fantlab ru

Все отзывы на произведения Джорджа Р. Р. Мартина (George R. R. Martin)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  0  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Человек-в-форме-груши»

Carex, 6 марта 13:24

Рассказ впечатляет и надолго запоминается. По-страшнее любого лавкрафтианского хоррора. Но это лично для меня.

Несколько неопределенная концовка, точнее недосказанность, только усиливает эффект. Я был в восторге от прочтения.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Джордж Р. Р. Мартин, Лиза Татл «Гавань Ветров»

Darth_Veter, 1 марта 18:12

Первые поселенцы Гавани Ветров появились сразу после аварии космического корабля, рухнувшего с небес в бурные воды огромного океана. Вся суша на планете оказалась сосредоточена в одном мега-материке, состоявшем из множества небольших островков, разделенных неширокими проливами. Поскольку воды океана кишели весьма опасными созданиями, для общения между собой люди избрали воздушную стихию. Но и атмосфера планеты оказалась весьма неспокойной, хотя и стабильной в своей активности, поэтому люди стали использовать искусственные крылья, помогавшие им парить вдали от опасных вод. Так родился клан профессиональных летателей, чьей задачей была доставка важных сообщений с острова на остров. Роман рассказывает о биографии одного из них — девушке по имени Марис.

После чтения у меня появилось сильное подозрение, что сам роман написан не Джорджем Мартином, а его соавтором — Лизой Татл. Слишком уж непохож его язык на остальные произведения известного писателя: в них, как правило, главным героем был мужчина, а сюжет был предельно жестким, насыщенным событиями и потому увлекательным. В «Гавани Ветров» мы имеем героиню-женщину и сюжет, основанный на психологии общения людей друг с другом. Кому как не женщине его описывать? Скорее всего, Мартин лишь поделился основной идеей и дал напарнице несколько толковых советов, а остальное она сделала уже сама. Может поэтому мне, как мужчине, было не совсем интересно читать это произведение: из всех женщин-фантастов только Алисия Нортон да еще ле-Гуин умеют писать в «мужском» стиле. Не совсем импонирует мне и то, что роман не представляет из себя последовательного изложения, а является конгломератом трех отдельных историй из биографии героини, разделенных большими промежутками времени. В первой из них идет речь о ее становлении как летателя, во второй рассказывается об одном из ее воспитанников — Однокрылом Вэле, занявшем позже высокое место в иерархии касты, а третья часть говорит нам о том, как летатели отстаивали свою независимость в борьбе против тирана-правителя одного из многочисленных островов архипелага. Главной линией сюжета является не приключенческая составляющая (как это принято у Мартина), а проблемы взаимоотношений между людьми (как это принято у женщин-писателей). Так что женщинам читать сие произведение будет интереснее, чем мужчинам. А мужчины начнут неосознанно придираться как к самому сюжету, так и к общей идее его построения. Я, к примеру, сразу же раскритиковал саму технологию полета на механических крыльях, ибо она противоречит не только аэродинамике, но и человеческой физиологии. Достаточно вспомнить, чем в свое время окончился полет Крякутного и почему махолеты не получили никакого развития в авиации. Человек не рожден для полетов в таком виде, который описан в романе. Более реалистичен вариант, описанный у Энн Маккефри в Пернском цикле и серии фильмов про Железного человека. В них человек покоряет воздушную стихию через посредника — живое существо (Маккефри) или техническое приспособление (Железный человек). Похоже, иного нам не дано. После такого вывода читать подобную фантазию уже как-то неинтересно. Во всяком случае, подойдет она далеко не каждому. И пусть вас не смущает имя Мартина на обложке: оно проставлено в целях рекламы и своеобразного протектората — чтобы продвинуть карьеру новоявленной женщины-писателя. Кстати — а почему мне неизвестны какие-то другие ее творения? Неужели проект Мартина успехом не увенчался?

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джордж Р. Р. Мартин, Лиза Татл «Падение»

Darth_Veter, 1 марта 17:16

Летатель Марис, стараясь доставить послание от правителя Тайоса, попадает в сильный ураган и разбивается о скалы. Она не погибает, но теперь уже не может летать и проводит всё свое время в хижине местного целителя, который фактически спас ей жизнь, залечив серьезные раны, нанесенные падением. Проходит всего 10 лет, а женщина уже чувствует себя, словно древняя старуха. Хотя она и обретает нежданную любовь к своему спасителю, большого смысла в своей жизни уже не видит. До тех пор, пока на острове не случается из ряда вон выходящее событие, поставившее под вопрос само существование клана летателей...

Последний эпизод саги о летателях Гавани Ветров представляет из себя жесткую антиутопию наподобие оруэлловского «1984». Как и в этом романе-предостережении, речь идет о диктаторе, поставившем себя выше избравших его людей и устоявшихся традиций. Правитель Тайоса приобретает такую власть, что начинает путать личное с общественным. Когда соседний Трейн начинает разрабатывать железорудное месторождение на пограничном с Тайосом островке, правитель последнего посылает туда вооруженный отряд с приказом отбить рудник у своих соседей. Когда же один из летателей, пытаясь смягчить тональность порученных ему сообщений, намеренно изменяет часть информации, правитель Тайоса решает провести над летателями «показательную порку», грубо попирая многолетние традиции человеческой общины Гавани Ветров. Главная линия третьей части посвящена последствиям разгоревшихся конфликтов, которые грозят обернуться расколом между всеми жителями планеты. Решающая роль в этом противостоянии принадлежит отстаивающим свою независимость летателям. В том числе и бывшим — к их числу присоединяется и героиня романа. Не скажу, что сюжет от этого становится увлекательным, но определенная интрига в нем всё же появляется. Прежде всего потому, что авторы поднимают тему ответственности каждого гражданина за судьбу своей Родины. С одной стороны, Марис уже не летатель, да и живет на чужом для себя острове, из-за чего вначале самоустраняется от борьбы за справедливость. Но затем переосмысливает свою позицию и выступает в авангарде прогрессивных сил. Правда, образ самого правителя острова показан весьма претенциозно, а его поступки явно противоречат здравому смыслу, но кто может сказать, какие идеи витают в голове у настоящих диктаторов? Степенью накала третья часть во многом напоминает первую, так что авторы всё же сумели частично реабилитироваться за «Однокрылых» и поставили в романе жирную точку. Финал получился слишком уж по-женски «слезливым» и совсем не оптимистическим — наверное, его полностью придумала Лиза Татл, начитавшись «Собора Парижской Богоматери» Гюго. Честно говоря, на этом бы следовало закончить и всю сагу о летателях, но продолжение всё же последовало. Удачное или нет — не мне судить, ибо на «Падении» я сам для себя поставил жирную точку в знакомстве с этой сагой.

----------

РЕЗЮМЕ: завершение саги о летателе Марис, которая в результате несчастного случая лишилась возможности летать, зато спасла жителей одного из островов от власти самозваного правителя-диктатора.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин, Лиза Татл «Однокрылые»

Darth_Veter, 1 марта 00:26

Действие второй часть романа развивается через десять лет после первой части. На Гавани Ветров основано несколько летательных школ, в которых обучают способных детей, чьи родители не получали крыльев по наследству. Героиня романа Марис работает в одной из таких школ на острове Сиатут. Сюжет развивается вокруг предстоящих соревнований по летному пилотажу, на которых любой претендент из народа может бросить вызов кому-то из летателей и забрать у него принадлежащие ему крылья. Таковым претендентом как раз и является «трудный подросток» Вэл с острова Южный Аррен. Он с пренебрежением относится к летателям, считая их авторитет надуманным и преувеличенным. Он собирается доказать это практически на объявленных соревнованиях. Поладить с таким подопечным будет очень непросто даже для терпеливой Марис.

Понятно, что Вэл окажется тем самым стержнем, вокруг которого будет вертеться сюжет второй части. На мой взгляд, сильной интригой тут и не пахнет — всё держится только на сплошных ожиданиях «чего-то эпохального». Характер у парня колючий и несговорчивый, из-за чего затеянное им дело кажется невыполнимым. Без очередного «рояля» его явно не решить. Естественно, авторы его срочно организуют, надеясь, что он сумеет поднять стремительно угасающий читательский интерес. На мой взгляд, интересно это будет немногим — больно уж противоречив и несимпатичен этот «герой на час». Свое признание от Марис он получает в результате очередного скандала, который едва не ставит под сомнение его собственное участие в предстоящих соревнованиях. Не думаю, что в реальной ситуации герой будет так яростно «лезть на взгрудки», не имея в рукаве козырного туза. Но вполне возможно, что кому-то подобная завязка покажется убедительной и даже интригующей. Лично меня она «не зацепила». Я считаю данную часть самой слабой в романе. Пусть моя оценка вас не смущает: она получена в результате округления (в реальности — это только 6,5 балла).

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ про то, как «трудный подросток», прозванный у летателей Однокрылым Вэлом, смог отстоять на соревнованиях свое право на крылья. Очень похоже на произведения Макаренко — в частности, на «Флаги на башнях».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Джордж Р. Р. Мартин, Лиза Татл «Шторм в Гавани Ветров»

Darth_Veter, 29 февраля 23:42

Героиня романа — дочь рыбака Марис — мечтает стать летателем. Люди этой профессии умеют планировать с помощью искусственных крыльев, связывая между собой множество разбросанных по планете-океану островов. Несмотря на явные способности к полетам, против осуществления мечты девочки выступают местные традиции, сложившиеся среди колонистов после катастрофы их космического корабля.

Вроде бы и идея у произведения оригинальная, и описываемый в нем мир достаточно уникальный, а сюжет всё же получился не слишком увлекательный. Может, потому, что он годился не для столь масштабного романа, а для небольшого рассказа. А, может, просто фантазии у авторов банально не хватило. В итоге получился рассказ о необычных взаимоотношениях колонистов, заброшенных без средств к существованию на далекую планету, почти полностью укрытую водами океана, над которыми каждый день дуют штормовые ветра. Сами воды буквально нашпигованы опасными тварями, так что людям приходится не плавать, а летать (точнее, планировать) над поверхностью. Нечто похожее вы встретите у Энн Маккефри в серии романов о планете Перн. Только там люди приручили местных животных, похожих на легендарных драконов, предпочитая летать на них, а не с помощью механических крыльев. Это более правдоподобно, т.к. мускулы человека не приспособлены для подобной работы и потому не обеспечат нужной подъемной силы. Поэтому в «Гавани Ветров» люди не летают, а фактически планируют на сильных встречных потоках воздуха. Фактически, авторы романа создали весь свой сюжет на одном огромном «рояле» — устойчивых ветровых потоках, дующих практически в одном и том же направлении. От человека требуется только попасть в нужный поток и поддерживать в нем необходимую для полета высоту, изменяя площадь несущей поверхности крыла с помощью искусных механических приспособлений (о которых авторы практически ничего нам не сообщают). Всё это довольно сложно себе представить — особенно самое начало полета. Чтобы набрать необходимую скорость, летатели совершают очень опасный трюк: они прыгают вниз с очень высокой скалы, пытаясь в процессе падения «поймать ветер». Не думаю, что это так просто, как описывается в романе. Достаточно посмотреть на полеты обычных земных дельтапланеристов, чтобы убедиться в обратном. Одного «чувства ветра» тут будет маловато. Тем более, что ветра на планете по большей части штормовые. Может, авторы это тоже понимают, поэтому сильно на механике полета не зацикливаются. Речь идет о своеобразной кастовой системе общества, построенной на связи с помощью таких вот летателей. В принципе, получить крылья может каждый, но предпочтение отдается тем, чей родитель уже был когда-то летателем. Фактически, крылья передаются по наследству, даже если наследник не проявляет особых умений к полету. На этом противоречии и строится сюжет первой части романа. Главная героиня, отстаивая свои интересы, решается на отчаянный поступок, чтобы изменить суть самой традиции, сделав ее более осмысленной и рациональной. В реальности ей бы это не удалось, т.к. догматы обычно живут очень долго и счастливо — чтобы сломать их, нужен или очень сильный аргумент, или же очень сильная личность, способная убедить других людей в своей правоте. Марис таковой не выглядит, но авторы устраивают ей очередную «рояльную» возможность — и всё вдруг заканчивается счастливо! Мало того, что ее названный брат оказывается несклонным к полетам, так вдобавок и Совет летателей принимает ее точку зрения. А как же традиции? Неужели так легко от них отказаться? Отчего же тогда люди до сих пор верят в богов, хотя современное общество их отвергает? Не так всё просто на самом деле...

---------------

РЕЗЮМЕ: фантастическая сказка о необычном обществе земных колонистов, связи в котором осуществляет особый клан летателей, перемещающихся по воздуху на огромных металлических крыльях-планерах. По сути, это скорее романтическая фантазия, нежели научная фантастика.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Nobody Leaves New Pittsburg»

igor14, 18 февраля 04:07

Маленько забавный мрачно-фантастический рассказ из авторского цикла о дрессировщиках/ погонщиках трупов, продолженный широко известным «Человеком с мясной фабрики» (1974/76) и ещё одной <субъективно> малоизвестной историей – «Override» (1973).

Написан он был 23-летним ДРРМ ещё в 1971 году, а впервые опубликован лишь в 1976-м. Припоминаю, что суперпопулярный ныне фантаст в лёгонько-самоироничном ключе описывал* многолетние попытки хоть куда-нибудь пристроить рассказы данной трилогии, но почти везде встречал отказы. Любопы-ы-ытная коллизия!.. Тогда (!) начинающему писателю было явно не до веселья, хе-хе!..

Завязка сюжета: отдалённое будущее, человечество активно осваивает природные ресурсы Тысячи миров.

Глен Сайкс возвращается на Нью-Питтсбург, где он родился и вырос. Полновластным хозяином планеты издавна является одноимённая корпорация, ведущая здесь шахтные разработки и добычу полезных ископаемых. В качестве рабочей силы используются биороботизированные живые мертвецы с удалённым мозгом, которыми управляют их владельцы-погонщики. Сайкс как раз принадлежит к числу последних…

--------------------------------------------

Главная интрига откровенно никакущая, глуповато-вздорная. Но субъективную ценность рассказа вижу в том, что тут содержится достаточно подробное и внятное обоснование практики использования тел приговорённых к смерти нарушителей закона, жертв несчастных случаев и т.п., которое даёт необходимые «ключи» к пониманию реалий, изложенных в последующих <вышеупомянутых> произведениях автора.

(и которых до сей поры так не хватало!)

Кроме того, здесь Мартин (быть может, сам того не желая!) чётко и ёмко, с потрясающей достоверностью рисует нам будущую картину мира, где корпорации-монополии устанавливают свои законы и бесконтрольно пользуются властью над людьми. Причём не только «штатными», так сказать, работниками/сотрудниками/подданными, но и попавшими под их юрисдикцию свободными предпринимателями.

Капитализм именно ТАКОВ, и в отсутствии сдерживающих факторов способен развиваться только в одном направлении – глобальной диктатуры фашиствующего тОлка. Нам, родившимся во времена СССР, это должно быть предельно ясно, ибо почившее в бозе <надеюсь, временно!> развитое социалистическое государство, даже со всеми своими недостатками и «культами личности», было тем примером торжества социальной справедливости и гуманизма, на который равнялось подавляющее большинство человечества и которое вынуждены были учитывать при формировании внутренней политики враги из стран западного блока.

Причисление же и этого рассказа, и парочки остальных из цикла о погонщиках трупов к мартиновской литературной «вселенной» о Тысяче миров вполне обоснованно и логично, хотя сам автор и не склонен включать их туда из-за вечных своих капризов (хе-хе!)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* см. эссе «Гибриды и ужасы» (https://fantlab.ru/work296951; русскоязычный текст повсеместно распространён в сети)

Оценка: нет
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Таинственный рыцарь»

Prosto_Chitatel, 9 февраля 12:11

Для меня ценность подобных рассказов в том, можно ли их читать в отрыве от основных произведений созданного автором его глобального книжного мира или нет. Например, у того же Аберкромби это получается не очень, его отдельные истории настолько тесно связаны с оригинальными романами, что порой просто являются дополнительными кусочками мозаики, которую невозможно понять, не прочитав предыдущие истории людей и событий.

Нечто похожее я испытал, начав «Таинственного Рыцаря». Каюсь, после знакомства с сериалом приступать к увесистым «кирпичам» Мартина в виде книг «Игры Престолов», чтобы прочесть практически то же самое только с бОльшим количеством подробностей, желания не было. Поэтому то обилие «исторических» фактов, географии, персонажей, геральдических подробностей, свалившееся на меня в «Рыцаре» сперва вогнало даже в какой-то ступор. Казалось, разобраться в этом просто нет никакой возможности без «костылей» основных романов.

Однако — и надо отдать должное Мартину, как настоящему мастеру своего дела — постепенно всё более-менее начало становиться на свои места, определились основные персы, основные линии истории, лишняя шелуха, нужная больше для фанатов серии, нежели для обычных читателей, отошла в сторону, и рассказ начал по-настоящему увлекать.

Знаю, что это как бы еще и третья история в подцикле «Рыцарь Семи Королевств», но ее вполне можно читать, как самостоятельное произведение, держа в голове, что у всего Мира, как и у Дунка с Эггом, есть своя предыстория и послестория, и при желании с ней можно отдельно ознакомиться, но того, что есть здесь и сейчас, вполне достаточно для понимания происходящего. А это уже колоссальный плюс.

В результате получился прекрасный рыцарский рассказ — или даже, скорее, повесть — с малым и большим заговорами, с колоритным рыцарским турниром и с живым главным героем, способным дать отпор, но ровно настолько насколько это в человеческих силах — не супергероем. Кроме того, вроде бы не сильно умным, но сумевшим в решительный момент «разрулить» ситуацию на самом высоком уровне, среди высших чинов и принцев. Весьма и весьма недурственно. Единственное что — с количеством геральдических подробностей перебор.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

flying_kitten, 24 января 18:04

Ну вот и я прочитал эту, не побоюсь яркого эпитета, культовую эпопею. :) Сразу оговорюсь, речь идёт о пяти «основных» книгах без приквелов и вбоквелов. Сериал не смотрел, да, наверное, и не буду, буду ждать продолжения книги.

Говорить о сюжете, наверное, в общем то и не стоит, там более что сюжетных линий много, они сходятся, расходятся, прерываются и возобновляются. В общем и целом — борьба за власть в некоем царстве-государстве, военное, политическое и всякое другое противостояние между аристократическими домами. Многочисленные герои воюют друг с другом, заключают союзы, нарушают их, убивают, интригуют. В отличие от большинства подобных книг, тут нет однозначно плохих и однозначно хороших, большинство героев стоят друг друга, временами вызывая сочувствие, а временами — отторжение и неприятие у читателя. Но, реальная жизнь в средневековье была именно такой, кровавой и жестокой, так что это, на самом деле, большой плюс — повествование не воспринимается сопливой сказочкой в духе куртуазных рыцарских романов. Ещё одним несомненным плюсом является непредсказуемость автора, он достаточно легко может «убить» героя, который при чтении воспринимался основополагающим и было ощущение, что этот-то персонаж уж точно доберётся до финала. И ещё одна важная особенность — магии и сверхъестественного не так уж и много, по крайней мере такого, что оказывало бы заметное влияние на сюжет.

К первой части я подходил с некоторой опаской, ведь зачастую распиаренные произведения вызывают лишь разочарование. К счастью этого не произошло, «Игра престолов» понравилась, хотя и не настолько, чтобы сразу начать читать следующую часть. Но через несколько месяцев, прочитав «Битву королей» я уже окончательно втянулся и не останавливался, пока не прочитал все книги. Разумеется я знал, что финала не будет, но повествование держало в напряжении и не отпускало, более того, по завершении чтения, я начал сам в голове строить возможные варианты развития сюжета. :)

Ну и что ж, я присоединился к тем толпам людей, которые ждут, когда же Мартин разродится давно обещанным продолжением и окончанием. Повторюсь, сериал не смотрел, но разумеется про него слышал, так что знаю, что в сериале сюжет получил некое завершение. Возможно поэтому то и приходится так долго ждать бумажного продолжения — автор не хочет повторять в книге сценарий, но при этом, наверняка, использовал какие-то свои удачные идеи для сериала и теперь находится в некотором затруднении, что же ему делать со своими героями и как же завершить эпопею... В общем поживём — и возможно увидим. Но это не точно. :)

Резюмируя, могу сказать, что ПЛиО мне весьма понравилась. Не идеал, нет, но так и идеала, наверное, не бывает.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Игра престолов»

skuzmin, 23 января 17:55

Прочитал весь сериал за несколько лет до начала теле версии. Полное разочарование в этом совершенно пустейшем произведении. Оно откровенно популистское — больше крови, больше жестокости, больше героев. В то же самое время нет общей идеи повествования, все промежуточные герои умирают, сюжета, как такового нет.

В результате — скучнотища и разочарование.

Жалею, что начал читать эту хрень, больше чем 6 это произведение не достойно

Оценка: 6
– [  -3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Рыцарь Семи Королевств»

tivss, 17 января 02:09

Слушал после хронологии «пламя и кровь» — видимо на этом нудном,скучном фоне истории про Дунка и Эгга зашли на «ура», как глоток воды. )

Оценка: 10
– [  2  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Короли-пустынники»

neli mustafina, 11 января 08:45

Саймон Кресс, живущий среди пустыни на одной из планет развлекается тем, что покупает разных зверюшек и показывает их своим гостям. Однажды он покупает существ похожих на муравьёв, но с зачатками разума.

Они так же как термиты строят дома, у них есть «матка» руководящая ими, но с одной разницей: они верят в бога и богом для них становится Кресс.

Богом жестоким, несправедливым. Но Мартин Кресс заигрался в бога. А, как известно, жестоких богов свергают с пьедестала.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Умирающий свет»

scafandr, 9 января 14:48

То, что Джордж Мартин написал замечательный цикл про Песнь льда и пламени — это хорошо, конечно. Даже очень хорошо. Но ведь это не было его пробой пера, и до ПЛиО у него были другие работы, о которых большинство не знает. Где-то параллельно чтению «Игры престолов» я купил первую книгу антологии «Дикие карты», в которой Мартин был составителем. А также написал пару рассказов, задав тон всему сборнику. И «Дикие карты» как-то мне не очень зашли, если честно. Потом еще кое-какие рассказы Джорджа Мартина попадались, но не скажу, что они чем-то особенным запомнились.

И в какой-то момент мне стало интересно, с чего же вообще Мартин начинал. Оказалось, это роман «Умирающий свет», который легко можно найти в продаже. Если честно, сложилось впечатление, что этот роман писал совсем другой человек. Оно и понятно, в 1977 году Мартин сам еще был, как мне кажется, мало кому знакомым. Чувствуется, что к ПЛиО у мастера уже была набита рука.

«Умирающий свет» рассказывает о мужчине по имени Дерк, который по первому зову своей бывшей возлюбленной отправился на далекую загибающуюся планету. Уже на этом этапе я не совсем понимал мотивацию героя. Да, 7 лет назад он состоял в отношениях с прекрасной девушкой, которой подарил волшебный камень. Если с девушкой что-то случалось, другой камень мужчины загорался, сигнализируя о призыве о помощи. Вот только девушка без особых разъяснений его бросила и улетела в дальние дали. А тут вдруг загорелся камень. Вдруг спустя 7 лет снова забрезжили лучики любви?

На далекой планете, которая через какое-то время останется без солнца, Дерка встречают с хлебом-солью его бывшая ненаглядная со своим другом. Оказывается, бывшая уже замужем, причем за мужем, у которого есть свой то ли муж, то ли брат. Вам непонятно? Вот и Дерку тоже. На что бывшая девушка, Гвен, отвечает, что все ему постарается объяснить и даже познакомит с мужем. На каком-то этапе объяснений Дерк вспыливает, а Гвен ему говорит — вот тебе диплом моего мужа по обычаям населения планеты на 1000 листах, прочтешь-поймешь.

Получается, что Дерк как варвар врывается в новый мир, который живет по совсем другим законам. В этом мире есть несколько Главных Семей, которые всем заправляют и их никому нельзя трогать. У Семей есть свои последователи, скажем, вассалы, которые при наличии семейной броши тоже неприкасаемы (дабы между семьями не возникло вражды). Ну а все остальные — это рабы-изгои, которых можно уничтожать при первом появлении на глаза. Дерку предлагают брошь, дабы оградить от неожиданных бед, но ему не хочется быть рабом у каких-то там авторитетов. И тут же сразу же проблемы сваливаются ему на голову, из-за чего все Семьи оказались в положении войны.

«Умирающий свет» — это и драма, и боевик, и триллер, и местами любовный роман в фантастическом сеттинге. Он очень похож на классические фантастические романы 60-70-х годов. Мартин попытался создать новый уникальный мир со своими законами и обычаями, а главная мысль романа — не лезь туда, в чем вообще не разбираешься. Для меня в романе нашлось слишком много каких-то странностей и нелогичностей. Дерк как слепой мальчик лезет со своим уставом в чужой огород, причем больше из-за обиды, что его девушка теперь с другими. Другие тоже интересны по своей природе. У них есть такое правило, что в какой-то момент жизни ты обзаводишься тейном, который является и твоим братом, и телохранителем, и мужем (да, спят вместе). Тейн может жениться, и тогда они спят втроем. Ничего не понятно, но вот так надо. Но самое главное, что меня заставило улыбнуться — Дерк только в самом конце спросил у Гвен, зачем она его вызвала. Представляете? Почти весь роман он просто как бильярдный шар катался туда-сюда, стучась головой о бортики, наломал кучу дров, а только потом подумал, что он вообще здесь делает. И если он задался этим вопросом раньше, он мог улететь в тот же момент назад, как только прилетел. Это ли не дурость?

Гвен, единственная женщина в романе, тоже толком не может определиться, что ей нужно в жизни и кто ей нужен по жизни. Как такая ветренная женщина могла завоевать столько сердец?

Роман динамичный, читается легко, но не могу сказать, что он мне понравился. Ни одному герою не сочувствуешь, хочется побыстрее сбежать с этой варварской планеты. Восторженных отзывов не понимаю, но принимаю.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Принцесса и королева, или Чёрные и зелёные»

tivss, 8 января 12:51

Все очень плохо. «Погрузиться» в это невозможно — понимаешь что всего лишь фантазии автора, и только от его настроения зависит каждый поворот сюжета — «влево» или «вправо». При этом нудно и плохим языком. Зря потерянное время.

Оценка: 1
– [  0  ] +

Антология «Юная Венера»

ensign, 17 декабря 2023 г. 20:34

Авторам сборника была поставлена задача сделать — как выразился Высоцкий: «Стилизацию под блатной фольклор». В целом, что бы написали Берроуз, Говард, Гамильтон и им подобные про Венеру. Но, стилизация есть стилизация. Задор во многом утрачен. Мечи, принцессы, бластеры, фауна и флора, конечно дождь, неистребимые герои на месте. Многие рассказы спокойно переносятся с конкретной Венеры куда угодно. Без каких либо потерь.

Оригинален и всерьез вложился Дэвид Брин с его «На дне каньона Клеопатры», любопытны, чисто для нас местных, «Жабоголовые» и «Планета страха». Здорово выпадает из общего контекста «Память о небе», очень такая современная ерунда, с «повесточкой».

Оценка: нет
– [  1  ] +

Антология «Блеф»

Тимолеонт, 27 ноября 2023 г. 16:58

Здесь есть очень хорошие истории — арки Тахиона, Черепахи и Кройда по прежнему прекрасны. Да и «Второе пришествие Бадди Холли» получилось, в целом, душевным. Но именно как единая и связная история — это самая слабая из первых щести книг. Сюжет просто не складывается воедино — бандитские войны, новая эпидемия, интриги-заложники и прочее, это всё отдельные рассказы. Связь выглядит чрезмерно натянутой и надуманной, а «сквозные» истории, которые обычно скрепляют книгу воедино, гораздо комфортней читать залпом, перелистывая книгу до нужных страниц.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «"Вся королевская конница"»

Тимолеонт, 23 ноября 2023 г. 17:02

Вот ни разу не удивлён, что лучший и наиболее цельный рассказ «Блефа» написал сам Мартин, хоть ему в спину и дышал Желязны. Черепаха, конечно, и по первой трилогии был моим абсолютным фаворитом, но и объективно «Вся королевская рать» прекрасна хотя бы за счёт прекрасно выраженной дуги персонажа — Том проходит сложный путь от депрессии и упадка, полного отрицания собственной личности и всего, чем он дорожил, к переоценке своих приоритетов и к перерождению. В итоге он становится, несмотря на возраст, гораздо более зрелым и крепким героем. Да и в целом мне понравились его «мирные» на фоне других линий приключения — ну, подумаешь, мужик за сорок лет пытается проворачивать торговые сделки, пьёт-депрессует, тоскует о молодости... Но во всём этом смысла заметно больше, чем в любой другой части «Блефа».

Оценка: 8
– [  -3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Танец с драконами»

genametr, 12 ноября 2023 г. 13:31

Сериал получился огонь, а вот печатная версия уступает «экранизации», особенно то что автор выдал напоследок. Да автор и сам это понимает раз говорит что «Ветра зимы» продвигаются так медленно потому что шлифует и вылизывает и хочет превзойти. Да так что уже и не верится что он когда-нибудь закончит. Впрочем судя по остальным произведениям Мартин достаточно средний автор которому однажды удалось. Придумать почти настоящий мир, населить его живыми не картонными героями и дать им понятную цель. Ну ладно не однажды, а трижды и четырежды, но чем дальше тем меньше. Похоже автор так и не решил чем это все закончить, а всплеск гениальности понемножечку изгладился за 15-то лет. Увы последняя книга слабее предыдущих.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Танец с драконами»

Iriya, 12 ноября 2023 г. 11:52

«В нашем мире есть только одна истинная вещь — зима.»

Будущее Семи Королевств висит на волоске — так и не успев восстановиться после страшной войны, они оказались снова окружены старой угрозой. Все дело в том, что в восточном городе, построенном на костях и пыли, по-прежнему вынашивает идею о притязаниях на Вестерос последний представитель драконьего дома. В то же время на севере, где возвышается гигантская Стена изо льда и камня, 998-й лорд-командующий Ночным Дозором сталкивается со своим величайшим испытанием — могущественными врагами не только за пределами Стены — в стране ледяных созданий, но и внутри недовольных Стражей. И разгораются конфликты, и совершаются предательства, и множество людей встречают на своем пути кажущиеся непреодолимыми препятствия. Именно такие времена непрекращающегося беспокойства зачастую и приводят к величайшему из всех танцев — танцу с драконами...

«Не все люди предназначены для танца с драконами.»

Прежде чем я начну отзыв, позвольте мне отдать должное автору. «Танец с драконами» — огромный том, который содержит в себе более тысячи печатных страниц, что не так уж далеко от «Властелина колец» или «Войны и Мира». Хотя литературная ценность вряд ли может измеряться в страницах. И все же такие творения точно не возникают из воздуха. Достаточно просто сделать несколько шагов назад — в начало цикла, чтобы понять, насколько грандиозна проделанная работа. Браво, Мартин!

«Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, проживает только одну.»

Моя оценка книге дана в сравнении с произведениями эпического фэнтези других авторов, а не в попытке поставить ее в один ряд с предшественницами по циклу. Хотя я бы сказала, что она значительно лучше, чем «Пир стервятников» и менее хороша по сравнению с первыми тремя частями. Данный роман оказался не в очень выгодной ситуации — как в любой промежуточной части цикла, в нем мало что происходит. Ценой тысячи с лишним страниц автор сумел продвинуть отдельные сюжетные линии на ничтожную долю того, чего он достиг в первых трех книгах. Иногда возникал вопрос: а существует ли четкий замысел у него относительно финала? Я склонна думать, что да. Об этом свидетельствуют последние несколько глав, в которых писатель полностью изменил структуру повествования и добавил персонажей, которые появляются только для того, чтобы закрыть некоторые пробелы предыдущих книг.

«В нашем мире человеку стоит научиться брать то, что дают боги. Этот урок дался мне не бесплатно.»

Для меня «Танец с драконами» превосходен в том числе и потому, что здесь мы возвращаемся к персонажам, оставленным в «Буре мечей». Дабы избежать спойлеров, не буду конкретизировать сказанное, отмечу лишь, что снова была рада видеть одного из любимых мной героев. Так же здесь история приобретает бóльшую целеустремленность и размах, чем в четвертой части. Сюжет снова простирается на тысячи миль от ледяных пустошей до пыльной пустыни, демонстрируя невероятное разнообразие и масштаб мира Мартина. И именно в этой книге есть намеки на конечное сближение разрозненных сюжетных нитей, медленно нарастающее напряжение и темп приближающейся кульминационной части, которые заставляют нас затаить дыхание на краю последних страниц. Будем надеяться, что плацдарм для прыжка в заключительные книги уже создан.

«Нет в мире раба, который не решил стать рабом. Возможно, выбор бел между неволею и смертью... Однако выбор был.»

Перевернув последнюю страницу романа, я поняла, что по-настоящему «Танец с драконами» можно оценить лишь тогда, когда цикл будет завершен. Мартин, как и большинство авторов эпического фэнтези, счел нужным делиться с нами фрагментами своей истории по мере того, как он ее писал. Поэтому после «Бури мечей» уже существовали сотни персонажей на разных континентах, и лишь немногие из них как-либо взаимодействовали друг с другом. Сюжет достиг такого уровня сложности, что расставить всех героев по местам для завершения понадобилось много страниц двух томов. Посему заслуга данного произведения действительно стоит наравне с достижением всей серии. И хотя я не рассматриваю этот роман как книгу, к которой я когда-нибудь ради удовольствия вернусь, не хочется списывать со счетов ее вклад.

»- Мы рискуем королевствами. Рискуем жизнью, именем и честью. Мы здесь не в игру играем ради вашего развлечения.

- Все-таки в игру. В игру престолов.»

Для многих читателей «Песнь льда и пламени» является одним из самых определяющих произведений жанра. В том числе и для меня. Я уже писала об этом и повторюсь снова — успех Мартина основан на простом факте: он привнес в жанр фэнтези яркие и неотъемлемые черты реализма и сочетал их с безграничным воображением. Вам не нужно быть любителем фантастики, чтобы насладиться его творчеством. Мартин пишет в первую очередь о людях. Вы влюбитесь и очаруетесь его персонажами задолго до того, как начинаете лицезреть первого дракона. На тот момент вы несомненно поверите в магическое существо, потому что вы верите в людей, чьими глазами его видите. И это вызывает восторг до мурашек по коже. Заинтересована ли я читать продолжение? Чуть больше, чем полностью! Поэтому держу пальцы скрещенными и присоединяюсь к ожидающим. Всем добра!

«Летние друзья растают, как летний снег, а зимние друзья — друзья навсегда».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Антология «Туз в трудном положении»

Тимолеонт, 28 октября 2023 г. 20:07

По ошибке после четвёртой книги сразу взялся за шестую часть, но да ладно. Во всяком случае, этот политический триллер здорово исправил резко негативное отношение к «Тузам за границей». История выглядит цельной, центральный сюжет не слишком бредовый, а даже интересный, при том, что и всем основным персонажам уделено внимание. По своему духу очень напомнило «Тёмную зону» Кинга, в которой ГГ точно знал, что амбициозный политик приведёт мир и общество к катастрофе и пытается любой ценой это предотвратить. Так и тут — выбор стоит меж бургером с дерьмом и гигантской клизмой. Да и вообще над американской демократической системой тут неплохо поиздевались, показав, насколько легко и просто можно манипулировать общественным мнением. И да, простите за спойлер, но хеппи энда здесь нет — ни на личностных уровнях, ни на глобальном.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Слишком уж страшным и пугающим получился новый раскол между натуралами и тузоджокерами, сложно представить, чтобы достаточно шовинистическое общество сумело после такого прийти к согласию.

Единственный серьёзный и критический недостаток, серьёзно портящий впечатление от всей книги — последняя «боевая сцена». Это каша, а не зрелищное противостояние. Уследить что вообще происходит, о ком идёт речь, кто помер, а кто жив — моментами реально непросто. Подобная хаотичная мешанина убивает всё напряжение от кровавой и страшной схватки.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Антология «Тузы за границей»

Тимолеонт, 28 октября 2023 г. 19:34

В послесловии Мартин даже не отрицал, что нужен был просто повод рассказать о Джокерах разных стран. Вот и не придумали ничего лучше, чем устроить максимально бестолковую поездку тузов-натуралов-джокеров за границу. Кажется, авторы сами не осознали высокомерность и напыщенность подобного посольства, а потому и писали всё с максимально серьёзным лицом, отчео всё «великое посольство» только выглядит в разы высокомерней. И что вообще хотели показать? Что весь мир — дерьмо, а «страны золотого миллиарда» все такие в белом платье красивые стоят, а послы США — ангелы, сошедшие с небес? На Гаити — плохо, в Латинской Америке — ещё хуже. В Египте — терроризм, на Ближнем Востоке — религиозные фанатики. В СССР — вообще показуха и джокеров многими тысячами убивают. Япония — заполонена якудзами и т.д. На Союз тут вообще поиспражнялись особенно обильно.

Да и хороших историй здесь буквально 2, все остальные — посредственность.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Из дневника Ксавье Десмонда»

Тимолеонт, 26 октября 2023 г. 17:46

Не затрагивая общего качества «Тузов за границей», «Дневник» очень грамотно и ловко выполняет связывающую функцию, благодаря именно ему это не разнородные рассказы, а всё же полновесная цельная история. Да и сами записи негласного мэра Джокертауна являются одновременно и самодостаточной историей, рассказывающей о жизни, мотивации и мировоззрении ГГ. Антология мне в целом совсем не понравилась, за исключением этих перебивок — без вклада Мартина всё было б совсем плохо и скучно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Путешествия Тафа»

Тимолеонт, 20 октября 2023 г. 17:39

Никто и никогда не сумеет разубедить меня в том, что Таф — это Варрис. Да, с другим прошлым и опытом, которые значительно влияют на характер и поведение, но общий образ, реплики и многие манеры поведения явно его. Бывший космический торговец получился настолько яркой и колоритной личностью, что неудивительно желание Мартина не дать пропасть такому удачному образу и переработать его.

Таф хоть и строит из себя наивного простака, но на самом деле это запредельно хитрая, предприимчивая личность с мощнейшим разумом и фантазией. Когда надо — он смел и отважен, но предпочитает осторожность и дипломатию. Не чужд благородства, гуманизма, чести и принципиальности. Достаточно способен, чтоб едва ли не с нуля в совершенстве освоить сложнейшую науку генной инженерии. Вплоть до последнего рассказа, когда Таф зашёл слишком далеко, он вызывал у меня искреннее восхищение.

Да и сами рассказы прекрасны — в них мало экшена, но полно интересных ситуаций, размышлений и историй. Образцовая научная фантастика. А уж «Ковчег» вполне достоин войти в число самых эпичных космических кораблей художественной культуры.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Лечение мартышками»

Kavabanger, 16 октября 2023 г. 12:48

Рассказ, который идеально вписался бы в сериал «Байки из склепа». Мрачно-ироническая, абсурдная история о толстяке, который решил похудеть.

Кенни Дорчестер очень толстый. Как пишет Мартин, дело не в физиологии или психологии — Кенни просто очень любит еду. Мартин, человек и сам, мягко говоря, не

стройный, описывает это любовь с полным знанием дела. Я читал после обеда, и мне захотелось пообедать еще раз. Волшебная сила искусства!

Быть толстяком, однако, Кенни не нравится. Не то чтобы его это сильно тяготило, но как любой здоровый мужчина Кенни хочет секса, а женщины на него не смотрят.

Понимая свою проблему Кенни время от времени вяло пытается сесть на диету, но получается у него так себе

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кенни пытался менять свои привычки — съев очередной кусок, клал на стол вилку, пользовался маленькими тарелками, рассчитывая, что порция покажется больше, и даже записывал в дневник все, что съедал. В результате у него имелось множество дневников и грязных маленьких тарелок, не говоря уже о том, что Кенни научился с невиданной ловкостью орудовать вилкой. У него даже была любимая диета: ты можешь есть сколько угодно своего любимого блюда, но только его и больше ничего другого. Проблема состояла лишь в том, что Кенни никак не мог выбрать самое любимое, поэтому он неделю ел только ребрышки, потом неделю пиццу, затем утку по-пекински (дорогая, кстати, получилась неделя!) и совершенно не терял в весе — впрочем, он прекрасно провел время.

Как то раз, заказав огромную порцию жареных ребрышек с острым соусом, Кенни замечает за соседним столом знакомого из клуба желающих сбросить лишний вес — но в каком виде! Знакомый, который весил даже больше Кенни, не просто похудел, он тощий, и это при том, что стол перед ним буквально завален костями — он заказал как минимум четыре порции ребрышек и все их умял!

Кенни умоляет поделиться секретом похудания, и после некоторого сопротивления получает адрес, где ожирение инновационно лечат мартышками. Ему буквально садят на шею мартышку. Снять ее он не может, никто ее не видит, ведет себя она мерзко — дерется, таскает за ушли, бьет — а самое главное, она с невероятной проворностью съедает все, абсолютно все, что заказывает Кенни. Опередить ее у него не получается. Позже он придумывает некий лайфхак — заказывает, например, суп, и ныряет в тарелку лицом, втягивая в себя питательную жидкость — но особого насыщения это не приносит.

Кенни начинает худеть, однако встав на весы он видит те же 180 килограмм. Никакого парадокса в этом нет — насколько стремительно худеет Кенни, настолько же стремительно жиреет сидящая на плечах обезьяна.

Чем закончилась история спойлерить не буду (скажу только что меня невероятно развеселила гротескная сцена, в которой Кенни встречается со своим знакомым, который отправил его на лечение мартышками), да это и не имеет особого значения. Рассказ хорош, один из лучших из редкого поджанра комических ужасов, что я читал:)

P.S. Пока читал был уверен, что это такой дружеский тычок в бок Кингу от Мартина. Тут и «Худеющий», и «Корпорация «Бросайте курить»», и «Нужные вещи», и в какой то мере «Обезьяна». Но выяснилось, что большинство из перечисленного было написано позже. Упс

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Манна небесная»

Тимолеонт, 15 октября 2023 г. 18:11

С чего всё начиналось, к тому и вернулось... Таф снова оказался перед лицом нешуточной моральной диллемы — объективно безответственный и неадекватно быстро плодящийся народ представляет опасность не только для самого себя, но и для окружающих, так что даже не получиться плюнуть и оставить их самих разбираться со своими проблемами. Вот Таф и развращается окончательно до статуса Бога. Сократить фертильность целого народа до сотых долей процента? Это не замедленный, а самый настоящий геноцид. ГГ явно не имел права лишать миллиарды людей возможности иметь детей — к тому же нет никакой гарантии, что расплодятся именно «технари», а не «экспансионисты». И не факт, что вообще сохранится хоть какая-то цивилизация — планете грозит абсолютный коллапс и 3.14здец, когда на ней останутся десятки миллиардов немощных стариков, при нескольких десятках миллионов «молодёжи». Не говоря уже о полной беззащитности перед старыми противниками. Демагогия про то, что часть с естественным иммунитетом сможет снова расплодиться — чушь, ибо цивилизация уже скорее всего будет мертва, а «расплодившиеся» вернутся на уровень развития средневековья. Сравнение людей с кошками, при всей моей бесконечной любви к ним, вообще ставит ГГ на один уровень с теми, кто планировал геноцид и обращение в рабство целых этносов в реальном мире.

И это при том, что Таф явно имел возможность решить проблему менее радикальными методами. Ни за что не поверю, что не было возможности не уничтожить рождаемость, а замедлить её с помощью своих генетических чудес. Ну там, чтобы каждая женщина могла родить не более 1-2 детей — это не было бы таким откровенным насилием и обеспечило бы плавный переход, а не демографическую катастрофу.

Так что Тафф не Бог — он Сатана в самом плохом смысле слова. Искренне надеюсь, что когда до его жертв дойдёт, что эта скотина их стерилизовала, они сумеют собрать мощный флот, выследить его и уничтожить. Тафф всё же успел сотворить много добра, хотелось бы, чтобы чинимые им зло и преступления не перевесили прежние заслуги.

Впрочем, как моральная диллема о тяжёлых решениях и ответственности — рассказ удался. Тафф как минимум, не слабак, а человек, способный на решительные действия. Если бы он ещё был способен брать на себя ответственность...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Зовите его Моисеем»

Тимолеонт, 15 октября 2023 г. 16:18

Думаю, здесь и начинается падение Тафа. Он хоть ещё и не возомнил себя Богом, но уже прямо задумывается над этим и оказывается способен на вполне себе жестокие поступки. Это уже не мирный посреднический пацифизм и относительно гуманное искоренение «собачьих боёв», это уже неприкрытые угрозы и готовность устроить полноценные кары своим противникам. Изяществом и хитроумием уже и не пахнет — ГГ довольно грубо использует своё могущество. При этом сложно всерьёз его осудить — здесь Таф ещё держится в рамках морали, он пытается решить действительно серьёзную и важную проблему, которая должна была быть решена.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Антология «Неистовые джокеры»

Тимолеонт, 13 октября 2023 г. 19:25

Хоть все и говорят, что это завершение трилогии, но по факту любую книгу можно читать по отдельности и ничего не потерять. Первая часть это просто сборник историй про супергероев, вторая — противостояние с недотиранидами, третья — борьба с мстительным придурком-маньяком, который находясь на абсолютно выигрышных позициях (мощные способности, целый отряд верных могучих миньонов, фактор неожиданности), умудряется проиграть олухам, победившим только благодаря авторским произволам. Но это так, придирки. Как эксперимент — книга действительно удалась, но на фоне прочих подобных работ не представляет из себя ничего особенного.

Порадовали только разве что Черепаха (но ему здесь уделяется предельно мало внимания), да Вонищенка, которая в своём нарастающем безумии умудряется даже отречься от своей безмерной любви и заботы о животных.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Зверь для Норна»

Тимолеонт, 11 октября 2023 г. 16:53

Простите, это с какого перепуга Таф здесь не положительный персонаж? Извините, каким местом надо было читать рассказ, чтоб не понять — это был саботаж? Ладно, кто-то читал через строчку по диагонали и не заметил сдержанных душевных терзаний Тафа и его явного отвращения к подобным мерзким «гладиаторским» боям. Но ведь в финале же даже специально разжёванно для непонятливых, что это был целенаправленный саботаж и манипуляции с целью под корень разорить местных устроителей «собачьих боёв». Таф долго и упорно работал над тем, чтобы пустить их по миру и навсегда прекратить жестокие практики местных дрессировщиков. Вот серьёзно, как можно было не заметить это и всерьёз писать «. А ему показалось мало просто нажиться на их азарте и жадности — он всучил им за их деньги гнилой товар (знал ведь, что те же кобальтовые кошки на этой планете размножаться не смогут), да ещё дал в нагрузку бомбу замедленного действия, обеспечив планете приличных размеров экологическую и экономическую катастрофу.» и «Таф здесь представлен каким-то злорадным упырём и барыгой, выуживающим деньги у наивных дурачков.»? Или эти отзывы написаны вообще без прочтения и на основе аннотации и прочих отзывов?

Тем же, кто упрекает Тафа в «жажде наживы», напомню — он летает, чёрт подери, на гигантском космическом корабле размером с большой город, должен за его починку более тридцати миллионов условных денежных единиц, притом что ему загодя надо начинать копить на следующий ремонт и модернизацию. Он вообще денег не должен зарабатывать, а корабль ему будут обсуживать за счёт красивых глаз?

Странно, что многие так недопоняли этот явный экологический и гуманный рассказ — да, много созданных Тафом животных погибло на арене, но это была лишь небольшая плата за то, чтобы подобные жестокости наконец-то завершились.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Повторная помощь»

Тимолеонт, 11 октября 2023 г. 15:55

Помимо очевидной морали, что многим людям могут помочь только они сами, Мартин напихал сюда прекрасной сатиры на то, как любят «творцы» извращать и перерабатывать реальные истории. Таф вообще проявляет себя как настоящий человек, заслуживающий подлинного уважения — железобетонно честный, но рассчётливый, наивный, но не глупый, честный и прямой, но не циничный. Ну а то, что по интеллекту и интеллигентности он превосходит львиную массу тех, с кем его сводит жизнь — это уже просто такой авторский приём-манипуляция).

Так-то я уже дочитал весь цикл, могу с уверенностью сказать, что это лучший рассказ о ГГ. И это при том, что здесь нет даже динамики толком и событий — весь интерес автор поддерживает с помощью диалогов и размышлений. Получилось — просто великолепно. Не всем, конечно, такое понравится, но мне кажется, что именно отсюда растут диалоги «ПЛИО», которые мне так сильно понравились.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Хранители»

Тимолеонт, 9 октября 2023 г. 18:23

Образцовая история на экологическую тематику. Гуманизм и рациональность Тафа сталкиваются с костностью и твердолобостью, помноженными на страх за свой народ и родных. И пусть исход истории достаточно предсказуем, но Мартин сумел описать всё с достаточной увлекательностью и умом, плюс, достаточно круто описано местное биологическое оружие и возможности его применения. Да и «злодеи» мне понравились — эпизод, когда Таф сопровождает их на заседании местного правительства, был по-настоящему весёлым.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Антология «Смертельно опасны»

scafandr, 9 октября 2023 г. 16:25

Я люблю сборники рассказов. Всегда интересно, что вкусного приготовили нам составители. А даже если какой-то рассказ не заходит, то он все равно быстро заканчивается и начинается следующий, поэтому не успеваешь приуныть. Конечно, от сборника рассказов, собранного такими именитыми людьми, как Дозуа и Мартин, ждешь много, ведь это мастера своего дела.

Данный сборник посвящен женщинам, смертельно опасным женщинам, от которых у мужчин замирает сердце и трепещет душа. Что ж , это действительно интересно, учитывая засилье героев-мужчин в фантастике и фэнтези.

Оценки и отзывы у книги, если честно, так себе. Это понизило мою планку требования к сборнику, поэтому от первой половины я пребывал если не в восторге, то как минимум в полной удовлетворенности. Понравились «Неземной образ « Мелинды Снодграсс (сюжет не новый, но прочитался залпом; про роковую инопланетную красотку, наивного землянина и политические интриги), «Соседи» Робин Хобб (прекрасный роман про старость, не ожидал совсем об Хобб такого сюжета), «Тени Тишины в Лесах Ада» Брендона Сандерсона (лихой лесной вестерн про бандитов и призраков леса). Этим рассказов я смело поставил 8 баллов. Еще несколько рассказов получили семерки — еще ранее прочитанный рассказ Джо Аберкромби, зарисовка из цикла про Гарри Дрездена (не читал его, но после рассказа стало интересно, поэтому поставлю в список на прочтение), «Песнь о Норе» (про будущю королеву, которая натерпелась ужасов в молодом возрасте), «Поединок с Хесусом» Лансдэйла (страннейший рассказ про старого реслера и юного ученика).

К большому сожалению, вторая половина свалилась в унылый проходняк. Пустые, скучные рассказы, которые по совершенно понятной причине оказались в этом сборнике. И ладно бы его собирал ноунейм, так ведь Дозуа и Мартин — это совсем не безымянные мальчики. Понятия не имею, как они могли пропустить в сборник столько пустых произведений. Либо им заплатили, либо они сами решили пропиарить своих друзей, чтобы как-то придать ускорение получению их популярности... Выборочно сборник неплохой, но тут как раз тот момент, когда ты бы на основе этого сборника сделал бы свой сборник и оставил его на полке. Но, к сожалению, так сделать нельзя, поэтому имеем что имеем.

К тематике тоже можно придраться. Не все рассказы рассказываю об опасных женщинах. Не везде даже женщины на первых ролях.

Мартин, вопреки ожиданиям, написал нуднейших хронографический рассказ про королеву драконов до событий ПЛИО. Но оценки у этого рассказа высочайшие. Видимо, фанатам вообще все равно, что любимый автор пишет.

Сборник рекомендовать не буду, но выборочно прочитать интересно. Мартин, ну как так-то, а?

Оценка: 6
– [  5  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Хлеба и рыбы»

Тимолеонт, 8 октября 2023 г. 19:39

Если «Чумная звезда» была пусть и хорошим, но стандартным научно-фантастическим рассказом, то здесь Мартин меня уже всерьёз удивил. Таф начинает с того, что пытается просто решить насущные проблемы — да, он получил в свои руки огромнейший корабль (шутка ли, более тридцати километров в длину), но он абсолютно неприспособлен для пилотирования в одиночку, да и вообще обветшал — необходим серьёзнейший ремонт... И тут важно не только договориться о кредите, но и вобще сохранить подобное сверхценное имущество в своём распоряжении.

Таф, казалось бы, абсолютно неподходящий для этого человек — наивный, хоть и умнейший, пацифист (пусть и размером с космодесантника). И просто-таки до неприличия порядочный и не приспособленный к интригам и политике. Однако же благодаря своей и чужой принципиальности и уму, а так же кошкам, ему предстоит не только спасти целую планету от вымирания, но и корабль свой починить.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Чумная звезда»

Тимолеонт, 3 октября 2023 г. 18:44

Мартин умудрился создать персонажа, бесконечно харизматичного для читателя (чего только стоит взаимодействие Тафа с кошками), и отталкивающего для окружающих. Такая смесь работает прекрасно — ГГ необычен, умён, хоть и любит комфорт и удобства, но если надо, то способен переживать серьёзные лишения и риски. Сволочей и подлецов он ставит на место без перегибов, с хорошими людьми — ведёт себя честно и не предаст их. В то же время благодаря его ехидству, своеобразному чувству юмора и нелюдимости, мало кому понравилось общаться с ним лично.

«Чумная звезда» — прекрасная классическая научная фантастика, есть здесь «предтечи» в виде древней высокоразвитой цивилизации, космические приключения, враги, загадочные технологии, и, самое главное, удивительное чувство фантастического. И написано это со всем мастерством и искусством Мартина. Это ведь только первая история о Тафе, неудачливом торговце-кошатнике, но я уже готов назвать себя поклонником этого мини-цикла.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Танец с драконами»

Тимолеонт, 2 октября 2023 г. 19:32

Очень долго я придерживался правила не начинать читать незаконченные серии и истории... И знай я, что «Игра престолов» так мне понравится, потянул бы ещё хоть лет пять-шесть.

Чем хорош «Танец с драконами»? Да тем же, чем и все предыдущие части — напряжённый и сложный сюжет, интересные диалоги, сильные герои, эпичность событий, множество действительно внушающих мощные впечатления эпизодов и т.д. Сюжетных линий хоть и много, но слабых среди них нет вообще — я ни за что бы не перепутал одного персонажа с другим, каждый из них — свой собственный, уникальный, неповторимый и с хорошим сюжетом.

Чем плох «Танец с драконами»? Непомерным количеством сюжетных линий — мне кажется, Мартин сам офигевает с того, сколько персонажей наплодил и как всех их разгребать. Про некоторые сюжетные линии из предыдущей части пришлось вообще забыть — имеющимся-то место едва нашлось! Из этого следует и медленное развитие сюжета (всё ещё в несколько раз быстрей, чем у Роберта Джордана) — ведь надо написать о каждом герое. Справедливости ради повторюсь, что слабых сюжеток здесь нет, хоть и чувствуется заметный перевес в сторону Тириона и Дейнерис, они явно авторские любимчики.

Многие в недостатках пишут про порнографичность книги — ну, не знаю, сейчас я вот в упор, честно, не могу вспомнить ничего такого особо жёсткого. То ли писали это излишне чувствительные люди, то ли мне настолько понравилось остальное, что порнуху я пропускал не замечая. Но описания орального секса на несколько страниц здесь нет точно — это уже явная дезинформация, которую не оправдаешь преувеличением и гиперболой.

Словоблудия особого тоже не заметил. Хотя хз, тут всё слишком субъективно, лично мне после кошмаров Гудкайнда и Джордана текст Мартина кажется очень динамичным, насыщенным и бодрым. Если персонажи и болтают о всякой фигне, то делают это интересно и круто — ну, примерно как балаболы в фильмах Гая Ричи и Тарантино. Точно нет такого, что одну и ту же очевидную хрень повторяют по несколько раз, а потом в течении книги ещё по паре.

В чём действительно серьёзная проблема — оборванность и незавершённость сюжетных линий. 12 лет прошло — это уже несерьёзно... Да, в 2022ом Мартин говорил, что книга готова на три четверти и дописать осталось «всего» страниц 400-500, но с таким темпом он года три-четыре писать это всё будет. А пока появится вменяемый литературный перевод на русский — гарантированно ещё год, минимум.

И мне кажется, я понял, почему это всё так сильно затянулось. Дозуа в предисловии к сборнику «Пепельная башня» писал про творческий путь Мартина — у него там ужасы, детективы, фэнтези, научная фантастика, супергероика, комиксы, телевидение, а позже ещё и компьютерные игры добавились (в очередной раз передаю привет фанатам ELDEN RING). Мартин постоянно менял сферы деятельности и жанры, ничем толком не занимался дольше десятилетия подряд. А «Игру престолов» он пишет уже более четверти века... Представляете, как это всё достало такого переменчивого человека? Это просто моя личная теория, конечно. Скорее всего Мартин понимает, что его «магнум опус», книга, благодаря которой он останется в истории — это «Игра престолов» и хочет написать её нормально. А учитывая, сколько он там наплодил и запутал сюжетных линий, разобраться во всём этом будет крайне тяжело... И помните ещё про оглушительный провал финала сериала — про последний сезон я вообще ни от кого не слышал ни единого хорошего слова, не думаю, что Мартин хочет повторить этот провал. Вот он и впал в бесконечную смесь прокрастинации пополам с перфекционизмом и попытками удержать в голове более десятка увесистых сюжетных линий. А ведь он уже немолод — 75 лет человеку исполнилось недавно!

Но всё же я искренне надеюсь, что в обозримом будущем продолжение появится. В отличии от некоторых других творений, третьей части которых мы не видим с того же 2011-го года, «Игра престолов» и её персонажи вызывают искренние эмоции и привязанности, я не могу не ждать и не надеяться на новую встречу с Бриенной и Джейми, Сансой и Мизинцем, Тирионом и Дени, Ночным Дозором, Бранном, Давосом и многими другими.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Антология «Козырные тузы»

Тимолеонт, 2 октября 2023 г. 19:02

Сложно даже сравнивать первую часть со второй. С одной стороны — полностью исчезли параллели с реальной историей. Герои больше не подвергаются охоте на ведьм, не воюют за американский империализм во Вьетнаме и Корее, не бьются в студенческих антивоенных бунтах, не хиппуют и т.д. Это минус. С другой стороны, почти никто больше не ведёт себя, как персонаж паршивых комиксов из начала 60ых — это плюс. Ещё один плюс — здесь есть связный сюжет, главная цель, к которой следуют персонажи. И это же является минусом — первая книга была ОЧЕНЬ разнообразной, «Козырные тузы» же гораздо более однородны.

Но книгу читать как минимум — интересно. Вернулись Тахион, Черепаха и Спящий, появился харизматичный Морж-Джуб. Есть очень зрелищные боевые сцены с местными космопожирателями, которые хоть и почти что вегетарианцы безобидные на фоне тиранидов или даже зергов. Единственное, что всерьёз разочаровывает —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перераздутый масштаб угрозы. Рой вообще не чувствуется хоть сколько-то нидудь серьёзной опасностью, хоть все и постоянно твердят об обратном, но авторы не потрудились это проиллюстрировать. С первоначальным вторжением справляются феноменально быстро, обошлось даже без всеобщей мобилизации, десятков-сотен миллионов жертв и массовых ядерных ударов. Зато не удержались от капельки русофобии — кровожадная гэбня в СССР массово заражает орды людей вирусом, а неудачливых джокеров без затей убивают. Или это было в первой книге? Простите, уже не помню.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Послесловие»

Тимолеонт, 2 октября 2023 г. 18:47

Чуть более подробный рассказ о том, как рождался на свет проект «Диких карт». С кем и как надо было договориться, кого убедить, кто и каких персонажей придумал, как выбирали время действие книги и многое другое — тем, кому нравится серия, будут в восторге и от этого предисловия. Хоть я и был искренне удивлён, каких абсолютно скучных и предсказуемых персонажей Мартин считает замечательными и какие рассказы — лучшими. Хотя, вполне возможно, он просто не хотел обижать друзей).

Оценка: 8
– [  2  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Джуб»

Тимолеонт, 30 сентября 2023 г. 19:02

Харизматичный инопланетный Морж-толстяк — настоящее украшение этой книги. Хитрый, умный, ловкий, общительный, умеющий втираться в доверие и собирать информацию — идеальный шпион. Но в то же время способный на настоящие мужественные поступки! К тому же его сюжетная линия — то, что не даёт книге рассыпаться на части и превращает сборник рассказов в единую историю. Но он, вдобавок, ещё не просто механический инструмент — это личность, способная на привязанность, дружбу и готовность менять свои взгляды и задачи. Не могу отделаться от ощущения, что Мартин во многом отразил в Джубе самого себя — настоящего главного героя книги.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Антология «Дикие карты»

Тимолеонт, 28 сентября 2023 г. 19:05

Когда-то давно одному моему знакомому срочно понадобились деньги, но человеком он был гордым, поэтому просто просить в долг не хотел, а предложить купить несколько книг. Они мне даром нужны не были, но человек хороший, помочь хотелось... В общем, так и появился у меня на полке шеститомник «Диких карт», которые девять долгих лет ждали своей очереди к прочтению.

Что сказать? Очень даже неплохая альтернативная супергероика для тех, кто не хотел себя связывать марвеллами и дсстудиями, с их канонами и раковыми болезнями вроде бесконечно тянущихся и повторяющихся сюжетных арок, воскрешающихся всех, бесконечно сбегающих из тюрьм злодеев и прочей дряни, которая протухла ещё в 80ых. Есть инопланетный вирус. Он заразил людей и сотворил супергероев с разными невероятными способностями. Только на одного супера приходится сотня мутантов, а на одного мутанта — сотня умерших от болезни.

Сквозного сюжета в первой антологии нет — это сборник историй про самых разных персонажей. Кто-то из них искренне супергеройствует и творит добро, кто-то — просто пытался выжить и случайно пошёл по преступному пути, кто-то стал откровенной сволочью, а то и вовсе маньяком-убийцей... Это же люди — а они разные. Как и истории «Диких карт». Откровенной дряни здесь есть — просто пара слабых рассказов, так что читать можно смело.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Послесловие»

Тимолеонт, 28 сентября 2023 г. 18:44

Интересно порой задуматься, сколько интересных вселенных появилось благодаря случайности. «Дикие карты» — это увлечённость Мартина супергеройскими комиксами+игры в настолки. Случайность? Полнейшая, могло бы и не быть этой франшизы. Но ещё интересней, а сколько прекрасных вещей не появилось потому, что таких случайностей не вышло и потенциально великолепные художественные работы так никогда и не появились.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Зимняя стужа»

Тимолеонт, 28 сентября 2023 г. 17:52

Комедийно-трагическая история про любовь, про взросление, нерешительность, страх, попытки преодолеть себя... Да почти всем, кто был подростком, известна эта история — есть девушка, которая тебе нравится, но нет достаточно духа и веры в себя, чтобы позвать её на свидание. Ну или зовёшь, но ничем хорошим это не заканчивается. Уже после первого своего рассказа Великая и Могучая Черепаха стала моим любимцем, а эта история только закрепила симпатию к несчастному Тому, который ради любви оказался готов на действительно мужественный и бескорыстный поступок.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Интерлюдия пять»

Тимолеонт, 27 сентября 2023 г. 13:25

Идея прекрасная, но недожатая. Вполне можно было бы придумать более яркие и полярные высказывания — нашлось бы место и юмору, и ненависти, и обожанию, и непониманию, и всему-всему-всему спектру эмоций и мнений. Но — слишком кратко и блекло. Есть интересные слова, но их мало.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Интерлюдия четыре»

Тимолеонт, 24 сентября 2023 г. 17:39

Казалось бы, мелкая и ненужная, а на самом деле крайне важная страница истории Джокертауна. Кратко, но ярко и интересно Мартин рисует повседневную жизнь Джокертауна, передавая атмосферу этого очень своеобразного гетто.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Интерлюдия три»

Тимолеонт, 24 сентября 2023 г. 07:16

Ещё один этап общественной легализации тузов — для них уже устраивают «тусовки». Собственно, говоря, больше никакой сюжетной и смысловой нагрузки эта история не несёт — жить стало спокойней, тузов уже не особо гоняют, есть места, где можно расслабиться-отдохнуть и тебя там будут привечать просто по факту твоих суперспособностей.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Интерлюдия два»

Тимолеонт, 23 сентября 2023 г. 07:20

Крохотная зарисовка о гуманности, о том, как уже отгремела эпоха маккартизма и общество начало понемногу признавать джокеров за людей. Как говорится — твори добро и оно к тебе ещё не раз вернётся, хоть интерлюдия немного и не про это. Тем не менее, она даёт ясное пояснение, как меняется мир и чего, наверно, стоит ждать в последующих историях — тузы и джокеры уже стали признанной частью общества.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Черепашьи игры»

Тимолеонт, 22 сентября 2023 г. 19:46

Наконец-то по-настоящему добротная супергероика! Да, тоже в духе классики времён детства Мартина, но это всё равно неглупая и даже захватывающая история. ГГ очень грамотно и верно использует свои сверхспособности, делая себя практически непобедимым и неуязвимым, да как берётся геройствовать и людям помогать! Ничего особо выдающегося, но читать всё равно круто и интересно. Да и продолжение истории Тахиона мне понравилось.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Интерлюдия один»

Тимолеонт, 22 сентября 2023 г. 19:37

Данная интрелюдия Мартина служит скорее, если и не индикатором, то редакторской меткой, как и обо что писать дальше. Я уже понял, что маккартизм и знаменитая охота на ведьм занимает важное место в первом сборнике «диких карт», а данная интерлюдия подчёркивает дух и настроение той эпохи, когда репрессии могли настигнуть каждого. Да. не так жёстко, как у нас в стране, но так и США не пережили за одно поколение две революции, кошмарную Гражданскую войну и ещё более ужасную Великую Отечественную, однако же не совсем понятные личности с не очень ясными полномочиями всё равно вызывали на допросы кого хотели, унижали и ломали судьбы буквально сотням тысяч людей.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Человек-в-форме-груши»

Тимолеонт, 21 сентября 2023 г. 03:06

Умеет же Мартин накручивать и вызывать отторжение и брезгливость. Его ужастики тем и берут — чувство неприязни, желание оттолкнуть и никогда больше эту гадость, в которой нет ничего, вроде, сверхъестественного, и больше никогда её не видеть. Ан нет, придётся и пообщаться с гадостью, и переживать о ней, да и вообще отвязаться так просто не получится. В общем, действительно пугающая история, страх которой взывает к человеческой брезгливости.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Летящие сквозь ночь»

Тимолеонт, 20 сентября 2023 г. 19:07

Если бы не HAL 900 из «Космической одиссеи», то я был бы уверен, что SHODAN из «Системного шока», списана именно отсюда. Очень уж хорош образ опасного взбунтовавшегося ИИ. Парадоксально ещё, что несмотря на запредельную зрелищность и кинематографичность повести (даже настойчивая озабоченность и промискуитет персонажей дают просто бездну для демонстрации эротики и секса в кадре), обе экранизации вышли настолько ужасными, что лучше б их и не было.

А так в целом — качественное и хорошее космическое приключение. Я не очень понял, почему многие его прям так сильно превозносят, но то, что читаешь «Летящих сквозь ночь» с удовольствием — факт. Да и линия с загадочными ксеносами тоже неплоха.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Вспоминая Мелоди»

Тимолеонт, 20 сентября 2023 г. 09:17

Тема расставания и отдаления от друзей детства — стара так же, как литература в целом и неисчислимое количество раз она была исследована великим множеством разных творцов. Вариация Мартина оказалась достаточно яркой и гнетущей, Мелоди и очень жаль — ведь это неплохой в корне человек, который просто не сумел удержаться и полет по наклонной, максимально деградируя и виня в своих неудачах всех окружающих. Жаль и того, что нет больше некогда любимого человека, и больно видеть, во что он превратился.

Вообще рассказ почти до последнего остаётся строго реалистическим, мистика начинается только под самый финал. И только тогда уже по-настоящему осознаёшь, насколько низко пала Мелоди. В общем, да уберегут всех высшие силы и от таких друзей, и от клятв, которые не стоило приносить.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Человек с мясной фабрики»

Тимолеонт, 20 сентября 2023 г. 07:39

Трупы же здесь нужны только для эпатажа и сохранения элемента «фантастического допущения», мало что поменялось бы, будь ГГ шофёром, инженером или кинологом. Ключевое в рассказе — душевные и любовные страдания ГГ. Да и многие в своей жизни прошли такой путь — начали с проституток, потом череда неудачных отношений, в итоге которых человек полностью замыкается в себе, но при этом находит своё скромное счастье. В общем, достаточно сильный и эмоциональный, при этом намеренно провокационный рассказ. Ведь даже местные трупы — это скорее биороботы, в общем, можно даже о терминологии спорить.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Гибриды и ужасы»

Тимолеонт, 19 сентября 2023 г. 01:10

А я ведь ещё подумал, что показалось, когда в одной из сюжетных линий «Танцев с драконами» мне почудились некоторые лавкрафтовские мотивы! Позабавило, что путь Мартина в увлечении жанром ужасов на удивление похож мой, хоть моё детство и прошло в другой стране почти полувеком позже и некоторые коррективы были неизбежны — на меня всё же серьёзно повлияли хорроры 70-80ых и незабвенный Стайн с целой россыпью самопальных подделок. Ну и звезда Кунца, Баркера и Кинга ещё даже не начала всходить, когда Мартин был подростком. Кстати, очень интересно, как бы они прокомментировали мнение Мартина, что жанр ужасов коммерчески мёртв?

Оценка: 8
⇑ Наверх