Владимир Михайлов отзывы

Все отзывы на произведения Владимира Михайлова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 275

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6 

«Капитан Ульдемир» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

Нортон Коммандер, 12 марта 2024 г. в 16:16

До этого читал у Владимира Михайлова только произведения малой формы — рассказы и повесть «Стебелёк и два листка» (отличная советская НФ, рекомендую). По тем произведениям было понятно, и дилогия «Капитан Ульдемир» это подтвердила, что автор в жанре фантастики абсолютно на своём месте.

Эти романы написаны несколько необычно: некоторые главы от первого лица главного героя, другие — от третьего лица; а во втором романе местами встречается даже прямое обращение автора к читателям. (Причём второй роман отличается по стилю повествования от первого — во второй части автор часто прибегает к многостраничным рассуждениям и объяснениям, что несколько тормозит чтение.)

Без того, что принято называть «роялями», и некоторых натяжек не обошлось, но сюжет настолько захватывающий, что они не портят впечатления. К ним можно было бы придираться, если бы это была только приключенческая книга, но она наполнена мощными психологическими, социальными и философскими идеями.

Уже в первой части романа автор своей фантазией создаёт два необычных общества. Первое — Земля будущего, на которой психология людей изменилась настолько, что они перестали отправлять межзвёздные экспедиции, потому что человечество стало таким гуманным, что даже не может позволить рисковать жизнью добровольцев, которые могли бы отправиться в такие экспедиции. Второе общество — колонисты планеты Даль; и понять законы существования этого общества героям оказывается очень непросто. Собственно, в романе есть и третье мини-общество, которое читателям будет более всего понятно — это шестеро человек, команда капитана Ульдемира, люди, выдернутые из прошлого Земли. Эти персонажи довольно необычные. Чего стоят, например, гитлеровец и православный монах, которые в этой советской книге выступают как положительные герои. Смело для того времени.

В общем, по части создания необычных инопланетных обществ Михайлов оказывается практически нашим ответом Урсуле Ле Гуин.

И если в первом романе мы видим только Землю и её инопланетную колонию, то второй роман даёт понять, что во вселенной Капитана Ульдемира множество иных цивилизаций и сверхцивилизаций. Но близко мы знакомимся только с одной такой цивилизацией, живущей на двух планетах — Старой и Второй. Второй роман дилогии — настоящая ксенофантастика. Может показаться, что эти гуманоиды получились не очень иными, слишком похожими на землян, но это дело вкуса. По крайней мере, они не менее инопланетны, чем гуманоиды Мира Полудня Стругацких.

Напоследок цитата из романа, самая гениальная постельная сцена.

Осторожно, 18+ !

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мика неспешно разделась, аккуратно складывая каждую вещицу. Легла, готовая принимать ласку и сама ласкать. Он не заставил себя ждать, разделся так же аккуратно. Произошло. Мика поднялась и направилась в душ. Пришла освежённая, тогда пошёл он. Вернувшись, снова лёг с нею рядом.

Оценка : 8
«Люди Приземелья»
–  [ 6 ]  +

Etamin, 09 января 2024 г. в 22:44

В последние времена вошло в моду к месту и вовсе не к месту употреблять словечко «энергетика». Так вот, энергетика этой повести буквально потрясает. Я прочел ее еще школьником в «Искателе» и запомнил на десятилетия. Сразу хочу предупредить — читать следует только первоначальный вариант «Спутник 'Шаг вперед'». Книжный вариант «Люди Приземелья» намного хуже, что признавал и сам автор.

По оптимизму, энтузиазму, превосходной прорисовке общества будущего, по интересным и запоминающимся персонажам она не уступает ни создававшимся почти в то же время рассказам Стругацких из Полуденного цикла, ни первым произведениям Лема о пилоте Пирксе. Да, в обыденной жизни главный герой мог бы для решительного поворота в своей жизни поехать на какую-нибудь великую стройку — но это НФ, и он отправляется строить «длинный корабль», звездолет. А попутно происходит много всего другого интересного и загадочного...

Но один из самых примечательных моментов повести заключается вот в чем — а почему он так поступает? Ответ крайне неожидан для советской фантастики того времени — и неоднозначен. Казалось бы, на него повлиял несчастный случай с коллегой по работе. Но в том то и дело, что коллега умер не потому, что провалился в старый забытый колодец, а просто от банального страха, обуявшего человека, попавшего, как ему показалось, в безвыходное положение. И вот тогда ГГ понимает, что жил в некоем тепличном мирке и решается... Ну и любовь, как без нее...

В повести многое угадано верно, другое — нет. Одна деталь очень характерна. Главный герой видит, как человек напротив с кем-то разговаривает — но не с ним — и лишь потом понимает, что тот общается по микрорации. Сейчас мы можем видеть неисчислимое множество подобных людей с гарнитурами в ушах, что-то бормочущих в пустоту. Здесь действительность давно обогнала фантастику; 60 лет назад это практически невозможно было представить. Зато компьютеров, управляемых напрямую мыслями, пока так и не создали. Может, и к лучшему.

Оценка : 9
«Ночь чёрного хрусталя»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 14 октября 2023 г. в 11:29

Основой для повести послужил довольно популярный в 70-е — 80-е годы прошлого столетия вариант будущего нашей цивилизации, связанный с резким ухудшением экологической обстановки на планете из-за деятельности человека.

Автор сумел написать об этом и умненько, и увлекательно, но на лёгкое чтение книги рассчитывать не стоит: конечно в повести много диалогов и остросюжетных сцен, но много и плотного повествовательного текста о том, почему так могло произойти, как это может развиваться далее и что надо сделать, чтобы избежать худшего варианта. То есть текста, над которым надо думать. Тем не менее читается произведение довольно быстро — так и хочется узнать, что же станется в конце концов с главными героями.

Однако стоит заметить, что с высот сегодняшнего дня предлагаемый автором вариант развития событий видится в большей степени умозрительным. Ну не станут жители современных городов, даже доведённые до отчаяния отравленными водой, воздухом и землей, уничтожать то, без чего они просто не смогут жить. Ведь очевидно, что без электричества, воды, газа, транспорта любой сколь-нибудь большой город в считанные дни превратится в одну большую клоаку, где люди ежедневно будут погибать тысячами и тысячами.

Оценка : 8
«Ручей на Япете»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 02 апреля 2023 г. в 14:37

С патриотизмом — перебор: «…всего трое вернулись оттуда, откуда — в принципе, по определению — вернуться невозможно…». Да ё-моё, ребята и пацаны, две межзвёздные экспедиции — чёрт знает в какую даль, и ведь — не Сталинград, не Курская дуга, вообще не из этой оперы, просто — апробация самого принципа межзвездных путешествий. И… — «…откуда — в принципе, по определению — вернуться невозможно…»? Ресурсы всей планеты, миллионы рабочих мест и десятки тысяч высококлассных ученых, научные академии и целые отрасли экономики, и — шапкозакидательский план, как при освоении целины? Вам не кажется, уважаемый автор, что это — слегка чересчур? Как говорится в одной из надоедливых реклам: «…ты развлекаться-то — развлекайся, но через бортик-то — не переваливайся…». Смешно же, ей-богу. Детский сад какой-то.

Техническая же реализация с точки зрения современных реалий — вообще нонсенс. Почти 60 лет разницы, это все понятно, однако… Даже у Лема, на целых 10 лет раньше по написанию, — но в фантазийный реальности там же и тогда же — уже были и роботы и бортовые вычислители и прочее. Тут же — какие-то вахтовики-дальнобойщики, с кабелями удлинителей, с ручной дрелью и набором свёрл. Комедия, а не боевик.

Это — так сказать, негатив. Всё же прочее, за исключением оного негатива — как сие ни парадоксально — выше всяческих похвал. Это — вне всяких сомнений — полновесная, адекватная, в полном смысле слова твёрдая НФ. По крайней мере — была. Когда-то. Но даже и сегодня — вполне можно закрыть глаза на некие досадные несоответствия. Читаем же мы и сегодня — и Уэллса, и Беляева, и — ничего, пока от этого никто не умер

Оценка : 7
«Тогда придите, и рассудим»
–  [ 1 ]  +

Кропус, 22 марта 2023 г. в 00:56

Идея с энергетическими полями условно названными теплом и холодом, которые усложняют и упрощают вселенную, в зависимости от того какое преобладает и при этом зависят от человеческого сознания (Тепло от счастья, холод от горя) более чем хороша. Но вот реализована она плохо. Такой тип развития сюжета, я называю поддаками и автор играет в эти самые поддавки своими героями. Автор просто подгоняет действие под нужный ему результат. Господи, да ни при каком общественном бардаке спекулянтку на секретный объект такого уровня не пропустят! Там же оружие массового поражения!

А если это будет террористка-смертница! И таких глупостей в тексте вагон с тележкой. А жаль, на этой идее можно было раскрутить серьёзную социалку. Ставлю шесть, но исключительно за идею полей тепла и холода.

Оценка : 6
«Глубокий минус»
–  [ 1 ]  +

ArtTrapeza, 15 февраля 2023 г. в 22:54

Прочитанная мной впервые с дюжину лет назад короткая повесть запомнилась мне именно финалом, который кому-то кажется слащавым или пафосным. Я же считаю его вдохновляющим. Именно о нём я вспоминал годами, прежде чем перечитать сегодня. Да, эффект неожиданности пропал, но неизменной осталась атмосфера преемственности. Ассоциации есть с рассказом Михаила Пухова «Костры строителей» и пьесой Маяковского «Баня».

P. S. Текст в доступных мне изданиях 1966 и 2012 годов немного отличается.

Оценка : 8
«Вариант «И»
–  [ 4 ]  +

ash945, 24 января 2023 г. в 04:52

По стилю — смесь шпионского триллера с политологическим эссе. Причем в пропорции где-то 60 на 40. То есть процентов 40 объема — это рассуждения, монологи, диалоги и просто документы на темы устройства России и мира, места России в мире, места ислама в России, места России в исламском мире и т.д. То есть, прямо скажем, несколько скучновато.

Конечно любопытно, как оно тогда все виделось по поводу будущего страны, да и всего мира в целом. Какие пути развития общества представлялись возможными для фантастов в те времена. Это действительно интересно, да. Да и сама «шпионская» составляющая достаточно масштабна и динамична.

Правда действительно непонятно отсутствие в 2045 году мобильных средств связи. Ведь в 1997 году мобильные телефоны уже появились и не сказать, что были уж такой редкостью (дороги и сами и тарифы связи, конечно, но они уже были достаточно много у кого, кто мог их себе позволить).

Словом, небезынтересно, но скучновато.

Оценка : 6
«Вариант «И»
–  [ 5 ]  +

Zellenitell, 07 января 2023 г. в 21:20

Не каждый советский классик, доживший до разнузданных 90-х, сумел сохранить высокую планку своего мастерства. Владимир Михайлов в этом своем романе балансирует на грани, но все уже умудряется сохранить равновесие, когда свобода творчества не скатывается в бесконтрольную вакханалию мочилова и чернилова.

И если литературная составляющая, стиль, язык по-прежнему крепки, то с сюжетными хитросплетениями, на мой вкус, здесь перебор. Слишком много центров сил, загадочных событий и внезапных персонажей, и первые сто с лишним страниц (т.е. четверть книги) мы, по сути, только знакомимся с миром героя.

И вот данный мир — это, к сожалению, самое слабое место произведения. Почему-то практически никто из мэтров золотого века фантастики, что наших, что ненаших, придумывая великие межзвездные галактические флоты, бороздящие просторы Вселенной, не смог предугадать, например, массового появления электронных средств коммуникаций, причем в самом ближайшем будущем.

Поэтому довольно тяжело воспринимать, когда в Москве 2045-го года герой ищет телефон, чтобы позвонить (а абонента при этом нет на месте), последние новости узнаются из бумажных газет, купленных в киосках, а магазины работают с обеденным перерывом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И целый эпизод, как ГГ пытается куда-то пристроить громоздкие аудиокассеты с компрометирующей записью прослушки, дабы до них не добрались недруги. Конечно, даже в конце 90-х предположить бурное появление в течение последующих 10 лет других, миниатюрных, носителей информации было сложно, но выглядит это, мягко говоря, забавно.

Но если вам эти мелочи не кажутся значительными, вы любите шпионско-политические триллеры в духе прогнозного будущего – этот роман вам наверняка зайдет.

Оценка : 6
«Не возвращайтесь по своим следам»
–  [ 3 ]  +

dmitriev98, 29 ноября 2022 г. в 08:41

Книги могут быть удачными, неудачными и загубленными. Повесть «Не возвращайтесь по своим следам», которая объемом больше походит на небольшой роман, относится к последней группе.

Авторская задумка, в целом, не нова — в мировой фантастике к 1984 году уже были представлены произведения, так или иначе раскрывающие идею обратного хода времени. Однако, Владимир Михайлов смог развернуть ее в непривычной плоскости, поставив во главе угла личностное восприятие собственных поступков героями, вынужденными повторять их по второму кругу без возможности что-либо изменить.

Первая половина повести изобилует нарушениями логики и противоречиями, но читается с интересом, заставляя задуматься о смысле своих действий и влиянии их на окружающий мир. Герои (как главный, так и второстепенные) используются в качестве «чувствующих машин», пропуская через себя давно минувшие события, но интерпретируя их по-новому, будто с позиции стороннего наблюдателя. Характеры их прописаны нечетко, особенного сопереживания никто из действующих лиц не вызывает. Но в рамках раскрываемой идеи такой подход выглядит, в целом, объяснимым.

Уровень второй половины повести куда ниже. Произведение, затрагивающее важные социальные и философские аспекты бытия человека и общества, скатывается в пропагандистский памфлет, причем до того наивный и нелогичный, что при чтении почти физически ощущаешь боль от действий автора, загубившего такую прекрасную задумку.

Произведение, вроде как, направлено на критику советской власти, которая «построила, а не вырастила» общество, неспособное к самостоятельному принятию решений и во всем оглядывающееся на больших начальников. В противовес столь негативному образу Советского Союза автор добавляет показательную историю о внуке главного героя, какой спустя годы после смерти последнего вместе с отцом переехал в Штаты. Там он, конечно, стал великим ученым и даже получил Нобелевскую премию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К слову, в Штаты потомки ГГ переехали не просто так, а спасаясь от шлейфа дурной славы своего прародителя, о грехах которого знала каждая собака на территории бывшего СССР. Ну еще бы: заводил романы на стороне, раз выступил против прежнего директора издательства, где сам трудился, отчего негодного начальника немедленно сняли и усадили на его место нового, да еще, кроме того, по идеологическим соображениям не допустил к печати роман автора, предсказавшего случившуюся в итоге метаморфозу времени. В Штатах, поди, так никогда не делают. Ей богу, такие злодеяния точно стали бы предметом всеобщего внимания и осуждения...

Ближе к концу повести автор убеждает нас, будто обратный ход времени есть, скорее, аномалия человеческого восприятия, а не объективный процесс («это не мы во времени, это время в нас»), а потому новый его разворот возможен лишь при условии принятия людьми соответствующего волевого решения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что в результате и происходит.

Конечно, подобное описание представляет собой метафору, — опять же, политической направленности. К сожалению, концовка не убеждает в истинности авторских идей относительно построения нового мира — настолько они оказываются высосанными из пальца, наивными и нежизнеспособными. В то же время, к концу повести можно составить целый перечень вопросов, которые неизбежно возникают в процессе чтения, но автором никак не раскрываются.

Произведение разочаровало.

Оценка : 5
«Одиссея Валгуса»
–  [ 2 ]  +

Неизвестный Ч., 31 августа 2022 г. в 09:01

«Иногда человек всю жизнь свою живет только для одного часа, и даже меньше — ради одной минуты подчас, но в эту минуту он нужен человечеству...»

Владимир Михайлов -- Одиссея Валгуса

Интересно, из современных фантастов может кто искренне сказать подобное? Или НФ как инструмент поиска человечеством своего места во Вселенной заржавел окончательно?

...Отыскал электронную версию того драгоценного номера «Искателя» (1965/6), в нем еще «Особый старательский», «Когти тигра» и окончание «Дальнего похода», и перечитал приключения космонавта Валерия Гусакова (сокращать имена до благозвучных прозвищ — не от Александра Грина ли, вошедшего в моду в шестидесятых?), попавшего в плен к своему экспериментальному кораблю. Классическая история — человек против разумной машины, но решенная здесь нетривиально, по-человечески. «Почему люди думают, что жить хотят только они?» Вот именно.

Оценка : 8
«Путь Наюгиры»
–  [ -1 ]  +

Северина, 27 августа 2022 г. в 13:55

Отличный рассказ на тему важную и вечную: так благая цель оправдывает применение недостойных средств или нет? Ответ очевиден — смотря какая цель и каковы те средства...

Оценка : 9
«Исток»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 31 мая 2022 г. в 16:02

Тема рассказа для современной фантастики одна из самых наипопулярнейших — какими мы (человечество) станем в будущем. Вещица получилась динамичной и очень легко читающейся. Но упаси бог читателя относиться к ней всерьёз — в этом случае его ожидает нешуточный шок уже на первых страницах произведения: космический корабль летит к Истоку (якобы колыбели самой могучей из галактических цивилизаций, представителей которой, правда, никто не видел) с запасом топлива в один конец, планируя там найти, чем заправиться на обратный путь. Мало того, осознав, что планета, куда они прибыли, не очень совпадает с ожиданиями, капитан корабля тут же начинает собачится со штурманом, обвиняя того, что он ОШИБСЯ при прокладке курса. И вот такими перлами наполнен весь текст произведения. Графомания не графомания, но как-то уж очень несерьёзно....

А вот если читать этот рассказ не как серьёзную вещь, а как любопытный образчик того, как писали и издавали фантастику в далёком 1972 году, от книги даже можно получить удовольствие. Только не надо забывать, что к этому времени братья Стругацкие уже не только практически завершили свой полуденный цикл, но ещё и успели выпустить такие вещи, как «Второе нашествие марсиан», «Хищные вещи века» и «Улитка на склоне». А Ефремов свою «Туманность Андромеды» написал более чем за 15 лет до этого. Вот таким разным был в это время уровень советской фантастики....

Оценка : 5
«День, вечер, ночь, утро»
–  [ 1 ]  +

mputnik, 24 апреля 2022 г. в 20:49

Приделы Светлого Храма Фантастики, уважаемый потенциальный читатель — непредсказуемо многообразны: тут, при желании, можно встретить нечто совершенно невообразимое. И даже — при отсутствии оного желания. В этом случае — получается сюрприз. Нежданчик, так сказать.

А поток фантЧтива, в его нынешнем состоянии, с неуправляемым спектром авторов и стилистических фактур, где с равной вероятностью можно ожидать как неподражаемых перлов философской горней Истины, так и обычных поделок банальной графоманщины — сей поток прямо-таки чреват сюрпризами. В стародавние советские времена, с их партсобраниями и худсоветами, оные сюрпризы были в принципе невозможны, ибо на такие эксперименты были не готовы идти ни партия ни союз писателей. И пусть тебя не обманывает год издания. Тот факт, что чтиво увидело свет — банальная ошибка цензоров, не более того.

Посему — наслаждайся, уважаемый потенциальный. Специфически невообразимый симбиоз чисто подростковой наивности с романтическими патологиями кризиса среднего возраста. Только подросток, при понятном отсутствии жизненного опыта, способен верить в то, что чувственная фиксация влечения к противоположному полу способна сохранить неизменность и адекватность спустя десятилетия и столетия. Что, типа, через 500 лет Личность сохранит в неизменности Любовь в том же самом неизменном виде, что и в первые недели влюблённости (ну, да, там по тексту не совсем чистые 500, но это уже фокусы хронофизики — не суть). При переходе же молодости в зрелость возникает очередной заскок: разочарование во всем и вся (то бишь в отсутствии планируемых первоначально результатах), потеря смысла жизни и всякие прочие прелести.

Вот тут, в этом тексте, уважаемый потенциальный — шикарная фантЗарисовка с абсолютно невозможной для реальности фабулой: все оные проблематики замешаны в одну большую кучу. И вся прелесть получившегося фантЧтива — в разговорах, в банальном самокопании, в непонятках неприятия очевидности, в сомнениях, надеждах, разочарованиях и мечтах.

Шикарнейший сюрприз. Я повторюсь, уважаемый потенциальный: перед тобой текст — принципиально НЕ реализуемый боллитрой. Принципиально. Он может существовать только исключительно в приделах Светлого. Храма Фантастики

Оценка : 7
«День, вечер, ночь, утро»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 24 апреля 2022 г. в 10:28

У рассказа (огромного рассказа — почти в полсотни страниц) немало достоинств и его вполне можно бы было включить в список лучших произведений автора, если бы он не был написан так небрежно. В нём достаточно много так называемых авторских допущений (читай натяжек, того, во что достаточно трудно поверить). Вот всего лишь пара таких «допущений»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В далеком будущем, очевидно коммунистическом, когда уже во всю отправляются межзвёздные экспедиции, на Земле установлен жесточайший контроль за рождаемостью. И второе: появление главного героя в своём доме после того, как жена всего несколько часов назад проводила его в межзвёздную экспедицию, отнюдь не ведёт, как это должно бы быть, к немедленным расспросам о том, откуда и почему он здесь снова. Вместо этого на протяжении нескольких страниц ведётся достаточно бессодержательный разговор: она таких вопросов не задаёт, а сам он не торопится всё объяснять.

Ну, а теперь о приятном — о достоинствах этого произведения. Во-первых, замысел рассказа по-настоящему оригинален — ничего похожего в фантастике больше нет. Во-вторых, он увлекателен. Не сразу, но уже после первой трети от этой вещицы уже просто трудно оторваться — очень хочется узнать, почему же герой в действительности снова оказался у себя дома и чем же всё закончится. В третьих, такая вот психологическая вещица — это гость в фантастике вообще редкий и всегда желанный. Ну и отдельное спасибо Михайлову за отдельные места в монологах главного героя — иногда их прямо-таки хочется выписать и повесить на стенку, чтобы читать и перечитывать. Вот, например: «Легко научить человека говорить, что бога нет, — куда труднее заставить его даже в самых тяжелых случаях не обращать глаза к небу». Или: «Просто привить чужую мысль — если ты всем ходом жизни не подготовлен к её восприятию — нельзя, она отомрёт, будет отвергнута, произойдёт некроз». Здорово, не правда ли!

Оценка : 8
«Поле боя»
–  [ 2 ]  +

Old_Gonsalez, 22 марта 2022 г. в 16:02

Совершенно обзличенная повесть. Интриги нет, загадки нет, претензий на второе-третье дно тоже. К чему писалось, не очень понятно. Две армии оверцивилизованных дебилов (простите, другого слова подобрать не могу) ищут планету где можно было бы подраться. И прямо вот обязательно в лесу.... и пустыня там тоже рядом. И предыдущие армии сражались, прямо на вот тех же местах. Не выдерживает, однако, критики произведеньице.

Оценка : 6
«Свисток, которого не слышишь»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 09 марта 2022 г. в 12:38

Да... это явно ещё не тот Михайлов, что позже подарит читателям такие великолепные вещи, как «Стебелек и два листка» и «Всё начинается с молчания»/«Не возвращайтесь по следам своим». Впрочем, на первый взгляд рассказ совсем неплох: космические приключения, загадочная смерть членов экипажа корабля, героическое выполнение поставленной задачи, да ещё и совершенно неожиданный финал. И сюжетообразующая идея о быстро вращающемся звёздном небе, способном доставить массу неприятностей космонавтам, тоже ничуть не хуже сотен других таких же.

Но если хоть немножечко вдуматься в написанное... — да это просто компот из нелепого, неправдоподобного и супернаивного. Начиная с образов главных героев: двух оставшихся в живых космонавтов, которых в реальной жизни ни одна комиссия даже близко бы к космическому кораблю не подпустила. Один — наивнее, чем трехлетнее дитя, не способный принимать взвешенных самостоятельных решений, другой и того хуже — пижон, всю жизнь представляющий театральными подмостками, не способный разговаривать на нормальном языке. И кончая совершенно нелепыми решениями, которые принимались этой «сладкой парочкой». Чего стоит только одно решение не извещать Землю (с которой у них была прямая связь) о своих проблемах, чтобы «не расстраивать их».

И немного о хорошем. Вот какая красивая мысль встречается в тексте, если его читать внимательно: «Силин не мог жить без друзей, и страх его происходил от того, что их не стало — но вдруг оказалось, что они живы в нем, и если раньше в каждом из них был целый мир, то теперь эти миры — и голоса людей, их мысли, взгляды, всё — умещалось в памяти Силина... Пока он есть, существуют и они...».

Оценка : 5
«Ручей на Япете»
–  [ 6 ]  +

Nick Che, 17 октября 2021 г. в 10:02

Великолепный рассказ! Мастерски отрисованы типажи героев. Впервые я прочел его в журнале «Вокруг света», там были превосходные иллюстрации, идеально дополняющие атмосферу рассказа. Их можно посмотреть здесь:

https://fantlab.ru/edition181763

Должен сказать, что перечитав его не так давно, ещё раз убедился, что написан рассказ просто отлично.

Оценка : 10
«Люди Приземелья»
–  [ 1 ]  +

Gudleifr, 24 августа 2021 г. в 20:13

На редкость светлое и жизнеутверждающее произведение, на которое сейчас можно сказать только: «Прости нас, Юра...» (c)

«Ручей на Япете»
–  [ 12 ]  +

lammik, 19 мая 2021 г. в 10:23

Из Дальнего космоса возвращаются герои. Космический корабль «Ладога» с экипажем из двух человек должен подготовить торжественную встречу «Синей птицы» на Япете...

Потрясающе точный в психологии персонажей и в описании ситуации, при том ничуть не устаревший рассказ. Познавший изнутри «космическую кухню» пилот Брег, который понимает, что любой полёт может стать последним, ибо и в Солнечной системе бывает всякое и высокомерный, раздражающий по ходу чтения репортёр Сивер, который, хочется верить, получил важный урок, что не забудется в дальнейшем.

Остаётся только надеяться, что когда люди отправятся к звёздам, изменятся не только технологии, но и они сами. Собственно, советская фантастика в своих лучших проявлениях именно об этом.

Оценка : 9
«Дверь с той стороны»
–  [ 7 ]  +

wolobuev, 23 ноября 2020 г. в 21:27

Для 1971 года очень даже круто. Во-первых, сама идея. Во-вторых — её воплощение: автор отошёл от традиционного для советской фантастики упора на технологии и углубился в психологию. Перед ним стояла архисложная задача: создать увлекательный сюжет о жизни тринадцати человек в консервной банке. И Михайлов в целом справился: каждая глава у него в сущности — отдельный рассказ. Правда, некоторые загадки он так и не раскрывает, нарушая тем самым принцип «чеховского ружья». Видимо, просто недокрутил — придумать зацепку придумал, а что с ней делать, так и не сообразил. За это — жирный минус. Кроме того, поведение персонажей нередко просто нелогично даже для той ситуации, куда они попали. Капитан — вообще какая-то размазня. Он должен быть царём и богом на своём корабле, а он покорно выслушивет всякие благоглупости от пассажиров и постоянно идёт у них на поводу. Да и любовных терзаний в духе Санта-Барбары могло быть поменьше. Ну правда, это социальная фантастика или романтическая?

С наукой совсем плохо. Я понимаю, что роман не о ней, но всё-таки какие-то правила должны быть. А тут корабль из антивещества свободно рассекает обычное пространство, словно в вакууме нет частиц. Да его бы даже в межзвёздном космосе за несколько часов стёрло в порошок. И если, по мнению Михайлова, вакуум абсолютно пуст, что перерабатывают пресловутые синтезаторы, обеспечивающие пассажиров всем необходимым? Пустоту? Ну и наконец, эффектов теории относительности здесь не существует в принципе. Пассажиры летают с планеты на планету, даже переносятся в межгалактическое пространство, упрямо мечтая вернутся к родным на Землю, но ведь даже вернись они туда, кто их встретит? На Земле за это время прошло намного больше времени, чем на корабле. Об этом Михайлов не задумывается.

Зато чего у автора не отнять, это умения выдумывать разные необычные ситуации, вживаться в разных персонажей (они все — индивидуальны, никаких говорящих голов!) и творческой смелости. Подумать только — в разгар развитого социализма Михайлов допускает религиозное помрачение у людей светлого будущего! Учитывая время написания романа, автора могли за такое серьёзно взгреть. Отдельный восторг — это литературные вставки, которыми присутствующий на корабле писатель пытается предсказать возможное будущее узников корабля.

Вот такие у меня неоднозначные впечатления от этой вещи. Где-то она невероятно смела, а где-то — ужасно наивна.

Оценка : 8
«Ручей на Япете»
–  [ 5 ]  +

ArtTrapeza, 25 октября 2020 г. в 08:02

Через десять лет после первого знакомства рассказ всё ещё чрезвычайно интересен. Да, интрига давно раскрыта, но теперь замечаешь те мелочи, на которые не обратил внимания в первый раз. От этого рассказ начинает играть новыми красками.

Оценка : 8
«Адмирал» над поляной»
–  [ 2 ]  +

montakvir7511, 30 августа 2020 г. в 12:26

Земные звездолетчики сели на чужую планету и столкнулись с массой непонятных явлений. Разряжаются рации, батареи и оружие, местные аборигены вполчеловека ростом строят башни, нарушающие законы физики, с легкостью перевоплощаются в зайцев и волков и исчезают на пустом месте.

Такая отличная идея и такое посредственное исполнение. Главная претензия озвучена в другом отзыве — с чего земляне решили, что это детская площадка, а не нечто совершенно другое, вроде природного испытательного стенда величиной с планету? Или это и есть САМА чужая раса, а не ее дети? Раса, достигшая предела в развитии и теперь просто живущая в свое удовольствие?

Вот эти попытки мерять совершенно другую цивилизацию земными, человеческими мерками неимоверно раздражают.

Оценка : 5
«Решение номер три»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 01 августа 2020 г. в 16:49

Может показаться, что история затянута. В чём-то так оно и есть, но это скорее намеренное авторское решение — продолжительные размышления героя ни о чём всё же знакомят понемногу с логикой мира и позволяют понять, как работает местная «магия». Обращение с ней получилось достаточно любопытным и интересным, подчиняющимся своеобразным законам, обойти которые невозможно.

Да и происходящие на фоне мегакорпоративные интриги тоже интригуют, хотя можно было бы закрутить и не так тривиально. Но в целом это одна из немногих историй сборника, которая была бы достойна полноценного формата «романа».

Оценка : 5
«Сторож брату моему»
–  [ 3 ]  +

Writ-ovich, 02 мая 2020 г. в 13:39

«Сторож брату моему» — история о том, как группа астронавтов, пытаясь спасти жителей обреченной, как они полагают, планеты, едва не становятся причиной их гибели.

Книга произвела на меня двойственное впечатление.

С одной стороны, ее основная идея — мысль о недопустимости вмешательства в жизнь непонятного тебе общества — хотя и не оригинальна, на кажется глубоко пережитой автором и представлена с неожиданной новизной. В. Михайлову удалось, как мне кажется, передать все возрастающую угнетенность героев романа, их недовольство собой. возникающее в результате конфликта между долгом (необходимостью спасти жителей планеты от гибели против их воли) и симпатией, которую вызывают члены этого странного, на первый взгляд, общества.

Несомненную заслугу писателя я вижу в создании образа   нового, не похожего на описанные в других фантастических произведениях общества какого-то полупервобытного коммунизма. Его устройство искусственно, но обеспечивает всем жителям планеты спокойную и счастливую жизнь, какую не знали до этого главные персонажи-земляне.

Автору романа удается почти до самого конца удерживать интригу, скрывая от читателя и от главных героев суть и причины такого общественного устройства, а также некоторые его важные детали. Их непонимание приводит к трагическим событиям и способно вызвать существенные изменения в мировоззрении землян. Однако эти изменения, если и происходят, то остаются за кадром: роман обрывается в полный драматизма момент, решающий судьбу планеты.

Такой открытый финал представляется мне скорее вынужденным, чем специально задуманным автором романа, и объясняется, как я полагаю, тем, что изменения в мировоззрении героев можно показать только в том случае, если вполне понятно его начальное, исходное состояние. А с этим у автора проблемы.

Дело в том, что весьма интересная и достойная воплощения в самостоятельном произведении идея использовать в качестве астролетчиков людей из разных периодов развития человечества (от первобытного состояния до современного нам общества) не была и не могла быть реализована в романе, поскольку требует от писателя более широких познаний об обществах разных эпох, чем те, которые имеются у Михайлова. Я полагаю, что если бы автор был чуть более одарен талантами психолога и драматурга, этот прием мог бы стать основой еще одного фантастического романа.

Серьезным недостатком книги является, на мой взгляд, некоторая однотипность персонажей, обусловленная тем, что связь между их характерами и породившим их временем (да и сами характеры) обозначена несколько схематично, что сказалось на достоверности изображения. Меня, например, почти насмешила речь персонажа-монаха, похожая по стилю на язык произведений самых незадачливых из советских писателей-деревенщиков. Полагаю, что если бы все астронавты оказались по своему происхождению современниками, роман бы нисколько не проиграл.

Невнятна и любовно-лирическая линия романа. Первый контакт главного героя с инопланетянами оказывается встречей с девушкой, настолько похожей на его возлюбленную из прошлой жизни, что создается впечатление попадания героя в виртуальную реальность или в роман «Солярис». Между тем это сходство оказывается простым (!) совпадением, поэтому внезапная готовность девушки полюбить незнакомца, а затем отказ от любви только из-за того, что ей якобы оказали мало внимания, выглядит неубедительно.

НЕ очень удачна, как мне кажется, и структура романа. Вопреки канонам жанра, требующим с первых же слов увлечь читателя, начало романа настолько затянуто и скучно, что не хотелось продолжать чтение. Только к середине романа тайна населения обреченной планеты стала вызывать у меня интерес, и надо сказать, мои ожидания не были обмануты.

Оценка : 7
«Тело угрозы»
–  [ -1 ]  +

lecceman, 02 октября 2019 г. в 01:00

Это какой-то бред. Не знаю зачем читал и почему дочитал. Но все-таки 3 часа в общественном транспорте каждый день вынуждают. Даже рассказывать не о чем. Какой-то аналог донцовского ширпотреба только в стиле “фантаcтика, спецслужбы и бандиты”. Не советую. Хотя, конечно, это все ИМХО, никого обидеть не хотел бы.

Оценка : 1
«Не возвращайтесь по своим следам»
–  [ 7 ]  +

mka, 28 июня 2019 г. в 15:28

Фантастику читаю с детства. За 30 лет перечитано столько всего. Но такоого... Это что-то совсем из ряда вон. Идея настолько не стандартна что вызывает не то шок не то ступор. Сюжет, герои понятны любому кто жил во время конца эпохи СССР. Книгу портят разве что в конце расставленные политические знаки, теперь явно наивные, которые (как потом снова показало время), поменялись опять за несостоятельностью предыдущих.

Оценка : 9
«Путь Наюгиры»
–  [ 0 ]  +

Edward Woeful, 24 февраля 2019 г. в 15:56

Ученье, конечно — свет. И иногда, чтобы принести этот свет, то гореть приходится очень ярко и сгореть очень быстро.

Динамичная повесть, мог бы получиться неплохой фильм по этой книге.

Оценка : 8
«Адмирал» над поляной»
–  [ 2 ]  +

Нортон Коммандер, 22 ноября 2018 г. в 11:41

Если не знать, кто написал этот рассказ, и не обращать внимание на русские имена в тексте, то можно подумать, что рассказ написан кем-то из классиков американской НФ. Образец фантастики совершенно мирового уровня. Тут всё на месте — остросюжетность, встреча с невероятным и неожиданное объяснение происходящего.

Оценка : 10
«Стебелёк и два листка»
–  [ 6 ]  +

Нортон Коммандер, 20 ноября 2018 г. в 14:31

Сейчас ощущается нехватка такой фантастики — осмысленной, несущей идеи о разумном и добром. Прежде всего это литература о Человеке, литература с интересными мыслями и диалогами. Никакие приключения не смогут быть увлекательнее по настоящему умной философии, обличённой в оригинальную форму фантастического повествования.

В мире, где происходит действие повести, в далёком будущем, технологии стоят на службе у человека, позволяя сделать практически что угодно. Человеку достаточно только нажимать кнопки и отдавать команды. Технологическая утопия. Но в этом мире человек не удовлетворён. Раз уж ему покорился космос, он, естественно, ищет в нём братьев по разуму. Помимо многого другого, это позволит землянам и понять самих себя так, как до сих пор не было возможным.

Главный герой оказывается на планете за пределами обычного пространства, то есть фактически за пределами вселенной. Там он, при помощи технологий, воссоздаёт привычный для себя мир — как настоящий, но не совсем. Подобную проблематику рассматривали Станислав Лем и Филип Дик.

В сравнении с Лемом, «Стебелёк и два листка» — это во многом «Солярис» наоборот. В «Солярисе» чужая живая планета создавала образы, неожиданные для героев книги. А здесь герой создаёт на мёртвой планете запрограммированные, понятные объекты, подчиняет себе реальность. Он легко перестраивает окружающий мир, но чтобы перестроить мировоззрение ему придётся обойтись без помощи технологий.

Для Филипа Дика это вообще одна из центральных идей всего творчества — реальность и иллюзия, настоящее и искусственное. Его герои иногда сами не могут понять — живы они или мертвы, люди они или искусственные андроиды с ложной памятью. У Михайлова эта идея представлена не менее полно, но без какого бы то ни было сюрреализма.

А присутствующий в «Стебельке» инопланетный гриб — умный, но не обладающий разумом, напоминает уже о современной фантастике — о «Ложной слепоте» Питера Уоттса. Уоттс создал на основе подобной идеи целый роман, но, оказывается, близкие к этому мысли пришли в голову Михайлова гораздо раньше, и у него это просто элемент сюжета.

Заканчивается повесть сильным и неожиданным финалом.

Оценка : 10
«Приглашение на ночную охоту»
–  [ 1 ]  +

dxbckt, 14 сентября 2018 г. в 19:33

С некоторых пор я начал собирать книги серии «АО» времен издания 90-х годов. Да, в целом серия (с яркими почти «попугайскими» обложками) очень разнообразная и многочисленная (более 500 книг), что бы ее смог полностью собрать какой-нибудь «читающий фанат», но именно выпущенные издания до 2000-х... почему бы и нет.

Все дело в том что здесь как и везде (в других сериях) чаще попадаются стоящие произведения, а не очередная 25-ти томная одиссея «Гая Ю.Орловского» (или как там его правильно, не помню). И да... конечно и здесь можно встретить «полную туфту», но пока из всех имеющихся у меня книг, такое происходит гораздо реже...

Данный же роман написан в таком «почти древнем» жанре как НФ и чем-то неуловимо напоминает рассказы Р.Шекли о чужих мирах полных не просто «инаковости» или отличий от привычных (земных) форм, но именно абсурдных и уродливых «основ» (то мир извращенного «царства закона и Кодекса», то «мир шоу» где все построено как в книге Пелевина «Снаф»). В общем если коротко, то всю книгу ГГ бегают из одного мира в другой и пытаются вырваться из очередного мира безумства и попасть домой... Сюжет конечно не особо радует и читается с некоторым трудом — однако все же не вызывает чувства полного отторжения... Оценка — твердая тройка)).

Оценка : 3
«Полная заправка на Иссоре»
–  [ 1 ]  +

Северина, 19 июня 2018 г. в 10:29

Для начала 90-х — самое то, «злой памфлет». В 2018 году воспринимается уже не так восторженно, как десятью годами раньше. Слишком много нравоучительных рассуждений о государственном устройстве.

Оценка : 8
«Пилот экстра-класса»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 01 мая 2018 г. в 09:55

Сюжет рассказа совершенно прост, да и тема его — «Бессмертие», новизной отнюдь не блещет. Однако читается он при всем при этом, даже несмотря на очевидную надуманность и явные натяжки в ряде мест так, что от него невозможно оторваться. Наверное, все дело в том, что вещь написана так удивительно, что, читая её, с первых страниц ощущаешь — что-то должно случиться. И последующий, вполне спокойный и нейтральный текст, только ещё больше убеждает читателя в этом. Именно это, нечто невысказанно-тревожащее, вкупе с необычайной легкостью текста и увлекают читателя так, что очень хочется дочитать рассказ, не прерываясь, до самого конца.

Что же касается проблемы, обозначенной автором ближе к концу произведения — страха погибнуть у человека, обладающего биологическим бессмертием, то окончательного ответа на этот вопрос мы, наверное, пока не получим. Тот же ответ, который предлагает нам Михайлов — да, он красив и вроде бы убедителен, но пока, увы, это всего лишь теория :).

Оценка : 8
«Глубокий минус»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 23 марта 2018 г. в 12:41

Перевернув последнюю страницу рассказа, чувствуешь себя немного обманутым: отличный замысел, хорошо написанный, увлекательный текст и какой-то бездарный, слащаво-расплывчатый финал. Конечно мысль о том, что в безнадежных ситуациях чаще всего помогает нетрадиционный взгляд на проблему, хороша и правильна, но зачем же было вкладывать подсказку о спасительном выходе в уста какого-то непонятного левого потомка — сборщика сосновых шишек, появляющегося как Дед Мороз в самом финале лишь для того, чтобы наговорить кучу высокопарно-туманных фраз ни о чем. Не проще и не логичнее было бы, если бы решающая все проблемы финишная догадка просто пришла в голову главному герою произведения Колину.

Ну да бог с ним, с неудачным, но, похоже, идейно правильным финалом. Зато оставшиеся (то есть, наоборот — первые) 9/10 рассказа хороши: авария в глубоком минусе (прошлом), угроза гибели всех членов экспедиции, полный напряжения и надежд смертельно опасный рейс на неисправной машине времени в своё настоящее.... И все это написанное не абы как, а как-то очень здорово, просто и обыденно-реалистично.

Оценка : 7
«Переводчик с инского»
–  [ 1 ]  +

Chosen, 15 февраля 2018 г. в 20:50

На планете Сальта должны пройти тайные переговоры между официальным представителем правительства планеты Ины — Ингером Орро и судя по многим признакам, уголовной группировкой называемой «Многие», переговоры по поводу информации нахождения загадочного артефакта. Инской стороне понадобился переводчик, так как Ины не владеют ни одним из галактических языков. Инский язык настолько сложный что его переводчиков можно сосчитать по пальцам, а если быть точным то всего пять человек, включая гг. Изобилие многозначных слов, интонация и фонетика этого языка которая требует музыкального слуха усложняют его изучение, причём Ины выговаривают всего лишь двенадцать звуков, из которых восемь гласных и четыре согласных. По разным причинам другие лингвисты-Инисты не могли участвовать, то выбор пал на гг, который по воле судьбы вырос на Инской планете, и с детства владеет почти в совершенстве этим языком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда гг прибывает на Сальту для встречи с Орро, тот неожиданно пропадает. После некоторого времени ГГ через курьера получает записку от Орро с одним единственным предложением на Инском языке, и от точности перевода зависят все дальнейшие события.

Поначалу повесть оказалась немного скучная, но всё кардинально изменилось как только появляется женщина, которая вносит краски в атмосферу и интерес к сюжету, сразу набираются обороты и не возможно оторваться от книги. Однако проблема вот в чём, как только всё стало действительно интересно, повесть заканчивается. Первый раз читал в 2008 и сейчас решил перечитать. В общем хорошая повесть, и уверен что любителям творчества В.Михайлова она очень понравится.

Оценка 7.5

Оценка : 7
«Ручей на Япете»
–  [ 3 ]  +

Surfer1, 10 февраля 2018 г. в 16:47

Концовка рассказа просто убойная. Оторопь берет.

Один из шедевров советской фантастики.

Оценка : 10
«Скучный разговор на заре»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 10 февраля 2018 г. в 12:48

Рассказ, достойный внимания уже хотя бы из-за свой необычности: совершенно скучное, неинтересное начало и, далее, внезапное или постепенное осознание читателем того, что все в этой истории совсем не так, как он себе представлял это по первым страницам произведения. Осознание, выливающееся в увлечение происходящим и уважение к изобретательности автора, сумевшем придумать такой сюжет.

А ведь кроме этого в рассказе есть еще и то, что так нужно читателю и чего так часто не хватает в произведениях современных авторов — герои, обладающие и силой духа, и чувством долга, и какой-то внутренней интеллигентностью, то есть герои, которых хочется уважать, герои, на которых хочется ровняться....

Оценка : 8
«День после соловьёв, год седьмой»
–  [ 1 ]  +

Chosen, 05 февраля 2018 г. в 22:44

А мораль этого рассказа проста: Женщины, цените и берегите своих мужчин. Иначе можно остаться ни с чем.

Древний закон гласит: Каждый седьмой год замужества, на следующий день после того когда отпоют соловьи, каждая жена имеет законное право отказаться от мужа, выставя его из дома не объясняя даже причин, и остатся полной хозяйкой всего что было нажито вместе и даже того что было его до замужества. Как бы не пытальсь изжить эту древнюю традицию, всё безуспешно, но со временем её упростили до аукционных торгов, когда жена ведёт мужа на показ чтоб продать его подороже.

Замечательный рассказ, иногда даже перечитываю. Он наглядно показывает что «лучше одна птица в руке чем две на дереве» (пункт седьмого закона) :)

Оценка : 9
«Одиссея Валгуса»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 01 января 2018 г. в 10:07

Сегодня, спустя более полувека после его создания, многое в этом рассказе кажется наивным и надуманным. Но то главное, за что этот рассказ и должен нравиться читателю, никуда не делось — необычный, с неожиданными поворотами сюжет и простой, но при этом и остроумный финал, вызывающий чувство уважения как к главному герою, так и к человечеству в целом.

Странно, но Владимир Михайлов похоже первым задумался над тем, что во время перехода из нашего в гипотетическое над/под/гиперпространство возможно возникновение неких неожиданных эффектов. И, естественно, сделал из этого неплохой, вполне увлекательный даже сегодня рассказ. Ну а то, что герой его оказался настолько сумасбродным, что наплевал на всякие там инструкции и руководства, а корабельный мозг сразу же, вместе с разумом, получил и его непременную (?) составляющую — чувства, так чего в этом мире не бывает.... Тем более, если это нужно автору для складного увлекательного сюжета :).

Оценка : 8
«Чёрные журавли»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 27 ноября 2017 г. в 11:09

Добротная космическая фантастика на далеко не новую, но очень интересную для читателя тему возможности существования жизни в открытом космосе. Рассказ очень велик по объему (порядка 40 страниц) и далеко не везде одинаково увлекателен, но в целом его интрига вполне логична, а сам он совсем неплохо читается. Исключение составляют, пожалуй, только первые страницы произведения — история появления на борту корабля второго члена экипажа и начало их взаимоотношений с капитаном выглядят скорее надуманными, чем сколь-нибудь правдоподобными.

Вообще же идея прогнозирования возникновения сверхновых с помощью контроля их излучения ничуть не хуже других безумных идей, предложенных братьями-фантастами, а сюжет при этом позволила построить автору и увлекательный и, на первый взгляд, вполне правдоподобный.

Оценка : 7
«Ручей на Япете»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 23 октября 2017 г. в 10:31

В наше прагматичное малопафосное время рассказ выглядит малоправдоподобным: скромные герои, которые, в общем-то, и не совсем герои (погубить девять человек спасая одного!), всего-навсего один пиарщик, он же режиссер предстоящего действа, он же его оператор.

Но, при всем при этом, как же здорово еще раз прикоснуться к этому , пусть и выдуманному, пусть и книжному, но такому красивому, такому романтико-героическому миру/времени покорения космоса. И тут надо отдать должное автору — вещь у него получилась настолько интересной, что на определенные натяжки сюжета и внимания не обращаешь.

Причем, и это здорово, увлекательным рассказ получился не за счет каких-то там головокружительных приключений, а за счет какой-то очень реальной атмосферы, очень достоверного космического антуража и прекрасной, очень легкой, простой и какой-то уютной манеры повествования Владимира Михайлова. Все в этом рассказе как будто на самом деле — космические будни, автоматический купол-гостиница космодрома, небольшой ручеек в углу зала, встреча возвращающегося космического корабля....

Оценка : 8
«Приглашение на ночную охоту»
–  [ 4 ]  +

Zellenitell, 23 сентября 2017 г. в 20:00

Ощущение, будто прочитал очерк о поездке наших людей в современную Европу, конкретно — в Великобританию.

Судите сами.

Планета Финеран – бывший центр Империи. И хотя бывшие колонии ведут уже собственную экономическую политику («Галактика большая», как философски заметил один из местных персонажей), тем не менее, Империя с Его Величеством во главе — это давняя традиция, которую, как и все остальные традиции, не в силах никто нарушить.

«Экхи — нет», так записано в священном Кодексе. Раньше экхи, злобные кровожадные существа, жили в лесах, но однажды какому-то императору пришло в голову объявить их несуществующими, и с тех пор экхи заполнили города. Ибо кто ж им может помешать, если их нет? Если экха нападает на людей, то нельзя сопротивляться, т.к. невозможно сопротивляться тому, чего нет. Так и погибайте с этой верой в сердцах.

Если же кто-то оказывал сопротивление, то экхи, будучи существами трусливыми, разбегались, но вся репрессивная мощь государства обрушивается на посмевшего нарушить Веру в Кодекс человека.

А вот для русских посланников с Земли такая позиция неприемлема, их воспитали в духе «сначала подраться, а там победить или умереть»

Предполагал ли Владимир Михайлов 30 лет назад, что «экхи» из бывших европейских колоний хлынут в 21 веке в метрополии и будут устанавливать свои кровавые порядки? А местные в ответ будут не сопротивляться, но держаться за свои древние «ценности» и ограничиваться лишь рисованием мелком на асфальте после очередного массового побоища? «Рефьюджис — велкам!», а кто считает иначе или, не дай бог, отвечает на их насилие, которого не может быть, своим насилием, тому не место среди наших идеалов демократии.

Может, и не предполагал, конечно. Возможно, он действительно бытоописал свою эпоху (хотя кроме «веры» в абстрактные и довольно безвредные понятия лично я не вижу никаких иных аналогий). Но настоящий писатель на то и инженер человеческих душ, чтобы видеть несколько дальше и несколько больше, и каждый читатель смог вынести из его произведений что-то свое.

Оценка : 7
«Сторож брату моему»
–  [ 2 ]  +

Ctixia, 05 сентября 2017 г. в 14:10

«Мы хотели как лучше, а получилось как всегда...».

Отдохновение для души любителя фантастики.

Несмотря на все прелести романа, больше всего меня зацепила Земля будущего. До такой степени развить эмпатию, любовь к ближнему и чувство общности с окружающими людьми — вот общество, на которое я бы с удовольствием посмотрела. Психиатрия — точная наука! Кто бы мог подумать! Но и общество, представленное нашему взгляду у планеты звезды Даль — выглядит не менее утопично, хоть и с другой стороны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фиксированный Уровень, тотальный контроль численности населения, игрушечные драки и внушаемая с рождения, я бы даже сказала — врожденная мысль о невозможности практически всех семи смертных грехов. Разве не это Рай? Живи в удовольствие, работай с усердием, получай по потребностям, смотри на солнце — и будет тебе счастье! А то еще и сынка получишь. Почем знать новоявленным защитничкам, что в их защите-то эти люди нуждаются меньше всего? Спросить? Слишком просто!

И все происходит из благих намерений, которыми, как известно, выстлана та самая дорога.

Оценка : 9
«Отработавший инструмент отправляют в переплавку»
–  [ 2 ]  +

olpo70, 06 августа 2017 г. в 06:05

Вот яркий пример когда лишней «водой» можно испотить хорошую идею. Бла-бла-бла привело к тому что рассказ читать скучно, он из приключенческого превратился в нудное повествование. Причем автор это уважаемый мною фантаст со стажем. Я понимаю раньше платили поэтам построчно. Поэтому Маяковский и растягивал свои стихи. Может и здесь та же причина? Я не знаю. Если автор хотел изобразить этакого ироничного безопасника, страдающего словоблудием. То второе удалось вполне. Но читать то не интересно. Не донес в этом произведении Владимир до нас свои мысли.

Но отмечу что идея о начале мира очень интересна. Здесь есть над чем подумать и что обсудить.

Оценка : 5
«Дверь с той стороны»
–  [ -2 ]  +

П.К., 15 июня 2017 г. в 19:55

Напоминает сериал. Один эпизод отыграли — высасывается из пальца следующий. Нелогичные персонажи, плохие связки эпизодов.

Но каждый из эпизодов весьма неплох.

Оценка : 7
«Тогда придите, и рассудим»
–  [ 3 ]  +

389955, 10 мая 2017 г. в 20:07

Замечательный антивоенный роман. Две планеты, как Россия и США, противостоят друг другу, держа пальцы на ядерных кнопках.

Как бы я хотел, чтобы и у нас наступило Перезаконие. Мы бы тогда вздохнули с облегчением. Но это лишь фантастика Владимира Михайлова.

По мнению автора, наши мысли и чувства — материальны, функциональны. Если они положительные, то Вселенная развивается в нужную сторону, если наши переживания отрицательны, то мир катится к гибели. В общем, MAKE LOVE, NOT WAR!

Язык несколько тяжеловесен. Очень много философии. Мало диалогов. Мало динамичных действий героев. Так что читается трудно, порой скучно.

Оценка : 8
«Сторож брату моему»
–  [ 0 ]  +

389955, 28 апреля 2017 г. в 20:18

Скучно жить в коммунистическом обществе будущего. Скучнее читать про такое будущее.

Только у шестерых «давно живших» героев романа из докоммунистической эпохи есть харизмы. Они живые, со всеми своими недостатками, мечтами, понятиями.

Ужасна цивилизация Дали-2 без основных инстинктов. Женщины без материнского инстинкта, «мужики» без инстинкта размножения.

Нет, у нас жизнь хотя и более нервная и страшная, но зато и веселее, интереснее.

7 из 10.

Оценка : 7
«Ручей на Япете»
–  [ 17 ]  +

nenas, 16 марта 2017 г. в 15:15

Один из лучших рассказов Михайлова.

Прежде всего, описываемая коллизия реалистична. Любое пафосное мероприятие а) неизбежно сопровождается множеством накладок; б) больше всего раздражает именно тех, для кого оно, собственно, делается. Кому случалось потеть под софитами и отвечать на дурацкие (или злобные) вопросы журналистов, тот знает, каково это. Особенно если весь драйв вышел раньше. А уж когда журналисты начинают атаковать ещё до мероприятия — хочется от них сбежать.

Журналисты тоже изображены правильно. Они такие и есть. Им нужно добраться то тел ВИПов, и они будут отпихивать всех остальных. По-человечески неприятно, но это как раз тот случай, когда «не мы такие, работа такая».

Ну и космолётчики. По сравнению с героями Стругацких и прочих советских фантастов — у них космонавты вылазят из люка и что-нибудь говорят про «мы привезли вам новые миры» — описаны тоже крайне реалистично. Видимо, автор общался с полярниками и прочими такими товарищами.

Восьмёрка за предсказуемость сюжета. Даже то, что человек с неопознаваемым именем — с «Летучей рыбы», догадываешься довольно быстро.

Оценка : 8
«Приют ветеранов»
–  [ 1 ]  +

Brachicephallus, 18 февраля 2017 г. в 12:09

Трудный жанр — фантастика ближнего прицела. Книга написана в 1996, действие её происходит в 2011. Беда в том, что часть действия происходит в России. Российский читатель успел повидать 1996, успел и 2011 — и в 2017 понимает, что автор промахнулся во всех своих предсказаниях. В общем, ну промахнулся и промахнулся, мало ли в фантастике невысокохудожественных писанин, но это же Михайлов! Читать такую сиюминутную шнягу на злобу позапрошлого дня в исполнении самого создателя капитана Ульдемира неловко и даже немного стыдно, хотя пишет он, как обычно, очень качественно — но, как обычно, большая часть действия у него передаётся через разговоры персонажей, и этот приём временами утомляет.

Оценка : 6
«Скучный разговор на заре»
–  [ -1 ]  +

god54, 11 февраля 2017 г. в 08:24

Классический советский патриотический рассказ с обязательным самопожертвованием, нужно было еще добавить знамя, которое они развернут над своими телами. Все погибли, а они выжили, вопрос, почему? Те условия, которые перечислили герои не позволят выжить никому. Нефти и угля на астероиде быть не может, а вот жизнь там быть может? Слишком много допущений, слишком много слов и слишком мало разумных человеческих поступков.

Оценка : 4
«Дом»
–  [ 2 ]  +

god54, 11 февраля 2017 г. в 07:53

Прочитал и сразу же на зубах почувствовал оскомину советской фантастики. Война, это игрушки, мы всегда победим и все будут живы. Работа, это радость и её можно делать не выходя из дома, люди все правильные и все время улыбаются и радуются, жаль, что при этом еще не танцуют и не поют. Они всегда так делают. А все остальное, это ностальгия по светлому будущему.

Оценка : 4

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6 



⇑ Наверх