fantlab ru

Все отзывы на произведения Павла Старовойтова

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Павел Старовойтов «Сказка о славном и могучем сталкере Андрее, о помощнике его Жоре и о событиях на станции "Боровицкая"»

Miromarh, 10 января 2020 г. 14:07

Вообще я не любитель пьес как литературного жанра. Всё же они предназначены именно для театральной постановки, а не для простого чтения. И произведение Павла тоже не стало исключением: текст оригинального рассказа здесь сильно упрощён, убраны многие подробности. Тот же момент с дрелью, например: в рассказе Андрей изначально замечает её, когда идёт к складу, а в пьесе она появляется словно из воздуха. Также из пьесы напрочь исчезла вся атмосфера. Лучше оригинала получился только момент после битвы с мутантом. Здесь он достаточно органично поделен между словами чтеца и самого Андрея, тогда как в рассказе был слишком резкий переход от повествования в настоящем к рассказу об уже случившемся.

За счёт стихотворной формы многие моменты приобрели юмористический оттенок, и это, безусловно, хорошо. Но, с другой стороны, из-за неё пострадали диалоги, став чересчур пафосно-напыщенными.

И, да, мне опять не нравится название. Не отражает оно, мне кажется, сути пьесы-рассказа, хотя закос под Лермонтовского «Купца Калашникова...» я оценил.

В принципе получился достаточно необычный эксперимент. Конечно, пьеса в целом уступает первоисточнику, но есть в ней и свои фишки, которых не было в оригинале. Это позволяет взглянуть на историю немного под другим углом. Но всё же всем советую сначала прочитать именно «Дело Сталкера» Андрея Дьякова, а уже потом пьесу Павла.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Павел Старовойтов «Сказка о славном и могучем сталкере Андрее, о помощнике его Жоре и о событиях на станции "Боровицкая"»

Dobkachleo, 22 декабря 2018 г. 20:02

«Пьеса о неизведанном шурфе»

Мини-рецензия на «Сказку о славном и могучем сталкере Андрее, о помощнике его Жоре и о событиях на станции Боровицкая» Павла Старовойтова

Да уж, если и были раньше в серии длинные названия, то все они смиренно склоняются перед величием заголовка первой пьесы, официально изданной по «Вселенной Метро 2033». Вообще, ещё давно лично Дмитрий Глуховский написал пьесу «Infinita Tristessa», но до книг она так и не добралась.

Пьеса Павла Старовойтова вдохновлена — не знаю, в какой степени, рассказом «Дело сталкера» Андрея Дьякова. Если мне память со склерозом не изменяет, именно «Дело…» легло в основу нашумевшего романа «К свету». И вот теперь — ещё и в необычный формат самой что ни на есть пьесы. Со сценами, действующими лицами и авторскими ремарками.

Довольно сложно оценить материал, который вдохновлён одним произведением и предназначен для воспроизведения в отличном от чтения формате. Если абстрагироваться от подачи, увидим сюжет. Вполне простенький, но неплохой. Разумеется, формат пьесы уменьшает душевные терзания и всё, что остаётся читателю — потенциальному зрителю, — это пропускать через себя эмоционально окрашенные реплики героев. Конфликт выписан достойно, Камышев крепко взбесил, а Жора и Андрей, напротив, вызвали уважение. Павел пошёл на эксперимент и не прогадал. Не могу предсказать, может ли эта пьеса когда-нибудь быть поставлена, но, по крайней мере, такой формат в серии ещё точно не встречался!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Старовойтов «Фальшивая жизнь индивида»

Рэндольф, 18 мая 2015 г. 18:36

С «Фальшивой жизнью индивида» получилась очень занимательная ситуация: вся эта, с позволения сказать, сказка (которая более достойна носить звание ереси эпохи Средневековья) насквозь фальшива и однобока. Автор отнюдь не геймер, с видеоиграми знаком только шапочно и ни бельмеса не смыслит в поднимаемом вопросе. Отсюда вывод: а зачем тогда пропагандировать то, в чем не разбираешься?

Автор показывает образ геймера, который с пеной у рта восторгается «мощными пушками», и на этом месте возникает подозрение: а не видео ли с известным в Сети Сашко Фокиным послужили вдохновением? Не они ли породили столь одностороннее изображение среднестатистического игрока?

Автор рассказа, определенно, ортодокс, который считает, что видеоигры рассчитаны исключительно на детей, что они — пропаганда войны, насилия, воровства... (продолжить список всем спектром грехов людских). Притом факт, что игры — это такой же способ самовыражения, как и книги и фильмы, он напрочь забывает. Да что там — он это не принимает. Автор еще и консерватор.

Игровая индустрия — серьезный бизнес, с возрастными рейтингами, выставками и турнирами мирового уровня. При этом среди разрабатываемых игр есть как шедевры, так и провалы. Автор же чешет все под одну гребенку, оперируя общими категориями. Игры уже давно выросли из, собственно, «игр для детей до». Теперь им больше под стать другой маркер: «интерактивное произведение». Ничем их содержание не отличается от других форм искусства, просто формат другой, только и всего.

Автор же нагородил действительно сказку: такие геймеры называются, как правильно написал рецензент ниже, задротами, играют во что-то вроде Доты и вообще по всем описанным автором признакам страдают тяжелой формой мономании. А что же это наш герой в таком случае не в соответствующих местах находится, а у себя дома? Ответ: а это сказка, в ней все возможно. Даже гипертрофированный образ, основанный на поверхностном знакомстве, выразившемся в паре просмотренных роликов с Youtube.

P.S. Оценкой «1» приходится довольствоваться только потому, что нельзя поставить «0».

Оценка: 1
– [  1  ] +

Павел Старовойтов «Сказка про Зло»

Dobkachleo, 14 мая 2015 г. 23:14

«Все беды от…»

Мини-рецензия на «Сказку про Зло» Павла Старовойтова

Автор, с чьего рассказа начинается антология, представил ещё одно произведение. Составитель поставил его почти под конец, и могу сказать, что отличаются «Фальшивая жизнь индивида» от «Сказки про Зло» как небо и земля.

Насколько я помню, на конкурсе вся сказка не рассказывалась, а была рассказом. В печатном варианте же её обвесили бауманскими мастерскими. Теперь сказку про Зло рассказывает не пойми кто. И слушатели время от времени вставляют свои комментарии. В таком формате первоначальная сказочность пропала, зато вместе с бытовухой, так и сочившейся в черновике. Она, кстати, мне и некоторым другим читателям не особо приглянулась. Рад, что Павел поправил рассказ.

Тем не менее петь дифирамбы я не собираюсь. Финал убивает весь рассказ напрочь. Просто потому, что их здесь — вы только подумайте! — три! И это не считая, так сказать, «внешнего» финала, когда включают свет, а рассказчик пропадает. Допустим, в реальной жизни могли бы заставить оратора изменить конец истории, но в рассказе такое не приемлемо, как мне кажется. Да, с каждым разом финал подбирался к тому идеалу, что я всегда ожидаю от последних строк, но вторая и третья версия представляются совершенно оторванными от той сказочной реальности, что так красочно выписывалась до этого. Только потому, что остальной текст, язык и идея хороши, я закрываю глаза на многофиналье.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Павел Старовойтов «Фальшивая жизнь индивида»

Dobkachleo, 14 мая 2015 г. 21:58

«Рекурсивное бытие задрота»

Мини-рецензия на «Фальшивую жизнь индивида» Павла Старовойтова

Вся наша жизнь — игра, а люди в ней — актёры. Наверное, помимо прочего, Павел Старовойтов руководствовался сим шекспировским принципом, создавая «Фальшивую жизнь индивида». Кто бы мог подумать, что новый сборник рассказов откроет произведение, повествующее о нелицеприятном существовании геймеров, их зависимости, а меж тем использующее игровое направление франшизы «Вселенная Метро 2033», чего в книжной серии ещё не случалось, если не считать затопления Третьяковской в «Тёмной мишени», чтобы предвосхитить судьбу одной из локаций «Луча надежды».

Я не могу судить, насколько точно или, наоборот, неверно выписаны будни любителя компьютерных игр, ибо сам к ним более чем равнодушен, но с литературной точки зрения выглядит достаточно убедительно. Возникает лишь небольшой диссонанс из-за возраста героев — в двадцать девять люди всё же посерьёзнее описанного в рассказе Ивана. По крайней мере, мне всегда так казалось.

Описания приключений игрока в постъядерной подземке и осознание, что это всё понарошку, приближают жанр первого рассказа «Сказок апокалипсиса» к постъядерному ЛитРПГ, хотя, насколько я понимаю, ЛитРПГ — переосмысление историй о попаданцах, так что приближение довольно условное. Но уж какое есть.

Введение в сюжет Емельяна вышло очень вовремя. Он показывает протагонисту, как стоит жить… А потом наступает финал, переворачивающий восприятие всего текста с ног на голову. Оттого послевкусие содержит некоторую кислинку депрессии и грусти, так подходящей описываемому миру.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Павел Старовойтов «Сказка про Зло»

DmitryErm, 12 мая 2015 г. 06:38

С необыкновенным удовольствием читал также рассказы Павла Старовойтова «Фальшивая жизнь индивида» и «Сказка про Зло». Обе работы выше всяких похвал, остроумные, глубокие, талантливо написанные.

Рассказы можно условно назвать трагикомическими. Редкая в наше время форма... Рассказы Павла — это как раз тот случай, когда антураж мира 2033 можно заменить на какой угодно другой, и от этого почти ничего не изменится, что, на мой взгляд, особенно ценно.

«Сказка про Зло»... Как бы её кратко охарактеризовать?.. Наверное, не скажу лучше, чем один из героев «Сказки про Зло»: «Это сказка про любоффф». Именно про «любоффф» :) Но не спешите морщиться и ворчать: «Опять любовь-морковь. Какая роматника в мире 2033? Нет там места любви. Только сталкеры и мутанты!». Поверьте, как раз романтики в рассказе — ноль. Приятного чтения.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Павел Старовойтов «Фальшивая жизнь индивида»

DmitryErm, 12 мая 2015 г. 06:38

С необыкновенным удовольствием читал также рассказы Павла Старовойтова «Фальшивая жизнь индивида» и «Сказка про Зло». Обе работы выше всяких похвал, остроумные, глубокие, талантливо написанные.

Рассказы можно условно назвать трагикомическими. Редкая в наше время форма... Рассказы Павла — это как раз тот случай, когда антураж мира 2033 можно заменить на какой угодно другой, и от этого почти ничего не изменится, что, на мой взгляд, особенно ценно.

«Фальшивая жизнь» посвящена чрезвычайно актуальной в наше время проблема компьютерной зависимости. Этой бедой страдают не только дети, но и вполне взрослые люди... До самого финала не перестаёшь ломать голову, так какая же из жизней индивида — фальшивая, а какая — настоящая?.. И даже после того, как переворачиваешь последнюю страницу, остаются сомнения, как в фильме «Начало».

Оценка: 9
– [  1  ] +

Павел Старовойтов «Весенний ренессанс»

Igvar68, 26 февраля 2014 г. 11:41

Не знаю, что вы там смешного нашли... очень грустная история. Мне мужика искренне было жалко. Жанр трагикомедии очень тонкий и для меня это было скорее траги-, чем комедия.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Старовойтов «Весенний ренессанс»

Dobkachleo, 13 января 2014 г. 12:49

«Новые амазонки»

Мини-рецензия на «Весенний ренессанс» Павла Старовойтова

Помню, как-то раз я наткнулся на фильм «Новые амазонки». Ну, где в бункере живут только женщины, и вдруг там оказывается два мужика, так сказать, последние в своём роде. Вот примерно то же самое в «Весеннем ренессансе», вот только на поверхности жить действительно нельзя, мужик один лишь в отдельно взятом бомбоубежище, и дети рождаются естественным путём.

Наверное, это действительно ад, а не рай — остаться наедине с кучей красивых девушек. Обязанности по дому иже Бункеру, обязанности в постели, борьба с ревностью и так далее. Врагу не пожелаешь. Хотя… Такое, может, и можно пожелать. Он даже не заподозрит подвоха!

Единственное, что непонятно, почему Миша свалил не сразу после того, как хотя бы со всеми постарался бы улучшить демографическую ситуацию, так скажем? В остальном вопросов не возникло, несмотря на «предупреждение» в начале. Даже понравилось. Весело и с задором написано. И, к слову, тоже Тимофеем Калашниковым!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Павел Старовойтов «Весенний ренессанс»

eka007, 12 января 2014 г. 14:07

Рассказ очень повеселил. Зачотно автор посмеялся над бабским коллективом, который во многих фирмах именно так себя и ставит, именно так себя и ведет.

Надеюсь, что Павел Старовойтов продолжит творить в серии Метро, потому что среди чернухи-безнадеги полной монстров и сталкеров, или наивного оптимистично-детского взгляда на постапок очень не хватает здоровой злой иронии.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Павел Старовойтов «Весенний ренессанс»

AlexxPrimoVictor, 9 января 2014 г. 07:17

Может ли рассказ, написанный в антураже мира 2033 года быть ироничным? А почему бы и нет!

Собственно, это как раз та ситуация, когда с усмешкой, с сарказмом воспринимать происходящее всяко проще, чем предельно серьёзно. Ирония, особенно злая, — отличный инструмент психологической защиты от идиотов. И стерв. А уж в той ситуации, в которой оказался герой рассказа, Михаил... Только и остаётся, что включать функцию «сарказм». Иначе сдохнешь просто. А уж если у всех двадцати окружающих тебя дам начинается великий и ужасный ПМС... Какая там атомная война, о чём вы. Вот — кошмар.

Вещь классная. Любителям предельно мрачных, депрессивных тонов читать не рекомендую, все остальные наверняка получат удовольствие.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

DmitryErm, 6 января 2014 г. 22:09

«Изнанка» реально цепляет. Когда читал в электронном виде, сначала одну главу, потом через месяц другую, такого эффекта не было. Собственно, оно и понятно. Отложишь книгу реально не просто. В том числе из-за большого числа героев и неожиданных поворотов. Отложить — потом поди вспомни, кто что делает! Главным достоинством «Изнанки» является то, что пять человек (Майк Зиновкин, конечно, писал лишь стихи, но тоже ведь член коллектива) сумели работать вместе как единый организм и выдали вполне единый текст. Тимофей Калашников, хоть его и нет, обрёл вполне осязаемые черты. Правда, когда авторы в финал романа решили сделать реверанс в сторону своего «Козьмы Пруткова» я едва удержался от смеха smile:) С чувством юмора у Элоны, Паши, Майка, Кости и Андрея всё в порядке smile:) Каждый герой, благо, за каждого из них думал и писал живой человек, выглядит ну просто как реальный человек. Начинало казаться временами, что вылезет сейчас из текста Зорин или Сомов и начнёт по комнате ходить smile:) Хотя сюжет и был в общих чертах известен, но финал романа, признаюсь честно, произвёл сильнейшее впечатление. Такое ощущение, будто получил по башке боксёрской грушей... Кто прочитает — тот поймёт. Да, книга вышла жестокая, кровавая. Тут нет даже слабых проблесков той роматники, сказочности (именно в поведении людей), которая свойственна, например, роману «Мраморный рай». Люди здесь бьются, фактически, каждый сам за себя. Любые союзы — временны, потому что большинство героев думают только об одном: «Как бы выжить самим». А выжить на «Изнанке мира» — задача очень трудная. Но, читая про эту грызню, интриги, предательства, невольно ловишь себя на мысли: «А в наше время разве такие уж люди другие?». Наблюдается своеобразный эффект пауков в банке, пожирающих друг друга. Конечно, кроме грызни этих самых «пауков», есть тут и более глобальный сюжет, фактически, впервые в роман о Московском метро описывается не просто диверсионный рейд, а самая настоящая война, пусть и не долгая. Но события, захватывающие целые станции, всё равно остаются лишь фоном для схватки главных героев. Местами от творящегося в тексте насилия становится слегка не по себе, честно скажу, но уж точно роман не оставляет равнодушным. А это — главное. Плюс насилие не кажется вставленным в текст лишь для того, чтоб «было больше крови и мяса!», оно оправдано сюжетом и самой атмосферой. Что не понравилось? Не понравилось отсутствие «Невидимых Наблюдателей». Как ни крути, а с исчезновением из романа шумерской тематики, «Изнанка» утратила часть своего очарования... Правда у меня в очередной раз есть претензии к анонсу книги. Может, я не совсем правильно понимаю, что такое «триллер», но «Изнанка» в рамки этого понятия не укладывается. Да, элементы триллера есть. Но вообще это скорее психологическая драма с элементами боевика, хоррора и т.д. Впрочем, авторы скорее всего и не ставили своей целью написать роман в рамках какого-то конкретного направления. И результат получился вполне достойным. Серия пополнилась жёсткой, бескомпромиссной книгой, раскрывающий всё то тёмное, злое, страшное, что творится в душах людей. Именно в душах, как говорил ещё Андрей Дьяков, сгустился мрак... Спасибо, ребята, за ваш труд! Удачи вам!!! P.S. Да, кстати, немного покоробил затылок условного мужчины на месте фотки автора. Тимофей Калашников совсем не такой, он таинственный, но не безликий. Он не отворачивается к публике задом smile:) Тут больше подошла бы затемённая фотка «условного мужчины»... Но это лично моё мнение.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Павел Старовойтов «Весенний ренессанс»

DmitryErm, 6 января 2014 г. 20:30

С одной стороны, рассказ в сборнике смотрится как-то немного странно. Как выступление шута на концерте хора монахов, например. Или как выступление клоунов во время номера с распиливанием женщины. Да, «Сумрак в конце туннеля» — книга очень разнородная, имеются рассказы на любой вкус, и «тёмные», и «светлые». Хотя «Ночного дозора» тут нет и в помине, и хорошо. Но рассказ «ВР» даже тут стоит особняком. У Павла нет ни то, что сталкеров, мутантов, калашей, океанов крови и сцен насилия. Тут, кроме бункера, на первый взгляд ну вообще ничего нет, что привыкли видеть читатели в «правильном» постъядере. Более того, рассказ — и это вообще во «Вселенной» случай редкий — весь пронизан иронией, если не сказать — сарказмом. На откровенный стёб не тянет, но и воспринимать историю серьёзно, без улыбки, категорически не рекомендуется. Что мы имеем? Мы имеем одного мужика и кучу женщин на крохотном пространстве. Так карта легла, так вышло. На первый взгляд: мужик попал в рай. Что ещё, в самом деле, для счастья надо?! А вот — ни фига. Причём дамы, составившие герою «компанию», не какие-нибудь жуткие стервы, не записные гарпии/фурии. Они, в общем-то, обычные женщины. В том-то и прикол. В том-то и беда...

Когда я читал рассказ «ВР» Павла на конкурсе, он зацепил меня своей ироничностью, своей необычной атмосферой. О потраченном на чтение времени не пожелал, и даже поставил на заседании высокую оценку... Но почти на 100 процентов был уверен, что ЭТО в сборник не пройдёт. Ибо — неформат, с какой стороны ни взгляни. Но Вячеслав Бакулин непредсказуем, он рассудил иначе. И вот — я держу в руках «Сумрак» с открытой страницей 290, и... Улыбаюсь :) Пусть большинство поклонников серии, возможно, рассказ не примет, пусть читательницы наверняка пожурят Павла за то, что задел/обидел/оскорбил (хотя умные женщины обидеться не должны), лично мне «ВР» нереально поднял настроение. В меру грустный, в меру забавный, в меру скабрезный, в меру оригинальный... Спасибо Павлу за настроение!

И в заключении не могу не процитировать свой любимый анекдот. «Африканец загадал золотой рыбке, чтобы он стал белым, а вокруг была вода и женщины. И стал он унитазом в женской уборной». К чему это? Будьте осторожны со своими мечтами. Они могут сбыться... Самым неожиданным образом.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

berrgelmir, 8 ноября 2013 г. 23:58

Когда на горизонт, свинцовой мглой закрытый,

Ложится тяжкий день, как тягостная ночь,

И давят небеса, как гробовые плиты,

И сердце этот гнет не в силах превозмочь

Шарль Бодлер.

Пролог:

Начну издалека. Не то, чтобы намедни, и даже не третьего месяца, а чуть ли не полгода назад, пришла мне бандероль. И в бандероли той лежала книга. Как вы уже догадались (ну, мне так кажется), это не была поваренная книга народов Севера, не великолепная эпопея страны Суоми «Калевала» и даже не «Камасутра». В пакете оказался весьма скромный том от автора Тимофея Калашникова. Что порадовало особо, так это подписи всех 4-х авторов, 1-го поэта и 1-го ведущего редактора серии «Метро-2033». А я…

А я, каюсь, поступил не особо хорошо. Книга «Изнанка мира» была мною открыта, начата и отложена. В свое оправдание могу сказать о том, что де сезон начался, работа и прочее, но потом-то не захватил ее с собой в отпуск, в отличие от толстенно-тяжеленного Геймана. Но, как известно, если можешь что-то сделать, так делай, и не полощи мозги людям.

Ну и, как водится, приступлю. И раз уж авторы хотели только правды, исключительно правды и ничего кроме правды, то так им и будет. Одним словом: sad but true и не стоит забывать о Ктулху. Ибо он спит и видит сны. А сон разума, как известно, порождает чудовищ.

Квартет и ощущение от него:

Прежде чем начать относительно возмущаться, я спросил сам себя: а понял ли ты, дорогой товарищ, что эти четверо ребят пошли на очень смелый шаг? Многие ли умеют писать вдвоем? Нет, немногие. На моей памяти поистине звездных современных дуэтов всего ничего. В фантастике, уточню. Дяченко, Олди, Зорич, порой Левицкий и Бобл. Моим любимым лит-дуэтом отечественной сказки для взрослых был Виктор Бурцев.

А что мы имеем тут? А тут мы имеем квартет. Четверо разных людей, не имеющих солидного опыта в сочинении, взялись сделать книгу. Воистину: аve (нужное подставить) morituri te salutant. Прямо-таки не больше и не меньше. Ибо сложно это, опираясь на собственный опыт межавторского проекта и совместного продолжения зарисовок. А тут… А тут полноформатная книга. И одно это обстоятельство, слово чести, пусть мне и стыдно, заставляло меня первоначально испытывать к автору «Тимофей Калашников» приязнь и уважение.

Скажу честно, что по окончанию прочтения мнение мое поменялось. Если в первом подходе основным впечатлением стал сумбур и некая толика разброда, то в финале кое в чем разобрался. В том числе и в том, что каждый член данного содружества дал другим. А чего так и не смог дать.

Тот самый упомянутый сумбур бросился в глаза сразу. И не отпускал до самой последней точки. По счастью – в какой-то момент он все же выправился, дав возможность выйти на передний план внятным смысловым конструкциям. Что же меня зацепило в отрицательном, а что в положительном смыслах?

Прыжки характеров одних и тех же персонажей. И именно это и заставляло нервничать и пытаться разобраться в сути этого, очень смелого, эксперимента. Причем, если разбираться в характере главного героя, т.е. Кирилла Зорина, то вот именно он сам вышел ровным. Как бы оно не казалось странным, но именно так и произошло. Непонятный юнец прошел за неделю путь до возмужавшего юноши. Возможно ли такое? Наверное, что да, если помнить про все, случившееся с ним по ходу пьесы. Именно к этому парнишке, весьма живо напомнившему мне Избранного оригинала своей упертостью в достижении цели, претензий оказалось меньше всего. Но это уже тема для разбора сюжета. К нему и стоит перейти, начав с тех самых характеров.

Сюжет и герои в нем:

Продолжая говорить о Кирилле, чуть внимательнее рассмотрим данного персонажа и его качества со склонностями.

Наивность? А мало ли у кого ее нет? Особенно в плане женщин и отношения к ним, желания хотя бы взять за руку, не говоря про случившееся с пареньком в камере. Единственный настороживший в данной ситуации момент – куда смотрел и или слушали охранники? Хотя, мало ли, может как раз-таки и смотрели, в глазок на двери. Какие времена, такие и нравы.

Желание отомстить? Из-за стервозной и хитрой девы? Да нет, не так все просто. Мотивы Кирилла вполне понятны, памятуя о всем произошедшем, о бедах и потерях, о нелепой смерти брата, к которой та же самая Лыкова имела пусть и косвенное, но отношение.

Упрямство на пути достижения цели? А это, если честно, плохо? Да, он чуть не погиб, самоубийственно вызвав Сомова, но и что? Это глупый, неправильный, и очень честный мужской поступок. Именно так, наплевав на свою жизнь и любым способом стараясь уничтожить врага своего даймё, поступали ронины эпохи Токугава. Именно к такой мысли и привел меня итог авторского сумбура.

И случившееся в последних абзацах порадовало. Причем, как мне кажется, можно было обойтись без следов от шипов, без ухмыляющихся бродяг, без будущего… но, но так интереснее. Кирилл, сдается мне, своими мытарствами заслужил подобный конец.

Лыковы. И вот тут, давайте честно, авторы попрыгали как кто хотел. Причем, если брать коварную Медею, то она-то как раз вышла весьма целостной, в отличие от папки. Да, девушка мила и непосредственна, великолепна и чудесна, красива и подла. И, если всмотреться в нее внимательнее, она весьма даже настоящая. А это просто весьма хорошо. Но, если уж разбираться полностью, то она все же дитя своего папы, весьма серьезного человека, и дочь своего времени, где выживают как могут. Вот Ирина и смогла ровно так, как вышло.

Скажу более, чуть приоткрывая завесу тайны над тем, почему добравшись до последней главы я поменял свое не самое позитивное мнение. Именно ее театрально-трагичное появление у Москвина тем не менее, несмотря на чуть ли не «заломанные руки а-ля Вера Холодная», заставило вздрогнуть и прочитать несколько страниц очень внимательно.

Да, странна была ее постоянная пьянка, да, весьма непонятны отношения с Сомовым, даже больше: они просто невероятны. Как может один из главных врагов семьи не знать ее, а она ни разу не видеть его? Хотя, несомненно, авторы честно старались объяснить данный момент и, в целом, у них получилось. Но вот ейный батяня…

Старший Лыков оказался человеком не просто с двойным характером. Характер у него оказался практически тройным… прям как одеколон времен СССР. Что только не скрывал в себе бывший… эт цетера. Тут тебе и продуманные шаги, приведшие к краху, и безоглядная любовь к дочери настолько, что плевать ему хотелось на все меры предосторожности насчет ее жизни вне самого метро, и ярая люто-злоба на Сомова, не приведшая ни к чему путному, и ярко выраженные стратегически хитрые шаги, превратившиеся в стариковскую глупость и сентиментальное невнимание, стоившее жизни. И, прям: старикам здесь не место. И кровиночка-Ириночка, схвативши недрогнувшей стальной рукой пистоль – поставила жирнющую точку в собственной судьбе и собственном отце.

Именно Лыков-старший продемонстрировал тот самый сумбур, о котором было сказано выше. Именно его характер метался аки мотылек на огоньке, меняя состоявшегося мужчину порой до неузнаваемости. Хотя, нет, ошибаюсь. Самый странный перснаж впереди.

И это вовсе не Лыков младший, выступивший статистом. Ну, что про него сказать? Он является прямым продолжением известного высказывания про АПЛ «Курск». Он умер.

Сомов. Вот он, тот человек, что точно не Рамзай. Ибо Рамзая, сдается мне, слили. А Сомов, вроде бы простой красногвардеец, неожиданно ставший частью элиты, вообще не старался себя прикрывать. Оно понятно, человеком Сомов показан горячим, с бушующей кровью, со своими страстями и демонами. Каково может быть утоление подобной жажды, кроме как не маскарад в облике гауляйтера? Или заливание собственного страха самогоном? Но, опять же, все равно странно.

Боец, партиец, отец солдатам и просто душевный человек. Очень неплохой тактик и сравнительно хороший стратег, имеющий определенные принципы, позволившие отослать Кирилла, вручив этому вьюноше даже патроны на житье-бытье. К слову, именно момент с Полянкой, потерей рюкзака в виде передаче бабке и прочие милые непотребства в определенной степени смутили. Хотя, разобравшись и покопавшись, понял и даже сделал собственный субъективный диагноз: синдром Воланда-Бездомного. Ага.

Так вот, возвращаясь к Сомову: где-то, в каком-то моменте, кто-то из квартета сделал определенное допущение и Сомов стал другим человеком. Совершенно другим, не похожим на себя первой половины «Изнанки». И разобраться в этом персонаже у меня так и не получилось. К огромному моему сожалению, да, так и есть.

Что касается самого сюжета, то, если разбираться внимательно, он есть, и он, крути- не крути, хорош. Хорош своей обыденностью, отсутствием спасения мира и достижением великих целей. Он очень эгоистичен, так, по-хорошему, по-человечески. Из борьбы одного глупого и балованного юнца с командиром и карьеристом – выросла борьба остатков кланов. Не самая большая, не убийственная для окружающих, но от того не менее трагичная.

И именно на ее фоне странноватым кажется противостояние с Ганзой. И, одновременно, совершенно верным. Квартет наглядно показал столкновение геополитических интересов и их влияние на общество. Простые люди идут и погибают. Не простые живут и здравствуют, лохмачей в глаз, чтобы шкуру не попортить, бьют. Другое дело, что сам этот момент, такой верный, такой нужный, авторы осилили именно с сумбуром. Отчего и хочется дать единственный совет: ребят, при продолжении эксперимента, расписывайте роли более подробно. И тогда акценты сместятся ровно так, как нужно. И вы сами не заметите, как книга вырастет в своем уровне.

Атмосферные странности:

Красногвардеец в буденновке? Откуда, ради командарма 1-ой Конной, возьмется шлем-богатырка в подземельях метрополитена? Хотя, если ради пасхалки и желания пошутить, полагаю, наверное да.

Равняется ли стрельба из «Утеса» по наступающим ганзейцам стрельбе Виктории Серас из OVA «Hellsing» по наступающим упырям со щитами в одной из серий? Сильная визуальной стороной часть боевки. Настолько сильная, что она полностью покрывает героически погибшую изнасилованную дочку коменданта. Потому как автору именно данной части картинка удалась. И это хорошо.

Почему т-щ Москвин совершенно не в курсе происходящего непотребства? Вот самый главный вопрос, возникший у меня. Единственный момент, который по-настоящему напряг, заставил листать книгу назад и искать хотя бы какое-то логическое объяснение.

Атмосферная стабильность:

Я совершенно не зря воткнул в самом начале четверостишие Бодлера из целого «Сплина». Когда-то использованное Крупновым со-товарищи стихотворение как нельзя лучше передает состояние книги Тимофея Калашникова. В ней нет наметок на отдаленное светлое будущее, в ней нет глубокого сияния ослепительной чистоты хотя бы какого-то рая после смерти, в ней нет ожидания тепла и добра. И это плюс. Плюс несомненный, ибо написать что-то нерадостное, но подать это «что-то» подобным образом – довольно сложно.

Книга, порой скачущая аки горный козел, порой ползущая медленно и неотвратимо как бронепоезд на малых парах, сделана с душой. Души у нее четыре, а если считать использованные стихи, то целых пять. И каждая старалась передать что-то личное, дабы текст не оказался заурядным и серым. Но… но ни это главное.

В великолепном фильме «День выборов» есть совершеннейше экзальтированный персонаж, худрук какого-то там театра. И когда он, со свойственным данному актеру апломбом, переходящим в истерику, восклицает: КАТАРСИС… мне всегда становилось смешно. Но, неожиданно для меня, последние страницы из последней главы «Изнанки» неожиданно сделали что-то подобное. И именно благодаря им в самом начале мнения красуется компоновка из названий двух фильмов братьев Коэн.

Момент, в котором Ирина Лыкова сидит и ждет своей судьбы, когда прямо из книги выпадает смертный приговор Тимофею Калашникову, когда Москвин показан со стороны, именно он меня покорил и заставил присмотреться к тесту повнимательнее.

Когда Антон Чивур, безумно прекрасно отыгранный Бардемом, сидит в кресле и ждет вдову персонажа Джоша Бролина, а потом выходит, то… кто-то думает о том, что женщина остается жива? Несколько фраз, несколько хороших кадров, и нате, получите прекрасную сцену. Именно что-то подобное возникло в процессе прочтения последних абзацев «Изнанки». Да-да, для меня она закончилась раньше ползущего вперед Кирилла. И вот этот самый финал мне показался очень и очень хорошим, за что авторам – спасибо.

Резюме:

Это не простая книга. И каждый явно сам увидит в ней что-то свое. Для себя – увидел. А что выбирать кому-то еще – решать именно «кому-то еще». И да пребудет с нами Сила.

DIXI

Оценка: нет
– [  5  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

tapok, 19 октября 2013 г. 15:59

В последнее время ВМ-2033 старается выдавать более-менее качественный продукт на выходе. Собственно, «Изнанка мира» — один из них.

Роман написан сразу несколькими авторами. Это с первых страниц заметно — текст хорошо отшлифован, заметна многослойность произведения. В книге присутствуют: любовная, политическая,военная линии. Отчасти это и триллер с философским подтекстом (не путать с псевдофилософией!). Соответственно в «Изнанке мира» много героев, которых можно условно поделить на два враждующих сообщества — Лыковы и Зорины. Ничего не напоминает? Извечный сюжет «Ромео и Джульетты» в [сильной] переработке от Тимофея Калашникова. Но это только первая ступень произведения, которая лишь запускает сказ.

Итак, понравились персонажи. Все выглядят весьма мощно и разномастно: Лыков старший и младший отличаются друг от друга, равно как и Ира (дочка Лыкова-старшего; амбициозна, высокомерна, пойдет по головам без задней мысли); Зорины тоже разными совсем вышли (все три — Кирилл наивен и инфантилен, Павел расчетлив и холоден; Иван политичен, жесток). Хороши были и отсылки в предыдущим романам Вселенной. Они выполнены в лёгком и ненавязчивом стиле. Но вместе с тем нужно хотя бы прочитать книгу, запустившую всю ВМ-2033. Порадовала динамика. Сам по себе объём «Изнанки» не такой уж большой (были романы и больше в серии), но поместилось тут очень много всего.

Отмечу, что авторы особо не жалуют своих героев — убивают их направо и налево. При этом Кирилл совершает огромный путь по метро, сравнимый, например, с дорогой Артёма. Наряду с этим авторы показали нрав того (того ли?!) времени — когда друг предает друга, начстанции продаёт всю ветку за свою жизнь, девушка спокойно отдаётся, простите за прямоту, парню за еду. Мне сразу вспоминаются строки из песни Короля и Шута «Добрые люди» — «Тут и ограбят, и убьют, и оболгут, и обессудят/ друг друга поедом едят, хрустя, обгладывают кости; своих детей едят отцы, творцы себя съедают сами». Будь всё это в фэнтези, роман получил бы в классификаторе «черное фэнтези».

Итог: дико понравился роман. Один из лучший в серии. Соавторство было удачным, надеюсь, что они продолжат работать вместе (ну или хотя бы по одному; Гребенщиков-то уж точно).

Оценка: 9
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

Oleg83tt, 19 апреля 2013 г. 17:20

Своеобразная книга, рассказывающая об эпизоде жизни на «красной ветке». Немного напомнила отходящий состав поезд, который постепенно набирает ход. Так и тут, постепенно и не спеша мы погружаемся в данную книгу. Сюжет хороший, «актеры» станций прописаны на высоте, нет ничего лишнего, чувства и эмоции выражают реальность происходящего, а моменты экшена – цепляют. Ко всему сказанному, стихи насыщают эту книгу своей философской легкостью.

Рекомендую.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

KiloHertz, 12 февраля 2013 г. 12:35

После череды откровенно слабых книг в сериале появилось сразу несколько лучиков света, один из самых ярких – «Изнанка мира». С одной стороны, книга довольно близка к оригиналу Глуховского, с другой, полна собственных идей. Подкупает красивый литературный язык, которым написано произведение, действующие лица надолго остаются в памяти, а сюжетные ходы радуют непредсказуемостью.

Несмотря на упреки предыдущего оратора в нереалистичности (особенно порадовал довод про атлетов и странная убежденность «критика», что в метро должны обитать исключительно хлюпики. Musthave, передайте привет Хантеру!), книга настолько безжалостна к свои героям, что невольно веришь – в жестоком постъядерном мире всё так и будет. Или как у Аволедо в «Корнях небес», или у МакКормака в «Дороге»... У людей изнашивается не тело (как утверждает упомянутый уже musthave), речь идет о несколько иных материях.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

musthave, 1 февраля 2013 г. 22:01

Кто любит реализм в фантастике лучше не читать. Очень слабая вещь в плане проработки персонажей. В метро все герои атлеты — Откуда? Там же сплошной голод, и не важно занимался ли он спортом или гены, лучше внутренний мир дали бы понять героев. Такая ситуация, как ядерная война, делает людей изношенными. 3 только за вселенную. Не рекомендуется к прочтению

Оценка: 3
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

nikn, 19 декабря 2012 г. 10:55

Этот роман написали четыре автора и это очень чувствуется при его прочтении. Вроде бы единый сюжет кажется собранным из отдельных кусков. Произведение, действие которого происходит в Московском метро, получилось жестоким и кровавым. По атмосфере и содержанию роман совершенно гармонично вписывается в заявленные первым романом Д. Глуховского рамки. А именно не логичный и не правдоподобный мир постапокалипсиса, на фоне которого разворачиваются различные истории общественного и личного апокалипсиса, остальное также по шаблону.

При этом вполне читаем и должен понравится любителям цикла «Вселенная Метро 2033».

Оценка: нет
– [  4  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

Dobkachleo, 23 ноября 2012 г. 12:00

«Политическая карта»

Рецензия на «Метро 2033: Изнанка мира» Тимофея Калашникова

Персонажи уходят из книги один за другим,

Словно им отвратительна роль, неприятны партнеры;

Или автор (безумный создатель) вдруг взял и затер их —

Затерял меж торосов жестокой словесной пурги.

Персонажи уходят — открыто бегут со страниц —

Прямо в руки врагам, натыкаясь на пули и пики,

Смело в пропасть шагая, успев что-то важное крикнуть.

Сами мылят веревку ли, ждут ли наемных убийц —

Персонажи уходят. Незыблем лишь главный герой.

Словно кто-то его бережет/охраняет/лелеет.

А для всех остальных в каждой новой главе — лотерея,

О которой герой наш зачем-то мечтает порой.

Будто он недоволен судьбой. Будто тоже в душе

Он не против уйти, если верный найдется попутчик.

Жить у бога за пазухой — может и это наскучить.

Извини, дорогой, ты ведь знаешь прекрасно сюжет…

М. Зиновкин, эпиграф к главе -1 «О главном герое замолвите слово».

Я, такой-сякой, добрался до книги значительно позже запланированного. Надеюсь, автор, во всех четырёх обличьях, меня простит. Тем более впечатления от его частичного дебюта получились положительными.

Сразу замечу, что довольно легко было заметить, где кто написал. Образ главной злодейки явно прописан женской рукой, её отца — мужской, опытной (аккуратное разграничение эмоций, правильная оценка каждой). Главного героя определённо вёл человек с иным характером, но явно мужчина. И, что касается батальных сцен, епархии Константина Баранова, тут тоже явственно чувствуется иная рука. Как будто в вымышленного Тимофея Калашникова вселялся бес и заставлял плясать пальцы под его дудку. Ибо крови пролилось не просто немало, а чересчур много.

Надо отдать Константину должное: крови, может, и много, зато самые «пикантные» подробности опущены. Оттого и картинка возникала незамысловатая: залитые кровью станции или перегоны, мёртвые тела и бесхозные стволы на полу.

Добавлю ещё: чаще всего от пуль и ножей погибали второстепенные… нет, не так. Эпизодические персонажи. Возможно, сейчас ступлю на зыбкую почву спойлеров, но не могу не заметить, что один из самых частых ходов, использованных «двухголовым Янусом» и предвещавших кровавую сцену, стал разговор часовых. Нет-нет, а что-то да и случится в момент мирной болтовни «обо всём и ни о чём». Видимо, следовало объяснить появление ненужных для сюжета героев путём временного введения в этот самый сюжет.

Теперь от эпизодических «персов» к ключевым фигурам. Каждому досталась своя. За исключением, кажется, только Баранова. Или это он взялся за Сомова? Так или иначе, все главные герои получились самобытными, с абсолютно непохожими характерами. По иронии судьбы, все они — враги и «адепты» одной и той же идеологии. Не знаю уж, на каком именно этапе написания «Изнанки» в проект вступил Андрей Гребенщиков, но и в его дебютном сольном романе, и здесь чётко разграничиваются коммунисты и большевики. И этот принцип, вкупе с борьбой за власть над Севером Красной Линии, становится краеугольным камнем повествования.

Эпилог романа преподнёс издевательские сюрпризы: Майк Зиновкин забракован Москвиным (Геннадием, не Сергеем!), а сам Тимофей Калашников — враг народа. Хотя есть в «Изнанке» неожиданности и поприятнее: сделаны реверансы в сторону «Санитаров» и «Царства крыс».

Немного о минусах. Выделю два. Первый — название. «Фанфик на самих себя» ещё может носить такое, но в описании Лицевой стороны истории не хватило сюжетного фундамента под словосочетание, попавшее на обложку. Если честно, до прочтения книги, думал назвать рецензию «Мир наизнанку», но ничего подобного в «Изнанке мира» нет. Просто аллюзия на социальные реалии прошлого.

Второй и гораздо более существенный недостаток заключается в обилии матерных и просто ругательных слов. Не припоминаю такого количества обсценной лексики ни в одной мало-мальски хорошей книге. Здесь же это бросалось в глаза и резало по ним.

Однако соавторам удалось по-новому описать оплот московских коммунистов, рассказать подробности о них и не забыть о существовании других государств, типа Полиса и Ганзы. Ещё бОльшая их заслуга — то, что они, вчетвером, не считая автора эпиграфов, смогли написать такое противоречивое произведение! Конечно, повторная попытка объединиться вряд ли будет, но… чем чёрт не шутит?

Оценка: 8
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

psix, 15 октября 2012 г. 18:29

Замечательная книжка Серии. Единственная, наверное, где нет места романтическим соплям и воспеванию военных действий. Персонажи настоящие, живые. Война грязная, кровавая. Дух «Метро 2033» Глуховского полностью передается. Мистика, загадки. Здесь можно найти все. Плюс в конце книги авторы (да, Тимофей Калашников — это не один человек) говорят о втором, полностью отличном сетевом виде романа. Если кому интересно, могу дать ссылку (я то его уже читаю))) ).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Константин Баранов, Андрей Гребенщиков, Элона Демидова, Павел Старовойтов «Метро 2033: Изнанка мира»

eka007, 15 октября 2012 г. 05:58

Реалистичный, достаточно жесткий роман о Постядере.

События затрагивают северную окраину Красной ветки, но хотя, с точки зрения Центра — Красносельская и Сокольники, это почти что захолустье, там тоже кипят интриги, идет нешуточная борьба за власть.

Мне понравилось, что в романе нет прямолинейных железных суперменов, а все герои наделены человеческими характерами, со своими слабостями, но и с сильными сторонами тоже.

Острая интрига держит в напряжении до самой последней страницы.

Хороший язык, нормальные диалоги. Читается легко, увлекает.

Интересно рассказано о нравах, царящих на Ганзе. Вообще вся история с охотничьим полигоном кажется мне новым словом в серии Метро2033.

Оценка: 9
⇑ Наверх