fantlab ru

Все отзывы на произведения Владимира Войновича

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

Ekgregor, 10 декабря 2023 г. 22:42

По правде сказать, замечательное произведение. Начало немного буксует, как мне показалось, но потом становится понятно, что все эти ознакомительные моменты были необходимы сюжету, они, можно сказать, оправданы. Читается очень легко. Юмор порадовал, он не злой. Может, и не добрый, но и не злой точно. Это сатира в самом лучшем своем проявлении. Таких романов не так уж много. Понятно, на что опирался автор, не хочу упоминать эти набившие оскомину капиталистические шаблоны, но в итоге получилось уж точно не скучнее. А может даже веселее.

Стоит ли читать и кому? Определенно, стоит. Всем, даже тем, кто далек от фантастики. Автор романа тоже (с его слов) далек, но это не помешало ему написать замечательную, легкую и веселую книгу.

Слаген, товарищи, с наступающим праздником! Пусть нам всем ярко светит алая звезда в новом году.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Владимир Войнович «Хочу быть честным»

flying_kitten, 16 августа 2023 г. 16:27

Заявленный год написания — 1963-й, соответственно действие повести разворачивается именно тогда. Главный герой работает прорабом на стройке, где всё в лучших традициях застоя (хотя до эпохи застоя, собственно, ещё далеко, но традиции были заложены уже тогда) — работы ведутся абы как, дефицит то того, то сего, из серии «а давайте задёрнем занавесочку и представим, что мы едем». При этом, как полагается, лозунги, «пятилетка за три года», вот это вот всё. Ну и в какой-то момент не хочет главный герой так жить, хочет быть честным.

Повесть сатирически-юмористическая, автор высмеивает современные ему пороки общества, но лично мне смеяться-улыбаться не хотелось совсем. Героя, такого несуразного, неустроенного в жизни, было отчаянно жалко. Декорации повествования навевали лютую тоску. Книга — исключительно продукт своего времени, ушло это время, да и хорошо. Написано то неплохо, таланта автору не занимать, но читать — прямой путь к депрессии.

Оценка: 5
– [  -4  ] +

Владимир Войнович «Монументальная пропаганда»

Ivan Chis, 18 ноября 2022 г. 12:07

Очень понравился это роман. Много запоминающихся персонажей, сюжет точно не оставит равнодушным. Рекомендуется к прочтению!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Владимир Войнович «Малиновый пеликан»

Ivan Chis, 7 марта 2022 г. 15:50

Очень понравился этот роман, хоть это и не совсем роман в его классическом понимании... Немного напомнило антиутопии Брэдбери и Оруэлла. Очень жаль, что ничего нового автор уже не выпустит. А в современной обстановке это бы многим помогло

Оценка: 9
– [  2  ] +

Владимир Войнович «Лицо неприкосновенное»

strannik102, 2 марта 2022 г. 19:34

Чонкины среди нас

О существовании книги о солдате Чонкине знаю, наверное, пару десятков лет. А может и больше. Но всегда параллельно с этим знанием плыла мысль о какой-то антисоветчине и книги, и её автора. И не то, что меня это обстоятельство отпугивало или напрягало, но всё равно руки до книги как-то не дотягивались, всё время чтение Чонкина откладывалось на потом, на когда-нибудь… пока однажды не увидел у Хаски (есть такой репер) выражение «никогда-нибудь» и не понял, что хватит уже откладывать, надо ведь когда-нибудь и прочитать эту книгу.

Однако представилась возможность пойти по более… лёгкому, наверное, пути, т. е. просто прослушать аудиоспектакль.

Сразу скажу, что постановка мне понравилась с качественным уточнением «весьма». Отлично подобранное музыкально-песенное сопровождение — т. е. как фоном что-то музыкальное звучало в нужных местах, так и сами актёры азартно пели весьма подходящие песни периода конца-30-х — начала 40-х (но ещё довоенных) годов. Отлично сыгранные роли действующих лиц, с характерными речевыми особенностями, со всеми нюансами звуков и интонаций, соответствующих записи самого спектакля — блестящей постановки Саратовского театра драмы по мотивам первой части знаменитой трилогии.

Ну, а что касаемо самого сюжета, то конечно ясно, за что именно в 80-м Владимира Войновича «попросили» из страны — за очернение советской действительности, за искажение реалий колхозной жизни и за кощунство в адрес Красной Армии и червоноармейцев (список подобных претензий можно продолжить). Но мы-то живём уже лет на 50 попозже и потому можем спокойно послушать всё, что хотел нам сказать автор книги о солдате Чонкине, и попытаться понять, почему он изобразил Чонкина и его дела именно в таком ключе. И не только Чонкина. Сатирико-комедийно, трагикомически и гротескно-соцреалистически. Понять и подумать. И о спектакле, и о книге, и вообще — подумать всегда полезно…

А если немного поднапрячь память и вспомнить годы срочной службы, то какие-то признаки чонковщины непременно придут на ум. Причём как в нашей, солдатской среде, так и вообще в армейской. Так что и Чонкины жив, и чонковщина, скорее всего, никуда не делась.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Владимир Войнович «Перемещённое лицо»

Ivan Chis, 14 февраля 2022 г. 21:08

Несмотря на все ранее написанные комментарии, мне финал трилогии про Чонкина понравился. Ловил себя на мысли, что во многих эпизодах поступил бы также как ГГ. Понравился ход с «копией» Сталина и с его осознанием своей «гениальности» в конце жизни.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Владимир Войнович «Претендент на престол»

Ivan Chis, 14 февраля 2022 г. 21:03

Продолжение приключений Чонкина, но уже практически без юмора. Очень хорошо читается на контрасте с 1 частью. Много очень «правильных» цитат.

P.S. эта часть немного про других героев, но от этого не менее интересно следить за их судьбой

Оценка: 9
– [  0  ] +

Владимир Войнович «Лицо неприкосновенное»

Ivan Chis, 14 февраля 2022 г. 20:58

Потрясающее произведение! И сатира, и юмор, и запоминающиеся выражения. Все есть) Однозначно стоит читать! Однозначно стоит в школьный курс литературы включать, чтобы подрастающее поколение наконец-то начало здраво мыслить...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Владимир Войнович «В стиле Андре Шарля Буля»

Ivan Chis, 29 декабря 2021 г. 11:20

Хороший сборник! Особенно хочется выделить притчу «Владычица» (несмотря на малый объем — очень глубокий смысл). Больше всего впечатлили «Сказки дедушки Володи» (там и краткий экскурс в советскую историю и моменты, очень сильно напоминающие современную российскую действительность) В общем, любителям сатиры в различных ее проявлениях однозначно читать!

Оценка: 8
– [  11  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

Ivan Chis, 29 ноября 2021 г. 15:58

Крайне увлекательное и в то же самое время образовывающее произведение! Роман полностью оправдал возложенные на него обязательства (сатира, политика, юмор, приключение). Читать можно почти в любом возрасте, но тем не менее со школьным курсом Истории России лучше ознакомиться, иначе многие отсылки к «Героям» не будут понятны. Порадовало описание жизни «настоящего коммунизма», т.е. что он в действительно из себя представляет. Думал, что Россия превратится в ведущее капиталистическое государство (напомню, опубликован в 1987 году), наподобие Швейцарии или Германии, но пришли к другому режиму, к какому, узнаете, прочитав роман.

P.S. к большому сожалению, многие аспекты, описанные в романе, легко угадываются в современной жизни России, что говорит о высоком уровне прогнозирования у Владимира Войновича. Таким образом, спустя 30 лет с момента публикации, произведение не только не потеряло, а напротив увеличило свою актуальность!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

URRRiy, 19 февраля 2021 г. 17:14

Сон разума породил чудовище. Отличная социальная фантастика и сатира, доведённая до абсурда. Очень хорошего качества текст, интересный, несмотря на десятки лет с момента написания. При этом впечатления злобного или ядовитого издевательства над самым прогрессивным строем в истории человечества книга не создаёт. Сатира и юмор, но без ненависти, абстракция и заведомо нелепая социальная структура, но в основном без лютых зверств «заглотчиков», хотя экспериментатор Эдик тот ещё Менгеле. Кстати, напиток бессмертия явно перекликается с самогоном из «вторичного продукта» другого «изобретателя» из приключений Ивана Чонкина. Все таки автор пристрастия к творческому использованию отходов человеческой жизнедеятельности отнюдь не оставил.

И конечно, как отмечалось, смесь партийности, народности, религиозности и госбезопасности — безусловно верно предсказанный метод властной вертикали. Это даже не сатира, а реальный способ контроля над массами, глобальный охват подчинённого народонаселения методом управления мыслями. Но Войнович вовсе не гений — предсказамус, многие западные фантасты до него конструировали подобные социумы, так что считать его уникальным талантом на мой взгляд было бы преувеличением.

Просто — хороший писатель с чувством юмора, написавший хорошее развлекательное произведение. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

bas, 11 октября 2020 г. 21:30

Сатира на коммунизм доведенная до крайней степени. Читается легко. Тема «ниже пояса» присутствует, но не критично. Многие моменты актуальны до сих пор.

Яркость произведению придает новояз 2042 г.: Гениалисимус — пародия на Генералиссмус, славген — слава Гениалиссимусу, кабесот — туалет и т.д.

Книга понравится прежде всего тем, кто считает, что в СССР все было плохо, крывава гэбня, коммуняки и т.д. Остальные думаю с горечью улыбнуться, и возможно мелькнет мысль, что Союз упал не в последнюю очередь из-за таких произведений как «Москва 2042».

Маленький спойлер — монархисты, вам тоже нашлось место в этой книге )

Оценка: 7
– [  4  ] +

Владимир Войнович «Владычица»

Блофельд, 27 июля 2020 г. 14:39

Не очень характерный для Войновича жанр. Похоже на притчу. Войнович даже не определился, когда происходит действие: в тринадцатом веке или в четырнадцатом. Также он не определился, где происходит действие: в Сибири или в Поволжье.

Главным персонажем является Манька. Всё повествование посвящено её роману с Гринькой и её становлению Владычицей. Обе сюжетные линии плохо заканчиваются: Манька и Гринька оба погибли, как Ромео и Джульетта, а Владычицы из Маньки не вышло. Всё-таки быть Владычицей — это слишком большая ответственность для простой девушки. Неудивительно, что роль Владычицы оказалась Маньке не по зубам. Недаром говорят: «Чем больше сила, тем больше и ответственность».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Владимир Войнович «Шапка»

bonems111, 14 февраля 2020 г. 04:04

Интересный момент — в оригинале 1987 г. творчество Баранова описано так:

»... за всю жизнь Баранов написал всего одну повесть, был за нее принят в Союз писателей, трижды ее переиздавал, но ничего больше родить не мог и зарабатывал на жизнь внутренними рецензиями в Воениздате и короткометражными сценариями на Студии научно-популярных фильмов (в просторечии «Научпоп»).»

А вот переиздание 2020 г.:

»... за всю жизнь Баранов написал всего одну повесть, был за нее принят в Союз писателей, трижды ее переиздавал, но ничего больше родить не мог и зарабатывал на жизнь внутренними рецензиями в Воениздате и короткометражными сценариями на Студии научно-популярных фильмов (в просторечии «Научной»).»

Легли наши издатели под попов...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Владимир Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

URRRiy, 21 января 2020 г. 13:58

Я прочитал первые две части — «Лицо неприкосновенное» — когда доблестный воин, пусть и не богатырской стати, получил боевое задание на охрану самолетика У-2, а затем вместе с примкнувшей к нему внезапно любимой женщиной Нюрой не менее доблестно защищал свой объект от вооруженных посягательств во много раз превосходящего противника. И вторую часть — «Претендент на престол» — когда за свою героическую службу получил то, чего и заслуживают в нашей стране настоящие герои, которым не повезло стать героями не посмертно.

По уровню юмора и сатиры — это просто кладезь полезных эмоций, причем не злобного издевательства, а правильного такого смеха. Конечно во второй книге есть обязательные для того времени выпады против главы советского государства, но это не принципиальные по своей сути вставки, учитывая ситуацию.

В общем и целом, рекомендую.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

Paganist, 8 мая 2019 г. 17:29

Театр абсурда в лучшем своём проявлении. Это такой комплимент роману. В нём намешано много всего из разных жанров. Но без юмора эта громоздкая конструкция едва бы соединилась в органичный текст. Да, юмор автора порою слишком сортирный. Но что поделаешь, если «вторичный продукт» — одна из основ жизни всего Москорепа, страны победившего коммунизма. Как никак «вторичное — есть первичное».

Пожалуй, юмористический взгляд на коммунизм «Москвы 2042» — отличный метод рассмотреть противоречивость политического строя и общества, в котором вырос и достаточное время пожил автор. Многие аспекты жизни коммунян возведены до уровня бреда, абсурда, даже сюрреализма. Вождизм, лютая пропаганда, извечные поиски врагов, отсталая экономика и инертность народа — всё это автор писал, отталкиваясь от реалий своего времени. А то, что его творение оказалось в чём-то пророческим — побочный эффект. Думаю, задачи пророчествовать перед собой Войнович не ставил.

Книга понравилась. Не потому, что она антикоммунистическая и до сих пор не утратила актуальности, хотя и это тоже. Она самобытна, легко читается, не грузит, насыщена массой прелюбопытных мыслей. Честно говоря, в моей читательской практике ничего подобного не попадалось. Есть моменты, которые делают книгу сходной с другими. Но целостно она представляет оригинальное произведение с внушительным списком достоинств и единичными недостатками. Оценку поставлю, исходя из эмоций, а не разума — десятку.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Владимир Войнович «Малиновый пеликан»

389955, 4 января 2019 г. 17:35

Подписываюсь под каждым словом, но не стал бы деньги брать у Госдепа — как-то это некрасиво.

Наш народ всё прощает негодяям и подонкам, потому что народу (90% населения) по-сути на всё наплевать, лишь бы была водка подешевле.

Низкий поклон писателю и вечная память.

10 из 10

Оценка: 10
– [  1  ] +

Владимир Войнович «Малиновый пеликан»

Stalk-74, 18 июня 2018 г. 18:03

В одном из эпизодов «Пеликана» Войнович побрюзжал, что к возрастным спортсменам или балеринам публика относится почтительно, аплодируя им за прежние заслуги. А вот писателей почему-то так не ранжирует, соотнося без скидок их творчество в любой период, что в 30, что в 80. Вероятно понимая, что тот же «Пеликан» это художественно далеко не «Чонкин».

Хотя у меня, например, вопросы только к общей композиции — довольно остроумная современная политическая сатира сшита постоянными впаданиями в спячку на суровую белую нитку. А вот, если разбить на скетчи, то довольно забавно.

Дедушка старый, ему все равно. Что ему от потуг кооператива «Водохранилища» или вороватых министров с любовницами. Ерническая Гренаша сменяется прямыми обвинениями патологического маньяка Сталина. Ну и народец, онечно, уж больно терпеливый.

Вот только заседатели интернета каких только разоблачительных постов не поглощают гигабайтами, а приобретать «Пеликана» в качестве оригинального художественного произведения не тянет. Больно желт он, а не малинов.

Оценка: 7
– [  22  ] +

Владимир Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

Стронций 88, 30 марта 2018 г. 19:53

В предисловии к третьей книге автор говорит, что эта эпопея создавалась на протяжении 50 лет. Так вот, прочитав все три книги, я бы сказал, что для меня это 50-летие авторского падения, даже такого авторского скатывания. Для меня был отличный, хотя и не без огрехов, не без «но», однако очень неплохой первый роман; такой вот роман-анекдот, действительно смешной и, в общем-то, безобидный – симпатичный юмористический роман. А вот дальше…Такое ощущение, что остальные два романа написаны лишь для того чтобы в авторе разочароваться. Дальше – стремительное падение, срывание от юмора к злобному кривлянию, не высмеивающему, а оскорбляющему. Гадкое ощущение, и чем дальше, тем более гадкое. У меня есть подозрение, что первый роман («Лицо неприкосновенное») оказался у автора вершиной, тем, что он уже не мог превзойти. А превзойти хотелось. Вот и пошло такое низко-подростковое – привлечь к себе внимание, пусть грязью, но привлечь; и поэтому становился вся грязнее и противней. А тут ещё мода попинать режим, особенно в лице Сталина. А чтобы привлечь к себе внимание нужно сделать это лучше всех, а значит более мерзко, чем остальные. Ну, что ж, в этом он превзошел, выворачивался как только мог! Только и этого видимо было мало, чтобы вернуться на прежнюю высоту. Начал стараться сильнее – теперь уже обливая грязью и святое, выводя что-то наподобие росписи калом на стене Рейхстага. А что? Если уж бросаться калом, то во всех! Проще ведь быть гением, когда постоянно говоришь, что все вокруг дураки… Мерзко. Просто мерзко… А что Чонкин, про которого, в общем-то, и написан этот растянутый на три книги роман? Да он затерялся где-то в середине второй книги. Да и зачем он нужен, когда погоня за славой требует обливать калом советскую верхушку – не до него как-то!.. Нет, были эпизодические моменты хорошего для меня – например, во второй книге, нет-нет да возвращался нормальный юмор, а в третьей (и самой грязной) была хорошая, живая и драматичная часть про жизнь Нюры Беляшёвой и её отца – но то были действительно лишь эпизоды. А от остального тянуло сливной ямой… Да, для меня лично, лучше б уж и не было этих двух последних книг (а это на минутку две трети цикла) – так бы и остался весьма симпатичный первый роман, не изгаженный продолжениями. Так бы и автор для меня остался бы со своим лицом… или с той вполне приличной маской, что его закрывала.

Оценка: 4
– [  14  ] +

Владимир Войнович «Перемещённое лицо»

Стронций 88, 28 марта 2018 г. 19:04

Начну с хорошего. А оно для меня – большая доля части «Жена полковника» (большая, но далеко не вся), начиная, пожалуй, с появлением отца Нюры Беляшевой. Вот тогда появляется драма – какая-то жёсткая, напряжённая и реальная. Эта часть, будь она отдельная, получила бы от меня очень высокую оценку. В ней что-то было – и что-то сильное; нечто такое, что проникает в душу и не может оставить равнодушным. И драматизм был – серьезный, из тех, что запоминается. Честно говоря, я даже духом воспрянул – я поверил, что автор исправился после грязной (по-моему) предыдущей части эпопеи. Это было уже тем, что я называю настоящей литературой, было тем, что не может не запомниться, по крайней мере, мне. И язык был какой-то близкий и сама атмосфера. Да и юмор – особенно в том месте с «письмами» Чонкина и возведением его в ранг генерала – это был юмор грусти, трогательный, подсоленный слезами.

Но – на этом всё. Лишь эта часть (вернее доля её). А всё остальное… Нет, не «исправился» автор – а в чем-то стал хуже, ещё грязнее. К чести сказать, я даже не знаю, зачем вообще взялся читать – после тянущего обезьяньими фекалиями юмора предыдущей книги, да и после «У войны – не женское лицо», вот будто чувствовал я, что не обойдется тут без плевков в святое. Наверное, от этого контраста ощущения были ещё противней. Да, с самого предисловия было видно, что автор решил не столько закончить историю Чонкина сколько возвыситься, пиная всё и вся… Как там? Ему бросила вызов ядерная держава? Как самолюбиво звучит, правда? Кстати, вот вопрос: ты пишешь о том, как чудовищная страна казнит направо и налево, но при этом тебя не сажают в кутузку или дурдом, а уговаривают – у меня какой-то диссонанс возникает. Но это так, к слову... И юмор – то, что автор считает юмором – это что-то из рода, уж простите, «все в дерьме, а я в белом». А как иначе это назвать? Но и то, не самое мерзкое, куда более мерзкие попытки обгадить святое. Тут тебе, с самого начала, плевок в историю о 28-и панфиловцев; да это миф, но можно было бы обойтись с ним и мягче, не обсмеивая, не обмазывая дерьмом. Тут тебе и приравнивание Сталина с Гитлером, да и не уравнивание по большому счёту, Гитлера-то мы не видим, а вот Сталина как только не просклонял автор, так что выходит, что он хуже даже, и даже не человек (в отличие от человека Гитлера) – ну это уж как доктор прописал, даже продолжать не буду… Я уж не говорю про явное святотатство – про роспись калом на стене Рейхстага, например. Вот за это хочется съездить автору по морде, ей богу! И таких вещей много – даже перечислять не хочется, противно. Это ещё время прошло после прочтения, и эмоции схлынули. Мерзко… Ах, да, а ещё этот роман, в общем-то, и не о Чонкине. Гораздо больше там верхушки – Сталина и Берии. Я не сталинист и никогда им не был. Но опускаться до такого… Вот он юмор макаки бросающиеся фекалиями. Ощущение будто в прошлой книге, в годы ее написания, чтобы попасть в струю нужно было попинать Сталина (ну, мода такая, чего уж сделаешь – вот, даже оправдывать пытаюсь этого подлеца), то сейчас нужно было просто лезть из кожи – вот он и лез. Лез и лез, измеряя глубину той сливной ямы, что сам и вырыл и наполнил. Ну ладно Сталин, а Пржевальский-то тебе чем не угодил? Наверное, если бы про тебя такое написали, не обрадовался бы, не посчитал бы это смешным? И вообще, если ты гадишь на все вокруг не исключая святое, то это не значит, что ты гений – это значит, что ты просто засранец.

В общем итоге – не будь той настоящей драматичной и трогательной части с Нюрой Беляшевой, части являющейся, по-моему, настоящей литературой, кусочком прекрасного в этом болоте фекалий (даже не верится, что всё это написал один автор), а ещё лёгкой грусти в конце, когда второстепенный герой Чонкин встречается, наконец, с Нюрой, но и там, мне кажется, автор затянул с концом – не знал, наверное, как окончить, а может просто заигрался в сравнение Америки с Россией, подспудно выдавая всю свою суть – что он из таких, кому родина там, где теплее – то я поставил бы этому роману единицу – единственную единицу в моём ФантЛабовском списке. До сих пор не могу удержаться от отвращения и гнева, как вспомню этот «труд».

Оценка: 3
– [  2  ] +

Владимир Войнович «Малиновый пеликан»

неомут, 22 марта 2018 г. 22:16

После прочтения вспомнился мультик из детства про суслика и хомяка. «Все верно, все сходится. Но почему же мне есть хочется?» Да, хороший памфлет, да, оригинально подано, но почему же так скучно читать? А, вернее, почему так не смешно? И это Войнович с его блестящим чувством юмора. Я не верю в возрастные изменения и надеюсь, что Владимир Николаевич еще не раз нас порадует. А пока хочу посоветовать всем поклонникам автора, слегка перефразировав его же замечательную шутку о Ленине:«Читайте Чонкина».

Оценка: 6
– [  8  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

Oreon, 26 октября 2017 г. 10:25

Этот роман — чистый театр абсурда и вместе с тем имеет все атрибуты добротной фантастики. Здесь герой отправляется в будущее, в Москву 2042 года, где подробнейше старается живоописать, что случилось со страной построения коммунизма спустя 60 лет. Чувствуется, что автор был настроен весьма скептично на этот счёт: за прошедшие годы природные ресурсы истощились и страна постепенно тонет во вторичном продукте... В процессе чтения у меня образовались стойкие ассоциации с другой утопией на ту же тему — «1984» Оруэлла. Такое впечатление, что Войнович творил в той же вселенной и писал не то приквел не то продолжение к Оруэллу. Вместе с тем роман автора достаточно самобытен, содержит массу собственных идей и смотрится просто дополнением на схожую тему.

Нельзя не отметить ряд удачных находок автора. Например коммунизм таки был построен, хотя не в отдельно взятой стране, а в отдельно взятом городе! Вокруг данного города теперь аж три кольца врагов, в смысле кругом только враги, но по степени враждебного настроя они формируют три кольца. Первое начинается просто сразу за околицами этого города — вся остальная страна люто завидует Москве, где коммунизм был таки построен, и норовит приобщится к этому раю, но благ, как известно, на всех не хватает. Потом идут остальные страны соцлагеря, ну и уже потом, так и до конца не сгнивший капитализм. Но и сам Москореп также делится на три «кольца коммунизма», на местном, коммунянском жаргоне — попросту «каки». То есть, по автору, где бы ты ни жил в светлом коммунистическом будущем, жить тебе придётся всё равно в «каке», с какой стороны не посмотри. Ну что ж, некоторые, даже здесь в отзывах, называют автора провидцем, так что всё ещё может быть.

Еще несколько тезисов построенного коммунизма дам цитатами:

про местное общество — «Наше общество интересно тем, что все всё знают, но все делают вид, что никто ничего не знает».

о предназначении человека: — «Будучи тоже в некотором смысле человеком отживших понятий, я думаю иногда, что на самом деле человек рожден не только для того, чтобы перевыполнять производственные задания, потреблять первичный продукт и сдавать вторичный, но ему также присуща тяга к чему-то такому совершенно бесполезному, как, например, любовь, красота, вдохновение…»

про коммунизм, или хорошо ли смеяться над нищими?: — «Ошибка Маркса состоит в том, что он обещал полное обнищание трудящихся при капитализме, а оно наступило... — при коммунизме. И конечно, человеку с юмористическим складом ума все это, может быть, даже смешно. У нас есть над чем посмеяться. И над короткими штанами, и над газетой, которая издается в виде рулона, и над нехваткой первичного продукта. Но хорошо ли смеяться над нищими? А? Хорошо?»

о себе, как писателе: — «Вот говорят, что писатель не должен читателю все объяснять и разжевывать. Он должен оставить читателю возможность самому потрудиться, попотеть и самому домыслить то, до чего он, писатель, сам не додумался. Если это так, вот вы и додумайте...»

ну и напоследок про колбасу: — «На каком-то предприятии как раз по случаю моего юбилея рабочим давали по килограмму колбасы, которая называлась «Колбаса деликатесная мясная из рыбной муки». Так одна комунянка откусила ее тут же и говорит: «Граждане, это говно!» И другие комуняне тоже обратили внимание, что этот первичный деликатес слишком смахивает на вторичный. Как будто раньше они этого не замечали...»

Мне по профессии был ещё интересен эпизод с дискетой. Для её изучения образовали целый «Институт Извлечения Информации — ИНИЗИН», саму же дискетку разрезали на множество кусочков и в таком виде разные группы «учёных» пытались из неё что-то извлечь...

Вместе с тем данный роман мне понравился ощутимо меньше, чем тот же Чонкин. В чём вина в основном главного героя, хоть чувствуется, что это герой писателя, частично его воплощение, но не вызывает он у меня никакого сочувствия. У него явная склонность к алкоголизму просто с первых страниц; весьма фривольное отношение к супружескому долгу при живой жене, вообще он создал у меня впечатление неразборчивого бабника; нет у него и какой-то идейности, стойкости и т.д.

В конце автор приходит к выводу, что «чтобы разрушить коммунизм, надо его построить», и это даст стойкую прививку как самим строителям, так и всем остальным, а не бестолково закидывать его «глыбами» Симыча, аки Солженицына. Кстати, я не вникал раньше в фигуру Солженицына, но после данного романа, его персона выглядит достаточно неоднозначно и намекает, при составлении о нём собственного мнения, отнестись к этому с большей внимательностью. Тем не менее Войнович в самом конце сам и противоречит своему выводу, так как никто ближе получается не приблизился к цели построения-разрушения коммунизма как сам Гениалисимус, но результата нет, власть легко подхватывает новый самодержец и сходу погружается в новое, если ещё не большее мракобесие. Видимо дело даже не столько в коммунизме, как в страсти по сильной руке, любви к царю или попросту в отсутствии свободной воли.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Владимир Войнович «Дело № 34840»

Yazewa, 17 августа 2017 г. 07:10

Отлично написано и с большим интересом читается. И описываемые события весьма любопытны,и традиционная для автора самоирония очень привлекательна.

Оценка: 8
– [  29  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

Роджер_Янг, 21 июня 2017 г. 10:52

Все таки Войнович провидец. Сотрудники КГБ, неумело крестящиеся в храмах, попы-патриоты, кольца враждебности, гениалиссимус. Такое впечатление, что книгу восприняли как инструкцию к действию.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Владимир Войнович «Хочу быть честным»

sofer, 5 мая 2017 г. 19:26

Название повести можно отнести как к автору-рассказчику, так и к герою. С одной стороны, это желание героя честно делать свою работу в рамках плановой экономики, не используя недостатки командной системы в личных целях. С другой стороны, это желание рассказчика быть правдивым и искренним в рамках соцреализма. С какой стороны не посмотри, автор еще верит в коммунизм и относится к этой идее серьезно, как к делу жизни. Удивительно, как все изменится для Войновича через 15 лет. Впрочем, не только для него. Такую же эволюцию проделали и другие аторы, верившие в социализм с человеческим лицом: Войнович — к критике сталинизма, Аксенов — к критике социализма как такового, Трифонов — к критике застойного конформизма, Маканин — к критике нового антропологического советского типа. И дико интересно изучать и прослеживать, как и почему постепенно происходит такая мировоззренческая трансформация.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Владимир Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

sofer, 3 мая 2017 г. 19:32

Стандартная в общем-то диссидентская критика сталинизма, тоталитаризма и совка. Но таки не совсем. Солженицы, Шаламов и другие описывают ужасы системы, основанной на страхе и насилии. Войнович показывает, что эта страшная система на самом деле смешна и абсурдна, долго ей не продержаться. Не надо убивать дракона, потому что они никакой не дракон. Смех расколдовывает, десакрализует режим гораздо сильнее и эффективнее, чем серьезная социальная и историческая критика. Все претензии к роману можно отнести и к любой другой сатире. Но на самом деле все просто: роман смешной, написан хорошим языком, сюжет затягивает. Хорошая сатира, насолько вообще может быть хорош этот жанр.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Владимир Войнович «Перемещённое лицо»

Mishel5014, 28 апреля 2017 г. 14:11

Увы...

Последняя часть — самая худшая.

Может представлять интерес только информацией о том, чем же вся эта фантасмагория закончилась.

Никакого сравнения с началом романа.

Да и тема любви с лошадью как-то за гранью и вкуса, и здравого смысла.

Оценка: 3
– [  14  ] +

Владимир Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

Peter VY, 4 января 2017 г. 12:34

Есть разница между доктором который может сделать очень больно для того что бы вылечить и садистом который маскируется под доктора

что бы иметь возможность легально мучить, насиловать и калечит — немного «лечит». Точнее заявляет — что он больно делает с благой целью.

Я не верю этому «доктору» менгеле.

А Вы?

Судя по отзывам некоторые верят.

У меня в ним вопрос — Вы бы хотели что бы Вашего ребенка лечил такой доктор?

Даже если у него международный диплом.

Особенно если этот диплом «международный»?

Есть разница между высмеиванием и обплевыванием.

Между отходами из Коровника и со Свинофермы.

Особенно когда оплевыватель так увлекается процессом, что теряет связь не только с реальностью но и со здравым смыслом.

И для того что бы погрязнее обплевать — набивает рот самым мерзким что может найти.

Надо отдать должное — фантазии и чутье у автора на 10 с плюсом. Мухи нервно курят и завидуют.

По разным эпизодам от 2 до 10.

Если Вы точно знаете что в выгребной яме есть золотая сережка — Вы туда полезете?

Другим посоветуете?

Оценка: 3
– [  7  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

Regoh, 24 сентября 2016 г. 23:21

Если кого-то нужно разочаровать в коммунизме, то я бы посоветовал прочитать именно эту книгу. Пусть и повествование неровное и с некой долей иронии. Даже перебор в некоторых местах из-за чрезмерной ненависти автора к коммунизму. Но читается легко и даже познавательно. Я печален тем капиталистическим идеям, что действуют сейчас, но наверное был бы сильно расстроен, живя при коммунизме, который описал автор. Живо, жизненно и жилисто.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Владимир Войнович «Малиновый пеликан»

Bob-101, 14 сентября 2016 г. 21:31

Книга «Малиновый Пеликан» на мой взгляд, является лучшей книгой политической сатиры, за 2016 год. Больше всего мне понравилось, что Владимир Войнович, который безумно обожает Россию, чувствует своим сердцем чужую боль как свою собственную. 

Переживая ежеминутно за судьбу страны, своей кожей, сердцем, нервами, писатель всю свою жизнь, сознательно играл с хищной и опасной системой так изощренно построенной Софьей Власьевной в очень страшную игру, за которую мог поплатиться своей собственной жизнью. Читай Владимир Войнович «Дело № 34840». 

Произведение «Малиновый Пеликан» буквально на каждой странице отражает подобно зеркалу все, что происходит в сегодняшней России. «Малиновый Пеликан» это гремучая смесь напоминающая одновременно Кафку, Гоголя,Салтыков- Щедрина, Свифта, Хармса и Александра Зиновьева с его «Зияющими Высотами».

У Владимира Войновича всегда в течении жизни, был выбор – писать как некий российский писатель восхваляющий страну обтянутую колючей проволокой под названием КНДР или как ее еще называют Страной утреней свежести.( Воланд отдыхает)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Страна Чучхе. Я совершил путешествие в Северную Корею, в эту небольшую, соседствующую с нами, страну, о которой в последние десятилетия сложился злой и чудовищный миф. Клевета, брань, злобная карикатура должны внушить отвращение к Северной Корее. Превратить её в мишень для будущих бомбардировок. Если верить американцам, это страна-ад, страна-концлагерь, страна лютой и слепой военщины, готовой посыпать мир радиоактивным пеплом.

Я поехал в Северную Корею, чтобы пробить этот железный занавес неприязни и лжи. Мне было важно увидеть страну, которая выиграла две страшные войны, сбросила японскую оккупацию и отбила атаку американцев. Страну, победившую могущественных врагов, построившую общество, которое выдержало страшное давление мира, не расплющилось, не пошло на поклон, не пустило в свой организм тлетворные яды распада.....Я прилетел в Пхеньян в разгар корейской весны, когда в городе распустились изумрудные парки. Пышно и божественно цвели абрикосы, цветники полыхали то алым, то золотым, то лиловым. Пхеньян показался мне огромным садом, среди которого возвышались небоскрёбы, пролегали просторные проспекты, раскрывались великолепные площади. И город казался спроектированным по единому замыслу, осмысленному плану, в котором коллективной общественной жизни отводилось главное место.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дворец культуры, Дворец молодёжи, Дворец музыки, Дворец технического творчества, театры, музеи, монументы, памятники — всё это составляло ансамбль, который выражал глубинную идею корейского общества, где сложным образом соединялись отдельная личность и весь громадный народ. А народная воля реализовалась в политике вождя, изображения которого в бронзе, в красках, в мозаиках открывались повсюду.
или описывать правду происходящего но в некой гротескной и ироничной форме повествования.( именно в такой манере писал Джонатан Свифт). Писатель выбрал второй вариант творчества и за это мракобесами из далекого но очень знакомого средневековья, был ругательски и, конечно же, незаслуженно оболган и заодно назван русофобом.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Владимир Войнович «Лицо неприкосновенное»

Oreon, 2 сентября 2016 г. 21:30

Книжка абсурдная? — Да! С перегибами? — Да! Комедийная? — А вот тут уж скорее — нет. Хоть местами конечно смешок пробивает, но как-то смех с горчинкой, так как несмотря ни на что — уж больно реальная, как это не парадоксально. Ведь по большому счёту страна советов была абсурдной страной. Это сейчас выглядит абсурдно, да и тогда было абсурдным, но страна стояла на страхе и крови. Разве не реальной выглядит абсурдная сцена, когда без указки сверху никто не знал, что делать? Разве не реальна эта сцена местами и сейчас? Разве мало таких абсурдных парадоксов перекочевало в страну преемницу?

Имею нескольких знакомых которые будучи служивыми знают, что такое собирать листики осенью с клумбы и подкрашивать траву — и это реальность, хоть её и рассказывают в виде анекдота. А если бы в те времена возник бы где однофамилец товарища Сталина.. тут бы конечно ситуация была бы аховая, думаю у автора весьма не плохо получилось её описать. А что до глупости всех без исключения героев, то работая в службе поддержки, это меня тоже почему-то не удивляет: поддерживаем своих же сотрудников, все городские, с высшим образованием — мама дорогая какие звонки бывают — простым текстом не передать. А тут забитое село, после раскулачивания и на марше построения коммунизма... Были бы умнее — либо не строили бы фигню всякую, либо построили бы что-то человеческое!

Короче, книжкой был приятно удивлён, ожидал едкую обличительную сатиру на совок, получил же еще не плохой юмор, читабельный язык, без мата и чернухи, даже сюжет с приключениями и романтической линией ;). Книга показалась достаточно интеллектуальной, в плане — требует от читателя смотреть в глубину, а не зацикливаться на поверхностном. По моим ощущениям где-то между 8 и 9, но в виду явной недооценённости товарищами обиженными отношением к светлой памяти товарища Сталина, было принято решение поставить девятку! Так как чувствуется, что книга (к сожалению) продолжает оставаться актуальной, очень многие на поверку не осознали цену той эпохи. Анекдот в тему: «Урок истории середины 21-го века. Учитель — Кто такой Гитлер? Ученик — Мелкий тиран Сталинской эпохи..». Ничего, время все расставит на свои места.

И отдельное спасибо автору. Сейчас можно его критиковать, дескать у кого-то получилось лучше или обвинять в предвзятости и сгущении красок, но смелости, твёрдости позиции у него было не отнять — одной такой книжкой можно было в те времена перечеркнуть себе всю карьеру, а то и жизнь.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Владимир Войнович «Малиновый пеликан»

Esminets Marat, 8 августа 2016 г. 13:38

Честно признаюсь: открывал книгу с опаской. Боялся разочароваться в любимом писателе: всё-таки 83 года — не шутки. «Монументальная пропаганда» написана целых шестнадцать лет назад. Мало ли, вдруг «пришли Альцгеймер с Паркинсоном и долго руку мне трясли». Вон, любимая поэтесса отрочества и юности такое выдаёт, что то ли плакать, то ли смеяться...

Слава Богу, всё нормально, мэтр хватки не потерял. Но...

Отвлекусь на секунду. Недавно среди френдов промелькнула дискуссия по поводу сравнения фильмов «День выборов» и «День выборов-2». И многие пришли к выводу, что сиквел с точки зрения качества снят не хуже. Но искры не брызжут, нет былой феерии.

Конечно, нет. Какая феерия в гнилом болоте? Зачем нужен юмор, если облечённая властью тётенька с лицом Шапокляк выдает такие перлы с высокой трибуны, что профессора психиатрии хватаются за сердце, а ординаторы — за карандаш и записывают дословно.

В «Пеликане» есть эпизод: обожаемый мной Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин предлагает свои услуги по написанию новой «Истории одного города». Осовремененной, так сказать, в свете нашего настоящего. Ему включают прямую трансляцию заседания госдумы, и через пятнадцать минут классик, рыдая, признаёт: в нынешней России никакие сатирики не выживут. Не хватит просто у них воображения, чтобы сделать смешнее (и ужаснее) то, что происходит на самом деле.

Любимая у Войновича — «Москва 2042». Написана ровно тридцать лет назад. Господи, как я ржал, читая эту великолепную, до остановки дыхания от хохота, антиутопию!

А это была не антиутопия, не плод фантазии. Это был прогноз, и весьма точный. «Рассерженные молодые гебисты» у власти. И вот уже наши попы-коммунисты (помните отца Звездония, члена Верховного Пятиугольника?) в перерывах между освящением «майбахов» и «искандеров» вещают такое, что и Сергий Радонежский, и товарищ Ленин вращаются в гробах с частотой в терагерцы.

Так что новая книга Войновича, несомненно, хороша. Но смеялся я сквозь.. не слёзы даже.

Сквозь тоску и ощущение безнадёжного тупика.

Такие дела.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Владимир Войнович «Малиновый пеликан»

Демьян К, 8 июня 2016 г. 16:49

После прочтения какое-то время назад 3-й части Чонкина подумал, что не стоит более тратить время на некогда довольно забавного, но нынче безнадёжно впавшего в не пойми что писателя. Данный опус попал в руки случайно, совершенно случайно начал его читать и в итоге быстро прочитал, п.ч. уж больно легко читается — способности к гладкописи у Войновича не отнять. Однако как и после 3-го Чонкина осталось стойкое недоумение — то у автора Сталин — лошадь, теперь у него, значит, другое лицо — пеликан. Насколько продуктивно можно работать, продолжая разрабатывать столь нехитрую метафорику: обзывать всех, кого ни попадя, каким-нибудь зверем, вот тебе и сатира!.. С одной стороны, это, конечно, сатира, причём местами уже на всё и вся — всем достаётся... с другой — этакий гимнец либерализму в самом его пошлом изводе («не хотим быть бедными и больными — хотим быть здоровыми и богатыми!» и пускай для этого наши правители пашут день и ночь, а мы — мы в сторонке постоим), однако больше всего здесь самолюбования: я, я да я, и ни о чём, кроме самого себя, на самом деле автору писать не интересно.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

newsmart, 16 февраля 2016 г. 22:46

Странно, конечно, читать ЭТО, когда время уже расставило все на свои места... Понятно, что автор — ярый противник коммунизма, что неудивительно, учитывая его биографию. Но уж слишком все утрированно и сведено к теме вторичного продукта, проще говоря, к фекалиям. Честно говоря, глупая идея. Если не вдаваться в идеологические перепетии, а относиться к книге как к развлечению, она читается, что называется, как по маслу.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Владимир Войнович «Шапка»

Блофельд, 10 февраля 2016 г. 03:40

Мне жалко Ефима. Он написал целых одиннадцать романов, а ему выдали самую плохую шапку. Барашов написал всего одну повесть, и то ему выдали шапку получше. Где же справедливость? Борясь за шапку, Ефим заработал инфаркт. Жене Ефима пришлось идти на шантаж, чтобы её муж получил хорошую шапку. В итоге Ефим получил шапку, но что толку, если вскоре он умер. Бедный Ефим!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Владимир Войнович «Степень доверия»

Блофельд, 10 февраля 2016 г. 03:26

В «Степени доверия» очень подробно описывается биография Веры. Начинается с её юности, а заканчивается её смертью. Описаны и личная жизнь Веры, и её обучение в Швейцарии, и её террористическая деятельность. Даже описывается, как её муж расследует преступления. Нечасто я встречал исторические романы, которые так подробно описывали бы биографии персонажей. Тем более странно, что Войнович вовсе не прославился как автор исторических романов.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Владимир Войнович «Претендент на престол»

389955, 30 декабря 2015 г. 21:20

Вторая книга получилась злее, беспощаднее. Здесь уже меньше смеёшься, а больше думаешь. Но вместе с тем, Войнович глубже раскрывает язвы того ужасного времени, которое, как оказалось, может возвращаться, двигаясь по спирали.

Прочитайте внимательно роман-предупреждение и не лижите сапоги Тех, Кому Надо.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Владимир Войнович «Лицо неприкосновенное»

389955, 23 декабря 2015 г. 19:57

Очень понравилось. Смеялся чуть ли не на каждой странице. А какой язык...! За позицию автора, за его смелость 11 баллов.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

ibel, 4 декабря 2015 г. 05:14

Известное и достаточно интересное сатирическое произведение. На мой взгляд, юмор несколько грубоват — с некоторым закосом в туалетную тематику. Но есть очень запоминающиеся образы — например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неоднократно упоминаемое в комментариях “пятиединство”, отличная идея выпускать газеты в виде рулонов туалетной бумаги (ну а правда, некоторые газеты ведь по другому-то и использовать нежелательно), и другие...

Самым серьёзным недостатком оказался даже не грубоватый юмор, а то, что книга, к сожалению, оказалась пророческой. Разумеется, это не вина автора.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

prouste, 3 октября 2015 г. 17:26

Войнович являет собой редкий дистилированный пример второстепенного автора, у которого все в порядке с юмором, темпераментом и по части вкуса без существенных прегрешений ( кто бы ни говорил, а Чонкин — совершенно не ядреный роман). Вот и «Москва 2042» получился романом очень легко читаемым, откровенно развлекательным. в котором и антиутопия подана с такими в общем легкими тональностями, что чтение сродни пляжному. Забавно, с прелестным ( но не суперуничтожительным) шаржем Солженицына, безобидными метаниями центрального пустяшки. Для меня неясно, чем такой роман может вызвать сильное впечатление. Соответственно, и ругать его незачем. Оптика у Войновича, понятно, не гоголевская. Писатель пописывает, читатель почитывает. Определенно Аксенов, с которым в силу эмигрантской ли общности у меня какое-то время ассоциировался Войнович, был поярче и самобытней и даже «Москва-ква-ква», которую не пинал только ленивый, а все же позабавней нежели «Москва 2042». Почитал-забыл. Но без раздражения.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Владимир Войнович «Комсомольцы 20-го года»

Sawwin, 25 августа 2015 г. 08:04

Помню эту песню от первого до последнего слова с того самого 1964 года. Значит, надо ставить десятку. Но почему-то решительно не хочется. Как раз в это время Владимир Войнович начал пописывать антисоветские вещички. Спрашивается, когда же он врал? Проверить это нетрудно. Читаем:

Полыхает метель

За холодными стёклами окон,

Старый друг мой, теперь

Наша юность далёко-далёко,

Побелели виски

В отгремевших боях и походах,

Мы с тобой старики...

А ведь в 1964 году Войновичу было 26 годочков, самая пора для успешной комсомольской карьеры. Так что перед нами типичная большевистская пропаганда, против которой Войнович так яро держал фигу в кармане.

Я не коммунист, но и не антисоветчик. Я -- за честность. Можно любить или не любить Солженицина, но в своём неприятии власти партийцев он был честен и последователен. Можно не признавать позднего Маяковского, но строки:

Защищайте тех, кто слаб

От буржуевых от лап,

Вот и вырастете чистыми,

Силачами, коммунистами! --

написаны честно и без оглядки на конъюнктуру (пойду сейчас и выставлю «Сказке о Пете толстом ребёнке» несомненную десятку).

А писать, выполняя соцзаказ и держа в кармане фигу, -- паршивенько это. Не буду я ставить этому стихотворению десятки, и вообще, ничего не буду ставить.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Владимир Войнович «Рулатэ»

Sawwin, 25 августа 2015 г. 05:23

В песеннике изданном в начале шестидесятых, написано, что это финская народная песня, а Владимир Войнович указан, как переводчик. Похоже, что так оно и есть, поэтому на всякий случай оценки не выставляю.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Владимир Войнович «Смущенье»

Sawwin, 25 августа 2015 г. 05:20

Такие стихи порой пишут к юбилею любимой женщине, а потом не показывают никому, читая их любимой с глазу на глаз. А уж она простит и натянутые рифмы и сбои размера, замазанные незначащими словами. Но немедленно по написании публиковать подобные вирши трёхтысячным тиражом... мне это кажется попросту неприличным.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Владимир Войнович «К биографии И.А. Пырьева»

Sawwin, 24 августа 2015 г. 22:59

Наверное Войновичу было за что не любить Пырьева, но сатира его вышла аляповатой и скучной. Много желчи, мало яда, для эпиграммы слишком длинно, для пасквиля беззубо. А сейчас, когда никто почти и не вспомнит, чем этот Пырьев был знаменит, так и вовсе никчемушная вещица получилась.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Владимир Войнович «Курфюрстендамм (печальная история)»

Sawwin, 24 августа 2015 г. 22:43

Подобное пишется иногда в припадке словесного хулиганства, но называть это поэзией и радостно публиковать... фи!

Оценка: 2
– [  2  ] +

Владимир Войнович «Баллада о холодильнике»

Sawwin, 24 августа 2015 г. 22:26

Сам автор называет эту пародию доморощенной. К тому же, никакая перед нами не пародия, а всего лишь подражание. И если ты не историк литературы, занимающийся конкретным историческим периодом, то сегодня как-то неловко читать эти строки.

Оценка: 3
– [  31  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

Kotov, 17 августа 2015 г. 07:58

В первый раз пытался читать, когда роман только вышел, фактически ещё в детстве. Тогда показалось памфлетом, чересчур уж преувеличенным, да, и верилось по наивности в лучшее: в то что тёмные времена позади. А теперь, когда Россия по генерации абсурда уже превзошла даже совок и происходит новое сращивание государства, спецслужб и церкви, понимаешь, каким пророком оказался автор.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Владимир Войнович «Песня космонавтов»

БорЧ, 9 августа 2015 г. 19:04

Одно из самых романтических произведений Эпохи начала Космической эры! Сравниться с этим стихотворением по своей романтической поэтике — могут, пожалуй, только «Легенды о звёздных капитанах» Генриха Альтова. Сегодня, конечно, эти строки смотрятся донельзя наивно: представить себе картину, когда до старта «в запасе четырнадцать минут» и в это время «штурман уточняет последний раз маршрут» — современная космонавтика может только с большой иронией...

Хотя всё течёт, всё изменяется: строка «Заправлены в планшеты космические карты» — сегодня уже не кажется столь архаично-наивной, как это было лет 15 назад. Вместо кожаных офицерских планшетов — повсеместно на руках уже планшеты электронные. Смотришь, придёт время, и маршруты тоже будут за 14 минут уточнять. Как нынче электрички...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

kerigma, 12 июня 2015 г. 22:38

В принципе, мне уже, конечно, не особо интересны сатиры на советскую эпоху — в свое время весьма многочисленные и злободневные, а сейчас воспринимающиеся примерно так же, как сатиры на эпоху Анны Иоанновны (я бы почитала, если б нашла, кстати) — исключительно в историческом плане. Печально, в общем-то, наблюдать, как люди исходят ядом, даже если исходят совершенно по делу. И даже если яд хорошего качества и забавный, все равно желчность не красит писателя, а юмориста джеромовского типа я предпочту любому сатирику зощенковского — не за качество, а за оптимизм подхода.

Впрочем, «Москва 2042» довольно забавная, и если снять первоначальные претензии к жанру как таковому, она очень хороша. Сюжет, в общем, прост: советский писатель-эмигрант, живущий в Германии (дело происходит еще до развала Союза), волею случая получает шанс воспользоваться машиной времени, и не выбирает ничего лучше, чем отправиться в Москву будущего, где, как выяснилось, победил коммунизм. Правильно говорят, и я никогда не перестану это повторять к случаю: эмигранты навсегда остаются жить в том времени, из которого они уехали. А ведь у нас с вами, товарищи, есть все шансы дожить до 2042 года, как мы дожили до до июня 2015 — посмотрим, что выйдет, но явно не победивший коммунизм.

Итак, в этой Москве 2042 коммунизм доведен до абсурда, а сама она обнесена колючей проволокой, потому что снаружи — кольца врагов. Все по Ленину, коммунизм проще строить на маленьком пространстве, чем на большом. А дальше — дикая сатира, нечто среднее между 1984 и «Мы», а по сути — все негативные приметы ушедшей эпохи, доведенные до абсурда. Еды нет, зато лопухами кормят практически бесплатно. Все развалено и неблагоустроенно, зато неустанно возносятся хвалы руководству. Признаться, почитав первые впечатления о будущем, я приуныла, что нам и дальше будут описывать газеты, напечатанные прямо на туалетной бумаге, но нет, в романе развернулось очень лихое и забавное действие по свержению одних тиранов и замене их другими.

Надо сказать, что линия с писателем «глыб» Симом, который годами тренировался к тому, как въедет в остатки России на белом коне и объявит сам себя абсолютным монархом. Вообще очень удачная и очень злая пародия на Солженицына вышла, аж посмотреть приятно. Я, честно говоря, питаю к нему глубокую неприязнь и в литературном плане, и в остальных, так что с Войновичем вполне солидарна.

В итоге получается не свержение тиранов, натурально, а история города Глупова, потому что новая власть хоть и кардинально новая вроде бы, а на самом деле просто памятникам поменяют головы и больше ничего не изменится.

В целом — очень забавная сатира одновременно на коммунистов и антикоммунистов, и этим двойственным подходом особенно хороша. Потому что черня коммунизм, обычно люди забывают про обратную сторону, а весь этот хруст французской булки ничуть не лучше, она не менее жутка и комична одновременно.

«To oppose vulgarity is inevitably to be vulgar. You must go somewhere else; you must have another goal; then you walk a different road» (из дневника Эстравена).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Владимир Войнович «Перемещённое лицо»

amak2508, 3 января 2015 г. 11:07

Заметно слабее первых двух частей трилогии. Пожалуй, на уровне остались только легкость пера, хороший стиль, да такой же хороший язык повествования. Однако, ни увлекательного сюжета, ни веселого юмора, ни едкой сатиры в этой книге читатель уже не найдет. Такое впечатление, что все, что в ней есть — это всего лишь своеобразный контейнер для двух связанных историй о Сталине плюс ненавязчивая реклама американского образа жизни в противопоставлении с советской действительностью конца восьмидесятых.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первая из историй раскрывает «удивительную», с точки зрения Войновича, тайну рождения «Отца всех народов», а вторая представляет собой почти детективный сюжет о подмене Лаврентием Павловичем Сталина на его двойника-артиста еще в далеком 1946 году

Хороши эти истории или не очень, судить, конечно, самому читателю. Первая из них большинству, вероятнее всего, покажется просто глупой (по Задорнову «тупой американский юмор» :) ). А вот вторая может несколько и повеселить читателя, да и мысли в ней высказываются время от времени отнюдь не глупые...

Оценка: 5
⇑ Наверх