Эрик Фрэнк Рассел отзывы

Все отзывы на произведения Эрика Фрэнка Рассела (Eric Frank Russell)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 682

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 10 11 12 13 14   (+10)»

«Абракадабра»
–  [ 33 ]  +

БорЧ, 16 апреля 2011 г. в 23:20

Когда в далёком 1973 году я впервые прочитал этот рассказ в мировской ЗФ-ке — посмеялся от души. И потом всегда, когда слышал партийно-глубокомысленное «социализм — это учёт и контроль», его невольно вспоминал и «держал в кармане свою пролетарскую фигу». Но позже была ещё срочная служба в Советской (тогда ещё) армии, а «кто в армии служил — в цирке уже не смеётся». И вот ТАМ была полковая проверка — это отдельный мемуар писать можно. Одному прапорщику (тоже в рамках подготовки — как в рассказе) утвердили «акт списания пришедшей в негодность (но явно сприватизированной) 2-х пудовой гири», но сделали приписку «уничтожение списанного имущества — провести в присутствии командира полка».

Но — к рассказу... Когда проверка (как и всё в этом мире) закончилась, я на ночном дежурстве перепечатал этот рассказ в трёх экземплярах, но подредактировал его к реалиям нашего полка и даже заменил имена и должности персонажей на родной командирский состав. Каюсь за хамский плагиат, но себя как автора я не указал, хотя на первом листе и надписал от руки трём хорошо знакомым прапорщикам из службы вещевого имущества что-то вроде «на память о совместной службе». Фамилию я свою не ставил, авторство не присваивал, — но реалии были столь родные, что вопросов мне никто даже и не задавал.

Надо сказать, что в последние 8 месяцев службы я абсолютно не испытывал никаких проблем с каким-либо вещевым довольствием )))

Оценка : 10
«И не осталось никого…»
–  [ 22 ]  +

skein, 20 марта 2012 г. в 11:07

Написано с обычным для Рассела блеском и юмором. Но это одна из книг, где содержание интереснее формы. По содержанию — анархо-капиталистическая утопия. Воплощённая мечта Айн Рэнд: все отношения между людьми сведены к коммерческому договору («ты мне, я тебе»), все функции государства приватизированы, абсолютная личная свобода (в рамках упомянутого договора, конечно). Плюс ненасилие, которое вообще-то необязательно. У Винджа есть более реалистичный вариант подобного общества с частными армиями и правосудием. Книга написана в стиле всех плохих утопий: сторонники утопии поголовно мудры, противники — исключительные идиоты, дискуссия с их стороны сводится к беспомощному блеянию, разбивающемуся об непоколебимые доводы гандов. Кому как, но мне общество людей, связанных друг с другом исключительно куплей-продажей, отвратительно. Очень характерный эпизод — землянин пытается угостить девушку мороженым «просто так», та в ужасе отказывается — ведь она попадёт к нему в долг! Непрерывная калькуляция обов, отсутствие понятий «бескорыстие», «дружба», «подарок»... Любопытно, а как они поступают с инвалидами, которые физически не в состоянии расплатиться? Устойчивость и эффективность общества также порождает сомнения. Как осуществляется финансирование науки и других областей, не приносящих немедленной пользы? Что делать, если Ленивые Джеки объединятся в вооружённую банду? Или вместо расселовских беспомощных землян прилетит кто-нибудь пожёстче? И т.д.

Оценка : 6
«И не осталось никого…»
–  [ 18 ]  +

Тиань, 16 июля 2016 г. в 12:33

История о том, что власть существует лишь там и тогда, где и когда управляемые согласны подчиняться командирам. Рассел сделал попытку развить в планетарном масштабе теорию ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди. В результате у писателя получилось анархическое общество, в котором отсутствует вертикаль власти, а все организационно-экономические взаимодействия строятся на основе горизонтальных ассоциаций и обмена. Мечта анархистов. И в целом весьма привлекательная для жизни разумного и трудолюбивого человека среда.

Однако, существовать такая среда может только там, где практикующие властную вертикаль сопредельные цивилизации достаточно продвинулись в развитии, чтобы воздерживаться от силового урегулирования конфликта в обход закона. Офицеры земного космофлота у Рассела действуют строго по уставу, и устав этот достаточно корректен — в нем четко прописаны полномочия каждого офицера и случаи, когда может быть применено насилие. А уровень личной сознательности офицеров и самого капитана таков, что нарушение устава для них неприемлемо — они люди правила. Именно поэтому визит имперского посла на непокорную планету завершился поспешным отлетом землян, а не кровавой бойней.

Рассел попытался противопоставить общество, основанное на принуждении, которому подчиняются, и общество свободное, где никто не вправе приказывать другому. Но, как часто бывает в социальной фантастике, показал он нечто иное и, наверное, большее. Свобода возможна лишь там, где ей не противостоит грубая тупая сила.

Махатма Ганди учил: «Моё убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость».

На примере повести мы видим, что свобода возможна лишь там, где собственную слабость не проявляет каждый человек. Сопротивление всегда индивидуально, но эффективно оно лишь тогда, когда сопротивляется каждый индивидуум. Земляне неожиданно открывают для себя эту истину. И одни остаются с гандами, а другие улетают.

Улетают, и тем самым показывают, что на иерархической имперской Терре общество тоже изменилось. При всех недостатках, это общество, в котором работают принципы из пушкинской «Вольности». И только поэтому самоуверенные ганды остались живыми свободными.

Повесть поучительная и немного грустная. Увы, но нам до уровня самосознания гандов — как до Луны пешком. И до уровня самодисциплины капитана имперского космического корабля столько же. Но предложенный вариант будущего всё-таки обнадеживает — есть к чему стремиться, не всё так плохо в гомо сапиенсах.

Оценка : 10
«Будничная работа»
–  [ 18 ]  +

vvmonahov, 09 января 2014 г. в 23:29

    Рассел написал очень глубокое, нешаблонное произведение, заставляющее посмотреть на окружающий мир с необычной стороны — за что я и люблю хорошую фантастику.

   На первый взгляд повесть о злобных пришельцах, которые стремятся поработить Землю, и доблестных землянах, которые с ними справляются. Но это только внешний слой произведения. А на деле это произведение о противостоянии личности, презирающей общество и обычных людей, «сверхчеловека», и общества. И выясняется, что систематическая будничная работа этих обычных людей способна стать преградой на пути непомерных амбиций «сверхчеловеков». Что какими бы фантастическими способностями не обладал одиночка, противостоящий обществу, он не сможет победить, если общество организовано так, что оно помогает людям выполнять свою работу. И что там, где «сверхчеловек» ломится к цели прямолинейно, общество может победить его не напрямую, а кружным путём, в результате соединения небольших, но регулярных усилий отдельных людей. Человек гораздо сильнее отдельной снежинки, но когда эти снежинки соединяются в снежную лавину... Пришелец пошёл против человеческого общества — и вызвал лавину действий обычных людей.

   Концовка, с одной стороны, радует — но вместе с тем заставляет задуматься. А если бы герой-инопланетянин был не злодеем, а наоборот? И пытался спасти общество от беды? Ведь всё бы повторилось один к одному, но только радостная концовка сменилась бы мрачной. И сразу вспоминаю об «Обитаемом острове» Стругацких и, как противоположности, «Властелине мира» Беляева. Разные варианты противостояния выдающейся личности и общества, взгляд на одну и ту же проблему с разных сторон. В фантастике почти всегда главный герой обладает суперспособностями, а Расселу удалось показать проблему с диаметрально противоположной стороны — за что честь ему и хвала.

   Читал повесть в двух вариантах — в варианте «Кружным путем» в сборнике «На суше и на море, 1967-68» и в варианте «Будничная работа». Настоятельно рекомендую вариант «Кружным путем» — он сокращён по сравнению с оригиналом, но это пошло повести на пользу. Кроме того, данный перевод, в отличие от «Будничной работы», не повторяет слово в слово оригинал, а сделан литературным — что заметно улучшило стиль изложения. В результате исчезла некоторая занудливость, имевшаяся в оригинале, и всё стало очень динамично. За этот вариант ставлю высшую из возможных оценок.

Оценка : 10
«Свидетельствую»
–  [ 18 ]  +

БорЧ, 27 июля 2013 г. в 09:30

Только страх и любовь одинаковы во всей Вселенной...

Вряд ли найдётся человек, которому не знаком пусть и уже полузабытый детский страх огромной-пустой-тёмной комнаты, — в которой таится «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Но стоит лишь затеплиться одной-единственной маленькой свече — и страх умирает вместе с темнотой...

А что есть Человечество? Да всего лишь маленький (по Вселенским меркам) ребёнок, испуганно сидящий в своём дальнем уголке, тёмной и непредставимо-огромной комнаты Бесконечного Космоса. И сидит он, спрятавшись под одеяло своей маленькой и такой беззащитной планеты, и «накручивает» себя ужасами страшных чудовищ, высматривающих свою несчастную добычу из Бескрайней Великой Дали.

Но всего лишь два коротеньких, но точных как удары рапиры Мастера, вопроса Адвоката на Всепланетарном Суде над явившимся на нашу Землю чудищем-пришельцем — и волшебным образом затеплилась свеча всечеловеческой любви и понимания, рассеявшая мгновенно все надуманные кошмары испуганного Человечества.

... Один из великолепнейших по своей психологии рассказов Рассела.

Оценка : 9
«Ниточка к сердцу»
–  [ 18 ]  +

БорЧ, 24 июля 2013 г. в 14:54

С сегодняшней точки зрения, отягощённой пропастью в почти 60 лет от времени написания рассказа, — он кажется очень наивным своей «романтикой большого космоса». К тому же меня (сегодняшнего!) очень позабавило, что на межзвёздном корабле, перевозящим сотни пассажиров, имеется «магнитофон и 50 катушек с плёнками»))) Но на рубеже 60-70-х годов рассказ, конечно, читался «на ура!»

Впрочем, и сама земле-подобная планета, практически вся покрытая океаном но без штормов и даже ветра, — и именно поэтому абсолютно безмолвная — тоже некий нонсенс с точки зрения законов физики и природы. Поэтому многолетние и мучительные поиски земных учёных-психологов о создании на этой планете некоего акустико-положительного фона (извините за столь заумный стиль, но иначе это будет совсем уж откровенный спойлер) — кажутся донельзя надуманными. Ну а «найденное», лежащее на поверхности, этими учёными «гениальное» решение проблемы — кажется наивным вдвойне.

Но что однозначно спасает рассказ — так это великолепный слог, наполненный романтикой, так свойственной той эпохе мечты о скорой близости дальнего космоса. И за бережное сохранение этого авторского слога — отдельный низкий поклон переводчику Юлии Ивановне Жуковой.

Оценка : 8
«И послышался голос...»
–  [ 18 ]  +

Mercyful Fate, 03 октября 2012 г. в 16:55

Вот я, честно говоря, не понимаю, почему все рецензенты относят к негативным сторонам повести то, что якобы в реальных условиях людям не свойственны такое отчаянное самопожертвование и гуманизм. Господа, это ведь фантастика. Вспомните того же Брэдбери, у него половина персонажей поступает схожим образом. И вообще: почему фантастика обязательно должна отражать психологию современного Homo Sapiens? Неужели за пару веков люди не станут хоть чуть-чуть лучше? Я лично воспринимаю повесть (да и многие другие произведения Рассела) именно как призыв к этому.

Из достоинств книги, как тут уже упоминалось, можно выделить напряжённый приключенческий сюжет (почти как в «Льде и Пламени» Брэдбери), глубокий психологизм героев и фирменный расселовский стиль, придающий содержанию форму и превращающий далеко не оригинальную идею в по-настоящему захватывающий рассказ.

Из недостатков (но это уже моё большое имхо) отмечу местами абсолютно ненужную кровожадность истории (герои теряют ноги и головы совсем как в фильмах Пола Верховена :)).

Оценка : 9
«Абракадабра»
–  [ 18 ]  +

ZviZdeZ, 10 июля 2008 г. в 10:57

Ну, не знаю, товарищи мастера дедукции, мне лично до самого финала было непонятно, о чем речь :-)

Зато потом — как я смеясля! Это ж надо, внести «кор. ес» в инвентаный список! :-D

Классный рассказ, кто не читал, сначала прочтите, а потом уж приходите сюда читать отзывы. Если сделаете наоборот. потеряете минимум половину удовольствия, интрига там классная.

P.S. И еще, в пользу рассказа говорит и то, что отзывов на него больше, чем на некоторые из романов)))

Оценка : 10
«Оса»
–  [ 17 ]  +

Мета, 20 января 2014 г. в 21:44

Послушав «Ужин во Дворце Извращений» Тима Пауэрса в исполнении Семена Янишевского, решила ознакомиться с чем-нибудь еще в замечательной начитке этого декламатора. Поскольку несколько лет назад в Модели для Сборки меня очень зацепил рассказ Рассела «Перемещенное лицо», выбор пал на «Осу».

Мда, роман прошел совершенно мимо меня. Сперва главный герой, которого спецслужбы притащили со стороны и обучали аж целых два месяца, вызывал умиление со своими листовочками (по мне, так все эти несмываемые краски и мелки равносильны надписи заглавными буквами «МЫ С ЗЕМЛИ!», ибо нам прямым текстом говорится, что на вражеской планете подобных технологий и в помине нет. Прямо как в истории про ржавые скрепки и гвозди с квадратными шляпками). Потом ГГ вообще перестал вызывать эмоции, было лишь жаль многочисленных обывателей, попавших под раздачу из-за всей этой осиной возни, и просто хотелось, чтобы сие невменяемое действо поскорее закончилось. Никакой фантастики тут не вижу, одни декорации. Вроде как другая планета, инопланетяне, но тут же гостиница, портье, жилые пригороды, телефоны, стеклянные витрины и прочие атрибуты обычной жизни провинциальной Америки. Кабы не синие лица аборигенов, можно было бы вообще подумать, что перед нами история-перевертыш, и на самом деле действие разворачивается на Земле. В добавок испод этих самых сизых лиц сири перманентно выглядывают коммунисты, и с ними в главной роли этот роман выглядел бы на порядок логичнее.

Боевичок абсолютно в духе эпохи, и Джейм Бонд всю дорогу не шел у меня из головы. И все так... легко. Крупные шишки из местного КГБ не гнушаются ездить в поездах с пролетариями, обитают в обычных домах и квартирах без охраны. Эти же доблестные органы уже поймали не одну такую осу, но почему-то не проводят работу с населением на тему выявления вражеских шпионов. В по сути тоталитарном обществе процветает свободная торговля и сдача в прокат автомобилей. И венчает все это главный герой, радостно ускользающий верхом на очередном рояле в закат от врагов, мордующих всех по поводу и без. Меня упорно не оставляла мысль, что попадись такой шпион нормальным агентам, они бы без особых усилий за день положили конец его клоунаде.

Какой-то детский сад с ниндзя и нунчаками, простите, с лазутчиками и пистолетами. Не ностальгирующим строго не рекомендую.

Оценка : 4
«Пробный камень»
–  [ 16 ]  +

artem-sailer, 12 июля 2015 г. в 22:07

Десятка! Десятка однозначно! Выставил бы сто, если бы была такая возможность. Редко пишу отзывы сразу после прочтения, но рассказ привёл в такой восторг, что не могу удержаться, чтобы не поделиться.

Редкий случай сочетания изящной, умной, гуманистической идеи и блестящего воплощения, тонкой до последнего микрона, абсолютно продуманной реализации. Как хорошо прописаны персонажи. Астронавты не шибко различаются между собой, однако ж с психологической точки зрения — как тонко прочерчены их сомнения, опасения и логика их рассуждений.

Заряженное в самом начале ружьё интриги выстреливает едва ли не последними строками произведения. Когда уже теряешь надежду на разгадку, и кажется, что так и не узнаешь заветных проклятых слов.

Подобно героям рассказа, боюсь сболтнуть лишнего, дабы не рассеять эфемерную загадку, не спугнуть боязливую и утончённую натуру — интригу. Такие рассказы лучше читать, и не заглядывайте дальше в комментарии — пожалеете!

Оценка : 10
«И послышался голос...»
–  [ 16 ]  +

kkk72, 16 октября 2007 г. в 16:58

Какими бы ни были барьеры, разделяющие людей, перед лицом смерти все они не важны. Главные герои этой повести, оказавшись на далекой планете, среди множества опасностей, убедились в этом на собственном опыте. Но заплатить за это знание им довелось крайне дорогой ценой.

По стилю и содержанию — одна из лучших повестей Рассела.

Оценка : 9
«Свидетельствую»
–  [ 15 ]  +

Sri Babaji, 30 октября 2016 г. в 19:11

Читая любую более-менее репрезентативную подборку лучшей научной фантастики прошлого века в хронологическом порядке, можно заметить одну занятную деталь: в эволюции жанра за последние сто лет было три абсолютно различных по тематике, настроению и методам периода (хотя, разумеется, всегда были произведения в стороне, позади и в авангарде литературного процесса). Первый из них, самый ранний, — это фантастика мечтаний, либо прогнозов — кому как нравится. По сути, это — приключенческая литература, в которую для антуражу добавили какую-нибудь несуществующую, но вполне возможную деталь — чаще всего — какое-нибудь диковинное изобретение. Иногда приключенческая часть значительно уступала прогностической, и получался какой-нибудь «Ральф» Гернсбека или «Тайна двух океанов» Адамова и иже с ними.

Третий период, продолжающийся примерно с «новой волны» и до наших дней, можно охарактеризовать как постмодернистский. Ему не чужда литературная игра, увлечение наукой ее более глубоко чем раньше, однако, и что самое главное, тут вовсю разгулялся постмодернистский принцип отсутствия парадигмы — моральной, этической, литературной, какой бы то ни было. Авторам нового поколения неинтересно сказать новое слово — им интересно перевернуть фантастику вверх дом, а еще лучше — забыть, что она существовала до них. И окружающий мир им тоже интересен мало. Им интересна игра.

В самом деле, я не вижу в этом ничего плохого. И я люблю новую фантастику. Но все же, я вырос на НФ поколения 40-60-х, о которой пойдет речь дальше, и без резкого противопоставления тут не обойтись. Фантастика второго поколения, поколения Хайнлайна, Кларка, Азимова, Шекли, Саймака, — это литература не мечтателей, но романтиков, знающих, что вскорости этот мир изменится, и изменится очень сильно. Знающих, готовых к этой перемене, и приветствующих ее. И, кроме того, озабоченных и обратной стороной медали. Наверное, многие из писателей этого поколения искренне верили, что могут изменить мир и сами, изменить людей, подготовить их к будущему. И поэтому в то время были так распространены рассказы-предупреждения на морально-этические темы, экологическая, антивоенная фантастика. Да, иногда желание автора донести идею пересиливало желание написать что-то стоящее с точки зрения литературы, и эти рассказы-агитки сейчас смотрятся нелепо, но мне все равно жаль, что так больше не делают. Писатели потеряли веру в силу слова; да только слово еще не утратило своей силы. В этом и главное отличие фантастики «золотого века«от фантастики нынешней. Я одинаково люблю и Саймака и Игана, однако, иногда мне очень не хватает той доброты, того уюта, и той озабоченности сегодняшним днем, которое было в произведениях классиков.

Вот и рассказ Рассела такой — типичное дитя своего времени.

(Тут необходимо отвлечься и заметить, что рассказы/фильмы с судебным процессом в основе сюжета — моя огромная слабость. Я даже поступил на юрфак — и забрал документы.)

Внимание всего мира приковано к необычному судебному процессу — судят инопланетянина, утверждающего, что он сбежал со своей планеты. Земляне этому не верят. А вдруг это шпион? А вдруг вслед за ним прилетит целая флотилия космических кораблей? Большинство желает гостю с другой планеты смерти, но адвокат ставит себе цель — освободить подзащитного любой ценой.

В общем-то, вещь довольно предсказуемая: суд, щепотка гуманизма, торжество справедливости. Но как это сделано! Мастерские, словно наэлектризованные, диалоги; точные характеры, подкупающие детали из жизни инопланетянина. Кому-то рассказ может показаться наивным, и все — из-за концовки. Да будем честными, она и мне показалась наивной и слегка натянутой, однако, все равно — это сильно. Не так асто попадаются рассказы, после которых ты становишься хоть чуть-чуть лучше. Жаль, что так больше не пишут.

Оценка : 9
«Оса»
–  [ 15 ]  +

drenay, 02 июля 2013 г. в 20:59

Всем кому нравятся книги в духе «Стальной крысы» Гарри Гаррисона и «Тигр!Тигр!» Бестера очень советую прочесть замечательный роман Фрэнка Рассела. «Оса»-это первое произведение прочитанное мной у автора в крупной форме и оно мне понравилось больше чем вышеперечисленные произведения Гаррисона и Бестера. Чем? Наверное своей легкостью повествования, более продуманным сюжетом и бешеной динамикой.

Долгое время идет война землян с инопланетной Сирианской Империей. Силы противников практически равны. Земляне превосходят своего противника в научных технологиях,боевой моще и интелекте, но проигрывают раз в десять в численности. Кажется не будет конца этой жестокой войне, но тут Секретная служба землян делает рискованный ход. Они отправляют в логово врага так называемую «осу», человека прошедшего жесткий отбор и заброшенного на чужую планету с целью подорвать сирианский дух изнутри и посеять хаос. Этой «осой» оказывается Джеймс Моури, двадцати пятилетний землянин родившийся на одной из планет Сирианской Империи, где когда-то работали его родители . Сейчас он снова должен вернуться в знакомые места и перевернуть ход истории. А какими методами это будет достигнуто мы узнаем с Вами при прочтении этого шикарного произведения!

Бешеный по накалу, динамике и интересности роман. Если вы его начнете читать, поверьте вы не закроете книгу, пока не будет перевернута последняя страница.

Оценка:9,5

Рекомендация: очень высокая!

Оценка : 9
«Абракадабра»
–  [ 15 ]  +

Nonconformist, 21 сентября 2007 г. в 12:35

Интересная абракадабра получилась у Рассела. Предпроверочная атмосфера, царящая на корабле, передается буквально с первой страницы. Образ капитана и члены экипажа будто взяты из жизни: колоритные и правдоподобные типажи.

PS Отзывы лучше читать после рассказа. Ознакомся я с ними раньше — было бы не то. А так, интрига сохранилась.

Оценка : 8
«Мы с моей тенью»
–  [ 14 ]  +

Mishel78, 09 августа 2019 г. в 07:54

У каждого человека находится своё личное что-то, что позволяет ему воодушевиться и воспрять духом: спортзал, прыжок с парашютом, бодрая музыка и тому подобные вещи. Но что делать, если жизнь уже довела до такого состояния, что найти что-то приободряющее извне в серой и унылой жизни уже невозможно? Тогда на помощь может прийти что-то изнутри, что-то, на что уже давно не обращаешь внимания и что кажется самым обыденным и само собой разумеющимся. Эрик Фрэнк Рассел предлагает обратиться за помощью к собственной тени.

В рассказе мастерски описывается, как тень становится тёмным, но полезным альтер-эго своего владельца Тримбла — забитого всеми окружающими служащего, который боится всего на свете, в том числе и своей жены. Подобно тому, как человеку для восстановления подвижности ноги после перелома нужен костыль, так и Тримблу нужна его тень, чтобы стать хоть немного выше и поверить в себя. Кроме того, что герою приходится всё равно ломать себя, ощущая доселе невидимую для себя силу, он с удивлением обнаруживает, что оказывается, можно быть и другим человеком, не боясь иногда получить сдачи или чего-то попросить.

Впрочем, на рассказ можно посмотреть немного с другой стороны, более реалистической, потому как личность собственной нагловатой тени Тримбл мог просто выдумать и ощущая мощь своей выдуманной личности, совершить поступки, вселяющие веру в самого себя. К этому же выводу приводит и финал рассказа, в котором этот постулат подтверждается его женой.

Рассказ всё-таки больше развлекательный и весьма весёлый, поэтому после его прочтения окажутся лишними семинары и тренинги по мотивации, поскольку красной нитью через весь рассказ проходит главное — то, что нас вдохновляет и мотивирует находится в нас самих.

Оценка : 9
«Кресло забвения»
–  [ 14 ]  +

БорЧ, 24 июля 2013 г. в 14:54

Рассказ с довольно простым (по нынешним временам и с высоты сегодняшней точки зрения на литературу) сюжетом — «просчитывающимся» практически с самого начала. Суть идеи рассказа вполне проста и незамысловата — на каждую хитрую задницу всегда найдётся какой-нибудь инструмент с винтом, да ещё и с обратной нарезкой.

Но вот только категорически не надо при чтении забывать, что рассказ был написан ещё в те давние времена, когда о переселении душ мыслили исключительно в эзотерическом плане... и это были отнюдь не связанные с точными науками и техническом изобретательством личности. А тут вдруг — сюжет с использованием для переселения душ некоего высоко-технологического прибора. Думаю, что для того времени такой сюжет был достаточно свеж и оригинален.

Оценка : 8
«Перемещённое лицо»
–  [ 14 ]  +

sci-fan, 29 января 2012 г. в 17:40

Короткий рассказ, из которого можно вывести целое философское течение. Мощный аргумент для приверженцев атеизма.

Рассел затрагивает глубинные вопросы религии и культуры, порождённой ею. Да, возможно, на определенном этапе развития человечества было необходимо жесткое насаждение одной религиозной доктрины как способа сохранения человеческой культуры и выживания цивилизации. Но, быть может, сегодня пора с этим заканчивать, и переходить на другую стадию духовного развития (постижения)?

Как мы видим, религиозные войны продолжаются до сих пор, и миллионы людей погибают просто потому, что им с детства внушают непогрешимость определенных истин, заложенных еще тысячелетия назад какой-либо из религий. Не спорю, пусть это будут очень правильные и хорошие истины. Но почему-то отступление от религиозных догм, изложенных в одной из «священных» книг, считается чем-то неправильным, а зачастую, и просто опасным для жизни.

Несомненно, что религия является стержнем нашей культуры, на которой, в свою очередь, построена современная цивилизация. Но почему этот «стержень» должен быть обязательно «стальным и негнущимся», неспособным на изменения, которые диктует определенный этап в развитии человечества. Может, лучше, он будет как ветка лозы, гнущимся, но не ломающимся?

Не потому ли происходят все конфликты на Земле, что мы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не позволяем никому отклоняться от норм, заложенных еще тысячелетия назад
, и не способны создать
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
общечеловеческие ценности, которые разделялись бы всеми людьми?

И правда, если мы не позволяем никому, пусть даже самому прекрасному из людей, быть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
»...окончательным арбитром во всем, от рождения до смерти...»
, то почему мы даем это право
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
богу, как бы он не назывался?
.

И еще одна мысль показалась мне здесь очень интересной:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"– Когда ваш противник прибирает к рукам контроль над всеми каналами информации и пропаганды, когда он использует их, чтобы представить собственную картину событий и полностью затушевать мою версию случившегося, когда он пытается ложь выдать за правду, а правду за ложь, для меня почти не остается надежды...»
.

И, действительно, ведь, чтобы составить более-менее объективное представление о чем-то или о ком-то, нужно знать хотя бы две разных точки зрения на этот вопрос. И почему люди безоговорочно согласились, что истинно только то, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
написано в «священных» книгах?
, а всё остальное
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
от «лукавого»?

Да, рассказ заставляет глубоко задуматься о мире, в котором мы живем, и о том, как мы его постигаем. И еще главный герой чем-то напоминает настоящего

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сомневающегося ученого, для которого «практика — критерий истины»

Хотя, кто знает, может и она — не единственный критерий?

Оценка : 10
«И не осталось никого…»
–  [ 13 ]  +

Mishel5014, 05 июня 2020 г. в 11:37

Любимая с детства повесть, читанная в «Искателе», в чудесном переводе и иллюстрациями Макарова. Оглядываясь на этот маленький шедевр, понимаешь — это-повесть о мечте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мечте, в которой человечно-фермерский спокойный мирок без особых усилий дает отпор галактической империи с огромными кораблями, военщиной и бюрократией.

Хотя сейчас понимаешь, что вопросы, заданные в рецензии skein, вполне здравы.

И ведь недаром Ганди со своим непротивлением одержал победу над колониальной империей, у которой уже во многом выпали зубы. Если бы планета гандов попалась на пути каких-нибудь галактических фашистов, то... И представить страшновато. Видимо, абориген интуитивно чувствовал, что землянин все-таки стрелять не готов. А, скажем, взятые в заложники близкие, подкуп самых больших подлецов, показательные расстрелы и гуманитарные бомбардировки вполне могут привести непокорных анархистов в повиновение.

Особенно, если под чистенькими уютными деревнями находится руда какого-нибудь турбидия или бернуллия.

Так что этот рассказ (или маленькая повесть) — это именно рассказ о мечте. Очень хорошо написанный, ироничный, добрый.

Оценка : 10
«Пробный камень»
–  [ 13 ]  +

amak2508, 06 августа 2016 г. в 21:21

Очевидно, что рассказ писался «на злобу» дня — в самый разгар расовой нетерпимости в Штатах, когда то тут, то там горели кресты ку-клукс-клана и происходили суды Линча. Сейчас, когда проблема постепенно сходит на нет, мы еще понимаем глубинную суть того, что хотел сказать автор, но поймут ли ее наши потомки через два-три поколения?

Однако, думается, эта вещица не потеряется и в грядущих временах — уж больно здорово она написана. Здесь и отличная задумка, и хорошо выстроенный сюжет, и увлекательность, и удивительно точно переданный психологизм ситуации. Читатель, увлеченный повествованием, даже и не заметит ни некоторой условности ситуации, ни определенной архаичности отдельных деталей. Не заметит, потому что это не важно. А важно вместе с экипажем космического корабля разобраться в неожиданно возникшей напряженности и попытаться не произнести те роковые слова, от которых зависит их жизнь.

Оценка : 8
«Будничная работа»
–  [ 13 ]  +

Нескорений, 23 ноября 2015 г. в 11:01

Встреча с представителями внеземного разума бессчетное количество раз становилась объектом пристального внимания писателей-фантастов, хотя основных вариантов развития событий здесь всего два — либо контакт с мирными и дружелюбными инопланетными прогрессорами, либо угроза вторжения агрессивных космических захватчиков. Э.Ф. Рассел в повести «Будничная работа» выбрал второй вариант, описав подготовительный этап вторжения пришельцев с Андромеды — на территории США приземлился одноместный корабль опытного гипнотиста Хараша Вэнеша, который должен немного поработать шпионом и собрать информацию, необходимую для полномасштабного вторжения.

По сути перед нами идеальный разведчик — Вэнеш владеет искусством гипноза, с помощью которого может убедить противника в чем угодно. Он с легкостью принимает облик окружающих землян, точнее внушает им нужную картинку, может заставить каждого встречного выполнить любое свое требование, даже украсть или убить. Место действия — тихий провинциальный городок Нортвуд, в котором как гром среди ясного неба происходит дерзкое ограбление банка.

С этого момента перед нами фантастический полицейский детектив, причем автор сразу дезавуирует личность преступника, заставляя сосредоточить внимание на расследовании, по изначальному мнению местной полиции, идеального преступления. Следствие ведут начальник местного полицейского участка Гаррисон и приезжий фэбээровец Райдер. С тщательностью опытных кротов федералы начинают рыть землю и постепенно складывают паззл поистине невероятного происшествия. Во время чтения не раз вспоминаешь поговорку, что терпение и труд всё перетрут — изначально у следователей никаких зацепок, преступник сработал идеально чисто, улики добываются по крупицам — каждая версия тщательно проверяется, отработанные отметаются, появляются новые — действительно, будничная работа!

Тем не менее, в процессе чтения мне ни на минуту не было скучно — динамика на приличном уровне, сюжет довольно ровный и плотный, без лишней воды. Чувствуется дух авантюрных шпионских детективов, которые были популярны в середине прошлого века как в Штатах, так и в СССР — хитрый иностранный шпион ворует секреты, занимается саботажем, но доблестные рыцари плаща и кинжала идут по следу супостата с упорством породистой ищейки. Схема известная, только вместо иностранного шпиона тут инопланетный разведчик.

Единственный минус — слишком стремительная концовка, которая не соответствует столь долгой и тщательной подготовке, так и хочется воскликнуть: «Как, и это всё?» Тем не менее, перед нами отличный образец из золотого фонда детективной фантастики, который хоть и несет в себе легкий оттенок «ретро», но из явных атавизмов здесь разве что компьютеры на перфокартах. В общем чтение принесло изрядное удовольствие и вся повесть пролетела, что говорится, на одном дыхании. При общей незамысловатости генерального сюжета произведение сумело заинтересовать, в нем есть своя изюминка, которая заставляет возвращаться и перечитывать повесть под настроение.

Оценка : 9
«И послышался голос...»
–  [ 13 ]  +

Luavrik, 16 июля 2015 г. в 10:28

Группа молодых людей, парни и девушки — обычные туристы, совершали восхождение на Эльбрус. Испортилась погода, пошёл снег, температура резко понизилась. Они все погибли. Замёрзли. Когда спасатели обнаружили тела, те были достаточно далеко удалены друг от друга. Стало понятно, что вся группа разбрелась по одиночке. Кроме того, на некоторых парнях были одеты снятые с девушек женские куртки. Это не фантастика. Об этом происшествии сообщали в новостях. Давно уже...

А как повели бы себя на Эльбрусе герои повести? В такой же ситуации?

Не кажется ли вам, что в повести автор описывает не столько кошмары джунглей, сколько принципы существования человеческого сообщества.

Удивительно красивое, напряжённое и запоминающееся произведение.

Оценка : 10
«Пробный камень»
–  [ 13 ]  +

Стронций 88, 04 октября 2013 г. в 17:52

Читал в сборнике «Пасынки вселенной». И если рассказ Джеймса Блиша там перекликался у меня с рассказом Каттнера, то этот чем-то перекликался с рассказом Брауна «Кукольный театр» – такой своей корневой идеей, проблемой ксенофобии (в данном случае расизма). Только тут автор подошёл более хитро, и оттого всё получилось у него увлекательней и более жизненней что ли. Написано просто – но я люблю такие вещи, которые напоминают мне о золотой классике фантастического рассказа (я до того не читал Рассела, но мне всё очень напомнило Саймака) – вроде просто написано, может даже наивно, но тут тебе и контакт и интрига и весьма интересное положение героев; в этом простота изложения играет только на руку. Увлекает и интригует положение героев – они будто проходят тест, эти два слова которые они не должны произносить иначе смерть, но слов они этих не знают – такое держит в напряжении. И концовка – замечательная, из ряда тех, которые создают всё, освещают весь рассказ по-новому. И дают ему глубину и смысл вдобавок ко всем приключениям. Затрагивает проблему – и проблему серьёзную. И знаете, я рад – рад, что они не знают этих двух слов, что в мире будущего эта проблема решена абсолютно.

Хороший рассказ. Прочитал с удовольствием. Отличная концовка, сделавшая этот рассказ куда более интереснее и ценнее, чем просто увлекательное чтение. Вообще, для меня рассказ – из той, во всех смыслах доброй классики, которую, несмотря на некоторую простоту и наивность, я люблю читать.

Оценка : 7
«Абракадабра»
–  [ 13 ]  +

sarthur71, 21 сентября 2013 г. в 22:14

Одно из лучших произведений в жанре короткого юмористического НФ-рассказа, сделавшее бы честь самому Роберту Шекли. За это и получает заслуженную оценку (одно из немногих, которым я ставлю высший балл).

Добрый и мягкий рассказ, оставивший самые теплые воспоминания с самого детства... Перечитывал совсем недавно, уж и не помню в который раз, а все равно посмеивался. Рекомендую именно чудесный перевод Почиталина (тот, который с «капесом») — именно его электронный вариант искал себе в библиотеку...

Must have и must read!

Оценка : 10
«Тайна мистера Визеля»
–  [ 13 ]  +

БорЧ, 04 августа 2013 г. в 19:30

Больше всего этот коротенький рассказ походит на краткое наставление для фокусников (чревовещателей, гипнотизёров), а так же для шпионов и разведчиков всех мастей (особенно книжно-литературных) по способам отвлечения внимания от чего-то действительно важного (и в т.ч. самое главное — от самого себя) методом переключения фокусировки внимания на что-то внешне-приметное, но (фактически) малосущественное.

Для нас, сегодняшних, это уже достаточно известный психологический трюк «непрямого воздействия на внимание»... Но для 1942 года (когда был написан рассказ) практики манипулирования сознанием, забиванием людям головы тем, во что они всё равно в итоге даже и не поверят — были наверное больше свойственны для спец.курсов различных спец.служб, чем для сюжетов литературных произведений.

Примечательно, что главного героя, от лица которого Расселом ведётся рассказ, зовут тоже Рассел — так что в рассказе возможно есть и некая автобиографическая составляющая.

Оценка : 7
«Небо, небо...»
–  [ 13 ]  +

БорЧ, 24 июля 2013 г. в 14:54

Наверное именно таким, как описанный в рассказе Жюль Риу, стал бы Жюль Верн — родись он на несколько столетий позднее. Но наверное ему не снились бы запах пыльных юридических бумаг и размеренная жизнь парижского адвоката, как уже ставшему капитаном Жюлю Рио снится «непередаваемый аромат догорающих смолистых ветвей и свежеиспечённого хлеба».

А может быть так не было именно потому, что Жюль Верн, которому в 11 лет удалось наняться юнгой на шхуну «Корали» и сбежать в Индию, — не стал моряком, а стал «всего лишь» великим писателем, романами (и тут опять появляется тот самый запах сотен листов бумаги) которого зачитывались миллионы мальчишек всех стран. Да и не только мальчишек, а и взрослых, которым вновь и вновь хотелось снова почувствовать себя мальчишкой, мечтающим о дальних путешествиях и невероятных приключениях.

И, наверное, это и есть счастье: когда, как у Жюля Риу, — исполнилась твоя детская мечта, но память твоего детства остаётся с тобой до самого конца твоей жизни. А Жюль Верн, будучи уже известным и отнюдь не «кабинетным» писателем, признавался: «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

Оценка : 9
«Ниточка к сердцу»
–  [ 13 ]  +

muravied, 28 февраля 2011 г. в 11:36

Отличный рассказ про Одиночество.

Далёкая планета полностью покрытая океаном. Где-то посреди этого океана есть маленький каменный островок, на котором стоит маяк. Вокруг полная тишина, даже волн нет. Только тихие рыбы и редкие насекомые. На островке также есть человек — смотритель маяка. Три смотрителя уже свихнулись от одиночества, и вот главному герою предстоит провести 10 лет на этом маяке...

Очень романтичная и красивая история. только 10 лет это по-моему не разумно. Делали бы смену каждый год — было бы самое оно.

Оценка : 9
«Ниточка к сердцу»
–  [ 12 ]  +

ааа иии, 27 июля 2022 г. в 22:18

Удовольствие от чтения Э.Ф.Рассела обычно интеллектуально-рассудочное, как от хорошего хода в игре. Но порой этот ход, как пробивший плотный облачный слой самолет, уводит туда, где ничто не загородит Солнце — и вот, один из самых лиричных рассказов «золотого века» НФ написан не Брэдбери. Так же поэтический дар Лема вдруг проворачивал коленвал ржавого танка его концепций и... Но сейчас не об этом.

  Корни «Ниточки к сердцу»(«Пуповина» пример того, как «не то» юридически верное) тоже в интеллектуальных изысках, а именно, в опасениях 1950-х, что космонавт или подводник свихнется в своем аппарате, забудет долг перед большой Землей, станет неуправляемым... и будет плохо. Психология становилась инженерной, строились сурдокамеры, проводились эксперименты. В НФ период отражен неплохо, «Условным рефлексом», «Драконом в море», «Нэнси»... Даже в «Звездных королях» упомянут синдром «Чарли-на-хвосте».

  Однако, хотя «Ниточка» безусловно выстроена вокруг темы одиночества, это более редкий подвид, «позитивная манипуляция». В ряду аналогов летописная трава емшан, «Папа и море»... «Ностальджи» Булычева.

  Пусть мужик возле передатчика один, но он не брошен. За его психику ведут дорогостоящую борьбу и вот она-то — настоящий герой этой истории. Кстати, с достигнутым успехом сопряжены кое-какие проблемы.

  Неважно, почему маяков 400 и насколько нужен смотритель автоматике. Что мы знаем о пространствах меж «завитков галактик» и как сквозь них мчатся крейсера-лайнеры — ныне обеспечить аэронавигацию там, где можно плыть по звездам, стоит дороже всей экспедиции Магеллана.

  Важней, что смотрителей меняют и оборудование под открытым небом. Отсюда следует, что следующий получит от психологов винтовку, ибо, чтобы исходно здоровый человек не свихнулся, у него должно быть дело. Охота вполне подойдет. В таких условиях даже просто необходима:

а) На Гебридах как хотят, а непривычных вопли зацикленных на территориальном инстинкте пташек добьют быстрее тишины. Можете полюбопытствовать, как оно, у жителей подвергшихся нашествию новых падальщиков наших городов или у угодивших на Крайний Север;

б) Может дойти и до самозащиты ... и защиты. Богатый азотом чаячий помет разъедает материалы и крепче автомобильных лаков. Музей австралийских ВМФ в отчаяньи от коррозии экспонатов и непрерывной чистки дорожек завел гоняющих чаек собак. На том конце ниточки придется всё самому.

А рассказ хорош.

«Оса»
–  [ 12 ]  +

primorec, 04 декабря 2012 г. в 05:16

Знакомая картина? В салон набитого автобуса залетает маленькая оса и вот уже один пассажир, а за ним другой начинают нервно наблюдать за ее полетом, а затем, словно что-то внезапно вспомнив, пропихиваться к выходу. Остановка — другая и обычно набитый автобус завлекает недоумевающих пассажиров свободными местами.

Верткая, злая, опасная. Это все про нее, про маленькую Осу, способную обратить в бегство самых закаленных воинов и заставить потерять достоинство самых изощренных политиков. Перед ней все равны. О других, не менее кусачих, мы говорим по-другому, уважительно, но без страха. Трудолюбивая пчелка, могучий шмель/есть еще гад-шершень, из-за которого я как-то четыре дня пролежала в полной отключке, но про него здесь не будем/.

Вот такой маленькой, но злой «Осой», способной разрушить жизнь целой планеты, стал диверсант Маори. Заброшенный на планету сири, с которыми воюют земляне, он должен непрерывно кусать и жалить, жалить и кусать в самую сердцевину — политическую систему, основанную на обмане обывателей, лжи, подтасовках, запугивании и тирании. И, будьте уверены, его жало всегда попадет в цель, ведь он очень умело использует излюбленное оружие своих противников — обман и ложь — против них самих. Собственно, они сами делают половину работы, ведь нужно совсем немного, чтобы обычные для любых тираний поиски внутренних врагов переросли в настоящую панику, а показная преданность населения опостылевшей власти стала откровенной враждебностью.

Роман, действительно, очень легкий для прочтений, наполненный едким юмором. Динамичный сюжет, минимум описаний и рассуждений. Непрерывное действие, в котором так легко распознать знакомые приемы манипулирования массами и СМИ. Присмотритесь внимательней, и Вы обнаружите их в обычной нашей жизни. Но самое замечательное в романе — концовка. Неожиданная, злая. Трудно быть Осой: уважать — уважают, но никто не любит...

Оценка : 8
«Будничная работа»
–  [ 12 ]  +

sanchezzzz, 24 ноября 2012 г. в 14:00

Мне понравился этот рассказ Рассела. Я люблю и хороший детектив, и хорошую фантастику уже даже по отдельности, а тут оба жанра представлены в симбиозе, что вдвойне для меня приятно.

Здесь Рассел использует один из приёмов детективной литературы, когда преступник заранее известен и весь сюжет строится на его разоблачении и поимке, то есть к работе частных сыщиков и государственных правоохранительных органов. Работе, надо сказать, будничной, и это Рассел очень достоверно изобразил, без использования внезапных гениальных озарений и прочего. Конечно, он слегка идеализировал и методы, и результаты. Все персонажи у него получились правильными, абсолютно добропорядочными гражданами, бдительными и ответственными, замечающими всё хоть сколько-нибудь подозрительное и странное. Сыщики умны и прозорливы, газетчики сметливы, телевизионщики оперативны, да и государственные и военные службы не дремлют в борьбе с преступным злом. Причём, все они всего лишь выполняют будничную работу. А в итоге всё сложилось в правильную мозаику и преступник был изобличен. Что ж, поверим на слово, что система безопасности начинается с каждого человека, а бдительность и разумность только приветствуется.

Оценка : 8
«Пробный камень»
–  [ 12 ]  +

Mindover, 31 августа 2012 г. в 20:26

Обратил внимание на забавную деталь. У Рассела подчеркивается, что Фрэйзер был чернокожим, туземцы меднокожими, но ни слова не сказано о том, к какой расе принадлежала новая партия космонавтов. Более того, ниоткуда не следует, что они вообще когда-либо слышали о европеоидах. В свете современных мировых тенденций это придает рассказу совершенно новое, едва ли предвиденное автором звучание, и позволяет отнести его к жанру антиутопий-предупреждений. :-)))

Оценка : 8
«Невидимый спаситель»
–  [ 12 ]  +

muravied, 11 августа 2011 г. в 11:10

Очень забавная история. По атмосфере очень напоминает серию Space Quest, компьютерный квест, очень интересный. Вообще это редкий случай, когда я начал ржать уже на первой странице. Я то думал что это серьёзная боевая фантастика про космические войны там или типа того. А тут уже в самом начале стали обсуждать почему у солдата не застёгивается ширинка и можно ли атаковать врага с голой задницей. Короче, умора! А уж когда он начал в тюрьме плести про невидимого Гомика, то тут я вообще свалился. И финальный аккорд «А где второй?» -«какой второй? А ну-ка дыхни!» тоже повеселил.

В общем гениальная приключенческая фантастика. Читать всем в обязательном порядке!

Оценка : 10
«Зловещий барьер»
–  [ 12 ]  +

duke, 30 марта 2010 г. в 10:40

Роман, откровенно говоря, очень слабый. И дело даже не в штампах, американском ура-патриотизме или научной недостоверности. Главным образом удручили герои. Они вообще «никакие». Тусклые, серые, никчемные, напрочь не запоминающиеся. Фантомы, не отбрасывающие тени. Да и отбрасывать её некуда. Потому как декорации (читай антураж мира недалекого будущего) — картонные, с прорехами, местами – с зияющими провалами. При пристальном рассмотрении рассыпаются, как карточный домик. Единственное, что как-то связывает воедино этот двухсотстраничный набор слов, это собственно само фантастическое допущение. Любопытно с точки зрения непритязательной обывательской фантазии, но с научной точки зрения не выдерживает какой бы то ни было критики. Чем всё закончится, становится понятно, к сожалению, уже к середине повествования, так что от финала вряд ли следует ожидать оригинальности и непредсказуемости.

Читать этот роман стоит только упертым поклонникам писателя, да и то, для общего развития. Остальным лучше не утруждаться.

Оценка : 5
«Мы с моей тенью»
–  [ 12 ]  +

sanchezzzz, 06 ноября 2008 г. в 13:18

Один из самых смешных рассказов вообще в фантастике. Хотя, фантастический ли он? Наверное, больше сказочно-поучительный, такой «басневый» что ли. Порой, (не для всех и не всегда, конечно), нужен кто-то или что-то, чтоб помог убрать какие то внутренние барьеры, придать уверенности, толкнуть под горку, а дальше человек уже сможет самостоятельно достичь желаемого. Рассказ смешной на протяжении всего повествования, а не только в остроумной фразе в концовке, как это иногда бывает. Написан и переведен живо, с огоньком, так, что все события представляешь себе как наяву. В общем, в рекомендации не нуждается!

Оценка : 10
«И не осталось никого…»
–  [ 11 ]  +

Mishel78, 18 июля 2020 г. в 23:08

Из чего же состоит фантастический рассказ об экспедиции на неисследованную планету? В первую очередь, из множества загадок: незнакомые флора и фауна, климат и инопланетяне. То есть, интригующих моментов очень много. Вот и в рассказе Эрика Фрэнка Рассела инопланетяне — самый загадочный элемент повести. На самом деле, инопланетяне — это люди. Но столь отличимы они по своему мировоззрению от «хомо сапиенсов», составляющих экспедицию, что кажутся полными антиподами. Автору умело удалось заинтриговать меня именно загадками поведения расы гандов (людей, проживших триста лет без контактов с землянам с момента начала колонизации планеты).

Жизненный уклад на планете похож на утопию. Нет правителей, нет денежного оборота, экономика построена на взаимообмене обязанностей по принципу: «ты — мне, я — тебе». То есть, всё в этом обществе построено на доверии. Помню, как в одной из книг по выживанию в период кризисов, в том числе и экономическом, говорилось об одном канадском городке, где в ходу помимо денежных знаков, были ещё и человеко-часы. Принцип таков: скажем, стоматолог тратит своё время на лечение зуба сапожника. Потом, в нужный момент, сапожник возвращает долг, потратив время на оказание услуги стоматологу. Итог: инфляции нет, финансовых махинаций нет, а доверие друг другу создаёт приятный микроклимат в обществе.

Впрочем, автор устами одного из персонажей критикует экономическую модель планеты гандов. Поэтому нельзя сказать, что писатель витал в облаках, описывая устройство общества, построенного на доверии.

Естественно, что само слово «ганды» уже должно дать намёк читателю, почему же бывшие колонисты именно так себя назвали. И, моральное оружие, которое они применили против землян — антигандов, имеет вполне земную природу, но оказалось неимоверно эффективным, хотя и не несёт никакой физической опасности.

Рассказ, по большей части, не фантастика, а попытка автора высмеять современный уклад нашей жизни, наполненный ненужными условностями и бюрократическим беспределом. Описанием жизни гандов Рассел даёт читателю глоток свежего воздуха, чтобы через противопоставление социального уклада гандов и антигандов показать возможную жизнь в обществе, построенном на доверии и сотрудничестве.

Оценка : 9
«Абракадабра»
–  [ 11 ]  +

Kabasha, 18 марта 2020 г. в 21:24

Мне кажется, это самый известный в нашей стране рассказ Рассела. Наверное, с ним знакомы даже больше людей, нежели тех, кто прочел не менее известную «Осу» или дебютный роман автора «Зловещий барьер».

На самом деле рассказ получился сочным, ярким, увлекательным и на выходе вызывает гораздо больше позитива, смеха и хорошего настроения, чем более крупные произведения. В рассказе вновь затронута любимая Расселом тема т.н. «волны», когда маленький человек или рядовое, пустяковое событие является зарождением или источником массовых и глобальных впоследствии событий, своего рода знаменитый «эффект бабочки2 Брэдбери иной интерпретации.

Однако, помимо основной темы в коротком, но емком произведении, где фантастика служит лишь легким антуражем для происходящих по тексту событий, находится место и для бюрократии, царящей всегда и везде независимо от времени и планеты, и для находчивости опытных вояк, воспринимающих проблему не как вселенское горе, а еще один повод проявить собственную смекалку и находчивость, и для многих других тем, затрагиваемых порой лишь по касательной.

Как бы там ни было, но этот рассказ, пожалуй — самая яркая жемчужина в коллекции драгоценностей, вышедших из-под пера Эрика Фрэнка Рассела. Добавь в рассказ робота в том или ином виде, он отлично подошел бы в коллекцию короткометражек Love, Death and Robots, не так давно вышедшую на Netflix и получившую заслуженную порцию зрительских аплодисментов и похвалы.

З.Ы. Кстати, рассказ получил премию «Хьюго» в 1955 году, несмотря на легкость, репортажность стиля, свойственного, как мне кажется большинству амер. фантастики того времени (Ван Вогт, например, и другие), несмотря на другие мелочи. А упомянутая легкость — это не минус, это законы жанра, которым Рассел следовал и создавал свои произведения.

Оценка : 9
«Оса»
–  [ 11 ]  +

osipdark, 16 ноября 2015 г. в 18:21

Вот очередь на прочтение подошла и к Эрику Ф. Расселу, а именно к роману «Оса».

По комментариям и оценкам к другим работам этого автора в большой форме мне начинает думаться, что это либо лучшее, либо одно из лучших его произведений. В этой книге имеются и элементы юморка, и сатира, и хорошо продуманные военные будни, добротный сюжет и производственная часть, но без минусов и тут не обошлось. Но обо всем по порядку.

Условно для оценивания этого романа в своей голове я разделил его на три части, на которые обычно и делят любую книжку — начало, середина и финал. И середина вышла в «Осе» просто замечательной. За ГГ было интересно наблюдать, следить за его поступками и мыслями; да за каждым шагом было интересно смотреть! А что случалось при погоне за этим персонажем! А если он оказывался на волоске от смерти... Вообщем, я ему сопереживал, да еще как — миссия на нем лежит важная. Сама идея этой миссии вполне себе реалистична — своеобразный военизированный эффект бабочки, ну либо аналогия с внедрением хаотической частицы в стабильную систему. И то, как реализовывались, воплощалась в жизнь эта миссия, ее этапы — все на качественном высоком уровне. Даже в определенном смысле слишком однобокое выставление Империи сирианцев перед читателем как чего-то абсолютно негативно-диктаторского не портило впечатлений по мере прочтения. За такое не жалко было бы и девяти баллов выставить, да вот помешали те самые вступления с заключением.

Ну что ж так не потрудился Рассел над приданию реалистичности, хоть мизерной, прологу и какой-то интересности эпилогу? Что же с ними не так?

Начнем с первого, логического минуса (во вступлении). Хорошо, обходим стороной, что и в межзвездных войнах все упирается в численность войск. Опустим и чрезмерную похожесть сири на людей — кроме некоторых внешних признаков и упоминания автора в начале, мол, «плодятся они как мухи», никаких различий с людьми нет. Но как, как можно, объясните мне, подготовить агентов-диверсантов за шесть недель!? Всего шесть! По-моему, даже военные училища Советов в годы Велико Отечественной и то больше времени затрачивали на подготовку юных боевых кадров. А тут на тебе, не считая того, что и без добровольной основы, просто земное правительство нашло людей, знающих язык сири и за несколько недель обучило их всем канонам шпионажа, диверсионной деятельности, боевых искусств (пусть и в зачаточном состоянии) и методикам психологической войны. Ладно, допустим, принимая все это за чистую монету и следованию «плана Осы», представим, что земные политиканы тех веков думают: «ну, пофиг, самое главное, чтобы эти недоучки-смертники хорошенько отвлекли на себя внимание. Сразу все силы засранцев-сири разойдутся кто-куда, и тут-то мы начнем наступления. Но, как мне думается, отвлечение внимания генералов сири должно быть как можно более долгим, и что еще более важно те не должны догадаться, что все это лишь жалкие проделки землян, на которые и обращать внимание не стоит. Если же наши диверсанты будут плохо подготовлены, то большого труда вывести всю правду о деятельности разведки Земли не составит труда. А уж это значит, что будь у нас хоть бесконечный поток этого разведовательного пушечного мяса, после такого поворота событий весь план «Оса» ожидает скорое падение.

И второй, заключительный минус, определивший оценку романа в восемь баллов — финал. Абсолютно не оправдывающий интриг, неинтересный, бледный, простой и ожидаемый.

Исходя из всего вышеизложенного все же советую «Осу» читать — динамичная и неглупая вещица. Заставит задуматься о более выгодных и менее затратных способах победить не только в обычной войне.

Оценка : 8
«Фундаментальное право»
–  [ 11 ]  +

неомут, 12 июля 2015 г. в 12:52

Этот рассказ сильно отличается от множества других произведений на тему вторжения. Какой там к черту «День независимости»? Все поголовно земляне ведут себя как пацифисты, принявшие буддизм. Это те земляне, в истории которых даже самое мирное сопротивление оккупантам-ненасилие, проповедуемое Махатмой Ганди, все же включало в себя несотрудничество и гражданское неповиновение. А здесь сплошное «Чего изволите?» с милой улыбкой. В общем, читая, я ловил себя на мысли: как же мне хочется узнать, чем это все закончится, давно такого не испытывал. Браво, мистер Рассел, интригу выдержал почти до конца. И закончилось все, как положено.

Оценка : 10
«Пробный камень»
–  [ 11 ]  +

Тиань, 19 мая 2015 г. в 18:12

Остроумная и мудрая история о том, как космонавт-разведчик разработал для открытой им внеземной цивилизации тест на определение дружественности или враждебности будущих земных экспедиций. Тест чрезвычайно прост и обеспечивает едва ли не стопроцентное выявление такого качества, как ксенофобия. Это качество очень осложняет нашу земную жизнь, и наверняка будет одним из самых неприятных барьеров для установления добрососедских отношений с другими цивилизациями, если вдруг мы до них доберемся.

Земляне тест прошли, можно вздохнуть свободно. И улыбнуться грустно и с облегчением, поскольку ни одна из участвовавших в испытании сторон не поняла принцип испытания. Изжита на Земле будущего по Эрику Расселу расистская зараза. Рассел был оптимистом. В этом вопросе.

Рассказ вызвал улыбку, хотя он совсем не смешной. И оставил очень хорошее послевкусие, потому что показал лучшее в людях — то, к чему уже сегодня мы можем начинать стремиться.

Оценка : 9
«Игра на выживание»
–  [ 11 ]  +

A.Ch, 27 ноября 2014 г. в 19:28

Пленника, обвиняемого в шпионаже на далёкой планете, перед казнью ожидает небольшое поощрение. Продление жизни за счёт игры. Чем дольше играешь, без проигрыша и выигрыша, важен лишь процесс – тем дольше проживёшь. Тейлор выбирает несложное почти детское строительство пирамидок.

Игра напомнила мне легенду о происхождении шахмат. С оплатой одним зёрнышком за первую клетку, двумя – за вторую, четырьмя – за третью и т.д. Тоже пренебрежение простотой, тоже долгий расчёт и удивление, тоже число 64. Математическое изящество созвучно рассказу Артура Кларка “Девять миллиардов имён Бога”. Бесконечный процесс, приближающий конец всего.

Интересный рассказ о теории игр и пресыщении ими.

Оценка : 8
«Единственное решение»
–  [ 11 ]  +

Beksultan, 29 марта 2014 г. в 08:31

Со времени моего первого прочтения этой занимательной миниатюры (читал еще школьником в антологии «Другое небо») я узнал интересный факт, который позволяет взглянуть на нее под новым углом. Если раньше описанное в рассказе однозначно воспринималось как трактовка общеизвестных религиозных мифов о творении, то теперь можно попробовать рассмотреть данный рассказ и в рамках полностью материалистического взгляда на мир. А именно — как подходящее описание возникновения, так называемого, больцмановского мозга.

Оценка : 10
«Немного смазки»
–  [ 11 ]  +

БорЧ, 30 июля 2013 г. в 10:40

В самом начале рассказа позабавил космический корабль с двигателем, обитым для звукоизоляции «толстым слоем войлока»))). Но если копнуть в своих размышлениях поглубже — этот допотопный звукоизолятор неким ассоциативным образом перекликается с тем, что проблема человека-громоотвода в любом коллективе-общине тоже достаточно древняя. И решение её давным-давно найдено — мне особенно нравится лаконичная формулировка в одной из песен актёра и поэта Михаила Ножкина: «Глупо гневаться, мой царь, на дурака...»

Собственно, эта идея и лежит в основе сюжета рассказа. И то, что пытается «открыть» и донести до читателя Рассел, уже давным-давно присутствовало в традиции христианской (хотя явно и гораздо раньше) Руси. Это древний обычай почитания верховной властью (да и любой деревней-общиной) блаженных (читай: бо́женных) духом и юродивый (читай: у Рода жи́вых) телом.

Стоит только вспомнить хрестоматийного псковского юродивого Николу Салоса, предложившего Ивану Грозному кусок сырого мяса и этим предотвративший поход опричного войска на Псков. Или воистину «народное» переименование Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву — в Собор Василия Блаженного.

Так что ещё раз скажу: тема равновесного баланса индивидуальных психик в коллективе-общине, описанная в рассказе Рассела, — давным-давно была решена на Руси «народными средствами» и без всяких новомодных психологических изысканий.

Оценка : 8
«Мы с моей тенью»
–  [ 11 ]  +

БорЧ, 24 июля 2013 г. в 14:56

Забавный маленький рассказик... На первый взгляд эдакая смесь переживаний главного героя — одновременно «маленького человека» (почти чеховского Акакия Акакиевича Башмачкина) и Радиона Раскольникова с его морально-нравственными метаниями «...тварь ли я дрожащая или право имею?». И уж совсем забавно: по хронологии написания кажется будто бы и автор, и Евгений Шварц — в один и тот же момент 1940 года прочитали знаменитую сказку Ханса Кристиана Андерсена «Тень» и использовали её сюжет каждый на свой манер и сообразно окружающим их социальным обстоятельствам.

Ну а если говорить абсолютно серьёзно и не позволять себе вдаваться во всяческие невольно приходящие в голову аллюзии — то у меня сложилось впечатление, что весь рассказ написан — по существу ради всего лишь одной, самой последней, его строчки. Что, впрочем, (чуть-чуть перефразируя Александра Галича) — не делает его ни лучше и ни хуже, ведь именно так и для этого он и написан.

Оценка : 9
«И не осталось никого…»
–  [ 11 ]  +

iskender-leon, 29 июня 2013 г. в 12:23

Прекрасная повесть. Смешная сатира — лучшая из возможных. По ходу чтения возникло стойкое подозрение, что нечто подобное я уже читал, причём довольно давно. Долго мучился, потом вспомнил: неподражаемо смешное общение землян и гандов очень напоминает допрос генералом Баан-Ну одного жевуна в повести Александра Волкова «Тайна заброшенного замка». Решительно никаких обвинений, но уверен, что эту повесть Рассела Александр Мелентьевич читал.

Видимо в случае с этой историей, как и во многих других его произведениях, где ярко проявляется антимилитаристская и антинасильственная позиция автора, главным для Эрика Рассела было ещё разок щёлкнуть по носу всё то, что он так не любил. А именно: милитаристов, военщину а-ля пентагоновские ястребы, сторонников теории «сильной руки». И откровенно говоря, удалось ему это блестяще. Но вместе с тем, произведение оставляет по себе больше вопросов, чем ответов. Создавая общество, способное противостоять оголтелому авторитаризму, писатель сделал его таким, что мне лично из этих двух вариантов более симпатичен именно авторитарный, а не тот рациональный индивидуализм, что царит на планете гандов. Справедливо подмечено в предыдущих отзывах, что совершенно непонятно, как в таком социуме могут выживать инвалиды, сумасшедшие. Наверняка нелегко приходится и людям творческих профессий — музыкантам, художникам, поэтам. На планете настоящий триумф честности, зато пропали, истаяли дымкой бескорыстие и великодушие. Кроме того, моё чувство недоверия просыпается в тот момент, когда один из гандов отказывается выполнять приказ землянина даже под угрозой смерти — мол с мёртвого нельзя получить вообще ничего, так зачем тебе меня убивать? К сожалению, из реальной жизни мы все знаем, насколько зыбко и ненадёжно это суждение. Убить можно и из-за тупой злобы или ярости и в холодном расчёте запугать этой смертью следующую жертву. И зря Рассел приплёл сюда Мохатму Ганди, который и вправду изобрёл и применил пассивное сопротивление как форму социальной борьбы, но впоследствии он же первый и призвал отказаться от этого метода, когда решил, что индийский народ не готов к нему.

Но заканчиваю с критикой — её слишком много как для положительного отзыва и оценки десять. Несмотря на всё вышесказанное, повесть была, есть и остаётся одной из лучших не только в творчестве автора, но и во всей британской фантастике.

Оценка : 10
«И не осталось никого…»
–  [ 11 ]  +

febfish, 12 марта 2012 г. в 15:42

У меня есть три любимых произведения Рассела:

1. И послышался голос...

2. Аламагуса

3. И не осталось никого...

Особенно люблю его неподражаемый ироничный стиль. Он вообще один из лучших фантастов-сатириков (если такое определение вообще корректно). «И не осталось никого...», на мой взгляд, вообще шедевр. Причем, отнести эту повесть к фантастике вообще можно лишь с большой натяжкой. Космический антураж здесь не более, чем декорация к очень едкой и в то же время очень смешной сатире.

Я эту вещь впервые прочитал в возрасте 13 лет в «Искателе» и после этого перечитывал не меньше 10 раз.

Очень рекомендую всем

Оценка : 10
«И послышался голос...»
–  [ 11 ]  +

muravied, 14 июня 2011 г. в 10:16

Шикарный приключенческий боевик!

По духу напоминает фильм «Хищник» со Шварцем. Такая же разношерстная команда против таинственного Зла, таящегося в джунглях. Персонажи очень яркие. Например миссис Михалич это вылитая моя училка по-немецкому в школе. Билл Молит это вылитый Дюк Нюкем. Каждый персонаж очень яркий и было очень жалко когда смерть забирала одного за другим.

Сюжет очень захватывающий и местами страшный. Особо хочу отметить эпизод с крабовидным существом в пещере. Вот уж действительно жуткая смерть..%-\

Оценка — чистая Десятка. Рекомендуется к прочтению всем любителям фантастики без исключения!

Оценка : 10
«Оса»
–  [ 11 ]  +

SGRAY, 13 апреля 2010 г. в 12:03

Вчера прочитал. Пока мой первый роман у Расселла. Чем-то напомнило Стальную Крысу Гаррисона, но без юмора. Все более серьезно и с кровью. Написано легко, может, для романа, не хватает деталей. Все описание мира это — волосатые цветы и поросль, заменяющая траву. Возможно, не совсем ощущается, что планета вовлечена в войну. Несмотря на диктатуру, страх к властям и захватчикам-людям, люди довольно спокойно живут, нет общей паники и депрессии. Возможно, это связано с полнейшей цензурой, наложеной на информацию, люди живут под «колпаком» и неведают, что происходит. Как уже тут написали, несмотря на замечательное изложение, книга уже устарела. В нашем, современном мире, его бы сразу поймали, на первой же листовке. В мире, где совершаются межгалактические перелеты, нет камер наблюдения. Ну да это и понятно, книга написана задолго до них. (Поправка. В романе «Часовые вселенной» упомянаются камеры наблюдения, хотя роман написан за 6 лет до «Осы». Почему в ней камер нету, не совсем понятно) На мой взгляд, главная мысль книги была в последних строчках, когда затратив столько сил, ГГ отправляется на следующее задание, не получив, даже благодарность, за замечательно проделанную операцию. Мне кажется, что именно тогда до него дошла вся тяжесть его положения. Даже, когда он голодал в лесу или попал к своим же в плен, он воспринимал это, как игру. По крайней мере, это кажется из текста. Наверно, он пожалел, о том, как он легко согласился стать осой. Его правительство оказалось ничем не лучше противника, используя инструменты и выбрасывая их по ненадобности, стремясь к какой-то далекой и только ему ведомой цели.

Оценка : 9
«Мы с моей тенью»
–  [ 11 ]  +

kkk72, 22 апреля 2009 г. в 18:46

Забавная история, которая вместе с тем заставляет задуматься. Мучения вечного неудачника Тримбла описаны очень красочно, так, что ему нельзя не посочувствовать. А ведь с психологической точки зрения все правильно. Очень часто причина неудач — всего лишь в отстуствиии веры в себя. А ведь своевременная поддержка, которая заставляет человека поверить в свои силы, действительно может быть необходима каждому.

Оценка : 8
«И не осталось никого…»
–  [ 11 ]  +

kkk72, 09 декабря 2008 г. в 08:38

Этот рассказ очень типичен для творчества Рассела. Автор терпеть не мог бестолковые армейские порядки, бюрократизм, и неоднократно высмеивал их очень жестко. А вот в этом рассказе Рассел попытался показать альтернативный вариант развития человеческого общества, основанный на непротивлении злу силой, на самоорганизации. И все получилось очень хорошо и убедительно. Вот только существование такого общества без принципиального изменения человеческого характера, увы, невозможно. Ну а второй недостаток данного рассказа — он несколько скучноват. Нет в нем ни ярких героев, ни насыщенного действия.

Оценка : 7
«Невидимый спаситель»
–  [ 11 ]  +

kkk72, 29 марта 2008 г. в 14:01

Очень забавный роман. Расселу удается на редкость удачно объединять весьма напряженный «экшен» с тонким юмором и иронией. История о том, как главный герой морочит голову врагам-инопланетянам очень хороша, хотя и не слишком реалистична. Заодно автор от души проехался по армейским порядкам. Для Рассела вообще типичны идеи о том, что с помощью смекалки и хитрости можно достичь гораздо большего, чем грубой силой и тупым исполнением приказов. Читается книга очень легко.

Оценка : 9
«И послышался голос...»
–  [ 10 ]  +

saranac, 09 августа 2020 г. в 20:03

Фантастической данную небольшую повесть делает только чуждая планета, на которой терпит аварийную посадку люди из совершенно разных социальных слоев населения, при чем выживает относительно небольшое количество. Автор показывает, как в целях спасения данный небольшой отряд пытается выжить двигаясь к своей цели, постепенно уменьшаясь и при этом все сильнее сплачиваясь и превращаясь в боевых товарищей, которые готовы отдать жизнь за некогда абсолютно чужих друг другу людей, коими они были в начале произведения. Концовка великолепна. Да и сам антураж неизвестной планеты передан очень красочно.

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3  4  5 . . . 10 11 12 13 14   (+10)»



⇑ Наверх