Алексей Иванович Ракитин — российский автор, работающий в жанрах криминальной документалистики и научной фантастики.
Родился в 1964 году в семье военнослужащего, вторым ребёнком (старшая — сестра). Семья неоднократно переезжала с места на место в связи с переводами отца к новому месту службы. По этой причине в школьные годы Алексей сменил 5 школ.
После окончания «с отличием» средней школы в порядке проводившегося тогда эксперимента по отбору талантливых абитуриентов (конкурс аттестатов «с отличием») поступил в Ленинградский механический институт (ныне Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова). Получил образование по специальности «импульсные тепловые машины». Диплом был написан и защищён в Конструкторском бюро специального машиностроения (КБСМ) Министерства среднего машиностроения СССР, там же Ракитин и остался работать после окончания института. В сентябре 1990 года — ещё до распада Советского Союза — Ракитин из КБСМ уволился. В последующие годы работал и продолжает работать ныне в государственном учреждении в Санкт-Петербурге.
Литературное творчество всегда являлось для Алексея Ивановича развлечением и разновидностью отдыха. В 1999 году он создал в интернете сайт «Загадочные преступления прошлого». Эту площадку он использовал для размещения собственных очерков, посвященных малоизвестным криминальным историях как отечественным, так и зарубежным.
В 2005 году петербургское издательство «Крылов» проявило заинтересованность в публикации некоторых работ Ракитина. В течение последующих 3 лет этим издательством были опубликованы книги, не размещавшиеся ранее в интернете. Это были четыре романа в стиле «ретро-детектив», написанные Алексеем Ивановичем в соавторстве с родной сестрой Ольгой Ивановной, и один фантастический роман («Казаки в космосе»).
Последний представлял собой первую книгу трилогии — «Атаман Альтаира», «Дорога на Даннемору» и «Свой среди своих» — которую предполагалось опубликовать в «Крылове». Вторая книга — «Дорога на Даннемору» — была передана издательству, утверждена, подготовлена обложка и даже получен авторский гонорар, однако так и не вышла. Причиной стало увольнение издательством выпускающего редактора Людмилы Владимировны Андреевой, после которого Ракитин отказался от работы с «Крыловым».
Тем не менее, книги эти написаны и автор по его собственному признанию, предполагает их издать (без какой-либо конкретики по срокам).
В 2012 году екатеринбургское издательство «Кабинетный учёный» предложило Ракитину издать его очерк «Смерть, идущая по следу...» Так появилась книга «Перевал Дятлова», попавшая по итогам голосования в шорт-лист премии «Сделано в России — 2013». Книга выдержала 3 издания и была переведена на немецкий язык и издана в 2018 году немецким филиалом издательства «Penguin Random House». Ещё одним результатом сотрудничества писателя с «Кабинетным учёным» стала публикация внушительного исследования феномена серийных и массовых убийств в СССР под названием «Социализм не порождает преступности». Книга эта увидела свет в 2016 году.
Начиная с 2017 года Ракитин переключился на работу с книгоиздательским сервисом «Ridero», формат взаимодействия с которым считает оптимальным. С использованием возможностей этой платформы Ракитин подготовил и выпустил большое количество документальных книг по истории преступности, два новых романа в стиле «ретро-детектив» (в соавторстве с сестрой Ольгой Ракитиной) и два новых фантастических романа (осенью 2018 года «Дети Сатурна» и в январе 2023 года «Невыносимый»).
Для авторской манеры характерны несколько правил, которым Ракитин следует вне зависимости от жанровой принадлежности текста. Во-первых, это целостность повествования, следование сюжетной линии от завязки к развязке без запутывания читателя параллельными рассказами, пространными отступлениями и нравоучительными рассуждениями. Во-вторых, минимизация использования специальных терминов, профессиональной лексики, заимствованных слов и речевых оборотов. В-третьих, узнаваемый юмор и самоирония автора, которые никогда не являются самоцелью, но оказываются уместны даже в очень мрачных текстах, посвященных жестоким преступлениям. Вообще же, литературный стиль Алексея Ракитина хорошо узнаваем и его трудно спутать.
Отличительной чертой автора является также его высокая работоспособность. По его собственному признанию, он способен писать со скоростью 20-25 тыс. знаков в сутки на протяжении многих недель. Обычно писатель работает одновременно над 2 или 3 текстами — переключение внимания между ними помогает поддерживать высокую творческую активность.
По признанию Алексея Ракитина характер его работы не предполагает широкую известность и узнаваемость на улице. По этой причине он уклоняется от интервью и появления в СМИ. Единственное интервью, данное писателем интернет-изданию «Фонтанка.ру», имело место в августе 2012 года.
В 2023 и 2024 годах Ракитин записал 4 подкаста, размещенных в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Книги и выпивка». В них, отвечая на вопросы администратора сообщества, он рассказал о специфике работы над документальными книгами и на конкретных примерах показал насколько велик объём материала, который приходится исключать с целью избежать перегрузки текста.
В настоящее время Алексей Ракитин живёт в Санкт-Петербурге и готовит ряд новых публикаций с использованием книгоиздательской платформы «Ridero».
Фантастическое в творчестве автора:
Циклы иронической фантастики «Казаки в космосе» и научно-фантастический «Ревизор Роскосмоса» написаны в жанре космической фантастики, а роман «Корпорация «Томб райдерс»» — а жанре криптоистории.