Генри Лайон Олди отзывы

Все отзывы на произведения Генри Лайона Олди



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 3684

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 70 71 72 73 74   (+10)»   (+25)»»

«Дракон и карп»
–  [ 6 ]  +

bubacas, 12 марта 2024 г. в 14:50

Сложно всё-таки писать отзывы на книги, которые искренне понравились. Любые восторженные эпитеты кажутся одновременно и недостаточными, и избыточными... и слишком пресными, и через-чур вычурными... Поэтому постараюсь обойтись без особых восхвалений.

Уровень первой дилогии (и общий уровень качества) выдержан. При этом ощущения вторичности не возникает. Рэйден-сан значительно повзрослел, вплоть до того

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что крайне удачно женился

и обрёл долю внутренней уверенности. Мир вокруг него тоже повзрослел... стал как-то мрачнее, что ли... опаснее... Хотя, возможно, это сказывается моё собственное состояние. Ведь на конкретные признаки изменения тона и стиля повествования я указать не смогу. Да и, говоря откровенно, Тэнси должен вызывать у меня куда больший ужас, чем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
летающая голова. Пусть и повышенной кусачести...

А вот поди же ты.

Уход в полноценный мистический детектив, мне тоже пришёлся по душе. Хотя определение весьма условно. Потому как сами персонажи ничего мистического (в нашем, европейском, понимании) в происходящем не видят. Для них все эти деятельные духи, проклятые людоеды, волшебные амулеты и пр. — просто ещё одна сторона жизни. Столь же реальная, сколь служба, работа или поход на рынок за сладкими рисовыми колобками. Не поэтому ли, припечатай тебя уполномоченный чиновник красной печатью — то будь ты хоть дух, хоть демон, хоть будда — деваться-то уже некуда! Помнится, в другой книге некий китайский судья тоже демонстрировал неоспоримое превосходство земной бюрократии над всей этой распоясавшейся чертовщиной. :)

В целом: если Олди ещё когда-либо решат рассказать несколько историй о Чистой Земле, то я буду только рад.

Оценка : 10
«Nevermore»
–  [ 2 ]  +

galos_gann, 30 января 2024 г. в 18:16

Кратко и красиво. Автору удалось передать много эмоций и смысла всего лишь в одной странице. 🤩

Оценка : 10
«Кукольник»
–  [ 3 ]  +

Multihistorikk, 30 января 2024 г. в 07:21

Честно скажу, книга на любителя, для себя усвоил некий маленький подтекст: Что даже если по непредвиденным обстоятельствам — попасть в среду сродную с той в какую угодил наш главный герой «Лючано Борготта», то непременно надо всеми мыслимыми и немыслимыми способами бороться, для чего нужна эта борьба, да, лишь для того, чтобы не стать марионеткой, роботом — который не имеет своей самостоятельности, а лишь зиждется на приказах и командах. Ведь для «Лючано Борготта по прозвищу Тарталья» считалось неприемлемым слияние с этой одурманенной, бессознательной, массой рабов-роботов. Правильно, наверное, полагал он, что поглощение его — этой повседневной рутинной, может стать отправной точкой для конца его осознанности. Ведь самое главное сохранить своё Я, сохранить своё сознание, не прогнувшись под суровы будни обстоятельств.

Оценка : 5
«Идущие за мной»
–  [ 3 ]  +

egorro.san, 13 января 2024 г. в 20:10

«И крича подпирали плечами

Это небо с обеих сторон.»

Короткая повесть, написанная летом 2022 на основе длящегося и сейчас. Формально некий спин-офф идеи с Саркофагом, в котором застряла Регина. Фактически, как часто бывает у Олди, история о выборе и его силе. Сюжет простой, но финал, тем не менее, удивил. Мастера, что взять.

Оценка : 8
«Сто страшных историй»
–  [ 4 ]  +

Corwin Morgan, 11 января 2024 г. в 10:11

Для меня цикл «Чистая земля» где-то с середины второй книги стал почти беспроигрышным вариантом в ситуации, когда хочется читать, но никакие другие книги из бэклога не цепляют.

«Сто страшных историй» точно не разочаровали. Традиционно книга содержит три рассказа, которые, впрочем, связаны сквозным сюжетом. Все три истории очень размеренно начинаются, авторы делают упор на быт и антураж. После повествование разгоняется и к финалу несётся во всю прыть. И в плане писательского мастерства авторы точно знают, что делают — под конец первого рассказа меня накрыл катарсис, со слезами и всем прочим.

По тематике: содержимое оправдывает название — книга наполнена мистической атмосферой с добавлением некоторого количества «ужасов», но всё традиционно оправлено в детективную канву .

Честно говоря, несмотря на очевидную фентезийность, данный цикл стал для меня одним из источников исторической информации об Японии. Причём, тот же «Сёгун» Клавелла подаёт информацию об той стране как бы снаружи, от лица гайдзина; здесь же о жизни нам рассказывает «настоящий» японец.

Как итог — отлично!

Оценка : 9
«Бык из машины»
–  [ 5 ]  +

Double Black, 26 декабря 2023 г. в 10:16

Не знаю, вносят ли Олди сами эту книгу в Ахейский цикл. Я бы внес.

Герой не только должен быть один. Он должен быть героем.

А плащ на нем и туфли или туника с сандалиями – не имеет значения.

Поэтому на вопрос “где” у нас ответ – в Элладе. А когда … да какая, к Аиду, разница.

Поэтому врачует в славном городе Кекрополе добрый доктор Прокруст, поэтому служит прокурором непростой человек по имени Минос.

Поэтому работает конструктором в авиастроительной компании Дедал.

Поэтому бредет Тезей по своему лабиринту в поисках то ли Минотавра, то ли в безнадежных попытках понять, как устроено мироздание.

То ли … то ли потому, что он – герой из мифа. А герои, они не умеют иначе. Им не подвиг нужен. У них судьба особая. И там, где обычный человек пройдет мимо, ничего не заметив, герой протянет руку и спасет мир. А подвиг … это так, побочка. Злая ухмылка тетушки Ананке.

В наши дни, в альтернативном мире, все не меняется. Только декорации. Суть остается прежней. И люди, нет, не люди, герои восстают против богов. Как умеют.

За что я особенно люблю Олди, кроме совершенно бесподобного языка, так это за умение взять обычную историю, которая с детства знакома, и превратить ее в нечто совершенно иное. Выкрутить так, что сказка вроде как никуда не делась, но сказка, она сами знаете что. А добрым молодцам вдруг такой урок выпадает из книжки, что остается только челюсть подбирать.

Я не буду пересказывать сюжет. У Олди не бывает плохих книг. Только хорошие и очень хорошие. Но, если провести параллель, то помните “Трудно быть богом”? Так эта, как, впрочем, почти все книги ахейского цикла, про то, что трудно быть человеком.

А еще труднее встать с богами на одну доску. Все герои всех книг ахейского цикла пытаются это сделать. Кто лучше, кто хуже. Кто силой, кто умом, кто хитростью. Не у всех получается. Но пытаются все. Может, в том и есть настоящее предназначение героя – сделать шаг вовне рамок, в которых заключен человек, как в клетке. А подвиги … правильно, побочный эффект.

Так что книга, на самом деле, про это. Про рамки. Про то, можно ли смотреть богам в глаза и не отводить взгляда. А получилось ли … прочитаете, узнаете.

Оценка : 8
«Нам здесь жить»
–  [ 10 ]  +

MadRIB, 15 декабря 2023 г. в 13:59

Недалёкое будущее. Безымянный город, в котором легко угадывается родной для авторов Харьков. С пару десятков лет назад в городе произошло некое событие, после которого жизнь в нём изменилась кардинально – по улицам ездят двухколёсные кентавры, чтобы призвать горячую воду в трубы необходимо принести в жертву булку хлеба духам водопровода, а заговоры и молитвы имеют реальную силу. Многие уехали, но многие и остались, потому что им здесь жить. Например, писателю Алику Залесскому. Однажды он пожалел своего странного соседа, и оказался втянут в криминально-мистические разборки, которые могут изменить судьбу не только самого писателя, но также всего города, а, возможно, и целого мира...

Лет десять-двенадцать назад я начинал читать эту книгу и не одолел даже сотни страниц. Сейчас, взявшись за чтение и перечитывание книг Андрея Валентинова, к двухтомнику я приступил я с опаской, потому что воспоминания о предыдущей попытке остались самые тягостные. Но раз уж решил ознакомиться со всем, что написал автор, придётся разобраться и с его совместными работами. Даже если они совместные с Г.Л. Олди (читательские отношения с этими ребятами у меня и вовсе не сложились). И знаете, лучше бы я домучил эту книжку тогда, с десяток лет назад. Потому что по нынешним временам «Нам здесь жить» чудовищно устарели. Они устарели и тогда, в 2010-м, но всё же чуть меньше.

Попробую объяснить почему.

Во-первых, как пишут сами Олди в предисловии, задумали они «Нам здесь жить» в 1995 году, а закончили в 1999-м. Это чувствуется. Перед нами типичная постсоветская книга, написанная авторами, пребывающими в фрустрации от происходящих вокруг изменений. Распалась страна, вроде потянуло воздухом свободы, но кризис следует за кризисом, в политике бардак, на магазинных полках голяк, то, что было раньше – муторно и тошно, то, что случится в будущем – непонятно и страшно, а здесь и сейчас друг в друга стреляют менты и бандиты. Чувство потерянности наполняло русскую культуру, и, разумеется, не могло не просочиться в фантастику. Например, в 1997-м Лукьяненко выпустил «Осенние визиты» со схожей атмосферой и таким же мессианским сюжетом. Возможно, оттого и «выстрелил» в конце девяностых Акунин с его фандорианой (с 1998) – читатель сбежал от депрессивного мрачняка в хрустящий французской булкой XIX век. С другой стороны, нельзя сказать, что на постсоветском материале нельзя написать что-то бодрое – «Посмотри в глаза чудовищ» (1997) Лазарчука и Успенского остаётся задорным и интересным чтивом. В отличие от «Нам здесь жить».

Во-вторых, «Нам здесь жить» – это смесь «Понедельник начинается в субботу», «Пикника на обочине» и «Града обреченного». Казалось бы, что такого? Стругацкие – это же золотая классика! Но их творчество нанесло русскоязычной фантастике глубокую травму, которая никак не затянется даже спустя двадцать лет с выхода последнего из романов последнего из братьев. Как только пишущий на русском языке автор собирается сочинить серьёзную философскую и/или социальную фантастику, выясняется, что этого автора в юности сильно ушибли по голове собранием сочинений братьев Стругацких, и бегут по страницам бедного ушибленного автора рефлексирующие интеллигенты с гениальной рукописью за пазухой, излагается под звон бутылок кухонная философия, бессильные мира сего пасуют перед сильными мира всего, бюрократы не понимают мятущуюся душу чувствительного советского инженера на сотню рублей, таинственные эксперименты и необъяснимые чудеса расцветают в стиле коммунистического маг.реализма, и всё это оказывается сдобрено недосказанностью, открытыми концовками и прочими белыми от бешенства глазами. Кстати, насчёт «Бессильных мира сего» – эту последнюю свою книгу Борис Стругацкий выпустил в 2002-м, и она тоже была о 90-х и тоже изрядно плохо состарилась даже к моменту своего издания.

Ладно, бог с ним, а что же там с качеством текста?

Ну, как я и говорил выше, с творчеством Громова/Ладыженского у меня не задалось. На мой вкус, их попытки писать красиво и необычно приводят к словоблудию, кривоватым и вычурным формулировкам, хромающему ритму и постоянным непонятками, возникающим не столько из намерения авторов заставить читателя подумать о сути сказанного, сколько из непонимания, а что авторы вообще хотели сказать. По меньшей мере, так было с ранними их произведениями. Говорят, что сейчас ситуация исправилась, но выяснять это особого желания у меня нет. Поломанный темпоритм, неотстрелявшиеся чеховские ружья, вставная повесть, пришитая к тексту белыми нитками, ведущие в никуда эпизоды (временами, конечно, изобретательные, но всё же неуместные) – все эти проблемы наличествуют в главах «Нам здесь жить», принадлежащих перу Олди. Опять же, из предисловия к книге понятно, что писалась книга в муках и авторам не очень давалась, но получился совсем уж монстр Франкенштейна. Кроме того, из погружения выбивают не только стилистические неровности, но и неуместные отсылки авторов на самих же себя – то персонажи вспомнят о существовании писателей Олди и Валентинова, то обсудят гипотезу Олд-Шмуэля... Наверное, Громов/Ладыженский хихикали, когда это писали, но как по мне – детский сад какой-то.

Главы, написанные Валентиновым... Ох... Я не могу представить, как автор «Дезертира», «Овернского клирика» и «Флегетона» мог выдать подобное. Чисто стилистически – это дно. И дело в не в качестве текста – менее качественно написанные главы Олди читаются приятнее. Просто история прокурора Эры Гизело – это эталонный образчик низкопробной криминальной макулатуры, порочное слияние серии книг про Каменскую и серии книг «Спецназ ГРУ». Уголовная бытовуха, блатная феня, разборки «братков», честные менты, продажные политики, дешёвый клубный и ресторанный гламур 90-х – всё слилось в этих главах в какой-то омерзительный коктейль. С одной стороны, тебе вроде как и интересно, что будет дальше, а с другой – тебя просто корёжит от такой манеры повествования. Более того, кажется, именно из-за вмешательства Валентинова потенциально неплохая история скатилась сначала в стандартное противостояние добра и зла с библейскими аллюзиями, а потом в плохонький боевичок об уничтожении беспринципными политиками отдельного взятого города. Добивают хоть какие-то попытки воспринимать эти главы как что-то серьёзное очередная попытка подколоть Сергея Лукьяненко, который здесь выведен Валетиновым в качестве главы мафии. Да, Лукьяненко – фигура-то одиозная, но почему именно так? Почему здесь?

Негодующий читатель этой рецензии может воскликнуть: а что же хорошего в «Нам здесь жить»? Почему в 2000-м году роман получил номинации на «Бронзовой улитке» и «Интерпрессконе»? Во-первых, нестандартный сеттинг. Вся эта оккультная мумбо-юмбо с одноразовыми образками, жертвенными конфорками на газовой плите, двухколесными китоврасами, оберегами из проволочек и электродов, Месяцем-из-Тумана и чёртиками, взламывающими интернет кажется потенциально интересной, правда ровно до тех пор, пока не скатывается в криминально-ментовские разборки, махровую стругацковщину и размышления о судьбах мира. Во-вторых, атмосфера. Да, это атмосфера лихих 90-х и удушливой хтони, особенно ближе к финалу, где сюжет скатывается в откровенный фатализм и пессимизм, но, если лично мне эта атмосфера не нравится и идеологически претит, это не значит, что я отрицаю талант авторов при её передаче и изложению на страницах книги.

В итоге получается, что читать «Нам здесь жить» надо было тогда, в 1999-2000 году, когда бандитские разборки были ещё свежи в памяти, а на кухне за стаканом водки каждый второй рассуждал о Конце Света, и мнил, что знает, как обустроить территории бывшего СССР. Сейчас же, в 2023-м мне хочется сказать этой книге то же, что писал Бунин Есенину – «Проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой».

Оценка : 6
«Повести о карме»
–  [ 1 ]  +

NatKaKo, 10 декабря 2023 г. в 17:49

Прочитала. Сложно сказать, понравилось ли мне. Но что можно сказать точно, так это то, что я его дочитала, и вообще не жалею. Впечатлило ли? Наверное, да. Я буду читать вторую часть.

О героях — они как настоящие, не верите, тогда ознакомьтесь сами ;)

Оценка 7. Интересная идея, прикольная реализация... Ладно, мне понравилось.

Оценка : 7
«Кабирский цикл» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

WoroH, 01 декабря 2023 г. в 11:32

Ожидание чуда

В каждом своем отзыве о произведениях Олди я не устаю писать о сложности и специфичности их языка. Многие восхищаются им, типа какой образный, метафоричный, красивый. Я считаю, что когда весь, абсолютно весь, текст состоит из иносказаний, то он неусваивается моим мозгом ну никак. Одно предложение не стыкуется с другим. Читаешь абзац, не понял что прочел, опять по кругу, сообразил, но втыкаешься в следующий и не понял, как он соотносится с предыдущим. И вот это продирание через кусты можжевельника -мУка, не имеющая ни конца, ни начала.

Это же относится и к Кабирскому циклу. Да, есть антураж ближнего востока, разнообразие одухотворенного оружия, множество мелкого сюжета. А в результате в конце не вспоминаешь о чем книга.

Три романа в одном цикле посвящены одному месту событий (кабиру) в разные отрезки времени, позволяющим погрузиться читателю в этот мир и взглянуть на него с разных ракурсов. Но когда после прочтения не помнишь ничего, о чем прочитал, то нужно ли это? И тут какая-то остаточная память сообщает, что именно в процессе чтения иногда было художественно красиво. Не понятно о чем, но всё-таки. В интернете что-то не нашел краткое изложение понятным языком, хотя искал, пытался).

Будут у меня еще романы Олди. Периодически к ним возвращаюсь за красивыми вычурными оборотами и оригинальными идеями. Но давно уже понял, что ожидать.

Как алкоголик, который пьет не из-за того, что ему будет хорошо, а в ожидании, что ему будет хорошо.

Оценка : 5
«Блудный сын, или Ойкумена: двадцать лет спустя» [Роман-эпопея]
–  [ 3 ]  +

WoroH, 01 декабря 2023 г. в 11:27

Наконец-то, конец?

Как я рад, что наконец-то закончилась эта эпопея Ойкумены. Это муторное повествование ни о чем. Вроде неплохая задумка, мир Олди создали самобытный, но как всегда загубил всё их язык. Текст, сплошь состоящий из метафор, иносказаний, недомолвок читается ужасно. Тот случай когда слишком хорошо тоже плохо. Везде пишут, что сюжет очень богатый, но на самом деле его нет. Он может уместиться в обьеме абзаца. По абзацу на каждую часть эпопеи. Весь сюжет, состоящий из множества мелких каких-то незначимых событий, как пюре, размазанное по тарелке.

Единственное мне нравится, что Олди умеют придумывать очень звучные имена героев. Они им идут, и их нравится озвучивать.

В итоге скажу, что буду продолжать читать некоторые произведения Олди, которые держаться на слуху. Цикл «Путь меча» и «Бездна голодных глаз» точно. Но уже понятно, что ожидать, и возможно результат будет соотносится с ожиданием.

Оценка : 5
«Пасынки восьмой заповеди»
–  [ 8 ]  +

Manowar76, 22 ноября 2023 г. в 12:04

Пришла пора перечитывать Олди с начала.

Небольшая повесть, восточноевропейский колорит колорит.

Дети Самуила-турка. Воры, крадущие воспоминания и умения.

Марта и её верный не-пёс Джош.

Про авторские вселенные. Пожалуй, вряд ли кто-то до меня проводил параллели между «Пасынками» и относительно свежим роман-вестерном авторов «Чёрный ход». А я проведу. Во-первых, в Лабиринтах Души, по которым ходят воры воспоминаний, существует некий Чёрный Ход. Во-вторых, мужских персонажей обоих романов зовут Джош. Ни за что не поверю, что у авторов так случайно получилось! Как минимум — пасхалки.

Читал? Не читал «Пасынков» раньше? Если и читал, то забыл всё до слова.

В первую очередь это прекрасная жанровая проза. Авантюрная мистика в декорациях начала Нового времени и с польским колоритом. Погони, дуэли, похищения, договор с нечистой силой и его нарушение.

Четверо приёмных детей Самуила-турка умеют воровать воспоминания у других людей. Очень удобный навык. Каждый прекрасно устроился в жизни: воевода, аббат, купчиха, компаньонка дворянки. На их пути встаёт сам дьявол, Великий Здрайца.

Сюжет закручен лихо и безупречно. Ни одного лишнего действующего лица. Все ружья выстрелили.

Такое ощущение, что теперь именно эту вещь буду рекомендовать, как эталон ладно скроенного романа.

Объём небольшой, читается восхитительно!

10(ШЕДЕВР)

Оценка : 10
«Одиссей, сын Лаэрта»
–  [ 6 ]  +

sergej210477, 15 ноября 2023 г. в 00:47

Историческое фэнтези. Или, мифологическое. А, может, героическое. Вместе со всем этим, ещё и эпическое. Ну, или, красивая сказка для взрослых, про времена, когда боги общались с людьми напрямую, когда герои убивали чудовищ, а после своей смерти, становились богами. Или, оставались смертными людьми. Легенда про Одиссея с острова Итака, сына Лаэрта-пирата, мужа Пенелопы.

Как всегда, у Олди, в древнегреческом цикле книг, роман состоит из двух частей:

— Первая, про детство и юность Одиссея.

— Вторая, про Троянскую войну и долгое возвращение домой.

На мой взгляд, первая книга ярче, интересней. Мир ребенка и подростка, семья, взросление. Вторая — намного сложнее, труднее к восприятию. Но, это, субъективно.

Вообще, как мне кажется, все четыре книги этих писателей про Древнюю Грецию, практически, похожи друг на друга как братья-близнецы. Меняются герои, но, остальное остаётся. Сюжетное построение, стиль, язык. Трудно решить, какой роман сильнее, увлекательнее.

Если сказать, что запомнилось и понравилось больше всего, то это — атмосферность и язык.

Полное погружение в созданный авторами мир древнегреческих мифов. Живая, яркая и солнечная вселенная. Море, острова. Горы и леса. Храмы и города. Волшебный, «теплый» мир, с красками, звуками и запахами. Сказка. Именно та атмосфера мифов Древней Греции, которую я почувствовал ещё ребенком, впервые познакомившись с этим эпосом.

Да, и, сказочный язык. Читать одно удовольствие. Где-то, величественная поэзия. Где-то, простонародный жаргон. Стилизация «под Гомера» органично сплелась с порой грубой и циничной народной речью.

Любителям мифов и легенд Древней Греции книга должна понравится. Наверное, получилось классическое изложение истории Троянской войны. Ну, разве, несколько непривычный и оригинальный образ Ахиллеса. В остальном — несколько расширенное, но, в общем, каноническое видение мифов и песней Гомера.

Что мне не хватило?

Наверное, лишь слишком «быстрого» возвращения Одиссея на Итаку. Я, думал, что самые интересные приключения ещё впереди, ведь на пути домой, герой, должен был преодолеть столько опасностей, и, разных лишений! Но, классический вариант мифов Г. Олди несколько упростили. Или, скорее, усложнили. Одиссей здесь возвращается не из Трои, а, с другой стороны космоса, путешествуя через время и свое сознание.

Поэтому, я бы не сказал, что это — лёгкая развлекательная книга.

Но, роман хорош! Заставляет читателя прожить яркую жизнь вместе с главным героем.

Оценка : 7
«Одиссей, сын Лаэрта»
–  [ 3 ]  +

Xzander, 03 ноября 2023 г. в 16:45

Тяжеловато читается. Язык Олди прекрасен. Но вот про Одиссея тяжеловато читать. Вероятно, и писать было тяжеловато — от лица сумасшедшего попробуй, придумай!

Очень своеобразное произведение, но интересное.

Идём дальше, ко внуку Персея..

Оценка : 7
«Внук Персея»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 17 октября 2023 г. в 14:52

Хороший, «теплый» и атмосферный роман, основанный на переработке и дополнении мифов Древней Греции.

Вообще, на мой взгляд, книги Г. Олди из «древнегреческого цикла» похожи друг на друга как братья-близнецы. Опять дилогия. Снова, в одной книге описана молодость героя, в другой — зрелость. И, вновь, как мне кажется, первый роман получился ярче и интереснее второго.

Лично для меня, главное достоинство этого произведения — атмосферность и великолепный язык. Вернее, мастерская иллюзия, стилизация «под Древнюю Грецию». Ведь, современная, туристическая Греция, ее природа, памятники архитектуры, руины древних городов, речь жителей — это совсем не то, что было тысячелетия назад. А потом, мир, созданный Г. Л. Олди — фантазия, выдумка, мир мифов и легенд, богов и героев. Сказка. Фэнтези. Но, писатели заставляют читателя поверить, что он оказывается в именно той реальности, и, что персонажи говорят на этом сочном и образном языке.

Чеканная речь. Богатая, «вкусная». Где-то, как стихи, где-то, наоборот, простонародная, но, не менее выразительная. Хочется читать медленно, неспешно, получая от этого удовольствие.

Солнечный, теплый мир. Море, горы. Мраморные храмы. Величественные города. Темные зелёные леса.

И, герои, живые и настоящие. Легко и непринужденно погружаешься в их образ, и, мгновенно, видишь мир через их глаза.

Что до сюжета — скучно не будет!

Первый роман, для меня, был ярче, увлекательнее. Главный герой, скорее, знаменитый Персей, чем его внук, подросток Амфитрион. Потом, про детство персонажей читать, наверное, легче и увлекательнее.

Вторая книга, чуть сложнее, запутаннее. Амфитрион вырос, но, чтобы стать великим героем, как его дед, нужно очень и очень постараться. А, потом, ведь он — «Амфитрион, сын хромого Алкея, а не Персей — сын Зевса«! У каждого своя судьба... В общем, второй роман хорош, но, повторюсь, как и в других дилогиях этих авторов, наверное, чуть слабее, более затянутый, чем первая книга.

Прочитал с удовольствием, но, всё же, лёгкой и полностью развлекательной, я этот роман не назову. Всё-таки, это книги для неторопливого, вдумчивого чтения. Есть над чем задуматься, что осмыслить.

Если сравнивать с другими книгами данного цикла Олди, но, наверное, истории про Геракла, Одиссея и Беллерофонта, на мой взгляд, будут чуть поинтереснее. Но, это очень субъективно.

Отличная вещь для любителей мифов Древней Греции.

Оценка : 7
«Вложить душу»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 27 сентября 2023 г. в 10:41

Я сначала думал — как я вообще мог пропустить повесть Олди. Потом стало понятно — это вложенная история в романе «Нам здесь жить». Там ее когда-то и читал.

Побережье Америки. Мистическая акула. Бар в прибрежном поселке как декорации для детективной пьесы.

Олди хороши.

Ещё одна история о начале конца света, на этот раз с колоритом маори.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Повести о карме»
–  [ 2 ]  +

Laen, 25 сентября 2023 г. в 19:12

Честно говоря не поняла за что такие оценки и отзывы. С трудом прорвалась через первую половину книги

Японский антураж, казалось бы, должен давать дополнительную интригу, оставлять приятное послевкусие после прочтения. Но атмосфера скорее превращается в декорации маленького провинциального театра. Идешь по тексту и как будто спотыкаешься и натыкаешься на предметы японской культуры. Смотришь здесь немного чайной церемонии, здесь восточная беседа с взаимным обменом любезностями, где-то натыкаешься на японские слова и названия предметов, или на размышления молодого человека, что приемлемо для самурая, а что нет, где-то вставлено хокку, где-то любование сакурой. Через сцены японской пьесы продираешься, словно через вязкое болото, на мой взгляд.

Олди мастера взять и погрузить читателя в альтернативный мир, а затем медленно и вдумчиво вести через него. Здесь это сыграло в минус, очень скучно читать. Персонажей немного, события развиваются постепенно, в основном все основывается на размышлениях молодого героя.

Детектив — это загадка, интрига, взаимные обвинения, поиск доказательств и постепенное разматывание клубка. «В повести о карме» от детектива осталось мало. На мой взгляд, созданная альтернативная история гораздо интереснее и возникает много вопросов об обустройстве мира в целом

Оценка : 5
«Шерлок Холмс против марсиан»
–  [ 6 ]  +

Лунатица, 22 сентября 2023 г. в 12:25

Браво!

Это вполне можно назвать литературным капустником. Если только такое слово приложимо к драматическим и трагическим событиям повести. Стилизация — просто пальчики оближешь. Атмосфера неуловимо соединяет в себе и драматизм и налет фантасмагории.

Да, смешение коней-людей-персонажей. Но каждый представлен вполне достойно и не кажется в сюжете чужеродным элементом.

Шикарный Холмс в своих лучших проявлениях: острый аналитический ум, проницательность, невозмутимость, бесстрашие. Преданно и добросовестно исполняющий свой долг Уотсон. Прелестная в своих талантах юного техника Адель. Простодушный и такой позитивный грузчик Том, неуловимо напомнивший кого-то из героев то ли Марка Твена, то ли О.Генри. И другие.

И финал не выглядит неуместным. «Вот хозяин гасит свечи / Кончен бал и кончен вечер». Мы же понимаем, что это был всего лишь капустник. Который будет долго, с удовольствием и легкой ностальгией вспоминаться. Маленький кусочек прорыва в сказочную реальность.

Оценка : 9
«Циклоп»
–  [ 2 ]  +

NS 123, 16 сентября 2023 г. в 22:13

Не совсем мой жанр все эти жвала и щупальца, но прочитала с интересом, потому что плохих вещей уважаемые авторы не пишут. Образный язык, живые персонажи, непредсказуемый сюжет, в котором сложно разобраться — все эти камни, маги, чудеса, интриги... Хотя где-то немного Геммела напомнило с камнями Сипстрасси, но это наверное просто навеяло.

В общем, хорошая добротная фэнтези с интересными идеями и героями

Оценка : 8
«Герой должен быть один»
–  [ 6 ]  +

flying_kitten, 14 сентября 2023 г. в 12:28

В детстве одной из любимых книг у меня были «Легенды и мифы древней Греции» Н. А. Куна, да и в общем и целом, древняя Греция влекла к себе своим искусством и эстетикой. Разного рода исторические, псевдоисторические и фантастические книги на эту тему я читал и продолжаю читать, первая любовь — самая сильная, так сказать. :) До «Герой должен быть один» я уже читал две другие книги авторов, так что их фирменный стиль я уже знал и полюбил, да и тема книги была мне интересна, так что издание 1996 года из серии «Далёкая радуга» было приобретено и прочитано, несмотря на страхолюдную обложку.

Олди довольно чётко придерживаются общей канвы мифов о Геракле, но дьявол, как известно, в деталях, и вот тут то авторы дали волю своей фантазии. Герои и боги из пыльных мраморных статуй превращаются в живых людей, со своими способностями и недостатками, пунктиками и вредными привычками. Книга о взрослении, одиночестве и игре с шулерами-богами их колодой. Книга, в которой подвиги совершаются потом, кровью и трудом живыми людьми. Книга, которая заставляет задуматься. Человеческий, скажем так, взгляд на историю Геракла.

Роман в фирменном стиле Олди наполнен множеством постмодернистских фишечек, намёков и пасхалочек, что его ничуть не портит, легко читается, но при этом отнюдь не легковесен.

Оценка : 9
«Вложить душу»
–  [ 1 ]  +

omaksimov, 13 сентября 2023 г. в 04:42

Достаточно интересный но немного искуственный / надуманный рассказ. Действие перенесено в заброшенный рыбачий городок на побережье Южной Каролины. Большинство героев местный люмпен-пролетариат (red-neck). К ним в нагрузку показаны придурковатый профессор, язычник с остовов Полинезии, и непонятно как туда попавшие эмигрант-алкаш из Харькова со своим сыном. Ещё присутствует акула каким-то образом тоже приплывшая из Полинезии (наверное через Панамский канал). Герои вышли слишком карикатурные, очень много монологов, все изъясняються одинаково. Не самое лучшее произведение Олди.

Оценка : 7
«Картошка»
–  [ 1 ]  +

krakhno1, 30 августа 2023 г. в 15:58

Довольно симпатичный рассказ в антологии «Фэнтези-2005». Обыгрывает «Зачарованное место» в реалиях кравчуковско-раннекучмовской Украины. Пожалуй, слишком бойкий и быстрый рассказный стиль повестования немного портит дело. Но читается интереснее, чем про чёрта, и не отгонит газетной юмореской

Оценка : 7
«Чёртова экзистенция»
–  [ 1 ]  +

krakhno1, 30 августа 2023 г. в 15:55

Прочитал в антологии «Фэнтези-2005». Если честно, чего-то не хватило, хотя чёрт был симпатичным. Многовато позднесоветской сатиры, на уровне банальной юморески в областной газете тех времён, карикатур с чертями в «Перце».

Оценка : 5
«Панская орхидея»
–  [ 0 ]  +

krakhno1, 30 августа 2023 г. в 13:18

Да не самый плохой рассказ в антологии «Фэнтези-2005». Но и не самый хороший. Опять не хватило длиннот. Последовательного подробного повествования с описаниями.

Оценка : 7
«Кукольник»
–  [ 2 ]  +

Dmitry, 21 августа 2023 г. в 12:37

Ставлю высокую оценку за эстетику миров   — куклы-марионетки и куклы-люди, театры, поэзия, дворяне и крепостные, рабы и рабовладельцы; новые цивилизации, пошедшие необычными путями. Необычность идей и интересное повествование. Философский смысл, заставляющий задуматься, в чем состоит свобода личности, свобода выбора, а что предопределено нашей психологической природой.Давно не встречал авторов, которые так продуманно подходят к идеям, к созданию миров.

Оценка : 8
«Литературная студия "Олди и компания" ("Роскон-2007")»
–  [ 2 ]  +

bbg, 16 августа 2023 г. в 13:46

Довольно интересная статья. Наряду с общеизвестными и/или интуитивно понятными вещами есть кое-что новое и лично мне неизвестное. Непонятно только, за что такая нелюбовь к конкурсам. Сочинители, они же авторы, участвуют в конкурсах по множеству разных причин. В частности, чтобы развлечься. Они тоже люди.

Оценка : 8
«Литературная студия «Олди и компания» (Роскон-2011)»
–  [ 0 ]  +

mputnik, 15 августа 2023 г. в 10:52

«…Я практик, я на стороне самой жизнеспособной твари…» — сказано литератором по поводу классической литературы в споре о фантастике.

Весьма занимательные диалоги.

Уверяю тебя, уважаемый потенциальный читатель

Оценка : 8
«Я возьму сам»
–  [ 5 ]  +

ustas235, 12 июля 2023 г. в 07:27

Книга не понравилась.

Много описаний, воспоминаний, размышлений, но а сюжета мало. Весь сюжет книги можно поместить на одну страницу, все остальное — требуха.

Фантастикой тоже назвать можно с натяжкой.

Главный герой не понравился — ему дали долгую жизнь и огромную власть, но он бедненький всю книгу мучается, что ему все это дали без его спроса.

Оценка : 5
«Карп и дракон»
–  [ 4 ]  +

ВладимирВас, 05 июля 2023 г. в 11:22

Не разделяю восторженные отзывы! Идея цикла имела перспективы, но авторы ее реализовали крайне скупо, прямолинейно. Без изюминок, серьезных интриг и сюжетных зигзагов. И язык написания хороший, и атмосфера передана, и персонажи живут, дышат и мыслят, но для меня не нашлось самого главного! Мы для чего читаем художественную литературу, тем паче — фантастику? Правильно, для эмоций и впечатлений, так вот, я прочитал две первые книги — никаких эмоций...все ровно, как на верстаке....никаких впечатлений, я закончил читать 3 дня назад и сейчас, перед написание отзыва напрягался, чтоб вспомнить, о чем я читал и было ли что-то крутое, а я, по рассеянности, запамятовал и сейчас неправду напишу...нет не было ничего яркого за две книги. Скучно, однообразно, предсказуемо и не ярко. Не рекомендую.

Оценка : 6
«Одиссей, сын Лаэрта»
–  [ 3 ]  +

ВладимирВас, 04 июля 2023 г. в 10:52

Первая половина романа мне показалась скучноватой. Помня, что первая книга цикла (о Геракле) тоже набирала обороты постепенно, я продолжил читать и и частично не ощибся. Частично, потому, что действительно роман набрал обороты и читался с интересом, но произошло это только ближе к концу и интересного чтива, в итоге, получилось не так уж и много.

Как и в романе «Герой должен быть один» автор позволил себе отойти от всего ранее написанного о Одиссее и додумать ряд незначительных и значительных моментов (конечно не до такой степени, как про Геракла, Одиссей в романе в единственном числе), но тоже весьма смело.

С Олди у меня сложные отношения. С одной стороны их романы мне нравятся и я не могу сказать, что это «плохая» (не интересная) литература, но с другой стороны я не читал у них ни одного романа, которым я бы не сумняшися поставил больше 7 баллов по местному рейтингу. Надеюсь у меня все впереди, так как значительно большая часть из работ мною нечитанная ;)

Оценка : 7
«Ойкумена» [Роман-эпопея]
–  [ 4 ]  +

noosman, 26 июня 2023 г. в 21:01

Высокий для меня рейтинг этой книги определен тем, что её можно несколько раз перечитывать, уже отлично зная сюжет.

Отсюда резюме — повествование о Лючано Борготте и связанных с ним персонажей отнюдь не исчерпывается сюжетом.

Претензии некоторых рецензентов, к подзаголовку «космоопера», или к странностям вселенной Ойкумены, мне кажутся надуманными. Почему она такая..? А почему наша Вселенная такая? Никто ведь доподлинно этого не знает. Поэтому примите как данность существование флуктуаций, энергетов и прочее и прочее. И читайте книгу — она о людях, оказавшихся в странных, порой невероятных условиях не по своей воле, и живущих в этих условиях, находящих выход в этих условиях. Книга, как и все произведения литературы — о людях.

Моя оценка — 10.

«Ойкумена» [Цикл]
–  [ 18 ]  +

Teabag, 26 мая 2023 г. в 20:05

«Ойкумены» как будто не существует. Цикл не входит в подборки «что почитать», которые во множестве можно найти в любой из соцсетей, и в разнообразных рейтингах обычно не упоминается. Правда, по прямому запросу в поисковике находятся статьи вида «Топ-10 миров Олди» — вот там «Ойкумена» есть, и после их прочтения остаётся чувство, что цикл схож с остальными произведениями авторов, и уж если не фентезийный, значит «пробный» в новом для них жанре.

А ведь именно в жанре всё дело. Стоящие космооперы появляются настолько редко, что гораздо проще ещё раз перечитать Нортон или Хайнлайна, чем найти что-то новое. Поэтому и ожидания от цикла были не очень высокими — если будет похоже ну хотя бы на «Звёздный Десант» — значит, уже неплохо.

И вначале похоже. Похоже не на Ханлайна, но неожиданно — на Кларка, Гамильтона, Азимова... список можно продолжить ещё не одним известным именем. Понятно почему — авторы ограничены рамками жанра, базовые принципы которого давно уже описаны. На этом фоне сами Олди как бы есть, но без отличительных моментов.

Затем ситуация становится обратной — постепенно проявляется авторский почерк. Повествование прирастает десятками действующих лиц, множеством планет и даже разных эпох. Сама космоопера, тем временем, уже не очень космо. Кажется, что сюжетно можно обойтись и без космоса, он нужен только как удобный инструмент для смены декораций — со сменой планеты с лёгкостью меняется и окружение.

А потом эти два подхода объединились во что-то совершенно невероятное. Космос уже не просто фон, который подразумевается в рамках жанра. Он — суть, основная идея, чуть ли не действующее лицо. И всё происходящее — вот именно что опера, в классическом её смысле. Текст теперь напоминает только одних авторов, авторов оперы — Олди.

Одна из трилогий, как по заказу — написана в стилистике «Звёздного Десанта». То, что требовалось, казалось бы. Но повествование уже вышло за рамки одной истории, и интересно не само по себе, а как часть невероятного по масштабу и глубине действия. При этом любая трилогия, если рассматривать её отдельно — цельное, достойное внимания произведение. Но всё вместе... да, космоопера, безусловно. Не развлекательно-ненапряжное чтиво в космическом антураже, а невероятно масштабная Космическая Опера, практически переосмысление всем известного жанра.

Это не попытка авторов написать что-то для себя новое, сыграть в новых условиях и посмотреть что будет. Это годы и годы труда, выписывания не только основной идеи но и десятков второстепенных. Описание множества рас, населяющих Ойкумену, а для каждой из них, и очень подробно — верований, деталей быта, особенностей «национальной» кухни, профессиональных тонкостей. И эти детали со временем формируют общую картину, захватывающую настолько, что время от времени приходится откладывать книгу, чтобы попытаться осознать прочитанное.

«Ойкумена» похожа на паззл, но необычный, многомерный. Такой, в котором каждая деталь связана не только с соседними — взаимосвязано буквально всё. Казалось бы, отдельная история закончилась, и пусть некоторые моменты в ней не объяснены до конца и вызывают вопросы, но время для новой. Однако каждая следующая трилогия дополняет и развивает общую картину, с тем, чтобы в итоге никаких вопросов и недосказанностей не осталось, а все сюжетные линии были завершены — что кажется вообще нереальным для цикла такого объёма и наполненности.

Олди ещё напишут много-много всякого. Или, быть может, не напишут ничего. В любом случае, «Ойкумена» — результат огромного труда и значимая часть их творчества. Цикл, который даже, пожалуй, не с чем сравнить. Написанное «классическими» авторами — к примеру, сравнимые по объёму «Основание» Азимова или «Дюна» Герберта — произведения своего времени, которые теперь выглядят целом довольно тяжеловесно.

Из современных «вымышленных миров» такого масштаба приходят на ум, конечно, «Звёздные Войны», тут никуда не деться, хоть это и довольно вызывающее сравнение. Но если серьёзно начать их сравнивать — «Ойкумена» — более цельная и непротиворечивая, проработана куда как лучше. Не говоря уже о том, что «Звёздные Войны» — киноэпопея, да и создавались они разными авторами и в разное время.

Хотелось бы, конечно, чтобы «Ойкумена» была бы хоть немного похожа на «Звёздные Войны»... Но только в одном — в популярности. Цикл этого достоин, а с современными возможностями компьютерной графики на таком материале можно снять просто потрясающую экранизацию.

Правда, это совсем уж фантастика.

Оценка : 10
«Песни Петера Сьлядека»
–  [ 2 ]  +

sergej210477, 20 мая 2023 г. в 23:48

Роман, состоящий из двенадцати самостоятельных повестей.

Путешествует по Европе бродяга-музыкант Петер Сьлядек. Играет на лютне, поет песни и баллады. И, главное, слушает необычные истории, которые рассказывают ему случайно встреченные на пути люди.

Начиная читать эту книгу, подумал, что это — фэнтези. Нет. Скорее, сказки, известные и классические, но, изменённые и вывернутые наизнанку. Есть притчи. Есть некие басни и философские поучительные рассказы. Народные предания. Смешение жанров.

Центральной сюжетной линии нет. Главный герой отсутствует. В каждой истории свой сюжет и свои персонажи.

Как всегда, пишут авторы ярко и вкусно. Богатый, образный язык. Приятно просто наслаждаться процессом неторопливого чтения.

Но, я не был в восторге. Нет, неплохая книга, просто, я ждал от данных писателей нечто иного. Не знаю, это сложно сформулировать. Г. Олди часто перефразируют и дополняют известные произведения, мифы, фольклорные эпосы. Здесь — подобное. Только, что-то, мне не понравилось. Может быть, слишком много разных сюжетов объединено в одну книгу. Или, не хватило мне главной линии. А, может, не очень понравилось, как вольно авторы обращаются с привычными именами и героями.

Впрочем, критиковать этот роман (ну, не роман это, никак у меня не получается назвать данную книгу романом, всё-таки, это — сборник рассказов) трудно. Лёгкая и приятная книга. Просто хорошая. Ну, а, если я сам завысил свои ожидания, то, это — мои проблемы. Поэтому, выставленная мной оценка очень субъективная.

Оценка : 6
«Дорога»
–  [ 4 ]  +

Warrapan, 18 мая 2023 г. в 19:50

«Ну надо же, сколько тут всего!» — именно эта фраза как нельзя лучше описывает замечательный роман украинских писателей с общим псевдонимом Г.Л. Олди. Тут вам и фэнтези, и научная фантастика, и антиутопия, и даже есть элементы сюрреализма. Обилие героев (притом картонных нет ни одного, а многие по-настоящему живые), огромное количество декораций и развивающихся зубодробительным переплетением сюжетных линий. Даже стиль изложения иногда претерпевает серьёзные метаморфозы (наверное, потому что над текстом работали двое). Есть сугубо развлекательные и забавные моменты, а есть страницы, пронизанные столь глубокой философией, что невольно принимаешь позу «Мыслителя». И главное, в отличие от прочих произведений с обилием героев и сюжетов, роман можно читать без блокнота с пометками о событиях — он прекрасно уживается в памяти, истории сами собой сплетаются в понятную, но очень изящную канву. Роман очень понравился, однозначно рекомендую!

Оценка : 8
«Тени моего города» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Чёрный Дракон, 29 апреля 2023 г. в 22:10

Cборник коротких рассказов , каждый из них начинается блекло, скучно и непонятно, как-то обыденно, но каждый из них оставляет горькое послевкусие во рту и щемящее чувство в груди.

Это очерки о бессмысленности, о растерзанной любви, времени, об одиночестве, доведенном до абсурда, в бесконечной круговерти жизни и попытке сбежать в рутину.

   Так это чувствую я, хотя вы можете не согласится, ведь для каждого слова пахнут по разному.

Оценка : 9
«Блудный сын, или Ойкумена: двадцать лет спустя» [Роман-эпопея]
–  [ 3 ]  +

koudiarov, 20 апреля 2023 г. в 11:39

Ай-да Олди, ай да молодцы! Для меня это второе прочтение 5 трилогии — и знаете, когда читаешь второй раз воспринимаешь немного по другому и акценты ставишь по другому и нравится значительно больше! В этот раз я читал сразу после второй трилогии — то есть сразу после событий на Шадруване и знакомства с Сандерсоном — пропустил и помпилианскую часть и Эксалону — и сразу нырял в продолжение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Энергеты, техноложцы, варвары, антисы — все злые бесхвостые обезьяны кусающие друг друга, но все и умеют договариваться, проявлять все чудеса человечности

Что сказать — два маэстро, в силе и славе: задумки, идеи, сюжет — отлично; темпо-ритм каждой части — оценка отлично — и нет лишних / провисающий фрагментов; развитие персонажей — отлично; разный язык / стиль каждого персонажа — отлично; использование всех ружей развешанных 10 книг назад — великолепно; ипользование комедии положений / античных правил трагедии / комедии / фарса — просто само совершеснтво — так и просится на театральную сцену — почти все диалоги и действие очень камерны — скорее для малой сцены.

Раньше про помпилианцев всегда было интереснее всего / Китта; теперь скорее Ларгитасс — но какие молодцы, те самые Олди! Цикл — закончен, но может и быть продлен — пожалуй лучшая космоопера!

Оценка : 10
«Дитя Ойкумены»
–  [ 4 ]  +

koudiarov, 06 апреля 2023 г. в 16:26

Это третье прочтение этой книги — и каждый раз она играет новыми гранями. Если в первый раз воспринимал скорее мир / сюжет со стороны Ренаты, ну и чуть чуть ее отца, где чувствовал, какие-то параллели, заинтересованность в жизни и развитии героев, конфликты, которые они проживают / взрослеют, как это влияет на их выбор и последующие романы большой картины Ойкумены — помню всех героев. В этот раз я обратил внимание на Ларгитасс.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему-то про техноложцев у меня было ощущение — мирные миролюбивые люди (с бронепоездом как оказалось в деталях), которые как-то уживаются с энергетами, варварами, помпилианцами и прочими. Все пять циклов у меня было такое мнения — общество науки и философов прямо по Платону, но при свежем прочтении — Ларгитасс оставляет прямо-таки двойственное впечатление. Ксенофобия в рамках официальной негласной политики, милитаризация общества (хотя мы видим только семью ван Фрассен), никаких прав личности — ради телепатов — изгнание, лишение гражданства и прочее как угроза родителям, никаких визитов инорассцев, особенно энергетов, презрение и ограждение от всех в как бы двух барьерах (как у телепатов) для всего общества. Это, конечно, не помпилия, и ни ветер энергетский и не вудуны, ни Астлатида — но весь флер Ларгитасса спадает, когда читаешь внимательно
— ай да Олди, ай да молодцы.

Кстати, и все зацепки про будущие трилогии уже здесь как ружья развешаны — только умей подхватывать и расшифровывать. Раньше вторая трилогия — мне казалась менее эмоционально напряженной, но теперь — ощущения поменялись!

Оценка : 9
«Рассказы ночной стражи»
–  [ 5 ]  +

Северина, 04 апреля 2023 г. в 21:36

У тех, кто прочитал первые три повести «Карпа и дракона», выбора почти не остаётся: придётся читать весь цикл. Иначе не будет ни сна, ни медитаций)) Отлично написано, прекрасный лёгкий стиль, необычная манера исполнения. Мир ещё более необычный: подобие средневековой Японии с её чуждыми европейскому разуму правилами. Однажды эта японоподобная страна была то ли проклята, то ли благословлена неведомым более нигде фуккацу — и понеслось!

В книге интересно всё: обстановка, герои — от главных до второстепенных, стиль изложения, эпиграфы, сюжет и даже длинные внутренние монологи. Театр с поющими дУхами воспоминаний — услада для очей и повод всласть посмеяться.

Авторы не отказали себе в удовольствии потроллить японские заморочки по поводу ритуальных самоубийств. В первой части постоянная готовность героев с честью зарезаться ещё пугала, во второй уже начала смешить: «Прикажи Фудзиваре, пусть покончит с собой! Пусть вспорет себе живот! Немедленно!»

Так же авторы поиздевались над привычкой японцев беспрестанно падать на колени перед вышестоящими чиновниками. То и дело в романе кто-то перед кем-то бУхается в землю носом, нередко в грязь.

Из минусов: самое начало идёт сложно из-за необходимости объяснить читателю природу фукаццу. Без этого никак.

Наблюдать за причудами обитателей Чистой Земли было интересно. Продолжение читать буду.

Оценка : 9
«Детский сад»
–  [ 8 ]  +

Reynar9, 09 марта 2023 г. в 16:54

Автобиографический рассказ. Близкий очень многим. У нас нет ни одной семьи, которой бы не каснулась война. Каждый пытается по своему уйти от этой кошмарной реальности. Психика отказывается принять что в наше время возможен этот кошмар, что есть человеческие особи которые решают кому жить, а кому ракету в дом, как жить и с кем жить, а кого в расход. История в который раз повторяется как трагедия. Ми обязаны разорвать этот круг. Не для себя — для детей.

Оценка : 10
«Шмагия»
–  [ -4 ]  +

gedie, 05 марта 2023 г. в 18:46

Написано неплохо, но читалось так себе. Не захватывает, хотя в целом интересно, но не увлекает. Думал брошу, но все же дочитал. Честно скажу, я не все понял, что там творилось. В целом, впечатление как от городского фентези с привкусом дурки, нету ощущения серьезности происходящего.

Оценка : 6
«Путь меча»
–  [ -2 ]  +

tivss, 20 февраля 2023 г. в 15:55

Кое — как осилил первую книгу цикла — повелся на рейтинг. Но «путь меча» меня добил — по — моему первый раз в жизни я бросил, не дослушав — настолько было скучно, напыщенно и неинтересно — зато с претензией на .... непонятно на что. Впечатление что детский писатель решил попробовать себя в книгах для взрослых — очень неудачно. )

Оценка : 1
«Пополнение»
–  [ 14 ]  +

Reynar9, 19 февраля 2023 г. в 13:21

Очень сильный рассказ. Тяжелый и горький. Но такова реальность. Даже не верится, что это не паралельная реальность а явь.

21-й век , центр Европы и вдруг кровавая война. Только потому, что кто-то решил, что он вправе решать как жить его соседям, и жить ли им вообще. Но самое страшное это восторженая поддержка и одобрение общества, оправдание зверств и кровавых ежедневных преступлений. Что не так с миром, где мы свернули не туда?

Оценка : 10
«Крепость души моей»
–  [ 7 ]  +

AlisterOrm, 15 февраля 2023 г. в 23:48

Последний, видимо, роман великой харьковской троицы.

Проклятое наше время.

Того «триумвирата», который сразил меня в позапрошлое десятилетие, больше нет.

«Красные листья падают вниз / И их заметает снег...».

Весь роман пропитан чувством тревоги, странно читать его сейчас, спустя десять лет после его публикации, предсказавшим саму тональность нынешнего времени.

И видеть лики ангелов — не смиренных и сострадающих творений мастеров Ренессанса и древнерусской иконописи, а отстранённых и насмешливых, свысока смотрящих на таких грешных и несовершенных людей.

Это не мир «Нагорной проповеди». Это мир, где ангел убивает каждого первенца в семье египтян, а у праведника Иова гибнут все близкие, где население Иерихона полностью вырезается гневными ханаанянами.

Жестокий мир, неуютный. он светлый, недобрый, но проблески тепла в нём всё же есть — простого тепла, греющего, а не жестокого пламени

И в тоже время — этот текст одновременно ещё и утверждает жизнь, не только деконструирует её. И дело здесь даже не в праведниках, хоть, по крайней мере, один праведник здесь есть. Надежда в том, что даже заядлый грешник может покаяться. История двух братьев-борцов простовата, да, но в ней есть своя красота, красота покаяния за грех. А в истории святотатца, преступившего закон ради Любви? Его пощадили те, кто должен был развеять его душу по ветру — оказывается, и ангелам не чужда человечность.

В этом романе много юмора, хотя этот юмор и горек. И в нём много, очень много людей — плохих и хороших, чаще серых — разных. А какие-же важны для нас?

«Крепость души моей». Крепость души. Когда весь мир сходит с ума, у тебя есть только своя собственная душа, вера, свой щит против тьмы внешней. И твёрдо держаться свой самости — последнее, что ты можешь, даже когда небеса грозят рухнуть тебе на голову.

Какой праведник знает, что он — праведник?

И ведь почему он, безымянный, не покинул безымянный же Город, спасаясь от неизбежной смерти?

Потому что он берёг свою «крепость», свою самость, и не мог позволить себе забыть то, что оставляет позади, и тех, кого оставляет. Отказаться от собственной души? Нет. Спасти чужие жизни, погубить свою, но сберечь душу? Такой выбор уже сделал стрелок «Тирмена», быть может, он же не поддался искушению перед лукавым ликом ангелов, в своей новой жизни? Ведь быть «семнадцатым» — так уж ли почётно? Уж очень лукавое это число...

Роман оптимистичный. Мрачноватый, причём мрачноватый именно в тех моментах, где обыденность жизни вторгается в мифологическое полотно. Но Город проходит сквозь горнило, и выходит из него вроде бы тем же — но иным.

Уж не по нему ли теперь будут сверкать колёсами кентавры? Здесь ли нам жить?

Кем станут прошедшие «Purgatorium»?

Быть может, нам предсказаны через этот роман не только лихие, тёмные времена, но и их светлое окончание? Время покажет.

Оценка : 8
«Кукла-талисман»
–  [ 2 ]  +

Corwin Morgan, 31 января 2023 г. в 12:42

При написании отзыва, наверное, второй раз в жизни столкнулся с этакой приятной сложностью, когда про отдельную книгу большого цикла и сказать-то нечего, ибо она, как и предыдущие, стабильно хороша, а серьёзных недостатков, в общем то, и нет. На языке крутятся клише вроде «Олди на пике своей силы» или «Классический Олди». Однако, пару моментов хочется добавить.

Чудно, что за предыдущие две книги явление фуккацу так органично вплелось в мир, что добавление традиционных мифологических сверхъестественных элементов кажется чем-то свежим, смелым и несколько чуждым: вроде появления «настоящего» призрака в конце серьёзного детектива. Но, буквально через пару страниц становится ясно, что это, на самом деле, очень логичный шаг, к тому же, открывающий большой простор для великого множества историй.

Конкретно сюжет описывать не хочется, скажу лишь, что перед нами снова три обособленные истории, связанные, однако, судьбой Торюмона Рэйдена, и написаны они блестяще.

Оценка : 9
«Карп и дракон»
–  [ 8 ]  +

Iriya, 08 января 2023 г. в 16:15

«Будда Амида подарил нам Чистую Землю. Если не поддерживать её чистоту — что с землёй случится? Сточная канава будет, а не Чистая Земля. Значит, долг, честь, карма.»

Как же здорово начинать читательский год с прекрасного произведения! Я поняла, что скучала по книгам Олди, когда открыла этот роман и погрузилась в омут незабываемой истории. Потрясающее владение языком и завораживающий сюжет. Они прекрасны в каждой строчке!

Куда же на этот раз приглашают читателей талантливые фантасты. Ни много ни мало — в древнюю Японию. На момент начала событий Страна Восходящего Солнца пережила Эпоху Воюющих Провинций и превратилась в Чистую Землю. Что же помогло стране преодолеть время войн и смертей? Все дело в том, что однажды монах Кэннё попросил будду Амиду сделать что-нибудь, чтобы прекратилось всеобъемлющее кровопролитие. И милосердный будда преподнес островитянам Дар, который изменил всю дальнейшую историю их земель.

Какой это был Дар? Если задать этот вопрос знатному князю, ученому судье, настоятелю монастыря и бродяге, то каждый из них ответит: «Фуккацу!» Воскресение! Что это означает? По новым законам Чистой Земли, если человек лишает жизни другого человека с явным намерением убить или при неблагоприятном стечении обстоятельств, то убитый возрождается в теле убийцы. Душа же убийцы отправляется в ад — на потеху демонам. Как в легенде о Карпе, плывущем против течения; об упрямце, движущемся вперед — любой ценой, сквозь брызги и пену. Легенде, воспевающей самоотверженность и отвагу, стойкость и силу героического пловца, проходящего через Драконьи врата и возносящегося на небо. По примеру Карпа, который становится Драконом, убитый воплощается в убийце.

И все же подарки будд недоступны скудному пониманию людей. Поэтому правительство Чистой Земли создало службу, рассматривающую особые дела, связанные с проявлением Фуккацу. Именно в нескольких таких расследованиях мы и поучаствуем. А поможет нам в этом молодой самурай, волею судьбы вплетенный в дела, связанные со службой Карпа-и-Дракона. Славься, будда Амида!

«Земля — не то место, где следует искать абсолютной чистоты.»

Роман состоит из двух частей: «Повести о Карме» и «Рассказы ночной стражи», каждая из которых содержит три повести-расследование. Читать все эти составляющие необходимо исключительно в авторской последовательности и ни в коем случае по отдельности. По мере чтения становится ясно, что все повести, на первый взгляд абсолютно самостоятельные, являются неотъемлемой частью общего замысла писателей, смысл которого откроется ближе к финалу. Олди разделили каждую главу на небольшие подглавы, которые пролетали перед глазами молниеносно. Страница за страницей небольшие истории собирались в общую сюжетную идею, словно разноцветные бусины — в великолепное ожерелье. Порадовало, что практически каждая глава была дополнена небольшими выдержками под названием «Записки на облаках», сделанными одним из героев этого романа — монахом Иссэном из храма Вакаикуса. Его философские мысли и в диалогах, и в заметках делали прозу более созерцательной и мудрой. Восторг!!!

«Пока одни сражаются, другие живут воспоминаниями о чужих победах или надеждами на чужую победу.»

И снова, как визитная карточка писателей, произведение было обогащено необычными поэтическими интерлюдиями, которые появлялись на смену детективной линии, а точнее — в помощь ей. Признаюсь честно, я ждала появления в книге подобного украшения — так как я не первый день знакома с творчеством авторов. И все же я была поражена, когда, перелистнув страницу, попала прямиком в ... традиционный японский театр! Сложно было поверить своим глазам. Но это Олди! Они умеют удивлять. Мне казалось, что-то сместилось в окружающем меня мире. Комната превратилась в театральную сцену. За ширмой в углу ударили в барабаны. Дробно стуча сандалиями, через зал пробежал шустрый служитель и отдернул трехцветный занавес. Обмахиваясь веерами, зрители устремили взгляд на сцену. Представление началось!

«Заклятый враг мой, что же делать мне?

Убью тебя — ты во мне воскреснешь,

А я отправлюсь в преисподнюю,

Накрывшись плащом бесчестья.

Жизнь тебе сохраню — до конца дней не избавлюсь от позора.

Сколь же злосчастна моя судьба!»

Олди потрясающе передали быт, нравы и особенности культуры страны Восходящего Солнца. Попадая на базар, в наших глазах рябило от цветастых кимоно, платков и поясов, а в ушах звучал перестук и шарканье сандалий — деревянных гэта и соломенных дзори. Оказавшись в доме на чайной церемонии, мы понимали, что стали свидетелями невероятно важного ритуала, и вспоминались мудрые слова: «Будь в том, что ты делаешь». Авторы сумели внести нечто традиционно японское и в стиль письма: то размеренно-витиеватый, то резко-односложный. Как будто мастер-художник японской живописи «Ямато-э» на шелковое полотно попеременно наносил длинные линии и мелкие штрихи, создавая из всего этого общую литературную картину. Было невероятно уютно находиться в омуте этой истории: забитая битком лапшичная дядюшки Ючи; шуршаший листвой зябкий ветер; ночная привлекательность восточного города: таинственная, опасная, манящая. Интересен был не только детективный интригующий сюжет, но и окружающий события антураж.

«Редкие снежинки кружатся в ночи. Морозный воздух прозрачен до звона. Повсюду сверкают искры, дети ущербной луны. Свет фонаря в руках стражника Нисимуры мешает ему. Кажется, что в фонаре сгорает не масло, а очарование ночи.»

Традиционная японская культура отражалась в том числе и в образах персонажей, а так же — во взаимоотношениях между ними. Повествование романа, за исключением нескольких подглав, шло от лица Торюмона Рэйдена — пятнадцатилетнего самурая, вовлеченного в особые случаи, связанные с Фуккацу. Молодость и отвага, преданность своему господину и презрение к смерти, внутреннее достоинство и самодисциплина... Тот, кто идет дорогой самурая и твердо решил постичь все загадки страны, где восходит солнце, непременно должен предпочитать духовные ценности материальным благам. Именно таков наш доблестный герой. А еще он счастливый обладатель болезненного любопытства, помноженного на шило в заднице. Давно я так не смеялась, чувствуя, как авторы по-доброму иронизируют, выстраивая его поведение и показывая моменты взросления.

« — Если после каждой неудачи дознаватель будет сводить счёты с жизнью, где мы людей брать будем? Где, я вас спрашиваю?!

— Я вас понял, Сэки-сан! Если заявления сегодня не будет, я приложу все силы, чтобы узнать, кто была та женщина, и кто ее убил. Но в случае неудачи останусь жить, хотя жизнь в позоре — жалкое прозябание.»

Дуальность, так воспетая в восточной философии, здесь тоже имела место быть. Даже само название подразумевало ее — сегодня ты Карп, а завтра монада качнулась/перевернулась, и ты уже Дракон. Изменениям были подвластны даже стихи, которые к финалу неожиданно приобрели рифму. Интересно было наблюдать и за персонажами, особенно за героями-перевертышами. Упрямые, словно Карп из легенды, они плыли против течения, поднимаясь вверх по водопаду и захлебываясь горькой пеной, абсолютно не ведая, что ждет их в конце пути. Сильнее всего меня поразили безликие — люди с серой мглой вместо лица под капюшоном. Рыбья маска одного из них тускло блестела и разевала губастый рот. Будто говоря о трудностях — ты поднимаешься до самых Драконьих Ворот, но Драконом не становишься — становишься пиявкой, медузой, слизняком...

«Молния до удара и молния после удара — две разных молнии, два разных слова. Выходит, любой из нас вчера и он же сегодня — два разных человека. Жаль, что мы не меняем имена каждый миг. Не это ли суть вещей?

Молния в тучах,

Молния в древесине.

Путь меняет все.»

Олди были бы не Олди, если бы их произведение оказалось лишенным восточных единоборств и состязаний на мечах. Не стал исключением и данный роман. Как же профессионально они описывают каждую деталь, каждый знаковый момент подобных поединков, используя для передачи глубокого смысла меткие метафорические образы. Сталь приходила в движение, ворон отправлялся в полет. Краткий миг лязга и скрежета. И вот клинки скрещены вновь, лязг усиливался и четыре полосы стали брызгали искрами. Всякий раз лиса делает шаг в сторону. Воронья сталь пляшет, блестит, пытается войти в этот круг. Сталкивается с лисьей сталью, отступает. Лиса хлещет в ответ, как плетями — от локтя, от запястья, и Ворон бранится сквозь зубы. На несколько ударов сердца я замирала, когда один из героев что-то шептал: наверное, молитву. Голос его срывался от слез и превращался в рыдание. Даже я — недостойная, абсолютна далекая от боев на мечах — задерживала дыхание, читая описанные авторами эпизоды.

«Я этого хочу. И в третий раз

Я повторю, что этого хочу.

Огонь горел и вот почти угас,

К финалу приближается рассказ,

А я жду разрешения от вас:

Позвольте мне довериться мечу.»

Потрясающий финал расставил все точки над «i», закрыл все пробелы и ответил на все основные вопросы, оставив ниточки для продолжения, которое я обязательно прочитаю. А пока, вытирая капли слез, я слышу: «Моя жизнь — пустой звук, эхо в горах. Я мертвец. Что бы я ни натворил, меня нельзя наказать сильнее, чем я уже наказан.» И перед глазами — полыхающий храм и черный силуэт креста на крыше, проступающий сквозь пляску демонов огня. Как и главный герой книги, с недавних пор я не могу спокойно смотреть на закат. Все время кажется, что это пожар, в котором сгорает незыблемость моих представлений о мире. На храмы я тоже смотрю с тем же беспокойством. Как бы хотелось мыслить иначе. Хотя всегда можно убежать от подобных дум в счастливую страну под названием Чистая Земля. Достаточно просто открыть вторую часть цикла под названием «Дракон и Карп». В заключение хотелось бы пожелать Дмитрию Евгеньевичу и Олегу Семеновичу творческого вдохновения, а их родной земле — мирного неба. Да поможет им будда Амида!

«Та счастливая страна недалеко отсюда. Чтобы родиться в ней, нужно почитать и вскармливать отца и мать, служить наставникам, иметь сострадательное сознание, никого не убивать и совершать десять благих деяний.»

На страницах «Карпа и Дракона» я смеялась и плакала, удивлялась и радовалась. Пожалуй, это произведение окажется в топе лучших, прочитанных мной в 2023 году. Несмотря на то, что год только начался.

Ну, и вместо послевкусия:

«Небо горит над монахом.

– Святой Иссэн, Вы не могли бы пересесть?

– Это не поможет, Рэйден-сан. Куда бы я ни пересел, небо останется на месте.

– Да. Но если вы сядете здесь, карнизы Вакаикуса скроют заход солнца от меня. Я буду смотреть на вас без страха.

– Я настолько ужасен?

– Не вы, небо.»

---

Цитаты, не вошедшие в рецензию. Книга «Повести о Карме»

«Хадзи, — отец повторил мой жест. Взгляд его пронзал меня насквозь, — означает «стыд». Он состоит из двух частей: ухо и сердце. Знаешь, что такое стыд? Это когда ухо не слышит голос сердца.»

«Уважение к отцу — обязанность сына. Уважение к бойцу — долг ученика.»

«Слаб человек: зарони в него семечко надежды — расцветёт буйным цветом на пустом месте.»

«Люди привыкают ко всему, даже к жизни в раю.»

«Мы, блуждающие в потемках, называем чудесами проявления законов, смысла которых не понимаем.»

«Как учил настоятель Иссэн, на дне терпения находится небо.»

---

Цитаты, не вошедшие в рецензию. Книга «Рассказы ночной стражи»

«Режущее слово делит трехстишие на две части. Решающий удар делит поединок на схватку и победу.»

«Оскорбления как подарки — пока ты их не принял, они принадлежат не тебе.»

«Нет такого омерзительного поступка, какому не нашлось бы благородное оправдание.»

«...свобода — подачка, брошенная ему, как псу, неведомым благодетелем.»

«Это будде хорошо быть самому себе светильником! А людям, далеким от просветления, нужен маяк.»

«Жизнь и смерть – хрупкая основа. Но это все, что у нас есть.»

Оценка : 10
«Дракон и карп»
–  [ 7 ]  +

Max1959, 30 ноября 2022 г. в 20:42

Честно признаюсь: большую часть творчества Олди я не люблю. Мне кажется их губит демонстрация знания культур (хороша для фона, но начинает тошнить, как романах про индийских богов, от избыточности). Романов 5 бросил читать после 100-120 страниц. Пишу для тех, кто может быть отпугнут от этого двухроманника предыдущим неудачным опытом с книгами Олди.

Я был поражён, как изящно, умнО, и интересно написана данная пара книг — Карп/Дракон (и наоборот). Общая «детективная» канва сюжета, интересные повороты, остроумные «разгадки». И удивительно атмосферная проза.

Очень рекомендую.

Оценка : 9
«Чистая Земля» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 28 ноября 2022 г. в 18:12

Я давно подозревал, что Олди зарятся на лавры братьев Вайнеров, но писать просто детективы для них — дурной тон. Надо придумать что-нибудь крутое, оригинальное... То, что одновременно и усложнит задачу, и в то же время автоматом сделает историю запоминающейся. А, точно! Мы сотворим мир, в котором невозможны прямые убийства! Таким образом, сохранив дух и суть детектива, Олди едва ли не переворачивают его с ног на голову. И новые правила работают на удивление чётко и точно, а авторы неплохо выворачиваются, чтобы расследование всё равно было увлекательным и будоражащим. Вдобавок сюда намешана лирическая атмосфера средневековой Японии с её традициями, нравами и историей.

В результате, цикл «Чистая Земля» выделяется даже не фоне крайне необычного творчества Олди.

Оценка : 9
«Дракон и карп»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 27 ноября 2022 г. в 18:30

Уже лет десять подряд я не устаю удивляться, что Олди никак не испишутся и регулярно выдают удивительные и оригинальные истории. Причём даже сиквелы их книг у меня язык не поворачивается называть скучными, авторы умудряются даже уже разобранную тему показать по новому и с необычной стороны. Конечно же, это, ВНЕЗАПНО, сборник из шести больших рассказов, поэтому как-то странно ожидать от них связного эпичного сюжета. Да и в целом это лирическая и достаточно своеобразная история, больше ориентированная на созерцание, чем на захватывающий сюжет, хотя и его тоже хватает.

Конечно, старые вводные работают — каждая жертва переселяется в тело убийцы. Но эта же условность даёт возможность показать детективный жанр с новыми законами и условностями! Я не поверил, когда Олди говорили, что отделаются только дилогией, «Чистая земля» слишком сильно напрашивалась ещё хотя бы на несколько рассказов.

Оценка : 9
«Сто страшных историй»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 27 ноября 2022 г. в 18:05

Если в первой книге «ужастики» были намеренно показушными и скорее удивляли и завораживали, то здесь моментами уже действительно жутковато... Погоня ли это за страшным людоедом, или бой с кошмарной летающей головй — это уже действительно жутковато. А ещё здесь просто-таки в разы выросло качество и детектива — а как же я безумно радовался, когда сам, почти сразу, додумался и распознал настоящую концовку третьей истории! Аки братья Вайнеры, дуэт Олди пишет действительно захватывающие истории про расследование запутанных и невероятных тайн.

Да и не могут не умилять взаимоотношения ГГ с его родными и близкими — эту часть авторы прописали особенно душевно. Сочетание семейных будней, взаимоотношения с начальством и распутывания всё более и более сложных дел, вышло очень необычным, но крайне увлекательным.

Оценка : 9
«Кукла-талисман»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 26 ноября 2022 г. в 06:18

Никогда не устану восхищаться фантазией Олди. Они прекрасно моделируют самые удивительные и интересные миры, а так же сочиняют к ним идеальные «сиквелы», которые, вообще-то, принято ругать из-за неспособности большинства творцов написать достойное продолжение. При этом авторы не стесняется и менять статус-кво героя, так, что и развитие характера-персонажа идёт, но и не искажается изначальный образ.

А конкретно в этих трёх историях прекрасен закос под средневековые японские «страшилки». Конечно, сейчас они никого всерьёз не испугают, но атмосфера ламповой уютной Японии настолько прекрасна и хороша, что нельзя ей не проникнуться.

Оценка : 9
«Пойдём в подвал?»
–  [ 4 ]  +

Mishel78, 30 октября 2022 г. в 19:15

Рассказ-фантазия, в котором повествуется о Малыше, который всегда остаётся ребёнком, даже в пожилом возрасте и его друге Карлсоне, который живёт в подвале. В подвале, вход в который заперт на живой зубастый замок, а внутри живут существа один другого страшнее

Удивительно, но чтение рассказа затягивает очень глубоко практически с самого начала. Поначалу происходит ломка шаблонов — Малыш и Карлсон, живущие в российских реалиях прошлого века; Карлсон без пропеллера; мрачное хтоническое обиталище весёлого толстячка — знакомые всём персонажи показаны через мистическую призму.

Но постепенно читатель свыкается с происходящим и принимает правила игры, предложенные авторами. Ведь всё происходящее — попытка авторов показать, что ребёнком можно оставаться до самой старости. Всё необъяснимое малыши обязательно как-нибудь, да назовут, причём сделают это не из-за страха, а из чистого любопытства, что правдоподобно описано в рассказе. Фантазия переплетается с реальностью — как и в рассказе, малыши всегда стремятся показать то, что удивляет их. И неважно, существует ли оно на самом деле или же просто обитает в воображении ребёнка.

В конечном итоге, рассказ воспринимается не только как мистический, но и как философский. Оставаться ли ребёнком и жить в мире чудес или становиться взрослым и жить в прагматичной реальности — каждый человек решает сам. Герой рассказа сделал свой выбор. А читателю предлагается возможность ещё раз задуматься над этим и пусть ненадолго но вернуться в сказочный мир детства.

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 70 71 72 73 74   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх