fantlab ru

Все отзывы на произведения Дмитрия Ермакова

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Дмитрий Ермаков «Метро 2033: Ладога»

Dobkachleo, 29 декабря 2020 г. 17:07

«Дикари»

Рецензия на «Метро 2033: Ладога» Дмитрия Ермакова

Дмитрий Ермаков никогда не горел желанием писать сиквелы, и так было до 2018 года, когда он вдруг выпустил в соавторстве с матерью «Площадь Мужества» — почти прямое продолжение «Третьей силы». Да, с другим главным героем, но продолжение! Спустя ещё два года свет видит прямое продолжение как раз «Площади Мужества» — у руля вновь Игнат Псарёв, но на этот раз всё иначе.

Санкт-Петербург, несмотря на то, что стал второй ключевой локацией во «Вселенной Метро», до сих пор не может похвастать уймой написанных романов, как Москва, поэтому здесь получилась чёткая сверхсюжетная линия, уже много лет вертящаяся вокруг одного из самых крупных событий в нашем межавторском проекте — Веганской войны. Тем не менее, «Ладога» стала третьим романом, основное действие которого вынесено за рамки Северной столицы. И если в «Выборге» действующими лицами были петербуржцы, а сам город остался разве что во флэшбеках, а в «Защите Ковача» Петербург и вовсе не вспоминается, то в «Ладоге» он всё же ненадолго появляется. Метро нам его не показывают, но кое-что новое и о городских поселениях, и о Веганской войне мы узнаём.

Гораздо интереснее другое. Ключевые герои. Главным остаётся, как я уже сказал, Игнат Псарёв. На вторых ролях — его жена Алиса Чайка, а также лучница Диана Невская, полковник Дмитрий Бодров. Находится место и другим персонажам предыдущих частей, и в какой-то момент я вдруг осознал — перед нами действительно третья часть трилогии. Конец. Всё, что придумал автор более пяти лет назад, движется, нет, мчится к финальной точке.

Может быть, дело в прошедших годах, а может, ещё в чём, но видно, что из достаточно доброго и прилежного автора Дмитрий Ермаков превратился в зрелого и серьёзного мастера пера. В то время как описания окружающих мест и людей не слишком пространны, объяснения мотиваций и сама сюжетная линия просматриваются крайне ясно. При этом о предсказуемости речи не идёт. Автор припас несколько сюжетных поворотов, каждый из которых по-своему удивляет. С финальным я даже не до конца согласен, хотя и здесь дано предостаточно разъяснений для сомневающихся, но всё равно рассказанная история вышла яркой.

Когда дело доходит до Ладожского озера, автор напоминает, что он всё-таки ещё и учитель истории, и в мягкой форме нам показывает кусочек из Великой Отечественной войны — Дорогу жизни, ставшую в постъядерном мире то ли темпоральной, то ли, если смотреть по тексту, ментальной аномалией.

Ещё одна аномалия происходит из рассказа «Работа над ошибками» Киры Иларионовой. Купол, который рос ещё в октябре 2033 года, в январе 2034-ого достиг Свирской губы, что, с одной стороны, приводит к любопытным последствиям, а с другой, неожиданно заставляет задуматься. Купол в Карелии, купол в Самарской области. Непонятная аномалия в Челябинской области, опять же. Если бы сверхсюжет работал по-настоящему, можно было бы углядеть в этом какую-то глобальную идею, по факту же пока больше вопросов, чем ответов.

Вернёмся к Всеволожску и его сообществу. Всё выжившее население живёт в одном и, видимо, не таком уж и маленьком бункере. Они по доброте душевной принимают оккеров и Диану Невскую, на чём история «Площади Мужества» и заканчивается. Казалось бы, счастливый конец, можно радоваться за них, но… Жизнь так не работает. В жизни полно сложностей, каждое действие, каким бы благим оно ни казалось, несёт последствия, и далеко не всегда приятные.

«Ладога» — роман о последствиях благих действий, и если вы настроились на успешное совместное строительство общины, то глубоко заблуждаетесь. Просто не будет. Автор обнажает даже не столько подлую, сколько нетерпеливую сторону человеческой сущности и выстраивает яркий конфликт. Уж не знаю, будет ли ещё Дима писать в серию, но «Ладога» получилась отличным завершением трилогии «Оккервиль».

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дмитрий Ермаков, Наталия Ермакова «Метро 2033: Площадь Мужества»

Dobkachleo, 3 октября 2018 г. 17:55

«Площадь Ленина»

Рецензия на «Метро 2033: Площадь Мужества» Дмитрия и Наталии Ермаковых

Долгие годы Дмитрий Ермаков отнекивался в ответ на вопросы о продолжении «Слепцов» и «Третьей силы». А потом внезапно взялся за условное продолжение последней. На этот раз почти половина романа была написана Наталией, мамой Димы, что довольно необычно для серии, но привносит особую ауру самого произведения и цикла. Если первую часть дилогии Дмитрий написал в соавторстве с женой, Анастасией Осиповой, то новый том вышел ещё одним семейным предприятием, ведь, помимо соавторства с матерью, «Площадь Мужества» может похвастать чудесными стихами отца Дмитрия, Сергея Штильмана.

Впрочем, довольно о создании романа, не о том речь ведём. Итак, «Площадь Мужества». Согласно автору, главный герой — Игнат «Пёс» Псарёв, которого вы можете помнить по «Третьей силе». На мой взгляд, не меньшую роль сыграл Дима «Самосвал» Самохвалов, тоже пришедший из первой части и, видимо, попавший на обложку издания. Оттуда вообще много, на самом-то деле, взято героев. Это логично и делает условное продолжение вполне себе прямым — просто не для Лены и Бориса, которых усиленно и тщетно Игнат пытается разыскать, а для Димы и Сони, Игната и Суховея, Воеводина и Вовка… Гаврилова, в конце концов!

Появились и новые герои. Милая медсестра Алиса Чайка, независимая лучница Диана из Токсово (странно, что пришла из тех же краёв, что и Векс, но она никак не была упомянута в «Свидетеле», если мне память не изменяет), мерзкий караванщик Данила. То, как Ермаковы сводят всех героев из разных концов метро (Диану можно приравнять к уроженкам Площади Мужества, ибо она появляется там) вместе, раскручивают их отношения, заставляют сопереживать им, бояться за их жизнь или, наоборот, жаждать их смерти, стоит отдельной похвалы.

Сюжет «Площади Мужества» крепко завязан на «Питер. Война» Шимуна Врочека, который, наконец, вышел. Тут раскрываются некоторые битвы с Империей Веган, что не раскрыл толком главный полководец приморско-веганской войны, а также в гораздо большем количестве — подготовка различных общин (Приморский Альянс, Альянс Оккервиль, Северная конфедерация) к грядущему конфликту. В итоге сразу три линии приводят читателя на площадь Мужества. Заметьте: не только и не столько на станцию, сколько на всамделишную часть Петербурга на поверхности. Правда, так уж совпало, что одна из причин похода в северный район перекликается сразу с двумя романами из «Вселенной Метро 2035», участие в которых принимала Ольга Швецова, и по иронии судьбы предлагает ещё один вариант схожего сюжета. При этом я совершенно уверен, что всё это — чистой воды совпадение, но тем приятнее параллель и взаимное проникновение двух линеек книг.

То, что дилогия «Война начинается» связана с приморско-веганской войной — это и ёжику понятно. А вот то, как это подано, заставляет изумиться. Первая часть раскрывала молодую девушку, на долю которой выпадает множество бед, и в результате её заносит сначала в Большое метро, а потом в фиолетовые дали. Она уходит на север как раз незадолго до первых ударов «зелёных». В общем-то, война и впрямь начинается, но где-то в стороне, её не видно и лишь слышно, как весь подземный Петербург готовится к большому кровопролитию.

Вторая же часть больше посвящена теневой игре трёх сил, в которую оказываются замешаны бравые сталкеры с их боевыми подругами. Пока Ермаковы водят читателя из «настоящего» в «прошлое», но никак не пускают «посмотреть» на войну, в каждой сцене ощущается её тяжёлая тень, её студёное дыхание. А встреченные опасности напоминают, что и без великого подземного кровопролития постъядерная Северной столице есть чем загубить неосторожных разведчиков. Поэтому тональность глав «в ожидании войны» резко отличается от финальных, где она разражается вовсю, и, если уж честно, военные действия получились на порядок ярче всех стычек и хитроумных поступков до того. Тем не менее, без этой подготовки все ключевые и мрачные события финала оказались бы блёклыми и неубедительными, а благодаря существующей композиции произведения они стали вишенкой на торте.

Дмитрий Ермаков (в компании с матерью) с триумфом вернулся в проект и описал начало и ход войны с точки зрения оккеров на высшем уровне. Также хочется отметить и отсылки к Великой Отечественной войны — Дмитрий, учитель истории по профессии, не забывает напомнить, что когда-то Ленинград пережил блокаду, голод и лишения. Мелкие экскурсы в великое, но тяжёлое прошлое делают роман ещё убедительнее. Думаю, те, кто с хищным интересом штурмовал полки книжных в поисках «Питера. Война», просто обязаны повторить приступ ради «Площади Мужества», ведь она выгодно дополняет столь ожидавшуюся поклонниками серии войну. Не говоря уж о том, что связывает воедино все романы, от «К свету» до собственно «Питера. Война». Короче говоря, прекрасный роман, отличное возвращение и продолжение, важное дополнение. Чтение оставило грустное и приятное послевкусие, обещая, что сюжет надолго останется в душе и сердце читателя.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Дмитрий Ермаков, Анастасия Осипова «Метро 2033: Третья сила»

eka007, 11 июля 2015 г. 05:00

Шестидесятая книга серии ясно показывает, что проект выдохся совершенно.

Можно было бы дать снисходительную оценку новичку, но автор претендует на определенную бывалось (второй изданный роман и сколько-то там рассказов). Никакого продвижения в писательском мастерстве, по сравнению с первым романом, увидеть не удалось. Все те же картонные зализанные персонажи с выдуманными эмоциями, плоскими одинаковыми диалогами и с потолка взятыми историйками.

Атмосфера постядера не присутствует ни в малейшей степени — все сообщество и герои очень напоминают школьный бал с ряженными в противогазы и химзу учителями и учениками, водящими хоровод, во главе с директором и первой красавицей, отличницей, комсомолкой. Смотреть на эти унылые потуги откровенно грустно.

Единственный прогресс виден, может быть, в отношении языка.

И вот что забавляет: автор (Дмитрий Ермаков) ставит сам себе оценку, и не какую-нибудь, а 8. До такого, пожалуй, еще никто из обуянных нескромной гордостью авторов серии не додумался.

А ведь сказано, хуже самолайка только самоотсос.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Дмитрий Ермаков, Анастасия Осипова «Метро 2033: Третья сила»

Dobkachleo, 29 мая 2015 г. 14:04

«Дыхание войны»

Рецензия на «Метро 2033: Третья сила» Дмитрия Ермакова и Анастасии Осиповой

Оглянемся назад на полтора года. Ноябрь 2013 года. На прилавках книжных магазинов стоит новинка «Вселенной Метро 2033», первый напечатанный роман Дмитрия Ермакова, «Метро 2033: Слепцы». Дебютант не побоялся открыть читателю совершенно новый город, да ещё и в весьма интересном месте. Так на карте постъядерного мира засиял Новый Афон. В нём не было атмосферы метро или бескрайних просторов, зато появилась новая, пещерная. И метро, как ни странно, там было. Три (ладно, четыре) станции, где никто не жил. Я знаю, что Дмитрию Ермакову было любопытно написать вновь о городе с небольшим метрополитеном, но по различным причинам второй роман повествует не о Днепропетровске, чему я несколько расстроен, а о Северной столице.

Политика издательства такова, что оно с огромной радостью выпускает романы о Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, и с опаской — обо всём остальном. В результате двадцать девять из шестидесяти романов так или иначе описывают Москву 2033 года. «Третья сила» же — двенадцатая книга о Санкт-Петербурге. Прошу заметить: не роман, а книга! Сюда же подпадают кроссоверы, где Северной Пальмиры кот наплакал. Поэтому шестидесятое издание в проекте примечательно не только своим порядковым номером, но и самим местом действия.

Несмотря на то, что книг о Питере раз-два и обчёлся, с «За горизонт» Андрея Дьякова начинается, можно сказать, арка, как в телевизионных сериалах. Все, кто читает книги серии, наверное, уже поняли, о чём я. Для остальных поясню: декабрь 2033 года в сеттинге петербургской подземки ознаменуется полномасштабной войной между Приморским Альянсом и Империей Веган. Финал этого длинного-предлинного, но при этом не особо насыщенного произведениями сезона, выпадет на «Убер и компанию» Шимуна Врочека, а «Третья сила» позволяет ощутить дух готовящейся заварушки сполна.

Дмитрий и Анастасия вводят новое сообщество Альянс Оккервиль, выуженный из глубин «Питера» внимательным читателем в качестве самоназвания Проспекта Большевиков и обросший деталями и «землями» вверх по линии в «Третьей силе». Если побыть циником, то это весьма коварное объединение. Сидит рядом с наркоторговцем и соседям передаёт его «продукты» за денежку. Если же отбросить цинизм в сторону, увидим вполне довольное жизнью, хорошо налаженное метрогосударство. Даже Приморский альянс перестаёт выглядеть столь привлекательным.

Именно из Оккервиля, вернее, непосредственно с его первоначальной станции, Проспекта Большевиков, и родом главная героиня. Честно говоря, так, как изобразил её Илья Яцкевич, я так и не смог её представить. Скорее как не такую гламурную версию Леры Степановой из трилогии Игоря Вардунаса, нежели как чересчур взрослую относительно персонажа девушку с орлиным носом. Так или иначе девушка в начале книги и в конце сильно изменилось, что только в плюс соавторам: им удалось создать достаточно живой образ и провести его через весь текст, только улучшив его.

Разумеется, Лену Рысеву окружает множество других персонажей. Отец, жених, друзья, пришлый купец и его общество… Вот, кстати, об этом. Долгое время на лавры второго основного героя претендовал Антон Казимирович Краснобай, персонаж со своей правдой и честью. Но затем он зачем-то последовал судьбе Математика, а Дмитрий Ермаков (ни за что не поверю, что эта сцена на руках Анастасии Осиповой!) пошёл дорогой Владимира Березина. И там есть другие неожиданные сцены, что должны делать сюжет непредсказуемым, но меня такие ходы всегда расстраивали.

Я знаю, что Дима пытался уйти от «Слепцов» не просто далеко, а вообще в другую сторону. По большей части ему это прекрасно удалось, как и его супруге. Но после прихода на Старую Деревню лично я увидел по-домашнему уютную схожесть с всё тем же дебютным романом Ермакова. Вернее, с его завершающими главами.

Наверное, вы заметили, что выше по тексту я упоминал родную станцию Лены, этакую точку отсчёта. А тут уже Старая Деревня, другая сторона города. Да, прилично её занесло, согласен. Но это позволило соавторам связать свой роман с подавляющим большинством ранее вышедших произведений о Санкт-Петербурге, от «Путевых знаков» до «Запасного пути». Более того, название и не меньше половины сюжетных ходов буквально отсылают к по-прежнему готовящейся войне двух самых влиятельных группировок Петербургского метрополитена. Очередная отсылка к ещё не вышедшему роману, лишь подогревающая интерес.

Любопытная вещь: все три весенние книги написаны в том числе супружескими дуэтами. «Джульетта без имени» — работа пары Татьяна Живова / Алексей Матвеичев, при непосредственном участии друга их семьи, Павла Гаврилова; «Сказки апокалипсиса», составленные нашим редактором-составителем Вячеславом Бакулиным, содержат, помимо его же рассказа, ещё и рассказ Ирины Бакулиной; и, наконец, «Третья сила» — плод творения четы Ермаков / Осипова. В начале года я уже сделал наблюдение, что всё больше дебютирует завсегдатаев с портала проекта, причём я сомневаюсь, что в будущем найдётся много новых. Теперь же я должен отметить, что за прошедшие годы «Вселенная Метро 2033» дала не только повод найти новых друзей, но и спутника / спутницу жизни. (Да, с высокой вероятностью первые два дуэта сложились раньше открытия серии, но ведь они вместе пришли в неё!) И уж эта тенденция может сохраниться надолго.

Логично сейчас перейти к теме отношений и в «Третьей силе». В целом, Лена Рысева — образец добродетели, её чувства чисты и милы. Да, кое-что неуклонно изменилось с первой страницы к последней, но без всех тех эмоций, что испытала на протяжении всего повествования протагонистка, роман вышел бы совершенно не таким нежно-привлекательным. И когда я говорю «нежно-привлекательный», я не имею в виду превалирование любовной истории над действиями. Наоборот, действующим лицам постоянно приходиться бегать, потеть и вообще выживать, и для некоторых это оказывается слишком сложным занятием. Как раз то, как соавторы выписывали своих персонажей и насколько яркими чувствами их наделяли, не даёт оторваться от книги ни на секунду. До самой последней страницы. «Третью силу» стоит прочитать по разным причинам. Каждый найдёт в ней что-то по-своему привлекательное. Я точно нашёл, поэтому и «Третья сила» не оставила меня равнодушным. Уверен, и других она тоже восхитит.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Дмитрий Ермаков «Метро 2033: Слепцы»

xnator, 23 апреля 2015 г. 18:57

Книга откровенно слабая.

ПисателЬ инфантилен, не имеет жизненного опыта и должен много работать над характерами и сюжетом, если хочет достойно представлять такую серию.

Хотя описания пещер удались.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Дмитрий Ермаков «Метро 2033: Слепцы»

Oleg83tt, 8 февраля 2015 г. 15:41

Своеобразный и необычный сюжет, хорошее и яркое повествования/описания являются главными отличительными чертами романа. Сама реализация сюжетной линии мне не понравилась, хотя герои получились интересными. Местами не хватало эмоций, ярких и будоражащих событий, зато повествование от первого лица, чередовалось от третьего, а это запоминающаяся черта произведения. Проходить мимо данной книги не стоит, в ней есть то, что так порой не хватает в жизни — красоты.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Дмитрий Ермаков «Метро 2033: Слепцы»

Igvar68, 10 февраля 2014 г. 22:51

Приступая к роману «Слепцы» я уже почитал восторженные отзывы в теме и был настроен почитать хороший роман. Но…

Всё то же «но»! «Корпоративная этика», будь она неладна.

Да, новая локация, хорошие описания, нестандартный сюжет, а вот исполнение на мой вкус не очень. В чём я могу отметить минусы. Наивность героев — это пожалуй основное. Ну не тянут они на взрослых людей. Второе — наличие смешных, и даже я бы сказал детских ошибок в описании. Это явно говорит о неопытности автора. Это, пожалуй, испортило мнее чтение, но это мой вкус. Я не могу его навязывать кому-то. Ведь чем-то он нравится более молодому поколению. Несмотря на имеющиеся ляпы и стилистические ошибки. Я не могу игнорировать эти восторги, поскольку они искренние.

Вот! Я нащупал это слово. Роман ИСКРЕНЕН! А молодежь это чувствует.

Да, Диме не хватает опыта в описании характеров. Не хватает некоторой наблюдательности в мелочах, чтобы создать достоверную картинку. Да, его герои эмоциональны, как школьники, несмотря на возраст, но это и подкупает молодежь. То, что для более зрелых кажется неестественным, для молодых это само собой разумеется. Поэтому они и не обращают внимания на такие явные для взрослых нескладухи.

Но это простительно. Дмитрий – самый молодой автор серии и по сути сам ещё юн и горяч. Хотя, предполагаю, что лет через десять он сам будет читать свой роман с улыбкой и хвататься за голову в особо «интересных» местах. Он поймёт, почему я почёркал всю книгу. Читать эту книгу взрослому человеку, без соответствующих междометий и карандаша тяжело. Но, думаю, как писала Анна Калинкина своему оппоненту, нужна и такая книга. Нужна Дмитрию, чтобы научиться большему, нужна и читателям, потому, что она им понятна. Нужна и нам – писательской братии, чтобы учится на чужих ошибках.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Дмитрий Ермаков «Метро 2033: Слепцы»

AlexxPrimoVictor, 6 января 2014 г. 21:39

Будем откровенны: книга не плоха.

Нестандартная — да, но сейчас в серии сложнее найти как раз «стандартный» роман. Немного наивная, местами больше похожая на сказку, чем на постапокалиптический боевик? И это есть. Но едва ли Дима ставил перед собой задачу написать боевик.

Главная удача «Слепцов» — без сомнения, описания природы. В группе вконтакте было высказано предположение (правда, на уровне «мне показалось»), что эти описания якобы сворованы из путеводителей. Ничего подобного. Таинственная, зловещая атмосфера, царящая в пещерах, их суровая, величественная красота — всё это работа Димы и только Димы. Большой удачей тут является то, что люди, ни раз бывавшие в Новом Афоне, не нашли, к чему придраться. Это притом, заметим, что сам автор в этих пещерах не был. Что тут можно сказать, 21 век. Фото, видео на любой вкус. При большом желании описать можно даже то, что не видел сам.

Да, Сочи, конечно, не хватило. Пара эпизодов тексту бы точно не помешали. С другой стороны... Город Сочи, тот самый, с тёмными ночами, становится для героев некой недостижимой целью, и в этом статусе есть свои плюсы.

Высказывались мнения, что герои не прописаны и большинство персонажей, кроме главного, выглядят статистами. Кому как, а я так не считаю. Как минимум, очень хороша вышла Даша. Да, стерва. Да, нервная. Но живая. Да и Алекс, мой побратим, имеет свою изюминку...

В общем, книга на любителя. Но, судя по первому месяцу, прошедшему со дня выхода «Слепцов», любителей таких немало. Посмотрим, что будет дальше :)

И посмотрим, в каком направлении будет развиваться дальше автор.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Дмитрий Ермаков «Метро 2033: Слепцы»

Dobkachleo, 6 декабря 2013 г. 18:38

«Потёмки»

Рецензия на «Метро 2033: Слепцы» Дмитрия Ермакова

Эту книгу я ждал с того самого момента, когда Дима впервые мне о ней сказал. Было это давно, года два назад, а может, и больше. Мне повезло оказаться среди тех, кому он доверил текст на ознакомление. (Правда, окончательную версию я прочитал две минуты назад, но где-то половину от неё, и многие отрывки из второй половины я уже читал в предыдущих версиях.) В результате я стал свидетелем рождения «Слепцов». Помню такие моменты, которые не вошли в существующее издание, и отсутствию некоторых не очень рад. Зато оставшиеся сцены в большинстве своём стали прописаны куда лучше, куда яснее и красивее.

Так уж получилось, что у всех книга как книга, трёхмерная, а у меня как бы четырёхмерная. Тут и там фантомами предстают те сцены, которых уже нет. Вот кот-мутант сидит в джунглях, вот рычит девушка по имени Женя, а вот Ханифа разочаровывается во внезапном поклоннике, узнав его национальность… Впрочем, кое-какие фантомы оказались довольно-таки материальными. Тот же мутант, только без подробных описаний, устраивает охоту на космонавтов. Любовь Арса и Даши — вообще отдельная история, которую Дима неслабо переписал. Кстати, прозвища Арсения Петровича появляются очень поздно, и лишённые четырёхмерного восприятия романа люди вполне могут решить, что Белый Барс он только потому, что это отсылка к одноимённому роману Рамиля Карипова.

Был ещё один своеобразный недостаток в одной из черновых версий: слишком уж атмосфера была неправильная, непостъядерная. Пещерная — да, однозначно. Теперь же она наполнилась той радиоактивной безнадёгой, в укор которой поставлен Новоафонский монастырь на вершине горы…

Нет, ощущение карстовых полостей, волшебное и трогательное, никуда не делось. Более того, не менее чем за два года погружения в этот загадочный мир пещерная система абхазского города-курорта стала мне как родная, хотя я там так и не удосужился побывать. И персонажи, населяющие её, кажутся мне родными и знакомыми. Кажется, что приеду в Новый Афон, поеду на экскурсию в его пещеры, и в зале Апсны обязательно встречу Афоню Лобашова и его племя. И ещё кажется, что они бы встретили меня, как родного, как старого знакомого.

Уже замечали, что далеко не все герои прописаны очень хорошо. Мол, Герман и Даша — без вопросов, а остальные выглядят не очень индивидуально. Что ж, моё мнение таково: не получились только сёстры Бушуевы да герои флэшбеков, вроде Людмилы Ивановны, Гоши, Миши и других. То есть не могу сказать, что они получились ужасно, но насели Дима «свои» пещеры большим количеством людей, и Лада, и Рада затерялись бы, даже несмотря на дар первой. Просто у них крест такой: быть чисто второстепенными героями, и даже не пытаться рваться в главные.

Отдельное внимание стоит уделить, наконец, и протагонисту «Слепцов» — потерявшему память космонавту Герману. Вообще, потеря памяти — ход как будто из сериалов, но если там он используется далеко не сразу, то здесь сохраняет на протяжении первой части романа серьёзную интригу, интригу не только для читателя, но и для самого главгероя.

Да, и напоследок: в книге упоминается американская экспедиция на Марс накануне войны. Может быть, через много лет, если серия к тому времени продолжит здравствовать, а Земля будет описана почти полностью, найдётся американец, способный написать об этих людях. Я бы очень хотел почитать книгу чисто о космосе 2033 года. И, чем чёрт не шутит, такое произойдёт.

На самом деле, я мог бы придраться ко всяким там фактическим неточностям, но не буду. Почему? Ответ прост. «Слепцы» получились не просто романом, а романом настоящим, написанным с душой. Я знал их почти с самого начала, и я честно говорю: мне понравилось!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дмитрий Ермаков «Метро 2033: Слепцы»

eka007, 5 декабря 2013 г. 00:51

Что привлекает меня в романах этой серии?

Сильная личность, у которой есть антипод-злодей и различной тяжести обстоятельства. Во время их преодоления ГГ показывает характер.

Герои Слепцов, их приключения, разговоры, мысли, чувства выглядит как на ходулях. Есть группа героев хороших и еще отдельные личности очень хорошие. Но это скучно. Это все равно как рассматривать доску с портретами рабочих-передовиков или читать характеристики депутатов в Думу, все такие правильные, сознательные, за народ болеющие. Пафосно, театрально, но ни капли не жизненно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Девушка читающая мысли окружающих, словно это субтитры кинофильма, нонсенс, возможный в рассказиках для детей ясельного возраста, и низводящий роман именно на этот уровень.

Соглашусь, что пещеры показаны отлично. Но Постядерного романа при этом нет. Получился путеводитель. Очень интересный, художественно, с душой написанный путеводитель по пещерам Нового Афона. Не более. И это плохо, потому что если могу согласиться с мистическим триллером, детективом или любовным женским романом в рамках Вселенной, то путеводитель ИМХО тут не в кассу.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Дмитрий Ермаков «Метро 2033: Слепцы»

berrgelmir, 28 ноября 2013 г. 20:35

«Каменный холод: Дмитрий Ермаков, «Метро 2033: Слепцы».

«- Кто этом там, не наши?..

- Может, буджум?!

Неточное цитирование

Дмитрий Ермаков, «Слепцы» (с)

Кратко для торопыг:

Атмосферно. Красиво. Без соплей, за очень редкими исключениями. Местами вкусно до состояния маминых пельменей или борща. Местами очень медленно, но не отталкивающе.

Покупать? Да. Кто не может позволить бумагу – купите, как появится, электронку. Стоимость двух пачек сигарет – плевое дело.

Кому хочется подробнее, вам дальше.

Лиричное отступление (к прочтению необязательно):

Я ни разу не был на Новом Афоне. Да и вообще, если честно, в пещерах не бывал. А еще, когда-то давно, страх как любил переработку уральских сказов от Бажова. Хозяйка Медной горы и прочие, включая смешных Кокованю с Дарёнкой, могли заставить меня несколько часов провести ровно, с книгой в руках и задумчивым видом.

Когда подрос и вместо СССР, неожиданно, появилась Россия, мне в руки попал первый том «Властелина колец». Хотя, вру. Первым все же был «Хоббит», но то не суть. Моим любимым куском обеих книг стали… верно, все моменты, связанные с пещерами. И встреча Бильбо с Горлумом, и царство гоблинов, и, несомненно, Мория. Сколько тетрадей изрисовал пещерными ходами, орками, странными существами, даже и не вспомню.

Как не странно, люди любят темноту и Тьму. Любят и боятся. Возможно, что это голос прошлого, того, где наши предки жили именно под землей, выходя наружу лишь за едой. Но, повторюсь, люди любят черные провалы, наполненные странными звуками, странными запахами и странными созданиями.

Автор Дмитрий Ермаков в своей, дебютной, как понимаю, книге, сделал очень серьезный шаг. Он решил показать читателям именно мир естественных подземелий, мир огромных пещер и людей в них. Сложная задача? Очень. Вышло? Да.

Да и ладно, приступим, памятуя о Ктулху и сне разума, порождающем чудовищ.

Мнение:

Расписывать мнение по сюжету, атмосфере и героям, учитывая желание не спойлерить, весьма непросто. Потому, надеюсь, что автор поймет, прямым и ровным текстом, стараясь ничего не раскрывать. Но и само мнение выйдет довольно коротким..

Следует сразу определиться с тем, кто является главным героем книги. Главным, как ни странно, является не человек, не мутант, и даже не ужасное Зло в виде заимствования из кинговской «Безнадеги». Основным персонажем «Слепцов» являются, и это совершенно не странно, пещеры. Комплекс красивейших и волшебных карстовых пещер Нового Афона. И это, несомненно, является главной находкой автора. Почему?

Не потому, что гладиолус, а потому что рассказано с любовью. Можно сколь угодно долго расписывать прекрасные мозаики станции бывшего метрополитена имени Лазаря Кагановича, или упоминать о блестящих носах овчарок. Можно постараться и рассказать о красоте бескрайних северных просторов. Можно попробовать придумать и поведать быль о истинном чаде кутежа во мгле Ада, находящегося в Минске/ Питере/Мск/ нужное подставить. А можно взять, и показать тому, кто никогда не бывал в Анакопии, этот самый зал. Что сложнее? Тут каждый выберет для себя сам.

Ясен перец, что читателю серии «Метро 2033» вовсе не нужен справочник по самим пещерам. Читателю серии подавай тайны, приключения, мутантов и легкую дрожь при открытии каждой новой страницы. А ну, как там, на новой странице, ждет его, читателя, сидящего дома на диване, страшноужасный и злодейский грызожрун гнилоидный?!! Не говоря про злопакостного брандашмыга. Что предлагает автор Ермаков такому типу читателей?

Как и говорил: Тьму. Тьму чернильного цвета, освещаемую лишь еле заметным голубоватым сиянием, где за каждым поворотом прячется лютый буджум, а главное зло таится там, где и не ожидаешь.

Читателю серии в этой книге будет интересно. А еще в ней будет весьма уютно… как читателю. На месте героев лично мне оказаться бы совершенно не хотелось. Ибо страшно. Настоящий страх всегда не имеет клыков, чешуи, крысиного хвоста с шипами длиною метров в пять или когтей с эффектом режущей кромки «болгарки». Подлинный ужас скрывается в самой глубине человека, в его психике и отношению к миру.

Именно с этой позиции мне, одновременно, и понравилось, и совершенно не «показалась» ретроспектива первых дней после Катастрофы. Написанная очень живо и, возможно из-за этого, неровно, она, и это главное, дает первое погружение в ту самую Тьму. Без соплей со слюнями автор рассказывает про первые сложности, про первые столкновения и про первые ужасы. Не чураясь крови и некоторой толики «жести» живописует милые взгляду каждого металлиста, выросшего в 90-х, картинки натюрмортов. Натюрмортов, созданных из плоти и крови живых людей, оказавшихся не в том месте и не в то время. Именно удавшаяся ретроспектива оказывается самым большим жесткачом на протяжении всего текста. Но, повторюсь, кое-что мне не глянулось.

На мой, очень субъективный взгляд, можно было и не прятать голову в песок, добираясь до брошенных станций. В серии и так хватает книг, где откровенность заменяется полунамеками. Плохо это? Да хорошего ничего нет, так как юные читатели строят культ постапа, что вполне естественно, романтизируя его. А какой диссонанс испытал бы читатель, когда сразу после описания изумрудной глади озера получил бы нечто подобное:

«когда голоден по виду крови или кусков кровоточащего тела, наполняющего комнату ароматом смерти, когда в ее ноты вплетаются тонкие звуки страданий, причиняемых умелыми руками врачей, вставших на путь изучения тайн самого прекращения жизни, когда летят в стороны брызги внутренних жидкостей, когда аромат раздираемых крючьями и ножницами внутренностей заполняет все вокруг, когда осколки кости летят под ударами молотка и долота, когда пила с хрустом распиливает череп, разваливающийся с чмокающим звуком, когда на холодный кафель падает серое студенистое нечто, являющееся нашим мозгом»?

Это как пример. Ведь взявшись за тему каннибализма, стоит вести ее от начала и до конца, не пытаясь увиливать от многих моментов и нюансов. Хотя, несомненно, сейчас чего-то подобного хватает. Разве что натуралистичность часто путают просто с чем-то, вызывающим омерзение.

Равно как желание совместить в одном тексте и необходимую жестокость псевдо-реальности и составляющую, отдающую мистикой – порой играет не на руку писателя. Дмитрий Ермаков, создавая «Слепцов», мистики черпнул изрядно. Тут она оказалась вполне себе к месту и времени.

Вера в чудо и мистику людям свойственна не менее, чем желание попугать себя самого. Когда эти темы подаются ненавязчиво и красиво вплетаются в общую канву текста, они только в плюс. Стоит же переборщить хотя бы на одно предложение, и все, интерес отступает. Именно во всех вопросах, касающихся мистической составляющей, у меня возникали противоречивые ощущения. С одной стороны – зачем это надо? С другой – а хорошо. И показанный на ее фоне духовный вождь выживших, вроде бы и очень нужный, и правильный, и совершенно необходимый, неожиданно рассыпается на странный паззл в очень важном моменте.

Именно его внутренние переживания, благодаря которым персонаж, так озадачивший своим появлением на обложке читателей серии, создали для меня диссонанс. То, вот как замечательно, Герман является аналогом Избранного. И вдруг, отож, он же, с непонятной подачи вещего старца, незамедлительно превращается в локального Антихриста. Но, с другой стороны, этот момент как раз, и тоже не особо ожидаемо, создал несколько глав самого настоящего «закрытого», или «герметичного», детектива. Да, сработанного без легкой грации Акунина или давящей атмосферы «Десяти негритят», но все-таки… но все-таки именно детектива.

Весьма неожиданным ходом оказывается факт того, что несмотря на конфликты, показываемые в книге, среди не такого уж и большого социума совершенно нет ярко выраженных негодяев. Есть скрытые споры, есть затаившаяся злость и злоба, есть непонимание друг друга. Но именно коварных злодеящих аки Доктор Зло подонков, щедро и обильно взращиваемых многими другими авторами жанра фантастика, здесь нет. Роль антагонистов играют обстоятельства. Пусть и поданные порой а-ля Deux machine, но, тем не менее, обстоятельства весьма жестокие.

Именно они, наравне с пещерами, двигают сам сюжет дальше и дальше, гоня читателя бок обок с героями, пытающимися просто-напросто жить, создавая подобие мира, пусть и очень небольшого. Мира, кажущегося теплым и добрым к крохотной кучке людей, но обращающегося с ними также как любой читатель обращается с муравьем. Наступил, и не заметил.

Это обстоятельство, очень важное лично для меня, дало возможность проглотить первую треть книги очень быстро. У каждого любителя фантастики, особенно родной, русскоязычной, есть свои собственные критерии оценки. Как правило, пусть это и звучит очень субъективно, складываются они еще в детстве и юности. У самого автора, что несложно заметить, есть свой любимый текст, когда-то сразивший его подобно удар Трэхо в роли Мачете. У меня таковым является «Поселок» Кира Булычева. Именно он, довольно давно, сразу поднял г-на Можейко на ту высоту моего читательского интереса, которую потом так и не смогли покорить братья Стругацкие.

И именно в первой трети «Слепцов» дебютант Ермаков заставил меня вспомнить эту книгу. Не иначе, что во время именно ее написания ему помогала муза, так настойчиво призываемая многими любителями творчества на поприще литературы. Надеюсь, что муза явилась в облике никак не менее прекрасном, чем он же в исполнении Сельмы Хайек в великолепной «Догме». Именно первая треть дала мне понимание субъективности оценки «Слепцов». В чем я честно и признаюсь.

Но, если уж полностью честно, то купили меня сами пещеры. Купили описанием, купили нюансами и точно подобранными цветами. И пусть после половины книги именно им места не отводится совершенно, занимая его, место, возникающими сложностями, пещеры первых … страниц – хороши и чудесны. Именно первое же упоминание про них, идущее в самом начале, дало возможность читать далее. Так как пролог, мало чем отличающийся от сотен других таких же, не впечатлил. Но, повторюсь, добравшись да первого упоминания об отблесках на стенах зала «Анакопия», текст зацепил и потащил дальше.

Не знаю, был ли сам автор на Новом Афоне, доводилось ли ему спускаться в пещеры и знаком ли он со спелеологией? Не знаю, но в данном случае оно совершенно неважно. Каким-то непонятным образом он смог показать мне их изнутри. Это очень хорошо. Похвастаться умением погрузить читателя в описательную часть, особенно отличающуюся от большинства схожих текстов, может не каждый.

И именно описательная часть и погружение в мир Новоафонских карстовых пустот чуть не привели меня к утверждению о том, что своей любимой книгой проекта теперь стоит назвать уже не только «Север» Буторина. Но… Но этого не случилось. Хотя, несомненно, «Слепцы» стоят потраченного времени.

За что автору огромное спасибо. И да пребудет с нами Сила.

DIXI

Оценка: нет
– [  1  ] +

Дмитрий Ермаков «Настоящий немец»

Dobkachleo, 3 сентября 2012 г. 20:46

«Доверчивый русский»

Мини-рецензия на «Настоящий немец» Дмитрия Ермакова

Сборник решил мне ненадолго уступить, и я вновь встретился с читанным мной в своё время рассказом. Полгода назад именно за него я голосовал на конкурсе, благодаря которому к проекту присоединилось сразу пятнадцать авторов! И один из них, не побоюсь этого слова, мой друг (да и не только мой, он у нас душа-человек), Дима Ермаков.

Честно говоря, события «Настоящего немца» по большей части выветрились (увы, не осталось даже какого-то остаточного чувства) из головы, так что вновь прокладываю себе дорогу по этой знакомой и не знакомой «местности».

В центре внимания автора два немца, настоящий и «фальшивый». Два абсолютно разных человека. Но соединённые дружбой и одной идеей на двоих. Да, ужиться во враждебном мире постъядерного московского метрополитена – задача на двух (ну, ладно, одного, но со стремящемся к тому же менталитету и складу ума) иностранцев не из лёгких. И правильно автор сделал, что сначала поместил их на бедную транзитную Маяковку. Но очень скоро Дима переносит их туда, где поистине рады выходом из Дойчлянда. Какая незадача! Четвёртый рейх оказывается не тем местом, где надлежит жить Гельмуту и Ване-Вилли. Перемещение на Севастопольскую было делом не неожиданным, но уверен, читай я это не в третий, а в первый раз, удивился возвращению самой любопытной станции всей подземки (после отрезанной линии за Воробьёвыми горами).

В конце концов парочка натыкается на карту посольства ФРГ со входом в бункер. А затем туда попадает. Ждём хэппи-энда? Как бы нет так! Дима готовит нам горький сюрприз. И какой же? Читатель узнаёт, что жизнь на юго-западе столицы уцелела не только в метро, но и вдали от оранжевой и красной линий, пересекающих тот округ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А вместе с тем, он лишается двух разных персонажей, своим диссонансом характеров вызывая невольно симпатию. И на душе вновь скребут кошки. Не так сильно, как в случае с «Надеждой в подарок», но тоже ощутимо…

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дмитрий Ермаков «Настоящий немец»

burburry, 5 марта 2012 г. 17:49

Отмечу слог и легкость повествования, но, извините, не вяжется у меня стеб с постапокалипсисом никак

Оценка: 2
– [  0  ] +

Дмитрий Ермаков «Настоящий немец»

DmitryErm, 15 февраля 2012 г. 20:08

ii00429935 и eka007 — большое спасибо, что нашли время прочесть мой рассказ! И за высказанные мнения — спасибо!

Как верно сказал Лёха, я не остановился на достигнутом и продолжаю работать над собой. Этот рассказ — важный этап для меня, но никак не потолок. Отлично вижу, что могу лучше, и стараюсь в романе, который пишу в настоящее время для серии, избежать многих ошибок. Надеюсь, у меня это получится :)

С уважением, Дмитрий Ермаков

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дмитрий Ермаков «Настоящий немец»

AlexxPrimoVictor, 15 февраля 2012 г. 16:19

Не буду скрывать — я лучший друг автора. Но не вижу ничего предосудительного в том, чтобы тоже тут отписаться.

Рассказ изобилует откровенными ляпами. Это касается буквально всего, начиная самоубийственной «тактики» героев и кончая абсолютно бредовой целью экспедиции. Местами фарс просто зашкаливает, хочется от души плюнуть и спросить у автора, как он себе представляет эти лихие кроссы в «хим-зе», а потом... А потом просто перестаёшь воспринимать происходящее всерьёз. И сразу начинаешь получать от чтения удовольствие ;) Фактически, «Настоящий немец», — набор штампов мира 2033, которые подаются в таком ключе, что не поймёшь: издевается автор над читателем или просто шутит. Собственно, даже трагический финал — часть этого стёба. В книгах серии принято, чтобы герой всех уделывал на «раз-два» и побеждал, и кажется, что такие супер-мены, как герои Ермаковы, должны всех врагов одной левой... А вот — ФИГУШКИ.

Искать в рассказе «противоречия реализму» и гневно плеваться из-за них, или просто наблюдать за творящимся на страницах рассказа «театром абсурда» — выбор каждого. Я же считаю, что на общем фоне рассказ как минимум выделяется. Пусть кто-то скажет, что выделяется в плохом смысле, зато, признаем, не сливается с серой массой, что уже некоторое достижение.

Ну, и ещё, будучи хорошо знакомым с тем, что пишет сейчас Дмитрий, могу отметить, что первый опыт публикации пошёл человеку на пользу, многому научил. А уметь признать свои ошибки — это дорогого стоит. Не ошибается же лишь тот, кто не делает ничего.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Дмитрий Ермаков «Настоящий немец»

ii00429935, 12 февраля 2012 г. 15:01

Черный юмор плохо приживается на российской почве, но Дмитрий Ермаков решил поработать именно в этом направлении. Во всяком случае мне хочется так думать. Потому что всерьез воспринимать «Настоящего немца» никак не получается. Слишком очевидно, что сюжет надуманный, финал абсурдный, кровь льется рекой, но при этом никого не жалко... Характерный эпизод. В своих блужданиях по развалинам столицы герои забредают на Мосфильмовскую улицу и пугаются памятника Евгению Леонову (запечатлен в образе Доцента из «Джентльменов удачи»). Вот так трагедия может превратиться в фарс. Но даже если я правильно угадал намерения Дмитрия Ермакова, и «Настоящий немец» задуман как пародия, выдержать нужную интонацию во всем рассказе автору не удалось. Тем не менее, как сказано в рок-опере «Юнона и Авось», «За попытку — спасибо!»

Оценка: 5
– [  0  ] +

Дмитрий Ермаков «Настоящий немец»

eka007, 24 декабря 2011 г. 19:28

Рассказ занимает достойное место в сборнике. Сюжет весьма непредсказуем и драматичен.

Атмосфера передается и, в общем, соответствует.

Оценка: 6
⇑ Наверх