Кларк Эштон Смит отзывы

Все отзывы на произведения Кларка Эштона Смита (Clark Ashton Smith)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 392

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8 

«Двойная тень»
–  [ 16 ]  +

Claviceps P., 08 июля 2008 г. в 21:53

Сам К.Э. Смит считал этот рассказ едва ли не лучшим в своей карьере. Многие критики также называют его одним из главных у Смита. Да и я в общем-то придерживаюсь этой же точки зрения... :-)

Характерный лапидарный стиль автора, причудливая фантазия, нагнетание мрачной атмосферы, странные потусторонние зыбкости и витиеватый, текучий нарратив с минимумом диалогов — все замечательно проявляется в этом небольшом и очень хорошо сбалансированном шедевре. Атмосфера и сама история в «Двойной тени» просто прекрасны. Это классическое темное фэнтези о пришедшем древнем ужасе. Потрясающе передано ощущение надвигающегося гибельного конца, жуткого и неведомого нечеловеческого нечто, деградации и распада... o_O ^_^

Шедевр, и более добавить нечего. Перечитал в антологии «Волшебники» с огромным удовольствием.

Единственное замечание — переводчикам и издателям. За более правильный вариант названия — спасибо конечно (ранее рассказ у нас появлялся как «Вторая тень», что не совсем верно). Но вот некоторые нюансы в тексте явно искажены :-(

Оценка : 10
«Зотик» [Цикл]
–  [ 12 ]  +

sergu, 30 мая 2018 г. в 06:36

Под обуглившимися небесами, где, как налитый кровью глаз демона, взирает полуслепое стареющее солнце, дряхлеет и маразмирует мир. Умирающий мир, гниющим пятном расползшийся на теле Земли, смердящий всеми пороками разлагающегося трупа. Мир греха, чёрных страстей и пресыщенного чародейства. Мир, где некромантия возведена в высшую степень своего безумия, а демоны порока и разврата пляшут оргию на погребальный кострах. Мир Зотика — последнего континента Земли.

Мир «зотического» ужаса, рождённого дьявольской фантазией Кларка Э.Смита. Именно «зотического» — как лучшая его характеристика. И перевод его названия Зотика (а не Зотик) мне кажется более удачным — по аналогии с «готика».

Так что же такое «зотический» ужас?

Это ужас чёрного, безысходного мира, мира «тёмного фэнтези», заражающий кровь уже тогда, когда понятия «тёмного фэнтези» ещё не существовало. Это ужас некромантии и страх превратится в живой труп. Это внутренности зла, съеденные и отрыгнутые адом. Это беспросветная обречённость, где единственным источником света является чёрный свет чёрного солнца. Это кошмарные создания, знающие только одного бога — бога кошмара, где квинтэссенцией высшего кошмара является сам человек.

Этот мир имеет свою эстетику. Эстетику смерти, безнадёжной и неизбежной. Очень часто отданной на поругание.

И как всякий мир он имеет свои законы:

Закон силы.

Закон зла.

Закон более сильного зла.

Зло порождает зло, но и зло убивает зло.

Каждый рассказ несёт в себе мораль — мораль возмездия злом. Зло наказуемо злом. Или оно погубит само себя. Или справедливость гарантирована более высшим злом. Такова белая нить тёмного полотна. Такова «математика» тьмы, где «минус» на «минус» даёт «плюс». Где корень зла всегда квадратный.

Этот мир собран из рассказов, где отдельный рассказ — маленькое поэтическое сказание, метафорическое воплощение поэтического таланта Смита. В целости — это драгоценный жемчуг на шее тёмной литературы.

Не все рассказы цикла одинаково хороши, но совокупностью своею рисуют потрясающе падший мир, мир острых ощущений, мир, по эмоциональности не уступающий раскаянию грешника. Мир, который ещё долго не можешь забыть.

Мир искрящейся тьмы.

Оценка : 9
«Обитатель бездны»
–  [ 12 ]  +

Кел-кор, 16 января 2011 г. в 16:27

Мне кажется, цикл об Айхаи у Смита — лучший. Не спорю, некоторые вещи в других циклах (и особенно — «географических») весьма достойные! Но только дело как раз в том, что отдельные произведения, а не цикл разом. Айхаи же — другое дело (и тут мы забудем о «Посланце с Марса», так как к «айхайским» произведениям он не имеет никакого отношения). Еще один замечательный цикл автора, могущий потягаться с данным, — Му/Лемурия. Ну, по крайней мере, о рассказах я могу так сказать (так как стихов пока не читал).

А вот что мне больше всего нравится из «айхайских» рассказов — так это «Обитатель бездны»! И объясню, почему.

Широкой общественностью лучшей вещью в цикле считаются «Склепы Йох-Вомбиса», пожалуй, по праву. Я готов с этим согласиться. Но мои личные предпочтения играют здесь свою роль.

Рассказ «Обитатель бездны», кроме всего прочего, великолепно обыгрывает тему «маленьких людей» в литературе ужасов. А поскольку произведения подобной тематики я очень люблю, то и первенство отдаю этому творению Кларка Эштона. К тому же, читал я когда-то эту вещь первой из цикла и сильно впечатлился заключительной сценой, когда обитатель бездны выполз навстречу землянам.

Страх и ужас, кошмар марсианских глубин!

Оценка : 10
«Зотик» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

Belmont, 21 декабря 2014 г. в 01:55

Восхитительный цикл! Такого открытия в жанре Тёмного фэнтези у меня не было со времён, пожалуй, «Тёмной Башни» Кинга (а это лет 6, не меньше). Зотик — это последний континент Земли. Это очень суровый и мрачный мир. Это мир, полный зла и некромантов. Мир роскошных дворцов, древности и богов. Здесь нет места благородным героям без страха и упрёка, как нет места и хэппи-эндам. «Зотик» — настоящий шедевр, изысканный, красивый и потрясающе атмосферный. Это НУЖНО читать. Увы, крупные издатели обошли Кларка Эштона Смита стороной, но если вы ценитель жанра, не в коем случае не упустите возможность ознакомится с этим потрясающим и несправедливо забытым ныне автором! Я не пожалел и полон энтузиазма ознакомится и с другими творениями Мастера, надеюсь, они как минимум не уступают циклу о Зотике))

Оценка : 10
«Чёрный аббат Патуума»
–  [ 10 ]  +

Кел-кор, 03 октября 2013 г. в 13:01

Кларк Эштон Смит, как известно, был одним из трёх самых популярных авторов журнала «Weird Tales» и всегда занимал некое промежуточное положение между своими соратниками Говардами. Это не очень справедливо по отношению к самому Смиту — всё-таки его творчество оригинально. Его проза одновременно и отличалась от произведений одного и другого, но в то же время напоминала их обоих. И если ниточки, связывавшие автора с Лавкрафтом, видны невооружённым глазом, то общность с Робертом Ирвином Говардом заметна меньше. И всё-таки она есть — подтверждает рассказ «Чёрный аббат Патуума».

Исследователи относят некоторые тексты Смита к фэнтези «меча и магии», и на то есть серьёзные основания. Безусловно, его вклад в жанр — не то же самое, что делал Говард (у последнего соотношение «меча» и «магии» было примерно равным, в то время как у Кларка Эштона больше «магии»), но след он оставил, причём немалый. Когда речь заходит о классике жанра, имя К. Э. Смита часто вспоминают в ряду корифеев.

Из тех текстов, которые относят к «мечу и магии» чаще других, «Чёрный аббат Патуума» кажется мне наиболее близким творчеству Роберта Говарда. Это мрачная история о лучнике, копейщике, девушке и колдуне, довольно простая, быть может, даже наивная, и оттого — очаровательная. В центре сюжета стоит приключение, что так характерно для произведений жанра, но далеко не всегда характерно для К. Э. Смита. Здесь нет обилия кровавых битв и сумасшедших погонь, как и в других произведениях Смита, относимых к жанру. Однако именно в «Чёрном аббате Патуума» атмосфера «меча и магии», на мой взгляд, чувствуется более явно, нежели в других текстах от «Рассказа Сатампры Зейроса» до «Колосса из Илурни».

Но рассказ хорош не только как представитель жанра «меча и магии», он хорош сам по себе. Эту историю вряд ли можно спутать с Говардом или Лавкрафтом, она вполне «смитовская».

Оценка : 9
«Склепы Йох-Вомбиса»
–  [ 9 ]  +

Mishel78, 16 мая 2021 г. в 12:23

Удивительно, как всё же писательское воображение может черпать сюжеты из нашей реальности, перенося события в другие миры, которые читателю неизвестны, делая произведение удивительным, но таким знакомым в общих чертах.

В рассказе «Гробницы Йох-Вомбиса» чётко проглядывает сюжетная канва реального исторического события — открытия в 1923 году гробницы Тутанхамона и последовавшим затем более чем тридцати смертям исследователей, участвовавших во вскрытии. От этого события рассказа становятся ещё более устрашающими: вскрытие неизученного склепа на Марсе и последовавшие вслед за этим ужасные события столь похожи и непохожи на произошедшее на Земле происшествие.

В отличие от многих своих современников, Кларк Эштон Смит описал поверхность Марса чуть более реалистично, сделав её похожей на земную пустыню, как если бы всё происходило на нашей планете. Вход в гробницу и тревожное поведение проводников-марсиан готовили читателя к последовавшим событиям и у меня отчётливо появлялись ассоциации с проклятием Тутанхамона.

Но тот кошмар, который последовал за этим открытием, превзошёл все мои ожидания. Нагнетаемая автором атмосфера сделала своё дело и я действительно ощущал ужас людей, оказавшихся жертвой паразитической формы жизни, чрезвычайно агрессивной к разумным существам (я не зря делаю акцент на разумности жертв, так как это ключевой сюжетный ход рассказа).

Концовка с оттенком безумия впечатляет не меньше, чем описания склепа и монстров, ведь спасëнная жизнь ещё не значит избавление от кошмара. Рассказ, в котором всё хорошо: сюжет, интрига, атмосфера и страх — ингредиенты подобраны со вкусом, как и подобает произведению в жанре фантастического хоррора.

Оценка : 9
«Склепы Йох-Вомбиса»
–  [ 9 ]  +

mishaf, 28 августа 2018 г. в 22:17

Очень хороший рассказ. Теперь понятно откуда черпали вдохновение создатели фильма «Чужой». Жалко, что автор не пользуется популярностью у наших издателей. Читаю данного автора в самиздате фантлаб — нравится практически всё, что прочитал на данный момент.

Оценка : 9
«Ужасы Йондо»
–  [ 9 ]  +

sergu, 02 июня 2018 г. в 10:30

Я НЕ ТРУС, НО Я БОЮСЬ, ИЛИ ХОРОШАЯ ПЫТКА ЛУЧШЕ ПЛОХОЙ ПУСТЫНИ

За высокими горами, за синими морями лежит пустыня Йондо. Дурная слава ходит о ней, ибо песок её не похож на песок других пустынь, а тёмные горы её не принадлежат нашему миру. Мало кто попадает туда, а из тех, кто попал, возвращаются немногие. Но и они до конца своих дней несут на себе печать страха, и «безумный блеск их невидящих глаз наводит ужас на всех, кому доводилось с ними встречаться».

Хорошую службу служит пустыня инквизиторам бога Онга: после долгих пыток невинную жертву приводят к краю Йондо. Жрецы остаются ждать, а ничего не подозревающая жертва ступает на пески её.

Поистине, мудрость инквизиторов Онга не знает границ. Если жертва уже не способна выносить пытку, её следует препроводить в пустыню Йондо — для «релаксации». Долго ждать не придётся. Вкусив только маленькую часть всех ужасов, таящихся в этом месте, жертва вскоре сама возвратится и добровольно отдастся в руки «милостивых» инквизиторов, чьи пытки, по сравнению с кошмаром Йондо, — сущее удовольствие.

Поистине, милость палачей Онга не знает границ...

Оценка : 8
«Ужасы Йондо»
–  [ 9 ]  +

elninjo_3, 04 декабря 2012 г. в 10:50

Трудно писать какие-то отзывы на такие короткие рассказы. Идея интересная. Все эти астероиды и старые демоны ада. Но вот самого ужаса мало. Наверное, мы уже ко всему этому просто привыкли, а для 26-го года было самое то. Но за Мир и атмосферу почитать стоит.

Оценка : 7
«Смерть Илалоты»
–  [ 9 ]  +

Kima Kataya, 03 сентября 2012 г. в 18:08

Редко у меня после прочтения рассказов о вампирах остаётся приятное послевкусие. Может, потому что здесь, как в насмешку, мрачность попирается развратом и шумным пиром на похоронах? Или потому что главные герои отнюдь не наивны и отнюдь не невинны, но, всё-таки, люди? За пару страниц получаются очень неплохие, живые и достоверные портреты. Читать приятно, ничего лишнего, интрига имеется, язык на уровне. Пожалуй, первое моё произведение в антологии «Вампирские архивы» (а это уже почти конец первого тома), на которое не жалко было потратить время.

Итог: вроде бы ничего сверх оригинального, но в кои-то веки сделано по-человечески.

Оценка : 8
«Двойная тень»
–  [ 9 ]  +

Nog, 13 декабря 2008 г. в 12:44

Мое первое знакомство с творчеством Кларка Эштона Смита. Честно говоря, не особенно люблю произведения подобного жанра, но рассказ все же заинтересовал. «Двойная тень» очень атмосферна, это главное ее достоинство. От начала к концу мрак неуклонно сгущается вокруг героев, нарастает напряжение, несмотря на то, что финал, в общем-то, угадывается задолго до последней строки.

Оценка : 8
«Двойная тень»
–  [ 9 ]  +

Вертер де Гёте, 27 апреля 2008 г. в 18:56

Отлично. Без помощи «спецэффектов», «мясорубки» и физиологических подробностей, мастерски нагнетая атмосферу таинственности, автор оживляет присущий каждому подсознательный страх перед неизвестностью и добивается удивительно сильного ощущения обречённости.

Оценка : 10
«Двойная тень»
–  [ 9 ]  +

Кел-кор, 02 марта 2008 г. в 23:45

Один из лучших рассказов Кларкэш-Тона. По его прочтении так и захотелось познакомиться со всем циклом о Посейдонисе.

У Смита много оригинальных рассказов, легких и изящных, ни на что не похожих. Этот, конечно, входит в их число. В рассказе отлично передана атмосфера безысходности, постоянного ожидания конца. Причем действие происходит в безлюдной местности на последнем осколке Атлантиды — острове Посейдонисе, так что увядание происходит везде — не только во внутреннем мире героя, но и во внешнем мире.

Не рассказ — шедевр!

Оценка : 10
«Двойная тень»
–  [ 8 ]  +

sergej210477, 06 июня 2018 г. в 00:26

Отличный хоррор. Очень похоже на произведения Лавкрафта.

Могущественный колдун и его ученик занимаются своего рода научными исследованиями. Они вызывают различных духов и существ из других времён и миров. Однажды, море выносит на берег странную табличку с неизвестными знаками.

Беда в том, что великий и могучий чернокнижник узнает, что эти письмена — заклинание призыва. Но призыва кого? Этого он не знает. Только вот, на то он и учёный, чтобы проводить эксперименты.

Захватывающая история, хотя я бы не сказал, что непредсказуемая. В творчестве К. Э. Смита много произведений с довольно простым и схожим сюжетом. Но читать его рассказы от этого не менее интересно. Все дело в том, что написаны эти вещи очень великолепно. Похоже на стихи в прозе — яркий и поэтический язык, величественные эпитеты. Очень красиво, чеканный стиль.

И главное не то, как закончится рассказ, а в удовольствии от его неторопливого чтения. Это — как изысканное блюдо, или вино, которое надо смаковать.

Ну и конечно, читать произведения К. Смита нужно неторопливо, находясь в соответствующем настроении. Тогда, раскрывается вся палитра цветов и запахов.

Вот такой парадокс — сюжет очень незатейливый, главные герои набросаны достаточно скупыми мазками. А получилось — замечательно. По-моему, все дело в умело созданной писателем атмосфере.

Прекрасный рассказ.

Оценка : 10
«Аверуан» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

sergu, 18 мая 2018 г. в 22:46

Ведьмы, вурдалаки, оборотни...

Лики уродливых горгулий, демоны на раздвоенных копытах...

Дремучие леса, напоённые дыханием хищного чародейства...

Монастырские обители, возносящие торжественные песнопения к глухим на мольбы небесам...

Развалины замков, где нечистое колдовство уходит корнями в языческие времена, где прекрасные, восхитительные в своём соблазне ламии дарят восторженным жертвам смертное блаженство греховной любви...

И древнее Зло, как огромная горящая сатанинская печать, давящая души безысходным ужасом...

Таким предстаёт перед нами мир Аверуана, сошедший со страниц рассказов К.Э.Смитта. Мир тёмного средневековья, страшных преданий и жутких тварей. Мир чернокнижия и чёрных колдунов. Мир могущественных сил, соседствующих бок о бок с монастырской жизнью, святостью Церкви и благостью христианского всепрощения. Иногда под лёгкой дымкой юмора, иногда под вуалью таинственного, но всегда под покровом чёрного чародейства, прочно обосновавшегося в здешних местах, как вечная и неотъемлемая его часть.

Ни молитвы Господу, ни святая вода, ни крест животворящий не в силах совладать с несокрушимостью духовного врага. Победить зло можно только его же оружием – силою древних заклятий и магией первозданного колдовства. Иногда холодным железом или простым осиновым колом. Но никогда божьим словом. И никогда никакое оружие не способно устоять перед самым главным колдовством – силой любви, перед которой остаётся только пасть ниц, сдаться на милость победителя, тем более если это милость восхитительных чаровниц.

Краткое изложение цикла с ненаучно-истерическими комментариями:

— «Сатир» – Трактат о том, как рогатый наставил рога тому, кто сам наставил рога другому.

— «Повелительница жаб» – Сказка о злой лягухе, топком счастье и жабьей страсти.

— «Зверь Аверуана» – Пришествие Кометного Зла, или Исповедь героя о страшной тайне и не менее страшном Звере.

— «Колосс из Илурни» – Зомби-хроника о некромантской мести.

— «Создатель горгулий» – Сказ о средневековом «пигмалионе» и чудовищных «галатеях».

— «Второе рождение Венеры» – Преданье старины глубокой о переносе морковных грядок.

— «Колдунья из Силера» – Любовь зла, полюбишь и козла, или Баллада о несусветной любви и верном избраннике.

— «Свидание в Аверуанском лесу» – Сказание о нетопырях, гиблом месте и осиновом коле.

— «Святой Азедарак» – Туда и обратно, или Хроноповесть о благочестии, выборе и лишении возможности совершить этот выбор.

— «Конец рассказа» – Легенды грустный плен о добровольном, но счастливом плене.

Оценка : 8
«Свет из ниоткуда»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 14 июля 2021 г. в 21:24

Нравятся мне всё-таки произведения, которые повествуют о столкновении с чем-то неведомым, но при этом не пытаются напугать читателя. «Свет из Запределья» Кларка Эштона Смита — именно из таких. Сюжет достаточно прост и незамысловат: живущий в уединении художник Дориан Вирмот живёт в уединении в горах, где становится свидетелем необычного вторжения в привычную реальность непостижимых элементов — неземных ароматов, непостижимым образом связанных с музыкой, которая звучит едва ли не у него в мозгу, а также таинственного свечения, напоминающего вращение спиц колеса, сотканного из света и сияния... Позже Вирмот находит материальные свидетельства того, что всё это ему не привиделось, через некоторое время ему удаётся своими глазами увидеть странных существ и их корабль, а потом он и вовсе каким-то образом оказывается в родном мире этих пришельцев, который находится скорее на каких-то иных уровнях бытия, чем банально на другой планете или в другом времени. Вот только пребывание там заканчивается довольно быстро, а очнувшийся в нашем мире Вирмот со временем понимает, что он утратил некую часть самого себя, причём часть для него — крайне важную...

В принципе, рассказов с подобным сюжетом можно вспомнить множество. Однако, «Свет из Запределья» написан, прежде всего, художником и визионером, а потом уже автором фантастики, поэтому красочность описаний в рассказе выходит на первый план и (по крайней мере, на мой взгляд) полностью затмевает собственно фантастическое допущение. В любом случае, рассказ неплох, а для 30-х годов прошлого века — так и вовсе хорош!

И пусть условно «фэнтезийные» рассказы Смита нравятся мне гораздо больше, но и этому 8 баллов — не жалко.

Оценка : 8
«Склепы Йох-Вомбиса»
–  [ 7 ]  +

sergej210477, 19 апреля 2018 г. в 23:04

Отличный рассказ. Давно я не читал такого великолепного хоррора.

Жалко, что имя Лавкрафта знает каждый, а К. Э. Смита только поклонники этого литературного жанра.

Мощный, классический рассказ. Содержит все что нужно, чтобы заинтересовать и не отпускать напряжения до финала. Цельный, завершённый сюжет, в то же время, ничего лишнего.

Мне все понравилось. Тот редкий случай, когда не знаю, что упомянуть в недостатках этого произведения.

Написан рассказ чуть ли не сто лет назад, а по стилю — легкий и современный, отличается от сухих и лаконичных произведений фантастов того времени.

Яркая и атмосферная вещь.

Оценка : 10
«Зотик» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

keellorenz, 07 апреля 2016 г. в 23:07

Цикл Смита вплоть до полной неотличимости напоминает цикл Вэнса «Умирающая земля», хотя написан на десятка два лет ранее. Сказочно красивые картины умирающей из-за остывания солнца планеты напоминают «Сказки 1001 ночи», но при существенном отличии: герои Смита почти не делятся на плохих и хороших , а сюжет оканчивается как правило отнюдь не хэппи-эндом. Для своего времени (30-е годы 20 века!) это было радикальным разрывом с традицией жанра.

Причем «Зотик» не воспринимается как фантастика для подростков — это рассчитанная на взрослого читателя поэтизированная авантюрная проза в котором уже один фон повествования задает мрачный философский настрой всему происходящему. Гумилев, Лавкрафт, сказки и легенды Иберии, полотна Дали или Брюса Пеннингтона приходят как сравнения (собственно Смит был известен в США 30-х больше как именно поэт). Стивен Кинг им восхищался и как поэтом в том числе, например.

Сладостная декадентская осень человечества — вот как хочется охарактеризовать цикл Смита. Его хорошо читать под винцо на травке под лучами августовского солнышка...

«Марс» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 15 января 2016 г. в 11:46

С творчеством Кларка Эштона Смита я познакомился в далёком 2004 году, когда в серии «Толкин. Предшественники» вышел сборник «Затерянные миры». Сейчас уже не вспомню, где я взял эту книгу, но точно помню, что до момента, когда её пришлось возвращать, прочитать я успел едва ли треть (целиком цикл «Аверуан» и несколько рассказов «Гипербореи»). Ещё лучше помню, что творчество Смита мне по душе не пришлось. И книгу себе я покупать не стал, взяв вместо неё томик Дансейни из этой же серии. Сейчас даже жалею немного, глядя за какие суммы люди продают «Затерянные миры» =)))

Долгое вступление было не просто так. В последнее время интерес к творчеству К.Э.Смита (как, кстати, и Дансейни) возрос, поэтому и я решил ещё раз попробовать его почитать. К счастью, на компе обнаружился в электронном виде цикл «Марс» целиком. 13 января, в честь 122-летия со дня рождения Кларка Эштона Смита сей цикл был мною прочитан. Что я могу сказать? А ведь сильно! Какого только Марса мы не видели в американской фантастике/фэнтези 20-40-х годов прошлого века, но Смит сумел удивить. Прежде всего, понравилась неповторимая мрачность атмосферы. Все эти мёртвые города и древние цивилизации, Тьма, которая старше Солнца, существа, таящиеся в ней... Смиту удалось создать атмосферу абсолютной чуждости марсианской цивилизации. Говоря его словами, «межпланетную пустоту между Землей и Марсом преодолели, но кто способен пересечь эволюционную бездну между землянином и марсианином?» Во-вторых, весьма порадовало отсутствие каких-либо хэппи-эндов, что весьма нехарактерно для фантастической литературы того времени. Ну, а в-третьих, рассказы Смита — это знаковые для развития сразу нескольких жанров произведения, ознакомиться с которыми не помешает каждому любителю фантастики/фэнтези. Возможно, начни я читать автора с марсианских историй, а не с «Аверуана», томик «Затерянные миры» стоял бы сейчас на полке рядом с Дансейни =)))

В итоге рекомендую именно этот цикл для знакомства с творчеством Кларка Эштона Смита.

Оценка : 9
«Двойная тень»
–  [ 7 ]  +

Лэйла, 04 января 2010 г. в 14:13

Очень интересный рассказ. Этот удивительный мир волшебства, описанный в нем. Казалось оно (волшебство) безопасно, но нет появляется нечто и волшебство перестает быть безопасным. Опять же таки «бесплатный сыр лишь в мышеловке».

Герои воспользовались чужим заклинанием и думали у них все получится. Это и погубило их.

Оценка : 8
«Двойная тень»
–  [ 7 ]  +

kkk72, 27 июня 2008 г. в 19:51

Весьма неплохой рассказ. По стилю он весьма напоминает Лавкрафта, а вот описанная в нем эпоха заставляет вспомнить Роберта Говарда. Завязка рассказа выглядит несколько наивно, а вот концовка производит впечатление. Автору удалось успешно создать мрачную атмосферу безысходности, а загадочность явления, с которым столкнулись маги, только усугубляет впечатление. Мораль же рассказа вполне очевидна — нечего совать нос в опасные загадки.

Оценка : 8
«Империя некромантов»
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 10 декабря 2022 г. в 02:39

Совершенно детский или скажем незамысловатый жанр мрачной сказки «про мертвецов». Выгнали возмущенные граждане двух охальников некромантов в пустыню, те, смеясь, дошли (без воды и еды долгое время) до уничтоженных эпидемией мест, посыпали кости волшебным порошком — и вуаля, вот тебе и рабы, и транспорт (кони) с питанием аналогично.

Но как же некромантам — и не поиздеваться над мертвецами! Понятно, что труп — тоже человек, и у него особенная гордость. Вот и покойники возбухли супротив негодяев. Тут и сказочке конец.

Это литература на уровне ДОШКОЛЬНИКА! В пионерлагерях в советское время гораздо более продвинутые страшные истории рассказывали. Я бы не стал на такое тратить время, но некоторые лаборанты высказали мнение, что вселенная «Умирающей земли» Джека Вэнса на этом самом «Зотике» основана. Каким, спрашивается, макаром, примитивнейшая байка, которая по уровню заложенных идей и описаний многократно уступает сказке про Курочку Рябу, может послужить основой чему либо?

В общем, этот «Зотик» — пособие по интеллектуальной безработице выпускникам школы для людей с отклонениями умственного развития.

Оценка : 3
«Цитра»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 17 декабря 2021 г. в 23:33

Искал, искал и вот, нашёл — новая вершина, взятая Кларком Эштоном Смитом!

Рассказ построен на паре простых, но тонких наблюдений. Люди, которые довольны собой, своим местом в жизни, своим призванием — редкость. Хорошо там, где нас нет — правда? Пастушок мечтает быть императором, вершить судьбы, тосковать о судьбах родины, стоя на веранде своего дворца, жить в величии и богатстве — да? Чего хочет император? Сбросить с себя бремя короны, и пасти коз на берегу озера, ни о чём не думая, ни о чём не сожалея, быть самим собой — да?

Замкнутый круг. И самое главное — человек отдаёт душу просто так, ни за что. Он хочет счастья — и не понимает, что счастья не существует, и что его душа просто на него не способна. Осуществлённая мечта не приведёт ни к чему, кроме новых скорбей, и этот вечный круговорот муки никогда не прервётся.

Косвенно — очень по буддийски.

Оценка : 9
«Ужасы Йондо»
–  [ 6 ]  +

Mishel78, 17 мая 2021 г. в 07:13

Действие рассказа Кларка Эштона Смита происходит в мире, о котором читателю ничего не известно. Но исходя из того, что главный герой стал жертвой инквизиции и одним из истязаний явилось оставление в пустыне Йондо виновного без пищи и воды, мир этот жесток.

По сути своей, рассказ выглядит живописной зарисовкой, небольшим фрагментом чуждого мира, в которой есть унылый пейзаж, страх и волнение главного героя. Самое поразительное в том, что детали произведения прописаны столь тщательно, что я ничуть не сомневался в том, что сам нахожусь в пустыне и что именно я бреду по ней, обуреваемый мрачными предчувствиями.

Но, как будто бы этого оказалось мало и автор послал герою ещё одно испытание, после которого путь мученика прекратится. Собственно, ради описания этой встречи с потусторонней опасностью и читал я этот рассказ, потому что образ опасности такой же яркий и незабываемый, как и описываемая автором пустыня Йондо. И да — название рассказа лишь слегка намекает на ту бездну кошмара, с которой столкнётся персонаж.

Красивый и даже изысканный рассказ, в котором каждая деталь окружающего мира оживает благодаря таланту Кларка Эштона Смита.

Оценка : 8
«Охотники из преисподней»
–  [ 6 ]  +

Alex_Razor, 06 августа 2020 г. в 13:38

Один из тех рассказов «продолжателей» Лавкрафта, который смело можно добавлять бонусом в сборнике самого Говарда нашего Филипса — разочарования не будет. Здесь есть 'та самая' атмосфера потустороннего ужаса, происходящего совсем рядом, за соседней дверью. Ощущение какой-то непрочности нашего мира, точнее привычных о нём представлений, и бессилия перед древними сущностями — то, чего, на мой взгляд, всегда не хватало, например, Дерлету.

Сюжет в чём-то напоминает «модель Пикмена», но, пожалуй, даже помощнее. «Охотники» не просто позируют художнику, они умеют перемещаться между мирами, и .. охотиться...   От них не скроешься в закрытой комнате... Так же здесь работа с потусторонними силами без должной подготовки приводит-таки к закономерному финалу, который, тем не менее, реально пугает. Интересно, что описанные существа напоминают то, что было в «ужасе в музее» (чью шкуру надел хозяин музея для того, чтобы испугать героя) — возможно, это оно и имеется в виду.

В общем категорически рекомендовано всем фанатам Лавкрафта!

Оценка : 10
«Возвращение чародея»
–  [ 6 ]  +

Стронций 88, 14 января 2019 г. в 14:56

Эх, давно не читал я Эштона Смита… а он-то самый почитаемый из «Мушкетёров Лавкрафта» – самый почитаемый самим Лавкрафтом, если поглядеть, как часто он упоминает его имя в своих произведениях, да и «Ужас и сверхъестественное в литературе» вспомнить. И это понятно – Эштон Смит очень сильный и своеобразный писатель. Но вот прочитав этот рассказ, я слегка разочаровался. Типичное подражание Лавкрафту. До обидного типичное подражание Лавкрафту. Я бы даже сказал, подражание Лавкрафту средней руки. Прозрачный, угадывающийся с самого начала сюжет, до боли штампованные образы темного дома и одинокого нервного ученого, сухое штампованное нагнетание страха (переросшее в штамп ещё со времён Эдгара По) и штампы Лавкрафта – «Некрономикон», безумный побег в конце и т.д. и т.п… Ах, да, ещё и сюжет напомнил историю собрата по «чёрной школе» Роберта Говарда «Перестук костей» (написанный, кстати, раньше). Только у Говарда этот сюжет был окутан атмосферой собственного мира реал-фэнтези Соломона Кейна, а тут – в чужой атмосфере Лавкрафта, надёрганной из его условностей и штампов. Где прекрасное авторское своеобразие Эштона Смита? Где его невероятная диковинная выдумка? От настоящего Эштона Смита тут, мне кажется, только описание движущихся кусков трупа – вот оно-то действительно будто выпрыгнуло из полного некромантов Зотика, оно запомнилось (почему-то классические «Зловещие мертвецы» вспомнились – даже не знаю, почему). Но мало этого, очень мало, чтобы вылезти из категории средненького подражательства. И в целом ощущение было такое, будто автор написал этот рассказ за полчаса, без напряга и выдумки – просто сложив одни штампы к другим над бесхитростной, простой как амёба «пугательной» историей. От подобного мастера печально такое видеть.

Оценка : 5
«Плутониум»
–  [ 6 ]  +

sergu, 01 июня 2018 г. в 06:54

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Наркотики... Мир одновременных грёз и кошмаров. Счастье и проклятие в одной сладкой дозе. Грамм греха и тонна раскаяния...

А если посмотреть шире? А что, если на других планетах, в других звёздных системах можно найти такие наркотические средства, которые не снились даже под самой крепкой дозой?

Именно об этом рассказ К.Э.Смита «Наркотик с Плутона» — об удивительных, неземных свойствах инопланетный наркотиков, о «дури», привезённой с чужих миров.

Герой рассказа — скульптор, получает возможность испытать на себе воздействие редкого наркотического вещества, привезённого с Плутона и дающего возможность проследить своё прошлое и заглянуть в будущее на незначительный отрезок времени. Воздействие наркотика индивидуально и зависит от особенностей личности. Открывшееся перед скульптором видение — это поток плавно меняющихся скульптур-событий, как бы перетекающих одна в другую без видимой перспективы и привычных координат. Как глаз четвёртого измерения. Как череда невероятных углов и изломанного света в оба конца времени. Но почему «танец скульптур» обрывается? Что это: предел видения или..? В отличие от скульптора читатель сразу догадывается, что означает это «или». Скульптору же не остаётся ничего другого, как воплотить его в реальность — стать жертвой своего убийства.

Сюжетная наивность рассказа бросается в глаза, но вот идея, выраженная в нём заслуживает высшей похвалы. Сказать, что она неординарная — предательски унизить гениальное новаторство К.Э.Смита. Идея — супероригинальная, по тем временам передовая, ударная сила наступающего фронта современной фантастики.

Наркотические вещества инопланетного происхождения — целый кладезь новых, невероятных возможностей галлюцинаторной реальности и кайфа божественных ощущений, перед которыми меркнут все другие «собратья по дурману». Ускорение чувства времени, возможность увидеть будущее, космические откровения и прочая, прочая, прочая — только маленькая часть того, что готовит человеку «кайф» от чужих миров. И диалог между скульптором и доктором по поводу того, что любой наркопрепарат может быть и лекарством и ядом — в зависимости от дозы, — это путь человечества в будущее, когда не только болезни (рак в рассказе уже побеждён), но и другие тайны снимут свой покров перед умелым использованием «дряни», которую когда-то привезут с других миров.

Оценка : 8
«Цитра»
–  [ 6 ]  +

sergu, 30 мая 2018 г. в 21:20

Кто ты: принц или пастух? Ищущий своё царство, или пасущий стадо коз на склонах гор в теченье жалкой жизни? Царственная твоя кровь полна величия, и зов далёкого прошлого тревожит неспокойное сердце.

Кто ты? Заложник сна иль пленник яви? Ты тот, кто скипетр свой вознёс над царством древним и забвенным? Или водитель горных коз, — тех коз, что взмахом посоха, как жезлом царским, покорные всегда тебе? Не ты ли в царстве Тасайдона заветный плод вкусил и глупостью своею обрёк себя на вечный сон, на грёзу сладкую, что пыткою сравнима с пустынным зовом в никуда?

Ответа нет. Ты — то, что есть, и в то же время нет тебя, как нет и царства твоего.

Есть пытка сном.

Ты пленник Ада.

И твой хозяин — Тасайдон.

Оценка : 8
«Во владениях случайности»
–  [ 6 ]  +

Seidhe, 29 мая 2018 г. в 12:49

Довольно непривычно, конечно, воспринимать Кларка Эштона Смита как автора научной фантастики — не за НФ мы автора любим и ценим! — но и этот рассказ получился очень «смитовским» по духу. В центре сюжета — двое американских военных, которые во время преследования на новейшем «ракетоплане» японского шпиона попадают в странный мир бесконечной изменчивости. Описания данного мира — основная фишка рассказа. Фантазия у автора, как совершенно правильно заметил автор предыдущего отзыва, всегда была буйная, поэтому и мир получился достаточно любопытным. Одно только животное, похожее «на ягнёнка и змею с паучьими ногами» одновременно чего стоит! =))) Особого очарования добавляет тот факт, что мир вокруг героев постоянно меняется, находится в постоянном движении, причём не только мир живой и неживой природы, но и физические законы, и само пространство:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё здесь было неоднородным и причудливым, что свидетельствовало о совершенно бессистемном развитии. Казалось, что весь этот хаотичный космос, в котором оказались земляне, сформировался из атомов и электронов, у которых не было чётких моделей поведения и чьим единственным управляющим законом была случайность.

А вот само развитие сюжета показалось достаточно банальным и предсказуемым. Хотя, учитывая время написания рассказа, это вряд ли можно отнести к недостаткам, просто нужно понимать и быть готовым, что никаких объяснений всему происходящему не будет. Я подразумеваю научные объяснения, потому как объяснения типа «они развивали у себя способности, которые позволили им обходить отсутствие законов здешнего окружения, предсказывать её случайности и навязывать свой закон и порядок постоянно меняющемуся хаосу» в тексте присутствуют.

Тем не менее, повторюсь ещё раз: не в научно-фантастических объяснениях прелесть «Пространства случайности» — рассказ надо просто читать, наслаждаясь богатством фантазии автора и восхищаясь величественными картинами, созданными необузданным воображением этого безусловно талантливого визионера...

Одним словом, поставил бы 7 баллов — до лучших авторских вещей всё-таки не дотягивает. Однако, описания изменчивого мира получились весьма впечатляющими, да и за предвидение американо-японской войны (хоть по мысли автора и происходит это в 1975 году, а воюют Штаты против Китайско-Японской Федерации) накину балл.

Алексею Черепанову — низкий поклон за перевод.

Оценка : 8
«Смерть Илалоты»
–  [ 6 ]  +

sergu, 22 мая 2018 г. в 18:01

Как вернуть ушедшего от тебя возлюбленного? И как отомстить той, что увела его? Нет ничего проще, если ты — ведьма, а любовь твоя жаднá и ненасытна, аки ламия. Ибо ты и есть — ламия.

И смерть твоя — лишь миг несчастья,

Величья й торжесва — полёт.

И вечной тьмы душа твоя — заложница на век...

Атмосфера запретной любви соседствует в рассказе с атмосферой могильного склепа. Писательское дарование Смита рисует перед тобой зловещую картину извращённой страсти.

Тяжёлый саван ночи, накрывший ложе ждущей возлюбленной...

Огромный белый цветок луны, источающий аромат заупокойного...

Цепенение застывшего, словно в спящем чародействе, воздуха...

И жуткий вопль кошмарного страха с жаркой восторженностью споёт осанну кровавой любви!

Оценка : 8
«Склепы Йох-Вомбиса»
–  [ 6 ]  +

sergu, 19 мая 2018 г. в 10:16

Древность...

Сколько тайн, сколько непостижимых загадок кроется за этим словом. Сколько соблазнов...

Древние развалины, склепы, лабиринты... Прах веков, пыль столетий, немые свидетели ушедшего, забытого, проклятого... не потревоженного... упокоённого...

Ждущего... Ждущего своего часа... Часа возрождения. Торжества! Злого Мрака! Смерти! Твоей смерти!!!

Беги!

Не слушай зова!

Прошлое мертво!

Не буди его!!!

>:-|

ИМХО: Многое в рассказе вызвало ассоциации с «Чужым». Очень даже похоже. Вполне может сойти за прототип, если действительно не послужил таковым.

Оценка : 7
«Двойная тень»
–  [ 6 ]  +

sergu, 12 мая 2018 г. в 08:08

Среди голых, изъеденных ветром утёсов, где море ревёт чужим голосом, где ветра завывают угрюмыми невидимыми призраками, высится каменная обитель древнего колдовства. Там великий чернокнижник Авитекс со своим учеником творят древнее чёрное чародейство, вызывая обитателей запечатанных навеки гробниц и открывая бездны бесконечного мрака.

Но однажды соблазн таинственного заклятья станет твоим проклятым роком.

И чёрное дыхание мёртвых времён обрушится на тебя по твоему же зову.

Это не просто рассказ, это зловещая мозаика поэтической ауры древнего зла. Это мрачная атмосфера мистического чернокнижия. Это власть таинственных сил, способных открыть бесконечность запредельных бездн, где демоны мрака, хищно стерегут каждый твой неверный шаг, а неведомое дочеловеческое зло ждёт своего победного часа.

Слышишь? Это чёрной проказой ада явилась тень разложения страшных человекозмей.

Оценка : 10
«Двойная тень»
–  [ 6 ]  +

aiva79, 30 января 2018 г. в 20:59

Не ожидала, что рассказ оставит приятное впечатление, но это так.  Казалось бы чем может зацепить история про старого ученого-мистика некроманта и его ученика, занимающихся изучением древних культов, расшифровкой старых свитков и табличек, а также вызовом духов из небытия. Очевидно, что это мрачная история с гнетущей мистической атмосферой, кучей непонятных колдовских терминов и печальным неоднозначным концом. Но видимо поэтичный стиль автора, ощущение запаха и тепла от горящих свечей, липкая и тягучая мрачность — сделали эту историю отличной от других. В одном недавно просмотренном фильме мне запомнился момент, где галограмма соединилась с живым человеком, в итоге получился образ сочетающий в себе как черты галограммы, так и черты живого человека. Выглядело это очень необычно. В этой истории происходит нечто подобное, но с поправкой на время, а именно галограмму заменяет древний вызванный из другого мира и времени дух.

Рассказ понравился, если бы у авторов 19  — начала 20 веков были те знания, которыми обладают современные писатели и те возможности визуализации, которые существуют сейчас, то думаю, что они дали бы прикурить всем и каждому.

Оценка : 8
«К демону»
–  [ 6 ]  +

Vlad lev, 05 июля 2014 г. в 14:29

Обращение к демону — лирическая зарисовка об утомлённом известными знаниями мудреце, который всё же жаждет новых впечатлений и знаний. Но не тех, что доступны на Земле — не о Атлантиде, Му или исчезнувшей империи Инд... Нет, об иных мирах и местах, неведомых: огненных морях пробивающихся по средине вечных льдов; ароматах, при вдыхание которых дарует вечную дремоту; о титанах, пребывающих на Уране, и существах, бродящих в зеленом свете двойных солнц — голубого и оранжевого. О преданиях немыслимого ужаса и невероятной любви; в сферах, где наше солнце является лишь «Безымянной звездой», лучам которого туда никогда не добраться.

Оценка : 9
«Бог из храма смерти»
–  [ 6 ]  +

anok, 16 июня 2014 г. в 23:27

Умирающий мир Зотика обширен и полон изолированных культур, каждая из которых является для соседей чем-то вроде легенды и о которой ходят лишь слухи.

Молодая пара, заблудившись в пустыне, выходит к городу Зуль Бха Сейра, который среди народов Зотика славится свои ритуалом погребения умерших. Каждый, кто умирает в Зуль Бха Сейре, должен быть принесен в жертву богу Мордигиану, жрецы которого заберут мертвое тело и отнесут его в черное подземелье храма.

Заблудившаяся пара останавливается на постоялом дворе, где девушку настигает её недуг, из-за которого она впадает в состояние клинической смерти и становится похожей на покойницу. За девушкой приходят жрецы Мордигиана, чтобы отнести её тело в храм и принести в жертву богу. Молодой человек пытается объяснить, что она не мертва и что скоро очнется, но его не слушают. Рассказ повествует о любви парня к девушке, из-за которой он готов спустится в храм Бога Смерти и попытаться выкрасть свою невесту, что по местным обычаям является неслыханной дерзостью и святотатством. Является ли древний Бог плодом воображения местных жителей и кто такие жрецы Мордигиана, скрывающие свои лица под маской, об этом повествует замечательный рассказ Кларка Смита- одного из родоначальников жанра фэнтези.

Оценка : 10
«Возвращение чародея»
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 22 августа 2012 г. в 03:18

Неплохой рассказ. Главный герой — просто очевидец, случайный человек, который мельком увидел нечто, выходящее за рамки «нормального». Но рассказ серьёзно портит то, что он совсем уж явное подражание Лавкрафту — ничего своего и оригинального в «Возвращение чародея» нет и вторичность бросается в глаза. Но в этом ничего страшного, оценка была бы выше, если б не два сомнительных момента: неведомая сила, которая вот взяла и неизвестно зачем заставила ГГ посмотреть на самое интересное и не отпускала до определённого момента, и невыносимая глупость и малодушие Джона Карнби (привет его родственнику Эдварду!) —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну почему он просто не взял и не сжёг своего живучего братца, особенно понимая и потом зная наверняка, что тот воскреснуть может? Сомневаюсь, что тот сумел бы заставить свой пепел изводить брата.

Оценка : 5
«Охотники из преисподней»
–  [ 6 ]  +

alex1970, 10 марта 2011 г. в 14:05

Филипп Хайстейн приезжает в Париж к дальнему родственнику – талантливому скульптору Киприану Синколу. Тот в своем стремлении к совершенству зашел слишком далеко – решил делать фигуры адских жителей с натуры.

Хорошо написанный рассказ, идеально вписывающийся в мифологию Лавкрафта.

Оценка : 8
«Конец рассказа»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 22 апреля 2023 г. в 10:45

Хорошо показана атмосфера тайны и загадки, которая может сгубить кошку, то есть любопытного молодого человека. А тот увидел красивую девушку и забывает про всё (может, это метафора такая?). Просто настолько явна показана беспомощность мужчин перед ослепительной и обворожительной красоткой, что просто на вампиризм-суккубство это списать не получится, на лицо явный назидательный мотив. Лучше и не знать про такие соблазны...

P.S. Отдельный плюс за удивительную библиотеку монастыря. Хотел бы я в такой побывать и заставить настоятеля рассекретить все бесценные художественные сокровища...

Оценка : 9
«Конец рассказа»
–  [ 5 ]  +

skela2982, 31 января 2023 г. в 22:36

Рассказ мне очень понравился. Атмосферный, интригующий, и до последних нескольких страниц, я был уверен, что это однозначно 10 из 10. До определенного момента очень было похоже на произведения Лавкрафта, герой всё глубже погружался в мрачную тайну, из лап которой ему уже не выбраться, которая погубила уже многих до него. Мне казалось — вот оно, то самое...сейчас он обнаружит такое...такое...Но нет, развязка пошла совсем в другое русло. Хотя скорее всего, это вкусовщина, и другим очень даже зайдет такая концовка. Но для меня, это только 8.

Ещё хочу отметить, что концовка обратила мое внимание на то, что у автора прослеживается уже как минимум в нескольких произведениях посыл, который можно свести к фразе, из небезызвестного фильма — «счастье в неведении».)

Оценка : 8
«The Old Gods Eat»
–  [ 5 ]  +

Rovdyr, 03 октября 2022 г. в 09:33

Рассказ произвел странное впечатление. «Странное» — не в смысле weird, а в самом простом смысле этого слова. С одной стороны, имеется довольно продуктивная (хотя и не особо оригинальная) задумка-интрига, в основе которой находятся древний замок в Корнуолле и дракон с рогом во лбу (моноцерос). Есть интрига в виде пропадающих людей и замечаемой главным героем таинственной блондинки в башне замка. С другой стороны, реализован сюжет сумбурно, как невнятная фантасмагория, разбираться в хитросплетениях которой было не особо интересно, зато откровенно утомительно. Неожиданным «достоинством» в моих глазах произведения оказался курьезный элемент, который пронизывает почти все повествование — а именно, то, что сейчас принято называть сексуальной объективацией. Главный герой то и дело глазеет на «формы» двух персонажей женского пола, что сопровождается мыслями соответствующего содержания. На фоне лихорадочно развивающегося действия эта выглядящая весьма забавно тема появляется столь часто, что я даже намеревался указать в классификаторе характеристик произведения «Эротическое», но предпочел на всякий случай воздержаться и выбрал «Ироническое».

Оценка : 6
«Призрак Мохаммеда Дина»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 04 сентября 2022 г. в 16:12

Стандартная история про дом с привидениями.

Классический сюжет про то, как один человек, на спор, решает провести ночь в нехорошем доме.

Произведение в стиле детских «страшилок у костра». Немного мистики, чуть-чуть, хоррора.

Рассказ совсем короткий, по-сути, никакой интриги и загадки не содержит. Проба пера начинающего писателя.

Оценка : 4
«Последнее колдовство»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 03 сентября 2022 г. в 00:04

Простой, но, в то же время, очень изящный рассказ.

Старый могущественный некромант решил вернуть из загробного царства девушку, в которую он был влюблен в далёкой юности.

Притча о том, что в одну реку нельзя войти дважды, что в старости нельзя повторно испытать те чувства и эмоции, что человек пережил в молодости.

В общем, в коротенькой истоии много всего, над чем приятно поразмыслить.

Оценка : 8
«Приключение в будущем»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 13 мая 2022 г. в 11:22

В чисто литературном плане написано отлично, не берусь судить насколько велика здесь заслуга переводчика. Большое количество событий представлено в компактно-сжатом виде. Какое превосходство над осточертевшими современными многотомными опупеями.

Но вот с идеологической составляющей текста — проблемка. На самом деле идеология есть почти в любой книге. Просто по тому, что автор определяет как хорошее и плохое. И вот тут хорошо показана мораль амеров (не всех) первой половины двадцатого века.(Если бы только тогда) Рабства уже нет, но они, похоже, в глубине души о нём мечтают. Культура будущего была бы достойна восхищения, если бы не не одно но — она основана на махровом рабстве венериан. При этом сообщается это мельком, как нечто само собой разумеющиеся и даже тени протеста у героя не вызывает. Мы же белые англосаксы — кого хотим, того и поработим. Но если у древних греков или римлян этот строй был основан на чисто экономических причинах, то здесь впрямую сообщается, что всё что нужно люди могут синтезировать искусственно, но всё равно предпочитают естественные продукты, которые выращивают рабы ??! Что же, помнится у Пола Андерсона во вселенной Доминика Фландри была планетка, где экономически не эффективное рабство исползовалось, так как рабы считались знаком престижа. Вот только красило ли это планету?!

А потом герои Кларка искренне недоумевают «А чего это рабы бунтуют». Ну-ну! Естественно венерианцы представлены в самом чёрном свете: они бесчувственны и сами своих соплеменников продают. Но такое было и в реальной истории: африканские царьки продавали своих подданных в обмен на бусы. Оправдывает ли это работорговцев и делает ли всех негров бесчувственными? Для нормального человека сегодня ответ очевиден.

Потом люди вдруг спохватываются: «Они более развиты чем мы думали, у них есть даже секретные средства связи. А наверное это так земной воздух на них повлиял. Но всё равно они низкие и коварные»

Каннибалы — допустим. Но вот, что любопытно — даже в тексте рассказа нет сцены где они реально едят друг друга. То что они собирались поджарить захваченного в плен героя можно объяснить элементарной местью угнетателям. В любом случае согласен с montakvir7511 (предыдущий рецензент). За века владения рабами люди даже не потрудились это изменить. Англичане захватив индию по крайней мере искоренили сжигание вдов заживо, и расправились с сектой душителей, тут нет даже этого.

Невольно вспоминается эпизод из «Мира пауков» Уилсона. Кто не в теме: там люди поднимают восстание против поработивших их пауков. Наилзу, предводителю людей, удаётся заключить с пауками мир. И вот он вдруг узнаёт, что древнюю войну в результате которой люди оказались порабощены спровоцировали сами люди. При чём спровоцировали весьма серьёзно. Слушая подлинную хронику событий он даже в каком-то смысле проникается сочувствием к тогдашним паукам — которые изначально хотели только что бы их оставили в покое.

« — Что двуногий заслужили мы свою победу?

   — Вы заслужили жизнь в мире. Но свобода не может быть подлинный покуда есть рабство!»

  Какой контраст с данным текстом.

  Как часть человечества, я, конечно, не желаю его гибели, но нельзя не признать, что люди в этом тексто-мире просто получили именно то, что заслужили. По существу рассказ, при внимательном чтении, получается антирасистским. Увы, явно против воли автора!

Оценка : 7
«Ужасы Йондо»
–  [ 5 ]  +

Isha Bhikshu, 13 апреля 2022 г. в 02:07

Замечательный рассказ с атмосферой неземного ужаса. И в самом деле неземного, так как место действия — определённо не на нашей планете, но на похожей, и главный герой, очевидно, такой же как и мы. Может быть, это далёкое будущее Земли, где человечество вновь деградировало до средневековья и языческих религий. Итак, безымянный рассказчик попал в руки злобных жрецов, а те отправили его мучаться в пустыню. Там он видит множество страшных и необъяснимых явлений, красочно описанных Смитом. Рассказ не особо длинный, это не роман У.Х. Ходжсона «Ночная Земля», где подобных ужасов намного больше, но и краткая история Смита написана хорошо и интересно.

Оценка : 10
«Империя некромантов»
–  [ 5 ]  +

AlisterOrm, 09 декабря 2021 г. в 23:11

Начало повествования не внушает доверия — уж очень быстро развивается сюжет, мы даже не успеваем полюбоваться пейзажами заваленной человеческим прахом пустой империи — парочка порочных некромантов оживляет мертвецов пачками и толпами, создавая себе идеальных слуг, точнее, рабов, беспрекословных и равнодушных. Оригинально и интересно, но исполнение хромает... точнее, хромало, ровно до того момента, как Кларк Эштон Смит дал голос покойному императору, умершему молодым.

Этот голос мёртвых — тихий, еле слышный, в котором нет настоящей страсти живого, но есть страсть разума, желающего вернуться в спокойствие смерти — наверное, не имеющее аналогов авторское высказывание. И, конечно, он придаёт рассказу более пафосное, в хорошем смысле звучание — торжественное и эпическое. В мире Зотики смерть является желанной гостьей, а мертвецы человечнее живых — ну что же, причуды умирающей Земли...

Оценка : 8
«Смерть Илалоты»
–  [ 5 ]  +

AlisterOrm, 09 декабря 2021 г. в 23:02

Почему-то произведения в цикле о Зотике у меня прочно ассоциируются с Эдгаром Алланом По — ну помните, известное: «One night while reading a gruesome tale / he read a passage that made him turn pale / Such horrible news he could not survive / For his beautiful wife had been buried alive» (С)? Дух и исполнение сближают двух классиков американского хоррора, атмосфера беспросветной тоски, отчаяния и болезненной любви. Здесь, конечно, эмоции играют меньшую роль — у По герои осознают свою порочность и греховность, они не забыли Бога, хоть и отвергли, а в мрачной Вселенной Кларка Эштона Смита никакого искупления нет и быть не может — вот и его герои не испытывают никакого смущения перед собственным грехом. Вот почему конец мрачной истории выглядит справедливым — в мире, который построил Кларк, нет места сочувствию, все заслужили мучение и смерть.

Оценка : 8
«Рассказ Сатампры Зейроса»
–  [ 5 ]  +

AlisterOrm, 05 декабря 2021 г. в 17:21

Первый рассказ о заброшенном городе Коммориуме, автор ещё не общался с палачом Аттамусом и не знал всей истории его гибели. Однако вор Сатампра Зейрос, оказывается, уже (или потом уже?) встречался с липким созданием — бывшим разбойником Кнегатином Зумом, а ныне — гигантским плотоядным «слаймом». В отличие от предыдущей повести о ловком воре, этот рассказ сильнее сидит в гиперборейской мифологии, однако потоки северной стужи здесь почему-то заменяет тропическая жара, а Коммориум становится классическим затерянным городом в джунглях, вроде Ангкора. Для меня Гиперборея, созданная воображением кларка Эштона Смита ассоциируется больше с морозом, и этот контраст показался мне несколько натянутым.

Что до сюжета, то он прост, и больше схож с приключениями Индианы Джонса, нежели с хоррорым «The Ice-Demon». Однако центральная тема автора тут всё равно играет — человеческое предательство и низость опять берут своё, да и не могут не взять — человек оказывается вновь абсолютно бессилен перед неведомым древним злом, и единственное, что остаётся — бежать, бежать со всех ног и не оглядываться. Так, постепенно, Гиперборея и исчезла.

Оценка : 8
«Конец рассказа»
–  [ 5 ]  +

AlisterOrm, 01 декабря 2021 г. в 19:59

Кларк Эштон Смит не всегда радовал нас разнообразием сюжетов, однако, что называется, нужно уметь подать. И автор смог вновь влить в банальный, даже для самого себя, сюжет, свой фирменный мрачноватый шарм и сладковатый привкус человеческой порочности и падкости на чувственность. Та же тема, что и в «The Enchantress of Sylaire» — соприкосновение со смертельно опасным, иномировым существом, связь с которым грозит гибелью, и на которую человек со радостью идёт.

Ветшающий монастырь в эпоху заката Франции Старого порядка, древние развалины замка на холме, осыпающиеся склепы, и иномировое, чародейское пространство, которое живёт в эту эпоху, эпоху живого Средневековья. Да, иной мир здесь является иллюзией — но наш герой рад обману, и он согласен отдать всего себя ему — хоть и знает, что пленительные образы насквозь лживы. Порочность сильнее...

Оценка : 8
«Пришелец из гробницы»
–  [ 5 ]  +

Legioner38, 02 сентября 2021 г. в 22:53

Самый любимый мною рассказ. Интересное вступление рассказчика сразу показывает атмосферу упадочного мира последнего континента на земле. Под мрачным, угасающим солнцем творятся безграничные мерзости зловещих колдунов и страшных посланцев иных миров.

                                                                                        

Рассказ небольшой, но прочитав его два года назад до сих пор нахожусь под впечатлением. Смит действительно хороший образчик дотолкиновского фэнтези, но более серьезный и жёсткий чем, к примеру, Говард. Тем он и ценен.

Оценка : 10
«Тени»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 13 июля 2021 г. в 22:31

Стихотворения в прозе Кларка Эштона Смита — отдельная сторона творчества этого многогранно-талантливого автора. Чаще всего, внятного сюжета они не имеют, и вся их красота заключается в том, как шикарно Смит умел строить предложения, зачастую используя как устаревшие слова, так и различные не часто употребляемые в современном английском (для автора в 30-е годы прошлого века, разумеется, современном) прилагательные. Учитывая вышесказанное, нет ничего удивительного в том, что и переводить подобные произведения нужно соответственно, чем никак не могут похвастаться переводы Смита, вышедшие в период с конца девяностых до середины нулевых. К счастью, в последние годы ситуация с адекватными переводами богатого литературного наследия Кларка Эштона Смита значительно улучшилась.

Для простого примера — один и тот же фрагмент в двух переводах:

— Сергея Федотова (сборник «Затерянные миры», 2004 года):

«Могилы несчитанных и забытых монархов белели на жёлтых окольных путях пустыни. Гниение некоторых зашло так далеко, что они всплывали из песков и вглядывались пустыми глазницами черепов в крышку смотрящих вниз небес; другие всё ещё сохраняли неосквернённую изоляцию смерти и были словно закрытые глаза — лишь миг как мертвы».

— Андрея Бородина (сетевая публикация, должен войти в 4-й том фантлабовского издания:

«Гробницы неисчислимых и забытых монархов белели окрест на жёлтом песке. Иные оплыли, словно гниющая плоть, вперяясь впалыми глазницами вскрытого опустошённого черепа в звездистое небо; иные доднесь сохранили неосквернённой печать смерти, тем уподобившись закрытым векам недавно усопшего».

На мой неискушённый взгляд, разница — очевидна. Так что читайте стихотворения в прозе Кларка Эштона Смита только в адекватных переводах! Ну, дабы получить правильное впечатление о том, как именно плёл вязь слов этот талантливейший визионер...

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8 



⇑ Наверх