fantlab ru

Все отзывы на произведения Кэролайн Черри (C. J. Cherryh)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Кэролайн Черри «Гвидион и Дракон»

Seidhe, 5 марта 11:50

Соглашусь с уважаемым god54, автором единственного фантлабовского отзыва на данный рассказ, что «Гвидион и Дракон» представляет собой именно сказку. Написано по всем канонам сказочного жанра: злой король-волшебник и дракон, юный принц, желающий заполучить в жёны прекрасную принцессу, верные друзья и волшебный помощник, победа при помощи не только хитрости, но и того хорошего, что есть в людях. Так же для меня стал плюсом определённый «валлийский колорит», если можно так выразиться, который проявляется не только в именах главных героев (Мадог и его дочь Гласог, принц Гвидион и его друг Овэйн, короли Бан, Луг и Луган), но и в описании бытовых мелочей:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Дворцом королю Огану служил обычный каменный дом, притом изрядно обветшалый. На пыльных балках вдоль стен висела старая упряжь и стояли всякие горшки да плошки. Король Оган, как и большинство его подданных, разводил свиней и коров — стада составляли основное его богатство.

Сюжетно рассказ достаточно прост: появившийся неведомо откуда король Мадог одно за другим покоряет королевства Диведа. Причём не военной силой — он всего-лишь предлагает сыновьям королей сразить дракона, обещая в награду руку своей старшей дочери, красавицы Эри, и титул наследника королевства. Сыновья, а потом и сами короли гибнут один за другим, и вот уже независимым остаётся только королевство короля Огана. Его сын, принц Гвидион принимает вызов Мадога, уверенный, что уж с ним-то точно ничего не случится, ведь семья Огана наделена давним подарком фей, представляющим собой способность выбраться из любой переделки, пока они сами верят в свою удачу...

Несмотря на традиционную завязку, пару-тройку неожиданных поворотов сюжета госпожа Черри припасла, так что читать было интересно. Одним словом, хорошая, приятная сказка. Иногда и такое почитать хочется. На 8 баллов вполне тянет.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кэролайн Черри «Крылья»

Seidhe, 5 марта 09:46

Вполне признаю, что всему виной корявость безымянного перевода, который ходит по Сети, но вынужден признать: рассказ я не понял. Вернее, даже не так: общую суть происходящего я уловил, но для чего это написано — непонятно. Дабы не быть голословным, приведу в качестве примера уровня перевода первые два абзаца рассказа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Амир Джефферсон смотрел, как выскользнувшая пластиковая чашка упала на пол в зале отдыха и встала набок, после чего пиво вспенилось над краем чашки и должно было вылиться из нее. Но вместо этого, чашка выпрямилась, не пролив ни капли пива, открылась шлюзовая дверь и чашка вальсируя вылетела с редеющим воздухом…

В третьих, во время этой смены проходила Федеральная ревизия, со стоящим в доке прекрасным и гладким кораблем Федерации и эскадроном федеральных инспекторов, сующих свой нос не в свои дела и делающих множество замечаний в свои блокноты, на станционном контроле появился красный сигнал тревоги, экраны осветились и шеф станции Айсидора Баббс передвинула нейтрализатор от красной отметки к зеленой.

Как по мне — между ними явно что-то пропущено, иначе откуда это «в-третьих»? И так практически весь рассказ. Создаётся впечатление, что из текста выдраны целые куски, критически важные для понимания происходящего. Потому и оценки не будет. Возможно, когда-нибудь появится нормальный любительский перевод, тогда оценку и выставлю.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Кэролайн Черри «Хрунтинг»

Seidhe, 5 февраля 15:57

Добротная история от признанного мастера фэнтези на тему «как оно всё было на самом деле». В данном случае досталось «Беовульфу». Ни в коем случае не модное нынче переписывание со сменой гендерных ролей. Скорее — попытка придать рассказанной в поэме истории больше реалистичности и психологической глубины. История неспешная, камерная, лишённая какого-либо драйва, но при этом прекрасно рисующая картину общего упадка. Хеорот пал, герои минувших лет покоятся в курганах, уходят последние, кто может рассказать правду о тех временах, и она не всегда будет такой, как поют скальды...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Я помню героев, – сказал отец. – Они много пили и отталкивали с дороги ребятишек.

Да и вообще — хороший разделочный нож всяко полезнее в хозяйстве, чем легендарный меч предков!

Грустный, меланхоличный рассказ, предлагающий иную трактовку истории о Беовульфе в его противостоянии с Гренделем и его матерью. Крепкая, уверенная «восьмёрка» в моей системе оценивания. Рекомендую.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кэролайн Черри «Врата Изгнанников»

Vladialivan, 5 февраля 15:37

Предупрежу сразу: как предыдущий роман цикла не имел никакого отношения к Warcraft, так и этот не имеет отношения к «Conan Exiles. Isle of Siptah».

Да, Кэролайн Черри не теряла времени все десять лет перерыва между первой трилогией и четвертым романом цикла – чувствуется, что «Врата Изгнанников» написаны уверенной рукой, слог стал отточенный, и словно бы резче. Сразу бросается в глаза, что четвертый роман цикла по объему гораздо больше предыдущих частей. Однако, такая раздутость в основном достигнута за счет описаний бесконечных рефлексий и переживаний Моргейн и Вейни, и постоянных споров между ними: иногда описания их переживаний, сомнений, размышлений просто вызывает желание перелистывать страницы, а споры – ну на третьей странице, где передается спор о том, как лучше продвигаться, то ли через холмы, то ли по дороге, хочется сказать «Идите лесом!»

Итак, Моргейн и Вейни прямиком из мира Азерота попадают в новый незнакомый мир. Сразу становится понятно, что здесь все будет пожестче: в этом мире кел – не миролюбивые эльфоподобные мудрецы, а злобные подонки, пытающие людей и подвергающие их жутким истязаниям. Если в первой трилогии случаи использования Врат для переноса сознания кел в новые тела были единичными (и на них базировался один из основных сквозных конфликтов), то в новом мире такая практика поставлена на поток. И Моргейн вместе с Вейни, два безнадежных скитальца, два обреченных воина, продолжают свой путь, свой бесконечный поиск последних Врат, закрыв которые, можно или утратить абсолютное одиночество или обрести вечный покой.

Значительный объем романа занимают описания физических страданий героев от многочисленных травм, которые они получают в избытке, и затем пытаются лечить то подорожником, то волшебными таблетками. На мой взгляд, такая избыточность в описаниях их мучений переходит всякие границы – и вместо сострадания получаются зевания.

Возможно это покажется странным, но мне почему-то роман напомнил песню Михаила Щербакова «Когда я был помоложе, я тоже имел коня…», извините и не сочтите за флуд, ну не могу удержаться от цитирования: «…Страданье дает прозренье, в прозрении – благодать, Но я-то почти у бездны, до края подать рукой, Недолги мои мгновенья, и некогда мне страдать…»

Ближе к концу романа у сюжета словно открывается второе дыхание, начинает казаться, что вот-вот и будет наконец то самое прозрение, и будут раскрыты все тайны цикла: кто такая Моргейн, и зачем она делает то, что делает, и откуда Изгнанники, и куда, и так далее… В общем, под конец роман чем-то неуловимо даже стал напоминать мне «Хроники Амбера» Желязны и «Темную Башню» Кинга…

Мне кажется, финал романа явно подразумевал, что ожидается продолжение, вот только Автор решила не развивать далее цикл – или же всё осталось в черновиках, в мыслях, в недосягаемости небытия… Знаете, как это бывает – когда так жалко прощаться с героями книги, ну просто до слез – но с Моргейн и Вейни я расставался с облегчением. Никакой жалости. «Мы дали им всё милосердие, какое у нас было…» Удивительно, но больше всего мне жаль расставаться с Сиптахом – с замечательным конем, на котором Моргейн проскакала четыре романа без перерыва: меня стал волновать этот конь (откуда он взялся, его родословная) – даже больше, чем сама Моргейн. «…В лицо мне дышит рыжий конь, косит лиловым глазом…». Не знаю, куда попадут Моргейн и Вейни, и не исключено, что даже на Остров Сиптаха – но, в любом случае, желаю им удачи в новых мирах.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Кэролайн Черри «Огни Азерота»

Vladialivan, 5 февраля 15:37

Возможно, в это трудно поверить, но третий роман из цикла «Моргейн» не имеет НИКАКОГО отношения к Warcraft. Хотите проверить – прочитайте сами. Чуден Азерот, да не тот…

После архи-депрессивных «Врат Иврела» и «Источника Шиюна» персонажи Моргейн и Вейни неожиданно попадают в гораздо более приятный мир. Даже Автор оживилась – внезапно она начинает давать второстепенным персонажам… имена! Да и количество этих самых персонажей заметно увеличивается… Кроме людей и эльфоподобных кел, в мире Азерота появляется еще одна раса. Конечно, некоторые моменты вызывают удивление, например: откуда в лесном мире берется хлеб и сыр, которым регулярно питаются герои – Автор ничего не говорит ни о скотоводстве, ни о землепашестве. Впрочем, мир Азерота, как и предыдущие из цикла про Моргейн, довольно призрачен и условен.

Итак, все расы Азерота живут в мире, пока через Врата в их мир не вторгается орда, в определенном смысле вызванная действиями Моргейн в романе «Источник Шиюна». И теперь Моргейн и Вейни, кроме традиционного запечатывания Врат, предстоит разобраться с проблемой целого нашествия.

В целом, роман получился более интересный и динамичный, чем два предыдущих. По-прежнему, действия различных персонажей зачастую не логичны, но это компенсируется разнообразными приключениями. Финал романа предполагал, по-видимому, отсутствие продолжения, т.к. все сюжетные линии были завершены. Но через десять лет Кэролайн Черри по просьбам трудящихся выдала четвертый роман цикла.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Кэролайн Черри «Источник Шиюна»

Vladialivan, 4 февраля 18:11

«Источник…», второй роман цикла «Моргейн», состоит из двух неравнозначных частей. В первой части, короткой, читатель знакомится с персонажем Джиран. И нужно признаться, что эта часть сама по себе весьма не плоха, да честно говоря, она проста отлична! Похоже, что в этой зарисовке Автор использовала отдельную историю – так бывает: рождается история, самодостаточная, и ты не знаешь, куда её деть. Я думаю, что подобная история не превратилась в самостоятельный рассказ, а была использована для этого романа – и очень органично вписалась. Мир Шиюна – это мир тлена, нищеты и умирания; мир, который постепенно уходит под воду. Жители этого мира – лишь падальщики, разрывающие гробницы своих предков.

К сожалению, во второй части, занимающей девяносто процентов романа, появляются наши старые знакомые – Моргейн и Вейни. И по сути, далее продолжается стилистика первого романа. Только еще более мрачно, меланхолично, и монотонно. В этой части будет еще меньше поединков и приключений. Гораздо больше герои будут сражаться с силами природы, чем с врагами. Кажется, что бесконечный дождь, описываемый в романе, течет со страниц книги прямо на колени читателю…

После такого «Источника…» я прервал чтение трилогии на несколько недель, прежде чем приступил к «Огням Азерота» — но в отзывах такого большого перерыва не будет.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Кэролайн Черри «Врата Иврел»

Vladialivan, 4 февраля 18:11

Первое знакомство с двумя основными героями цикла – отверженным сыном предводителя клана Вейни, ставшим наемником, и Моргейн, которая появляется в мире спустя столетие после того, как в предыдущее своё появление вызвала события, приведшие к опустошительной гибели тысяч людей. Так и встретились два одиночества – но даже будучи вдвоем, они не растеряют ни своей отверженности, ни своей абсолютной изоляции – они словно упиваются ею.

Мир, который изображает Черри, беден, мрачен и пустынен. За образец Автор взяла, по-видимому, Шотландию периода раннего средневековья. Население сосредоточено вблизи замков или деревень, которые принадлежат предводителям кланов, враждующих друг с другом. Климат и география тоже напоминает Шотландию: холодно, туманно, небольшие цепи гор или холмов чередуются с долинами. Черри сразу обрушивает на читателя каскад названий мест и племен, каких-то имен, в том числе «исторических» персонажей: при этом подробные авторские пояснения естественно отсутствуют. Кстати, название этого мира мне не удалось найти в романе, кроме Эндар-Карш – но вот что это: название ли мира, отдельного континента, или просто какой-то части мира – непонятно…

К сожалению, характер описываемого мира оказывается под стать его нордической природе: в камерном, по сути, романе немногочисленные персонажи действуют на фоне прочих безликих и безымянных статистов. В результате получается очень атмосферный роман, но слабо раскрытый мир. Атмосфера «Врат Иврела» туманна во всех смыслах: тут – намеки на колдовство, там – труп дракона на пустоши, но всё это словно расплывается бесконечным флёром и не даётся читателю в руки…

Персонажи романа в основном заняты фанатичным продвижением к цели и бесконечными рассуждениями о своих клятвах. В итоге сюжет довольно беден на приключения, Автор повторяет из главы в главу один и тот же сюжетный прием: герои попадают в руки очередному предводителю клана и должны выбраться, чтобы продолжить миссию. В ходе своего квеста герои выясняют, что один из персонажей воспользовался неким, так сказать, побочным эффектом Врат – это одно из немногих фантастических допущений в романе. Да, основные персонажи прописаны хорошо и достоверно, но для убедительного мира не хватает небольших мелочей – например, хотя бы одного завалящегося трактира на пути героев, или какой-то истории с монахом (допустим, в эпизоде в монастыре). В результате роман «Врата Иврел» выглядит… безжизненным. Кстати, упомянутая глава с монастырем меня удивила – откуда в мире Эндар-Карша взялось христианство – совершенно непонятно: «…когда в дверях появилась Моргейн… одни из них пытались даже осенить ее крестным знамением…».

Можно сказать, что этот дебютный роман Кэролайн Черри обладает всеми достоинствами и недостатками, которые свойственны её произведениям. Для чтения действительно нужно иметь соответствующий настрой, и даже, может быть, соответствующий характер. И, по-видимому, у меня нет такого настроя и такого характера. Мне роман кажется унылым и меланхоличным, а мир – скудным и мрачным. Тем не менее, у языка Черри есть особое очарование, и вполне допускаю, что книга может понравиться, и даже очень понравиться…

Роман предваряет вступление Андрэ Нортон. Кстати за «Врата Иврела» Черри получила «Хьюго» 1977 года – премию Джона Кэмпбелла «самому многообещающему молодому автору», а Андрэ Нортон в том же году – «Хьюго – Грандмастер фэнтези». В своем вступлении Нортон как будто завидует Черри и восклицает: «Почему я не могу писать именно так!?...» — и слава Богу, хочется ответить ей. Хорошо, что Нортон писала по-своему, а Черри пишет по-своему – думаю, каждая найдет своего читателя. Вот только не факт, что если Вам нравится Андрэ Нортон – то понравится и Кэролайн Черри.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Кэролайн Черри «Моргейн»

Vladialivan, 4 февраля 18:11

Мое знакомство с этим циклом соответствует хронологии его написания: первую трилогию прочитал лет пятнадцать назад, а затем, спустя несколько лет, перечитал перед знакомством с четвертой частью, так как события первых трех романов почти выветрились из головы к тому моменту. Интересно, что при достаточно большом количестве изданий этого цикла на русском языке, он не получил популярности, и общее количество оценивших его на Фантлабе весьма невелико.

Чтобы долго не томить читающих данный отзыв своими рассуждениями, сразу скажу, что мои впечатления от первой трилогии не вполне оправдали надежд, которые я на неё возлагал из-за завлекательных издательских аннотаций и авторских вступлений. И за четвертый роман взялся, как обычно, прежде всего, от жажды узнать – чем же закончится история. Хотелось увидеть: удастся ли Автору выйти за пределы камерного характера первой трилогии, ведь потенциальные возможности темы были очень многообещающие – однако Автор, на мой взгляд, не сумела (а возможно, не захотела) их реализовать в полном объеме. Ну, и ещё (даже стыдно признаться) очень хотелось, чтобы между Моргейн и Вейни наконец-то возникла любовная связь, или хотя бы просто страстный секс – ибо в конце третьего романа появляются лишь мимолетные намеки…

Итак, из любой аннотации становится понятно, что некая Моргейн со своим спутником Вейни перемещаются между мирами при помощи системы Врат-порталов, чтобы запечатать их, ибо порталы оные крайне зловредно влияют как на миры, в которых расположены, так и на нравы народов, сии миры населяющих. То, что Автор бросает читателя каждый раз в новый мир, со своей историей и культурой – это общепринятый приём в фантастической литературе. Вот только у Черри знакомство с очередным миром происходит крайне скупо, редкими мазками, и тут Вам не встретится ни хронология, ни терминология, ни толковая география, поэтому читателю предстоит непростая работа: понять – кто все эти люди и почему они так поступают. К счастью, персонажей в романах немного – остальные мелькают на заднем плане безликими статистами, изображая толпу. Кроме людей в цикле встречаются представители расы кел – очевидно, Автор в данном случае вдохновлялась классическими эльфами. В общем-то, определенные культурные заимствования в цикле явны и не особо скрываются: имя главной героини Моргейн прямо восходит к Артуриане, как фактически и третий по значимости персонаж – особый меч Челленджин / Подменыш, принадежащий Моргейн, и обладающий весьма необычными свойствами. Иногда мне казалось, что этот меч и есть главное действующее лицо, а Моргейн и Вейни – лишь придатки к нему. Меченосцы так сказать. Кроме указанных моментов, с Артурианой цикл роднит и общая канва повествования: сюжет представляет собой квест, причины которого не вполне понятны, особенно в первых двух романах, ясно только, что героям нужно выполнить некое задание. Следующая особенность – гипертрофированное изображение чести и долга, которое местами становится просто недостоверным. Например, Вейни, да и любому воину, достаточно крикнуть что-нибудь типа «мерзкий ублюдок», чтобы вызвать у него приступ неконтролируемой ярости с превращением в какого-то берсеркера. По-видимому, именно так Автор представляет себе агрессивное мужское начало в понятиях о чести и доблести.

Общая атмосфера цикла – меланхоличная, а в первых двух романах просто люто депрессивная, как на мой взгляд. Если же Вам показалось, что они крайне увлекательны – поздравляю, Вы попали в число немногих (вероятно) поклонников сего цикла. Ну а я после первых двух романов просто забросил цикл, и вернулся к третьему роману через пару месяцев – на удивление, третий оказался поживее и динамичнее.

Немного о том, что лично мне не понравилось, и почему «Хроники Моргейн» не оправдали моих надежд. Цикл жанрово находится на стыке фэнтези и научной фантастики, и по сути это история о попаданцах. Во вступлениях ко всем романам цикла что-то говорится про какой-то научный отдел, и т.п. Однако, дальше, в сюжете, никакой научной фантастики нет. С другой стороны, нет и особой фэнтезийной составляющей. Вероятно, должно понравиться любителям так сказать реалистической фэнтези – герои отнюдь не супермены, и носительство особого меча их явно тяготит. Но, парадоксальным образом, событиям романов как раз не хватает реалистичности – персонажи постоянно куда-то скачут, в основном по пустынным местам, иногда дерутся, едят и пьют, и значительную часть времени посвящают поискам места для очередной ночевки. И так из главы в главу, довольно монотонно и однообразно. При этом все персонажи отличаются каким-то просто болезненным аскетизмом в еде: в пищу употребляют только хлеб, сыр и мясо, и никакого алкоголя. (Никаких гномов, заливающихся пивом. Никаких застольных песен). Аскетизм также распространятся и на поведение персонажей – сплошной целибат и целомудрие – в этом плане можно читать даже детям, не в пример современному темному фэнтези. Ещё один характерный момент – бесконечная серьезность происходящего: ни Моргейн, ни Вейни, ни кто-либо из прочих персонажей, ни разу не проявил каких-нибудь эмоций, кроме тех, что требуются строго по жанру – в мирах цикла про Моргейн нет места ни юмору, ни шуткам, ни улыбкам. Также следует отметить, что кроме лаконичных вступлений, Автор и не пытается построить собственную Мультивселенную – а ведь идея сети Врат-порталов, соединяющих многочисленные миры, подразумевает наличие такой Вселенной. Принципы, на которых работают те самые Врата-порталы, тоже не объясняются – а в некоторых романах даже непонятно, кто через какие Врата и куда попал… И, довольно много всяких логических нестыковок: например, рассказывается, что чудесный меч Моргейн, запирающий Врата, был создан относительно недавно, когда из сотни первоначальных спутников Моргейн осталось лишь пятеро – а в таком случае, при помощи чего эта бригада закрывала Врата до создания Меча, не говорится.

Да, у стиля и языка К. Дж. Черри есть определенное очарование, но мне он кажется довольно тяжеловесным, тягучим и словно бы искусственно усложненным – местами сквозь текст нужно продираться. Довольно много диалогов – но в основном на одну и ту же тему: клятвы, обеты, предательство, измены, честь… просто утомляет. Как надоедает и бесконечная история семейного конфликта, однообразным фоном продолжавшаяся на протяжении первых трех романов…

Тем не менее, во время чтения цикла у меня сложилось представление о Моргейн, как о женской реинкарнации Вечного воителя, с безнадёжной обреченностью путешествующей от одного мира к другому, в абсолютном и бесконечном одиночестве, и присутствие рядом с ней Вейни – в котором нет ни капли от Санчо Панса – ничуть не скрадывает это одиночество.

Как я уже писал, в отличие от многих других подобных эпопей, циклу явно не хватает какого-нибудь словарика… путеводителя... Рекомендую перед чтением хотя бы озаботиться картой мира – на ФЛ в соответствующем форуме можно найти, пусть и в довольно лаконичном виде, но всё же лучше, чем ничего – может это хоть немного поможет.

https://fantlab.ru/messages/337/3377/33777/3377777/C.J.%20Cherryh.zip

Кому можно порекомендовать сей цикл – поклонникам литературы: про попаданцев, реалистической фэнтези при минимальной фантастической составляющей, в духе средневековых эпосов, и любителям лощадей.

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Кэролайн Черри «Древо сновидений»

olmi, 24 января 19:26

Очень тяжелый перевод. Смотрите сами:

«Он пришел, но не один, и это удивило ее – в простых добротных одеждах и с Бранвин, следовавшей за ним, продиравшейся сквозь заросли. И колючки вплелись в ее золотистые волосы. Он нес меч и лук, и узел, который был нелегкой ношей. Арафель глядела на них и хотела помочь, но она ощущала страх Бранвин и могла не больше, чем он сам: Бранвин была обречена на тернии. ... Страх ответил на ее взгляд, но за ним что-то барахталось, как ребенок.»

Вероятно, в оригинале или более качественном литературном переводе эта вещь доставила бы заметно больше удовольствия.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Кэролайн Черри «Sea Change»

Seidhe, 19 января 15:21

Тоскливая и печальная история о небольшой рыбацкой деревушке Фингалси, в которой взрослеет красавица Мила, отца которой никто не знал, а мать утопилась после рождения девочки. А вместе с ней растут два близнеца по имени Марик и Сиаг, сыновья Тайла, ставшие ей добрыми друзьями. Но время идёт, миновало шестнадцать вёсен, и вот уже оба брата понимают, что любят Милу не только как подругу по детским забавам. А выбрать девушке, как водится, придётся только одного...

История, конечно, стара как мир, но написано хорошо. И описание прибрежной деревушки, с каирнами рыбаков, тела которых море так и не вернуло, и описание неуютного быта обитателей, которые пришли в Фингалси из других мест и «море их не любило», и общее развитие событий, с его довольно неожиданными поворотами — всё работает на общую атмосферу, и медленно подводит к печальной развязке.

Хороший рассказ, хоть и печальный. Хотя в сложившихся для героев обстоятельствах в развязке этой истории при большом желании можно даже нечто положительное найти. Одним словом, на 8 баллов вполне тянет. При знакомстве с малой формой Кэролайн Черри пропускать категорически не рекомендуется.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Кэролайн Черри «Последняя база»

zvezdochet2009, 13 ноября 2023 г. 14:25

Роман «Последняя база» американской писательницы Кэролайн Черри – новая веха в истории научной фантастики. Это может показаться странным, но благодаря именно Черри и заложенной ею серии произведений из цикла «Альянс — Союз» книжная научная фантастика вышла на новый уровень.

Сам по себе роман «Последняя база» можно охарактеризовать как крепкую космооперу с внятной драматургией, интересным сюжетом, живыми персонажами и отлично прописанным миром. Вроде бы ничего особенного. История развивается в далеком будущем вокруг противостояния двух космических держав, Земной Компании с одной стороны, и Союза колоний (Унии) с другой в длительной колониальной войне. Камнем преткновения становится обитаемая планета Пелл и одноименная космическая станция над ней, формально занимающая нейтралитет. У «станционеров», обитателей Пелла, равно как у местных аборигенов, хиза, куча своих проблем, и интересы что Земли, что Союза их никак не волнуют. Но могучие империи решают вопрос по-своему и на станцию обрушивается каскад событий, в которые нейтралов затягивает как в воронку.

Черри насытила историю многими линиями повествования, отчего происходящее видится глазами разных персонажей, представителей разных политических сил, группировок и даже рас. Мир продуман, техническая, политическая и научная составляющая взаимно дополняют друг друга, причем внимание автора смещено в основном на военную сферу – поскольку книга посвящена конфликту, попытке захвата и обороне. Тут есть место и космическим битвам, и схваткам внутри станций и кораблей, и интригам. Хорошо раскрыты отношения людей и аборигенов, темы дружбы, любви, долга, предательства. Интересны и интригуют сюжетные повороты. Но как самостоятельное произведение «Последняя база» выглядит незавершенным, частью, но не целым, эпизодом, но не сагой. Это кажется недостатком, но именно здесь и коренится основная особенность всей затеи.

Описываемая Черри история по своей сути не оригинальна. В фантастике уже такое встречалось и не раз – колонии бросают вызов старой метрополии, и кроме них на сцене выступают другие фракции, торговцы, военные и прочие силы. Сама по себе «Последняя база» написана талантливо и интересно, спору нет, но чем же принципиально новым она в таком случае отличается от предшественников? Ведь переплюнуть «Основание» Азимова или монументальную и несколько условную «Историю Будущего» Хайнлайна задача сложнейшая, невыполнимая.

А ответ простой. «Последняя база» — это лишь фрагмент общего масштабного полотна, его угол, высвечивающий захватывающую деталь, но не все изображение целиком. То, что кажется недостатком, на самом деле является большим достоинством. Чтобы понять и оценить задумку, следует читать весь цикл. Ок, скажем мы, то же самое было и с циклами известных мэтров. Да, действительно, то же «Основание» Азимова включает в себя много монументальных романов и раскрывается только в массе.

Но.

Цикл «Альянс – Союз» — гораздо шире и масштабнее. Это первый научно-фантастический цикл в русле космической оперы, который вобрал в себя более двадцати произведений большой формы и создавался Черри на протяжении всей писательской карьеры, самостоятельно, с каждым новым текстом становясь все масштабнее и богаче. Никто никогда из предшественников так много не писал об одном мире, особенно в научной фантастике и на темы космоса – вот так, чтобы с описанием разных планет, рас, фракций, сражений, глобальных процессов. С разных ракурсов, под разными углами. Разве что Андрэ Нортон, но ее космический цикл весьма условный и произведения находятся в свободном плавании, их действие лишь объединено одним миром. Так что практика написания длительных, протяженных циклов в космоопере была испробована впервые, Черри стала здесь пионером.

Еще интересно, что на такой эксперимент решилась женщина-автор, потеснив именитых коллег-мужчин и доказав, что суровые космические эпопеи — это не их монополия. Отличное начало 1980-х, задвигались тектонические пласты.

Затем по торной тропе космических циклов пойдут замечательная Л.М. Буджолд с своим эпическим «Барраяром», Дэвид Вебер с циклом «Виктория Харрингтон», Дэвид Брин и его сложнейшее «Возвышение», и ряд других самобытных авторов.

Если мастера Золотого и Серебряного веков фантастики мастерили на ниве космооперы изящные ансамбли романов-фрегатов, -яхт, -катеров, то Черри стала космической верфью, с которой стали сходить громадные линкоры.

Целыми эскадрами.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Кэролайн Черри «Волшебник Висцезана»

Sergio Blanc, 26 сентября 2023 г. 18:25

Классический сюжет: «хороший» воин Тьюкманнон, коротко именуемый Тьюком, в союзе с «хорошим» учеником (Виллемом) «хорошего» волшебника Казимира VS «плохого» воина Джиндуса в союзе с «плохим» магом Мифринсом. Всё по-фэнтезийному фэншую — белая магия против чёрной, добро против зла, люди против демонов, вернее демона.

Сюжет развивается быстро, содержание вполне соответствует тематике антологии. Единственное, что лично мне «режет глаз», и здесь я полностью согласен с коллегой-лаборантом Тимолеонтом, так это то, как быстро подмастерье мага Виллем становится весьма круто прокаченным мастером магической школы иллюзий. Само применение заклинаний этой школы на практике описано здорово, но вот веры в то, что совсем ещё юный ученик в кризисной обстановке мог так «начудить», наколдовать, сделать это ловко, сильно и споро, тут да, получается не очень правдоподобно с точки зрения любых логических допущений. Но, с другой стороны, почему бы такому и не произойти? В жизни всегда есть место подвигу. Особенно в жизни, придуманной чьей-то фантазией.

В целом мне понравилось. Написано стильно, с хорошими подробностями. Положительные герои вызывают эмпатию, злодеев не жалко. Что ещё нужно для недлинного чтения перед сном? Да ничего.

Читать всем любителям магически-героического фэнтези.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Кэролайн Черри «Кассандра»

слОГ, 22 сентября 2023 г. 22:18

Хорошие антивоенные рассказы обычно производят наиболее сильное впечатление. И получают признание и премии. Кассандра Кэролайн Черри — именно такой сильный и безнадёжный рассказ, получивший Хьюго тогда, когда важно было, что написано, а не кем. Картина неизбежной войны, видимой героиней — одно из самых сильных впечатлений в фантастике.

Вообще произведения про войну делятся на две части: собственно про войну и произведения против войны. Первых гораздо больше. Вторые гораздо лучше. И их гораздо меньше — чтобы их написать нужно быть мастером. Видимо поэтому они мало на что могут повлиять. Но каждый раз проносится мысль — за попытку — спасибо.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Кэролайн Черри «Древо мечей и камней»

Sph, 4 июля 2023 г. 19:56

Вторая часть сильно хуже первой. Она больше напоминает фанфик по мотивам, чем полноценное продолжение. Ничего нового автор тут не сказала, все темы используются по второму разу. А самое большое преступление — книга СКУЧНАЯ. Мне приходилось заставлять себя вчитываться, потому что глаза смотрели куда угодно, но только не на текст.

Сам по себе конфликт и действия персонажей не поддаются никакой логике. Многие законы мира тоже то работают, то выключаются.

В общем, первую часть однозначно стоит прочитать. А вот вторую лучше обойти стороной на мой взгляд. Ничего интересного она предложить не может.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Древо сновидений»

Нойкед, 26 января 2023 г. 19:41

Наверное, сейчас уже больше так не пишут. Стиль повествования большинства современных авторов 2010-х годов и далее заметно отличается от той манеры, в которой К. Черри сотворила «Арафель». И речь не совсем об отсутствии в этой написанной довольно простым книге языком (отдельные критики даже именую его «примитивным») деталей уничтожения разумных себе подобных друг другом, нигде не описываются детали описываемого мира, нет нюансов вроде цвета штанов и количества зубов персонажей.

Действительно в чём то очень простая, добрая книга, эдакая сказка для взрослых, с кельтским привкусом и ощущением добрав сердце и солнечного цвета на лице после прочтения. Отдельная благодарность госпоже Ланиной за перевод.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Кэролайн Черри «Козёл отпущения»

Тимолеонт, 30 ноября 2022 г. 19:54

Рассказ привёл меня в восторг хотя бы по той причине, что сначала я воспринял беседу главных героев как какой-то бред и ахинею натянутую, а потом до меня дошло, что это продуманное и глубокое моделирование иной, отличной от человеческой, психологии. Получилось путанно, сложно, но чертовски убедительно! Особенно по части проблем взаимопонимания — тут, в пику подавляющему большинству космоопер, разным видам было непросто даже просто заговорить друг с другом, не говоря уж о полноценной дипломатии вплоть до вопросов войны и мира.

И это не говоря о серьёзном гуманистическом наполнении истории — оно стандартно, но актуально во все времена.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Кэролайн Черри «Видимый свет»

glaymore, 19 июня 2022 г. 09:36

Прекрасный сборник рассказов и коротких повестей из раннего — и на мой взгляд, лучшего — периода Черри.

«Кассандра» (про девушку, которая видит будущее и это будущее выглядит как ядерное пламя) и «Последняя башня» (про старика-отшельника, в двери к которому постучалась война) просто шедевральны; автор попроще был бы счастлив создать хотя бы один рассказ такого уровня за всю жизнь, а Черри их печет пачками.

«Братья» (героика с кельтскими мотивами), «Вор в Корианте» (авантюрные приключения) — чуть попроще, но все равно это великолепные образцы фэнтези.

«Компаньонов» все хвалят, а мне не понравилось — повесть по сути является одной длительной медитацией на тему одиночества робинзона на необитаемой планете; мысль, которую можно было бы выразить на 20-30 страницах, раздулась на 100 и заняла почти половину сборника.

Между рассказами вставлены очень странные перебивки, как будто сама Черри в далеком будущем летит на межпланетном корабле и ведет со случайным попутчиком философские беседы на самые животрепещущие темы, «является ли правительство инструментом подавления или формой выражения людских стремлений», «сохранится ли сила искусства после смерти человечества», все такое. Если вы не учитесь на философском, то рекомендую просто игнорировать эти вставки и наслаждаться рассказами.

8/10. Если бы не «Компаньоны» и не беседы с автором, была бы твердая 9.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кэролайн Черри «Хрунтинг»

melnick, 19 апреля 2022 г. 20:34

Довольно любопытная вариация на тему скандинавского фольклора. Интересная история артефакта и альтернативный взгляд на всем известный миф. Элементы путешествия с приключениями, жажда справедливости и честности. Опять же большая редкость, что главного героя украшает скромность. По крайней мере, в некотором роде. Потому что по факту получилось «опрокинуть» давно ушедшего великого героя в памяти людей. Но если смотреть внимательно, то юноша просто находил «подтверждения» своему предвзятому мнению, а на самом деле кто его знает, так оно все было или нет.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Древо мечей и камней»

vam-1970, 3 декабря 2021 г. 16:22

Из цикла «Арафель» второй роман. Автор ввергла мир людей ещё в одно противостояние со Злом.

Редкий сюжет — описать мир глазами и чувствами эльфов. И описано прекрасно. Мир наш со стороны и нечеловеческим взглядом бессмертных эльфов. Мимо пролетают поколения людей, а эльфы те же. Увлекательно, хотя и много текста -растянуто очень Но может быть так и надо — такой мир описать подробно. Трудно описать все прелести сюжета, это надо читать.

И послевкусие от прочитанного -там в тексте в финале есть описание патриархальной жизни крестьян. Идиллия!! И задаешься вопросом , почему бы так всё время не жить, почему надо кому-то устраивать войны на истребление? Когда все ненасытные насытятся? Автор тоже задаёт такой вопрос.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Кэролайн Черри «Эльфийский камень сна»

vam-1970, 3 декабря 2021 г. 16:17

Из цикла «Арафель» первый роман.

Редкий сюжет — описать мир глазами и чувствами эльфов. И описано прекрасно. Мир наш со стороны и нечеловеческим взглядом бессмертных эльфов. Мимо пролетают поколения людей, а эльфы те же. Увлекательно, хотя и много текста -растянуто очень Но может быть так и надо — такой мир описать подробно. Трудно описать все прелести сюжета, это надо читать.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Район Змеи»

bvelvet, 8 марта 2021 г. 18:22

Потенциально интересный роман о замкнутом мире, в котором люди сосуществуют с разумными насекомыми, о мести и переменах, о заговорах и интригах...

Насекомые описаны убедительно, героиня вызывает сопереживание, боевые сцены сделаны порой очень хорошо...

Но несмотря на все это, роман мне не понравился, и дочитал я его с большим трудом.

Во-первых, Черри во романах об Альянсе постоянно использует одни и те же сюжетные ходы (например, бегство уцелевшего героя/героини в обиталище Чужих и планирование мести — это в «Угасающем солнце», кажется, было). И никакого нового качества эти однообразные сюжетные ходы не привносят

Во-вторых, книга просто вторична — клановые интриги списаны с «Дюны», некоторые приемы описания цивилизации насекомых — из «Зеленого мозга». И там, где Герберт был велик, крут и оригинален — Черри остается старательной, опытной и посредственной ремесленницей.

В-третьих, сама интрига не очень цепляет; замкнутый мир обречен, изменения неизбежны, катализатором может стать кто угодно...

Нет, повторюсь, книжка прилично написана — и любители ксенофантастических сюжетов непременно найдут здесь немало поводов для размышлений. Но — не для меня...

Оценка: 6
– [  1  ] +

Кэролайн Черри «Foreigner»

Smiilmikh, 24 января 2021 г. 11:21

Книжка зацепила, несмотря на то, что главный геррой ведёт себя зачастую как рефлкесирующий подросток, а не как дипломат и глава резидентуры в одном флаконе, вынужденный действовать в одиночку. Буду ждать продолжения.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Кэролайн Черри «Invader»

Smiilmikh, 24 января 2021 г. 11:18

Первая книжка меня лично зацепила, но похоже — я один зи немногих. Думаю, в ожидании перевода имеет смысл подтянуть английский.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Кэролайн Черри «Огни Азерота»

Darth_Veter, 5 ноября 2020 г. 00:55

Честно говоря, у цикла были неплохие перспективы: пространственные врата, остатки некогда могущественной империи, пришедшей в упадок. И хотя еще кое-кто помнит, КАК этим управлять, все забыли, ЗАЧЕМ оно было создано. По сюжету похоже на Пересекающиеся миры Муркока и Многоярусный мир Фармера. Использовала ли автор свой потенциал? Отнюдь не во всем...

Сначала о хорошем — что получилось.

1. Характеры героев выписаны подробно, правдоподобно и качественно. Видно, что это живые люди, а не какие-то марионетки, действующие только тогда, когда их дергают за ниточки.

2. Образ жизни и обычаи всех встреченных героями народов также описан неплохо. У меня даже создалось впечатление, что своих кхелов автор создавала на основе толкиновских эльфов — их имена и язык чем-то напоминают мне широко известную среди фанатов квенью. Например, Андур очень напомнил мне Арнор или даже Андуин. А сама Моргейн похожа на Тауриэль из «Хоббита» — тоже полукровка, отвергаемая как своими, так и чужими. Волшебный меч Ченджеллин можно уподобить Кольцу Всевластья, которое так же защищало своего хозяина. Эти аналогии можно продолжать при желании.

3. Язык повествования прост и понятен для тех, кто читал самое начало цикла. Я вот, каюсь, не ознакомился.

4. Логика поведения персонажей близка к реальности, хотя кое-где они явно переигрывают — например, главный враг Моргейн — Рох, который слишком картинно «мучается» своими снами.

Теперь о том, что большей частью не получилось.

1. Сюжет слишком простой и растянутый аж на 220 страниц. Действия мало, и большую часть времени герои тратят на перемещения по карте и пустые разговоры о прошлом.

2. Поведение антагонистов весьма странное. Вначале воины Шайена захватывают Ваная и их главарь пытается втянуть кхемейса в свою игру. При этом он раскрывает так много тайн, что на реальной войне его бы сочли предателем. Потом наступает черед Хетару урывать свою долю. Но тут появляется главный негодяй Рох и ... переплевывает обоих, предлагая бывшему кузену помощь в побеге из этого муравейника варваров. Дескать, сны не дают ему спокойно жить! Как тут серьезно отнестись к самой Орде, если ее главари не смогли договориться между собой? Вся их мощь держится на соплях, что и подтвердят последние главы романа.

3. Раса харилян. Я понимаю, что они не люди, но в их поведении должна быть какая-то логика, а я ее не вижу. То пропускают Моргейн через свою территорию, то мешают ей, когда автор желает нагнать в сюжет побольше драматизма. А в конце романа вообще делают за аррхендян всю их работу! Почему нельзя было так поступить в самом начале? Предвижу авторский ответ: потому, что никто их полностью не понимает. Короче, удобный рояльный народ...

4. Сами аррхендяне тоже какие-то нелогичные. Мирный народ, живущий 1500 лет без войн, вдруг резко становится воинственным в течение нескольких дней. Тем не менее, их поведение при обороне Нехмина, мягко выражаясь, странное: позволяют себя окружить и не пытаются занять более выгодные позиции (совсем рядом — река и лес харилян). А их предводитель Мерир ведет себя как последний дурак, отпугивая потенциальных союзников и намереваясь «подорвать» Нехмин вместе с последними аррхе. Просто гениальная тактика!

5. Чувственность персонажей явно преувеличена (всё же автор — женщина). Чего стоят такие фразы как «она прикусила губу до крови«! Хорошо хоть руку себе по локоть не откусила, а не то нечем было бы держать волшебный меч...

6. Ченджеллин — орудие зла?! С какой-такой стати? Обоснование своей мысли автор проводит не слишком убедительно. Меч — это своеобразный ключ к порталам. Разве ключ может быть виноват в том, какие двери он открывает? Виноват ключник, что использует не тут дверь! Моргейн что — сама себе не верит? Типа того, что Ченджеллин затуманивает разум хозяину? Недаром я сравнил его с Кольцом Всевластья... Кстати у этого кольца была куда более важная и видная роль в толкиновской трилогии! А Ченджеллин вступает в дело только в самом конце и то как-то не совсем эффектно.

7. Ключевые фигуры врагов — Рох, Шайен и Хетару — не оправдывают ожиданий читателя. Первый сразу же предает своих подельников, а последние два умирают так быстро, что я даже не успел оценить их боевые качества. Орда оказывается обезглавленной в прямом и переносном смыслах. Стоило ли ее так опасаться?

Каролина Черри, конечно, не Андре Нортон — тут одного желания написать батальный роман маловато! Даже у Нортон это не всегда получалось, несмотря на то, что она взяла себе мужской псевдоним. Женщинам сложно понять присущую мужчинам страсть и логику, как и последним сложно понять логику женскую. Поэтому задумка автора вышла реализованной не до конца. Я бы на ее месте посоветовался с каким-нибудь близким мужчиной — мужем, например, раз уж самой в голову ничего дельного не лезет.

---------

ИТОГ: батальный роман про неудавшееся Нашествие варварских племен получился каким-то несерьезным. Автор долго и упорно нагнетала напряжение, а сама битва не произвела впечатления эпичности. Точно так же другие авторы слили заключительный сезон «Игры престолов». Вот что я называю «обломом надежд«! Может, хоть первый роман был лучше?

Оценка: 7
– [  2  ] +

Кэролайн Черри «Волшебник Висцезана»

Manowar76, 20 сентября 2020 г. 02:18

Рождение волшебника

Классическое фэнтези. Рассказ о взрослении, сомнениях, преодолении себя.

Подмастерье старого белого мага должен помочь воину свергнуть злого герцога и чёрного мага, призывающего демона.

Прочитав рассказ, начинаешь понимать, что не фаерболы и молнии самая эффективная магия, а наведение иллюзий. А ведь и правда, возможность заставлять видеть то, чего нет, и не видеть то, что есть — великая вещь. Если, конечно, никто не владеет заклинаниями, разгоняющими иллюзии.

Старомодная, но крепкая история.

Оказывается, читать Черри в таких гомеопатических дозах я вполне могу.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кэролайн Черри «Ангел с мечом»

xdma, 22 августа 2020 г. 12:57

Я с уважением отношусь к творчеству Кэролайн Черри, но этот роман мне совершенно не понравился.

Фантастического в романе практически ничего нет, разве что события происходят на какой-то планете, заброшенной людьми по какой-то невнятной причине. Остатки колонистов живут где-то на стыке средневековья и позднего викторианства. События происходят в городе Меровингене, который постепенно погружается в воду, улиц как таковых уже нет, их заменили каналы и мосты. Город состоит из нескольких уровней, естественно что на верхнем живут богачи, а на нижних уровнях — беднота. Девушка Джонс всю свою сознательную жизнь провела на дне города и весьма неплохо приспособилась к суровой, а порой — очень жестокой жизни «дна». Однажды она спасает странного незнакомца и с этого момента жизнь её совершенно меняется — она попадает в круговорот драматических и не слишком понятных событий...

К.Черри умеет писать. Атмосфера Меровингена передана отлично, сам город и жизнь в нём очень хорошо описаны, хотя цельной картины города у меня так и не сложилось. Персонажи зачастую занятные и колоритные. Со второй половины романа сюжет весьма напряжённый и порой стремительный. Но на этом достоинства, к сожалению, заканчиваются.

История рассказывается от третьего лица, но на самом деле всё происходящее читатель видит глазами героини романа. Повествование несколько рваное, как бы «рубленное» и большей частью это — бесконечный «внутренний диалог» самой Джонс, её размышления и переживания, к которым изредка присоединяется дух(?) её матери. Однообразность и примитивность этого бесконечного «внутреннего диалога» героини реально вызывало иногда жгучее желание забросить книгу подальше. Надо отметить, что беседы остальных персонажей не намного интереснее — они малосодержательные и порой откровенно глуповатые. К счастью, ускорившийся темп событий второй половины произведения позволяет дочитать этот роман до конца. Финал романа невразумительный, он скорее достоин какого-нибудь бездарного «женского романа», впрочем, как и отношения Джонс со спасённым её незнакомцем. После прочтения романа остаётся масса вопросов о городе в котором происходят события (и о мире в целом), возможно автор оставила ответы для других романов цикла. Их, правда, не перевели, и вряд ли переведут, но я не сожалею об этом, читать дальше этот цикл не возникает ни малейшего желания.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Козёл отпущения»

olpo70, 6 августа 2020 г. 06:32

Очень сильная повесть. Она заслуживает высокой оценки сразу по многим позициям ( если можно так сказать). Попробую их перечислить.

Первое. Автор пусть и не первой, но на очень высоком уровне описала одну из проблем в литературной фантастике. Споры и дискусии на эту тему велись, ведуться и будут продолжаться до скончания веков. Это различная психология внеземных рас. Это в идеале мы встречаемся в космосе с улыбающимися существами протягивающими нам руку(лапу, крыло, щупальце...) дружбы. А может протягивание конечности это объявление войны? И тут из первого возникает второе.

Кэролайн прекрасно в своей повести вывела на первый план проблему ошибки при контакте. Непонимание психологии другой расы, страх перед неизвестным привело к затяжной войне. Казалось бы все хотят мира. но как о нем договориться если само понятие мира у всех рас разное! Но вмести с Кэролайн я тоже верю что две разумные расы всегда смогут найти выход из кризиса и договорится. И тут часть третья.

Договориться... Две расы хотят мира. Казалось бы чего проще. Но опять же эта чертова психология вставляет палки в колеса. Ведь пути к достижению мира у всех разные. И приемлымые жертвы на пути к миру у одних, могут вызывать резкое отторжение у других. Как быть? В данной повести все славо богу получилось. Но какой ценой? И тут часть четвертая заключительная.

Цена мира. Я не буду углубляться в рассуждения. Просто задам вопросы, на которые не могу ответить. Сколько жизней( человеческих и не человеческих) стоит мир? И почему такое хорошее и светлое слово МИР ролждается из смерти, крови и боли?

Повторюсь. Замечательная повесть.Читайте, думайте. Это говорят полезно.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Район Змеи»

xdma, 24 июля 2020 г. 22:41

Отличный роман выдающейся писательницы.

Очень напряженная, драматическая, порой трагическая, история «Района Змеи» — одного отдалённого и изолированного участка Галактики, в котором люди весьма своеобразно жили и взаимодействовали с цивилизацией разумных существ, похожих на гигантских насекомых. Цивилизация обладала коллективным и непрерывным сознанием, со структурой, очень похожей на сообщество муравьёв. Мир людей полон интриг и внутренних конфликтов, однако в целом положение в Районе статичное уже на протяжении семи веков. Но жизнь во Вселенной — это бесконечный круговорот циклов, и вот пришло время очередной смены циклов в этом уголке Галактики. Героиня романа Раен становиться активным участником крушения старого мира и свидетелем возникновения нового.

Роман небольшой (по нынешним меркам), читается он легко, с большим интересом, темп происходящих событий очень высок и постоянно держит в напряжении. Правда, в конце происходит чересчур частое перескакивание с одной сюжетной линии на другую, прямо калейдоскоп какой-то, но к счастью это длится не долго и не успевает вызвать раздражение. Так же не все эпизоды истории мира достаточно освещены, остаются некоторые неясные моменты, мотивации персонажей далеко не всегда понятны, а о мотивациях героини романа порой можно только догадываться. Отношения Раен и Джима чем-то напоминают взаимоотношения Моргейн и Вейни. Но всё это не особо мешает получить удовольствие от этого романа.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Кэролайн Черри «Черневог»

xdma, 11 июля 2020 г. 09:21

Нечасто обращаются зарубежные писатели к славянской мифологии. А если и обращаются — то не могу припомнить удачные произведения. Как и в случае с романом «Черневог» уважаемой мною Кэролайн Черри — роман на мой взгляд весьма неудачный. Хотя, возможно если прочитать всю трилогию «Русалка» с начала, а не одно серединное произведение, впечатления было бы другим. Да и перевод тоже не порадовал.

Повествование сонное, тягучее, невразумительное, буксующее на месте, я даже не понял, зачем я дочитывал роман до конца. Персонажи тоже какие-то невнятные с ещё более невнятными мотивациями. Концовка тоже получилась какая-то размытая.

Вроде бы всё плохо, но вот эта тягучая и тревожная атмосфера сумрачной, размытой и как бы ускользающей фантасмагории необъяснимым образом запомнилась. И странное послевкусие остаётся уже на протяжении нескольких лет после прочтения, напоминающее впечатления от замечательной дилогии «Арафель» той же самой писательницы.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Древо сновидений»

xdma, 12 мая 2020 г. 04:44

Небольшой цикл «Арафель» — по сути одно произведение, состоящее из двух небольших романов.

Это очень красивое, изящное, причудливое и поэтичное произведение. Меняется мир, на смену миру магии и магических существ приходит цивилизация стали и магические существа уступают этот мир людям. Эта грустная тема многократно звучала в замечательных произведениях Толкиена, П.Андерсона, Бигля и многих других выдающихся писателей.

Арафель — эльфийская королева, которая никак не желает покинуть этот мир, который любит и не без основания считает своим. Её жизнь протекает как бы в нескольких мирах и эти миры так причудливо переплетаются друг с другом, что грань между сном и реальностью практически исчезает. Миры Арафель, её мысли и чувства непостижимы для смертных людей.

Я не припоминаю других произведений, где бы так убедительно была передана чужеродность людям эльфов (как расы).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Кэролайн Черри «Последняя база»

Incnis Mrsi, 11 мая 2020 г. 08:32

Если тут и чувствуется «дыхание истории», то история эта — старая, по имени Холодная война. Бывают же вещи, устаревающие ещё при жизни авторов. Мохнатые туземцы, помогающие с плотинами колонизаторы… ну это же Третий мир, кому не ясно? Суда с толпами беженцев, сбитые в конвои военным флотом, но притом изоляционизм Земли… вам ничего это всё не напоминает? Знания о тоталитарных обществах почерпнуты из чего-то вроде «Мы», на что также накладывается намёк на нарушение дипломатических привилегий режимом Хомейни в 1979-м… революционеры же. Читается, как политический памфлет, неактуальный уже тридцать лет (в отличие, к примеру, от советской «Последней войны»).

Ну ещё, Кэролайн… если уж пишешь типа _научную_ фантастику, то хоть разберись, то ли в атмосфере планеты кое-чего для нас не хватает, то ли наоборот. Если не хватает, то носить надо не «противогаз», а кислородный аппарат. Ну не сможешь ты работать, дыша через противогаз, если парциальное давление O₂ недостаточно (а то и, боже упаси, нулевое). А если, напротив, имеются яды, то после

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
срывания маски с беженца
тащить его надо срочно в больницу… или на кладбище, если с больницей опоздали.

Единственная придумка, за которую можно дать плюс, создана, пожалуй, не знаниями автора, а сексуальными предпочтениями. Похотливая баба-капитан, превращающая мужиков в запуганых дрожащих тварей — вот такое, пожалуй, гетеросексуал (да ещё и мужчина) не смог бы выписать _всерьёз_, без затаённого в душе намёка на комедию.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Гордость Шанур»

ужик, 12 марта 2019 г. 11:35

Тут я умную мысль прочла, мол, нельзя ругать роман за то, что в нем нету, ругайте за то, что в нем есть.

Так вот, ругаю за нереализованный потенциал. Начинается все с контакта двух рас — на корабль котоподобных хейни прорывается человек по имени Тилли, преследуемый «плохими» кифами. И все. Дальше Тилли не играет в сюжете практически никакой роли. Торговля, переговоры с администрацией станций, ремонт, бегство от кораблей кифов. Вот краткий пересказ сюжета.

Ругаю за никакущую реализацию идеи отличной от человечества расы. Никогда не видав в глаза людей, хейни пьют из пластиковых чашек и едят из тарелок (что едят? Чипсы!!!!!!!!!), носят шаровары, украшают себя золотом, изумрудами и жемчугом, покупают травяные чаи и шелк. Мораль, психология, ценности хейни полностью совпадают с человеческими.

Ругаю за неувлекательный, загроможденный, сюжет.

За непродуманный, условный мир,в котором Содружество разумных рас не в состоянии защитить корабли своих членов от враждебных действий кифов (также членов Содружества).

Короче, книжконка никакая. За что Хьюго — непонятно. Если у на то пошло, у Элинор Арнасон есть роман «Кольцо мечей», где идея разумной расы котов с чужой человеку религией, психологией, моральным кодексом, сексуальными пристрастиями, другим устройством общества (да, идеи матриархата))) реализованы на порядок, а то и два выше, чем эта серая убогость.

И вот самое обидное — не раз и не два слышала, что Керолайн Черри — это ужасно талантливая, и ужасно недооцененная русскими издательствами и читателями писательница.

Что там недооцененного? Я вот бросаю цикл после 1-го романа. Это уровень графомани с самиздата.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Кэролайн Черри «Врата Изгнанников»

magister, 2 марта 2019 г. 23:14

Продолжение цикла про Моргейн, написанное спустя 10 лет после трилогии, оказалось вполне на уровне.

Моргейн, странствующая через Врата между Мирами и закрывающая при этом Врата, рано или поздно должна была наткнуться на мир, в котором осталось столь же древнее существо, как и она, обладающее не меньшей силой — а то и большей. И под вопросом оказывается не сможет ли она закрыть Врата этого мира, а выживет ли сама в противостоянии с ним?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Кэролайн Черри «Сытин»

слОГ, 23 сентября 2018 г. 14:07

Тяжелая книга во всех смыслах: 800 страниц мелким шрифтом, переплет- существенно утяжеляла мою сумку. Психология,политика, интриги, социо-генетические эксперименты — плотность информации временами слишком высока. Перевод — читаемый, наверное мог быть лучшим... как и роман. То что несмотря на давнее издание, на него нет ни одного отзыва (при этом по заявленному тиражу это не совсем малотиражка) говорит о том, что отзыв написать трудно. Кроме масштабности произведения говорить не о чем. Политическая фантастика очень специфическая продукция, да и фанатов всей вселенной Черри у нас не настолько много. Книгу читал чуть ли не четыре месяца, больше определенного количества страниц за раз не получалось — чуть ли не уставал, так что несмотря на осознание того что вещь в общем-то заслуживающая внимания, рекомендовать к прочтению не буду- коктейль настолько крепкий, а вкус настолько странный, что пить придется очень долго.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Кэролайн Черри «Повелительница тьмы»

vam-1970, 26 ноября 2017 г. 18:06

Рассказ о том, что Смерть может быть доброй. Интересная мысль. Даже обманутая, она даёт наказание и избавление от него.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Кассандра»

vam-1970, 20 ноября 2017 г. 17:56

Рассказ -лауреат премии Хьюго, 1979год, номинант премии «Небьюла»,1978 год. И год написания -1978. Время, когда напряжение гонки вооружений ядерных было весьма высоко.

Предсказания апокалипсиса — а её в психбольницу.Героиня видит будущее и спасает себя, но не может спасти мир. Её не хотят слушать и слышать — в ответ горсть красных таблеток.

Хотя всё-таки рассказ и ему подобные услышали — вожди,которые панически боялись смерти от врага и из-за этого хотели весь мир уничтожить, сдохли, и пришли люди с новым мышлением, остановив гонку вооружений.

Настала пора прийти в наш мир новым людям с новым мышлением, а вождям.....!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Кэролайн Черри «Повелительница тьмы»

sanchezzzz, 28 октября 2017 г. 18:27

Мне всегда казалось, что так дела в литературе не делаются, но оказывается, я заблуждался. Данный рассказ – это даже не плагиат, это нечто более неприличное. Наверное, есть этому достойное определение, но без ругательств я сие охарактеризовать не могу. Можно ли оценивать такой дешёвый парафраз как отдельное, авторское произведение, я сомневаюсь. Но факт того, что Кэролайн Черри не постеснялась без зазрения совести взять (=стырить) древнегреческий миф о Сизифе, просто пересказать его и подать как своё сочинение, налицо.

Просто пересказать, понимаете! Не меняя ни имён, ни сюжета. Не добавив ничего от себя, не обогатив аллюзиями или намёками, не раскрасив другими красками, не вложив ни иного прочтения, ни даже какой-нибудь завалящей философии, ни даже чего-то личного. Вон, к примеру, Альбер Камю, хотя бы под другим, определённым углом посмотрел на труд Сизифа, а что сделала Черри? Ничего, только взяла одну из версий мифа и переписала на «фирменных бланках» со своими подписями. В качестве эксклюзива, у неё лишь камень в конце упал и разбился на куски, как бы освобождая Сизифа от той участи, которой обременили его боги. И на этом – всё: ни яркого языка, ни эмоций. В общем, зря я это читал, да ещё в нескольких переводах, весьма различных, кстати (например, в одном Танатос, Бог смерти – молодой парень, а в другом – наоборот, немолодая и уж совсем наоборот, — женщина). Лучше бы я потратил время на переписывание какого-нибудь мифа, ну допустим, про Персея, или там, про Хлою какую-нибудь; потом подписал бы своим именем да опубликовал… За деньги…

Оценка: 6
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Моргейн»

Vissavald, 25 июня 2017 г. 11:12

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не читайте в русском переводе косноязычного Колесникова (другого и нет). После того, как я осилил тетралогию в оригинале, я могу со всей ответственностью заявить, что миссис Черри — моя любимая писательница в жанре фэнтези и один из величайших авторов в фэнтези-литературе вообще. Даже Ле Гуин рядом не стоИт. К сожалению (или к счастью?), столь сложную для восприятия фэнтези мало кто сможет прочесть, понять, принять и полюбить, чтение Черри — это труд и квест, но награда того стОит.

Учите английский — и наслаждайтесь. На этом языке существуют книги намного лучше гаррипоттеров и джорджеймартинов.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Кэролайн Черри «Волшебник Висцезана»

Руслан Лютенко, 17 января 2017 г. 17:00

От Черри ожидал нечто эпическое и занудное, и поначалу вроде так и было, но оказалось, что рассказ довольно бодрый. Последняя треть — вообще одно удовольствие. Этакий фэнтезийный вариант «Запаха мысли».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Древо сновидений»

k2007, 12 июля 2016 г. 14:57

Исключительно красивая, поэтичная и жестокая дилогия о людях и эльфах, о жестокости, любви, смерти, волшебстве. Настоящая волшебная история с настоящими эльфами, странными, чуждыми и прекрасными

Оценка: 8
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Древо мечей и камней»

k2007, 11 июля 2016 г. 21:25

Книга о том, что жизнь — жестокая штука. О том, что покой не бывает вечным. Что за все надо платить. За процветание. За помощь. За ошибки. Платить всем — людям, эльфам. Всем.

Книга хороша

Оценка: 8
– [  9  ] +

Кэролайн Черри «Эльфийский камень сна»

k2007, 5 июля 2016 г. 17:25

Очень красивый, очень поэтичный и очень простой роман. Мир, в котором люди живут простой жизнью и умирают простой смертью, а рядом — последний эльфийский лес, в котором творятся жестокие и чудесные вещи.

У Черри получился прекрасный роман о жизни, рядом с которой есть чудо, которого боятся, но к которому обращаются в минуту опасности.

Хорошая книга

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кэролайн Черри «Врата Иврел»

miamortu, 30 июня 2016 г. 19:32

Действительно своеобразный язык. Я даже в толк взять не могу, как можно изъясняться столь обстоятельно и при этом столь бледно. Невыразительно. Выхолощенно. Кажется, автор сделал всё от него зависящее, чтобы лишить книгу всякого намёка на кинематографичность. Открыл вслепую четвёртую главу:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«И присев на кровать рядом с ним, она, используя простыню как огромную карту, попыталась показать ему расположение комнат, дверей и залов с тем расчетом, чтобы он мог получить полное представление о том, где и что находится, ни разу не побывав там и не увидев этого собственными глазами.»

«Они прошли по длинным коридорам, где изредка попадались слуги, похожие на нищих, которых можно иногда встретить у ворот замка или поместья собирающими там милостыню в отведенные для этого три дня.»

«Он хотел бы знать, насколько ее таланты и искусство могли противостоять яду или отраве, или спасти его, поскольку он сам явно не мог этого сделать.»

Вот серьёзно, что это за уродцы?

Подавляющая часть текста усложнена искусственно. Либо тягомотными и бессмысленными перечислениями. Либо объединением нескольких предложений в одно по принципу человеческой многоножки. Либо ещё как-то.

В макромасштабе та же фигня. Множество имён и названий. Постоянные куцые отсылки к событиям минувших дней. В мыслях главного героя поток полуоформленных эмоций. Его клятва илина и сам этот обычай — отдельная песня. Ни в каком хоть на гран реальном обществе этот мертворождённый бред прижиться бы не смог. И в тех крохах информации о местном быте, которыми делится Черри, оправдания ему нет.

Цельная картина мира не складывается — ей просто не из чего. И линия сюжета — простая и, слава Ктулху, обоснованная — выглядит оторванной от окружающего. Будто смотришь недоделанный фильм, где вместо фонов, костюмов и декораций одно зелёное полотно.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Кэролайн Черри «Последняя база»

Al_cluw, 13 мая 2016 г. 12:43

Мощный НФ-роман социально-политического направления. Вещь редкая, не вспомню чего-либо похожего. К.Черри продолжает удивлять, и удивлять приятно.

Поначалу втянуться во все «безобразия», происходящие вокруг и на самой станции Пелл, сложно. Очень много персонажей, очень много мотиваций. Изначально даже возникло предательское желание отложить книгу, но справился. Возможно, из-за повышеной сложности и сильно затянутой интерлюдии отзывов на книгу не много.

А история, рассказанная Черри, хороша. Причем тут есть все, что необходимо для эпопеи — война и мир, любовь и смерть, интриги и предательства, свой среди чужих и чужой среди своих, инопланетная раса в конце концов, однако книга получилась не так чтобы уж толстой, совсем не «Война и Мир», хотя параллели провести можно. Думается, соблазн у автора был, недаром Черри впоследствии целый цикл «Альянса и Союза» создала. Но «База» это только начало. И судя по 2 ранее прочитанным книгам «Район Змеи» и «Ангел с Мечом», решение о пути, которым пойдет цикл дальше, принималось не сразу. Видимо поэтому каждая из книг является самодостаточной, хотя возможно есть и «прямые продолжения», не знаю, т.к. больше книг Черри приобрести ранее не сумел, а сейчас и подавно — автора у нас не переводят и не издают.

И это не может не печалить, К.Черри достойна хорошего издания как своих циклов, так и отдельных романов.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кэролайн Черри «Ангел с мечом»

Al_cluw, 6 мая 2016 г. 13:19

Первый роман из условного подцикла «Ночи Меровингена».

Вполне себе замечательное произведение, только это не фантастика, а скорее приключенческий роман. Если б не примечания в конце, то можно и не вспомнить, что роман относится к циклу «Вселенная Альянса и Союза». История молоденькой канальщицы на фоне полузатопленного Меровингена неимоверно насыщена действием, и даже местами мне напомнило игру «The Thief» или что-то подобное. К сожалению, Черри не рассказала нам, кто такие шарры, возможно где-то в дальнейшем о них говорится, но не в этом романе. И увы, слишком мало происходит глобальных событий. Толком не рассказывается, откуда взялся Ангел с Мечом, мы вынуждены принять это как данное. То ли он наследник первой волны поселенцев, то ли он относится вообще к шаррам, но образ то явно человекообразный. Хочется верить, что в продолжениях (а всего их было издано 7повестей на языке оригинала) все изложено обстоятельно. Но.. не издают у нас К.Черри, поэтому продолжения вряд ли в обозримом будущем мы увидим.

Очень хорошо передана атмосфера, тревожная, сырая, предапокалиптическая. И несмотря на все неоправдавшиеся от романа ожидания, повторюсь — понравилось, конечно это не «Район Змеи», но очень достойно. Читается легко и непринужденно, оторваться от книги при необходимости получается с трудом.

Эх, сподобилось бы какое-либо издание (лучше конечно Азбука) на издание цикла...

Оценка: 7
– [  11  ] +

Кэролайн Черри «Район Змеи»

Al_cluw, 3 мая 2016 г. 22:05

Да, видимо в 90-е перекормили нас фантастикой. Вероятно, поэтому перестали у нас переводить и издавать интересных авторов, и до сих пор «заговор издательств» остается в силе. К.Черри несомненно одна из интереснейших представительниц, пишущих и НФ и фэнтези, и пишет она и интересно, и основательно. И не зря получает она премии Хьюго и прочие другие. Но книги ее на русском издавать перестали. Прочитать цикл «Вселенная Альянса и Союза» на русском в книжном варианте наверное вряд-ли получится. А то, что по незнанию, в 90-х, прикупил данный томик, и потом благополучно про него забыл, даже неудивительно. Зато теперь радует.

Первое знакомство произошло в Районе Змеи. Абсолютно ничего не зная об Альянсе и Союзе, Район Змеи производит впечатление своей самобытностью. Помимо людей (модифицированных, различаются бессмертные Контрин, созданные ими Бета и в свою очередь, уже этими созданные Ази) на планете живут и маджат (раса разумных насекомых, напоминающих гигантских муравьев). Они строят своеобразные муравейники (называемые Курганами, которые населены помимо Воинов и Работниц Трутнями и Королевой), у всех свои функции, и самое интересное — курганы различают по цветам. Голубые, наиболее лояльные к людям, Зеленые, соблюдающие относительный нейтралитет, Золотистые, достаточно воинственные, и Красные, завоеватели, терпящие людей только если они (люди) им выгодны.

Роман очень динамичный, действия на планетах Района и в ближнем космосе хоть отбавляй, а ведь еще появляются Чужаки из внешней Вселенной. Читается легко, оторваться от книги сложно, атмосфера присутствует, послевкусие гарантировано. Отменный роман.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Кэролайн Черри «Последняя башня»

nik_, 14 марта 2016 г. 22:26

Рассказ о том, что тупость людей оборачивается их гибелью. Проявление туповатого идиотизма, в желании, оппонентов старика, в рассказе, все контролировать, приводит к гибели, не только их , но , и весь окружающий мир вокруг, под грудой снега. Вся их мощь , оказывается бессильной , перед , последним волшебством, последнего волшебника , на планете, живущего, в последней Башне, откуда, взято название рассказа. Силы смерти заморозили этот мир, по желанию последнего волшебника, могучее волшебство, этому не учат, в академиях юных магов, с деревянными палками. Старик , показал всему миру, что такое, старая школа магии, и где зимуют раки, на самом деле. Это вам , не , фигак, фигак , еще хомяк, это Магия, с большой буквы, как, у Урсулы Ле Гуин, в « Волшебнике Земноморья « . Чем то, он напомнил Гонта , только , более жестокого и циничного , уставшего , в конце жизни , по-видимому. Показана, реалистичная работа проверяющих организаций, на примере, Старика , с кнопкой мертвого человека. В реальной жизни, убили человека, из такой организации, получили СПИД , в 5 городах , в этом мире, все попроще, и одновременно, более жестоко. Проверяющий, закорочен на чистую смерть, олицетворением которой, является, холод и снег , в этом рассказе. Все умерли, чисто и красиво , и люди, и зверушки. И , только, Последняя Башня, осталасть стоять в снегу , как замороженый символ мужского либидо, в недрах женской души Кэролайн Черри.

Хорошо отражает рассказ, песня Филигона, « Последний Волшебник « :

http://www.youtube.com/watch?v=45Bcynsfjr4

Оценка: нет
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Последняя база»

nik_, 10 марта 2016 г. 19:48

Нормальное описание жизни на большой космической станции. Все очень реалистично, и вытекает ,из сегодняшнего уровня развития технологий. Один из романов , где показаны, реалистичные, в рамках этого фантастического мира, приемы перемещения между звездами. Показана ограниченность человеческих технологий ,нет суперскачков и звездных империй с миллионами планет, но, и на таком уровне развития технологий, люди , все равно, стукают друг друга по головам. Чем то напомнило Буджолд, или Буджолд напомнила Черри. Линия интриги вторична , по сравнению, с описанием взаимодействия человеческих судеб, в замкнутом пространстве станции. Мир похож , на миры Эйкумены Урсулы Ле Гуин, медленные межзвездные перелеты, реалистичное описание освоения космического пространства , политические интриги, и попытки человека , найти себе место в этом мире.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Кэролайн Черри «Эльфийский камень сна»

Hell-lie, 19 декабря 2015 г. 20:44

Начало приятное, но чем дальше, тем неинтереснее читать: нет мотива, сюжетообразующая интрига какая-то уж очень невнятная. В результате неспешное повествование теряет свой налет волшебства, его уже не смакуешь, оно, наоборот, становится в тягость. И чуть отвлечешься – не поймешь, о чем (о ком) речь: то ли у автора, то ли у переводчика жутчайшая болезнь местоимений. В результате не совсем понятно, что и зачем я всё-таки прочла.

Хотя герои яркие, хорошо прописанные, интересные. Вообще очень эмоциональная книга, чувственная что ли..

Оценка: 6
– [  2  ] +

Кэролайн Черри «Гвидион и Дракон»

god54, 13 декабря 2015 г. 18:34

Я бы сказал, что это произведение скорее напоминает классическую, но длинную сказку. В ней есть все: злой колдун, король и принц, хороший принц, принцесса, дракон, много хитрости, минимум волшебства и много порядочности и, конечно, счастливый конец. Неплохой, но сказочный сюжет, много алогичности и веры в порядочность людей. Одним словом взрослым и детям, которые все еще верят в добро.

Оценка: 6
⇑ Наверх