fantlab ru

Михал Айваз (Michal Ajvaz)

Михал Айваз
Страна: Чехия
Родился: 30 октября 1949 г.
Жанры:
Сюрреализм
71%
Постмодернизм
69%
ещё >>

Михал Айваз — современный чешский прозаик, поэт, эссеист и философ. Чешская критика единодушно причисляет его к когорте самых выдающихся и оригинальных из ныне живущих чешских писателей. Эта оценка подтверждается с выходом в свет каждого нового произведения Айваза.

Айваз родился в 1949 году, учился на философском факультете Карлова университета, однако не окончил его. Вынужден был заниматься неквалифицированной работой, сменил несколько профессий. До 1989 года лишен был возможности публиковаться. Дебютировал сравнительно поздно — в 1989 году (еще в самиздате) вышла его книга стихов «Убийство в гостинице Интерконтиненталь», ставшая вехой в развитии современной чешской поэзии. В ней автор впервые обращается к темам, ставшим впоследствии характерными для его творчества — переосмыслению знаменитого образа «магической Праги», поиску магии города в современных кулисах, нетрадиционным философским учениям и т.д. Дебют в прозе состоялся в 1991 году, когда Айваз выпустил книгу рассказов «Возвращение старого варана», которая немедленно выдвинула его в ряд наиболее интересных авторов современной Чехии.

В 1993 году был издан первый роман Айваза — «Другой город», пожалуй, наиболее известный текст писателя, посвященный «второй», «параллельной», невидимой постороннему глазу Праге и пути героя к постижению неизведанного, находящегося за границей привычного нам мира.

В 1994 году Айваз выпустил сборник философских эссе под названием «Знак и бытие», в последующие годы еще несколько раз издавались сборники его рассказов и заметок. В 2003 году появилась большая литературно-философская работа Айваза о творчестве Хорхе Луиса Борхеса.

Роман под названием «Золотой век» стал «вольным продолжением» — даже не сюжета, а идей, знакомых читателю по «Другому городу» и попыткой еще глубже проникнуть в тайны «второй» цивилизации, местом обитания которой на сей раз является не Прага, а затерянный в просторах океана остров.

Айваз — уникальное явление для современной чешской литературы. Он во многом идет по стопам знаменитых «магических реалистов» Латинской Америки, а его энциклопедические познания в области истории, философии, искусства напоминают о любимом Айвазом Х.Л.Борхесе. Есть также много черт, сближающих творчество Айваза, к примеру, с Умберто Эко. Однако особый интерес текстам Айваза придает их пражская локализованность. Айваз продолжает многовековую традицию «пражской литературы», достигшей своего расцвета в таких хорошо известных российскому читателю произведениях, как «Голем» Густава Майринка и «Процесс» Франца Кафки.

Без книг этого писателя уже невозможно себе представить современную чешскую литературу — они являются весьма любопытным элементом в том направлении всемирной литературы, которое условно можно назвать «философской фантастикой».

Сюжет главного романа Айваза составляет все более и более глубокое погружение героя в тайны параллельного мира, «Другого города» (названного так потому, что он существует в кулисах всем привычной Праги), знакомству его с историей, культурой, философскими учениями его жителей. На пути к знанию герою предстоит пережить немало приключений (спасается от погони морских гадов по ночным улицам Праги, вступает в бой с акулой на вершине Малостранского храма, пробирается сквозь джунгли, которые выросли из библиотечных книг и т.п.) Герой выясняет, что наши «миры» существуют очень близко друг от друга — и для того, чтобы навсегда уйти в этот «второй город», не боясь стать для его жителей «чужеземцем», достаточно лишь «раскрыть свое сознание» и перестать думать о возвращении. Герой делает свой выбор в пользу ухода.

Стиль романа очень интересен и оригинален. С одной стороны, в нем нередки пространные философские отступления, рассказы об особенностях второго города, о переживаниях героя, связанных с его поисками. С другой — картины Праги, заставляющие вспомнить романы Майринка. С третьей — быстрое чередование неожиданных событий, иногда напоминающее настоящий триллер, юмор, с которым описываются те или иные злоключения героя или странные законы параллельного мира.

В целом можно сказать, что «Другой город» продолжает традиции чешской и мировой философско-фантастической литературы. Можно найти в нем черты сходства, к примеру, с «Путешествиями Гулливера» Свифта, но в гораздо большей степени, конечно — с «Выдуманными историями» Борхеса или с «Островом вчерашнего дня» Эко.

Сортировка:

Михал Айваз. Романы

7.79 (29)
-
6 отз.
  2001 Zlatý Věk  
-
  2004 Prázdné ulice  
-
  2008 Cesta na jih  
-
-
  2019 Města  
-

Михал Айваз. Повести

7.30 (10)
-
2 отз.
8.22 (9)
-
1 отз.

Михал Айваз. Рассказы

  1991 Жук / Brouk  
7.46 (13)
-
7.67 (9)
-
7.64 (11)
-
7.33 (15)
-
1 отз.
7.50 (10)
-
  1991 Лифт / Výtah  
8.08 (12)
-
6.60 (10)
-
  1991 Волна / Vlna  
7.00 (10)
-
  1991 Хобот / Chobot  
7.33 (12)
-
6.88 (8)
-
7.18 (11)
-
7.43 (7)
-
7.56 (9)
-
  1991 Главы / Kapitoly  
6.71 (7)
-
  1991 Ничто / Nic  
8.25 (8)
-
  1991 Ящеры / Ještěři  
7.00 (9)
-
7.75 (8)
-
  1991 Канат / Lano  
7.29 (7)
-
7.89 (9)
-
  1991 Концерт / Koncert  
7.50 (8)
-
  1991 Море / Moře  
8.12 (8)
-
  2016 Quintus  
-

Михал Айваз. Сборники

  1989 Vražda v hotelu Intercontinental [сборник стихотворений]  
-
  1991 Возвращение старого варана / Návrat starého varana [сборник рассказов]  
8.00 (10)
-
1 отз.
  1994 Znak a bytí [сборник эссе]  
10.00 (1)
-
  1997 Бирюзовый орел / Tyrkysový orel [сборник из двух повестей]  
8.17 (6)
-
  2006 Příběh znaků a prázdna [сборник эссе]  
-

Михал Айваз. Прочие произведения

  1997 Tiché labyrinty  
-
  1997 Tajemství knihy  
-
7.00 (1)
-
-
-
  2008 Snování: rok dopisů o snech // Соавтор: Иван М. Гавел  
-
  2010 Sindibádův dům // Соавтор: Иван М. Гавел  
-
-
-
  2017 Pokoje u moře // Соавтор: Иван М. Гавел  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографии отсутствует список отдельных стихотворений и эссе.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — Claviceps P.

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте



  • ⇑ Наверх