на насыщенность действием, кажется сильно затянутым, тем более что причины событий более-менее понятны с самого начала — всем, кроме действующих лиц, конечно. Логика и правдоподобие происходящего вызывают всё больше сомнений, а часть загадок — появление «призраков», скелеты — толком так и не разрешается. Нужно было или гораздо тщательнее проработать детали и развернуть текст до романа, или сжать до размеров обычного рассказа. Физика явлений описана поверхностно, с нажимом на сакраментальное «эксперимент вышел из под контроля» и «взорвём аппаратуру — всё наладится».

Как будто автор взялся доказать, что умеет писать «как все» — с бластерами и прочей жанровой требухой — и, увы, доказал. Это фантастически плохая фантастика.

При всём при этом, благодаря детективному построению сюжета, читать повесть интересно, как оказывается иногда интересным богом забытый малобюджетный фильм, несмотря на смехотворный уровень исполнения. Но только на один просмотр, конечно.

Оценка : 4
«Качели Отшельника»
–  [ 3 ]  +

Privalova, 29 июля 2022 г. в 08:27

Замечательная повесть, мне очень понравилась. Атмосферная, с интересной идеей, чтение захватывает. Как и писали выше, слегка не хватает проработки характеров и историй героев, но сильно это повесть не портит. Достойный образец советской фантастики.

Чем-то напоминает фильм «Аннигиляция», то ли атмосферой то ли еще чем…. Только добрее. Человечнее.

Оценка : 8
«Газетный киоск»
–  [ 5 ]  +

Ctixia, 07 апреля 2022 г. в 20:45

Трогательный рассказ про инженера и продавщицу газетного киоска, в котором практически не чувствуется фантастической составляющей. Это скорее можно назвать магическим реализмом, когда в советском антураже в совершенно обыденную картину мира вписывается одно фантастическое допущение с завтрашними газетами, которые завозятся в нескольких вариациях.

Можно было бы порассуждать на любимые темы фантастов всех времен — про возможность изменения будущего, его предопределенность или гибкость, выбор нескольких путей и всё такое. Но рассказ про более реальные человеческие ценности, взаимопомощь, самопожертвование и поддержку... Хотела написать — близких, но нет, это про поддержку любого нуждающегося, даже совсем незнакомого тебе человека.

Оценка : 8
«Декабрь»
–  [ 2 ]  +

alexs2355, 17 ноября 2021 г. в 18:12

Какая пронзительная новелла! Радостно-печальная, как говорит Колупаев словами деда. Веет уютом и теплом натопленной избы, и тут же обдаёт морозцем, прямо чувствуешь колючесть ветра и облако инея вокруг себя. Невольно вспоминаются картинки из детства, где все живы, где нет взрослых забот, ты просто ребёнок, бабушки, дедушки. Как этого не хватает сейчас! И как здорово, что в памяти остаются вот такие «избы» (у каждого своя), которые и есть дух милых стариков.

Оценка : 10
«Улыбка»
–  [ 4 ]  +

Массаракш, 14 ноября 2021 г. в 01:13

В пионерском детстве сражался с мамой школьного друга, женщиной доброй, но простой. «Читаете свои фантазии», – говорила она. «Да не фантазии, теть Люб, – злился я. – Фантастика, понимаете: фантастика?». «Я и говорю: фантазии», – соглашалась она.

Я это к чему. Коллекционирование улыбок, магазины улыбок, букеты улыбок в подарок – всё это очень благородно, но при чём здесь фантастика? Ах, да, ведь высокоучёный Совет решает «транспортировать» улыбки в прошлое – «это будет иметь положительные последствия». И ладно бы подача была ироничной, так нет же, на полном серьёзе коллектив института времени борется с паршивой овцой (тот не любит улыбки, а «коллекционирует хрипы», не спрашивайте, что это значит), а потом самоотверженный Гг пытается раздать улыбки (именно так – раздать) условным нацистам, сжигающим книги на кострах. В результате лучший друг спасает его ценой собственной жизни, а паршивую овцу мироздание стирает из истории. Косолапо как-то для юмора. А воспринимать всё это всерьёз – ну, простите...

Права была тетя Люба: есть фантастика, а есть фантазии. Такие вот, как эта – зыбкие, расползающиеся, лишенные всякой логики. Но возвышенные, очень возвышенные – не зря же многим нравится.

Оценка : 3
«Толстяк» над миром»
–  [ 5 ]  +

Массаракш, 12 ноября 2021 г. в 01:45

Буду груб. Всегда страшно раздражали такие сказочки, фантасмагории, аллегорическое словоблудие. Плюс нарочитое обезличивание персонажей – Стратег, Умелец, Неприметный, – плюс сюсюкающий финал для слаборазвитых детей. Вот прямо вижу, как автор резвится, строчит первое, что в голову придёт, предвкушая, как читатели найдут в тексте множество скрытых смыслов, философские глубины, а то, глядишь, и кукиш в сторону действующей власти. На кой чёрт проникновенный лирик Колупаев полез на эту сомнительную делянку – бог ведает. Веяния времени, что ли? В форме небольшого рассказа с такой манерой подачи ещё можно мириться, но ведь не повесть же на сотню страниц. Читается не то что тяжело, а просто жилы выматывает. Да и вообще на на стиль Колупаева настолько непохоже – как будто кто-то другой написал.

Оценка : 4
«Спешу на свидание»
–  [ -2 ]  +

Karbonariy, 18 октября 2021 г. в 00:35

Фантастика тут только фон. Но тем не менее, это один из самых теплых рассказов Виктора Колупаева.

Оценка : 10
«Толстяк» над миром»
–  [ 7 ]  +

lammik, 06 октября 2021 г. в 16:39

Экипаж разведывательного крейсера «Толстяк» с планеты Тола полностью укомплектован и готов действовать по инструкции. А инструкция предписывает, что в случае обнаружения разумной жизни, необходимо чётко и ясно продемонстрировать силу, что по замыслу руководства существенно облегчит дальнейшее выстраивание отношений. Но как только Стратег отдал приказ об атаке, а Канонир её произвёл, ситуация резко изменилась. Третья планета от местного Солнца вмиг обезлюдела, а значит без высадки не обойтись.

Поначалу повествование выглядело как нечто иронически-сатирическое, чему заметно способствовали должности-функции членов экипажа «Толстяка». Они стоят того, чтобы каждого упомянуть персонально. Стратег — принимает стратегические решения относительно действий корабля. Тактик — как только ситуация переходит на тактический уровень, перехватывает управление у Стратега. Советник — выдаёт советы как Стратегу так и Тактику, постоянно пытаясь угадать тот единственно верный, что от него ждут. Неприметный — внешне малозаметный член экипажа, но в реальности всё на корабле происходит по его воле. Лекарь — не знает ничего важнее здоровья людей, очень расстраивается когда то так или иначе теряется. Звездочёт — ненавидит звёзды, радуется, когда те исчезают в результате того или иного космического катаклизма. Шкипер — сроднился с Космосом, ненавидит планеты. Оружейник — человек мирный, но своё дело знает, оружие на корабле поддерживает в идеальном порядке. Канонир — обожает стрельбу и взрывы, считает свою профессию настоящим творчеством. Умелец — отвечает за все механизмы корабля кроме орудийных, сторонится людей. Стряпух — что бы ни случилось всегда приготовит вкусный и питательный обед на тринадцать персон. Бунтарь — официальная оппозиция на корабле, по всем вопросам имеет альтернативное руководящему мнение. Дурашка — Офицер для Наказаний, сидит за всех в карцере, счастлив этим приносить пользу экипажу.

И вот затем началась поразительная история трансформации каждого из них. Каждый прошёл свой путь, для кого-то он был коротким, а у кого-то занял целые эпохи. Но в конечном итоге все семена добра дали всходы, и вот уже Толу ждёт необходимость серьёзно поменять представления о Контакте.

Оценка : 8
«Настройщик роялей»
–  [ 7 ]  +

Hengest, 23 мая 2021 г. в 10:28

Хороший, очень добрый рассказ, будто бы Андерсен ожил и погрузился на какое-то время в жизнь советского городка 70х годов. Конечно, это сказка, но не соглашусь с отзывом юнги Флинта, что Колупаев — детский писатель. Настройщик роялей — сказка для взрослых, сказка смягчающая сердца, ну а для тех, кто родом из СССР, еще и возможность почувствовать аромат безвозвратно ушедшей эпохи, в чем-то забавной, в чем-то причудливой. Несколько смятая концовка не позволила поставить более высокий балл.

Оценка : 8
«Безвременье»
–  [ 4 ]  +

анатолий700, 22 марта 2021 г. в 00:00

В поздний период творчества Колупаев серьезно болел и соответственно это и наложило отпечаток на его творчество.Ушла легкость и актуальность его проэы,а появилась тяжеловесность и многословность ...Данное произведение,как и «Сократ...» лишь порадуют любителей полных собраний сочинений.Возвращаться к ним вряд ли захочется.Оценка:4

Оценка : 4
«Февраль»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 27 сентября 2020 г. в 22:06

Искренне, без подвохов и подковырок, не понимаю фанатов Колупаева. Что может быть — в этом тексте — гениального такого, чего я не вижу? Тем более тогда — в момент рождения рассказа, в 1982-ом?

Откуда столько пессимизма, трагизма надрывного, откуда? Брежнев умрёт — только в ноябре, цена на нефть — на очередном локальном максимуме, снабжение бюджетников — всё ещё докризисное, армия в фаворе, комсомол купается в деньгах, выделяемых на всякие «прозападные эксперименты». Даже перестройка — ещё не началась.

Чего такого автор «учуял» своим футур-прогнозом литератора, чтобы так... эээ... витиевато «минорничать»? И — самое главное — а чего ж так сразу и «лапки кверху»? Почему не «...я всё равно умру на той, на той единственной, Гражданской...? Где сила духа-то

Оценка : 5
«Январь»
–  [ 4 ]  +

mputnik, 24 сентября 2020 г. в 20:26

Горькая книжка. Неоправданно излишне «мрачно-тоновая». Война — это Зло, кто бы спорил: кровь, грязь, неисчислимые тяготы и лишения ни в чем не повинных. Вот только литературное конструкция — о чём бы речь ни шла — обязана быть уравновешенной: литриада — потому и называется «триадой», что формируется из трёх обязательных компонент: Тема + Идея + Антураж. С Темой — всё понятно: реалии тылового быта страшной тяжелейшей войны. С Антуражем — тоже все более-менее: книжка всё-таки претендует на принадлежность к жанру фантастики. А, вот, вместо Идеи — форменная «дырка от бублика».

Я не ограничился голым теоретизированием, опросил пятерых подростков, от 9 до 14 лет: прочёл текст и поинтересовался впечатлением, которое текст производит на слушателя. Результат оказался даже хуже, чем можно было предположить. Если кратко, то отношение — вот такое: «...зачем выдумывать страшилки, которых не было, кому это надо...». То есть в качестве Антуража было воспринято абсолютно всё: и фантастическая составляющая и реальная, что самое ужасное.

Именно поэтому литературоведение чётко разделяет Тему и Идею текста. Тема — это то, о чем автор сказал, а Идея — это то, что он в эти слова вкладывал, что у него там в тексте «между строк». Посему к Автору — возникает вполне законный вопрос: «Ты чего добился-то? Кому и чего ты хотел донести своим рассказом? Об чём твой спитч? О том, что война — это Зло? А... с тобой, что — кто-то СПОРИЛ? И — помимо живописания тягот и лишений — ты чего сказать-то хотел, родной?»

Оценка : 5
«Защита»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 22 сентября 2020 г. в 15:37

Довольно странное впечатление. С одной стороны – вроде бы… эээ… хорошо. С другой – как-то… эээ… сумбурно и многословно.

Что можно сказать вполне определённо, уважаемый потенциальный читатель:

***Первое: это не бред графомана, текст адекватен, технически выверен и т.п.; диалогов – чрезмерно, но, это уже – «на любителя»;

***Второе: автор досконально погружён в тему, можно сказать – эксперт (основание для утверждения – простое: я сам тем же примерно занимался лет 15 лет, утверждаю «аки очевидец»);

***Третье: жутко избыточен объем, просто — жутко; две из любых трёх страниц – можно выбросить без ущерба для сути, смысла и т.п. (можно вообще порекомендовать тебе, уважаемый потенциальный, «прочесть по диагонали», выхватывая с каждой страницы по 2-3 предложения, так даже интереснее получится).

Теперь, уважаемый потенциальный, по поводу – «зачем вообще это читать» и «надо ли, в принципе». Тут – сложнее. Ежели в момент краха Союза ты, уважаемый потенциальный:

*** имел отношение к прогрессу и успел наработаться всласть (то бишь тебе сейчас – 60 и более) – жёсткий приступ ностальгии тебе обеспечен;

*** уже успел потрудиться, но всего лишь самую малость (то бишь тебе сейчас около 50) – вероятно, что понравится – есть, но она невелика;

*** всё еще был школьником (то бишь тебе сейчас – не больше 40) – книжка не твоя, спокойно проходи мимо

Оценка : 6
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 1 ]  +

mputnik, 21 сентября 2020 г. в 21:18

В качестве романтической многоходовки, некой лирической многослойной конструкции — более чем достойно. Без преувеличений, ухмылок и прочей атрибутики неприязни.

В качестве же Фантастики — эээ.., чего не скажи — будет воспринято как оскорбление: «...да как вы можете?!». Однако — увы и ах — в том-то всё и дело. Есть определённые каноны Жанра. Они фиксируют — в том числе — и довольно строгие товарно-денежные отношения в области «читатель заказывает — автор исполняет». Чтобы не обращать внимания на такие «мелочи» и смело «...сеять разумное, доброе, вечное...», не опускаясь на уровень массовой читательской аудитории, а — напротив — подтягивая её до своего, уровня высокого и прекрасного, это — надо выдать на-гора нечто ТАКОЕ, что — безусловно — заставит забыть о канонах.

Но вот тут — пардон, готов ПОСПОРИТЬ. Более чем достойно — да. Но до уровня безусловной гениальности — «...дистанция огромного размера...»

Оценка : 5
«Толстяк» над миром»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 20 сентября 2020 г. в 22:24

Театр абсурда. Некая заведомо утрированная хронология неких невозможных событий в форме буффонады. Средством реализации — помимо бумаги и электронной копии — скорее всего может быть эстрада или цирк. Но — явно НЕ в первичном аутентичном объёме, для «живого проигрывания» — текст излишне, неимоверно затянут. Однако, ежели ужать процентов до пяти — вполне возможно.

В любом случае, уважаемый потенциальный читатель, это — что-то вроде юмористической фантастики, стилизованной под некий бурлескный радиоспектакль, воспринимать текст «с листа» — довольно проблематично.

Однако, сколь сие ни парадоксально, само фантДопущение — вполне приемлемо. И даже вполне зримые претензии на некие философИческие обобщения — тоже воспринимаются довольно спокойно. Но, вот, сама Форма Реализации — нечто крайне НЕудачное

Оценка : 4
«Билет в детство»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 20 сентября 2020 г. в 17:13

Скорее — «нет», чем — «да». Текст более чем неравномерен в смысле адекватности. Начало — вполне читабельно, серединка — выше всяческих похвал, окончание же — несуразность на несуразности. Центральный персонаж — совершенно необъяснимым образом превращается в некое подобие гоголевского «человека в футляре». Ну.., не бывает же ж так: ни в жизни, ни в фантазиях, ни во сне, нигде и никогда НЕ бывает. Если женщина оказывает знаки внимания мужчине в течение длительного времени, то — какими бы эфемерными и неявными оные знаки бы ни были — кто-нибудь, когда-нибудь, где-нибудь, сто двести — триста раз прокапает этому толстокожему на мозги: друзья, враги, случайные знакомые, сослуживцы и т.д. и т.п. Это — как любят выражаться НФ-авторы — «...абсолютный Закон Бытия, впаянный Творцом в ткань нашей Реальности...».

Так вот, когда автоматическая сигнальная система Подсознания улавливает признаки нарушения таких законов, оная система — не менее автоматически — фиксирует Фальшь повествования, и процесс чтения — из увлекательного удовольствия — моментально превращается в набор попыток «сохранить хорошую мину при плохой игре»

Оценка : 5
«Оборотная сторона»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 20 сентября 2020 г. в 13:56

Нет. Это нечитабельно. Поклонники авторской манеры осерчают, естественно, и — тем не менее. Имеет место явный перехлёст некомпетентности, автор — совершенно очевидно — зашёл не на свою поляну.

Практическая космонавтика не только не может — по определению — содержать столько слюней и соплей, но и даже в качестве пародии — не может подаваться столь нереалистичной. Налицо полное отсутствие у автора хоть какого-либо опыта организационно-управленческой деятельности.

Нестыковок столь много, они настолько угловаты и несуразны, что... восприятие текста — возможно лишь в исключительно «сомыслительном» ключе, то бишь — в сугубо абстрактном гуманистическом плане, вне хоть каких-либо реальных ассоциаций. Но... тогда надо было притчу ваять, или что-то аналогичное. А так — увы..

Оценка : 3
«Качели Отшельника»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 19 сентября 2020 г. в 20:17

Непередаваемый аромат Детства Научной Фантастики. И — совершенно шикарное, эпическое фантДопущение. Прекрасная, великолепная пара аспектов восприятия. Но, увы и ах, окромя оных двоих — никого и нет. Более того, антиквариата в тексте столько, что от него совершенно невозможно отвлечься. Одни только бумажные ленты в самописцах чего стоят (да, это — впечатляет, это — сильно).

Однако, при всём при том, остаётся в книжке сей нечто такое, что трогает душу неизмеримо сильнее любых адекватностей более совершенных футур-прогнозов. Тогда, в той далекой советской Реальности, вот такая Фантастика напрочь отсекала чувствительность к «родимым пятнам будущего краха» — к очередям за дефицитом, к маразму высшего руководства и т.п. Потому как содержание книжек рассматривалось в качестве вполне реального будущего наших внуков (ну, или пра-пра-внуков, не суть, при том состоянии «конкретики мечты», что имел место быть, это были совершенно несущественные, мелкие, ничего не значащие подробности. Главное — мы видели Цель, мы знали Путь, нам были понятны Способы и Средства. И это... было так... естественно, так МНОГОобещающе, и так... целесообразно, что выдумка научной фантастики — фактически — воспринималась как вполне очевидное продолжение Реальной жизни. И это было здОрово.

Именно по той же причине, уважаемый потенциальный читатель, при отсутствии у тебя лично некой, вот, такой ностальгии — книжка может вообще не затронуть ни душу ни сердце. Да, это — вполне возможно

Оценка : 6
«Зачем жил человек?»
–  [ 4 ]  +

lammik, 31 августа 2020 г. в 10:45

Владимир Чесноков пишет стихи и прозу, но публикуются те всегда под фамилиями других людей, которые уверены, что именно они всё это и написали. А рядом с Владимиром в соседней квартире живёт Вениамин Кондратюк, у которого всё просто — работай и копи деньги на мотороллер, затем на мотоцикл, «Запорожец» и так далее. И только так и можно жить.

«Зачем жил человек?» — очень сложный вопрос и не имеющий одного ответа. Да, Чесноков служил своеобразным порталом в наш мир для мыслей, чувств и образов, наполняя смыслами жизнь не только окружающих, но и далёких незнакомцев, не ища при том материального. И это был его путь. Но всё же хочется мне сказать и пару слов в защиту Кондратюка. Не всем дано, и приземлённые люди нужны для того, чтоб было кому витать в эмпиреях. Честно прожить, всю жизнь работая и воспитав достойных детей — это, как по мне, уже не мало. И финальная истерика как-то плохо вписывается в выстроенный до того образ Вениамина, режуще восприятие диссонирует с ним.

Один из фирменных грустно-лиричных рассказов Виктора Колупаева, приправленных неявным юмором. Полагаю, именно такие и писал Виктор Чесноков.

Оценка : 8
«Июнь»
–  [ 3 ]  +

Sir Shorris, 25 августа 2020 г. в 20:31

Ни у одного автора ранее не встречал я такой идеи... Она кажется простой, будто бы лежащей на поверхности. Но сформулировать ее так точно, красиво и поэтично — настоящая удача и талант! Что заставляет нас, поддавшись внезапному порыву, оторваться от привычных дел и отправиться на поиски Красоты? Откуда берется в нас это томительное, неописуемое чувство, когда посреди ночи мы вдруг ощущаем манящий свет далекой звезды, в одночасье начинаем воспринимать мир в новых, невиданных красках? Одевшись наспех, бежим навстречу тенистым рощам или городским огням... прислушиваемся к чему-то... ищем что-то... А может быть это и есть —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
контакт? Обмен информацией с иным разумом?
Без слов и понятий, только на уровне чувств и ощущений... Ведь то, что мы не в силах понять, мы можем пережить! После этого ни один человек не остается прежним. Пусть на микрон, на одну клеточку — мы неизбежно меняемся в такие моменты, приобретаем и отдаем взамен! Каждая новая идея, формула, картина или музыкальное произведение — то, что приходит к нам в моменты внезапного вдохновения — не является ли это прямым следствием
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чувственного и эмоционального контакта, обмена с непостижимым для нас мыслящим существом, также находящимся в поиске?
Именно эту идею предлагает нам автор. Но насколько же сильны впечатления, когда читаешь этот рассказ впервые, и до определенного момента воспринимаешь все происходящее лишь как метафору! Ведь если отбросить гениальное фантастическое допущение — это и есть метафора. Пусть мы никогда не узнаем истинную разгадку, или же она окажется гораздо более прозаичной, зато многие из нас узнают в этом рассказе... себя!

Оценка : 10
«Вдохновение»
–  [ 4 ]  +

lammik, 23 августа 2020 г. в 08:18

Юрий Катков написал картину, показавшую важнейший момент его, Юрия, жизни — погрузку угля на баржу в годы войны. Но каждый из зрителей видит на картине что-то своё, оживляя воспоминания о посещавшем вдохновении. Счастливые люди. Ведь есть и те, кто на картине ничего не замечает...

Насколько же самобытен Виктор Колупаев, что сумел написать короткий рассказ про вдохновение, не похожий ни на что читанное ранее да еще и поместить в него саму по себе сильнейшую историю про военное детство. При этом самым поразительным является то, как этот человек сугубо технического склада судя по биографии, умудряется порождать мощнейшие читательские эмоции своей прозой.

Оценка : 8
«Газетный киоск»
–  [ 6 ]  +

lammik, 22 августа 2020 г. в 10:01

Грустный лиричный рассказ, пронизанный бытовым волшебством, о газетном киоске в холодном сибирском городе. В киоске том работает Катя-Катюша, которой никогда не скучно, ибо работа у неё огромной важности и ответственности.

Виктор Колупаев написал не о том, как здорово предвидеть будущее хоть на один день вперёд. Рассказ именно про те самые духовные скрепы, над которыми сейчас так модно потешаться. Здесь все чужую боль воспринимают как свою. И в больницу отправились всей конференцией, и доклад Дмитрия Егорова вдруг из пустышки сразу стал перспективным, ведь тому никак нельзя уехать сейчас из холодного Усть-Манска. Пусть у этих хороших людей всё будет хорошо!

Оценка : 8
«Жизнь как год»
–  [ 3 ]  +

Hengest, 02 августа 2020 г. в 20:02

Образец прекрасной, умной и притягательной литературы. 12 характеров, 12 состояний души, 12 месяцев, 12 оттенков человеческой жизни, оттенков разнообразных, но очень цельных. К чтению этой книги нужно быть готовым, кому-то она придется не по душе, новеллы не пробежишь взглядом за пару часов, в них погружаешься, возвращаешься, проживаешь снова. Не стал бы определять жанр произведения, да и не столь это важно, главное, что новеллы — талантливая проза, буквально жемчужина в творчестве автора

Оценка : 9
«Качели Отшельника»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 06 июля 2020 г. в 10:01

К сожалению второй сборник Виктора Колупаева, изданный в серии «Библиотека советской фантастики» в 1974 году, оказался далеко не таким ярким, неожиданным и самобытным, как дебютный «Случится же с человеком такое...» 1972 года. Нет, он совсем неплох, но, увы, уже гораздо более традиционен, чем первый. И если два рассказа из помещенных в книгу пяти («Билет в детство» и «Город мой») ещё написаны в духе предыдущих вещей автора, то тот же, например, «На дворе двадцатый век» — это самая что ни на есть маленькая хроноопера, причём очень небрежно написанная. А «Оборотная сторона», это уже дальний космос, хотя еще не столько приключения, сколько психология. И, наконец, «Самый большой дом» — рассказ как бы переходный от прежнего Колупаева к нынешнему: тонкая лирика и традиционная фантастика.

О повести «Качели Отшельника» наверное и говорить особо не надо — слишком популярной она была у читателей долгие годы. Вот это уж точно приключенческая фантастика без дураков: дальний космос, таинственные сооружения на дикой планете, неожиданные повороты сюжета и тайны, тайны, тайны....

Сборник очень неплох и, в то же время, вызывает чувство некоторого разочарования — ожидания после первой книги оправдались далеко не полностью :(.

Оценка : 8
«Качели Отшельника»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 05 июля 2020 г. в 18:09

Конечно же, сегодня эта повесть уже не производит того впечатления, что в далёкие 70-е — тогда и читатель был не такой начитанный, и книги о приключениях в космосе можно было пересчитать по пальцам. Однако и сегодня «Качели Отшельника» выглядят вполне читабельно, во всяком случае ничуть не хуже многочисленных опусов современных отечественных писателей-фантастов.

Основное достоинство повести — это, без сомнения, её увлекательнейшая полудетективная приключенческая составляющая, довольно запутанная и немного бестолковая, на, в общем-то, вполне складная. Поэтому, в первую очередь, книга должна привлечь внимание тех читателей, которые ещё не знают её содержания.

При повторном же чтении, когда сюжетные перипетии интересуют в гораздо меньшей степени, на свет начинают выползать и недостатки произведения: поверхностность в изложении, наивность (ну кто проводит такие эксперименты, не поставив никого в известность), театральность и даже некоторая экзальтированность в поведении героев, ну и, естественно, заметно устаревшая техническая составляющая (мешки с письмами, доставляемые работающим на Отшельнике, радист, то и дело переключающий тумблер «Приём/передача» и далее в том же духе).

Но это, в общем-то, всё мелочи, зато повесть прекрасно, очень легко читается, а многочисленные анахронизмы даже придают чтению некоторую пикантность и шарм :).

Оценка : 7
«Настройщик роялей»
–  [ 5 ]  +

lammik, 30 июня 2020 г. в 17:22

Ходит по городу настройщик. Днём он настраивает музыкальные инструменты, позволяя им звучать так, как должно. А вечером, после работы, настраивает будущее звучание целого города. Ведь если детские души будут порождать только чистые ноты, то когда дети вырастут, гармония в их отношениях друг к другу сохранится. И мир станет чуть лучше. В этом, а не в раздаче конфет и игрушек, смысл финала рассказа.

А ещё в «Настройщике роялей» есть масса по-настоящему смешных моментов, каждый из визитов мастера подан с юмором. Притом все клиенты старого настройщика получают немного счастья, в том числе и не самые приятные, исправлять их уже поздно, но и диссонанса в городской мелодии станет меньше.

Оценка : 8
«Девочка»
–  [ 3 ]  +

lammik, 30 июня 2020 г. в 16:29

Однажды на пороге квартиры Григория Ивановича появилась девочка Оля. Оля всё знает про Григория Ивановича и называет его папой. Вот только никаких детей у него никогда не было, да и молод Григорий для того, чтобы быть отцом восьмилетней девочки.

Для меня удивительно, что имея техническое образование, Виктор Колупаев писал столь лирические рассказы, при этом оставляя огромные логические лакуны. Ведь даже если предположить, что девочка Оля

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
научилась спонтанно перемещаться в прошлое
, объяснить то, что Григорий Иванович видел с ней
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
постаревшего себя
никак не получается. Разве что у них это семейное.

Но в целом получился трогательный рассказ с любопытным механизмом перемещения во времени. Однозначно заслуживает прочтения каждым любителем фантастики, как и автор — знакомства.

Оценка : 8
«Случится же с человеком такое!..»
–  [ 3 ]  +

lammik, 30 июня 2020 г. в 07:10

Да не о «любовной геометрии» эта повесть, всё же не Юрий Поляков писал. Она о том, что женщина должна быть любима, а настоящий поэт должен страдать. Сытый и всем довольный поэт ничего масштабнее стихов для заводской многотиражки не напишет, будь он хоть трижды велик по мнению умной машины.

Ну а отношения Перекурина с Мирой завершились ровно так, как должны были, оставив яркие воспоминания и породив сильнейшие эмоции, а не стыдливое раскаяние и банальный адюльтер соответственно.

Оценка : 9
«Самый большой дом»
–  [ 6 ]  +

lammik, 29 июня 2020 г. в 11:30

Крайне насыщенный эмоциями рассказ. Чувства героев вызывают сильнейшее сопереживание — мужественный рационализм отца, мучительное смирение матери, космическое одиночество ребёнка, удивление и неловкость землян. А в тот момент, когда окончательно понимаешь произошедшее, с головой накрывает волна жалости к этой девочке с большой семьёй и самым большим домом. Ведь мы-то знаем, что дом — это там, где мама и папа.

По глубине эмоционального воздействия «Самый большой дом» могу сравнить только с булычевским «Можно попросить Нину?»

Оценка : 10
«Качели Отшельника»
–  [ 5 ]  +

lammik, 28 июня 2020 г. в 09:37

Экипаж грузопассажирской ракеты «Фиалка» во время возвращения на планету Отшельник в системе Севана не смог установить связь с исследовательскими базами на поверхности Отшельника. После посадки на поверхность количество загадок, в том числе страшных, стало очень быстро нарастать. Ясно только одно — на Отшельнике произошло нечто необычное и с катастрофическими последствиями...

Всё же у Виктора Колупаева мастерски получается вызвать читательские эмоции, в данном случае страх неизвестности. При этом авторский слог беден до примитивности. Прямо непонятно, откуда что берётся.

Идея, лежащая в основе повести настолько хороша, что найдись хороший стилист для работы над текстом, добавь он предысторию исследования Отшельника, раскрой прошлое отдельных персонажей — Вирта и Озы, Эрли и Лэй, Эзры, Юмма, Стаковского так, чтобы за сочетаниями звуков фамилий и имён проступили живые люди, получился бы фантастический шедевр мирового уровня. Ну и сама загадка произошедшего объяснена несколько сумбурно, вопросы неизбежно остаются.

Оценка : 8
«Качели Отшельника»
–  [ 11 ]  +

Darth_Veter, 27 июня 2020 г. в 23:24

Весьма неординарное произведение, прочитанное мной еще во времена благословенного ученичества. Помню, взял в библиотеке сборник «Фантастика-72» и... прочитал одним махом. Потому что первым по списку там стояла повесть Колупаева. Я по наивности думал, что там все творения приблизительно одного уровня. Увы...

Что запомнилось в «Качелях...»? Прежде всего, атмосфера Внеземелья, которая заставила меня полюбить космическую фантастику. Потом — детективная фабула, разгадка которой дается в финале произведения. Это был просто праздник какой-то! И, наконец, блестящий слог автора, который был понятен даже мне, тогда еще восьмикласснику сельской школы. Вот как нужно писать, господа современные авторы (едва удержался, чтобы не обозвать вас иным эпитетом)!

Раскрывать сюжет не буду, т.к. на нем вся фабула и построена. Спойлеры недопустимы в произведениях такого рода! Читайте — и обрящете...

А кому читать-то? Ну, если восьмиклассник-хорошист в конце 70-х все прекрасно понял, то... Делайте выводы!

Оценка : 9
«Билет в детство»
–  [ 6 ]  +

lammik, 27 июня 2020 г. в 14:33

Светлый лиричный рассказ с грустной ноткой давней тайны, перебиваемой, впрочем, заключительным аккордом надежды. В коротком рассказе читатель вместе с рассказчиком постоянно взлетает и падает на эмоциональных качелях. Радостное предвкушение встречи сменяется разочарованием, разочарование — надеждой, надежда — осторожным удивлением, удивление — умиротворением, умиротворение — страхом неизвестности, а страх — снова надеждой и ощущением, что всё будет хорошо и правильно.

Первая моя встреча с творчеством Виктора Колупаева. И уже по этому рассказу можно сделать вывод о своеобычности авторского взгляда на мир. С нетерпением продолжу знакомство.

Оценка : 8
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 7 ]  +

kagury, 18 июня 2020 г. в 20:54

Я смотрю, отзывы на фантлабе делятся ровно на две категории – половина восхищенных, половина – недоуменных. Боюсь, что я примкну ко вторым.

Начало было отличным. Из города Фомск по четным числам ходит фирменный поезд «Фомич». Но летом, на границе июля и августа нет четного числа. После 31-го сразу 1-е. А людям надо в Маград. Ну и поезд отправляют в 0-00 часов между этими месяцами. Вроде ничего не нарушили, а пассажирам приятно. Но очень быстро становится ясно, что в поезде творится что-то странное. То пришелец появится, то бабуся с неподъемными чемоданами (а уж что в чемоданах – это можно отдельную повесть писать), то время на станции замедлится, но только для стоящих в буфете.

В общем, целая куча любопытных заделов, которые постепенно превратятся в рутинные штуки как для обитателей поезда, так и для читателя (что обидно). Потому как, по сути, ни один из них не доведен до конца. К середине примерно книги монотонность повествования убивает и так вялую интригу, а одна трижды (!!!) повторенная фишка в отношении главного героя так и вовсе начинает раздражать.

Финал утопает в глубокомысленных размышлениях насчет «бойся своих желаний» и «будь человеком», которые сводятся к довольно прозаическому «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого», но поданному под довольно специфическим соусом который мне категорически не пришелся по вкусу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собственно, по мысли автора – единственная ценность для человека – это его дети. Поэтому ради ребенка можно запросто пренебречь любыми желаниями других людей. А желания – это вообще зло. Причем, любые. Эдакая проповедь в стиле буддизма, но в отличие от этой философии, совершенно неаргументированная. Ничего не желай, живи, как живется, и этим ты сохранишь мир и стабильность. Т.е. вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею» у автора задают только отрицательные персонажи, погрязшие в грехах. Персонажи положительные – вопрос своих прав (в любом контексте) даже не поднимают.

В общем, если дочитать до моральных разборок (т.е. до конца), то даже есть что обсудить. Но стоит ли того, сомневаюсь. Ибо, честно говоря, написано скучно. А вот фильм можно было бы снять очень неглупый и с эффектной толикой абсурда.

Оценка : 5
«Самый большой дом»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 02 июня 2020 г. в 11:13

Понятно, что сказка. Но сказка красивая, лиричная, добрая. Как это здорово, когда вся наша планета, вся наша Земля — это твой дом, а все окружающие тебя люди готовы в любой момент откликнуться на обращения «мама» и «папа».

Очень добрую, очень душевную вещь написал Виктор Колупаев. К сожалению, лишь он один у нас в стране мог писать ТАКУЮ фантастику. Даже понимая, что это всего лишь сказка, нельзя не испытывать сильнейших эмоций, читая такую трагичную и, в то же время, такую светлую историю....

Оценка : 9
«Фирменный поезд «Фомич»
–  [ 5 ]  +

Incnis Mrsi, 25 мая 2020 г. в 11:55

Начиналось (и до середины примерно держалось) как вполне добротная фантастика 1970-х в жанре ужасных чудес, пускай и ничуть не оригинальная. Налицо подобающие эпохе культурные отсылки: есть и перекрашенная синяя бутылка, и перекошенные миражи «Соляриса», и даже отдалённые параллели с «Убиком» Ф. К. Дика… но всё — в советском антураже и объясняется с позиций диамата. Ну и страницы морализаторства — советская традиция, увы.

Плюс кое-что с задворок сознания самого Колупаева. Судя по «Июль» и «Сентябрь» (из цикла «Жизнь как год» того же автора), у него явно были проблемы с несостоявшейся семьёй. Итак, инопланетянин Е Меля по своему хотенью сделал Артемию жену и детей в обход всех стандартных процедур.

Но Колупаев, очевидно, не умел доводить до ума сюжет никакого произведения длиннее трёх страниц. Накал нетривиальной (и, несомненно, опасной) ситуации понемногу спал, люди уверены в нормализации и устранении опасности… а с какой, собственно, радости? Ведь ясно же, что источником чудес являлся не состав, который они покинули, а сказка про электробритву как таинственный макет выглядит немногим более убедительной, чем другая про нуль-упаковку. И решительно не нравятся повторы одних и тех же сцен по нескольку раз. И нафиг не нужные ксенофантастические вставки. Читать эту писанину будет нудно, и в общем-то этого автора я к прочтению не рекомендую.

Оценка : 4
«Любовь к Земле»
–  [ 2 ]  +

Incnis Mrsi, 24 мая 2020 г. в 21:17

Завязка обещала нечто очень интересное: член межзвёздной экспедиции найден в состоянии амнезии в месте, похожем на планету Земля. Причём найден

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
командиром своего корабля, мчащегося в это самое время сквозь пространство.
Но вся интрига оказалась бездарно слита. Если перемещение происходит на настоящую Землю неким физическим способом, то откуда тогда амнезия Эспаса? Если предположить, что загадочное место — настоящая Земля, где у беглецов при себе имеются скафандры и персональные коммуникаторы, то почему им тогда не верят, а коммуникаторы не получается заставить работать?

Оценка : 5
«Город мой»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 30 апреля 2020 г. в 11:27

Ещё один красивый и лиричный рассказ от самого неожиданного, самого необычного отечественного писателя-фантаста. Рассказ в котором мастерски переплетены любовь к своему городу и отчаяние из-за невозможности сделать его красивым, светлым, удобным для людей.

Сюжет произведения, как это часто бывает у Виктора Колупаева, для традиционной фантастики явно необычен и рождён, в общем-то, практически из ничего. Все мы, жители городов того времени, о красоте своих городов как-то и не задумывались — главное было получить отдельную квартиру, выбравшись в неё из барака или коммуналки. А для этого надо было строить как можно больше жилья — жилья дешевого, а поэтому стандартного и простого.

Но были, оказывается люди, которые уже в то время мечтали о красивых, непохожих друг на друга домах и улицах, о прекрасных светлых зелёных городах. Вот всего этого и хватило Виктору Колупаеву, чтобы написать тонкий, грустный, лиричный рассказ. Рассказ, который вряд ли оценят молодые любители приключений и который наверняка придётся по душе читателям, которые ценят в фантастике не только острый сюжет.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх