Андрей Столяров отзывы

Все отзывы на произведения Андрея Столярова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 255

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6 

«Альбом идиота»
–  [ 3 ]  +

Кропус, 05 февраля 2024 г. в 20:56

Когда-то мне попалась юморестка, где некий автор решил написать современную сказку, и отправился к другу за советом. Среди многих «мудрых» мыслей высказанных другом была и такая: «конец не должен быть хорошим — ибо не реалистично, но при этом бодрым и энергичным — дабы не плодить пессимизма». И вот сказка написана и зачитывается малолетней дочери автора. Концовка там такая: «Однажды пришёл заяц, съел козу и бодро пошёл работать в огород».

— Зачем съел? — в ужасе спрашивает Малышка.

— Что бы не было хорошего конца, — отвечает горе-писатель.

У девочки начинается истерика.

Кажется, что пиша повесть Столяров руководствовался именно этим советом. Только ещё хуже, ибо ничего бодрого в концовке нет.

Это же надо додуматься:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герой заболел геронтонитом, ускоренно состарился и помер.

Оценка : 3
«Монахи под луной»
–  [ 6 ]  +

george1109, 18 декабря 2023 г. в 13:52

Ах, какие отличные отзывы! И отрицательные, и положительные – отличны все! (Разве что, кроме отзыва Necrov который ни отзывом, ни рецензий не является, низкий поклон коллеге за это мини-исследование). Отличны настолько, что исходя из логики, добавить нечего.

И все же, попробую.

Коллеги уже проводили параллели со Стругацкими. Я же считаю, что это не просто параллели и отголоски, это прямое развитие литературных идей АБС, богато – чересчур богато – сдобренное не вполне объяснимой идиосинкразией к советской власти.

Как и положено ученику, Столяров оттолкнулся от творчества своих наставников, взяв из «Хищных вещей века», «За миллиард лет до конца света», «Улитки на склоне», «Сказки о тройке», «Гадких лебедей» и «Града обреченного» все сумрачные, мизантропические и абсурдистские нотки и доведя их до параноидальности.

В общем, все в лучших традициях постперестроечной литературы. «Монахи…» выросли из стилистики АБС, отягощенной проблематикой околодиссиденствующего интеллигента (спасибо коллеге Mishel5014 за точное определение). И из сюрреализма, каким его представлял в то время Рыбаков. Смесь гремучая, нитроглицериновая, но… не взрывоопасная.

Есть ли здесь сам Столяров? Несомненно! То, что потом превратилось в страхи «Темных небес», в горечь «Футуроцида», и во все остальное.

Печально, что уже в 1992 году книга запоздала. Против кого диссидентствовать-то? Смысл оттягиваться на почившем в бозе Союзе? Если книга тогда и смотрелась, то исключительно как точка (даже не как восклицательный знак) в беспросветной постперестроечной литературе всех видов, стилей и оттенков.

Как это выглядит и читается сегодня? Не ах. Слог романа более чем хорош, но будет осилен и оценен одновременно, только как минимум, специалистом структуральной лингвистики))), которому для полноты ощущений необходимо еще и застать предсмертную эпоху Союза в разумном возрасте. Или просто поклонником творчества автора. Так понимаю, и первых и вторых в современной России не то, чтобы много.

Тем не менее, прочитай я «Монахов…» в год выхода, обязательно впечатлился бы. Любил я по юности всякие литературные экзерсисы. Сегодня же, оценка не более, чем четыре с минусом, да и то исключительно в знак признания мастерства автора. Потому как сатирический сюрреализм – уж больно эклектичный жанр, недостатки которого застилают в моих глазах все стилистические достоинства.

Собственно, к чему это я? Те, кто автора любят и ценят, и так все знают. Те, кто нет, те – нет. А рекомендация новичкам получилось так себе, более чем сомнительная… В общем, посоветую «Монахов…» только историкам российской литературы переходного периода и фанатам интеллектуального модерна. Хотя попробовать стоит каждому. Вдруг…

Оценка : 5
«Сурки»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 28 июля 2023 г. в 10:17

Для первого рассказа автора, опубликованного в печати, совсем неплохо. Конечно традиционно, конечно вторично, но зато без явных нелепостей — и это уже здорово.

Хотя, если говорить начистоту — спонтанно одномоментно возникший разум, это, конечно, явная лажа. Как, впрочем, и история с удивительно быстрым развитием «цивилизации» сурков — «Дней десять назад они ещё не знали огня. А сейчас появились костры». Впрочем, всё это можно считать авторским допущением, необходимым для главной фразы рассказа, относящейся к братьям нашим меньшим: «Представьте, что у вас появился младший брат и этот брат сделал вам больно — чисто случайно, неосознанно, даже не понимая, что именно он делает, только потому, что он ещё слишком молод». В общем, уважаемые читатели, не карать, а терпеливо, очень терпеливо воспитывать :).

Оценка : 6
«Учитель»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 22 июля 2023 г. в 19:34

Пришельцы и Контакт — тема сама по себе очень выигрышная. А если к этому ещё добавляется и то, что вещь свою Столяров сделал очень и очень динамичной, то понятно, что рассказ просто обречён на то, чтобы быть увлекательным. Правда в основном весь интерес читателя направлен на то, чем же всё это в итоге закончится. И, к сожалению, автор так и не сумел отойти от традиционного финала — контакт не получился, все остались «при своих».

Но потраченного на чтение времени не жаль — написано действительно интересно. Хотя, если вдуматься, клюквы тоже хватает. Вот один из ярких примеров: с какого это бодуна рядовой инженер космического корабля смог пробудить буквально во всех самых обыкновенных сельских школьниках такую увлечённость математикой, такие таланты, что буквально все они затем стали звёздами математической науки :). А узконаправленный сигнал связи, которые не только почему-то всё время попадает в спутники, но при этом ещё и в пух и прах их размолачивает — это вообще сильно. Просто фантастика....

Оценка : 7
«Третий Вавилон»
–  [ 3 ]  +

Кропус, 27 мая 2023 г. в 10:03

Всё правильно: доброе дело наказуемо. Решил маленько помочь людям, так за тобой тут же спецслужбы всего мира начинают гоняться. Понятно, что феномен Нострадамуса внимания спецслужб не привлечь не мог — это неизбежно. Вот только по некоторым оговорочкам понимаешь, что им (точнее их начальству) интересен не феномен как таковой. Они бояться, что Нострадамус «своим холодным рентгеном» вскроет тайны сильных мира сего. О какой ужас! Немедленно изловить!

Тайны элиты да будут они сокрыты от простецов во веки веков! А люди в катастофах пусть погибают! Они просто расходный материал.

В общем идея хорошая, но всё портит излишняя пунктирность, отрывистость повествования. Да я понимаю стиль турбореализма (никто не значит, что значит, но был такой. Ныне стиль, кажется, благополучно скончался. Что ж, пусть покоится с миром и не воскресает)

Добавлю ещё, что мне лично больше всего понравились ретро эпизоды о прошлом Настодамуса, но опять же, слишком пунктирно.

Оценка : 6
«Изгнание беса»
–  [ 3 ]  +

Кропус, 23 мая 2023 г. в 21:21

Безусловно лучший рассказ Столярова. Он мне очень нравился и нравится сейчас. Выдвинута любопытная идея, что в средневековье была неудачная попытка эволюционного скачка, остановленная церковью. Но есть один вопрос который хотя и озвучен в тексте, но ответа не получает: а что собственно будет с обычными людьми не прошедьшими араморфоз при победе мутантов. Любопытно, что в рассказе его озвучил явно отрицательный персоонаж, но вопрос тем не менее остаётся. В рассказе правда мельком упоминаются страны в которых араморфоз происходит постепенно и у всего населения. Учитывая дату написания текста, ясно о каких странах идёт речь, а так же почему о них ничего не сказано. Но всё же, как всё это выглядит там непонятно.

Вообще этот вопрос слабое место большинства книг о подобных мутантах. Обычно авторы просто его игнорируют. Уиндем в «Отклонение от нормы» по-крайне мере честно написал, что набрав силу «отклонения» просто должны перебить «норму». Не вдохновляет как-то. Есть и примеры положительного решения, например Саймак «Кольцо вокруг солнца». Но это к слову. В самом рассказе решение даже не намечено.

Вообще по этой вещи мог бы получится хороший фильм, а лучше сериал по мотивом, с подробно развёрнутым миром. Но чего нет, того увы нет.

Оценка : 8
«Продолженное настоящее»
–  [ 5 ]  +

БондаренкоЕА, 21 апреля 2023 г. в 20:10

Хорошо написано, ничего не скажешь, читается на одном дыхании. Динамично построенный сюжет держит в напряжении, которое постоянно нарастает вплоть до самой развязки. Вот только смысл... смысл... в чём же смысл?

Искусственно вздутая на фактах, которых не было, проблема прогнозирования будущего решается какими-то потусторонними методами, которых не бывает, которые ни на чём не основаны и не могут дать результата. Это похоже на блестящую форму без содержания, наполненную лишь тенями и отблесками. И будущее всё-таки наступает, даже там, в мире, которого нет.

Оценка : 4
«Боги осенью»
–  [ 3 ]  +

Podebrad, 31 января 2023 г. в 12:47

Сильное разочарование. Книга вышла в 1998, а такое впечатление, что это дилетантский опыт из 1990-1992. Тогда делались первые попытки создания русского фэнтези и получались они, как правило, на таком вот уровне. Но в 1990 это было ново и даже интересно, а в 1998 годилось только для фанатов жанра. Все сюжетные ходы взяты из традиционного фэнтези, которым к тому времен уже основательно наелись. Порядки в параллельном мире скопированы из такого же второсортного фэнтези. Способы перемещения между мирами тоже были уже не новыми. Главный герой демонстративно усреднённый — в меру инфантильный, вполне порядочный, склонный к покою и при этом немного авантюрист на подсознательном уровне. Вообще-то, такой человек должен вызвать симпатию, но почему-то не вызывает. Видимо, из-за качества изображения. Светлый лорд — типичный Светлый Лорд. Тёмный лорд — типичный Тёмный Лорд. Принцесса постоянно меняет свой лик, и при этом в каждом образе неубедительна. Особенно неубедительна в момент смены ликов.

  А что получилось — необычный образ Петербурга. Увидеть в череде бесконечных тёмно-серых дней октябрьского Петербурга светлую звенящую тишину — для этого действительно надо обладать особым складом души. Только это склад души не героя, а самого автора. За это ему и плюс.

Оценка : 4
«Миллион зеркал»
–  [ 2 ]  +

rast22, 10 января 2023 г. в 02:28

Весьма злободневный рассказ о том, как порой трудно выбраться из Большого Круга и переиграть судьбу. Автор увлекательным и удивительно точным языком обыгрывает проблематику роли индивидуума в историческом контексте. Кто ты, человек? Готов ли идти на жертвы? Искать новое кредо?

Впечатляет и форма подачи. Не в лоб, а обтекаемыми фрагментами, за которыми не видишь берегов. История состоит из эпизодов, в которых есть и драма, и сухие сводки, всё это перемешано и сдобрено важными смысловыми посылами читателям. Очень по-Нолански!

Оценка : 10
«Третий Вавилон»
–  [ 1 ]  +

Zangezi, 14 декабря 2022 г. в 22:29

Очень характерная деталька этого романа: описан некий персонаж, который крайне остро, буквально телепатически ощущает страдания и боль мира, «войны, террор, геноцид и расовую дискриминацию» (тут, кстати, интересно, позитивную тоже?). Но все это, как явствует из романа, касается только людей. Страдание и боль животных, которых выращивают на убой и уничтожают миллиардами, то ли недоступна Нострадамусу, то ли игнорируется им. А если где-то мучают котиков?

Оценка : 6
«Искушение»
–  [ 1 ]  +

Zangezi, 14 декабря 2022 г. в 22:24

Странно, что нет ни одной рецензии. Любопытный рассказ, идейно близкий к «Волны гасят ветер» Стругацких. Есть своего рода людены, называемые спарками, в которых могут эволюционировать в том числе и люди. Чем многие и пользуются. Земляне, конечно же, в ужасе, пытаются перекрыть спаркам все каналы, но как, если они способны самостоятельно перемещаться между планетами?

Рассказ любопытен тем, что он спорный. Главный герой полагает, что спарки — это одно из многих искушений, которые человечество вполне способно преодолеть, как преодолело до этого прочие. Мол, «не так уж много землян захотят изменить свою биологическую сущность». Однако если вспомнить, что спарки — бессмертны, способны, как уже говорилось, путешествовать по всему космосу, и вообще, вид, наиболее приспособленный к жизни в обозримой вселенной», то эта уверенность уже не выглядит сколько-нибудь обоснованной. Скорее наоборот.

Оценка : 7
«Мир иной»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 10 декабря 2022 г. в 18:54

Платоша, Леший, Квинта, Алиса, Обермайер, Топинамбур, Синус, Тарзан, Буратино, Енот, Кот Бегемот, Ковбой Джо, Чубакка, Кэп ... .

Нет — это не просто перечень прозвищ героев фильмов, сказок и литературных произведений. Нет — это не набор «погонял» или «погремух». Это имена, под которыми в виртуальном 3 — D городе знают его основателей.

В этом городе есть свои гномы, эльфы, а иногда можно встретить и гремлинов.

Это место, которое должно было стать антиподом реальной Земли. Это место, где демократия должна была быть настоящей, а власть и деньги не иметь никакого значения. Это место, в котором люди должны были становится лучше, добрее и оставаться самими собой. Это место, которое должно было стать «МИРОМ ИНЫМ».

Что же стало с этим миром? Удалось ли ему стать землёй обетованной, для тех кто устал от трудностей и проблем реальной жизни? Получилось ли у его создателей оторвать этот мир утилит, компьютерных программ и 3-D технологий от политической и социальной реальности нашей действительности?

Томас Мор может лежать в гробу спокойно. Почти через пятьсот лет после написания его знаменитой «Утопии» продолжают появляться тексты творчески перерабатывающие его основные идеи. Так кто же они, основатели «мира иного»? Первопроходцы, открывающие человечеству дорогу «за горизонт « или лузеры, неудачники, не нашедшие себе места в «реале»? Играют они этим или по-настоящему живут?

Читайте. Узнаете всё сами, а домыслить сможете ещё больше. Написано немного затянуто, немного пространно, на мой непросвещённый взгляд. Автор много отвлекается на всевозможные рассуждения о политике, демократии, равенстве и «протчем», непосредственно не относящемуся к сюжету.

В целом интересно и читабельно. Повесть представляет ещё одну попытку автора порассуждать о виртуальном пространстве и его устройстве. Его концептуальные идеи вполне себе имеют право на жизнь.

Чтение такого рода «расширяет интеллектуальный контекст, поддерживает уровень квалифицированного осмысления бытия».

Оценка : 8
«Маленькая Европа»
–  [ -1 ]  +

вNдmт, 03 декабря 2022 г. в 22:42

Новый поджанр фантастической литературы: ислам-апокалипсис.

Оценка : 6
«Некто Бонапарт»
–  [ 3 ]  +

Кропус, 30 ноября 2022 г. в 22:23

Короткие, словно вспышка молнии, зарисовки. И как бывает иногда с настоящими вспышками которые вырывают из тьмы различные фрагменты местности, но но в результате которых невозможно составить целостную картину пейзажа толком не складывается целостная картина ни мира, ни хотя бы действий персонажей.

Кто такой Патриарх? Военный диктатор или научный руководитель научного проекта? Или он каким-то непостижимым образом одно с другим совмещает? Кто и зачем устроил дурацкий переворот на полигоне? Чего этим вообще хотели добиться? Зачем Жанну в нарушение договорённости запустили, да ещё без без темпера? Зачем вообще делать запуск без темпера, если это верная гибель запускаемуого (ну, так думали?) А ведь угроза ей единственное, что заставляло подчиняться Наполеона-Милна. Зачем прикончили Авицину? Как я понял, многих запускаемых вербовали насильно. Ну и что им мешало тогда попав в прошлое поставить всю программу на попа, просто назло из мести?

Нет, сама основная идея интересная. Если бы только всё это написать по другому, без любимого Столяровым турбореализма. По-моему глубокому убеждению реализм может быть только реальным (в широком смысле, насколько это понятие вообще приминимо к фантастике). Турбо же реализм ничем не лучше соцреализма.

Оценка : 5
«Телефон для глухих»
–  [ 1 ]  +

Кропус, 24 ноября 2022 г. в 21:44

А в самом деле, какой предстанет глубинная сущность человечества, если содрать с него всю накипь. Неужели действительно войны, насилие и религиозный фанатизм. Или наоборот именно они накипь. Книга ответа не даёт.

Оценка : 6
«Тёмные небеса»
–  [ 4 ]  +

Кропус, 14 октября 2022 г. в 21:38

У меня возникли ассоциации со злой свифтовской сатирой на человечество. Вот только ещё более страшной, так как у Свивта всё же гипербола в перемешку с фантасмагорией, то здесь, надо признать, что при заданной автором ситуации сценарий вполне возможный. Хочется конечно надеяться, что при подобном раскладе люди повели бы себя умнее, но гарантий никаких.

Это бы книгу прочитать тем, кто на самом верху принимает решения, что бы хоть немного мозги прочистить, но они скорее всего подобных книг не читают. Даже среди рецензентов странички кое-кто возмущён, видимо напряг их сильно этот текст. Но лично мне уже давно поднадоели кишки на антеннах и слёзодавилки, это же текст близок к роману-идеи, социальной.

По началу раздражают прыжки из одного времени в другое, с частичными спойлерами, но к этому я быстро привык. Более того это способствует эмоциональному напряжению читателя: ты уже примерно знаешь, что случится, но не знаешь как.

Некоторый шанс человечество Сталяров всё же оставляет. Ох, где бы нам взять такие мутации. Боюсь в реальной жизни придётся обойтись без эмпатии с телепатией.

Оценка : 9
«Мелодия мотылька»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 05 октября 2022 г. в 19:39

Сильный текст. Силён он прежде всего тем, что Столяров показывает нам очень РЕАЛИСТИЧНЫЙ вариант будущего нашего мира.

Сейчас, в 2022 году, это осознаётся особенно отчётливо. Отдельные элементы будущего, описанного в повести, мы наблюдаем уже сегодня. Они вокруг нас.

Господство транснациональных корпораций достигается через тотальное внедрение цифровых технологий и виртуальной реальности. В результате человек представляет собой лишь РЕСУРС, который нужно максимально эффективно выработать. Хозяева мира делают всё, чтобы максимально заработать как на жизни индивида, так и на его смерти.

«Мелодия мотылька» — это история как раз об этом. История о РЕАЛЬНОЙ любви в ВИРТУАЛЬНОМ мире.

Без всяких сантиментов и излишнего морализаторства, буднично и жестоко, автор описывает к чему может привести «такая» любовь. Хэппи-энда не ждите. Он просто невозможен в том мире, который мы видим в тексте. Да и в сегодняшнем «реале» места для настоящей любви всё меньше. Согласны?

Так что, скорее всего, всё так и будет как в этой замечательной повести. И даже раньше чем мы ожидаем.

Оценка : 8
«Дайте миру шанс»
–  [ 1 ]  +

dm_admiral, 13 июля 2022 г. в 13:12

Вообще-то это не художественное произведение, а документальное. Чистая публицистика. В тоже время само произведение не следует точному описанию событий, происходивших в Западной Европе с конца 60-х, по конец 70-х годов. Автор, хоть и отстраненно описывает историю RAF, но сосредоточился более на психологической и социальной составляющей стороне событий. Для этого он, рассказывает историю не линейно, а чередуя экскурсы в прошлое и будущее основных действующих лиц, также включив в произведение обзор на события, происходившие в конце 60-х годов в США, Франции, а также в странах Ближнего востока (в частности Палестине).

Оценка : 8
«Учитель»
–  [ 7 ]  +

Славич, 27 июня 2022 г. в 16:33

Вроде бы избитый cюжет об инопланетянине, потерпевшем аварию на Земле и вынужденном жить среди людей, и текст простой, без изысков и выкрутасов, и особых философских выводов нет. Но всё равно один из лучших рассказов Андрея Столярова. Может быть, мне просто нравятся такие незамудрённые истории о столкновении обыденного с фантастическим? Немного даже Саймака напомнило, наверное деревенской атмосферой.

Думаю, что большинство старших коллег-фантастов перенесли бы сюжет в капстрану и у них получился бы очередной памфлет, а молодой Столяров не побоялся выбрать местом действия сибирскую деревню.

Удивительно даже, что такой хороший рассказ издавался всего три раза.

Оценка : 8
«Сурки»
–  [ 1 ]  +

lex_art, 28 декабря 2021 г. в 12:30

Тема о том, что в резульате контакта с иным разумом человек начинает враждебно относится к носителям оного, давно известна. Можно, конечно, порицать подобное поведение и заявлять, что род людской ведет себя как варвары и скоты, но какая разумная альтернатива такому поведению? Ключевое слово «разумная». Я согласен, что короткий рассказ Столярова не про мирное сосуществование двух разных видов разумной жизни и не попал бы в собачий цикл Клиффорда Саймака (я про роман «Город»), но может ли быть так, что в сложившейся ситуации род людской показал себя не идеальным образом, но наилучшим из возможных? Ведь как известно из самого рассказа до нашествия сурков были иные природные катаклизмы. ИМХО в сложившейся ситуации вероятность нейтральной концовки — уже хорошая концовка.

Оценка : 7
«Детский мир»
–  [ 1 ]  +

lwiw, 27 декабря 2021 г. в 19:22

Постсоветское городское фэнтези. Если бы Стивен Кинг был русским, он бы такое, наверное, и писал. Традиционно для Столярова хорошо написано, но мне лично не приглянулось. Унылая действительность книги какая-то очень живая и родная, а это мешает воспринимать сказочность происходящего. То ли жанр не мой, то ли писатель.

Оценка : 5
«Мы встретимся на горе Арафат»
–  [ 1 ]  +

arturramires, 09 декабря 2021 г. в 04:10

Страшная сказка на ночь. Именно в таком стилистическом изводе мне нравилось неспешно читать повесть в течение двух поздних вечеров.

Поначалу всё казалось чересчур за уши сконструированным, и слишком уж ответом на злобу дня мне, сегодня живущему среди QR-кода. Но, потом автор уговорил прописанностью характеров и вообще каким-то общим ощущением своей мастеровитости в изображении деталей и быта, и оттенков психологических состояний, присущих выпускникам некой школы-интерната, и нюансов мудрого нрава старого учителя (отец Либби). Понравилось даже то, что повестушка лихо уложилась в формат «все умрут, а я останусь», что только поспособствовало более крепкому отождествлению с героем, и окончательно укутало ароматом сказочности.

Не знаю, этого ли эффекта добивался уважаемый писатель, может быть он хотел к чему-то призвать или заставить срочно задуматься над судьбами всей этой дивности, летящей в тартарары и далее?

А мне, отдельному субъекту, стало хорошо на душе и благостно. И открытый финал я трактую оптимистично... Хуже-то некуда.

Оценка : 8
«Мелодия мотылька»
–  [ 3 ]  +

arturramires, 06 декабря 2021 г. в 02:06

Хороший рассказ, только он ...постарел. Триннадцать лет прошло с момента написания, и всё воспринимается теперь не как «продолженное настоящее», а как текущее и вполне обыденное. Просто человек не хочет видеть, где и в чём он по уши.

Сюжет слишком лобовой. Язык автора интеллектуально заряжен, а эмоции, чувства героев виртуально-пластмассовые в своей безнадёжной ординарности. Достать чернил и плакать.

Оценка : 6
«Футуроцид» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

Адреналинкс, 29 ноября 2021 г. в 17:56

Отличная книга про разные варианты будущего, которое, как известно, многовариантно, но – по версии Андрея Столярова оно неизменно мрачное.

Скажу честно, местами было тяжеловато читать – именно из-за бесконечно мрачной атмосферы абсолютно во всех повестях. Так-то они ожидаемо профессиональные, с крепким сюжетом и интересными поворотами событий. Последнюю повесть – «Продолженное настоящее» — уже сравнили с «Гадкими лебедями» Стругацких, я же там вижу ещё и отсылки к «Человеку в высоком замке» Филипа Дика с его параллельными реальностями.

Единственное что откровенно не понравилось – политическая сатира, вплетение современных реалий в футуристические произведения. Лично мне такое режет глаз сильно. Но, к счастью, такого и не много.

Оценка : 9
«Боги осенью»
–  [ 1 ]  +

lwiw, 12 ноября 2021 г. в 17:20

Скучный мужчина средних лет мечтает о приключениях. И находит их. Читается книга легко и быстро, в этом её главный плюс. Присутствует атмосфера Петербурга 90-х годов. Это уже на любителя. В общем, читать можно, но рекомендовать, хвалить и запоминать на долгие годы точно не стал бы. От Столярова ожидал большего.

Оценка : 5
«Мечта Пандоры»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 31 августа 2021 г. в 21:48

Социальная фантастика времен СССР. БОльшая ее часть посвящалась не нашим собственным проблемам, а порокам и недостаткам западного общества. Но в данном случае наблюдается некий симбиоз: мировое сообщество смогло уладить глобальные проблемы, образовав МКК (международный контрольный комитет), а былое наследие западной цивилизации в лице ученого-психопата Нейштадта пытается втравить новое общество в разного рода войны и конфликты. В память советских писателей крепко врезался изуверский образ врача-садиста Менгеле, который был своего рода символом западной науки. Данная повесть, фактически, представляет собой версию того будущего, в котором Менгеле не только выжил, но и получил возможность бесконтрольно проводить свои эксперименты. Впрочем, ничего фантастичного тут нет: в те времена все крупные державы широко проводили разные исследования по управлению человеческой психикой. У нас на этом поприще работал сибирский академик Казначеев, разработавший технологию влияния на человека различных электромагнитных излучений. Вся информация о характере его работ строго засекречена и в наши дни. Скорее всего, эти исследования и не прерывались — любое государство кровно заинтересовано в том, чтобы вольно манипулировать общественным сознанием. Все современные пиар-технологии родом из подобных лабораторий. Бороться с подобным нуаром крайне тяжело — это напоминает сражение с ветряными мельницами. Особенно если учесть, что половина электората уже основательно зомбирована этими технологиями. По этому поводу уже высказались и Билл Гейтс (творец одиозной Windows), и Илон Маск, и даже наш «мастер пиара» Михалков. Так что автор повести ничего не придумал, а просто немного сгустил краски.

Достаточно интересна описанная в произведении идея «интерактивного театра». Он следует известному изречению Шекспира: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Сценарий у такого спектакля пишется не драматургом, а самими зрителями, которые принимают активное участие в самом действе. Не знаю, насколько высоко и велико подобное искусство, но в его народности вряд ли кто-нибудь усомнится. Только вот все попытки создать такой вид театра закончились весьма печально. Включая и пресловутый Дом из данной повести.

Напоследок о языке и стиле изложения. Если слова этого языка в целом нормальны, то вот само повествование несколько сумбурно и даже хаотично. Сначала какая-то хроника военной операции, из которой сложно что-либо понять (понимание приходит в середине повествования), затем просто набор официальных документов, призванных обозначить важность проблемы, а напоследок — детективно-приключенческая история о некоем инспекторе по вопросам культуры Павле, который вовсе даже не инспектор, а... впрочем, не стоит заранее раскрывать его incognito! Это вам, конечно, не Джеймс Хедли Чейз, но один раз прочитать можно.

-------------

РЕЗЮМЕ: почти реальная история, произошедшая в вымышленной стране, где столкнулись интересы местной контрразведки и экстремистской организации матерых националистов.

Оценка : 7
«Послание к Коринфянам»
–  [ 3 ]  +

Necrov, 20 июня 2021 г. в 20:53

Повесть, опубликованная во втором же томе собрания сочинений Столярова, вышедшем в 1993 году. По сути это продолжение «Монахов под луной». Только чуть изменены акценты, стиль изложения. Теперь он более логичный, последовательный, но описывает всё то же пришествие Антихриста на Землю.

Сюжет описывает приход Антихриста на Землю. В основе сюжета лежит идея «если Пришествия не избежать, значит нужно взять его под контроль и договориться».

Главным образом тут стоит остановиться на образе Президента. По многим как внешним, так и биографическим чертам в нём угадывается Б.Н. Ельцин.

Во второй главе Матфей, рассказчик этого эпизода, упоминает о «феноменальной грубости» Президента. Бориса Николаевича после его выступления на октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1987 году многие из присутствующих обвинили его в грубости, политическом нигилизме и пр.

В четвёртой главе Президент встречается с представителями партии националистов, про себя весьма пренебрежительно о них отзываясь. В биографии Ельцина есть подобный факт: в том же 1987 году, 6 мая он встречался с представителями национально-патриотического фронта «Память». Реальная встреча никаких видимых результатов не имела.

Это развитие сюжетной линии вполне отражает то, что при Б.Н. Ельцине внутри страны сложилась обстановка, когда коррупция и бандитизм стали повседневной нормой.

Первые 4 главы соответствуют порядку Четвероевангелия. Деяния апостолов — продолжение Евангелия от Луки. Тоже на своём месте. Бегство в Египет — явно не на своём месте, если следовать за текстом Библии. В принципе, если учесть, что это хроники прихода сатаны, то получается такая картинка: «От Матфея» описывает жизнь аватары дьявола, собственно, нам не так важно знать, что было с ним до момента ареста, а то, что случилось с ним позже становится известно из последующего текста. Соотнести главу «От Марка» представляется затруднительным, хотя, если сделать поправку на то, что судя по всему эксперимент по «вочеловечению» на тот момент уже идёт, то некоторая параллель прослеживается, хотя и основной «текст» остаётся за кадром. «От Луки» вполне соответствует оригиналу в последовательности, основная цель — описать жизнь после пришествия. Наконец, глава «От Иоанна», как и оригинальное Евангелие заполняет повествовательные пустоты в предыдущих главах, связывая всю последовательность воедино.

«Деяния апостолов» посвящены действиям Президента, когда он уже уверился, что Пришествие совершилось. Ключевой фразой этой главы, наверное, можно считать: «Сатану можно изгнать из этого мира, ему можно продать свою бессмертную душу, но заигрывать с ним нельзя, потому что тогда невольно становишься его апостолом и деяниями своими способствуешь воцарению Ночи».

«Бегство в Египет», находясь в конце произведения, как бы символизирует то, что несмотря на то, что Дьявол пришёл в этот мир, но пришёл в него и Спаситель, и есть ещё надежда на то, что человечество не окончит свои дни в Геенне Огненной.

Достаточно мрачная повесть, ещё мрачнее, чем «Монахи под луной», хотя бы тем, что в «Монахах», которые цепляются за старый миропорядок, ещё есть какая-то надежда на то, что он имеет шанс сохраниться. В «Послании к коринфянам» уже этой надежды нет. Только смутный-смутный намёк на то, что когда-нибудь в отдалённом на поколение (-я) будущем, возможна хотя бы относительная нормализация.

Оценка : 9
«Маленький серый ослик»
–  [ 5 ]  +

Necrov, 20 июня 2021 г. в 20:48

По форме — литературный анекдот на сорок пять страниц, по сути весьма язвительное описание одного из «социальных лифтов». Главный герой, м.н.с. Константин Манаев, любитель выпить и травить байки начинает свой день с опохмела в кругу малознакомых собутыльников, а потом, по мере распития, постепенно перемещается в окружение зав. лабораторией, следующая «остановка» — директор института, далее следует министр и, наконец, Секретарь. Все эти эволюции происходят по той причине, что Манаев виртуозно умеет рассказывать байки и анекдоты, причём очень чутко ловит настроение слушателей. Начав день где-то на задворках, под институтским забором он вскоре оказывается в кремлёвском туалете. К сожалению, для Манаева, кроме Секретаря, оказавшегося в восторге от политических анекдотов, существет в Кремле ещё и служба безопасности, которая среди всего прочего пресекает деятельность подобных элементов.

Гвоздём программы Манаева была простейшая история про серого ослика, который постоянно сталкивался с трудностями, каждый раз говорил: «Давайте, ребята, выпьем» и все трудности рассасывались сами собой.

Причём изо всех комментариев, которые я встречал в интернете даже те, кто обратил внимание на то, что Манаев умеет подстроится под вкусы аудитории, не писали, в чём именно разница между этими вкусами.

Собственно, сатира не столько на сам социалистический строй как таковой, сколько на тех, кто разваливал государство и извращал его иделы в процессе перестройки, даже, если взглянуть чуть шире, с конца брежневского правления.

И да, кажется мне, что это попытка показать скорее разницу между слоями населения, чем простое обвинение в тотальном пьянстве, которое тут усмотрели большинство комментаторов. Столяров не так прост как может показаться на первый взгляд.

P.S. В честь Манаева Столяров, похоже назвал целый народ, или расу, «манайцы» в рассказе и романе «Мы, народ...»

Оценка : 9
«Монахи под луной»
–  [ 5 ]  +

Necrov, 20 июня 2021 г. в 20:42

В предисловии к журнальной публикации Борис Стругацкий писал: «Главный герой этого романа — Страх. Большой Страх — порождение и движитель великих тоталитарных систем XX века. Великий Тотальный Страх, который оплетает и пронизывает общество, пропитывает его насквозь ядовитой, цепенящей слюной, высасывает живые соки его до последней капли и, наконец, убивает. Даже не убивает собственно, а делает мертвым. Это гораздо страшнее. Ибо нет ничего страшнее, чем мертвое общество. Его замедленная, неестественная, загадочная жизнь. Жизнь разлагающегося трупа».

Андрей Михайлович Столяров в своём романе рисует фантасмагорическую, но от того не менее реальную картину упадка СССР. Начиная с конца шестидесятых, первых годов Брежневской эпохи, эпохи развитого социализма, позже, в перестроечные годы, окрещённой эпохой застоя он сплавляет воедино реальность и виртуальность, достоверные черты эпохи и образ её, рождённый в головах диссидентов.

Ключевыми понятиями для романа являются: «Хронос», «Ковчег», «круговорот», «сценарий», «корректировка», «останов», «слом», «изъятие».

Сюжет в основной своей сути довольно прост: столичный журналист получает задание написать статью о некоем человеке по фамилии Корецкий, который был осуждён и казнён. С этой целью он прибывает в провинциальный город, где сталкивается с рядом людей: от горкомовских деятелей до местных диссидентствующих интеллигентов. Документы, полученные им от Идельмана, свидетельствуют о том, что Корецкий осуждён незаконно, а также о том, что в этом городе царит кумовство, взяточничество, расхищение госсобственности и, вообще, все-все-все пороки советского строя, которые только можно придумать.

Действие романа происходит в один и тот же день, который главный герой, Борис Владимирович Белогоров, на протяжении романа переживает четыре раза с некоторыми вариациями. В рамках романа этот цикл назван «круговоротом». Каждый день проходит по одному и тому же «сценарию». Несмотря на то, что основные моменты предопределены заранее, некоторые события вываливаются из «сценария», создавая «вариации».

Также основополагающими терминами мироздания «Монахов» являются «Хронос» и «Ковчег». Хронос, дремотный Хронос — божество стабильности, застывшего времени, покоя. Ковчег — воплощение и детище Хроноса, замкнутое пространство, в котором идёт «круговорот».

Ближе к концу романа упоминается «Великий Повтор», который соответствует «круговороту», но уже на уровне всей страны.

Вместе с тем, в романе описывается несколько таких дней, причём на каждом последующем цикле герой смещается всё ближе к вечеру.

В событиях каждого конкретного времени суток без труда можно разобрать основные черты советской действительности, начиная с конца шестидесятых и заканчивая распадом СССР, собственно «сломом». На это указывает сам автор, назвав день, который повторяется раз за разом — это 18 августа, понедельник, эпоха развитого социализма.

Среди жителей города Столяров выводит ряд персонажей начиная с самой верхушки городской власти и заканчивая обыкновенными рабочими и шоферами. Создаёт он и образ интеллигента, который таком собирает и ночами переписывает печатными буквами компромат на тех, кому днём преданно или заискивающе смотрит в глаза и улыбается.

Это роман-миф на основе мировосприятия диссидентов, их страхов, чаяний. Не зря ведь Столяров даже в эпиграфе пишет, что «Не существует такого города, не существует таких людей, и не существует времени, когда все это происходило…»

Кроме персонажей-людей Ковчег населён и персонажами-идеями, например Гулливер, своеобразная инкарнация спасителя, который может воздействовать на мир только пока в него верят, и сделать только то, чего хотят, верящие в него. Беда Гулливера в том, что люди, вернее, зомби, давно уже ничего не хотят, а в вере их осталась только ненависть.

Здесь же и ещё два символа — Младенец с колодой карт, разъезжающий на крысе и вечно пьяная, развратная Железная Дева. Если в начале романа упоминаются только слухи о них, то в конце они становятся чуть ли не главными вершителями судеб Города.

Есть тут ещё одно чудовище — Чёрное Одеяло. Оно лишает живых людей всех желаний, мыслей и превращает их в зомби. Оно практически не опасно, потому что для того, чтобы стать зомби, человеку нужно пожелать этого самому, самостоятельно броситься в его нутро.

Роман очень сложен для восприятия. Из рецензии критика Сергея Бережного: «Роман «Монахи под луной» — ну очень тяжелое чтение. <...> В этом романе форма явно задавила содержание. Одно очень здорово связано с другим, Андрей Михайлович это шикарно придумал и очень умно выстроил».

Время действия автор указывает совершенно однозначно: август, понедельник, восемнадцатое число, эпоха развитого социализма. В последних главах — эпоха социализма.

Брежневская, по большему счёту, эпоха развитого социализма охватывает порядка двадцати лет: с 1964 по 1985 год. За это время 18 августа приходилось на понедельник в 1965 г., 1969 г, 1975 г. и 1980 г. Следующее 18 августа наступило уже в перестроечном 1986 г. Вместе с тем в романе упоминается XIII пятилетка (1991-1995 гг.).

Собственно, по мере смены времени суток герой движется по шкале времени в направлении тринадцатой пятилетки.

Вторая глава «Обыкновенное утро» соответствует раннему брежневскому периоду, когда ещё на инерции хрущёвских времён бичевали культ личности, боролись за гласность, но, вместе с тем уже начиналось «закручивание» гаек. Разумеется, это было хорошее время для того, чтобы сводить счёты со своими личными врагами при помощи государства. Например, документы, которые Белогоров получает от Идельмана содержат в себе две характеристики Корецкого, написанные с интервалом в девять месяцев. В первой — он прекрасный работник, мастер своего дела, передовик и на производстве и в общественной жизни, а во второй — полная противоположность. Там же и рассказы свидетелей о том, как их принуждали давать «правильные» показания. Вместе с тем эта папка не содержит ни одного документа потому что, вручая её Идельман говорит: «Я все это переписал – извините, печатными буквами, небольшая перестраховка. Мне это стоило, наверное, трех лет жизни». Таким образом абсолютной уверенности в том, что в папке содержится правда, быть не может. Однако, в восприятии Белогорова она является истинной.

Четвёртая глава «Первая половина дня». Начало её посвящено поискам свидетелей, которые упоминались в документах. На заводе соблюдается режим строжайшей секретности, но работяги через дыры в заводах спокойно бегают за самогоном. Никто ничего не знает о других цехах, хотя, возможно, знают, так как всё-таки указывают. (Отражение результата Косыгинской реформы, когда распались связи между производствами и каждый выпускал только то, что выгодно ему).

Здесь же впервые звучат слова кгбшника Апкиша: «Социализм в нашем варианте – это железная естественная регламентация. Государство пронизывает собою всю толщу жизни. Существуют конституционные гарантии. Это правда. Но существуют еще и невидимые, всепроникающие, абсолютные и жестокие законы власти, которые, как универсальный клей, цементируют наше общество, придавая ему совершенную форму. Каждое слово предписано. Каждый поступок заранее согласован. Внутренняя цензура – это воздух, которым мы дышим с детства. В паузах великих речей сквозит тюремная тишина, и зовущие лозунги примотаны колючей проволокой. Вы мне скажете: Тоталитарный режим? – Да!.. – Вы мне скажете: Империя коммунистической бюрократии? – Да!.. – Но одновременно – и консолидация, и уверенность, и стабильность. Прежде всего – стабильность. Так хочет народ. Косметические средства здесь не помогут. Надо либо ломать до основ, которые были, по-видимому, хороши, либо шествовать дальше, как на параде: бурно радуясь и разворачивая транспаранты – обращая восторги к праздничным золотым трибунам…» Второй раз этот же текст он произнесёт в начале главы 8 «Вечер и закат».

В этой же главе Белогоров предпринимает попытку побега, но нет билетов, автобусы не ходят, даже поезда не притормаживают перед станцией. Пространство скручивается петлями, возвращая его в самое начало пути. Железный занавес непроницаем, и даже до ближайшей деревушки Лаврики добраться невозможно. Тут происходит встреча с Железной Девой, вечно пьяной, вечно похотливой, а также упоминается Младенец, пока ещё мимоходом.

Глава шестая. «Вторая половина дня».

Соответствует собственно «эпохе застоя» и перестроечным временам. Первая часть с бичеванием Батюты и беседой с рабочим Васей Шапочниковым, предстающим в образе рака отражает состояние поздней брежневской эпохи. Об этом говорят два отпрыска Батюты, сразу родившиеся в пиджаках и потребовавшие себе должностей. А также речь рака, описывающая беспросветность жизни и усталость от неё, а потом переходящая к требованию «всех расстрелять» и посадить новых правителей, а если они будут такими же, то и их расстрелять. И так до бесконечности. Здесь же происходит первый «останов». Жизнь замирает, застой ширится. В качестве оберега, защищающего от неприятностей Белогоров вместе со своим шефом вешает затасканный транспарант «Партия — наш рулевой!», очерчивая таким образом защитный круг в кабинете.

Вторая часть главы явно описывает перестроечные времена. На это указывает «двенадцитрукий Кагал» на мотоциклах, который творит беспредел в столовой, где подают то, что есть в принципе нельзя. Абсурдность ситуации заключается в том, что главный герой думает о Кагале, что они «вероятно, комсомольцы».

Вместе с тем миф, в котором продолжают жить либералы всё ещё сохраняются прежние представления: «Раскаленные звезды Столицы предвещают нам коммунизм. Красный цвет их неумолим. Страх, как радиация, пронизывает все общество. Страх и равнодушие. Отвратительный облик власти. Бородавчатые рептилии. Пожирание окрестных миров. Земли, воды, растения. Люди, пажити, города. Патология насыщения. Камнепад привилегий и благ. Точно в прорву Вселенной. Этот голод не утолить. Только когда от государства останется чисто выеденная скорлупа. Только когда библейский Армагеддон. Люди и монстры. Зомби. В идеале – монстры и зомби. Ящеры. Места для человека нет.».

И здесь же всплывает полный текст «евангелия от Гулливера», одного из символов грядущего преображения:

«14. Истинно говорю вам:

15. Есть хлеб черный. Как смоль. Называемый – головня. Имя ему: Ложь. Миллионами злаков прорастает он в колыбели мира. И едят тот хлеб с радостию. И, насытившись, хвалят его. «Вот хороший хлеб». Но едят только Ложь. И болеют от вкуса Лжи. И тайком выблевывают обратно красную позорную мякоть.

16. И еще говорю вам:

17. Есть хлеб белый. Как лунь. Называемый – пырей. Имя ему: Страх Великий. Зернами гнева и тишины осыпается он в сердцах ваших. И выходят из сердец чудовища, и жестоко мучают вас, и душат вас, и глодают вас, и не ослабевают ни на один день в своем голодном мучительстве.

18. И я говорю вам:

19. Откажитесь от хлеба: Ложь. Который напитал вас ненавистью и тщетою. И я говорю вам: Откажитесь от хлеба: Страх Великий. Который немочью сковал ваши члены.

20. Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание.

21. Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

22. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они ясно видели дела ваши…»

И сразу за этим всплывает сцена допроса Корецкого, сцена его изнасилования в камере. Самое время. В самиздате «Архипелаг ГУЛАГ» уже широко распространён, в 1989 году выходит его первое советское издание. Ужасы советской системы широко тиражируются в массы. Назревает «слом», распад СССР.

Глава 8. «Вечер и закат».

Глава вполне вписывается в реалии 1990-91 гг. Демоны, про которых периодически упоминалось ранее перешли в атаку:

«Демонов были десятки. Левое крыло их распространялось по Огородам, – предлагая населению колготки и стиральный порошок. Разумеется, по государственным ценам. Недовольство, таким образом, было подавлено. Основная же масса, выламываясь и беснуясь, хлынула по Кривому бульвару прямо на горком, – распаковывая гирлянды сосисок, потрясая в неистовстве фирмовыми джинсами. Милицейские патрули, забросанные колбасой, отступали, сгибаясь под тяжестью неожиданного дефицита. Противопоставить им было нечего. Склады госторга были печально пусты. Рота солдат, поднятая по тревоге, встретила на углу Таракановской заграждения в виде ящиков с бутылками водки. Причем, многие уже были откупорены. Контрудар, естественно, захлебнулся».

Остаётся добавить к вышеизложенному сущий пустяк — последнюю главу, «Утро нового дня», которая, увы, не нашла своего отражения в реальности, но тем не менее вполне согласовалась с тем, что абсолютное большинство граждан СССР выступило за то, чтобы его сохранить.

Главы «Ночью на площади» я, вероятно, разберу более подробно чуть позже. Впрочем, они всё больше по смысловому наполнению отражают явления этих самых промежуточных годов, о которых я говорил в самом начале. Это те самые годы, когда понедельник выпадал на 18-е августа.

Оценка : 9
«Тёмные небеса»
–  [ 4 ]  +

genametr, 25 марта 2021 г. в 16:18

Данный роман трудно назвать художественным произведением. Скорее это блог, где автор излагает свои мысли по поводу контакта, цивилизации, человечества и какие все козлы. Чисто кухонный разговор причем с зеркалом — собеседники у автора редки. По сути это монолог и разговорные вставки носят роль чисто косметическую. В принципе я не против монологов, если личность героя мне симпатична. Читал же я когда-то Райнова где герой говорит редко и по делу, а все остальное происходит у него в голове, чтобы никто не подслушал. Но это книжки про разведчиков, у них работа такая. Да и герой у Райнова при всей молчаливости выписан очень рельефно. Здесь же гг просто кукла на палочке, для изложения авторских взглядов на современный мир. Не слишком-то и оригинальных. Спасти книгу могла бы капелька юмора, но увы. В целом текст не произвел впечатления каких-то откровений. Сюжет, интрига, персонажи, движуха или батальные сцены? Все в гомеопатических дозах. Но те кого вышеперечисленные особенности не смущают могут найти в книге бальзам для души. Если взгляды автора им созвучны, а лекторская манера изложения не пугает. Справедливости ради перо автора достаточно легко и слог его не раздражает. Читать можно, но идеи изложенные в книге не произвели на меня особого впечатления. Отдельное неспасибо за увлечение экстрасенсорикой. Наелся еще в 90-е. Впрочем кому-то оно будет внове или наоборот напомнит молодость.

ps Всю движуху автор упаковал в третью главу «Исход» — кому хочется драйва или просто устал от политоты, могут начинать прямо с нее. Автор яростный трампист, точнее хилларифоб и вначале придется потерпеть. Но потом ничего, даже живенько. Только будьте снисходительны к пассажам про крах доллара и евро и победу бартерных экономик основанных на ресурсах.

Оценка : 6
«Детский мир»
–  [ 8 ]  +

IgorLutiy, 19 марта 2021 г. в 02:09

Если вы слышали старые советские страшилки про черную руку и гроб на колесиках (и иже с ними), то знайте, эта повесть вот об этом самом. О советских детских страшилках. Почти как у Успенского в «Красной руке». Только с черной рукой. Ну правда же, если прочитать характеристику детских страшилок на Википедии — то мы увидим все составные элементы этого жанра в повести Столярова.

Главные герои дети — есть (плюс взрослые в нагрузку, куда же детям без них). Объекты, предметы, существа — вредители, при этом акцент сделан на их цвете — есть. Предупреждения и нежелание остановиться у героя — есть. Есть и смерти и даже помощник милиционер. Вроде бы ничего не забыли? И главное действующее лицо — темнота.

Целевая аудитория повести — дети и подростки. Для взрослого сюжет слишком прямолинейный и примитивный. Однако чего не отнять у этого произведения — это атмосферы. Она построена просто отлично. Постепенно нагнетается, от небольшой тревоги, порожденной исчезновениями детей и пустынными улицами, до свирепой паранойи, когда кажется, будто весь окружающий мир ополчился против городка и главного героя. Эта вот атмосфера получилась у автора просто отлично. Равно как и описание городка и быта 90-х годов прошлого века. Будто снова переживаешь то время. Только теперь вместо экономических ужасов — детские страшилки и непроглядная тьма. Интересно, что же страшнее?

Небольшая, достаточно простая и при этом весьма атмосферная повесть. Сражение с тьмой в антураже небольшого ранне постсоветского городка. В этом определенно что-то есть. По крайней мере, читать было интересно.

Оценка : 8
«Сад и Канал»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 06 марта 2021 г. в 16:56

В этом произведении нет ни складного связного повествования, ни мысли — это всего лишь набор красочных апокалиптических картинок гибели города, разрисованных в мрачноватых детективно-мистических тонах. Манипулировать словами Столяров умеет ещё как (вспомним хотя бы его «Ворона» с идеей абсолютного текста): картинки постепенно идущего к своей гибели Петербурга получились у него и яркими, и запоминающимися. Да и накручено в них немало.

Но, собственно, кроме этих картинок в повести больше ничего и нет. И чем дальше читаешь произведение, тем больше эта пустота раздражает — хочется всё-таки понять, зачем автор это всё написал. А ответа вплоть до самого конца так и не отыскивается :(.

Кроме этого, при чтении несколько гнетёт то однообразие, которое начинает проглядывать в произведениях Столярова: «Третий Вавилон», «Мечта Пандоры», а теперь вот и «Сад и Канал» — всюду одно и тоже: некая глобальная катастрофа в неком городе/регионе, везде военные, каким-то боком относящиеся к этой катастрофе, и везде некий отдельно стоящий герой со своим отношением к происходящему.

И последнее — о названии повести. Название «Сад и Канал» из текста произведения никак не вытекает. Для читателя так и остаётся непонятным, какой смысл оно несёт....

Оценка : 5
«Маленькая Луна»
–  [ 2 ]  +

grigoriy, 22 февраля 2021 г. в 14:01

Этот роман помещен в сборник, который правильнее бы назвать «Крушение»   И речь идет не только о крушении жизни главного героя-биолога Арика, но и о крушении счастливо начинавшегося любовного романа   двух других героев.Они-герои второго романа, . Но если крушение Арика было невольно подстроено им самим-непонятно что он ожидал от последнего эксперимента. то крушение счастья героев второго романа порождено изменениями в стране и первоначальным не желанием их-героев- вписываться в новые реалии..Но реалии оказались сильнее... В целом   меня разочаровал   первый роман.Там много логически неоправданного(например, почему созданная искусственно жизнь будет опасной для уже существующей), Кроме того. роман «Маленькая Луна» ыглядит не законченной...

Оценка : 5
«Обратная перспектива»
–  [ 3 ]  +

grigoriy, 20 февраля 2021 г. в 14:02

Роман   читать трудно, ибо это не роман.   Интересные идеи, характеристики Троцкого(неожиданная) Сталина(ожидаемая и точная), размышления о революциях, исторических процессах Много о евреях и религии. Согласен   почти со всем   Наверно надо будет перечитать. Книгу купил в Озоне, но читал с компа-зрение сдает. В целом любителям экшна   даже и открывать книгу не советую. А любителям думать И ИМЕЮЩИМ НА ЭТО ВРЕМЯ-РЕКОМЕНДУЮ

Оценка : 8
«Освобождённый Эдем»
–  [ 0 ]  +

lvi, 12 января 2021 г. в 19:13

Содержание очень общее, философское. Читается трудно (определения, термины приходится искать), но затягивает. Автор неплохо ориентируется во многих отраслях знаний.

«Тёмные небеса»
–  [ 5 ]  +

Кот Маргай, 20 октября 2020 г. в 20:44

С остальным творчеством автора я незнаком, но слышал, что имя это весьма уважаемо. Помню, Борис Стругацкий ставил его вместе с Пелевиным в ряду авторов, фантастами не называемых, но по сути пишущих именно фантастику.

Данный роман – фантастика вполне однозначная, на почтенную тему первого контакта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В Солнечную Систему прибывает корабль пришельцев. Пришельцы связываются с земными правительствами и высаживают в оговоренной точке представителя, который начинает переговоры с человеческой делегацией. Пришельцы не собираются делиться технологиями, они вообще относятся к земной цивилизации скептически и считают, что ей с высокой вероятностью предстоит в скором времени погибнуть от внутренних проблем. С целью создания резервной копии они предлагают переселить часть человечества на подходящую планету в другой галактике. Разумеется, весь процесс контакта приводит к сильнейшим потрясениям в земном обществе. Главный герой – сорокалетний русский профессор-культуролог, вошедший в состав земной делегации, однако в романе есть сюжетные линии ряда других персонажей, более или менее осведомленных о ситуации и по-разному ее воспринимающих.

Мне эта история более всего напомнила «Спин» Уилсона. В обоих случаях пришельцы – это такой трансцендентный черный ящик, а основное внимание уделяется тому, как их действия влияют на общество. Человечество в целом – чудовищно, но при этом герои романа, в основном, — светлые люди, способные изменить мир к лучшему. Как часто получается при таких сопоставлениях заграничный роман получился техничнее, наш – душевнее.

p.s. Я не очень понял, зачем пришельцы не стали брать на Терру специалистов по высоким технологиям, так что теперь переселенцам придется изобретать все заново. В то, что это как-то должно увеличить пацифизм бывших землян, верится слабо. Скорее уж это сделает землян куда уязвимее и слабее с точи зрения арконцев.

p.p.s. В романе присутствуют весьма едкие шпильки в адрес одной из стран постсоветского пространства. Возможно, ряду читателей это сильно испортит впечатление от романа.

Оценка : 8
«Тёмные небеса»
–  [ 6 ]  +

Gooddog, 07 октября 2020 г. в 22:02

Отличный роман, умный, беспощадный. У кого из нас не возникало время от времени желания воскликнуть вслед за героем анекдота: «А нет ли у вас другого глобуса?».

Только вот — нет. Придется жить на этом. Переламывать себя, побеждать засевшую внутри каждого из нас «злую жадную обезьяну» — не зря автор, как написали выше, один из самых даровитых птенцов гнезда братьев Стругацких. Потому что если у человека не получится победить свое звериное начало, стать из существа биологического существом социальным, никакие арконцы нас не спасут. И кстати — ни у кого не возникло тени сомнения в отношении намерений этих самых арконцев? Действительно ли на Терре сущий рай, земля обетованная и реки молочные в кисельных берегах? Или это что-то вроде Химэя из «Райской машины» Михаила Успенского? Обратно-то с Терры никто не возвращался... Но даже если все правда — и на Терре действительно можно построить новый мир, то где гарантия, что через пару-тройку поколений эмигранты с Земли не превратят его в помойку?

В общем, есть о чем задуматься, и за это автору большое спасибо!

Оценка : 9
«Сурки»
–  [ 8 ]  +

montakvir7511, 04 октября 2020 г. в 18:34

Жестокое и страшное исследование способности человека и человечества выйти за рамки представлений о разуме и тех, кто способен им обладать. Рассказ держит в напряжении до последней, самой главной, строчки, заставляя переживать происходящее как здесь и с тобой.

Ведь правда, еще века полтора назад жителей Африки не считали за полноценных людей, ну как можно представить, что разум появился и развился у обычных сурков? И как остановиться в своем желании стереть с лица Земли странных мутантов, если эти мутанты сами не прочь тебя убить? Брат, младший брат, галота сапиенс...лучшая фраза здесь, наверное. Сам бы я смог перестать стрелять, интересно? Лет 20 назад точно сказал бы «да», сейчас — не уверен.

Мощно, очень мощно.

Оценка : 10
«Тёмные небеса»
–  [ 6 ]  +

prouste, 23 сентября 2020 г. в 11:56

Читается во всяком случае легко. Масштабный апокалипсис ввиду прибытия представителей иной цивилизации расписан обстоятельно и с детальками. С авторским посылом относительно обреченности земной цивилизации тоже нельзя не согласиться. В плане художественности все очень скромно, публицистики вагон. Всякие по мелочам похвалы Трампу и троллинг Украины автора не украшают.

Показалось несколько похоже на раннего А.Громова и уж совсем стилистически и художественно отлично от раннего Столярова, самобытного и одного из самых даровитых птенцов гнезда Стругацких.

Оценка : 6
«Цвет небесный»
–  [ 1 ]  +

Т_ЕЛЕЦ, 24 июля 2020 г. в 18:38

«Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння.» Так вот, среди деятелей искусств, в частности среди художников, тоже есть односторонние специалисты. Один пишет дивные цветы, другой владеет точным, уверенным штрихом, а герою повести Климову хорошо удаётся писать небо. Небо он умеет, и это единственное, что он умеет.

«Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать.» Так вот, вдохновение (талант, дар) тоже можно продать, а значит и купить. Обычное дело. Мы ведь помним, как некто барон Треч однажды купил у некого Тима Талера его способность смеяться — тоже своего рода дар.

  «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй...» Вот

по такой примерно методике действует новоявленный художник Сфорца, чтобы стать великим художником, вровень с Великими — скупает у других их ремесло, их таланты малые, их единственное уменье: цветы, штрих,небо...Мы ведь помним, что если прочесть «Треч» наоборот, то станет ясно, с кем имеешь дело. Если прочесть наоборот «Сфорца», то получится какая-то фигня, но определённая чертовщина в этом персонаже есть.

  Ну а что происходит с теми, кто продал свой (пусть и малый) дар, мы знаем хотя бы на примере всё того же Тима Талера. Ничего хорошего.

Оценка : 8
«Мы встретимся на горе Арафат»
–  [ 4 ]  +

majj-s, 05 июля 2020 г. в 07:52

ГЕЙ, СЛАВЯНЕ или ОТВЕТ ЭТВУД

...Я не чувствовал самого себя. Я был призраком, вызванным в мир вещей неведомым заклинателем...

Нельзя жить в обществе и быть от него свободным, и на определенном, гражданственном уровне понимаю, почему появляются такие книги, как «Заветы» Этвуд, «Сила» Алдерман или вот эта повесть Столярова. Живо трепещет, дискутируется, привлекает внимание, обещает стать обсуждаемым. А уж как выйдет, нам не дано предугадать.

В мире повести гендерное противостояние достигло в некоторое время такой остроты, что началась война женщин с мужчинами. Не потешная, в стиле аристофановых «Женщин в народном собрании» , а самая, что ни есть «если-враг-не-сдается-его-уничтожают».

Мир отныне делится на феминный и маскулинный с четким территориально-половым разграничением, которое не нарушается даже ради воспроизводства. Размножаются клонированием. Женщины, в силу физиологических особенностей, в более выгодном положении — могут отловить мужскую особь и использовать по назначению, мужчинам остается только пробирка.

И это грустно, потому что с каждым новым поколением у клонов понижается жизнестойкость. А кроме того, остается вопрос сексуальной активности, которая отчего-то не сублимируется в творческую простым удалением объекта. Ставя перед идеологами дивного нового мира задачу легитимизации однополых отношений с одновременным табуированием гетеросексуальности.

Действие «Мы встретимся на горе Арафат» происходит в одном из удаленном от больших городов интернатов — малый замкнутый социальный изолят внутри функционирующего по извращенным законам большого социума, но в стороне от него. Где герой-рассказчик с ужасом обнаруживает у себя патологию — он натурал.

Мне трудно представить сколько-нибудь достойное развитие этой искусственной и несколько анекдотичной завязки. К чести автора, он справляется — мастерство, его не растеряешь. А вывод откровенно хорош. И нет, это не «любовь лучше войны». Скорее: «не можешь исправить ситуацию — уйди из нее»

Оценка : 7
«Мы встретимся на горе Арафат»
–  [ 7 ]  +

montakvir7511, 01 июля 2020 г. в 18:37

Автор в тренде, проблемы гендера и самоопределения человека сейчас ух как актуальны. Скажу честно, что читал быстро и, возможно, некие детали упустил. Перед нами почти дистопия, описываются события недалекого будущего, где, в результате экспериментов с генами и генокодом состоялась некая катастрофа, приведшая к смещению гендерной направленности. Иначе говоря, женщин здесь практически нет (приведенную на урок фемину ученики рассматривают как страшную, телесно гипертрофированную обезьяну, со смесью ужаса и отвращения, то есть женщин они до этого только на картинках видели), размножение происходит клонированием и гомосексуализм из девиации превратился в единственный вид любовных отношений.

Рассказ ведется от лица учащегося некой находящейся вдали от обычных Городов школы. Много места уделяется регулярным вирусным атакам — то, что у нас сейчас идет под видом короны, там максимально разрослось вширь, постоянно видоизменяясь и совершенствуясь в вариантах гриппа, костяной чумы и того подобного. Плюс намеки на существование неких Умных Городов, откуда в человеческую зону иногда проникают киборгизированные мутанты.

Главный герой однажды осознает, что он натурал (а это не поощряется) и с этого момента начинается калейдоскоп событий, в конечном итоге уводящий его в ненаселенные земли, где, по слухам, есть колонии обычных, не клонированных людей.

Мир будущего, созданный писателем, отвратителен и мерзок, но, положа руку на сердце, кто мог еще 30-40 лет назад подумать, что в самом начале 21 века случится такое количество отклонений, массово продвигаемых в нормальность? Так что описанное может произойти даже раньше, чем мы думаем.

Финал открыт, парень приручает одичавшую псину и по обезлюдевшей, полной опасностей земле отправляется к горе Арафат. Обидно, что так и не раскрыта судьба упомянутой фемины, после демонстрации сбежавшей ночью из школы.

Пожалуй, лучшая — и самая цельная — повесть Столярова из всех, что мне попадались.

Оценка : 9
«Тёмные небеса»
–  [ 10 ]  +

miamortu, 16 мая 2020 г. в 13:22

Рональд Гамб и Рене Маркон — зовут здесь президентов США и Франции. Президент России остаётся неназванным.

Портал «Викиликс» постоянно срывает покровы.

Папа Римский столь же постоянно призывает молиться, а Патриарх Московский и всея Руси прозревает козни диавола и напоминает о скрепах.

Уганда, Руанда и Бурунди вторгаются в Конго. Да и вообще много кто куда вторгается.

ООН ничего не может, кроме как собирать бесконечные совещания.

Америка заигралась с Асадом.

««Берлинер цайтунг» по этому поводу написала...» (с), а так же статьи множества других газет и отдельных экспертов.

14 октября 1957, 12 апреля 1961 и другие памятные даты мировой космонавтики. Мировой — это советской на 75% и на 25% американской (да, я посчитал).

«Проклятая толерантность» — звучит из уст темнокожей гражданки Соединённых Штатов.

Только поначалу книга была похожа на роман о контакте. Это быстро прошло.

Примерно 60% процентов текста занимает хроника. Примерно 90% процентов хроники занимает словоблудие.

Из 40% оставщихся центральным персонажам больше половины занимает их противостояние бюрократической машине.

Почти все диалоги между землянами и гостем даны постфактум, из вопросов с людской стороны автор привёл дай бог пять, ответов — и того меньше.

Основная идея заключена в том, что человечество — это обезьяна с гранатой. И состоит оно по большей части из обезьянок с гранатками (руки, ноги, я же буду га-ла-вой, не обращайте внимания). Другие идеи были, но автор успешно обмазал их говном.

И видно, что пишет эрудированный и неглупый мужик, но легче не становится.

Эта книга — колхоз. Гвоздь в ладони тех, кто считает писательское мастерство мелочью, по умолчанию присущей всем умным людям, а тем более советским инженерам.

Оценка : 3
«Детский мир»
–  [ 3 ]  +

skotos, 19 апреля 2020 г. в 18:04

Удивительная вещь , удивительного автора . Очень живые герои и явный «сюр « всего происходящего только на пользу. Живой слог автора действительно оживил детские страхи . Очень интересно    как бы повесть оценили   дети интересна их реакция

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Радует   хороший конец , перед    этим читал «Боги осенью « и ожидал чего то подобного

Оценка : 9
«Тёмные небеса»
–  [ 13 ]  +

vvmonahov, 27 февраля 2020 г. в 19:09

Начало было интригующим. Показалось, что это новый вариант «Кимона» Саймака, где люди учатся у жителей Кимона как перейти на новую стадию развития. Потом пошли сюжеты об исламских экстремистах и бюрократии государственных машин, и стало ясно, что это отнюдь не новый Кимон. Потом пошло занудство о бедных несчастных землянах, осознавших свою бессмысленность из-за того, что над Землёй висит корабль пришельцев. Стало ясно, что этот роман, скорее, антиКимон — основанный на философии разочарования и деградации:

«Кошмарный итог: дым над всей планетой, дым над всей страной, дым над разворошенным Бельском. Кара, обрушившаяся с небес. Правда, в данном случае нас наказывают не боги. В данном случае мы сами наказываем себя.

...Наш мир, в том виде, в котором он сейчас существует, постепенно, но неотвратимо сползает в пропасть. Бездна уже раскрылась. Дно ее скрывает ядовитый туман. Мы не выживем, если самым решительным образом не преобразуем всю нашу жизнь. Если не сделаем приоритетом развития гуманизм, если не поставим социальную справедливость выше экономической эффективности. Только кому это нужно? – уныло размышлял я».

Итог: читая эту книгу мы сами наказываем себя. Лучше перечитать «Кимон» — а кто не читал, прочитать. Если же кому-то хочется читать унылое повествование про бюрократию или бытовые склоки с целью осудить человечество и людей за несовершенство и повздыхать — то, конечно, данный роман самое то. Только в нём нет именно конструктивной идеи. Предлагаемая автором идея «ребята, давайте жить дружно, иначе нам не стать космической цивилизацией» в качестве конструктивной не рассматривается.

Оценка : 4
«Мы, народ...»
–  [ 0 ]  +

Kogerlonger, 26 февраля 2020 г. в 00:26

Как то сильно перегружено философскими умозаключениями с последующими выводами, неужели автор совсем не видит, насколько нужно дозировать для читателя эту часть контента?

С другой стороны, если убрать философскую живопись из рассказа останется страниц 20 текста и внутри пять , шесть актов-событий

Оценка : 5
«Тёмные небеса»
–  [ 10 ]  +

Mishel5014, 12 февраля 2020 г. в 11:41

В общем и целом — очень достойный роман о Контакте.

Повествование подкупает — настолько все подробно и достоверно описано, что кажется в какой-то степени обыденным. Уровень текста очень высок. Создается впечатление беседы с очень умным и компетентным собеседником.

Интересны вкрапления событий из новейшей истории, особенно про трагедию в Руанде. Нравится и философская часть, и описание событий. Да, в условиях современной Земли — Контакт скорее всего был бы именно таким.

В этой связи вспоминается концепция Стругацких — в случае появления на Земле корабля пришельцев землянам есть прямой смысл требовать отсрочки и объединенной подготовки всей Земли к Контакту. Лет через пятьдесят. Это было бы самым разумным ходом. Хотя, скорее всего, как раз это совершенно невозможно, ну неспособны и люди, и государства Земли между собой об этом договориться.

Вполне реалистична «шпионская» часть романа, в хороших традициях Грина- Ле Карре- Ю.Семенова.

Минус балл — за чрезмерную язвительность в отношении одной из стран Восточной Европы. Я отлично знаю о недостатках моего Отечества, но меня раздражает, когда о них говорят из-за границы.

Развитие сюжета неспешное, кому-то может и не зайти. Но ближе к финалу появляется второе дыхание, и завершение книги — очень классное.

Рекомендую к прочтению, и весьма. Скорее всего и сам буду перечитывать.

Оценка : 8
«Тёмные небеса»
–  [ 9 ]  +

Shemsu, 27 января 2020 г. в 03:07

Есть много книг о Первом Контакте, но это первая (или, во всяком случае, мне пока не попадалось похожего), где Контакт был бы показан именно с этой стороны: бюрократия, меры безопасности, заседания Совбеза ООН глубокой ночью, тонны документов, инструкций, противоборство государств за доступ к знаниям инопланетян и др. и пр. Ну т.е. да, есть, например, весьма неплохой фильм Arrival, где всю сопутствующую «бытовуху» показывают, но там тоже это сделано немного плоско по сравнению с «Темными небесами». В книге, разумеется, подробнее.

Вы будете смеяться, но для меня именно эта реалистичность стала внове. Ведь и правда, Контакт всегда показывается вскользь, едва ли не сказочно, а, между тем, это работа тысяч если не десятков тысяч людей, и в этом смысле предельный реализм романа Столярова – явление если не новое, то как минимум свежее, позволяющее по-новому взглянуть и на нас самих, и на саму идею Контакта.



А второе и самое главное, что в этой книге цепляет – то, как идея Контакта перевернута с ног на голову. Да, конечно, «благими намерениями вымощена дорога в Ад» – фраза настолько известная, что навязла в зубах. Но, пожалуй, впервые автор показывает, как именно, в подробностях, и пришельцы хотели как лучше, и мы хотели как лучше, но внутри нас столько противоречий, религиозных, национальных, политических, что выходит так, как выходит.

Это не спойлер, потому что вы еще посмотрите, чем все закончится (не хэппи-энд, но и отнюдь не трагический финал).

В общем, это Первый Контакт – каким вы его еще не видели!

Оценка : 9
«Маленькая Европа»
–  [ 3 ]  +

Sawwin, 21 декабря 2019 г. в 17:56

Данный текст не имеет никакого отношения к литературе. Автор уныло подбирает объедки за бульварной журналистикой и вываливает их на читателя. Впрочем, чего ещё ожидать от господина Столярова? Его несамостоятельность уже навязла в зубах. Кажется, нет такой бульварной страшилки, к которой он не создал бы скучную иллюстрацию.

Оценка : 2
«Изгнание беса»
–  [ 0 ]  +

Necrov, 28 ноября 2019 г. в 17:57

Сборник прекрасно, почти идеально, сбалансирован. Даёт полнейшее представление о пути автора от классических идей советской фантастики к «турбореализму». По крайней мере несколько не из той оперы кажется лишь «Послание к Коринфянам» в одноимённом разделе. Оно больше подошло бы к «Цвету небесному», хотя тогда ему явно проиграли бы и «Альбом идиота», и «Сад и канал», которые вместе смотрятся вполне неплохо, а с «Цветом небесным» и «После нас» составляют вполне завершённую картинку, если брать за основу тему Петербурга. Только вот несколько не хватает в первой части «Права на самозащиту». А вот «Ворон» в качестве эпилога — выше всяких похвал.

Оценка : 10

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6 



⇑ Наверх