fantlab ru

Все отзывы на произведения Киры Иларионовой

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Кира Иларионова «Игры разума»

Dobkachleo, 15 декабря 2019 г. 12:35

«Коробочки сознания»

Мини-рецензия на «Игры разума» Киры Иларионовой

Вот так нежданно-негаданно подкрался новый сборник рассказов. Он разительно отличается от всех предыдущих, и первое, что бросается в глаза, — количество произведений. Всего одиннадцать! Даже польские антологии больше. Но лишь по этому критерию. Загадки тут никакой нет — в «Они не те, кем кажутся» девять рассказов и две повести, одна из которых и открывает антологию.

Вдвойне непривычно вновь видеть на бумаге произведение Киры Иларионовой, от которой мы так и не дождались ни развития цикла «Проект „Целестис“», ни совместного с её мужем романа «В погоне за ветром». Обольщаться не стоит — бронзовая лауреатка 2015 года не взяла неожиданно впервые за долгое время шашек в руки, а предложила повесть 2011 года, участвовавшую в портальном конкурсе «Осень-Зима 2013».

Несмотря на столь большой разрыв во времени, «Игры разума» читаются свежо и по сей день. Это знакомое нам Московское метро, где постоянно что-то происходит. Явных отсылок ни на старые, ни на новые работы я не заметил, да, собственно, оно и ни к чему, история более чем самостоятельна и самобытна в заданных рамках. Может быть, потому и не кажется повесть гласом из прошлого.

На протяжении всего произведения меня не оставляло ощущение, что я читаю вольную адаптацию 2 сезона сериала «Шерлок» (именно этого сезона и именно сериала — Артур Конан Дойл не заморачивался хитровывертами сюжета), истории доктора Джекила и мистера Хайда, даже цикл «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо» Айзека Азимова вспомнился. Фактически перед нами и есть детектив, но необычный, почти мистический (а может, буквально мистический), обманывающий читателя раз за разом.

Главный герой раскрывается постепенно, причём как в плане характера, окружения и собственного прошлого, так и в плане внешних и обыденных атрибутов, таких как имя, фамилия, звание, должность, место жительства. К концу повести мы знаем о герое и его деле всё, что нам необходимо, и даже тут авторесса преподносит сюрприз.

Предположения, опрос свидетелей, поиск подозреваемых, параллельная линия с Широ и сам финал — всё выстроено без сучка без задоринки и не даёт заскучать. Отличное начало сборника рассказов, первого для Алекса де Клемешье в рамках «Вселенной».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Кира Иларионова «Метро 2033: Код Зверя»

Igvar68, 3 ноября 2015 г. 12:00

Мудрый Дмитрий Манасыпов, в рецензии на «Крым» выдал ценную мысль – нельзя относиться ко всем книгам одинаково и требовать по одному шаблону. Наверное, он прав, да почему же наверное – Он прав!

Исходя из данной аксиомы, попробую оценить данный роман, поскольку мое личное ощущение от книги негативное. Но, как говориться на вкус и цвет фломастеры существуют разные.

Ну, во-первых, автор молод и это многое объясняет. Ну, нечему пока ему научить читателя, поэтому, что мне, прежде всего не понравилось в романе – это посыл. Такой, все отрицающий нигелизм, подпитанный исключительностью женщин, как таковых и все это на фоне явных подростковых психологических проблем у главной героини. Я не мог закрыть на это глаза, даже принимая в условие исключительность этой героини и условий при которых она эту исключительность получила. Наверное, это основное, что мне не понравилось в романе.

Во-вторых, это огромное, просто огромаднейшее количество киношных штампов, причем, местами вплоть до копирования мелких сюжетиков, промелькнувших в различных голливудских бестселлерах. Откровенно раздражало. Но подумав, почему сие так, я нашел объяснение это в опять же молодости автора. А откуда, позвольте спросить, она возьмет образы?

По большому счету, когда автор пишет книгу – это своего рода духовный стриптиз. На страницы вылезают мысли, помыслы, образы. Ну вот что вылезло – то вылезло. Обратно, как говориться, не запихаешь.

Но это мой, в принципе, взрослый взгляд на книгу. А вот подросткам роман понравится. Даже больше, считаю, что они будут от него в восторге. Он как искусный музыкант коснется их психологических струн, ибо причина одна и та же – автор молод и больше никто не поймет, что там и как. Кроме всего прочего, технически написано очень хорошо, без каких либо стилистических и логических огрехов. Герои прописаны, диалоги получились очень живыми. Что тоже огромный плюс, без всяких скидок на всю ту же пресловутую молодость автора.

Несмотря на то что мне лично роман не понравился, могу однозначно сказать, что книга точно попадает в целевую аудиторию и даже пророчу ей высокое место в.ЛКВ 2015 г. Автору успехов и не зарывать свой талант.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Кира Иларионова «Сети»

Dobkachleo, 14 мая 2015 г. 22:26

«Сон»

Мини-рецензия на «Сети» Киры Иларионовой

Мир «Вселенной Метро 2033» становится обаятельнее, когда его наполняют красивые байки о странном и непонятном. Так, Кира Иларионова решила свой рассказ посвятить встрече с одной из таких вот баек. Если быть точным, байкой о чём-то географически непостоянном. О Доме Хозяйки.

Если у Сергея Антонова и Анны Калинкиной всякие такие аномалии-не-аномалии упоминаются, а после либо обсуждаются, либо попадаются на глаза героям, то у Киры Иларионовой сие место изначально окружает персонажей. И благодаря местной ауре всё и происходит.

Отряд прописан получше, чем команда северян в «Коде зверя», благо тут всего три человека, но с момента прочтения рассказа уже прошло два дня, и я с некоторым трудом вспоминаю, кто там вообще был. Значит, не очень уж колоритные вышли действующие лица. Зато эмоции сохранились. Некоторое презрение к слабовольному протагонисту и последующее уважение, когда он прогнал свою неблаговерную, и ненависть пополам с негодованием по отношению к остальным двум сталкерам. Надо же оказаться было такими подлыми! Думаю, вот такой рассказ подпадает под тему будущей антологии, «О чём молчат сталкеры». Ну, а в целом «Сети» достаточно неплохи.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кира Иларионова «Метро 2033: Код Зверя»

berrgelmir, 4 апреля 2015 г. 21:41

Так.

О не понравившихся моментах:

Тяжеловато запомнить весь состав отправившейся группы, когда автор совершенно честно называет их и по фамилиям, и по именам, и по прозвищам.

Некоторые моменты показались не особо аутентичными. Скажем, живописное озеро и прекрасный пол в текущей ситуации для меня (лично) смотрелись странно.

Хотел было сказать о том вопросе, что возник практически сразу. Для чего посылать к черту на кулички совсем еще молодых и откровенно глупых ребят? Но т.к. автор следует истории ВМ, то вопрос снялся после упоминания о нападении рыжей мазели из книги Буторина. Вряд ли Полярным Зорям приходилось выбирать.

Главная героиня. Спорная ситуация, т.к персонаж она вроде положительный. Но множество ее бурчаний, рыков, оскалов, остро-холодных взглядов и прочих проявлений детской глупости в поведении меня конкретно раздражали. Чуть что — рычит. При этом, нонсенс, добираешься до ее дневника и понимаешь — она же не такая. Вот в нем, в дневнике, видно персонажа, которому хочется сопереживать.

Мелочи, сопряженные с какими-то нюансами меня волновали крайне мало. Хорошо, что хоть руку, зажатую в кулаке никто не поднимал, чтобы остановить группу)) Хотя, скажем честно, военные оказались не только совсем уж зарвавшимися «дедушками»-срочниками, но и того хуже. Никакого соблюдения Устава и прочее))) ну и прапорщик. Ну, честно, прапорщики бывают разные. Но вот Чугун — он кто угодно, но не прапорщик серьезной РДГ, каковой группа Ермолова и должна быть.

Теперь о приятном.

Сюжет прост, но при этом обладает весьма важной оставляющей. Атмосферой. Причем, даже учитывая ее размытость где-то с 45 до 75 процентов книги, она хорошо создана в самом начале и уверенно восстанавливается в конце. А это, если верить собственному опыту, умеют далеко не многие авторы.

Крайне порадовала концовка, вернее, дневник. Могу сказать, что для меня он стал лучшим моментом книги. Все необходимое, что должно сопутствовать переживаниям совсем молоденькой девочки, в нем есть. При этом в нем же присутствует и переживания с ответственностью уже взрослеющего человека. Так что в этом моменте психология выдержана весьма качественно и направлена в верную сторону. За это автору отдельный жирнющий плюс в копилку.

Порадовали миноги. На полном серьезе. Автор смогла создать вполне себе кинематографическую картинку, напоминающую попадание группы спасателей в ущелье, наполненное арахнидами и мерзкими кишками с зубами в «Кинг-Конге» Питера Джексона. Хочется посоветовать использовать подобные штрихи при написании продолжения. Это поможет сделать еще не один десяток красивых эпизодов с живой картинкой.

Чрезвычайно порадовала выдернутая из стилистики аниме сцена поединка в самом конце. Акценты на цветах и красках, равно как дожде сделаны прекрасно. Таких сцен в следующей книге требую не менее трех. Борщить тоже нельзя, не покажется интересным и освежающим текст.

Учитывая факт дебюта можно сказать о его состоятельности. Мелкие огрехи не в счет, они даже придают необходимую окантовку, так же, как ручной работы рама из настоящего дерева делает порой старое зеркало еще более красивым. Хочется заявить о том, что автор вполне способна, при желании, создавать вполне себе триллер эпизоды в дальнейшем, оперируя не просто определениями, а проходясь по читателю на метафорах и еле заметных намеках. Надеюсь, что автор сможет это сделать.

В целом — очень достойно и хорошо. Мои поздравления с хорошим и полноформатным дебютом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Кира Иларионова «Метро 2033: Код Зверя»

Bouquin, 15 февраля 2015 г. 23:03

Хотите верьте, а хотите нет, но роман «Код Зверя» первая книга из всей серии книг «Метро», которую я прочел. Дело в том, что я даже Д. Глуховского не читал. Как-то все не доходило дело до данных романов. И вот случайно увидев фото с презентации данного романа, просто попал под очарование писательницы. К тому же удивило то, что она всего на год старше меня. Вот так поворот! Тут конечно же впереди появились скучные выходные и я решил, что если книга будет в наличии, то обязательно куплю. И вот не прошли и те самые выходные как книга прочитана и я пишу свой отзыв.

О мире «Метро». Мир данного романа — как мир серии «Метро», не смотря на то, что я с ней не знаком, — назвать сложно. Беря книгу в руки я конечно же думал: «В темных тоннелях метро, всё покупаем за патроны, едим свиней» и прочее, что можно было ухватить мельком из обсуждений серии и вышедших компьютерных игр. Но все оказалось на много дальше от самого метро — подземки. Мир книги, я назвал бы — типичным миром постапокалипсиса. Данный роман мог смело быть напечатан и в других сериях, таких как «Кремль 2222» Силлова, «Д.Н.К.» Выставного и прочих.

Кроме того, книга очень напомнила роман «ВШНБ» Цормудяна. Причем сильно. Не только тем, что и там и там был поход из точки А в точку Б с множеством препятствий, но еще и стилем письма. Многие бояться брать в руки боевую фантастику от автора женского пола, считая что там будет много соплей и все будут бегать в розовых юбках и все время восхищаться мускулистыми парнями. НЕТ! Здесь такого нет, я не зря упомянул легендарную «ВШНБ», потому, что данный роман в том виде в каком я его прочел, мог быть с именем Цормудяна на обложке. Если бы я не знал, что его написала Кира, милейший человек, то я сказал бы, что этот роман был написан именно Суреном. Стиль письма, брутальность подачи, жесткость сюжета, масса интересных и живых второстепенных персонажей — делает эти две казалось бы совсем разные книги, такими привлекательными и схожими. Читается роман легко и просто, следовательно — написан общедоступным языком.

На протяжении всего романа автор продолжает держать интригу. В «Код Зверя» я не нашел для себя ни чего на сто процентов предсказуемого. Такого, что бы я подумал, «ага, так будет потом» и так оно и оказалось — нет. Кира смогла так закрутить сюжет, что с каждым поворотом оставалось лишь заново раскрыть рот. Что тут говорить? Когда я перешел ко второй части романа, узнав пару сюжетных тайн, которых припасла для нас автор, я захотел сходить и нервно покурить... Благо я вспомнил, что я ни когда не курил и не курю. Роман получился интересным, захватывающим и совершенно непредсказуемым.

Чего не ожидал встретить в романе так это столько боевой его составляющей. Причем учитывая то, что главный герой романа вооружен мачете, боевые сцены в романе были разукрашены в темно красный цвет. По мимо ГГ в романе вооруженных персонажей хватало и должен признаться с описанием всех боевых сцен автор справилась на «ура». Беря в руки роман помните, что жанр данной книги — боевая фантастика.

В итоге, хотелось бы поздравить автора «Код Зверя» с удачным дебютом, книга получилась шикарной, и сказать спасибо за все чувства, которые подарила мне книга. Так же поблагодарить редакцию, в частности Вячеслава Бакулина за выход данной книги в серии. Глуховскому сказать спасибо за создание мира «Метро 2033» и пропуск романа в серию. «Дмитрий, до ваших книг я когда нибудь доберусь!» Всем читателям хочу сказать: «Не бойтесь писателей женского пола в боевой фантастике». Данный роман отличный пример, что девушки могут написать в этом жанре еще лучше чем многие мужчины.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кира Иларионова «Метро 2033: Код Зверя»

Dobkachleo, 6 февраля 2015 г. 21:03

«Истинная сущность»

Рецензия на «Метро 2033: Код зверя» Киры Иларионовой

Читая эту книгу, я неожиданно понял, что «Вселенную» стало читать больше людей, которым хочется просто читать. А то и вовсе играть, а книжка в руки случайно попала. Творческих новичков по пальцам пересчитать. К пятилетию проекта опубликовали не одного и не двух авторов с портала, но если спросить любого из них, почти все они увлеклись постъядерным миром ещё так в 2009-2010 годах. Чертовски давно, не находите? За пять лет они выросли, понабрались опыта, нашли в себе силы развить талант и выпустить свои романы. Серия растёт вместе с ними, со своими поклонниками-первопроходцами, пополняясь теперь их собственным видением Метровселенной. И, знаете, я почти уверен, что следующие пять лет проект может и не просуществовать, если СЕЙЧАС не появятся новые таланты, которые спустя годы созреют для печати, как уже созрели нынешние молодые авторы «Вселенной».

Но не буду о грустном, ведь помимо будущего и прошлого есть здесь и сейчас. А здесь и сейчас вышел первый роман новой авторессы — «Код зверя» Киры Иларионовой, в миру Раисы Полицеймако. Очередной роман-путешествие, укрепивший связь между северной, петербургской и московской сверхсюжетными линиями. Начинается всё в Кеми… Хотя нет, вру, в Соловках, конечно, но всё-таки самая движуха идёт из Карелии.

Итак, в Москву попёрлось ровно ни одного карела. Конец. Шучу, не конец. Экспедиция из Полярных Зорь почти сразу после завершения «Осады рая» Андрея Буторина подбирает главного героя, припёршегося с острова в Архангельской области, и намыливается таким составом в Первопрестольную. И первая часть посвящена родному краю Киры. Особенно это проявляется в описании природы. Оно выписано с любовью, сразу видно. Приключения в первой части присутствуют — куда без них, но нет-нет, а глянут персонажи на деревья-поля-дороги, восхитятся, побредут дальше. И ровно половину книги Кира усиленно держит интригу.

Вторая часть, маршрутно повторяющая «Путевые знаки», когда Александр и компания бежали из затопляемого Питерского метрополитена, больше наполнена событиями. Место созерцания природы по большей части заняли истории из жизни и просто точки зрения северян. В некоторых случаях, в той же главе жизни их благополучно (шутка!) обрывались. Вообще, смертей в романе много, но они аккуратно распределены на вверенные триста пятьдесят страниц и особой грусти не вызывают. Кстати, тут не уверен, что это хорошо. Сам-то я ненавижу, когда авторы окунают руки по локоть в бумажную бочку крови, но если уж убивать, так что бы заодно и частичку души читателя грохнуть. Наповал. Вон, Анне Калинкиной я часто припоминаю смерть Марины из «Станции-призрака», хотя персонаж, казалось, проходной и вообще эпизодический. Кире я никого припоминать не буду. Потому что в душе остался только персонаж по имени Вик.

Кажется, я потихоньку принялся ворчать на тему написанного, так поворчу, закономерно, про выражение чувств. Их мало. На звание самой трогательной сцены годится разве что прощание Ольги с Виком, и то с натяжкой, и то после этого долго ничего нет. А потом трогают дневники. И то несильно. Больше в них было интересно, все ли сдохнут. Возможно, я излишне придираюсь, но возникло ощущение, что Кира боится прописать бурю эмоций, чтобы аж за живое взяло. А может, дело просто в выбранных героях, кому чувства проявлять не к лицу.

Вместе с тем понравились описания всяких монстров, экспериментов, диалоги понравились. И ещё интриги и заговоры (даже с самим собой) выписаны хорошо. Кстати, Саша «Лис» вызвал у меня эмоции (что, думали, поумирали, и всё, пофиг?). Вот только эмоция была такова: «Чтоб ты сдох!». И получил удовлетворение от последней главы, где фигурировал этот мерзкий рыжий.

В целом, «Код зверя» — хороший роман и даже в каком-то смысле важный. Связал «Осаду рая» и «Тёмные туннели», сделал реверанс перед «Убером и компанией», переосмыслил «Путевые знаки», улыбнулся «К свету» и засунул «В интересах революции» и «Непогребённые» в 2034 год. А вот последнее уже ай-яй-яй. Но да ладно, никто уже не боится вылезать за рамки 2033 года, в них становится тесно. Надеюсь, Кира на достигнутом не остановится, и следующий роман будет ещё лучше.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кира Иларионова «Метро 2033: Код Зверя»

DmitryErm, 29 января 2015 г. 19:42

«Код зверя» — интересное явление в литературном проекте «Вселенная метро 2033».

На первый взгляд может показаться: ну что тут такого особенного? Читателя серии не удивить длинными путешествиями. Некоторые авторы вообще на другой конец света героев посылают. Много внимания уделено боевым сценам, но и это не новость. Мир 2033 года без сражений, это как мелодрама без любви... Герой, наделённый необычными способностями, явление тоже не единичное. Да и мутантов на страницах романов серии встречалось немало, на любой вкус. Чем же может удивить читателя роман Киры/Раисы, милой девушки, глядя на фото которой невольно задаёшься вопросом: «Неужели всё это написала она?». И ответ мой будет таков: ВСЕМ.

В этой книге всё не так однозначно, как может показаться. Даже проходные эпизоды, которые проглядываешь почти равнодушно, со временем приобретают совершенно иной смысл... Только читатель расслабится и подумает: «Теперь у героев точно всё будет в порядке», как тут же сюжет делает такой крутой поворот, что остаётся только подбирать с полу челюсть. Именно поэтому роман не даёт ни секунды передышки. Чтение книги «Код зверя» превратилось для меня в изматывающий марафон, почти как путь в Москву для его персонажей. Читал не просто запоем, читал, как одержимый... Не мог оторваться ни на минуту. После прочтения на душе остался приятный осадок, несмотря на то, что книга сложная, жестёкая, даже жестокая. Зато честная. Написана со знанием дела. Написана талантливым человеком, которому есть, что сказать своему читателю. Ругать роман мне, право слово, не хочется. При желании можно вставить стандартное ворчание на тему: «Аномалии и мутанты — это всё сказки, никакого реализма, не будет в мире 2033 никаких мутантов, это антинаучно, бе-бе-бе». Но знаете... Всё, кроме фант-допущений, без которых не было бы мира 2033, тут абсолютно реалистично. В лучшем смысле этого слова. Автор разбирается и в оружии, и в боевых приёмах куда лучше иных авторов-мужчин. Вот так-то. Настоятельно рекомендую роман Киры/Раисы к прочтению всем читателям серии и всем любителям постапокалипсиса.

При всей присущей миру 2033 года мрачности, в книге нашлось место для таких людей, для которых слова «Честь» и «Дружба» — не пустой звук. И тут я с автором согласен, в любых условиях ВСЕ люди поголовно деградировать не смогут. Или лучше так. У мира, где все друг друга рвут на части, будущего нет. А тут... Тут остаётся слабая надежда, что не всё так плохо. Что не всегда «человек человеку волк».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Кира Иларионова «Работа над ошибками»

eka007, 16 января 2014 г. 16:30

Под простым названием, которое настраивает чуть-чуть на школьный лад, вдруг -бац!- скрывается такой не формат. Хотя, после «Из глубин» понятия формат-не формат оказались в серии очень размытыми. Если авторы всерьез пишут (а мы читаем) о восставших мертвецах, духах ада всех мастей и т.п., то что по сравнению с этим эксперименты черных? Глотается в легкую.

Очень хорош язык. Симпатичные герои с небанальными характерами. Интересный сюжет, без особых зверств, но и без женского сюсюканья по пустякам.

Хочу пожелать Кире Илларионовой не растерять энергичности, с которой она ворвалась во Вселенную и порадовать поклонников Метро-2033 крутым романом.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Кира Иларионова «Работа над ошибками»

Dobkachleo, 16 января 2014 г. 11:23

«Пикник на обочине»

Мини-рецензия на «Работу над ошибками» Киры Иларионовой

Это уже второй рассказ в сборнике, начинающийся с отсылки к тому произведению, которое в дальнейшем обыгрывается на протяжении большей части текста (первым была «Алиса в иллюзариуме» Дмитрия Панова). И вновь получилось замечательно.

Действие происходит в карельских лесах, неподалёку от Петрозаводска. Даётся ещё одно объяснение, почему полярнозорьцы не смогли добраться до Санкт-Петербурга. Столица региона не просто подверглась ядерному удару, она окружена Границей, сродни стенам света из мира «Анабиоза», а внутри, на привокзальной площади, находится артефакт, как у Стругацких. Золотой Шар здесь обыгран в любом случае иначе. С прямой отсылкой к «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.

Конечно, есть пара-тройка шероховатостей в тексте, но общее впечатление они не портят. Более того — я считаю «Работу над ошибками» лучшим рассказом в сборнике. Тут, правда, надо оговориться: «Семнадцатизарядную веру» Вячеслава Бакулина, заключительную и бонусную историю антологии, я оставил на закуску, но по сравнению со всеми предыдущими рассказ Киры, по моему мнению, очень сильно выигрывает.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Кира Иларионова «Работа над ошибками»

AlexxPrimoVictor, 8 января 2014 г. 07:12

В первый раз за очень долгое время буду многословен.

К настоящему моменту активность поклонников (или наоборот, хулителей/гонителей?) «Вселенной метро 2033», которые с остервенением клюют авторов за малейшие «несоответствия реальности» и рвут на себе (и авторе) волосы при виде всяких аномалий, как-то сошла на нет. Наверное, потому, что вообще активность читателей поубавилась за годы существования проекта. Иначе бы не избежать Кире Иларионовой конкретных люлей.

Если оценивать рассказ поверхностно, то это вообще не мир Глуховского. И не только потому, что в Петрозаводске нет метро, хрен бы с ним. Здесь и постъядер кажется достаточно условной декорацией, ну правда. С тем же успехом Границы могли возникнуть в любом другом фантастическом мире. И это я сказал только про общий антураж. А уж сам сюжет... Любому борцу за чистоту матчасти — повод застрелиться. Молучны какие-то, великаны, Шар... «Долой мистику из мира Метро!» — кричали ещё Андрею Гребенщикову. И вот на этом месте остановимся.

А может наоборот всё, а? А может это калаши, гермоворота и фильтры, которые надо менять строго по инструкции, в мире 2033 года так, понарошку? А суть совсем не в этом? А может, Дмитрий Глуховский не зря вводил в сюжет своего романа «чёрных», с точки зрения любого «реализма» немыслимых, невозможных? Я считаю — да, так и есть. И мир Глуховского — это в первую очередь мир загадочных, паранормальных явлений. И во вторую. И в третью. И если принимать такую точку зрения за основу, то рассказ Киры — как раз и есть следование в фарватере основателя серии, а вовсе не отход от канонов.

Не могу назвать рассказ идеальным. Местами чуть раздражает обилие капс-лока, курсива и прочих способов выделить текст (ИМХО, всё это лишняя дребедень). Имеются и несколько корявые фразы, над которыми редактор явно не трудился. Но это мелочи. Рассказ понравился — факт!

Кире большое спасибо за работу! И за «Работу».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кира Иларионова «Работа над ошибками»

DmitryErm, 6 января 2014 г. 20:28

Собственно, текст мне был знаком уже давно. Как и большинство историй, вошедших в сборник, «РаНО» обсуждался на заседании «Народного жюри», в данном случае — при участии автора. Но прежде, чем писать отзыв, решил всё же перечитать. И не пожалел. Во-первых, одно дело — читать рассказ в сети, да ещё и вместе с десятком других, впопыхах (издержки «жюрения»). Во-вторых, слишком уж давно всё это было: конкурс, скайп-беседы... И вот «РаНО» освежена в памяти. Что же осталось в душе?.. Да много чувств, мыслей, впечатлений. Попробую их высказать. Если получится хаос — Кира простит, надеюсь. 1) Для меня лично самобытность мира всегда плюс. А уж как оно там соотносится с канонами, честно говоря, плевать. В данном случае мы имеем дело с миром, который со Вселенной пересекается постольку-поскольку. И дело даже не в «где наши любимые тёмные туннели?!». Пёс бы с метро. Тут вообще всё своё. И больше мир Киры напоминает некое постапокалиптическое фэнтези (как бы не возмущало кого-то это слово), чем на «суровый, мрачный, жуткий тру-постъядер». С мрачностью в «РаНО» всё ок. А вот с «правильным миром 2033» уже хуже. Типичный набор мутантов сочетается с такими чудесами, как жуткие и величественные Границы, загадочные, зловещие Молчуны, непостижимые ТЕНИ или великаны. Ну где ещё такое было?! А. Стоп. Было. В том-то и прикол. В роман «Метро 2033», на который в конце есть отсылка. Так что... Не так уж сильно Кира нарушила каноны. И нарушила ли вообще, а? Может, просто пересказала то, что уже сказал Глуховский много лет назад, просто иначе? 2) О сюжете много говорить не буду, дабы не спойлерить. Отмечу только одно: это как раз тот случай, когда чудеса, немыслимые в большинстве романов серии, не кажутся высосанной из пальца сказочкой. Чудеса есть. Но читатель оказывается в такой ситуации, что чудесное избавление радует куда больше, чем жуткая гибель всех и вся, пусть и реалистичная. Кого-то всё это может отпугнуть от рассказа. Кто-то, возможно, придёт в ярость и закидает девушку упрёками. А у меня.. У меня просто рука не поднимется. Первое время шаблонным, нарочито примитивным выглядит зэк Гамлет. Уже начинаешь думать, что Кира решила-таки отступить от генеральной линии и вставила таки в роман героя, простого как валенок. Ан нет. Совсем не так прост этот Гамлет. Кстати, сколько же ему лет, этому Гамлету? 20 или 50? ;) 3) Кое-что зацепило глаз. Например, не люблю выражения типа «верный ПМ», «верный АКМ» и т.д. Ну за милю несёт от них шаблоном. Ну банально. В описании Петрозаводска есть такая строчка: «Вслушиваясь в его холодную душу, распахнувшуюся навстречу оскалившимися проёмами окон». Тут воля автора, можно и так описать мёртвый город. Но я на этом месте забуксовал, как трактор Беларусь в болоте. Что-то не та в этом описании. И вот ещё: «Броуновское движение счастливых человеческих тел». Вроде всё понятно, всё правильно. Но что-то не то. Коробит. Впрочем, рассказ уже издан, что уж теперь :) Это — мелочи. В целом рассказ «Работа над ошибками», хоть и выбивается из общего массива историй на тему 2033, весьма любопытен, самобытен, написан человеком, которому есть, что сказать читателю. Можно остаться недовольным, равнодушным — нельзя.

Оценка: 9
⇑ Наверх