Владимир Григорьевич Дрозд (Володимир Григорович Дрозд) — советский и украинский писатель, журналист, прозаик. Член Национального союза писателей Украины с 1962 года. Первый главный редактор журнала «Киев» (1983—1985).
Родился в селе Петрушин на Черниговщине в семье колхозников. Сразу после школы стал журналистом в районной газете «Голос колгоспника» (1959–1960). Далее работал в редакциях областной молодежной газеты «Комсомолец Черниговщины» (1961–1962), республиканских газет «Литературная Украина» (1962–1963), «Молодь Украины» (1963). С первых шагов в литературе он тяготеет к философским обобщениям, фантастике и к социально-правдивым темам.
В 23 года Владимир Дрозд издал свою первую книгу, это был сборник новелл и рассказов «Люблю сині зорі» (Люблю синие зори), после чего сразу же был принят в Союз писателей (1962). Начав как новеллист и продолжая печатать рассказы, он постепенно утверждается как автор повести и романа. Часто обращался к щекотливым для коммунистического режима темам. Писатель принадлежал к плеяде шестидесятников, тех горячих интеллигентов, которые вырывались за пределы идеологического контроля, бунтовали против официальных канонов искусства социалистического реализма, пытались предать огласке нестандартные формы и приемы эстетического анти-конформизма.
Не удивительно, что почти сразу же он получает заслон на обнародование своих произведений. Уже в начале 1963-го он был уволен с работы, позже осталась не по собственной воле без работы его жена — талантливая поэтесса Ирина Жиленко, в августе того же года Дрозда изолируют от общества службой в рядах советской армии (в Забайкалье, потом — в Чернигове, 1963–1966). С 1966 по 1970-й В. Дрозд работал старшим редактором издательства «Советский писатель». В 1968-м — закончил Киевский университет имени Тараса Шевченко, факультет журналистики.
«Путь мой жизненный и творческий сложен», — сам писатель определял свою судьбу правдиво, без надежд на сочувствие или восхищение от новых поколений. Вынужден был зарабатывать на жизнь талантом, потому что дар созидать новую — художественную — реальность почувствовал с юных лет. «Но наряду с откровенным заработком всю жизнь, а она наложилась на времена для литературы очень нелегкие, писал я в полную силу и честно», — так писатель отметил в своём дневнике 1 сентября 1988 года. А 11 марта 1991 г. он записал: «Вчера не было мое время, и сегодня — не мое время. Если и наступит когда-нибудь МОЕ ВРЕМЯ, то только после смерти моей...».
Владимир Дрозд — автор более десятка сборников рассказов и повестей и более десятка романов. По словам писателя, его «всегда интересовало, что сказать, а не как сказать», главное для него в литературном произведении «не литература, а душа». Стараниями Владимира Дрозда в 1983 году создан журнал «Киев», где он стал главным редактором (в 1983-85 годах). Журнал отметился неоднократными публикациями запрещенных произведений, разных авторов украинского направления. С 1992 — председатель Литфонда Украины; 1991–1999 — секретарь, заместитель председателя Союза писателей Украины. Также писатель был президентом Международного благотворительного фонда «Девич-гора»(1999–2003).
В. Дрозд работал тяжело, изнурительно, к тому же часто болел. «Бывали такие мгновения, что сознание останавливалось на пороге полного отчаяния, и только мысль о семье, тревога за судьбы жены и двух детей заставляла сцеплять зубы и дальше преодолевать этот тернистый путь творчества...»; «По полгода и больше я почти не спал ночами, бродя по квартире или вокруг хаты в селе. Боль, боль, боль. Медицина была не в силах хоть чем-то помочь...» — вспоминал писатель. Он ушёл из жизни 23 октября 2003 года после тяжелой болезни в городе Киеве, похоронен на Байковом кладбище.
Свои мысли, переживания, надежды и ощущения писатель вынужден был уже в первых своих новеллах и рассказах «заворачивать» в фольклорно-фантастические одеяния, мастерски используя средства поэтики устного народного творчества, в фантастические народные сюжеты, творчески применять народный юмор, особенно эффективно один из самых древних жанров — небылицу. Оригинальное явление в искусстве — веселая автобиография Владимира Дрозда «Как я родился», в которой пакульский кузнец Гнатко Копытович «сыпал, будто из бездонного мешка, небылицами». К сожалению, далеко не все «Пакульські небилиці» (под таким названием незадолго до завершения земной жизни писатель подготовил к печати все «услышанные» из уст Гнатка Копытовича небылицы из давнего прошлого своего Края) могли появиться в далекие уже 70-е годы ХХ века — только небольшая их часть увидела мир под названием «Замглай, или Вереница небылиц из давнего прошлого, колхозным кузнецом правдиво рассказанных».
В произведениях «Конь Шептало на молочарне», «Маслины», «Катастрофа», «Одинокий волк» речь идет о типичном для «развитого социализма», состоянии раздвоения — между городом и селом, между голодным детством и относительно сытой зрелостью, правдой и правдоподобностью, между честностью и лицемерием. Творческому почерку Владимира Дрозда присущее органическое сочетание реалистичного виденья жизни, почти журналистское документирование важных явлений из разных отраслей человеческой деятельности — быта, производства, науки, творчества. В то же время писатель проявил глубокий интерес к осмыслению жизни в исторической ретроспективе. Позже он добавляет в свои произведения причудливо трактованные народные верования в чудесное и невероятное и собственные неутомимые поиски духовных основ бытия.
«Когда мир разочаровывал меня, я конструировал мир заново...», — признавался Владимир Дрозд. Серый, партикулярно сухой, регламентированный, соцреалистический мир писателя угнетал, и он стремится своим неудержимым фантазированием его оживить, использованием смеха, иронии, шутки, бурлеска, гиперболизацией и таким использованием условно-фантастических ситуаций расшатать устоявшиеся принципы и основы регламентированного соцреалистического изображения действительности. Особенно эффективно разворачивал Владимир Дрозд на сюжетное пространство новеллы или рассказа парадоксальную «формулу» какого-нибудь эпизода или образа из древних народных верований, сращивал ее с какой-то реальной ситуацией — и появлялся оригинальный эстетический гибрид. Такое мастерское «нанизывание» древних народных вымыслов, небылиц, шуток, смешных коллизий на «шампур» реальности удивляло самого писателя, который и сам поражался и радовался этим причудливо-ироническим, бурлескно-ассоциативным сплетениям необычного, фантастического и обычного, будничного. Своеобразными, сугубо «дроздовскими» фантасмагориями наполнена одна из самых химерических повестей «Ирий», которая после пяти лет цензурно-издательских скитаний в далеко не полном виде вышла в 1974 году.
Вершиной же творчества писателя считается роман-эпопея «Листя землі» (Листва земли), роман задумывался автором как своеобразная украинская Книга бытия. Книга о судьбе поколений, которые стали творцами и жертвами неизвестного доселе в истории по его масштабам и глубине социального опыта. События книги охватывают столетний период истории Украины аж до трагедии Чернобыля. На его страницах — судьбы многих поколений людей родного писателю полесского края, через восприятие которых воспроизводится «жестокая мудрость живой жизни». Хотя роман вышел в двух томах и был отмечен Шевченковской премией, автор продолжал работать над ним, планируя его ещё расширить и дополнить, но эту работу В. Дрозд так и не успел закончить согласно задуманному плану.
Фантастика в творчестве автора. Писатель был последователем и продолжателем заметного направления украинской литературы 1960-х, — «химерної» (причудливо-условной) прозы — украинского варианта модного в литературе 70-ых мифологизма. Начатое ещё в 1958 г. романом А. Е. Ильченко «Козацкому роду нет переводу», это направление сродни «магическому реализму» латиноамериканской литературы и неразрывно связано с поэтико-юмористическими традициями украинского фольклора. Диапазон «химерної» прозы объемлет произведения самой разнообразной авторской стилистики, но все их объединяет возвышенно-поэтическое мировосприятие и, вместе с тем, — ироническая и трагикомическая трактовка жизненных коллизий, фантастическое в самых разных ипостасях, — от бытовой мистики до эпических образов.
Так, наиболее химерной в его творчестве является повесть «Ирий». Присутствует она, химерность, и во многих рассказах, например «Пигмалион»; мистико-философский «Ворон», где сюжет построен на вере в перевоплощение души (В. Дрозд описывает жизнь души отца после смерти). К размышлениям над сущностью реинкарнации писатель позже вернулся в романе «Острів у Вічності» (Остров в Вечности). В рассказе «Пори року» (Времена года) действует «обычный «Дідько» (чёртик) из рода домовых», который жил на чердаке старого пятиэтажного дома. Химерными, являются также повести «Баллада о Сластионе», «Одинокий волк» и рассказы «Замглай...», «Солнце», «Три волшебные жемчужины», «Белый конь Шептало»... В этом направлении сам В. Дрозд подчёркивал влияние на него творчества Гоголя, «Лесной песни» Леси Украинки, народного фольклора и осколков славянской мифологии.