fantlab ru

Все отзывы на произведения Елизаветы Дворецкой

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  4  ] +

Елизавета Дворецкая «Лесная невеста»

Ny, 30 июня 2023 г. 08:38

Странно, что книга так непопулярна и практически забыта как критиками, так и читателями. Просто феномен!

Я бы не сказал, что Дворецкой присущ особый язык или литературный стиль — скорее, наоборот, написано очень простецки, со стилистическими недочётами. Нельзя похвалить и сюжет — обычное приключение, где герой разыскивает своё место в жизни и, конечно, любовь. Роковых загадок нет, всё спокойно и постепенно проясняется по ходу развития сюжета. Обстановка далека от экзотики — леса, городки, реки средней полосы. Ужаснейших чудовищ или сумасшедших схваток тоже нет. Фабула близка к классическому античному любовному приключению.

Очень простой, ровный роман, автор которого не рвалась нахватать звёзд с неба или чем-то ошарашить читателей.

Однако уровень исторической проработки, погружение в быт, традиции и описания психологии людей дохристианской Руси делают книгу занимательным историческим чтением. Собственно, история славянских племён и является лейтмотивом книги. Автор, играя на поле приключенческого фэнтези, интересно и красочно рассказывает о жизни наших далёких предков, о зарождении государственности, о способах вести войну, о понятии чести и достоинства, о вере и традициях. И, что очень важно, — о нравственности! Ярко, правдоподобно, в меру увлекательно и крайне любопытно!

Отдельно хотелось бы похвалить выбор имён персонажей и фонетику названий в целом. Просто приятно читать!

История ничуть не проигрывает более известном книгам Марии Семёновой и, уступая им в авантюрности, в чём-то смотрится даже старше, трезвее. Книга Дворецкой ближе к творчеству Василия Яна или Валентина Иванова.

Отличный исторический или псевдоисторический роман, который надо бы рекомендовать к чтению подросткам. Я бы смело ввёл его в дополнительные списки чтения школьной программы старших классов.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Княгиня Ольга. Пламенеющий миф»

JuliaV, 15 июня 2023 г. 12:39

Книгу очень рекомендую. С одной стороны, это историческое исследование, в котором очень подробно анализируются все доступные источники о княгине Ольге, ее эпохе и современниках – археологические, письменные. Этих источников не так много, поэтому очень важна их интерпретация, и это, как мне кажется, автор делает блестяще – учитывая историческую обстановку в целом, ситуацию в землях, соседствующих с Русью, психологию человека того времени, отделяя от достоверных источников более поздние домыслы и выдумки. Кроме того, это и литературное исследование своего рода – рассмотрена масса литературных произведений, героиней которых стали Ольга и ее современники. С другой стороны, это увлекательнейшее повествование, которое написано прекрасным языком и очень легко и с удовольствием читается. Даже сложный материал подан так, что воспринимается почти как художественное произведение, но при этом изложен он строго логично, научно. Очень последовательно, всесторонне показывается формирование мифа об Ольге, разделяются Ольга – героиня мифа, Ольга – реальное историческое лицо и Ольга – православная святая. Огромная работа.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «В полночь упадет звезда»

JuliaV, 15 июня 2023 г. 12:37

В этой книге центральными являются два очень интересных образа — великанов, волотов. Амунда-Етона мы хорошо знаем по книгам циклов «Свенельд» и «Княгиня Ольга», но здесь он предстает в совершенно неожиданной роли — и это производит большое впечатление. Следить за ростом, развитием главной героини — Горыни, огромное удовольствие. Образ замечательный — сложный, объемный, трогательный. Я совершенно забыла, что в начале была немного расстроена отсутствием в книге Свенельда — настолько эти двое увлекли меня. Ну и, как всегда, интереснейшие исторические и этнографические подробности, приключения, доля мистики. Одним словом, все замечательно. Рекомендую.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «Путь серебра»

JuliaV, 15 июня 2023 г. 12:36

Как всегда, замечательно. Сочно, красочно, атмосферно, исторически достоверно. В этой книге действие разделено на несколько линий, которые сменяют друг друга. Рассказы о сражениях, трудной дороге домой прерываются повествованием о том, что было позже. Много внимания уделено образу Амунда — он очень сильный и обаятельный персонаж. Подробно и убедительно описаны проблемы, вставшие перед огромным войском в чужой стране, и читать об их решении действительно увлекательно. А дальше была трогательная любовь, открывшиеся выгодные торговые перспективы, и... сборы в новый поход, о котором мы узнаем из следующей книги.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «Хазарский меч»

JuliaV, 15 июня 2023 г. 11:21

Читать эту книгу — большое удовольствие. Рада была на ее страницах познакомиться поближе с вятичами и хазарами, встретить уже полюбившихся Свенельда, Годреда, Амунда и знакомых по «Волкам Карачуна» смолянских вилькаев, Рагнору и Сверкера, пока совсем юного. Этот роман — еще один «кирпичик» в огромной, очень мною любимой саге. Книга очень атмосферная: заговоры, гадания, ворожба, предания, обряды, песни, природа и быт описаны ярко, щедро, выпукло. И я абсолютно уверена, что каждая деталь соответствует исторической эпохе, каждый факт не противоречит научным данным, каждый поступок диктуется мировоззрением человека того времени — настолько автор внимательно и профессионально подходит к исторической основе. Вдобавок к этой исторической и психологической достоверности, сюжет романа захватывает сразу. В нем есть и живые герои, за которых переживаешь, и крутые повороты судьбы, и война, и мистика. В очередной раз замечательно, в очередной раз — спасибо автору.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Елизавета Дворецкая «Путь серебра»

А. Н. И. Петров, 1 февраля 2023 г. 14:09

Если первый роман – это, по сути, этнография жизни ископаемого народа меря перед каспийским походом, то второй – рассказ о возвращении русов домой после каспийского похода. Сам каспийский поход не показан никак, центральное вроде бы событие, ради которого аль-Масуди 1100 лет назад тратил чернила, пропущено. На мой вопрос – но почему так, где мясо, почему в тексте русы не грабят корованы? – Дворецкая мне честно ответила, что в истории Каспия X века она не разбирается, в отличие от древнерусской истории. Неожиданная позиция, да? Ответственный перед читателем и наукой реконструктор понял, что не сможет точно восстановить сам набег, а потому отказался от его изображения.

Вместо этого вторая книга посвящена той части документа аль-Масуди, где рассказано о проблемах русов с хазарами на обратном пути вверх по Волге. Там тоже большое пространство для реконструкции – от живописания хазарской столицы Итиль, которую до сих пор так и не смогли локализовать, до литературного воскрешения буртасов, которые тоже непонятно где на Волге жили (я подозреваю, что где-то в районе моего родного Ульяновска). На сей раз любовных воздыханий нет, а есть боевик, потому что на русов со всех сторон нападают местные племена, чтобы забрать каспийскую добычу, в том числе присутствует шикарная реконструкция экстренного волока русских судов по Волгодонской переволоке. Настроение у второй части куда более мрачное: по товарно богатым, но оборонно бедным каспийским городам русы прошли, как смерч по деревне, но не могут просто так вернуться домой, а и вернувшись желанной славы не обретают, потому что за прошедшие годы слишком многое изменилось и дома и вообще в древней геополитике.

Но самое-самое в книге – это решение автора посредством такого сюжета рассказать о важнейшем географическом открытии на русской земле. Об открытии Волги. В древности люди не знали, как далеко идет та или иная река, они знали только тот ее участок, по которому было доступно движение. Если за поворотом сидели какие-нибудь буртасы и всех гостей пускали на дно – значит, за поворотом река и заканчивалась. В итоге Волгу-матушку в разные местностях принимали за разные реки. Для русов подъем по Волге от Каспия заканчивался на Волгодонской переволоке, а выше никто не плавал. Дворецкая заставила Свенельда сотоварищи окунуться в неведомое и проплыть Волгу почти до истока, собрав ранее разбитое в их мировосприятии пространство воедино.

Именно это и стало главной добычей русов в каспийском походе – обретение географической истины, а не банальные материальные ценности. То есть Елизавета Дворецкая не только здорово и кропотливо восстанавливает дописьменную эпоху, но и очень интересно, стратегически смотрит на ее события. В общем, хоть перечитывать не буду, поскольку не мое, но сделано шикарно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Елизавета Дворецкая «Зов валькирий»

А. Н. И. Петров, 1 февраля 2023 г. 14:08

Дворецкая известна как автор славянского фэнтези для женской аудитории и, скажем так, хард-исторических романов о дописьменной эпохе русского прошлого. Цикл о Свенельде относится ко второй категории, и надо сказать, что подходом писательницы к материалу я был впечатлен весьма и весьма.

За основу цикла взят один-единственный документ за авторством арабского историка X века аль-Масуди, рассказывающий о набеге русов на каспийские города. Один-единственный, потому что больше никто о набеге ничего не написал, у русов письменности еще не было, чтобы восславить удачный поход и богатую добычу, да и аль-Масуди не был свидетелем, а опрашивал случайных людей. Дворецкая взяла этот документ, вписала его в существующую систему научных данных о начале X века, отделила в нем достоверное от явной путаницы в показаниях и реконструировала вероятную картину похода, взяв за центрального героя всей истории еще молодого Свенельда, который в старости будет соправителем великого князя киевского Святослава Игоревича. Ее работа с фактурой сравнима с тем, что делает археолог, по горсти черепков, остаткам фундамента и десятку костей восстанавливающий быт и культуру целого города.

Поскольку Елизавета Дворецкая пишет с размахом циклов книг по вахе, первый том «Свенельд. Зов валькирий» посвящен всего лишь одному из эпизодов подготовки к походу – зимнему сбору дани русами с мерян и призыву этого стертого историей народа присоединиться к набегающим на Каспий. От мерян осталось чуть ли не меньше, чем от каспийского похода, и потому писательница решила дать им жизнь на страницах своей книги. Я с интересом прочитал рукопись (обе книги на тот момент еще не добрались до верстки), всюду отмечая богатую этнографическую фактуру – поверья, обычаи, ремесла, украшения, фольклор – а когда полез в интернет за какой-то деталью, обнаружил, что это все была авторская реконструкция по отдельным артефактам, найденным в местах вероятного проживания мери.

Вот это меня и восхитило: автор не просто рассказывает какую-то приключенческую или драматическую историю в декорациях седой древности, а на равных с этим уделяет внимание самим декорациям – и не в смысле «посмотрите, как у меня тут дорого-богато», а в смысле самоценности реконструкции для художественной литературы и даже для истории. Эта самоценность действительно существует: с одной стороны, точная наука ограничена своим методом в коммуникативных возможностях – она может лишь говорить «здесь мы нашли могилу с такими-то украшениями», с другой стороны, корпус исторических романов полнится профанацией, когда авторы выдают за фактуру откровенные выдумки или сгибают научные знания в угоду своей позиции. Хорошая, с вниманием к материалу художка позволяет одновременно и ярко, и достоверно донести до читателя, что там у наших предков творилось N лет назад.

В «Свенельд. Зов валькирий» заложен какой-то невероятный объем работы с научными данными и знаний автора по древнерусской истории. Поначалу мне даже казалось, что я читаю хардкор – так много там было непривычных имен, названий и предметов, в которых читателю надо ориентироваться с самого начала. Сориентироваться удалось довольно быстро благодаря ясному сюжету, где помимо предвкушения грядущих ратных подвигов, главную роль играет, конечно же, любовь. На мой вкус, Свенельд и его братья в книге многовато думают о бабах, но это такой авторский метод придания живости и жизненности героям через простые и понятные чувства.

Перечитывать, впрочем, не буду, поскольку древнерусская история меня в целом не интересует. Как я узнал от автора, цикл будет состоять из 8 или 9 книг, и если б это была трилогия, то третий роман я бы прочитал, а так не буду вовсе – не моя тема. Но подходом Елизаветы Дворецкой к историческому роману все равно восхищен.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Елизавета Дворецкая «Огнедева»

olga.sb, 20 декабря 2022 г. 18:28

Пока сейчас пошла мода на псевдо-славянское фэнтези, где антуражик создают только имена и некоторые старорусские словечки (спасибо, без медведей и балалаек), я решила вернуться к мэтрам жанра, которые пишут, опираясь на реальную историческую основу. У Семеновой уже давно и прочно всё по двести раз прочитано (а нового нет!), поэтому взялась за Дворецкую, у которой уже читала другой цикл.

В «Огнедеве» начало уверенно погружает в ту эпоху, когда на Ладоге только обживались словене, периодически подвергаясь набегам со стороны викингов.

Очень подробно, со знанием дела выписаны традиции, быт и уклад тех времен. Девушки, включая главных героинь, Дивляну и Яромилу, с детства готовятся стать невестами и гадают о парнях, которых встречают на танцах и общих посиделках.

Скорее это не фэнтези, а довольно неторопливый и тягучий исторический роман, где присутствие богов Ярилы, Лели, Лады, Велеса и пр. можно отнести к суевериям. Ну назначили девушек воплощениями богини, ну так и суркам приписывают возможность предсказывать будущее. Кто-то верит в это, кто-то нет. Согласна, в те времена именно такой мистицизм и был присущ людям, но записывать от этого в фэнтези?

Сначала мне всё нравилось, люблю читать про ту эпоху. Но дальше пошла сплошная романтика с первыми встречными парнями, когда обязательно надо прыгнуть в постель и объявить это волей богов, а не играющими гормонами. В довесок, как и другие писали в отзывах, обе девушки решили плыть по течению, согласно заветам предков и нашептыванию богов, и переживаться за них совсем перестало. Героями книг становятся не те, кого ведут на веревку, как баранов, а те, кто сражается вопреки всем обстоятельствам.

Увы, тут автор сделала ставку совсем не на героев, а потому читать дальше 0 желания.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Елизавета Дворецкая «Ветер с Варяжского моря»

solntse, 14 августа 2022 г. 00:23

Моя любимая книга Елизаветы Дворецкой. Есть дома в бумажном виде, время от времени перечитываю под настроение. Больше всего мне нравится, что это не фэнтези, а исторический роман. Всё по-настоящему. Серьёзно и глубоко. Наша ожившая история.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Елизавета Дворецкая «Ветер с Варяжского моря»

Logos, 2 января 2022 г. 14:24

Будь осторожен читатель,

Книга тебя унесёт

Как драккар легкокрылый

Вдаль по волнам

Чёрно-белых страниц.

И здесь средь сплетений,

Хитростных судеб

Ты потеряешь память свою.

Снова очнёшься,

Но в мире ином.

В гуще сражений,

В плотном строю

Товарищей верных

С кличем победным

Вступая в Легенду.

Иль на пиру,

За дубовым столом

Рог поднимая,

Во славу и доблесть

С песней весёлой

Рождаясь для жизни.

В сумрак окутавшись

В роще лесной,

Оплетённый руками любимой

Тайны богов

Ты познаешь

За краем Вселенной.

Будь осторожен,

Читай, и до встречи в Легенде!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Елизавета Дворецкая «Корабль во фьорде»

ХельгиИнгварссон, 11 июня 2021 г. 15:29

***Северная Махабхарата***

В цикле «Корабль во фьорде» Елизаветы Дворецкой к настоящему времени вышло девятнадцать томов. Сколько их будет написано всего, может предполагать только сама автор. Повествование скомпоновано преимущественно по два тома в самостоятельные книги с законченным приключением. Каждая такая книга имеет своё название и место в хронологии общего сюжета, объединяется вокруг отдельной группы персонажей, действующих в ограниченном наборе локаций. Герои из разных книг могут слышать друг о друге слухи или предания, жить в разное время, находиться по разные стороны баррикад, посещать одни и те же места, но личные встречи между ними достаточно редки. Такой подход облегчает чтение, разделяя одну эпическую сагу на последовательную цепочку частных, а также позволяет оценить одни и те же события сериала с разных сторон.

Мир цикла вымышленный, основанный на географии и климате Северной Европы. Возможно, помимо условной Скандинавии сюда входят и соседние регионы, аналогичные Прибалтике, Исландии и Британским островам. В любом случае люди здесь знают о существовании далёких земель и народов разного цвета кожи. Мир сериала – гористые и поросшие лесом морские острова и полуострова, зима в которых длинна, а лето коротко. Пространство кажется огромным: ни у персонажей, ни у читателя не возникает ощущения тесноты, запертости на скудном клочке земли посреди ограниченно судоходного северного моря. Даже если местные конунги, ярлы и бонды ссорятся из-за границ и нехватки владений, всегда остаётся место для дикого леса, куда и заходить-то опасно.

Население похоже на древних скандинавов начала восьмого века, когда заряд пассионарности ещё только подводил их к началу Эпохи викингов. В цикле также есть указания на то, что набеги на отдалённые страны некоторыми ярлами уже проводились. Одновременно с этим существует множество примет более раннего – Вендельского периода – шведской Скандинавии: курганные захоронения, священные леса и горы, развитые торговые отношения с государствами Центральной Европы. Отсутствует ставший привычным до оскомины пафос «героического бандитизма» викингов: описываются нормальные люди, живущие по далеко разнесённым хуторам, охотящиеся, обрабатывающие землю и вольно торгующие друг с другом.

Мифология однозначно скандинавская, с Одином во главе. Но пантеон богов, героев и валькирий где-то высоко на небе, тогда как на земле вместе с людьми доживают свой век останцы троллей и великанов. Получается та же ситуация, что и в реальном мире с народным христианством. Есть каноническая государственная религия, покровительствующая высокородным, но все больше доверяют апокрифическим сказаниям и спокойно уживаются с местной нечистью. Вот на ветках куста сидят и болтают ногами мелкие Ореховые тролли – орешки щёлкают – заметили тебя и сами попрятались. А вон та осинка с грустными глазами на самом деле дева троллиного племени, которая замуж хочет, да не за кого бедняжке. А ещё бывает так, что тарелки и ложки на кухне вдруг оживут и начнут ползать с места на место и даже кидаться на перепуганных хозяев – так то духи шалят!

На общем скандинавском фоне выделяются некоторые моменты. К примеру, Вигмар Лисица. Странный персонаж, будто бы позаимствованный из анимэ: предпочитает древковое оружие, а в покровителях у него огненная лисица-великанша со множеством хвостов. Я не знаю, как родился образ Вигмара, но он удался. Почему? Рубящие копья и боевые косы не являются достоянием исключительно Китая и Японии. Сам рыжий Вигмар – воин, скальд, зубоскал и нарушитель запретов – сплавляет воедино скандинавского Локи и кельтского Финна Маккула, обладателя волшебного копья. Многохвостость лисицы говорит сама за себя, но Дворецкая органично совместила её с «нашей» мифологией, к примеру, с Огневушкой-поскакушкой. В итоге появилось гибридное, экзотическое, но при этом неуловимо родное волшебное существо. Такое же, как и духи-хранители Квиттинга по частям света.

Магия у Дворецкой суть часть и следствие мифологии её художественного мира. Принеси богу, великану или троллю жертву – и он будет обязан отблагодарить тебя, даровав волшебное оружие, покровительство или совет. Однако мёд поэзии не напрасно пролился на землю, и его можно использовать не только для восхваления конунгов на пирах. Скальды здесь отточенной висой способны менять реальность почти так, как земноморские маги Урсулы Ле Гуин Истинными Именами. Запрета и гонений на женскую магию нет. Как мужчина может убивать, защищать и мастерить с помощью поэзии, так и женщина исцеляет, проклинает и провидит будущее. Но всё-таки диких лесных ведьм и колдунов-отшельников здесь не любят и побаиваются. На всякий случай. Вдруг они в родстве не с богами, а с троллями или великанами? Вдруг они уже перестали быть людьми?

Основными движителями сюжета можно назвать три классические темы: войну, любовь и стремление к миру. Объединены они необычно для эпического фэнтези. Никакого Тёмного Властелина, Пророчества, Избранного и Конца Дней здесь нет. Тут вообще прописные буквы встречаются не чаще положенного. Всё проще, и благодаря этому эпичней: великое начинается с пустяков. Подумаешь, какая-то ершистая девка обхамила гребцов на проплывающем мимо корабле из-за того, что увидела там слишком красивого для себя ярла! Она же на высоком берегу сидит, а слова просто сотрясают воздух. Парни так всегда и везде подначивают один другого на слабо, понуждая залезть куда-нибудь, куда нельзя и не надо. Особенно если пьётся пиво, а со стороны за ними наблюдает пара-другая прекрасных девичьих глаз.

Война детально не расписывается. Читателю сообщают, что конунг пошёл на конунга, и того довольно. «Чёрного Отряда» Глена Кука и «Первого Закона» Джо Аберкромби здесь близко нет. Есть психологическая накачка «мы сделаем это», «кто не с нами, тот против нас» и добровольно-обязательный сбор недовольного ополчения в обоих королевствах. Есть сирые голодные беженцы с фронта и тыловые «понаехали тут, на всех не напасёшься». Есть попытки заключения союзов с третьими сторонами. Есть поиск стратегически важного ресурса – железа. Есть много всего, но только не баталий. В описаниях схваток один на один Дворецкая заметно уступает Марии Семёновой в правдоподобии и грамотной детализации. Было бы откровенно скучно, если бы не внешние блокбастерные эффекты «викинг-анимэ». Например, в массовые сражения могут вмешаться мифологические существа и волшебные силы, а чинный поединок в круге вдруг закончится перегрызенным горлом.

Любовь прописана от и до, недовольными останутся лишь любители «клубнички». Первая влюблённость, ухаживания, настоящее чувство, брак по расчёту, любовь-ненависть, любовь-дружба, детская любовь, любовь с первого взгляда, любовь как средство социальной мобильности… Женщина-автор описывает нюансы и полутона, которые мужчинам и не снились, но женской романтикой и сентиментализмом это назвать никак нельзя. Потому, что отношения показаны реалистично и – более того – приведены в соответствие с изображаемой эпохой и её укладом жизни. Проще говоря, безумная любовь – удел героев, а все прочие мыслят иными категориями, причём в зависимости от своей классовой принадлежности.

Спокойно и мирно жить у себя дома хотят все, даже суровые викинги. Но почему-то никак не получается. То за столом обнесли, то у чужой жены украшений больше, то единственную на всю округу красавицу выдают за другого. И рады бы стерпеть, да честь не позволяет, а это святое. И льётся кровь на пиру, и полыхают крыши, и погибают целые рода… Всё это знакомо. Непривычно и рановато для викингов появление скрытой оппозиции милитократии конунгов в среде бондов-землевладельцев и даже ярлов. Здесь имеется в виду и открыто высказываемое аргументированное недовольство политикой конунгов, и заключаемые за их спиной союзы и договорённости. Странно, конечно, но добавляет сюжету очередную надстройку.

Все герои живые – за исключением совсем уж эпизодических персонажей. Показаны со всех сторон, внутренне противоречивы, по-разному реагируют на раздражители окружающей среды и могут кардинально меняться со временем. Женщины тут весьма активные и деятельные, что неудивительно при поле автора. Удивляет как раз отсутствие амазонок в бронебикини. Активность проявляется сугубо женская, и при этом она намертво вписана в описываемый социум. Даже выдающимся личностям практически невозможно выйти за ограничивающие их рамки традиций. Мужские образы собраны проще. Дворецкая не стала глубоко залазить им в душу, а показала их внешность, статус и дала «одну, но пламенную страсть» и несколько стремлений помельче. Получилось неполное, внешнее, но всё-таки достаточно жизнеподобное изображение. Не типаж по принципу этот берсерк, а вот этот любовник, а именно взгляд со стороны. Мужские персонажи Дворецкой не вечные дети, не жалкие подкаблучники и не опасные животные — и спасибо ей за это.

Бытовая, материальная культура вписана в текст сериала ненавязчиво и всесторонне. Вместо грузовозов кратких энциклопедических статей на каждый чих или пространных лекций, посвящённых, к примеру, производству, ТТХ и стоимости в шкурках соболя воронёной кольчуги, – «всего лишь» повседневная жизнь и взаимодействие с этим самым загадочным «бытом». Одна одежда носится в будни, другая только по праздникам. Ткани щупаются, восхищённо и завистливо обсуждаются. Украшения из самых разных материалов одинаково бережно хранятся по сундукам и передаются по наследству. Едят не с ножа и не только мясо вепря. Из раззолоченных рогов животных пить неудобно. Пиво может получиться плохим и вовсе кончиться. Ходят до ветру не «в кустики» или «отхожее место», а в конкретный сортир. Моются, причём даже зимой! Аплодирую стоя.

Цикл «Корабль во фьорде» производит впечатление качественного и многоуровневого произведения эпического фэнтези. Это действительно эпос раннего Средневековья, внешне подобный «Махабхарате», но сделанный на базе скандинавской, кельтской и славянской мифологий с включениями из индийских, китайских и даже японских мифов. Конечно, здесь нет философских и религиозных постулатов местного аналога Кришны, но лично я не возьмусь перечислять все использованные Елизаветой Дворецкой первоисточники. Я просто желаю ей достойно закончить этот сериал, не теряя достигнутый уровень.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Янтарные глаза леса»

LinaSaks, 11 апреля 2021 г. 18:20

А Снегурочка уже не та...

Так получилось, что я вроде как с середины цикла книгу читаю, но это мне никак не мешает. Сразу скажу, что вот это вот все:

«Княжич Светловой был так красив, добр и чистосердечен, что пришелся по нраву даже самой Леле, богине-весне.Но богиня не может любить, как смертная. С первым летним днем она покидает своего избранника, и почти год, до новой весны, ему предстоит ожидание встречи с ней.Тоскующий по своей возлюбленной жених становится орудием в руках Велы, Хозяйки Подземной Воды. От нее Светловой научится тому, чего ему лучше бы и не знать: как задержать Лелю на земле, чтобы весна не сменялась летом.»

Вообще большая натяжка на происходящее. Вроде как бы события присутствуют, но книга совсем не о том, а о рыжей девице, которая то ли может рысью прикинуться, то ли ее рысь охраняет, в общем не ясно, видать во второй книге про этих героев расскажут. Я очень надеюсь, потому что книгу в прочитать поставила и, если там про что угодно, но не про это, то грош цена этой книге.

Честно говоря, она и сейчас не особо дорогая, потому что она все же не про что. Ну, то есть нет чего-то дивного. Про дружбу — нет. Про любовь — нет. Про самих славян крайне мало. Немного было про нечисть, но это такие данные, какие ты либо знаешь, либо не очень веришь, слишком надумано. Там нет про доброту или про психологию человека. Есть немного про обустройство, но опять же немного и очевидные вещи. Я не беру магические проявления — это для книги понятно, для реальности — так себе. Сами приключения... да их толком и нет. Я как-то привыкла, что приключения — это чаще всего взросление героя, он учится. Есть приключения, где показана борьба за любовь или с негодяем каким-то, тут как-то и этого нет. То есть просто что-то происходит — ни к чему.

Кстати, немного неприятно, когда видишь, что автор не глядя тырит кусок из Снегурочки «Островского», да в принципе считай всю Снегурочку и хапает. Некрасиво, очень некрасиво. Такое чувство, что автор решила, что Снегурочку одна она читала и никто не заметит, что начало это ее придумка, в принципе не сильно новая достаточно простая, сказочная, потом стыренная история Снегурочки, и потом немножко от себя, чтобы как-то все объединить и продолжить. И человеку не стыдно и скорее всего будет рубашку на груди рвать, что это не у Островского стырено.

Что еще сказать про книгу, опираться на нее в плане обустройства славянского мира — нельзя. Про богов новое узнать — не получится. История не развивается, а просто тянется в ничто. Написано интересно, но я это склоняю в сторону все же истории Снегурочки, потому что она Островским хорошо продумана была, но только Островский с выводом написал пьесу, а Дворецкая вывод к чертям выкинула и получилось интересно, но ни про что!

Я читать не советую. То что я буду читать вторую, так это мне интересно сможет куда-то автор вывести линию с рыжей или нет. То что с богами она вывести линию не сможет — это понятно уже по этой книге, потому что как-то все ни к чему, ничего не видно из того, что происходит у них. И интересно выведет ли она самостоятельно или опять что-то стырит и назовет своим.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Княгиня Ольга. Зимний престол»

Некромантесса, 9 июня 2020 г. 00:27

Ну вот, писала как-то Елизавета Алексеевна о случаях демонизации святой равноапостольной Ольги, и я решила, что этого-то не случится в сериале. Однако — нет. Автор написала ряд книг, в которые органично вписались «казни древлян», однако у меня сложилось такое чувство, что автор вдруг заскучала по внебрачным связям героинь и таки отдала Ольгу её домогателю спустя 7 книг, специально вернувшись во времени и вставив этот эпизод в уже готовое повествование. А это уже всё ж домыслы и сплетни, а не допущение. Зачем писать кучу книг про верность Ольги своему мужу, и вдруг всё перечеркнуть авторским произволом?

Оценка: 8
– [  3  ] +

Елизавета Дворецкая «Княгиня Ольга. Две зари»

Линдабрида, 16 мая 2020 г. 11:49

Ну, вот и позади монументальный цикл о княгине Ольге. Последний роман так же хорош, как и все остальные. Под ним снова мощный пласт сведений об истории, археологии, фольклоре Киевской Руси. В нем снова интересный сюжет и яркие эпизоды (чего стоит хотя бы епископ Адальберт между двух костров!). Святослав, как и в предыдущих книгах, успешно портит жизнь себе и окружающим. Не меньше таланта по этой части проявляет Малуша — как легко догадаться, будущая мать будущего князя Владимира. Забавно наблюдать, как Эльга пытается организовать ей спокойную и по возможности счастливую жизнь в каком-нибудь тихом уголке, а девчонка каждый раз выскакивает, словно чертик из табакерки. Володислав Древлянский, мелькнувший в «Ключах судьбы», остается все тем же незадачливым мстителем, и его попытки вернуть себе престол вносят солидный вклад в тот клубок интриг, который сплетается вокруг стольного града Киева. У каждого из героев — свои цели, свои мечты, каждый пытается вырвать у судьбы для себя счастье в стремительно меняющемся мире. И некоторым это даже удается.

Что касается Эльги, то она немного отходит в тень. Сюжет кружится вокруг более молодых героев. Ее же дело — дипломатия и спокойствие внутри ее немалой державы, которая уверенно выходит на международную арену. В «Двух зорях» киевская княгиня ведет переговоры с двумя императорами сразу и должна делать выбор между православием и католицизмом. Эльга достигает поставленных целей со своей обычной мудростью. Елизавета Дворецкая сумела показать великую правительницу и великую женщину.

Да, роман прекрасен. А вот цикл романов как единое целое — нет. Именно как цикл, он имеет два досадных недостатка. Романы писались не в хронологическом порядке, но беда не в том: писательница не могла справиться с искушением и порой вводила в повествование какой-нибудь интересный поворот... а он напрочь не согласовался с книгами, действие которых происходит позже. Если читать по порядку, абсолютно странной выглядит история Огняны-Марии: где-то о ней помнят, где-то не помнят, а где-то и вовсе рыбу заворачивали. Отношения Эльги и Мистины не столько развиваются от романа к роману, сколько скачут туда-сюда, без психологического обоснования (зато все выглядит логично, если читать по порядку написания, а не по порядку событий).

Второй недостаток: отсутствие финала. Из всех сюжетных линий, намеченных в цикле, не пришла к какому-либо итогу ни одна.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Елизавета Дворецкая «Как огонь от огня»

Ny, 30 сентября 2018 г. 08:10

Наконец-то коротенькая фэнтезийная повесть, в которой никого не убивают и не мучат!

Сколько уж перебрал русскоязычных авторов фэнтези — или графомань и пафос через край, или чернуха. А здесь прямо-таки отдохнул.

Спокойное бытовое любовное приключение. Не такая уж редкость, тем не менее, впечатление самое благоприятное. Автор отлично справилась: мистика и художественная историчность неплохо дополняют друг друга. Фантастическая часть так хорошо поддерживает сюжет, а несложная интрига настолько плотно прошита этикой, что прочитав, невозможно не задуматься над повестью. Особенно понравились ненавязчивые пояснения, касающиеся традиций, обычаев, уклада жизни дохристианских славян.

Неужели в прежние времена этапы взросления человека были настолько естественно и хорошо регламентированы? Если так, то, утратив традиции, мы много потеряли. Дело даже не в культурном наследии или удобных традиционных нормах отношений между людьми. Беда в другом — жалко романтики, красоты. Ведь сейчас знакомство между парнем и девушкой обычно начинается с бутылки пива на скамейке. Первое свидание случается в подворотне среди дыма сигарет и мата, а ночь любви совершается в лучшем случае на заднем сиденье машины.

Проходя по задам ночных клубов в городе или по придорожным лескам и наблюдая свидетельства современных «брачных обрядов», больше всего хочется плюнуть с досады. Обыкновенное скотство.

Е. Дворецкая напоминает читателю, что связь между молодыми людьми должна начинаться совсем иначе.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «Огненный волк»

xdma, 7 июля 2018 г. 07:21

Неплохой роман, со светлой и красивой мифологической, даже — сказочной атмосферой, прекрасный язык, хорошо описан мир и быт. Однако любовные линии сюжета доминируют, совершенно не оставляя простора для действия, героики. Прочитал роман с удовольствием но начав следующий роман из цикла, бросил чтение — понял что снова начинается те же самые бесконечные романтические переживания (только с другими именами героев), и что я уже сыт по горло романтикой первого романа. В итоге — хороший «женский» роман, 8/10 за язык и атмосферу.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Елизавета Дворецкая «Князь волков»

Ezox, 25 декабря 2017 г. 19:50

Да-да, это все та славянская мифология и простое незамысловатое фентези! Очень интересно и легко читается на одном дыхании! Советую к прочтению, особенно если близка такая тема!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «Чуроборский оборотень»

Ezox, 25 декабря 2017 г. 19:47

Приятное произведение, несмотря на все другие отзывы! Меня впечатлила с самого детства. Интересно читать фольклорные фентезийные произведения! Они такие родные и близкие по духу!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Елизавета Дворецкая «Огненный волк»

Ezox, 25 декабря 2017 г. 19:40

Прочитал как-то в детстве в бумажном издании. Потом долго искал продолжение, пока не появился интернет. Прочитал все части, очень понравились, не смотря на мелкие недочеты. Пока это единственное фольклорное фентези в моей библиотеке. Был бы рад прочитать еще что-нибудь подобное=)

Оценка: нет
– [  7  ] +

Елизавета Дворецкая «Ольга, княгиня воинской удачи»

Линдабрида, 10 декабря 2017 г. 20:49

Наверное, это самый нехарактерный из романов Елизаветы Дворецкой, какие я читала до сих пор. Потому что перед нами военная проза. Женщины, включая княгиню Ольгу, не занимают здесь много места (хотя не следует думать, что суровые витязи заняты только и исключительно боями). Основное внимание сосредоточено на истории несчастного похода 941 года, где участвует не только Игорь с дружиной, но и вся высшая знать Киевской Руси, включая уже знакомого нам Хельги Красного.

Начинается поход почти легкомысленно — смешным эпизодом с «морским змеем» — но шутки быстро приходится отбросить. Ну, разве что для отдыха от ужасов войны введена забавная история Хельги Красного в монастыре Раскаяния. И все же мы знаем, что тот поход был трагическим, и накал трагедии в романе высок. Катастрофа, обрушившаяся на воинов Игоря, — страдания мирных жителей Византии — несчастья Болгарии, превращающейся в марионетку византийских василевсов, — все это становится гранями одной беды.

Боевые сцены великолепны — зрелищны и точны в деталях (кто бы это экранизировал!) Мы видим атаку катафрактов — элитной конницы Византии — на берегах адской реки Ахерон. Мы видим Босфор, превратившийся в ад под струями «греческого огня».

Автор не обеляет русов: в романе (как и в византийских хрониках) они не отличаются ни лишней гуманностью, ни уж тем более христолюбием. О нет, это язычники, жестокие и отважные, и их бесчинства в Византии описаны без какой-либо идеализации.

Я была рада вновь встретиться со старыми знакомыми — Ингваром, Хельги Красным, Мистиной. И уж тем более рада новому знакомству — ведь это оказался не кто иной, как Боян! Да, тот самый:

...Не угнаться в песне за Бояном!

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, над деревом парил.

Растекался мыслию по древу.

Надо думать, что вещие бояновы напевы мы слышим не в последний раз в цикле — а они завораживают! Недаром персонажи-христиане воспринимают его как связанного то ли с небесными, то ли с адскими силами, а язычники считают кудесником. Это — один из самых закрытых героев цикла. Мы ни разу не получаем возможности проникнуть в его мысли. Собственно, одна из его характеристик — ощущение слепящего света, словно закрывающего от наблюдателя даже черты его лица. Можно лишь предположить, что на поверку Боян более коварен, чем кажется.

P.S. Прелесть цикла о княгине Ольге в том, что он не теряет динамики. Но я как читатель теперь оказалась вдвойне в положении Тантала. Мало того, что в «Дарах золотого царства» дело закончилось таким скандалом в княжеском семействе, что Ольга и впрямь будет «мудрейшая из всех человек», если сумеет смягчить ситуацию. Так и здесь не завершены ни дела военные, ни дела семейные, и догадаться о возможной развязке нелегко. Придется ждать выхода следующего романа — а он намечен на август!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Елизавета Дворецкая «Ольга, княгиня воинской удачи»

Некромантесса, 18 ноября 2017 г. 10:31

Прекрасно, просто прекрасно. Я знакома с творчеством Е.А. Дворецкой уже больше 10 лет и могу утверждать, что талант этого писателя по-прежнему горит пожаром.

Отлично выписаны батальные сцены. Морское сражение очень кинематографично. Аж мурашки по коже.

В тоже время невыносимо больно наблюдать за набегом русов на северное побережье п-ва Малая азия. Сердце кровью обливается, глядя на все эти массовые и бессмысленные убийства, изнасилования, грабежи и погромы мирных жителей-греков. Не раз был порыв отложить книгу и поплакать над детьми и невинными младенцами, которые не пережили эту страшную годину.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кроме того в княжеской семье как чёртик из табакерки вдруг появляется ещё одна жена.

Причём всё очень странно. Если я правильно поняла, Огняна — гордая христианка старшего княжеского рода болгар, которая уже не первый год сидит в девках, придирчиво выбирая женихов и отвергая их. А тут безропотно пошла младшей женой за язычника-идолопоклонника без права быть княгиней Киевской и передать наследство своим детям. Даже для гордой славянки статус младшей жены унизителен, а тут наследница болгар. Посмотрим, как автор распутает этот клубок. Не зря же во время сватовства идёт постоянный намёк на отсутствие хитрого совета со стороны. Действительно ли всё это — лишь интрига, как я полагаю?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Наследница Вещего Олега»

Линдабрида, 18 сентября 2017 г. 21:48

Прочитав аннотацию, шарахнулась от экрана и решила ни за что не покупать книгу. Повеяло любовными романчиками в мягких обложках. К счастью, по зрелом размышлении я осознала, что Елизавета Дворецкая вряд ли могла написать подобное, и книга встала на полку к соседкам из того же цикла о княгине Ольге. И я не пожалела.

Это вовсе не история киевского Ланселота и псковской Гвиневры. Княгиня Ольга здесь вообще на десятом плане, и это вовсе не плохо. Потому что авансцену занимает такой яркий персонаж, как Хельги Красный. Напрасно князь Игорь и его верный побратим надеялись, что свержение Олега Моравского с киевского престола сойдет им с рук. Умный и честолюбивый Хельги отлично видит все их хитрости и вполне готов посоперничать с ними в интригах.

Хельги — персонаж исторический, если хотите: он явился из письма неведомого хазарина X века, где упоминается некий Хлгу и его подвиги при взятии некоего города (Керчи? Тьмутаракани?). Обычно этого Хлгу считают Вещим Олегом, но Елизавета Дворецкая, как обычно, предлагает собственную версию, причем красочную и убедительную.

Финал открытый: остается только гадать, что же случилось с Хельги, не мог же такой человек просто сгинуть? Попал ли он под греческий огонь во время похода на Царьград, основал ли державу на Востоке?

Итог: несколько строк из письма X века превратились в целый роман, полный политических интриг и военных хитростей... ну, и любовных драм немножко.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «Княгиня Ольга и дары Золотого царства»

Некромантесса, 10 мая 2017 г. 21:08

Потрясающее путешествие с героиней в утраченный ныне город. Браво-браво! Почти что контакт с внеземной цивилизацией! Книга неоднородна. Самостоятельная часть — путешествие — неторопливое, как разматывающийся клубок, а потом жизнь после возвращения в Киев — напряжение нарастает и обрывается на кульминации.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Елизавета Дворецкая «Ольга, лесная княгиня»

Некромантесса, 24 апреля 2017 г. 09:21

В этой книге стиль автора несколько не такой, как в других. Если в других он был какой-то задорный, то тут больше похож на некролог. Соответственно и впечатление осталось какое-то тягостное, а не восторженное.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Елизавета Дворецкая «Князья леса»

Any Toen, 30 марта 2017 г. 14:15

Так и не найдя подходящей под настроение книги с тематикой по славянской мифологии – достала с полки «Огненного Волка» Елизаветы Дворецкой.

И… как же я люблю эту книгу. Люблю с тех пор, как она впервые попала мне в руки, а случилось это 1997году….97? 20 лет!))

«после стольких лет? Всегда!» (с) Северус Снейп :)

Но ее невозможно не любить. Невозможно не влюбиться в мир, который прячется на страницах этой книги и в ее героев.

Книга попала в руки случайно. У одноклассницы она отчего-то не пошла и книжку вручили мне. Прочитав описание, я тоже недоверчиво хмыкнула… фентези замешенное на славянском фольклоре? После Толкина, Сапковского, Сальваторе, Ле Гуин, после Уейс и Хикмена, после гномов-эльфов-драконов — наши родные сказки казались странными, подозрительными и не очень вкусными. Но читать было на тот момент нечего и деваться было некуда…

И как же я рада, что таки взяла эту книгу и открыла ее первые страницы.

Это было что-то волшебное, новое и одновременно давно позабытое, что-то упоительное. Ожившая сказка, из далекого-далекго детства. Сказка, после которой вдруг ожили воспоминания о читанных когда-то былинах и Пушкинских сказках, о русалках, домовых и леших и я поняла, что ни одними эльфами, да драконами этот мир полнится…

Действительно светлая и добрая книга, со страниц которое веет не только сказкой, но и родной историей (которую мы к сожалению знаем очень мало и очень плохо), пропитанной нашими мифами, нашими легендами. Целая Вселенная, целый мир, живущий казалось бы здесь, рядом с тобой… но тебе о нем практически ничего не известно.

И там действительно живые и очень человечные герои, хорошо рассказанные и раскрытые. Они понятны, им сочувствуешь, переживаешь за них.

П.С. кстати, на полках давно уже стоит полная трилогия, но начиная перечитывать, я неизменно хватаю ту, старенькую и потрепанную книгу. Она для меня особенная.

Оценка: 10
– [  -3  ] +

Елизавета Дворецкая «Чуроборский оборотень»

kartinka, 4 декабря 2016 г. 14:00

книга неокончена, конечно. это только первая часть, отдельно ее представлять смысла нет.

растянута и скучна, к сожалению.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Огненный волк»

kartinka, 4 декабря 2016 г. 13:58

Интересный незамыленный сюжет, но все же исполнение неживое. картонное что ли. не хватает глубины в героях, которых немало. но они только слегка намечены.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
даже Стая, ближайшие друзья ГГ набросаны схематично, ни одного характера толком не прописано

в общем, для того, кто не слишком привередлив, вполне себе занятное чтение. но про что это было — завтра я уже и не вспомню.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Елизавета Дворецкая «Червонная Русь»

KatrinBelous, 8 октября 2016 г. 18:58

Место действия: Кивская Русь (Туров, Берестье, Перемышль, Блез)

Время действия: 1124 г.

Сюжет: Выданная замуж в 10 лет юная княжна Прямослава, дочь князя туровского Вячеслава и внучка великого князя киевского Владимира Мономаха за Юрия Ярославича берестейского, проводит последние 7 лет в монастыре. Ее муж, живущий всего лишь через пару улиц, кажется совсем забыл о выросшей красавице-жене и весело проводит время на охотах да с холопками. А затем вообще посягает на город своего тестя, пытаясь захватить власть над Туровом пока князь Вячеслав ушел войной на угорцев. Но верные люди успели предупредить князя туровского и он спешит домой разобраться с легкомысленным зятем и забрать свою дочь обратно пока брак не был совершен до конца. По дороге княжна Прямислава встречает молодого князя-половца Ростислава перемышлеского. Между ними вспыхивает искра настоящего чувства. Но Ростислав думает, что полюбил холопку, ведь княжна ради безопасности поменялась одеждой со своей прислужницей. Что ждет дальше главных героев, узнаете из книги:)

Впечатления: Книга читается быстро, написана как всегда у Дворецкой певуче и легко. Сюжет полон погонь, битв, стычек, интриг, в общем всего, чтобы не было возможности у читателя заскучать. Я узнала о новых старославянских свадебных обычаях, например, о том что нельзя было разводиться, а если жена умирала, то жениться можно было лишь два раза за всю жизнь. Но признаться я не ожидала, что также будет столько любовных метаний и мыслей главной героини. Я, конечно же, понимаю, что девочка, прожившая почти всю жизнь в монастыре и впервые влюбившаяся, тем более, что ее избранник разделял эти чувства, наверное ни о чем другом кроме своей любви думать не может... Но автор могла как-то подсократить ее любовные восторги ибо мне их было читать не сильно интересно:)

Так же меня смутил не до конца раскрытый образ князя Ростислава. Очень интересный исторический персонаж! Младший сын князя перемышлеского от половчанки, он в обход двух старших братьев стал главным наследником отца, который его очень любил за ум, отвагу и лидерские качества, необходимые для управления большим городом, чем не могли похвастаться его братья. В начале книги был намек на его мистическую связь с дедом-ханом Боняком, которого считали колдуном-оборотнем, способным призывать волков. Ростиславу вроде бы передался этот дар и почти животная интуиция, но о развитии этих умений автор в дальнейших главах напрочь забыла! Жаль:(

Также мне не сильно понравилась главная героиня Прямислава, ее служанка Забела по характеру была мне поинтереснее. К тому же сама Прямислава оказалась вымышлена, хотя автор логично объяснила это свое решение. И вполне возможно, что такая девушка действительно существовала. История умалчивает о наличии дочерей у князя туровского, но раз был точно сын, то и дочь могла быть. Неизвестна и жена Ростислава, у которого остались законные сыновья (жаль, что об их дальнейшей судьбе история также умалчивает!), но во время его битвы с братом за власть ему помогал князь Турова, а без родственных связей он вряд ли стал бы это делать. Так что князь Ростислав вполне мог быть женат на его дочери.

Но... опять же, впечатления от книги остались нейтральными. Главный герой заинтересовал, сюжет хорош, но недоработан, а конец получился как по мне слишком скомканным. Раз уж в книге было так много размышлений о любви, то можно было бы хотя бы сделать эпилог с рассказом, о том как завершились все приключения главных героев. Хэппи-енд с кучкой детей в горнице Перемышля был бы тут вполне к месту:)

Итого: Хороший любовно-приключенческий роман, если сравнивать с другими произведениями подобного жанра. Но я как почитатель творчества Елизаветы Дворецкой, знаю, что автор может писать намного лучше. Взять хотя бы тот же «Ветер с Варяжского моря», в котором были прекрасно сбалансированы приключения, любовь и реальные исторические факты. Здесь любовь как-то перевесила, а история затерялась вообще. Поэтому буду объективна и завышать оценку даже любимому автору не стану)))

Оценка: 6
– [  9  ] +

Елизавета Дворецкая «Ольга, лесная княгиня»

Линдабрида, 15 августа 2016 г. 19:58

«Русы собирали дружины для военных или торговых походов, оседали где-то, женились и, в конце концов, умирали очень далеко от того места, где родились. Женщины их в Киеве уносили в могилу наплечные застежки платья, сшитого в Хейтабе, а мужчин в Бьёрко хоронили с конем и поясом степного всадника. Они видели много племен, вобрали много разных обычаев и верований, но главное, они знали, как велик мир. И своими трудами неустанно делали его еще больше».

История княгини Ольги кажется вроде бы знакомой и ясной — пока не начнешь вкапываться в источники. И тогда все превращается в сплошной туман. И Повесть временных лет, и житие княгини написаны гораздо позже ее смерти, содержат явно сказочные сюжеты. Простор для толкований открывается почти необозримый. Родилась в окрестностях Пскова... но, возможно, и в Болгарии. Была княжеского рода... а может, простолюдинка, сумевшая покорить киевского князя? Как ее хоть звали-то: Ольгой или все же Прекрасой? И т.д. Если бы Константин Багрянородный любезно не описал ее визит в Царьград, можно было бы сомневаться в самом ее существовании.

На этом фоне версия, предложенная в серии исторических романов Елизаветы Дворецкой, хоть и кажется непривычной, но вполне имеет право на существование. Автор отбрасывает романтические версии поздних источников, опирается, где можно, на результаты раскопок, этнографические исследования и современные Ольге византийские документы. От примелькавшегося образа княгини мало что остается, зато рождается совсем иная история — возможно, более достоверная, чем та, что записана Нестором и вошла в школьные учебники.

В центре повествования — две девочки, Ольга (Эльга) и ее двоюродная сестра Ута. Обе — племянницы Олега Вещего, обе смешанной скандинавско-славянской крови, унаследовавшие таким образом наследие сразу двух культур. И «худой мир» на грани войны между пришлецами-варягами и исконным населением проходит по их судьбам. По этой канве автор вышивает яркое полотно приключений, интриг, любви. Русские князья (автор понимает «русь» как название варяжских воинов) объединяют под своей властью огромное пространство от Ладоги до Киева. Одна за другой сдаются им местные княжеские династии. Дальше и дальше раздвигаются рубежи будущей Киевской Руси. Своя роль в этом длительном процессе отведена и Ольге. В первом романе цикла она — совсем юная девушка, но умная, волевая и уже вполне подготовленная к своей роли «архонтиссы русов», как выражался император Константин. В конце-то концов, о ней просто интересно читать.

P.S. Отдельная благодарность автору за эпизоды с «медвежьими кашами» и «русалками». Они прекрасны!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Елизавета Дворецкая «Ветер с Варяжского моря»

KatrinBelous, 11 мая 2016 г. 07:52

Место действия: Киевская Русь, Ладога и Новгород

Время действия: 997 год

Произошла эта история во времена, когда Киевской Русью правил князь Владимир Красное Солнышко, а в Новгороде сидел его старший сын Вышеслав.

«Гибнут стада, родня умирает, и смертен ты сам;

Но смерти не ведает громкая слава деяний достойных.»

Сюжет: Главная героиня произведения Загляда – дочь богатого купца, красавица и умница, у которой множество поклонников, среди них даже сам старший сын князя, не знающая забот и тревог. Главной ее проблемой было до сих пор выйти замуж за того, кого неожиданно полюбила она – за бедного варяга, а не богатых претендентов на ее руку, а главным горем была смерть ее матери.

Но потом все резко изменилась, судьба повернула жизнь в иное русло. Подул ветер с Варяжского моря и принес корабли Эйрика ярла сына Хакона, пришедшего грабить мирную Ладогу. Люди не успели спастись, разнеженные многими годами мира, они слишком поздно заметили приближающиеся боевые корабли. В один миг повзрослела Загляда и забыла свои любовные метания и мечты. На ее глазах убили и разрушили семью ее друзей, оставили под тыном лежать окровавленным ее названного отца Тормонда, разграбили дом ее отца, а ее кинули в клеть к женщинам и детям, которым суждено было стать рабынями. Это было поистине страшное время, трудно даже представить себе весь ужас и отчаяние женщин, видевших смерть своих близких и отданных на растерзание викингам, думающих лишь о наживе. В тот момент хотелось вместе с боярыней Ильмерой, хозяйкой Ладоги, проклясть Эйрика ярла, нарушившего перемирие, и Ингольва Трудного Гостя, который совсем недавно служил князя Владимиру, а теперь вернулся на эту землю с красным щитом. Но даже не это было самым страшным для Загляды, ведь в рядах кораблей Эйрика ярла причалил и драккар, на котором уплыл в поход ее возлюбленный. Каково знать, что тот, кого ты любишь, пришел вместе с жестокими захватчиками, убивающими безжалостно мирных людей?

Впечатления: Начиная читать «Ветер с Варяжского моря», я и не сомневалась, что книга мне понравится, ведь ее написала Елизавета Дворецкая, а в ее мастерстве написания славянских исторических романов сомневаться не приходится. Ее я смело ставлю в один ряд с Марией Семеновой. Книга вышла очень интересной, насыщенной событиями и эмоциями, жаль, что нет достойного издания в бумаге. Оторваться от прочтения было очень сложно, но и торопливо ее читать тоже нельзя:) У Дворецкой очень красивый и певучий язык, прекрасные описания и не менее прекрасные диалоги героев. Персонажи романа за всю сагу стали хорошо понятными и узнаваемыми. Мне очень понравился Тормод Белый Медведь, купец Милута и Оддлейв ярл, заставил за себя попереживать Ило, интересен был персонаж Тойво, а еще хорошо получились у писательницы героини – умная княгиня Малфрида, смелая боярыня Ильмера и хитроумная Прекраса. И да, я была на стороне князя Вышеслава, зря он все-таки без любви женился.

«Умереть легко. Труднее жить и делать то, что считаешь верным.»

Более того, события отраженные в романе, имеют под собой действительную историческую канву. Эйрик ярл сын Хакона действительно нападал и спалил дотла Ладогу в 10 веке. Подробностей этого события, конечно же, не сохранилось, но во всем остальном писательница придерживалась известных исторических фактов. Кстати, мне понравилась ее история про старшего сына князя – Вышеслава, вполне могла иметь место и теория о первой варяжской жене князя Владимира. Жаль о дальнейшей судьбе этих двух интересных мне персонажей ничего не написано.

Если же говорить лично о моем отношении к главным героям,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то они попеременно меня очень бесили своими поступками. Мне вначале совсем не понравилась Загляда, я не могу понять, что такого нашла она в Снэульве, чего не было в Вышеславе, как по мне он более достойная партия во всех смыслах. В середине после набега варягов мне стало ее жаль, и я даже стала ей сочувствовать, она наконец-то одумалась и отказалась быть невестой варяга, который пришел в город, в котором же и гостил, с огнем и мечом. Но потом ее опять понесло не в ту степь. Снэульв мне совершенно не понравился, тот же Лэйв оказался более приятным и умным парнем. Нет, как герой он может и хорош, но не как человек. Этакий сгусток тщеславия, гордости, мести и желания, чтоб все было по-моему. Может, читай эту книгу я лет в 16, сколько и есть Загляде на тот момент, мне бы тоже понравился этот варяг. Но в свои 24 я не могу понять, как можно любить человека, который занимается грабежом, убивает мирных людей, не побрезгует всадить кинжал в грудь женщине, а ограбленное окровавленное золото положит перед невестой как виру. Ладно, если бы он ходил в морские походы и сражался с воинами, это было бы справедливо, но сражаться, вернее, просто убивать безоружных ремесленников и крестьян…И ведь не раскаялся он в этом. Вот Лэйв раскаялся и даже решил лучше казаться слабым, но заняться торговлей, чем продолжать грабить мирные поселения, а Снэульв каким был таким и остался.

Ну что это я. Книга вызвала у меня бурю эмоций, размышлений на тему: «а вышла бы я замуж за викинга и за какого именно?»:), заставила сопереживать героям и следить за их судьбой. Так что к прочтению рекомендую:)

«Ты как ни думай, а боги судьбу твою по-своему повернут.»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Князья леса»

Мирта, 22 апреля 2016 г. 16:01

Почему на земле родились и жили дети богов? Как складывалась бы их жизнь среди обычных людей, не наделённых божественными силами? И сами эти избранники как бы себя вели по отношению к другим? На эти вопросы и попыталась ответить автор, расписав историю каждого такого наследника богов.

В поседней книге они сошлись все вместе для решающего... чего? Вот об этом лучше почитать самим и преждевременных выводов не делать. Вроде бы и для решающего боя, но какой-то он получился... неоднозначный.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Елизавета Дворецкая «Перекрёсток зимы и лета»

Мирта, 22 апреля 2016 г. 15:53

Как всегда с хорошимы законченными циклами, главное открывается в конце. Теперь становятся понятны и массивные описания первых книг. Действительно, чтобы последняя книга получилась такой, какая она есть, без первых историй никуда. Из-за всех переплетений идей и персонажей, сошедшихся в последней книге, она получилась самой динамичной из всех. И описаний здесь представлено по-минимуму, но все очень чёткие и конкретные, за что просто огромный плюс автору.

И мне понравилась идея, она действитльно довольно интересна и необычна, и исполнение тоже не подкачало.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «Оружие скальда»

Мирта, 14 апреля 2016 г. 12:58

Замечательная книга. И заканчивается очень правильно. Понравилось, как автор раскрывает здесь суть настоящей жертвенной любви. И не соглашусь, что всё закончилось грустно. Здесь как раз очень грамотно показана мысль, что мы в ответе за тех кого приручаем. Будь то намеренное приручение, как в случае с Ингиторой и Эгвальдом, или не слишком (пара Торварда и Вальборг). Меня ещё поразили герои книги. Особенно девушки. Каждая из них на протяжении чтения вызывала то симпатию, то антипатию. Автор мастерски ведёт повествования так, что персонажи уж точно не могут оставить читателя равнодушным. В общем книга очень хорошая. Переработанный вариант я не читала, и наверное уже не буду. Несколько насторожили негативные отзывы. Да и эта версия истории мне больше пришлась по нраву.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «Зимний зверь»

Мирта, 22 марта 2016 г. 22:59

Почти дочитала весь цикл. В целом мне понравилось. Есть некоторые любопытные мысли. На довольно сложном моменте оканчивается конкретно эта книга и в последней книге, чую, со многими мыслями автора могу не согласиться. Но на качество произведения это не влияет никак, книги очень достойные, не скажу что сильно интересные, здесь основной уклон всё же не на интересность, но читать их было приятно. Автору спасибо за замечательную историю.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Огнедева. Перст судьбы»

elent, 5 февраля 2016 г. 11:48

Увлекательное продолжение Огнедевы. Пожалуй, здесь более реально показано, как рвутся к власти, не брезгуя ни обманом ни шантажом. Меньше божественного, больше людского. Разве что в конце как-то легко все решается у старшей и младшей. Столько переживаний, раз и все.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Елизавета Дворецкая «Гуннхильд, северная невеста»

elent, 16 октября 2015 г. 06:17

Эта книга интересна не только своим фантастическим элементом , но и суровой реальностью жизни героев.

Боги вселяются в людей, но герой не застрахован от смерти в бою или неожиданном нападении.

Как всегда детально и очень ярко описан быт викингов.

Достойная книга автора.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Дверь в скале»

elent, 3 октября 2015 г. 03:42

Сначала это воспринимается как очередная сказка. Сказка о подземном народе, людях, случайно попавших в волшебную страну...

Все как обычно, да вот только главный герой мыслит очень практично, так что конец у сказки совсем неожиданный. И это просто прекрасно на фоне привычных штампов

Оценка: 10
– [  0  ] +

Елизавета Дворецкая «Источник судьбы»

elent, 27 сентября 2015 г. 15:37

Увлекательное продолжение первой книги. Но волшебства все-таки больше, чем в первой, и история начинает сильнее уходить в фэнтези. Тем не менее, исторического правдоподобия это не умаляет.

Жаль, что цикл так и застыл.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Елизавета Дворецкая «Орёл и Дракон»

elent, 19 сентября 2015 г. 13:15

Прекрасная, увлекательная и динамичная история. Реальные герои, отнюдь не супермены, а просто люди со своими достоинствами и недостатками. И нет грубых искажений истории в угоду поддержания читательского интереса.

Никто не знает. было ли именно так. но так вполне могло быть.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Огненный волк»

FireRage, 17 августа 2015 г. 02:22

Когда-то, очень много лет назад, мне подарили книгу. Называлась она «Огненный Волк». Книга была очень странной. Очень зацепила, хотя, была не до конца понятной (наше издательство выпустило очень урезанную версию). Спустя много лет (около 7) наткнулся на книгу в инете, скачал (а что, она у меня в печатной версии), и... «удивился». Про жизнь среди волков — вообще ни слова в моей версии (пардон, был влюблён в эту книгу, прочитал не менее 8 раз точно).

Елизавета, пожалуйста, следите за изданиями... Жестоко обрезать такие книги!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «Сокровище Харальда»

KatrinBelous, 16 июня 2015 г. 12:28

Книга интересная, но чего-то мне не хватило. К тому же очень раздражал главный герой — Харальд, особенно если учитывать, что ждет в дальнейшем Елиссаву по истории. Кстати, продолжение истории описано в книге Хенриксен «Королевское зерцало».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Елизавета Дворецкая «Огнедева»

Eva, 26 мая 2015 г. 22:11

Очень хорошее славянское фентези. Причем весь цикл держит планку качества. Любовная линия тянется сквозь все произведение, но не перетягивает на себя повествование. Есть и сцены баталий, и описание природы. Но больше всего автор, что чувствуется, упивается описанием быта и уклада жизни древнеславянских племен. И выходит это замечательно. Магия, вернее будет правда сказать чаровничество, очень гармонично вплетается в сюжет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Елизавета Дворецкая «Сокровища Севера»

tapok, 21 апреля 2015 г. 06:53

К моему удивлению «Сокровища Севера» не являются прямым продолжением романов «Квиттингская ведьма» и «Дракон судьбы». Данная книга – это вбоквел (спин-офф) к предыдущим произведениям.

Итак, есть две сюжетных ветви:

+ фьялли;

+ квитты.

За фьяллей в этот раз отвечает Эрнольф, только что вернувшийся после разгромного похода на фьяллей (помните, Тюлен разгромил 16 кораблей?). Этот герой интересен тем, что теперь конунг Торнбранд и ярл Хродмар покажутся нам в новом свете. Линия фьяллей, если угодно, это исторический экскурс, который открывает подробности похода на квиттов.

За Квиттов отвечают Вигмар и семейство Стролингов. Вигмар – интересный воин, звёзд с неба не хватает, но при этом много знает, умеет и ко многому стремится. Он положил глаз на первую невеству Стролингов. Строллинги – небогатое семейство, где что ни сын, то непутевый скандинав, еле как разбирающийся, с какой стороны держать меч. Ветка квиттов – это миф, чистое фэнтези, они сражаются с оленем-оборотнем за золото и драгоценности.

В конечном итоге обе линии сюжета соприкасаются. И снова Дворецкая намекает, что в следующем романе этого будет больше, сильнее и так далее. Уже сейчас можно говорить о тенденциозности ее книг.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Елизавета Дворецкая «Дракон судьбы»

tapok, 17 апреля 2015 г. 09:42

«Дракон судьбы» — прямое продолжение «Квиттингской ведьмы». Здесь Дворецкая знакомит нас с Лейрингами (думаю, из названий книг цикла каждый понял, что они представлены нам неспроста).

В «Драконе судьбы» действия Хёрдис дали свой плод. Конунг фьяллей идет войной на квиттов. И это не битва, в которой за Торнмундом идет 100 человек или даже 1000. Дворецкая ясно показывает, что к войне готовились долго и основательно, но, в основном, в срезе поиска людей, а не в разработке плана и стратегии. Хёвдинг Фрейвид снова вынужден столкнуться со своей незаконной дочерью, Хёрдис не успокоилась, пусть Фрейвид и принял её обратно. Вновь Колдунья строит козни.

Ингвильда продолжает разбираться в своём даре. Очень мало сказано о фьяллях. Они отступили на второй план, что немного расстраивает. В дополнение к прошлому отрицательному герою (Хёрдис) добавились новые – это и Далла, и Вильмунд.

Понравился образ Оддбранда. Этот викинг, как мне кажется, сыграет еще немалую роль в дальнейшей судьбе, которую нам поведает «Корабль во фьорде». Оддбранд видит больше, чем говорит. А когда говорит, то говорит больше, чем есть в словах.

Из минусов – довольно наивная книга. Первая часть тоже немного страдала этим недугом, но «Дракон судьбы» даст фору «Квиттингской ведьме» по наивности. Хотелось бы чего-то более серьезного.

Итог: хорошее продолжение, более эпичное.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Елизавета Дворецкая «Квиттингская ведьма»

tapok, 14 апреля 2015 г. 19:42

Данный роман открывает читателю огромнейший труд – цикл «Корбаль во фьорде». Талантливая автор (талантливая) взялась за нелегкую тему – тему викингов – и полностью оправдала себя и ожидания читателей.

«Квиттингская ведьма» погружает нас в небольшое поселение викингов, где правит хёвдинг Фрейвид. Одна из его побочных дочерей (ну не бастардшей ее ведь звать?!) совершает поступок (проступок), который грозится вылиться в масштабный конфликт. И, конечно же, выливается в него.

Образ Хёрдис (бастардша) – весьма занятный. Вроде неглупая девушка, далеко не уродина, не лишена, в общем, хороших данных. Но при этом Хёрдис греет в своей душе огонек гнева, ярости, эгоизма и чистой злобы. Дворецкая скупо, но всё-таки дает понять, почему ведьма ведет себя в таких рамках.

Ингвильда, Модольв, Хродмар, Фрейвид – всё это герои, читать о которых приятно. Инглвильда на глазах взрослеет, Модольв – эдакий мудрый дядька, который ни себя, ни друга в обиду не даст. Хродмар тоже быстро меняется от гордеца-красавца до умного и храброго. Фрейвид – это отличный пример хёвдинга (да и для ярла \ конунга он годится без скидок).

Пара плюсов. Роман читается легко и быстро. Чувствуется проработка темы викингов. Дворецкая сыплет терминами, интересными названиями и всем прочим. С наскока таким не овладеешь. К тому же читать интересно.

Минус. Слишком длинные главы. Иногда хочется сделать перерыв, но не получается. Да и «разрывов» в главах мало для этого. Не слишком большой минус, но он есть.

Итог: прекрасный роман автора-женщины (редкость, увы), который мне понравился. Викинги, корабли, тролли и ведьмы – здесь этого полно.

Оценка: 9
– [  -3  ] +

Елизавета Дворецкая «Как огонь от огня»

Reynar9, 22 марта 2015 г. 21:21

Какой всё-таки пласт культуры отошел в небыте с принятием христианства. Красивая сказка. Но есть чувство недосказанности

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Елизавета Дворецкая «Чуроборский оборотень»

radyga1005, 4 февраля 2015 г. 14:08

что за прелесть эти сказки....Прочитано с удовольствием. Добрая, светлая книга. Советую. Особенно дамам))

Оценка: 8
– [  1  ] +

Елизавета Дворецкая «Лесная невеста. Проклятие Дивины»

дэтухин, 18 декабря 2014 г. 20:13

сказать что книга понравилась это ничего не сказать. это не книга это путешествие в до христианскую Русь. атмосфера междуусобиц , смысл жизни , духовные и материальные ценности того времени — всё это как воспоминание о прошлых жизнях , вещий сон об истоках , шаманский трип под книжный транс. читал не отрываясь , забыв про всё. всё остальное к прочтению обязательно и Елизавета Дворецкая — один из любимых авторов в жанре.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Елизавета Дворецкая «Корни гор»

Ev.Genia, 18 декабря 2014 г. 12:17

Покорение и завоевание Квиттинга продолжается, а глядя на итог этой книги можно сказать, что завершается. Но сильны Корни гор и даже если выкорчевать один, глубоко в земле есть ещё и они не позволят бесследно исчезнуть с лица земли квиттам. Найдутся природные силы, которые помогут сохранить дух и волю. Как бы не поступали прошлые конунги полуострова были и есть люди, которые помнят и чтут свои корни, которые не могут склонится перед фьяллями–завоевателями, которые способны держать оружие, давать отпор и думать о будущем своей земли. В этой книге встретятся множество персонажей из предыдущих книг, для многих из них эта часть истории будет новой вехой в их жизни и их поступки и принятые решения повлияют на новых персонажей.

Не даёт покоя конунгу фьяллей Медный Лес – основа, опора и богатсво всех квиттов. Странное это место – множество тайн хранит он, там живут люди, но чужаков он не пускает. Он следит за ними каждым камнем, слушает каждым деревом, запутывает, затягивает и сам решает отпускать или нет. Медный Лес – живой лес. И именно оттуда звучит новый призыв к действиям и переменам. Ведьма Хёрдис, виновница начала войны на Квиттинге, в силу своей природной силы, нелюбви к людям, агрессивности и требовательности сама попала в собственную ловушку. И чтобы остаться человеком она закручивает новый виток, благодаря, вопреки и в силу которого многие персонажи в итоге пересмотрят свои взгляды и будут поступать не так, как раньше. Да и сама Хёрдис в том числе – я уж и не знаю радоваться или огорчатся её поступкам, слишком они противоречивы, ну на то она и ведьма.

Из новых персонажей выделяется Гельд Подкидыш, не помнящий родства. Он жил мирно, со всеми дружил, торговал по разным землям и не причислял себя ни к какому народу – он был волен в своих решениях. Но случай, а именно любовь, заставила его изменить себе. Он и в любви хотел идти тем же путём, но оказалось, что в жизни существует честь и древность рода, которого у него не было. И ради любви он пошёл по самому крайнему пути – войне. Войне, которая была ему чужда, он не имел к ней никакого отношения, но потом ему казалось, что он виноват во всех бедах и потерях. Пройдёт время пока Гельд придёт в себя и обретёт мудрость, хотя всё могло закончится для него гораздо хуже.

В этой истории будут юные девы, одна из которых в силу своей знатности, родовой чести и своих убеждений не сможет переступить через себя и изменит жизнь молодого торговца, а другая в силу тех же обстоятельств столкнётся с большими трудностями, но с честью выйдет из них, что её не в чем было упрекнуть; конунг фьяллей найдёт силу в Медном Лесу, но поможет ли ему это; здесь решится судьба великанов Квиттинга; ведьма Хёрдис оставит Медному Лесу наследие; здесь будут персонажи с той и другой стороны, которые заслуживают интереса и сочувствия и им в помощь восстанут боги, тролли, ведмы, валькирии, природные силы камней, огня, земли – будет решающая битва. В этой книге много чего будет интересного: боль потери и неожиданные обретения, предательство и подлость, кара, наказание и пророчества, любовь жертвенная, безответная и настоящая, смерть и жизнь, будут клятвы и обещания, смелые решения и геройские поступки, будет желание жить и сегодня сохранить будущее.

Мне очень понравилась эта книга – она мне показалась мощнее предыдущих. Оно и понятно – эта история своеобразный итог для многих уже знакомых персонажей, дальше история пойдёт каким–то другим путём. Автор рассказывает легко, увлекательно и интересно, ловко используя колоритных персонажей скандинавской мифологии, соединяя их с человеческими характерами, страстями и возможностями.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Елизавета Дворецкая «Червонная Русь»

Дон Румата, 10 декабря 2014 г. 12:22

Хорошо, что в Жанровом классификаторе появился пункт: С ярко выраженной любовной линией.

Так вот перед нами любовный исторический роман. И его можно разложить на исторический и любовный.

«К пуговицам претензий нет». Любовная линия хороша и достоверна (в отличии от «Колодца старого волхва»). Образы симпатичные. Язык живой. Динамика. Вообщем к любовной линии претензий нет. Как в прочем и к стилю, к языку книги, динамике и интересности.

С исторической линией сложнее. Вернее даже не с линией, а с историческим фоном, на котором так ярко прошла линия любовная. К примеру. Зачем было старшего брата выписывать младшим? Если на развитие сюжета это ну ни как не влияло? Зачем придумывать ещё одного брата? Ладно, это понятно, это было нужно автору. И почему иностранное войско «играет не на той стороне»? Такое изменение уменьшило достоверность эффекта от его появления,которое было нужно, что бы направить сюжет в нужную автору сторону. Хватает и другого. И это заставило меня усомниться в подготовке автора. Но, при этом очень хорошо подана атмосфера отношений, князь-князь, город-город, князь-город, князь-дружина, город-бояре, бояре-князь. И тут уж или случайность, или действительно знание предмета.

Но, в любом случае книга добротная и легко читаемая.

P.S. Странно, но мне ни разу не попался в руки книга про Ивана Ростиславича Берладника, сына ГГ. Вот уж кладезь с приключениями и простором для вольностей с историей

Оценка: 8
⇑ Наверх