fantlab ru

Григорий Квитка-Основьяненко (Григорій Квітка-Основ'яненко)

Григорий Квитка-Основьяненко
Страна: Украина
Родился: 18 ноября 1778 г.
Умер: 12 августа 1843 г.

Псевдонимы:

Грыцько Основьяненко (Грицько Основ'яненко)


Жанры:
Реализм
68%
Мистика
32%
ещё >>

Квитка-Основьяненко Григорий Федорович (Квітка-Основ’яненко Григорій Федорович), настоящая фамилия — Квитка; псевдоним — Грыцько Основьяненко. Украинский писатель, драматург, журналист, литературный критик и культурно-общественный деятель. Основоположник художественной прозы и жанра социально-бытовой комедии в классической украинской литературе. Его называли «отцом украинской прозы».

Родился в слободе Основа около Харькова в семье дворянина Федора Ивановича Квитки. Род Квитки восходит к козацкой старшине и упоминается впервые в летописи еще 1666 года. В детстве мальчик был болезненным, а из-за золотухи в раннем возрасте практически ослеп. Существует легенда, что зрение к нему возвратилось после посещения Озерянского храма на Холодной горе. Получил в основном домашнее образование, тем более, что семья отличалась интеллигентностью, любовью к чтению, искусству и театру. В 1793 году как дворянин был зачислен на военную службу, через четыре года вышел в отставку в чине капитана, а в 23 года стал послушником Куряжского монастыря — сказались семейные традиции и собственный пример чудесного исцеления, — но спустя еще четыре года решил возвратиться к мирской жизни. В 1805 году снова поступил на военную службу, но уже в следующем году подал в отставку и возвратился домой.

В 1806-1807 годах служил комиссаром в народном ополчении, в 1817-1828 — был поветовым предводителем дворянства, с 1832 года – председателем Харьковской палаты криминального суда. Избирался членом Товарищества наук при Харьковском университете. Был одним из основателей профессионального театра в Харькове в 1812 году, Института благородных девиц в том же году, а также принимал участие в издании первого в Украине журнала «Украинский вестник» (1816-1819), альманахов «Утренняя звезда» и «Молодик», первого сборника украинских пословиц и поговорок. В итоге Григорий Квитка-Основьяненко стал активным деятелем общественной и культурной жизни Харькова. Общественная, служебная и благотворительная деятельность Г.Ф. Квитки были отмечены многими наградами, однако широкую популярность принесла ему литературная деятельность, каковую он начал в 1816 году. Писал как на украинском, так и на русском языке. Современники свидетельствуют, что реализовать себя в литературе писателю помогла его жена, Анна Григорьевна, – классная дама института благородных девиц. Женился Квитка в 1821 году, когда ему уже перевалило за 40. Жена была значительно моложе его, в своих письмах издателям писатель с любовью называет Анну своим домашним цензором, ей же посвящает и первую наиболее знаменитую повесть «Маруся».

Свои ранние фельетоны, статьи и шутливые стихотворения публиковал преимущественно в харьковской прессе: произведения на русском языке – в журналах «Украинский вестник» и «Харьковский Демокрит», цикл украинских юмористических стихотворений «Шпигачки» – в газете «Харьковские известия». Псевдоним Основьяненко взял по имени поселка Основа на юге Харькова, где родился. Это самый известный псевдоним автора среди многих. Кроме него, Григорий Квитка подписывался как Земляк, Аверьян Любопытный, Фалалей Повинухин, ваш Основ’яненко и др.

Первая комедия Квитки-Основьяненко — «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827, опубл. 1840) — по сюжету и набору героев предшествует «Ревизору» Н. В. Гоголя. Пьесы «Дворянские выборы» (1829) и «Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника» (1830) развивали традиции Д.И. Фонвизина в русской сатирической комедии XVIII в. Дальнейшее усиление реалистических тенденций характерно для пьес «Шельменко — волостной писарь» (1831), «Шельменко — денщик» (1840) и др. Комедия «Сватання на Гончарiвцi» (1836) пользовалась значительным успехом и до сих пор идет на сцене. Две книги «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком» вышли на украинском языке в 1834 и 1837 годах. В них автор обличает ограниченность и тупость старшины, выступает против пьянства, обжорства и др. пороков («Конотопська вiдьма», «Мертвецький великдень», «Пiдбрихач»), зато с большой симпатией изображает простых людей, раскрывает тяжелые условия их жизни («Маруся», «Козырь-девка», «Сердешна Оксана»).

Для повестей Квитки-Основьяненко характерны дидактизм и проповедь христианского смирения. В 30—40-х годах 19 века украинские повести Квитки-Основьяненко были опубликованы в русских переводах. В повестях и романах на русском языке — «Пан Халявский» (1840), где сатирически изображен быт украинского поместного дворянства, «Жизнь и похождения Петра Степанова сына Столбикова…» (1841) — Квитка-Основьяненко зарекомендовал себя как талантливый представитель натуральной школы. Его наследие включает около 80 прозаических и драматических произведений, правда, не все они имеют одинаковую художественную ценность. Лучшие произведения писателя одними из первых представили украинскую литературу европейским читателям. Они переводились на французский, польский, болгарский, чешский и другие языки.

Жизнь Квитки-Основьяненко протекала в атмосфере семейного счастья, в окружении жены и детей. Он был большим домоседом – за всю свою жизнь дальше Харькова и его околиц никогда не выезжал. В июне 1843 года его здоровье ухудшилось, он заболел воспалением легких и спустя одиннадцать дней, приготовившись к смерти, тихо скончался на руках у жены в окружении родных и близких. В Харькове на одноимённой улице в 1994 году ему установлен памятник (ск. С.А. Якубович, арх. Ю.М. Шкодовский).

Фантастическое в творчестве автора.

Среди повестей и рассказов, написанных на украинском языке, есть и несколько мистико-фантастических: «Конотопская ведьма» (Конотопська відьма) повествует о том, как в славном городе Конотопе была обнаружена ведьма и как сотник Забрьоха посредством ее наговоров и колдовства пробовал устроить собственную свадьбу с приглянувшейся девушкой; «Светлый праздник мертвецов» (Мертвецький Великдень) — история о том, как селянин Нечипор, с перепою не вовремя придя на утреннюю, попал на праздник к мертвецам; «Вот тебе и клад» (От тобі і скарб) — как Хома Масляк, фактически одержимый идеей найти клад и разбогатеть, чуть не продал черту свою душу за осуществление этой мечты. Современники отмечают, что писатель интересовался спиритизмом и с удовольствием рассказывал разные страшные истории.

Сортировка:

Григорий Квитка-Основьяненко. Циклы произведений

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
8.50 (2)
-
8.00 (3)
-
8.50 (2)
-
8.60 (5)
-
8.54 (26)
-
1 отз.
8.00 (1)
-
8.59 (17)
-
8.67 (3)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-
8.00 (1)
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Романы

7.00 (8)
-
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Повести

  1832 Ганнуся  [= Харьковская Ганнуся]  
8.33 (3)
-
6.82 (22)
-
1 отз.
8.22 (48)
-
3 отз.
8.00 (9)
-
1 отз.
7.67 (3)
-
1 отз.
8.00 (1)
-
-
  1840 Ярмарка  
9.00 (2)
-
8.00 (1)
-
7.33 (3)
-
6.60 (5)
-
1 отз.
-
  1842 Предание о Гаркуше  [= Сказания о Гаркуше]  
7.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Рассказы

7.33 (6)
-
7.33 (15)
-
1 отз.
7.30 (10)
-
1 отз.
6.75 (4)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (4)
-
1 отз.
10.00 (1)
-
8.00 (5)
-
1 отз.
-
-
-
  1841 Знахарь  
10.00 (1)
-
  1841 Рассказ  
-
  1841 Фенюшка  
-
  1842 Друзья  
-
  1842 Малороссийская быль / Малоросійська биль  [= Купований розум]  
7.75 (4)
-
8.60 (5)
-
-
-
-
-
-
  1956 Очки  
-
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Сказки

  1837 Ведьма [под псевдонимом Казак В. Луганский] // Соавтор: Владимир Даль  
8.00 (3)
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Документальные произведения

-

Григорий Квитка-Основьяненко. Поэзия

-
-
  1816 Каламбур  
-
  1816 Песенка, или полубыль  [= Не хочу]  
-
-
-
-
-
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Пьесы

-
-
8.50 (2)
-
8.60 (5)
-
  1836 Сватання на Гончарiвцi  [= Сватанье. Малороссийская опера в трех действиях]  
8.59 (17)
-
7.00 (5)
-
1 отз.
8.54 (26)
-
1 отз.
  1845 Вояжеры  
2.00 (1)
-
-
-
-
  1931 Похождения Петра Степановича сына Столбикова // Соавторы: Пётр Григорьев, Павел Федоров  
-
-
-
  1979 Бой-жiнка  
-
8.00 (1)
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Статьи

8.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
-
  1840 О слободских полках  [= Краткое историческое сведение о Харьковской губернии. Основание слободских полков]  
-
  1840 Отрывок из письма Грицка Основьяненка  [= [О правописании малороссийского языка. Отрывок из письма Грицка Основьяненка]]  
-
  1841 История театра в Харькове  [= Театр в Харькове]  
-
  1841 Украинцы  
-
-
-
-
  1849 Г. Ф. Квитка о своих сочинениях  [= [Письмо к издателям "Русского вестника"]]  
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Эссе

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Сборники

5.00 (1)
-
6.00 (2)
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Отрывки

8.00 (1)
-
-
  В мене думка не така [стихотворение]  
8.00 (3)
-
  Спить жінка, не чує [стихотворение]  
8.67 (3)
-
  Хусточко ж моя, шовковая! [стихотворение]  
8.00 (3)
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Рецензии

-

Григорий Квитка-Основьяненко. Прочие произведения

-
-
-
-
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Незаконченные произведения

  1863 Купянский самозванец (рассказ, не закончен)  
8.00 (1)
-
-
  1925 [Оженив Марко Рідкозуб] (рассказ, не закончен)  
-
  1925 [Тятенька мой был умный человек...]  [= Тятинька мой был умный человек...] (рассказ, не закончен)  
-
  1979 [Купала на Івана] (пьеса, не закончена)  
-
  1979 От так ти москаля одури! (пьеса, не закончена)  
-
  1979 Скупой (пьеса, не закончена)  
-
  1981 Мать (рассказ, не закончен)  
-
  1981 Служа под начальством князя *** (рассказ, не закончен)  
-

Григорий Квитка-Основьяненко. Неопубликованное

  1839 Коротка священна історія (не опубликовано)  
8.00 (1)
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Состав сборников малороссийских анекдотов не выделен в силу специфики входящих в них произведений.

  • В библиографии Квитки-Основьяненко упоминается статья «О Малой России». На самом деле ее автором был дядя писателя, Илья Квитка.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — Oreon, Petro Gulak

  • Куратор библиографии — Oreon


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх