fantlab ru

Все отзывы на произведения Павла Бажова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  6  ] +

Павел Бажов «Медной горы Хозяйка»

URRRiy, 16 августа 2022 г. 17:19

Душевно и красиво показанный культурный пласт особой русской этносоциальной группы: мастеровых — горнорабочих Урала времен крепостничества.

Бажов четко обрисовал своих земляков: люди, абсолютно четко понимающие жизнь, отнюдь и вовсе не слабые духом, способные на поступок, тем не менее живущие в условиях примерно как древнеримские рабы в каменоломнях. Могут и приковать, и задать невыполнимый «урок», избить насмерть плетьми и палками или просто выгнать как старого пса на вольные хлеба, если человек выработал свое здоровье.

Однако и на приказчика, и на бар тоже есть своя управа. И не только отчаянность дошедших до последней черты «мастеровых». Свой горный дух — Медной горы хозяйка, способная и наградить и наказать, хотя и награда часто оборачивается трагедией для человека.

Конечно, это не злой тролль, не царь гоблинов или ещё какая прочая европейская нечеловечность, но людей, каждый день рискующих жизнью в забое, достаточно устрашает и сам фактор сверхъестественного управления горными толщами. Такой вот искаженный образ матери — земли, перековавшейся в (мать-моржиху) хозяйку скал и камней.

Отлично помогает восприятию текста практически идеальное описание бытовых, обыденных вещей, создаётся впечатление, что рассказ ведётся не просто бывалым человеком, а знакомым или даже близким родственником. В общем, автор очевидный уральский самородок, наше все горно-заводской цивилизации.

Оценка: 9
– [  -3  ] +

Павел Бажов «Серебряное копытце»

SleepyDragon1988, 16 июня 2022 г. 14:42

Самая известная и самая детская сказка: добрая и со счастливым концом

Оценка: нет
– [  4  ] +

Павел Бажов «Медной горы хозяйка»

SleepyDragon1988, 16 июня 2022 г. 12:39

Одна из самых мрачных сказок. За это и не нравилась в детсве. Позрослев — по другому на неё взглянул. Это концентрированная правда жизни старателей горняков Урала: честный ты или нет, хороший или иначе, будешь беден или привалит богатство — всё равно заберет Медной Горы Хозяйка твоё здоровье и жизнь. Важно лишь как как тебя запомнят после этого и что ты близким после себя оставишь.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Павел Бажов «Голубая змейка»

SleepyDragon1988, 16 июня 2022 г. 12:34

одному человеку — ...хорошо..., а двух-трёх так заморочит, что те и поубивать друг друга могут.

Это же про золото и сказано. Или проще — про деньги. А совсем обобщено — про богатство.

Очень важная мораль в сказке — что главные герои дети, не только по возрасту, но и в душе — ссорились и дрались пытаясь друг друга спасти.

Недаром эту сказку в хрестоматии включили. А вот в официальные учебники — нет. Во всяком случае в нашей школе в 90-е.

Надеюсь, сейчас не так и включена змейка и в учебники тоже.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Павел Бажов «Голубая змейка»

Paganist, 20 января 2022 г. 17:11

Вот это старый добрый Бажов. Отличный сказ без пропаганды, коей в последние годы автор пичкал свои произведения. Про верных друзей, про испытания, про хорошие поступки и — куда без них? — загадочными духами Уральских гор. Ладно скроенный сказ. Читал и радовался.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Павел Бажов «Орлиное перо»

Paganist, 14 января 2022 г. 15:05

До последних двух абзацев сказ хорош — такой классический Бажов, рассказывающий о мастере и трудностях его промысла. По закону жанра встречает он некоего странника, который владеет секретами горных жил. Всё бы хорошо, но последние два абзаца превращает сказ в стёб. Разумеется, с точки зрения нынешних реалий.

Не думал, что Бажов так откровенно подменит загадочных и непредсказуемых духов гор (привычных персонажей сказов) вождём мирового пролетариата. Ведь в СССР вроде как бога и всякой нечисти не было, их место прочно заняла партия и Ленин. И здесь последний выступает как полноценный мифический герой. И кто скажет после этого, что в стране советов не было религии? Конечно, автор завуалировал личность незнакомца и взвалил разгадку его сущности на несмышлёного юнца. Что ж, хороший ход, но тем не менее. В общем, слишком уж толстая пропаганда коммунизма и мифологизация его деятелей.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Stalk-74, 14 октября 2021 г. 23:45

Один из самых популярных уральских сказов Павла Бажова. По нему снят мультфильм, его помещали в разные хрестоматии для внеклассного чтения в начальной школе. То есть упор сделан на жизнь маленького мальчика Федюньки. На фоне тяжелой жизни простого люда при царизме. И совсем в советское время старались не обращать внимания на потусторонние силы, являющиеся главным двигателем сюжета. И даже хозяевами большими, нежели цари, помещики да приказчики.

В основном, у Бажова эти существа, являющиеся людям в виде рептилий — ящерок, змей, полозов. Здесь заглавный герой — саламандра, жительница огненной стихии, кажущейся мальчику в привычном ему образе — дечонки-ровесницы.

Причем, люди её видят и не видят. То есть не верят глазам своим. У Бажова, вопреки церковным и коммунистическим догматам, Иные, скорее, добрые и справедливые. И уж куда мудрее людей.

Сейчас начали говорить о щелпах.Суеверия. фольклор? Конечно. Где потусторонние силы — там камушки-самоцветы, а то и золото. Но почему рептилья аномалия именно на Урале? Согласитесь, под таким углом читать сказы Бажова куда интереснее, нежели сказочки для начальных классов. Вот и Огневушка загадочна своим образом и среди других сказов больше не появляется ни в каких ипостасях.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Павел Бажов «Живинка в деле»

Paganist, 17 июля 2021 г. 15:43

Вот смеялись над героем сказа товарищи, мол, во всех работах высот высот достичь хочет. А ведь как человек узнает, какое дело — его? Далеко не факт, что к какому-то делу есть склонность, если даже этим делом всю жизнь занимаешься. Вот Тимоха был до всего охоч и таким вот опытным путём определил ту сферу деятельности, к которой больше всего прикипел. Пусть это даже малопрестижная профессия углежога. Да, с одной стороны мужики правы: всякое дело требует времени на освоение, ибо в каждом промысле свои хитрости и нюансы. Но почему нельзя пробовать что-то иное, особенно когда многое даётся легко? Почему такое поведение осуждается и высмеивается? Человек ищет себя — и это прекрасно. Не пьёт, не дебоширит, а честно работает. Что ж тут зазорного?

Этот рассказ прекрасно ложится и на нашу действительность. Ведь нередки случаи, когда человек ищет себя в новой сфере, а родные, друзья и прочие из окружения недоумевают, мол, зачем, почему, занимался бы тем, чем занимался, к чему вот эти выкрутасы и т.д. И хорошо, если человеку удаётся, как герою рассказа, настоять на своём, найти любимое дело и достичь в нём высот.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Бажов «Тараканье мыло»

Paganist, 17 июля 2021 г. 15:25

То, что в 18 веке немцы приложили руку к становлению отечественной промышленности и вообще играли заметную роль в стране, общеизвестно. Не секрет, что русский человек настороженно воспринимает иностранцев, в том числе и когда они вмешиваются в привычные дела. С этой точки зрения, этот сказ вполне логичный и забавный. Другое дело, что «немецкая» тема в творчестве Бажова появляется именно в годы войны с Германией. «Тараканье мыло» ведь не единственный рассказ, где фигурируют немцы. И показаны они ограниченными, глупыми и совершенно неуместными на уральских рудниках объектами. Над такими только и потешаться. Что, собственно, и делает герой этого сказа.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Павел Бажов «Ермаковы лебеди»

Paganist, 12 мая 2021 г. 20:08

Странно, что нет отзывов. Ведь легенда-то красивая. Определённо не похожая на традиционные Уральские сказы Бажова, где всё больше про заводских людей да про мастеров. И это однозначно плюс автору, который может показаться несколько однобоким писателем. А он-то и вполне эпичные вещи мог писать.

«Ермаковы лебеди» — история героическая и лирическая одновременно. Начинается, что характерно, в духе других сказов. Но уже вступление настраивает на иной лад. И после истории про детские да юношеские года героя сказ постепенно переходит на другой уровень: более пафосный, символичный и даже мифологичный. Да, красивый сказ.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Павел Бажов «Хрупкая веточка»

Paganist, 11 мая 2021 г. 11:08

В сказах Бажова нередко у положительных героев преужасная судьба, а их истории заканчиваются совсем печально. В «Хрупкой веточке» финал открытый, но такой, какой можно назвать хеппи-эндом. Всё-таки барин кончил плохо, а главный герой таки избавился от его нападок. И всё же за основным сюжетом отчётливо показана нелёгкая жизнь крепостных и заводских людей, страдающий от произвола промышленников, приказчиков и прочих ушлых людишек.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Павел Бажов «Синюшкин колодец»

Krislizerin, 10 апреля 2021 г. 12:34

Очень трогательный сказ, который оставляет светлую грусть после прочтения. Влюбился Илья девку-Синюшку, поэтому и страдал, поэтому и жену взял похожую, как две капли воды на свою любовь. Смысл тут вовсе не в богатстве и наставлениях покойной бабки, а в любви, потому что ведь и сама Синюшка с горестью говорит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена», видимо, и хотелось бы ей уйти с молодцем, девкой остаться, а не может, только вздыхает. Вот и Илья это понял, жил с ее образом в сердце, с образом ее и смерть принял.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Павел Бажов «Травяная западенка»

Paganist, 11 марта 2021 г. 15:51

Любопытный сказ. Почему-то возникла ассоциация про золотую лихорадку Калифорнии и Аляски. Наверное, потому что главным мотивом главного персонажа (впрочем, как и во многих других сказах) является жажда разбогатеть. А так как честно работая на заводах и рудниках этого достичь невозможно, в ход идут самые разные средства. Среди них — помощь сверхъестественных сил, которые знают, где искать залежи драгоценных металлов и камней. И, конечно, ушлые люди — в их роли обычно выступают заводчики, приказчики да прочие лизоблюды — всеми средствами пытаются добыть богатство. Почти халява, ибо вкалывать не надо. Знай себе, выполни все условия местного духа горы и живи припеваючи. Но если бы это было так легко, пожалуй, и сказов никаких не было. Потому как ушлые привычно получают по заслугам и в лучшем случае остаются ни с чем. А вот простым и честным людям духи если не симпатизируют, то особых каверз им не чинят.

В общем, «Травяная западенка» — такой себе старательский рассказ о золотой лихорадке на уральский манер.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Paganist, 10 марта 2021 г. 14:18

Ещё один сказ про земного духа, мифическое создание, которое «заведует» полезными ископаемыми Уральских гор. Когда уже знаешь и другие сказы про духов, видны некоторые закономерности.

1. Существа типа Огневушки-поскакушки или Хозяйки горы показываются далеко не каждому. Избирательно. По прихоти самих духов. И только тем, кому они сами хотят показаться.

2. Духи не злы и не добры. Милости, равно как и лиха, от них ждать не приходится. Как правило, духи предупреждают, предостерегают, прежде, чем наградить (людям-то от них вечно что-то нужно — золото, камни, богатство и счастье). Но человеческая натура такова, что все предостережения идут прахом.

3. Даже если духи одаривают «избранных» людей, ничего хорошего из этого не получается. Богатство быстро куда-то девается, а счастье и вовсе не приходит.

Это не значит, что все сказы Бажова писаны по одному лекалу. В «Огневушке-поскакушке» все эти общие места есть. Но в том-то и мастерство автора, чтобы каждая история была если не оригинальной, то хотя бы интересной. Тем более Уральские горы таят в себе множество тайн и духов, достойных сказа. А «Огневушка-поскакушка» — живой, загадочный и просто очень хороший сказ.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Павел Бажов «Синюшкин колодец»

Paganist, 15 февраля 2021 г. 15:09

Какая-то беспросветная картина мира в этом конкретном сказе вырисовывается. Будешь вкалывать честно и упорно — добра не наживёшь. Будешь работать спустя рукава — особо ничего не изменится. Получишь дары от духов гор — счастье и богатство будет, но недолго. Конечно, свою лепту в такой нерадостный сценарий вносит бесправие рабочего люда тех времён и мировоззрение, сформированное на его основе. Но всё же как-то невесело. Слишком безнадёжно.

История про бабку Синюшку и её колодец — вполне традиционна для «Уральских сказов». И как бы хороший парень, чтущий заветы мудрой бабушки, не старался — всё равно судьба его какая-то глупая, хоть и жизненная. То ли написано у него на роду такая участь, то ли это расплата за столкновение с Синюшкой. Ведь практически во всех сказах судьба персонажей, взаимодействующих с духами, подобными Хозяйке горы или Синюшке, трагична.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Siberia, 27 декабря 2020 г. 12:22

Именно «Малахитовую шкатулку» перечитывала в детстве чаще всего, хотя люблю многие сказы Бажова. Эта история прочно ассоциируется с иллюстрацией Олега Коровина, изображающей Танюшку, для книги «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы» Средне-Уральского книжного издательства, 1967г. На мой взгляд, лучшее издание Бажова, с самобытной яркой графикой, выполненной с любовью и пониманием, в красках, напоминающих переливы уральских поделочных камней. Издание великолепное, с большим уважением к земляку сделано.

Иллюстрации Олега Коровина https://www.liveinternet.ru/users/vasilisa_the_beauty/post185028182/page1.html

Сказ — продолжение «Медной горы Хозяйки», про Степана и Малахитницу, что его испытывала, а затем наградила непростыми дарами — изумрудными слезами и малахитовой шкатулкой с украшениями. Шкатулка та и женский убор в ней, работы мастеров Малахитницы. Помните Данило-мастера? Вот таких умельцев, что в гору за знанием ушли, думается мне, работа была. А может и сама Хозяйка постаралась.

Подарок, Степан получил еще будучи холостым, а каменья в том ларце уже были под его будущую дочь Танюшку подогнаны, да так, что никому более не впору. Есть в этом некая предопределенность, сила судьбы. Знала уже «каменна девка» Степаново будущее. Возможность видеть еще не случившееся она продемонстрирует в «Малахитовой шкатулке», обернувшись чернявой востроглазой странницей.

Удивительный образ Танюшки, обликом сходной с Хозяйкой, «черненька да басенька, а глазки зелененьки», на местных девчоночек совсем не похожа. Степан называл Памяткой, вроде как о горнорудной работе и малахите, да только сдается мне, что о дивной красоты Хозяйке, мудрой и губительной зеленоглазой владетельнице уральских недр. Танюшка та, будто «гарусинка из праздничного пояса выпала», с отцом они шибко друг друга любили, а вот Настасья говаривала — «красота-то — красота, да не наша». Как ни странно, вспоминается при этом Дюма — в «Графе Монте-Кристо» сын Мерседес похож на Эдмона Дантеса, как сама она говорила — от большой любви. Вот и тут, будто породнилась Хозяйка со Степаном, только вот как?

Выходит, Танюшка — образ, стоящий особняком от простых уральских людей. Чувствуется, будто не из этого мира и места ей в этом мире нет. Потому и не привечает никого. «Статуй каменный, зеленоглазый», жалуются воздыхатели и соседки, шибко высоко себя держит, а дело тут вовсе не в том. В финале уходит она в мир Медной горы Хозяйки, растворяясь в переливах уральского малахита вместе с роковыми украшениями. С исчезновением зеленоглазой красавицы о непростых дарах Малахитницы остается лишь молва, недолго пробыли они в миру после смерти Степана.

Малахитовой горы Хозяйка и Танюшка — фигуры особые, навсегда запоминающиеся, придающие неповторимость образу уральской старины.

В сказах Бажова чувствуется особая атмосфера, дух Урала. Тонкое понимание красоты и суровая действительность уклада жизни простых людей, вольных и крепостных. «Малахитовая шкатулка» уважительно показывает трудолюбие, сноровку, мастерство, стремление к независимости, стойкость, безропотное преодоление жизненных невзгод. И людей, плохих и хороших, бескорыстных и завидущих, представляющих что-то из себя и заменяющих индивидуальность драгоценными камнями, навешанными даже на ботинках.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Павел Бажов «Медной горы хозяйка»

Siberia, 16 декабря 2020 г. 09:13

«Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».

«Медной горы Хозяйку» я воспринимаю, как неотъемлемую часть «Малахитовой шкатулки» — самого любимого мною в детстве произведения Бажова.

Сказ верно передает атмосферу Демидовского Урала, тогда считавшегося частью Сибири. В нем живая разговорная речь на старый лад — напевный говор, на котором с непривычки можно споткнуться, зато и настроение при чтении получаешь особое. А если с детства знаком со сказами, то простонародные слова такие, как парун, изробленный, от вместо то, незнатко, забедно и множество других — легки и понятны.

Хозяйку Медной горы невозможно причислить к добру или злу — и подсобить может, и проучить, как сама захочет. Она — самобытная природная сила, хранительница уральских горных недр, оборачивающаяся то красивой зеленоглазой девицей в нарядах с благородным каменным переливом, то ящеркой с отблесками руды на зеленых боках. Как встретишь ее — уже не забудешь, подобное не отпускает. Потому нет покоя душе Степана.

Встретив Малахитницу, крепостной Степан проходит испытание верности данному слову, смелости, твердости характера, искушение доступностью богатства. Главная трудность — воспоминания о призрачной красоте. И, если копнуть поглубже, не только в девичьей красоте Хозяйки суть. Она и в притягательности для старателя переливов уральских самоцветных и полудрагоценных поделочных камней, не отпускающих после многих лет, проведенных в забое. Притягательности не материальной, скорее, тоски по горнорудному делу. Но и без романтической нотки не обошлось, конечно же. Неспроста Танюшка, дочь Степана из «Малахитовой шкатулки», на Хозяйку чертами похожа.

Вроде бы все есть у героя в финале — вольная, ладный дом, семья, но не ощущается счастья от приобретенных благ. Завершает сказ трогательный эпизод с изумрудными слезами Хозяйки Медной горы, рассыпавшимися вместе с жизнью в руке Степана.

Колонны, что упоминаются в сказе — колонны Исаакиевского собора. Они не цельные — каменная мозаика, но от этого их великолепие не тускнеет.

Сказанное в предыдущем отзыве подтверждаю, давно уже в тех местах не живу, но и сейчас есть у меня коллекция минералов с друзами кварца, хрусталя, аметиста, жеодами опала, малахитом разных сортов и фигурками из поделочных камней. А читая Бажова, будто оказываюсь в тех местах, где можно было когда-то, в моем детстве, прокатиться по узкоколейке и порыться на отвалах в поисках малахита, а затем усердно полировать добытые минералы.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Siberia, 10 октября 2020 г. 12:23

Мал да стар — подходящие типажи для потехи, по мнению артельских. Посмеялись они над детством и старостью, а зря — промашка вышла.

Побасенка о жизни уральских старателей приоткрывает кусочек житья-бытья двух доверчивых золотоискателей — мальчонки лет восьми, Федюньки, и дедко Ефима. Поводом для шуток над ними в старательской артели стала Огневушка-Поскакушка — самобытный фантастический персонаж. Эта девчоночка — удивительно точное олицетворение всполохов огня, его переливов — «волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба». Танец ее, кругами и петлями, похож на распространение огня при возгорании. Взрослые открещивались от увиденного — примерещилось мол, а мальчонка не отступил.

Появления Поскакушки призваны облегчить жизнь старателям — согреть, развлечь, а некоторым показать местонахождение золотого песка — «золотой редьки». Открывается чудо лишь избранным — тем, кто готов поверить в него без оговорок, как восьмилетний Федюнька.

Однако, наша жизнь не безоблачна, а сказы Бажова не вполне сказки. Удача пришла к Федюньке и дедко Ефиму на короткий миг — на место их находки быстрехонько набежали многие. Вот такая версия появления Поскакушкинского золотоносного прииска, существовавшего когда-то близ Полевского. А название прииска возникло от наименования речки Поскакуха, скачущей и петляющей по тем самым местам.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Павел Бажов «Сочневы камешки»

Siberia, 9 октября 2020 г. 17:09

В детстве мне этот сказ очень нравился, особенно фразы: «Мяу! Отдай наши глаза!» и «Дыр-гыр-быр! Чур меня! Рассыпься!».

Речь идет о горе-старателе, выколупавшем в горе зеленые камешки, которые оказались глазами каменных кошек. Те, естественно, хотят вернуть глаза себе, а мужичонка не желает отдавать. Удаче в выковыривании способствовали спутники суеверий — мудреная бабка-ведунья Колесишка с волчьим хвостом и поп с кипарисовым крестиком.

Эта история всегда казалась смешной, а не страшной, в отличие от Бажовской Синюшки. Может из-за любви к кошкам, а скорее потому, что из текста предельно ясно — не тронь чужое и тебя тогда тоже не тронут.

Курьезность сюжета в сочетании с серьезным, приметливость Бажова к мелким деталям и особенности говора того времени делают сказ запоминающимся. А изумруды в тех местах находят и сейчас — под Екатеринбургом.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Павел Бажов «Синюшкин колодец»

Siberia, 20 сентября 2020 г. 21:08

«Уральский хоррор» Бажова с колоритной Синюшкой любим мною с детства. Самобытный. Запоминающийся. Яркий. Верно подмечающий несовершенство жизни.

В малолетнем возрасте сказ про Синюшкин колодец производил жутчайшее впечатление, даже будучи прочитанным не раз. В семье хранится сборник «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы» 1967г. с красочной иллюстрацией, изображающей бабку Синюшку. Тощая синеватая фигура с молодым лицом и длинными угловатыми руками. Детское воображение рисовало, что эта девушка-бабка в любой момент может сквозь картинку протянуть свои опасные руки, дабы утопить меня в болотном окошке-колодце. Спустя годы, когда читала сказ про Синюшку подрастающей дочке, муж впервые познакомился с этой историей и, конечно же, с той самой иллюстрацией. Поразительное совпадение с моими детскими страхами — ночью муж проснулся от кошмара в котором Синюшка тянула его в колодец длиннющими холодными руками.

Сказ этот из неуловимых мелочей складывает точное впечатление о непростой доле старателей, о хрупкости жизни. Он о том, что богатство не дает гарантию счастья и не должно быть мерилом всего.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Павел Бажов «Кошачьи уши»

Paganist, 24 июля 2020 г. 10:25

Сильные духом девушки в сказах Бажова — отдельная тема. Конкретно в этом сказе речь не про обычную девушку, а о мифологизированной персоне, которая оберегает простой люд. Хотя поначалу по развитию сюжета сложно предположить, чем история закончится.

В целом, добротный сказ — ниже определённого уровня Бажов не опускается — но есть один момент. Всё же не вполне понятно, что же это за земляная кошка, чьи уши помогли главной героине. Обычно такие сказочные моменты объясняются, намёками, ассоциациями. Но в этот раз явление «кошачьи уши» пришлось просто принимать как данность.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Павел Бажов «Серебряное копытце»

Paganist, 23 июля 2020 г. 09:11

Когда уже изрядно прочтёшь Бажова, кажется, что он уже не сможет по-настоящему удивить. И тут открываешь новый сказ — и получаешь настоящую сказку! Добрую, светлую, уютную, без страстей и трагедий. Да, «Серебряное копытце» — отголосок некоей уральской легенды про козлика, который ударом копыта высекал драгоценные камни. Но ведь как просто и изящно исполнена. Чрезвычайно душевный текст!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Павел Бажов «Тяжёлая витушка»

Paganist, 22 июля 2020 г. 10:50

Несколько отличающийся от других историй сказ. Наверное, потому что от первого лица. В остальном — выдержан в классическом «бажовском» стиле.

История о том, как нужно уметь удержать птицу счастья в своих руках. Герою-то подфартило изрядно, да распорядиться разумно плодами удачи дано, видимо, не каждому. Особенно, когда вокруг столько соблазнов и соблазнителей. Из грязи в князи и обратно — известный сюжет. Бажов его обыграл на свой манер, в декорациях уральских приисков. Что ж, рассказ о жадности, глупости, хитрости и человеческой слабости интересен и поучителен. Напоминает о скоротечности удачи и её последствиях.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Павел Бажов «Две ящерки»

Paganist, 20 мая 2020 г. 10:20

Сказы «Малахитовой шкатулки» можно условно разделить на два типа. Первый — истории о мастерах, их судьбе и творческом поиске. Второй — о социальном неравенстве. «Две ящерки» как раз из второй категории. Первая часть этого сказа — художественная история о том, как в Гумёшках начиналось горное дело и металлургия, а вторая — похождения молодого рабочего со встречей, как полагается, с Хозяйкой горы. Вот только сказ какой-то неровный, недоработанный, не отшлифованный что ли. Есть моменты, которые никак не вяжутся с общим сюжетом. Да и стилистически текст тяжеловат. Не хватает в сказе чего-то такого, что ярко выделяет его из ряда других историй «Малахитовой шкатулки». При этом, сказать, что он плох, нельзя. Вполне интересный рассказ, но без привычной для Бажова изюминки.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Павел Бажов «Горный мастер»

Paganist, 15 мая 2020 г. 13:09

В этом сказе прекрасно всё. И сюжет, и характеры, и язык, и цельность повествования. Также сказ как бы подтверждает известную мысль, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Понятное дело, Данила-мастер велик в масштабах мира «Малахитовой шкатулки», но и спутница жизни ему под стать: своенравная, верная и стойкая. Вырвался бы из плена Данила, кабы Катерина не переставала верить, что он жив? Другая какая подчинилась бы воле родных, вышла бы замуж и жила бы себе кое-как потихоньку. Но не такова натура настоящих героев и героинь. Идти наперекор общественного мнения, делать то, что считаешь нужным — даже в наши куда более свободные (для женщин) дни не всем доступна такая роскошь. Но путь осилит идущий, и Катерина получила вознаграждение за терпение и смелость. А ведь сколько раз могла плюнуть на всё и сдаться на радость родным.

Другой аспект сказа — неприятие обществом тех, кто не такой как все. Причём всесильным общественным мнением опошляется верность любимому («мертвякова невеста»), забота о старике (ай-ай-ай, молода девка с дедом чужим живёт!), стремление жить своими силами (как без мужика? куда камень обрабатывать? у кого украла поделки?) и так далее. А ведь Катерина ничего противозаконного, противоцерковного, совершенно ничего плохого никому не делала! Только имела риск жить своим умом. Ну, само-собой, что-то с ней не чисто. В сказах Бажова нередко печальные финалы. Тем радостнее воспринимается счастливый конец «Горного мастера». И сама Катерина не пропала, и любимого вновь обрела. Повторюсь — прекрасный сказ.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Павел Бажов «Змеиный след»

Paganist, 16 апреля 2020 г. 10:24

Когда уже неплохо знаком со сказами Бажова, подмечаешь сходство сюжетных ходов, которые кочуют из сказа в сказ. Вот и в «Змеином следе» история не таит сюрпризов. Пока был честным старателем, особо не высовывался — жил себе потихоньку до добра наживал. Как только сошёл с праведного пути — не будет счастья в жизни. Ведь обещал же главный герой брата выкупить из крепостных, но не спешил этого делать. За что и поплатился. Что характерно, такие герои, как правило, кончают не просто плохо, а погибают. Видимо, у духов, заведующих богатством уральскими недр, есть свой кодекс или заповеди.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Бажов «Сочневы камешки»

Paganist, 15 апреля 2020 г. 11:16

Хозяйка горы, конечно, дама строптивая, но справедливая. К талантливым мастерам, горящим своим ремеслом, она благосклонна (хоть судьбы их тяжелы). А вот таких, которые на рудник идут в надежде быстро и легко разбогатеть — карает. При этом играет на слабостях этих «халявщиков»: лени и алчности. Концовка, конечно, предсказуема, но вполне логична, если знать норов Хозяйки. Было удивительно, если бы герой не получил по заслугам.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Павел Бажов «Надпись на камне»

Paganist, 4 января 2020 г. 19:19

Очередной сказ о том, как нелегко в крепостной России жилось простым людям. Даже иноземцу, даром что француз, досталось от алчных и ушлых уральских господ-князьков.

Интересен контекст сказа. Автор не просто рассказывает историю, а подводит к ней. Показывает, каким образом он узнал о несчастном Шарло и как появились надписи на камне. Получается история в истории. Удачный приём, ибо сказ оттого становится только живее, интересней.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Павел Бажов «Марков камень»

Paganist, 3 января 2020 г. 18:37

После прочтения «Маркова камня» становится понятно, почему не все сказы Бажова входят в сборники для детей. Этот сказ явно не детский уже хотя бы потому, что в основе сюжета позывы либидо барыни. Ну и история, конечно, дикая. Из-за похоти барыни столько смертей и даже цельный бунт, для усмирения коего силовиков вызывали.

Абстрагируясь от деталей сюжета, имеем один из тех сказов, где показано социальное неравенство, самодурство господ и бесправие рабочего люда.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Paganist, 26 ноября 2019 г. 12:13

Малахитовая шкатулка — сказ об артефакте, таинственном, необъяснимом, притягательном и, конечно же, губительном. Сказ интересен не только как история. В нём обилие недоговорок и тайн. Многое остаётся недосказанным, требующим домысла у читателя.

Сама же фабула стара, как миф, ибо является уральской версией сюжетного архетипа «проклятое богатство» (самый яркий пример — «Кольцо Нибелунгов»). Несмотря на это, «Малахитовая шкатулка» вполне самостоятельное и оригинальное произведение. И есть в сказе свой шарм с флёром таинственности.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Павел Бажов «Каменный цветок»

Paganist, 26 ноября 2019 г. 11:54

Странно, что ни одного отзыва. А ведь сказ, пожалуй, один из лучших (а по оценкам на ФЛ и вовсе лучший) у Бажова. История, во-первых, интересная, во-вторых, цельная, в-третьих, многослойная. За основной сюжетной канвой показаны терзания настоящего творца, который лелеет мечту создать нечто выдающееся. Но не потому, что за это заплатят хорошо, а по велению души. В сказе здорово противопоставляются мастера-ремесленники и мастер-художник. Разумеется, лёгкой судьбы у художника быть не может, особенно ежели он человек «из народа».

Как кажется, Хозяйка медной горы — не только мифологическое создание, кочующее по уральским сказам. Это и некое воплощение творческого вдохновения. Неслучайно те, кто с ней сталкивался, теряли голову. В случае с мастеровыми людьми (такими, как герой «Каменного цветка» Данилушко) речь о неизбывной тоске, заглушить которую может лишь беспрецедентный акт творения, создание чего-то невероятного, чего никто ещё не делал.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Павел Бажов «Приказчиковы подошвы»

Paganist, 21 октября 2019 г. 17:58

Очевидно, что в данном сказе выказаны чаяния рабочего люда. Если среди людей искать правду и думать нечего (заводчики, управители, приказчики, суды явно против простых людей), то Хозяйка выступает отличным способом наказания для угнетателей. Кроме того, Хозяйка в сказе очень спокойна: ведь предупреждала приказчика — не издевайся над рабочими. Нет же — тот решил, что самый дерзкий. За что и поплатился.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

neo smile, 13 августа 2019 г. 03:57

Чтобы лучше понять и ощутить колорит этого сказка, всё же стоит читать его в контексте условного авторского сборника. «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Приказчиковы подошвы», «Сочневы камушки», «Каменный цветок», «Таюткино зеркальце» ... Словно взаимно перетекая друг в друга, эти уральские сказы гармонично формируют цельное полотно Малахитницы. И приятным лёгким наркотиком неслышно затягивают в подробное чтение.

«Малахитовая шкатулка» — это сюжетное продолжение «Хозяйки медной горы», повествующее о неком даре, оставленным после таинственной гибели Степана и перешедшим в наследство его родным. Хозяйка горы — может, на забаву, а может, и на счастье — его от себя за хорошую службу подарила. Особого счастья этот подарок никому не доставил, но волну завистливого удивления «Отчего эти красивые камушки никому больше не подходят» надолго в сказаниях и присказках после себя оставил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... Знаю, – говорит, – в каком месте шкатулка делана, и про мастера много наслышан. Тягаться с ним всем нашим не по плечу. На одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдет, что хошь делай.

Рукодельница и мастерица, умница и красавица — только чужая для всех девчонка Танюшка — это ещё один тёплый и цельный персонаж из сказов Бажова. То ли Степанова дочка, то ли соль и боль земли...

Не перебьёшь её ни столичным лоском; не перешибёшь разными модными финтифлюшками; не запорошишь ей глаза якобы искренними сердечными признаниями.

Чья она такая?.. По сказу неизвестно доподлинно. Есть лишь иллюзорные намёки и мягкая динамика повествования, закольцованная в финал двусмысленного сказания. Аль такую впоймаешь?..

Малахитница двоится и преломляется, отражённая в зеркалах шлифованной горной породы. То истово злится, то подбрасывает красивые камушки в поделку, то заливисто хохочет из всё тех же зеркал. Плачет и печалится, -сжимаясь и застывая в горстях ладоней маленькими камушками...

Эти дивные полудрагоценные авторские ручные украшения как слеза или как кровь; как урок и назидание; как памятка и откровение.

Бажову очень сложно выставлять дифференцированные оценки. Хотя высокий рейтинг его сборников на ФЛ приятно ласкает душу. И если в двух ёмких словах: Бажов удивительный. Причём удивительный если не во всём, то во многом. В манере изложения, в сочности фолковых сказаний; в обаянии своих персонажей. А неповторимый вкусный территориальный диалект с нежными вкраплениями славянского фолка и речевого ироничного живчика делает его сказы классикой вне времени.

Аскетичные и обаятельные притчи — твёрдые, как порода и тёплые, как ненавязчивое откровение. Красиво застывшие во времени слитки серьёзной и добротной литературы не совсем детского автора — в том числе в контексте тонко выстроенной социальной составляющей — заставляют возвращаться к себе снова и снова.

Бажов — мастер смешения славянского эпика и атмосферы далёкой глубинки. Полное погружение и растворение в покосах и рудниках; заброшенных штольнях и дальних забоях; провинциальном тихом и уютном колорите; вкусных и запоминающихся афоризмах, щедро наделённых самобытной иронией тонкого и умного автора — и юному, и взрослому читателю всё это гарантировано. Везде Бажов искусной авторской рукой рассыпает щедрые горсти полудрагоценных корольков, малахитов и медных изумрудов только ему присущих самобытных присказок и речевых красивейших редких переливов.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Павел Бажов «Горный мастер»

StasKr, 2 августа 2019 г. 11:32

Вообще то произведение вполне себе феминистическое, так как помимо любовной линии это ещё и история о женщине, которая живя в глубоко патриархальном обществе выбрала себе занятие, которое было зарезервировано исключительно за мужчинами и тем самым бросила вызов окружающей ей среде. Сцена, когда пьяные мужики ломились в дом Катерины и проявленная героиней решительность являются ключевой для произведения. В дальнейшем история Катерины могла сложиться абсолютно по-разному (например она могла не выручить Данилу и остаться в девках или найти себе нового жениха), в глазах родных и соседей она обрела право на самостоятельность.

Довод «в глубинке и таких слов не знали, а если знали, – то применяли их явно не в том контексте, в котором написан этот сказ» неудачен. Год написания сказа – 1939-й. К этому моменту уже свыше двадцати лет советская власть упорно, последовательно и очень активно проводила политику равноправия полов (то есть именно что феминизма). Женщины получили избирательные права. Государство гарантировало равную оплату труда. Были разрешены разводы (в том числе по инициативе женщин и с выплатой алиментов для содержания детей). Женщинам стало доступно высшее образование (а ведь образование – главный социальный лифт в обществе). И, конечно, государственная пропаганда вовсю продвигала мысль о том, что женщина является хозяйкой собственной судьбы. Фильмы и книги того времени твердили, что для решительной и целеустремлённой женщины в советском государстве нет преград. Захочет – сама выберет себе профессию, а потом утрёт нос всем мужчинам, которые насмехались над ней (государственная награда за ударный труд прилагается). Захочет – выйдет за муж по любви, а не как ей укажут родственники. Киноленты тех лет вроде «Кубанских казаков» или «Свинарки и пастуха» как раз об этом.

«Горный мастер» прекрасно ложится в ряд подобных произведений. Однако для Бажова тема равенства полов не является главной в творчестве, поэтому феминистический мотив хотя и нашёл своё выражение в повести, однако не довлеет над всем произведением. В результате получилась вневременная, лишённая конкретной идеологической нагрузки история о сильной героине и максимально достоверно прописанными реалиями быта горнозаводских уральских посёлков. Ну и, конечно, Хозяйка Медной горы, которая хотя почти и не появляется на страницах сказа, но всё же является полноценной героиней этого произведения.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Павел Бажов «Горный мастер»

neo smile, 2 августа 2019 г. 00:31

Прежний отзыв с заглавием Феминизма искренне рассмешил и расстрогал до самой глубины души!.. Чай, тогда, — в довоенной глубинке Бажова, — и Слов таких не знали. А если знали, — то применяли их явно не в том контексте, в котором написан этот сказ.

«Горный мастер» — это очень увлекательное и цельное продолжение знаменитого «Каменного цветка» про Данилу-мастера, что отдал всё своё умение на то, чтобы понять и впоймать силу и красоту живого камня. И всё ему при жизни было не эдак и не так... Никак не радовали этого мастера восторги и рукоплескания со стороны взволнованной его талантами разномастной публики.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... Не нами сказано — чужое охаять мудрости немного надо, а свое придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься.

Так и сгинул он, — пропал безвестно, — в погоне за невозможным совершенством своей и без того искусной рукотворной работы. Так и оставил он на земле, — перед тем как уйти в штольни, — искренне верного себе человечка. Свою молодую невесту Катерину, которая всю свою глубокую печаль и надрывную тоску тоже поместила в камень, словно переняв это горькое умение из рук любимого и родного человека...

Но как бы то ни было «Горный мастер» — это скорее сказ про широких, смелых и отчаянных до своего любимого дела. В который раз Бажов говорит от всей своей просторной авторской души. — Сила не в напоре и дурном нажиме, а в цельной мудрости. Истина не в скоротечных выводах и наговорах, а в умении верить своему сердцу. Верность не в количестве даренных и даденных обещаний, а в умении терпеливо ждать и верить. Ведь когда любят глубоко и от души, потерять и обронить во времени другого человека невозможно.

Обаятельные и цельные персонажи Бажова, — они как резные лепестки с живыми прожилками того цветка, что ваял Данила мастер, — словно все чужие этому миру. Словно их искусные умения и врождённые рукодельные таланты чужды и мало понятны. Словно их виртуозное мастерство и тонкая душевная красота слишком хороша для остального большинства. Хотя иногда по сюжету сказаний и им улыбается счастье, — и за их усердную работу и терпение приветливо выходит солнышко на горизонт.

PS Вероятно взаправду в народе говорят: «Чудеса случаются с теми, кто в них верит, но не делает на них особую ставку».

Оценка: 10
– [  12  ] +

Павел Бажов «Серебряное копытце»

neo smile, 31 июля 2019 г. 17:11

Чудесный и красивый сказ на твёрдую «десяточку». Бажов — один из самых любимых авторов. Тёплый, мягкий, мудрый, рассудительный, — он пишет на грани сказки и яви, не забывая где-то на подстрочнике ёмких и цельных рассказов искусно плести кружева своей незамысловатой морали и философии.

История про девчонку-сироту Дарёнку и её любимую кошку Мурёнку, которых взял на попечение ироничный и видавший виды охотник, овеяна какой-то сакральной магией, теплом и зыбкой мистикой без пяти минут случившейся рождественской сказки. И точно так же, как плетёт морозные кружева стужы и холода метель на окне той маленькой избушки в лесу, в которой остался один-одинёшенек беспризорный ребёнок в ожидании волшебного козлёнка. Точно так же замирает в нетерпении юный читатель, слушая эту короткую умную историю. И точно так же взрослому становится явственно понятно: волшебство и магия открываются совсем не каждому; «волшебных камушков» никогда много не бывает; ни за что на свете нельзя вымогать того, что даётся даром.

PS Великолепная и чарующая огранка текста, — простого, глубокого, просторного и замысловатого одновременно. Седая классика, созданная мастером умного ироничного слога, щедро пересыпанного богатством территориального диалекта.

PPS Особенная радость, что прикасаешься к такому тексту без переводчика, — предложения дышат и струятся; отливают и отсвечивают цельными росчерками присказок и красивых чарующих ёмких оборотов. Словно те драгоценные камушки, что высекал изящный лесной зверь своим правым копытцем, серебряным и волшебным. На грани были, вымысла и чарующего волшебства.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Varnasha, 27 июня 2019 г. 14:13

Детство. Светлый прямоугольник от проектора на растянутой на стене белой простыне, коробка с диафильмами. И голос папы, читающего такой простой и понятный, но обещающий чудо, текст «Уральских сказов» Бажова. Так вошла в мою жизнь первая «фантастика» вместе с Огневушкой-Поскакушкой, Данилой-мастером и Медной горы Хозяйкой. И детская очарованность блеском самоцветов на фоне Уральских гор, золотыми россыпями народного языка и золотыми сердцами старателей и мастеров осталась со мной на всю жизнь. Я не знаю, как Уральские сказы действуют на человека, не слышавшего и не читавшего их в детстве. Я им ставлю «десятки» наравне с шедеврами мировой литературы, потому что, если литература способна ТАК действовать на ребёнка, значит это настоящая литература. Я потом искала в Эрмитаже Каменный Цветок, и малахитовые шкатулки мне виделись в каждом ювелирном изделии. А характеры в Сказах... какие же они самобытные и в то же время родные, знакомые, такие свои — просто близкие люди, окружающие меня повсюду. Спасибо тебе, Павел Бажов!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Павел Бажов «Медной горы хозяйка»

mputnik, 15 июня 2019 г. 22:15

Да, и у меня в детстве была книжка «Малахитовая шкатулка». А ещё я родился на Урале — рядышком с горой «Денежкин камень». И у меня в детстве были игрушки из полированного малахита.

И это не зря так называется — «сказ», а не «сказка». Тогда, в те доисторические советские времена, друзы кварца, горного хрусталя, мориона или цитрина — почти в каждой семье на комодах лежали на кружевных салфетках рядышком с шеренгой мещанских фарфоровых слоников (на Урале, в смысле, на рудниках и в горняцких посёлках).

Потому что — из тайги редко когда с пацанами без таких «подарков» возвращались. Топор за спину за ремень, кусок хлеба за пазуху, и — айда, к скалам или на озеро.

Не сказка это... Именно — СКАЗ

Оценка: 8
– [  9  ] +

Павел Бажов «Медной горы хозяйка»

Paganist, 3 декабря 2018 г. 13:28

Помню, в детстве была у меня книга «Малахитовая шкатулка», где собраны были сказы Бажова. Читал её в младшем школьном возрасте. Туго шло чтение. И практически ничего в памяти не осталось. Невдомёк было, что не входил я в целевую аудиторию сказов. Что они — для аудитории постарше.

Сказы Бажова перечитываю сейчас, уже взрослым. И только теперь раскрывается всё великолепие этих рассказов об уральских старателях и тайнах гор. Впору пожалеть, что в детстве «промахнулся», прочёл раньше, чем следовало бы. Но лучше позже, чем никогда.

Когда уже подпривыкаешь к стилю автора, атмосфера и места, где происходят события, становятся ещё более загадочными и живыми. Конкретно за данное произведение скажу, что он (сказ) великолепен. Хозяйка горы, или же Малахитница — такой себе дух-хранитель гор. Не добрый и не злой. Когда щедрый, когда жестокий, но всегда непостижимый для простого человека. И концовка — не как в обычных сказках добрая, а жизненная и с моралью. Собственно, так и должно быть. Стихии природы такие и есть: у них свои понятия. И то, что для человека благо, Хозяйке может показаться противным, опасным и так далее. Иными словами, с духами природы, стихиями следует быть очень осторожными.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Павел Бажов «Про Великого Полоза»

Paganist, 2 декабря 2018 г. 00:45

Вот так и узнаёшь, почему одни старатели удачливы, а другие нет. А всё-то дело в Великом Полозе.

Если без шуток, то читая сказы Бажова, погружаешься в какой-то особенный мир. И вроде бы и обычные истории о вполне себе обычных старателях, но место чудесному, волшебному, таинственному всегда есть. Получается эдакая своеобразная профессиональная, узкоспециализированная мифология.

Сама история о Великом Полозе понравилась, хотя осталось ощущение некоей недосказанности.

Отдельно выделю язык. Уральский говор на бумаге выглядит очень художественно и образно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Павел Бажов «У старого рудника»

Paganist, 12 августа 2018 г. 19:49

Интересный текст. Вводная к Уральским сказам. Не случайно в моём сборнике сказов он идёт первым. Читателя знакомят с биографическими фрагментами автора,. Есть в очерке культурологические, исторические и даже минералогические куски. Всё это подаётся для того, чтобы лучше понять дух и атмосферу региона. Что ж, за это автору спасибо. Очень информативно. Много узнал нового что касается и самой жизни на уральских заводах, и непосредственно сказов местных жителей.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Павел Бажов «Дорогое имячко»

Paganist, 12 августа 2018 г. 19:41

Всё то, о чём растолковывает Бажов в очерке «У старого рудника», в этом сказе есть. Таким образом, «Дорогое имячко» — хрестоматийный пример одного из уральских сказов.

Интересно описание старых времён — накануне и сразу после сибирских походов Ермака. Сюжет крутится вокруг алчности людей, падких на драгоценности. С другой стороны — «стары люди», не знавшие огнестрельного оружия и власти золота. Причём непонято, стары люди — аборигены Среднего и Южного Урала, или мифологический элемент. Впрочем, лучше не заморачиваться над этим вопросом, ибо сказ хорош и без расшифровки смыслов. Придаёт ему очарования и своеобразный язык — говор уральцев.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Павел Бажов «Синюшкин колодец»

Метлика, 16 апреля 2018 г. 01:16

Этот сказ обладает жутковатой притягательностью: бабка Синюшка со своим болотным колодцем и длинными руками жутковата даже для Бажова. Она менее добра к людям, чем большинство волшебных бажовских персонажей: Хозяйка медной горы, насколько помню, убивает только жестоких и полностью потерявших совесть, таких, как Северьян убойца. Многие персонажи с этой стороны вообще не показаны. А Синюшка чуть не убила самого Илью и утопила Двоерылко, который конечно вор, но относительно безобидный.

Ранняя смерть Ильи с женой не показалась мне разрушением сказки: это сказка такая, пессимистичная, она так начинается (с демонстрации не лучших черт человеческого характера в виде старушонок, укравших у Ильи последнее) и так заканчивается.

Да и какой-то хэппи энд тут имеется: гг ведь уже хотел идти топиться в этот самый колодец, и встреча с будущей женой отсрочила его смерть, подарила счастье.

Что касается морали русских сказок — мне кажется, как раз в сказах Бажова ее причины раскрываются очень хорошо. Это крепостное право плюс коррупция, которая тоже отчасти следствие кп. Поэтому персонажам сказа «Хрупкая веточка» несмотря на желание и умение работать, не остается ничего, кроме бедности: весь немалый заработок они вынуждены отдавать барину. А персонажам сказа «Змеиный след» везет из-за несчастья: их умирающего отца отпускают на волю только потому, что «никуда его не надо». Из-за этого у них появляется возможность дать взятку приказчику и оформить вольную. И все эти повороты судьбы никак не зависят от воли самих крепостных.

Не удивительно, что на таких примерах возникает своеобразный взгляд на мир с превентивным отказом от надежды добиться чего-то собственными усилиями и надеждой на удачу. По-моему, ясно, что причина такого взгляда это система общественного устройства. И что вот тогда-то, при крепостном праве, многие проблемы народного характера и зародились.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Павел Бажов «Уральские сказы»

komes, 23 июля 2016 г. 00:27

Вот это то, что возьму я с собой: детям и своим, и чужим — читал, протер от пыли сейчас — внукам тоже надо прикоснуться к прекрасному. По мне так, высшая оценка — человек ставит книгу на полку для прочтения со своими детьми. Сказы-Бажов это сочетание-памятник, два издания на бумаге в личной библиотеке — мой малюсенький вклад.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Павел Бажов «Марков камень»

Gourmand, 4 апреля 2015 г. 15:28

Мощнейшая история. Стоило бы прочитать всем любителям российской империи и прочей дребедени. Сюжет прост: барыня захотела молодого мужика, недавно женившегося. Ну и куча трупов в финале. Очень простым, бесхитростным языком рассказанная история. И оттого тем более жуткая. Не Салтычиха, конечно, — тоньше. А всё равно противно, что в моей стране было такое.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Павел Бажов «Далевое глядельце»

Gourmand, 4 апреля 2015 г. 08:36

Отличная фраза: «Не раз ее сжигали да разоряли. Да ведь русский корень! Разве его кто вырвать может, коли он за землю ухватился. Мало того, что отстроится слобода, а еще во все стороны деревни выдвинет, вроде, сказать, заслонов.»

Оценка: 8
– [  5  ] +

Павел Бажов «Огневушка-поскакушка»

Gourmand, 3 апреля 2015 г. 07:18

Ещё один Дух природы, показывающий людям залежи золота: озорная девчушка Огневушка-поскакушка. С этой девицей всё более-менее ясно: даётся золото отважному и приметливому. Ну и чисто российский финал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С первой лопатки такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Дедко Ефим даже поплясал на радостях.

Прихранить богатство не сумели, конечно. Федюнька — малолеток, а Ефим хоть старик, а тоже простота.

Народ со всех сторон кинулся. Потом, понятно, всех согнали начисто, и барин за себя это место перевел.

Быть золотоискателем в России невыгодно, всё равно всё отнимет барин.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Павел Бажов «Змеиный след»

Gourmand, 3 апреля 2015 г. 06:23

Окончание «Про Великого Полоза». Что-то совсем управлять людьми принялся этот Полоз. Парню, который отказался выкупать своего брата, отказал даже в том золоте, которое было добыто и схоронено на огороде. Какой-то прям вершитель человеческих судеб. Странный образ. Мне кажется, такой мог родится только в крепостной России. Ведь и золото моют не на собственном участке, а на помещечьей или государственной земле, сдавать добытое обязаны в контору. Возможно, отсюда такой образ «мужицкого божества», которое в дела государственные не вмешивается. Кстати, в сказе «Дорогое имячко», где «древние люди» собрали всё лежащее на земле золото внутрь горы, никакого Полоза не было и в помине.

Также в рассказе есть мотив «не бери сверх необходимого». Выживший брат перестаёт заниматься золотодобычей, хотя вроде и честный, и добрый, и богатство его не испортило. Но избушку справил, женился — и всё, бросил теребить Полоза. Всё-таки, лучше с уральскими недрами не связываться, не к добру это.

Очень эти Бажовские сказы отличаются от культуры и этики, привычной для меня. Какое-то прям погружение в крепостную Россию, в представление этих бедных подневольных людей о счастье и самоограничении (чтобы не навлечь гнев хозяина? не выделяться из общей массы?). Очень-очень интересно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Павел Бажов «Про Великого Полоза»

Gourmand, 3 апреля 2015 г. 05:51

Довольно интересный образ Великого Полоза. Вообще, все образы у старателей необычны, непонятно, чего, собственно, они от людей хотят (скажем, Хозяйка Медной горы). Ну, вот перед нами другой образ Древней Силы, Хозяин Золота. В этом рассказе он какой-то заботливый к людям, даёт золото тем, кого не «спортит» (не жадные? кому не нужно богатство?), в частности, помогает полуголодным мальчишкам (отец почти калека). Типа добрый и справедливый (Хозяйка, напомню, ценит больше мастерство, талант). Казалось бы, Полозу стоило бы найти сильное племя, стать его тотемом, одарить золотом и тем самым возвысить над окружающими народами. Но как-то у него таких планов нет.

В другом рассказе (Золотой волос (1939)) Полозу на людей, мягко говоря, до фени. Лишь бы дочка не вышла замуж по любви. А тут вот внезапно пожалел детишек.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Павел Бажов «Хрупкая веточка»

Gourmand, 2 апреля 2015 г. 15:21

До чего, блин, грустно всё это читать. Крепостные, оброк, раздетые полуголодные дети, барин-кровосос, приказчики с кнутами. Напоминает «кровавые» африканские алмазы. Все в пыли, все кашляют от этой малахитовой пыли.

Молодец, Бажов. Без пафоса, простыми историями, а очень хорошо жизнь рудничных-заводских людей показал.

Оценка: 10
⇑ Наверх